№4________________________ ИСТОРИЧЕСКИЙ ФОРМАТ __________________________2015
УДК 94(47).03
ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА ДАНИИЛА ГАЛИЦКОГО НА РУБЕЖЕ 1240-х - 1250-х ГОДОВ
М.В. Киселёв
Санкт-Петербургский государственный университет Россия, 199304, г. Санкт-Петербург, Университетская набережная, д. 7/9
e-mail: fasthedgehog@bk.ru Scopus Author ID: 56604767400 SPIN-код: 1477-8322
Авторское резюме
Внешняя политика Даниила Романовича Галицкого, его коронация и отношения с Европой и монголами - все эти проблемы до сих пор вызывают интерес исследователей. Статья должна пролить свет на некоторые аспекты европейской политики Даниила Галицкого в конце 1240-х - начале 1250-х годов (между битвой на реке Лейте и, собственно, коронацией). Так как внешняя политика князя в указанный период плохо прослеживается по русским летописям, необходимо сопоставить сведения западноевропейских и греческих источников, а также проанализировать мнения историков, чтобы попытаться восстановить наиболее полную картину взаимоотношений Галицко-Волынской Руси с европейскими странами, папским престолом и Никейской империи.
Ключевые слова: Даниил Галицкий, Галицко-Волынская Русь, папство и Русь.
DANIEL OF GALICIA'S FOREIGN AFFAIRS IN THE LATE 1240s AND EARLY 1250s
Maxim Kiselev
Saint Petersburg State University
7/9 The Universitetskaya Embankment, St. Petersburg, 199304, Russia
e-mail: fasthedgehog@bk.ru
Abstract
The foreign affairs of Daniel Romanovych, Prince of Galicia, as well as his coronation and relations with Europe and the Horde are still of great interest to researchers. The article sheds light on some aspects of the European politics that Daniel of Galicia engaged in from the late 1240s to early 1250s (the time period between the battle of the Leitha River and his coronation). Since the foreign affairs of the prince during this period were poorly traced by Russian chronicles, it was necessary to compare information from Western European and Greek sources, as well as to analyze the opinions of historians to attempt to restore the most complete picture of the international relationships of the Galician-Volhynian Rus’ with European countries, the Holy See and the Empire of Nicaea.
Keywords: Daniel of Galicia, Galician-Volhynian Rus’, Rus’ and the papacy.
* * *
На рубеже 1240х-1250х годов Галицко-Волынская Русь находилась между двумя мирами - Востоком, представленным монголо-татарами, и Западом в лице
_______________________________327_______
№4_____________________ ИСТОРИЧЕСКИЙ ФОРМАТ ____________________2015
католических держав. Это, безусловно, определяло специфику внешней политики галицко-волынского князя Даниила Романовича. Начиная с XIX века историки (Карамзин 2002: 496; Соловьев 1988: 170; Пресняков 1988: 63; Насонов 2006: 234, 240; Греков, Якубовский 1950: 228; Котляр 2005: 22, 26) смотрели на внешнюю политику Даниила этого периода как антиордынскую - князь идёт на союз с Западом и принятие королевского титула с единственной целью - противостояние монгольской угрозе.
Основанием для подобного мнения было свидетельство летописи, где сказано, что Даниил отказывался принимать корону, пока папа не окажет ему помощь в борьбе с татарами (ПСРЛ 2: 276 об-277), а также письма папы Иннокентия IV Даниилу, в которых понтифик просит Даниила Галицкого уведомлять рыцарей Тевтонского ордена о надвигающейся монгольской угрозе (Акты: 68) и призывает христиан Богемии, Моравии, Сербии и Померании проповедовать крестовый поход против монголов (Акты: 78).
На рубеже 1240х-1250х годов Даниил Галицкий правил одним из самых сильных и процветающих русских княжеств, с которым считаются в Европе. М.К. Любавский говорит о том, что в 1246-1247 годах князья Даниил и Василько Романовичи «с блеском» отразили походы на Русь литовских князей (Любавский 2004: 45-46). В.Т. Пашуто отмечает, что благодаря политике Даниила Галицкого «возвысился международный авторитет Галицко-Волынского княжества» (Пашуто 1950: 287). Д.И. Иловайский говорит, что Даниил уделял отдельное внимание социальной политике и экономике, для чего пригласил в Галич немцев, евреев, армян, которым давал торговые привилегии, а также собирал «разбежавшихся жителей» и стал «возобновлять разрушенные города» (Иловайский 1998: 40), а Н.П. Дашкевич пишет, что Даниила называли «господарем Всея Руси», а его власть распространялась «от Днепра до Литвы» (Дашкевич 1873: 60).
В настоящее время историческая наука взяла курс на всестороннее раскрытие аспектов внутренней и внешней политики Даниила Романовича и составление полной картины его личностной и политической биографии.
Ранее (Киселев 2015: 25-50) мы уже рассматривали вопрос, связанный с участием в битве на реке Лейте в 1246 году «короля Руси», упоминание о котором без указания имени присутствует в немецких источниках (MGH SS 22: 541). В той статье мы соглашаемся с доводами А.В. Майорова о том, что с этим неназванным королём можно идентифицировать именно Даниила Галицкого (Майоров 2012а: 55). Не будем вдаваться в подробности дискуссий в современной исторической науки по поводу участия Даниила в австрийских событиях, ограничимся констатацией наличия документальных свидетельств того, что Даниил Галицкий признавался в Европе «королём Руси» (Regesta Imperii: 442; Акты: 62, 65-68).
В Галицко-Волынской летописи эпизод, в котором речь идет о коронации Даниила в 1253 году легатом Опизо Мессанским: «Присла папа послы чстны носдще вЪнЬць и скыпетрь. и короуноу еже наречтьс королевьскыи санъ . рекыи сн^оу приими ы насъ . вЪнЬчь королевьства древле бо того прислалъ к немоу . пискоупа Береньского и Каменцького река емоу и приими вЪнЬць королевьства Ын же в то
________________________________328_______
№4_____________________ ИСТОРИЧЕСКИЙ ФОРМАТ _____________________2015
врем А не при^лъ бъ рЪка рать Татарьска^ не престаеть злъ живоущи с нам то како могоу придти вЪнЪць бес помощи твоеи. Ыпиза же приде вЪнЪць носА ыбЪщева^сА ^ко помощь имЪти ти w папы» (ПСРЛ 2: 276 об-277). Папа дважды посылал послов к Даниилу с предложением короноваться. Задачей настоящей статьи яврляется попытка определить время и обстоятельства первого посольства.
Трудность установления точной даты прибытия епископа «береньского и каменецкого» вызвана отсутствием упоминаний об этом в документах - в своей переписке 1246-1248 годов с Даниилом Галицким папа Иннокентий не касается этого факта (Папские послания: 123-129). Галицко-Волынский летописец упоминает посещение Даниила «береньским и каменецким» епископом только в статье, посвященной коронации Даниила. При этом в силу особенностей Галицко-Волынской летописи не удается построить полную картину происходившего в Галицко-Волынской земле в конце 1240х годов.
Для того чтобы сделать комплексный обзор внешней политики Галицко-Волынской Руси конца 1240х - начала 1250х годов и пролить свет на некоторые неявные моменты, необходимо обратиться последовательно к каждому аспекту внешней политики Даниила Галицкого: отношениям с Западной Европой (в первую очередь, папством и Священной Римской империей), Никейской империей и Ордой.
Начало контактов с папой
26 октября (в день святого Дмитрия Солунского) 1245 г. Даниил Галицкий выехал из дома и направился в Орду к хану Батыю (ПСРЛ 2: 269 об). В марте 1246 года Даниил встретился с Плано Карпини, о чем пишет сам папский посол: «Король Даниил Русский со всеми воинами и людьми, именно с теми, которые прибыли с ним, нашел нас вблизи ставок Картана, женатого на сестре Бату» (Карпини: 61-62). О времени встречи можно судить по косвенным данным, но, безусловно, она произошла между «понедельником после первого воскресенья Четыредесятницы» (т.е. 26 февраля), когда Карпини начал путь к Батыю и до «среды Страстной недели» (4 апреля), когда делегация прибыла в ставку хана (Карпини: 60). Эта встреча положила начало длившемуся семь лет процессу переговоров между Римом и Галичем.
3 мая 1246 года датированы первые папские письма к князю галицкому. Причём, в одном из писем папа пишет, что «охотно вняли твоим мольбам и благожелательно выслушали просьбы твои, уповая на милость бога». Подробностей о переговорах Карпини с Даниилом в источниках не сохранилось. Б.Я. Рамм говорит о том, что по прибытии в Галич Даниил отправил к папе посольство (Рамм 1959: 155). Кто входил в состав этого посольства неизвестно.
Еще одно письмо адресовано «королю Руси Иоанну». С.А. Большакова, комментировавшая папские послания Даниилу Галицкому, включает письмо «светлейшему королю Иоанну» в число писем из Рима в Галич, комментируя со
329
№4_____________________ ИСТОРИЧЕСКИЙ ФОРМАТ _____________________2015
ссылкой на документ из папской канцелярии, что Иоанн - это христианское имя Даниила (Папские послания: 123).
Б.Я. Рамм отождествляет «короля Иоанна» с Иваном Всеволодовичем, братом Ярослава Всеволодовича, получившим в 1238 году удельное княжение в Стародубе (ПСРЛ 1: 163 об). Вариант с отправкой посольства сразу же после возвращения Рамм называет «невероятным», а вариант, при котором Даниил отправляет письмо папе раньше и по собственной инициативе - «совсем невероятным» (Рамм 1959: 162).
Тем не менее, ряд исследователей отмечали, что первые контакты между Даниилом и папой, действительно, можно отнести еще к 1244-1245 гг. (Abraham 1904: 122-124; Войтович, Александрович 2013: 152). В. Абрахам полагал, что Даниил обратился к Папе после битвы под Ярославом, опасаясь нового наступления со стороны западных соседей, особенно, венгров (Abraham 1904: 124), а во время своей встречи с Карпини Даниил подтвердил высказанные ранее намерения. Польский исследователь говорит о том, что во время встречи с князем Василько Романовичем на пути в Монголию Плано Карпини передал князю папское письмо (Abraham 1904: 122-123). Л. Войтович пишет о том, что первое посольство Даниила к папе, скорее всего, было отправлено осенью 1244 года. Во главе упомянутого посольства стоял игумен Пётр (Войтович, Александрович 2013: 152). В данной статье мы не будем разбирать вопрос, связанный с личностью игумена Петра. Скажем лишь, что проблема идентификации Петра является дискуссионной. Источники и научные труды, посвященные вопросу о личности игумена Петра, разобраны у И. Паславского (см.: Паславський 2009).
В указанном письме папа уведомлял «светлейшего короля» о том, что направляет к нему легата Альберта, епископа Прусского и Эстонского (Папские послания: 124), просит прислушиваться к советам легата и оказывать ему помощь и покровительство. Уже из этого документа видно, что папа признавал за Даниилом королевский титул. Также и Плано Карпини: до встречи с Даниилом называет его князем (Карпини: 41), а затем уже «Королем Даниилом Русским» (Карпини: 61).
В следующем письме, датированным также 3 мая 1246 г., папа говорит о том, что посылает к Даниилу «братьев Алексия и... товарища его, который был с ним в Богемии, состоящих в ордене проповедников, предоставляя им настоящей грамотой те же полномочия, которые имеют лица, назначенные к татарам» (Папские послания: 125). То, что брат Алексий и его товарищ прибывали в Галич именно как переговорщики, подтверждается третьим папским письмом, в котором Иннокентий IV, «желая внять просьбам. светлейшего короля Руси», повелевает брату Алексию и его товарищу «немедленно предстать перед этим королём и находиться при нем [столько], сколько будет ему угодно» (Папские послания: 125).
Стоит согласиться с тезисом о том, что Даниил не дал папскому посольству однозначного ответа. Вероятно, послы от папы (брат Алексий и его товарищ) прибыли на Русь за окончательным подтверждением Даниилом перехода Галицко-Волынского княжества (королевства Рус) под власть папы, но подтверждения этого получено не было. Также возможно, что причиной такой спешки со стороны папы (единовременно он направляет к Даниилу два посольства) был дружественный характер отношений между Даниилом Галицким и императором Фридрихом II.
________________________________330_______
№4_____________________ ИСТОРИЧЕСКИЙ ФОРМАТ ___________________2015
Вопрос об этом был исследован А.В. Майоровым (Майоров 2011: 180-181, 183-185), Д. Домбровским (D^browski 2012: 189-191). Обоснованным выглядит предположение А.В. Майорова, согласно которому упоминающийся в имперском документе 1235 года «герцог Руси» (MGH LS: 272) и в документе 1240 года (где речь идет о событиях 1237 г.) «король Руси» (Mandatum 1237: 677-678) - это один и тот же человек, а именно - Даниил Романович Галицкий.
В то же время, еще с конца 1230х годах шло напряженное противостояние между римским престолом и императором Фридрихом II. 17 июля 1245 года в апостольском послании «Ad Apostolicae Dignitatis Apicem» (Bullar. Roman: 510-516) папа Иннокентий IV объявил об отлучении императора Фридриха от церкви, а позднее, в августе того же года, освободил Белу IV Венгерского от клятвы подданства, данной императору на время монгольского вторжения. В этих условиях, Галич мог оказать поддержку императору, что не могло не волновать папу. Кроме того, в июне 1246 года был заключен союз между Даниилом и Белой. При этом, летописец отмечает, что Бела «боялся Даниила, потому что тот был у татар, победил Ростислава и угров» (ПСРЛ 2: 271об). В отличие от Даниила, короля Белу Батый не признавал, что привело к возникновению угрозы нового нападения на Венгрию татар, теперь уже в союзе с Даниилом. Когда Даниил отправлял своего ставленника Кирилла к патриарху на поставление Киевским митрополитом, Бела всячески задабривал Кирилла, обещая ему дары и сопровождение «с великой честью», если тот уговорит Даниила на заключение мира (ПСРЛ 2: 271 об). Это также свидетельствует в пользу предположения о том, что Бела был более заинтересован в установлении подобного союза.
Кроме того, можно предполагать, что папе было известно о связях между Даниилом Романовичем и императором Никеи Иоанном III Ватацем. Матерью Даниила была византийская принцесса, Ефросинья-Анна (Мария), которая была дочерью императора Исаака II Ангела. Вопрос о влиянии матери на политику Даниила рассматривались А.В. Майоровым (см. Майоров 2013). Летопись подчеркивает, что мать Даниила сыграла значительную роль во время его коронации: она была одной из тех, кто убедил князя принятькоролевский венец (ПСРЛ 2: 277), причем летописец перечисляет Ефросинью-Анну первой среди тех, кто убеждал Даниила.
Принимая всё это во внимание, можно предположить, что папа Иннокентий IV мог опасаться сближения императора Фридриха II с королём Венгрии, императором Никеи и правителем Галицко-Волынской Руси. В такой ситуации, целью папы было воспрепятствовать появлению такого союза. Каждому папа пошел на некие уступки: венгерского короля освободил от присяги императору,
никейскому императору обещал вернуть Константинополь (Майоров 2012б: 35). На уступки папа был готов пойти и Даниилу Галицкому, о чем свидетельствуют слова о стремлении «во всём удовлетворить твое желание» в одном из писем (Папские послания: 125).
Стоит также отметить, что в 1246 (или 1247 г.) Даниил Галицкий отправил в Никею к патриарху Константинопольскому Мануилу II своего ставленника Кирилла для утверждения его митрополитом Киевским. Б.Я. Рамм связывает поездку
_______________________________331_______
№4_____________________ ИСТОРИЧЕСКИЙ ФОРМАТ ____________________2015
Кирилла с размолвкой в отношениях папы и Даниила, правда, как нам кажется, меняет местами причину со следствием: исследователь говорит, что Даниил послал Кирилла в Никею в 1248-49 гг., поняв всю бесплодность дальнейших отношений с папой (Рамм 1959: 158). Вопрос о датировке поездки Кирилла в Никею также спорен.
Наиболее аргументированной представляется позиция исследователя летописания А.Н. Ужанкова, который связал с фигурой Кирилла создание Галицкого летописца. Кирилл отправляется в Никею вскоре после возвращения из Орды (Ужанков 2009: 335) и в Галицкую Русь уже не возвращается (Ужанков 2009: 337). Таким образом, Кирилл - автор летописца - отправляется в Никею, еще не зная об исходе битвы на Лейте, а затем летописание в Галиче ведет уже совершенно другое лицо, при этом, возобновляется летописание только через 16 лет после отъезда Кирилла (Ужанков 2009: 356-357).
А.Н. Ужанков говорит о том, что в первой части летописца нет ни одной ссылки на события, происходившие после 1247 года (Ужанков 2009: 316), то есть летописец, очевидно, работал не позднее этого года. Всё это позволяет утверждать, что автор летописи - Кирилл - покидает Галицко-Волынскую Русь не позднее 1247 года.
Папские послания показали, что в Риме к тому моменту уже чётко отделяли «восточных государей» от западных, а также истинную церковь от «неистинной» - в послании 1247 года к архиепископу Прусскому применяется термин «схизма» в отношении тех русских князей, которые не приняли покровительство папы (Акты: 64).
«Двойная игра» Иннокентия IV
Как отмечает Б.Н. Флоря, еще с 1220х-1230х годов в папских посланиях проявляется явная антиправославная риторика (Флоря 2004: 136, 138, 139). В документах, отправляемых папой в соседние с Русью страны, русские называются «неверными» и «врагами Бога и католической веры» (Флоря 2004: 138). С другой стороны, в то же время начинает вестись работа по мирному включению русских земель в зону влияния папы. Это можно вывести из писем папы к Даниилу, в которых тот признает за князем право на земли, принадлежащие «неверным» князьям и запрещает крестоносцам, а также других духовным лицам приобретать земли в Галицко-Волынской земле без разрешения правителя (об этих письмах ниже). В папских посланиях, таким образом, сочетаются антирусская риторика со множеством обещаний русским князьям, если те перейдут под власть Римской церкви.
Суждения Б.Я. Рама о том, что «папская курия вела двойную игру» (Рамм 1959: 147) не лишены основания. Папа был заинтересован в установлении контактов с Монгольской империей. Это стало бы средством сдерживания восточных союзников императора - Никеи и Галицко-Волынской Руси. В ходе этой «двойной игры» папа не мог долгое время решиться на какие-то определенные действия - так как ни от монголов, ни от Даниила Галицкого он никак не мог получить определенного ответа.
332
№4____________________ ИСТОРИЧЕСКИЙ ФОРМАТ ___________________2015
Также неоднозначно развивались и папско-никейские отношения. На Лионском соборе в 1245 году папа предъявлял императору Фридриху II, среди прочего, обвинение в «нечестивом союзе... с греческими раскольниками» (MGH LS: 508-512), имея в виду, скорее всего, состоявшийся в 1944 году (Жаворонков 1974: 112) брак никейского императора и дочери Фридриха II. Из этого следует, что к тому моменту папа воспринимал Никею как противника - «нечестивого раскольника».
В то же время, до возвращения посольства Карпини из Монголии, папа не мог быть уверен, что хан согласиться на союз и окажет папе поддержку в борьбе с императором Фридрихом или его восточными союзниками. Эта неразрешенность была на руку никейскому императору, который в августе 1246 года переправился на европейскую часть континента и осадил город Серры (в Северной Македонии, современная Греция), а затем занял большую часть Северной Македонии с городами Пиманином, Лентианой, Хариаром и Вервенияком (Георгий Акрополит: 42). Впоследствии Ватац подчинил Адрианополь, Фессалоники и подчинил часть Эпирского царства (Майоров 2012б: 34). Следующей весной (1247 г.) Ватац выступил в поход на Константинополь (Георгий Акрополит: 98) - это, очевидно, не могло не обеспокоить папу. Пока Константинополь находился под контролем латинян, а, значит, Римской церкви, папа мог обещать его императору Никеи в случае, если придется заключать с ним мир и отговаривать его от союза с императором Фридрихом. Поэтому взятие Константинополя было явно не в интересах Рима.
10 июня 1247 Плано Карпини встретился с Даниилом и Василько Романовичами в Киеве (Карпини: 61). Князья совещались с епископами и другими «достойными людьми» и ответили, что желают «иметь Господина Папу своим преимущественным господином и отцом» (Карпини: 61). По результатам этих переговоров, Даниил отправил к папе своих послов с грамотой. Одним из них, очевидно, был брат Алексий, направленный папой с посольством на Русь в 1246 году, а другим - его неназванный товарищ, обозначенный как «Г». Вероятно, имеется в виду товарищ Алексия доминиканец Генрик (Abraham 1904: 124).
Ответом на послание Даниила стали письма от 27 августа, 12 сентября и 5 декабря 1247 года - в первом из них папа писал, что соглашается с требованиями Даниила, а также запрещал крестоносцам и другим духовным лицам без согласия короля приобретать земельные владения в княжестве Даниила (Папские послания: 126). Вероятно, этот вопрос беспокоил галицкого князя, раз он стал предметом отдельного письма. Важно обратить внимание, что папа запрещал не только приобретать владения крестоносцам и духовным лицам, но и «быть введенным кем-либо во владение» (vel possessionem aliquam acquirere absque beneplacito vestro valiat») (Акты: 62). Возможно, в данном случае, имеется в виду папский запрет на раздачу земли высокопоставленными священнослужителями. Д. Домбровский предполагал, что это письмо также касалось разрешения в пользу Даниила приграничного спора с польскими князьями о Дрогичинской земле (Dqbrowski 2012: 280), а также далеко идущих планов галицко-волынских князей по покорению земель балтийских племен (Dqbrowski 2012: 280-281). Об этом же говорит В. Абрахам, утверждая, что одной из главных политических задач галицко-волынских князей
333
№4_____________________ ИСТОРИЧЕСКИЙ ФОРМАТ ____________________2015
было решение вопроса, связанного с языческими ятвяжскими и литовскими племенами (Abraham 1904: 129-130).
Важно и второе папское письмо от 27 августа 1247 года - по нему папа разрешал священнослужителям Галицкой земли придерживаться ряда обычаев, которые не противоречат Римской церкви (Папские послания: 127). Это была очень важная уступка со стороны папы, как и уступка, описанная папой в следующем письме - папа признавал за Даниилом право на земли, которые принадлежат ему «по наследственному либо по иному праву», но которые другие «короли», непочтительно относящиеся к церкви, несправедливо удерживают (Папские послания: 127).
Осенью 1247 года в Никею прибыл папский посол - монах-францисканец Лаврентий из ближайшего окружения папы (Майоров 2012б: 35), который встретился с патриархом Мануилом II и передал ему предложение об объединении церквей на выгодных для греков условиях (RPR: 1065). Для Иоанна Ватаца такое предложение было выгодным - он мог обезопасить себя от возможного контрнаступления в Фессалии и Северной Македонии латинского императора Балдуина (Бодуэна) II де Куртене, который искал во Франции и Англии войска для удара по никейцам (Матвей Парижский: 24-25).
На фоне переговоров, начавшихся с Никеей, папа продолжал общение и с Галичем, причем, здесь договоренность, казалось бы, уже была достигнута. 12 сентября 1247 года папа объявил Даниилу, его сыну и Васильку, «королю Лодомерии», о том, что принимает их «под покровительство святого Петра и наше» (Папские послания: 128). Более того, стремление Рима удержать Галич под своим покровительством было настолько сильным, что 5 декабря 1247 года папа благословил брак Василько Романовича с Дубравкой, «светлейшей королевной», в которой князь состоял в третьей степени родства (Папские послания: 128-129), несмотря на то, что это было запрещено христианскими законами (Шестой Вселенский собор, правило 54). Этим папа демонстрирует, что он идет на уступки волынскому князю, при этом духовно окормляя его.
Д. Домбровский символически сравнивает уступки в пользу русских князей, на которые шел папа, с ханским ярлыком, которым признавалось право русских князей на «старшинство» и владение Киевом (Dqbrowski 2012: 281).
Папа, идя на уступки Даниилу и его родственникам, очевидно, желал получить что-то взамен: он претендовал на духовное и политическое лидерство в Юго-Западной Руси. Еще 27 августа 1247 года папа писал архиепископу Пруссии Альберту Суербееру о том, что ему предоставляется право носить паллиум (Акты: 65), а до этого также поручил Суербееру легатство на Руси (Акты: 60). Это свидетельствует о притязаниях папы на роль духовного наставника русских земель. Но, чуть позже, 7 сентября 1247 года папа адресовал письмо тому же архиепископу Альберту с требованием привести «короля Руси, духовенство и вельмож» в лоно Римской церкви (Акты: 64). Причем в тексте есть явное свидетельство того, что папа неудовлетворен тем, что происходит на Руси, осуждает «схизматиков» и говорит, что после отречения от схизмы они будут приняты в лоно Римской церкви («quam Archiepiscopi, et Episcopi, et alii Magnates Regnem sui, scismate quolibet penitus
________________________________334______
№4_____________________ ИСТОРИЧЕСКИЙ ФОРМАТ ____________________2015
abjurato, promiserint et juraverint se de cetero in unitate fidei quam Ecclesia Romana predicat, et observant, ejusque Romane Ecclesie devotione perpetuo permansuros, eos auctoritate nostra et reconcilies, et tanquam specials et devotos filios incorpores predicte Romane Ecclesie, que mater est omnium, unitati»).
Русские князья, по мнению Д. Домбровского, видели в сближении с Римом перспективу «смены» сюзерена (имеется в виду, выход из-под власти татар). По мнению польского исследователя, галицко-волынские князья, уже бывшие в аналогичной политической зависимости от Венгрии, смогли извлечь от нее определенную выгоду. Папская опека безусловно давала Галичу определенные привилегии и преимущества в отношениях с западными католическими странами (Dqbrowski 2012: 282).
Можно по-разному смотреть на факт прекращения переписки между Галичем и Римом в 1248-1252 гг. Мы склонны согласиться с тезисом Д. Домбровского, показывающего, что этот перерыв не случайно совпал с началом переписки между папой и князем Александром Невским (Dqbrowski 2012: 282-283). 22 января 1248 года папа Иннокентий отправил письмо Александру Невскому, «герцогу Суздальскому», в котором писал, что его отец, Ярослав Всеволодович перед смертью «вверил себя послушанию Римской церкви» (Послания Иннокентия IV: 102-103), поэтому папа призвал Александра последовать примеру отца и обратиться к единой Церкви и послушанию Апостолическому престолу. А уже 15 сентября 1248 г, папа пишет князю еще одно письмо, где уже называет его «королём Новгородским» (Послания Иннокентия IV: 108-109). Кроме того, в том же письме сказано, что папа узнал от архиепископа Прусского о том, что Александр «искал... путь, который позволит... достичь врат райских», Иннокентий IV даже упоминает конкретное предложение Александра о постройке в Пскове католического собора (Послания Иннокентия IV: 108).
Контакты Холма и Лиона в 1248-1252 гг.
Вернемся к сообщению Галицко-Волынского летописца о прибытии к Даниилу епископа (епископов?) каменецкого и береньского, о котором сообщается в летописной статье о коронации Даниила Галицкого Опизо Мессанским (ПСРЛ 2: 276 об-277). По словам летописца, Даниил отказался от коронации, сославшись на татарскую угрозу. Вопрос взаимоотношений Даниила с татарами на рубеже 1240х -1250х гг. исследовала Е.Е. Иванова, которая показала, что до коронации в 1253 году «князя [Даниила - М.К.] «беспокоили», в основном, рати европейские» (Иванова 2013: 39), таким образом, татарская угроза вряд ли была основной причиной отказа Даниила Романовича от первой коронации.
В. Абрахам пишет о том, что папское посольство к Даниилу, состоявшее из епископов «вероненского и каминского» (weronenskiegoi kaminskiego), было отправлено на Русь до 1252 года (Abraham 1904: 133), но Даниил, опасаясь, по мнению исследователя, гнева хана и нового татарского нашествия, отказался принять корону (Abraham 1904: 133-134). Он соглашается с предположением Дашкевича, о том, что один из послов были епископом из Камня-Краеньского (в Помороском
________________________________335_______
№4______________________ ИСТОРИЧЕСКИЙ ФОРМАТ ______________________2015
воеводстве), но спорит с Шараневичем относительно личности второго посла, которого Шараневич отождествляет с епископом оломоуцким и брненским (Шараневич 1872: 82), так как таким титулом, по Абрахаму, епископ оломоуцкий никогда не пользовался (Abraham 1904: 133). Сам В. Абрахам считает, что под «береньским» епископом необходимо понимать Якопо ди Бреганце, епископа Вероны.
В «Хронике» Яна Длугоша есть свидетельство, касающееся отношений Даниила Галицкого с папой. У польского хрониста оно датировано 1249 годом (Dlugosz: 85). Начинается это известие рассказом об убиении блаженного Петра Веронского, а затем Длугош пишет о посольстве «архиепископа Русского» Альберта к Даниилу, который, в свою очередь, выгнал папского посла, не став его слушать:
«Zaslyn^l w tom czasie w Lombardii zyciem, nauk^ i czudami blogoslawiony Piotr z zakonu kaznodziejskiego, pochodz^cy w Werony, ale zostal zabity na terytorium Mediolany przez heretykow...ktorzy twierdzili, ze Bog jest Stworc^ jedynie rzeczy widzialnych, natomiast szatan jest stworc^ rzeczy niewidzialnych. [Po smiercie] zacz^l slyn^c wielkimi czudami.
Papiez Innocenty IV posyla dawnego biskupa armaganskiego Alberta, mianowanego obecnie arcybiskupem ruskim, do ksecia Rusi Daniela, domagaj^c sie od niego, zeby zlozyl przysiege posluszenstwa jemu i Kosciolowi rzymskiemu. Ale podst^pny I buntowniczy ksi^ze nie posluchal z^dania Stolicy Apostolskiej, ani nie okazal sie wiernym Kosciolowi rzymskiemu, ale jego wrogiem. Odeslal legata Stolicy Apostolskiej bez naleznej czci».
[В то время славился в Ломбардии жизнью, наукой и чудесами благословенный Пётр из ордина доминиканцев, выходец из Вероны, но он был убит на территории Милана еретиками, утверждавшими, что Бог есть Творец лишь видимых вещей, в то время как сатана является творцом невидимых. После смерти был прославлен великими чудесами.
Папа Иннокентий IV послал бывшего епископа Армы Альберта, назначенного ныне архиепископом русским, к русскому князю Даниилу, требуя от того присягнуть на верность ему и римской Церкви. Но коварный и мятежный князь ослушался требования Столицы Апостольской и оказался не верным римской Церкви, а её врагом. Он отослал легата Апостольской Столицы без надлежащей чести].
Здесь у Длугоша вновь не стыкуются некоторые данные. Блаженный Пётр Веронский (он же Пётр Мученик), доминиканский проповедник, был убит еретиками в 1252 году. Эту дату подтверждают близкие польскому хронисту Краковские анналы (MGH SS XVIIII: 599-600).
Ряд авторов поднимали вопрос о посещении Альбертом Суербеером земель Даниила Галицкого, отмечая, что оно имело место в 1248 году. Д. Домбровский связал «прохладным приемом» Альберта Суербеера в Галицкой земле факт того, что архиепископ Альберт стал «вдохновителем» переговоров между папским престолом и Александром Невским (D^browski 2012: 284), впоследствии исследователь говорит о том, что отправка писем Александру, в которых папа признавал за ним Киев, был явно направлен против Даниила, который давно претендовал на южнорусскую столицу (D^browski 2012: 313-314). В. Абрахам отмечает также, что речь в переговорах папы и Даниила имела исключительно политическую окраску -
_________________________________336________
№4_____________________ ИСТОРИЧЕСКИЙ ФОРМАТ ____________________2015
пребывание Альберта Суербеера на Руси было коротким, он даже не успел освятить новую ятвяжскую епархию «из-за своего изгнания» (Abraham 1904: 129). Тот же факт отмечается и в биографии Альберта, где сказано, что к 1249 году папа не мог предложить Даниилу организацию крестового похода против татар, поэтому миссия Альберта не достигла успеха (NDB: 130).
Следует сделать небольшое отступление и вернуться к вопросу папско-никейских отношений. В марте 1249 года к папе в Лион прибывает монах Салимбен, который привез письма от патриарха Мануила II и императора Иоанна Ватаца. 28 мая 1249 года датируется папский ответ - письма Иоанну III и патриарху Мануилу, в которых папа согласился отправить Иоанна Пармского с посольством (Майоров 2012б: 35).
Однако в ходе обсуждения в Никее греческими теологами и папскими посланниками условий объединения церквей возник спор по вопросу о filioque -добавлении Римской церкви в никео-цареградский Символ веры об исхождении Святого Духа не только от Бога-Отца, но и от Бога-Сына. С осуждением позиции латинян выступил один из крупнейших византийских теологов XIII в. Никифор Влемид (Майоров 2012б: 35).
Следуя, как это показывает А.В. Майоров, в фарватере никейской политики, Даниил, очевидно, должен был согласовывать свои действия - а условия, выдвинутые папой, никейцами в 1249 году приняты не были, что было сказано выше. Ответное посольство от патриарха Мануила и императора Ватаца к папе было организовано только в начале 1250 года (Салимбене: 662), но дошло до Лиона только в начале 1251 г., так как в пути было задержано союзником Даниила и Ватаца, императором Фридрихом II, недовольным тем, что Иоанн III ведет переговоры с его противником -папой (Майоров 2012б: 36). В этих условиях в 1249 году Даниил не мог дать папе удовлетворительного ответа.
Также необходимо обратить внимание на уже рассмотренный нами выше эпизод со временным разрывом в галицко-римских отношениях, где мы писали о позиции Д. Домбровского, который утверждал, что определенную роль в этом разрыве сыграл Альберт Суербеер, имевший «недобрые отношения» с Романовичами (см. выше).
Кроме того, важна была и позиция императора Фридриха: как уже было сказано, в 1250 году он предъявил претензию одному из своих союзников, Иоанну III Ватацу. Вследствие этого Иоанн вынужден был доказывать свою верность союзнику: весной 1250 года никейский император выслал в поддержку Фридриху значительные военные силы (Жаворонков 1974: 114). Примечательно, но незадолго до этого состоялась встреча послов императора и с Даниилом Галицким - в Прессбурге (Братислава). Летопись датирует эту встречу 1252 г. (ПСРЛ 2: 273). А.В. Майоров говорит, что встреча могла состояться летом 1248 или 1249 г. (Майоров 2012б: 39-40), при этом в той же летописной статье вслед за упоминанием о встрече в Прессбурге рассказывается о конфликте между Миндовгом и его родственниками (Товтивилом, Едивидом, Викинтом), который М.С. Грушевский датирует 1250 г. (Грушевский 1901: 35). Предыдущая же статья, датированная 1251 г., как уже было сказано выше, рассказывает о вокняжении в Мазовии Земовита I, которое произошло в 1248 г. То
________________________________337______
№4_____________________ ИСТОРИЧЕСКИЙ ФОРМАТ ____________________2015
есть, встреча Даниила с императорскими посланниками состоялась между 1248 и 1250 г., ближе к последней дате.
Нельзя не согласиться с еще одним тезисом А.В. Майорова (Майоров 2012б: 40) о том, что перейдя под власть папы, Даниил вынужден был бы отказаться от претензий на «наследство Бабенбергов» - австрийской династии, прервавшейся по мужской линии со смертью герцога Фридриха Воинственного в битве на Лейте в 1246 г. Даниил имел право претендовать на Австрию в силу родства с Бабенбергами по материнской линии, но папа видел претендентами на австрийский трон других правителей, не относящихся к дому Романовичей.
В 1248 году Гертруда дала согласие на брак с Германом Баденским - папским ставленником, и 14 сентября того же года Герман был признан герцогом Австрии. Однако он не пользовался популярностью у австрийской знати - согласно Мелькским анналам «лишь немногие вельможи Австрии его в этом поддержали» (paucis optimatibus in Austria faventibus eidem»: MGH SS IX: 508). Это было дополнительным обстоятельством, мешавшим Даниилу принять корону в тот момент - он еще надеялся принять участие в борьбе за австрийское наследство и решить её исход в свою пользу.
* * *
13 декабря 1250 года умер император Фридрих II, что внесло существенные изменения в характер папско-имперских и, соответственно, папско-никейских и папско-галицких отношений. Преемник императора, Конрад IV был враждебно настроен к никейскому императору (Майоров 2012б: 36) из-за конфликта между ним [Конрадом] и семейством Ланчиа - родственниками жены Иоанна III Ватаца, которых последний приютил в нике после их бегства из Италии (Diehl 1908: 219-220).
Потеря столь важного союзника как германский император повлияла на изменение баланса сил и в отношениях папы и правителя Никеи. Папа оказал поддержку Балдуину (Бодуэну) II де Куртене, императору Латинской империи, который снова стал собирать войска крестоносцев для нанесения ответного удара по никейцам и возвращения утраченных территорий (Майоров 2012б: 36).
Параллельно, папа начинает рассылать проповедников с призывами борьбы против Никеи (Жаворонков 1974: 114). В этих условиях Ватац был вынужден инициировать новый этап переговоров с папой.
В это же время обостряется ситуация вокруг Австрии. Как сообщают Адмонтские анналы в ноябре 1251 года, сын чешского короля Пржемысл Оттокар II, признанный австрийской знатью, вошел с войсками в Вену (MGH SS IX: 599). Это привело к складыванию против Оттокара союза, в который вошли Бела IV Венгерский, Болеслав V Польский и Даниил Галицкий. В 1252 году, согласно Мелькским анналам (продолжение хрониста монастыря Святого Креста), племянница убитого в 1246 герцога Австрии Фридриха Воинственного Гертруда «взяла в мужья короля Руси [Романа Даниловича. - М.К.] наперекор своей тётке, герцогине Австрии» (MGH SS IX: 643).
338
№4_______________________ ИСТОРИЧЕСКИЙ ФОРМАТ ______________________2015
В этой ситуации, как пишет Б.Я. Рамм «давно лелеемые в Лионе планы привлечь Даниила на свою сторону приобрели в глазах папских дипломатов конкретный политический смысл: было очень важно отвлечь Даниила от
античешской коалиции и тем укрепить положение чешского короля» (Рамм: 168).
Еще одна причина для Даниила отказаться от коронации - и это сочетается с летописным свидетельством - действительно была связана с татарской угрозой. В 1252 году началось ордынский царевич Сартак направил на Русь войско во главе с полководцем Неврюем в поддержку Александра Невского (ПСРЛ 1: 266). «Неврюева рать» была карательной операцией против Андрея Ярославича, великого князя Владимирского. Андрей Ярославич был союзником Даниила Романовича Галицкого на Руси. Зимой 1250 года Андрей женился на дочери Даниила Романовича, причем венчание совершил митрополит Кирилл, кандидат Даниила Галицкого на митрополичью кафедру.
Даниил Галицкий не мог не опасаться, что следующий карательный поход будет направлен против союзника Андрея - более того, эти опасения вскоре подтвердились: в 1252 году - по мнению Грушевского, даже в 1251 г. (Грушевский 1901: 1-71) - начался первый поход татарского беклярбека Куремсы (Куремиши) на Бакоту (Иванова 2013: 40). И, хоть исследователь показала, что поход Куремсы - это не карательная акция, инициированная ордынским ханом, а частный территориальный конфликт Куремсы и Даниила (Иванова 2013: 44), тем не менее, Даниил не мог не опасаться татарских войск, а также того, что хан в любой момент может поддержать Куремсу.
В 1253 г. война в Австрии между Оттокаром и его венгерскими, польскими и русскими противниками завершилась в пользу чешско-австрийского правителя. А.В. Майоров называет такой исход уступкой Даниила Галицкого Апостольскому престолу, в ответ на которую князь рассчитывал получить реальную помощь против татар (Майоров 2012б: 40). Уже в мае 1253 года папа адресовал буллу к христианам Богемии, Моравии, Сербии и Померании с призывом отразить набеги татар (Акты: 78-79), выполняя условие Даниила Романовича. Судя по имеющейся приписке, булла такого же содержания была отправлена и на Русь (Майоров 2012б: 40).
Лишь в 1253 году, когда папа издал буллу о противостоянии татарской угрозе, после получение подтверждения из Никеи и убеждения матери, Даниил Галицкий согласился принять королевскую корону из рук папского легата Опизо Мессанского.
ЛИТЕРАТУРА
Акты - Акты исторические, относящиеся к истории России, извлеченные из иностранных архивов и библиотек А.И. Тургеневым. Т. 1. Выписки из Ватиканского тайного архива и из других римских библиотек и архивов, с 1075 по 1584 год. СПб., 1841.
Войтович, Александрович 2013 - Войтович ЛАлександрович В. Король Данило Романович. Бта Церква, 2013.
Георгий Акрополит - Летопись великого логофета Георгия Акрополита. СПб., 1863.
Греков, Якубовский 1950 - Греков Б.Д., Якубовский А.Ю. Золотая Орда и её падение. М.; Л., 1950.
Дашкевич 1873 - Дашкевич Н.П. Княжение Даниила Галицкого по иностранным источникам. Киев: Университетская типография, 1873.
339
№4__________________________ ИСТОРИЧЕСКИЙ ФОРМАТ ____________________________2015
Грушевский 1901 - Грушевський М.С. ХронольоЛя под'ш Галицько-волинсько'1 л'1тописи // Записки Наукового товариства iменi Шевченка. Львiв, 1901.
Иванова 2013 - Иванова Е.Е. К вопросу об ордынской политике князя Даниила Романовича Галицкого // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2013. № 2 (52).
Папские послания - Папские послания галицкому князю как исторический источник // Древнейшие государства Восточной Европы. 1975. М., 1976.
Жаворонков 1974 - Жаворонков П.И. Никейская империя и Запад (взаимоотношения с государствами Апеннинского полуострова и папством). Византийский временник. Т. 36. М., 1974.
Иловайский 1998 - ИловайскийД.И. Русская история. Книга для всех. М., 1998.
Карамзин 2002 - Карамзин Н.М. История государства Российского. Т. IV. М., 2002.
Карпини - Иоанн де Плано Карпини. История Монголов / Введение, перевод и примечания А.И. Малеина // Путешествия в восточные страны Плано Карпини и Рубрука / Редакция, вступление и примечания Н.П. Шастиной. М., 1957.
Киселев 2015 - Киселев М.В. Австрийский «узел» во внешней политике Даниила Галицкого // Русин. Международный исторический журнал. 2015. № 1 (39).
Котляр 2005 - Котляр Н.Ф. Галицко-Волынская Русь второй половины XII-XIII в. // Галицко-Волынская летопись. Текст. Комментарий. Исследование. СПб., 2005.
Любавский 2004 - Любавский М.К. Очерки истории Литовско-Русского государства до Люблинской унии включительно. СПб., 2004.
Пашуто 1950 - Пашуто В.Т. Очерки по истории Галицко-Волынской Руси. М., 1950.
Майоров 2011 - Майоров О.В. Невщомий ешзод 1237 року у взаеминах князя Данила Романовича з iмператором Фрiдрiхом II // Княжа доба: iсторiя i культура. Львiв, 2011. Вип. 4.
Майоров 2012а - Майоров А.В. «Король Руси» в битве на Лейте // Русин. Международный исторический журнал. 2013. № 3 (29).
Майоров 2012б - Майоров А.В. Первая уния Руси с Римом // Вопросы истории. 2012. № 4.
Майоров 2013 - Майоров О.В. Ефроашя Галицька. Дочка вiзантiйського iмператора в Галицько-Волинськш Руск княгиня I черниця. БЛа Церква, 2013.
Матвей Парижский - Matthaei Parisiensis. Historia Anglorum, sive, ut vulgo dicitur, Historia Minor. 1067-1253. T. III. London. 1869.
Насонов 2006 - Насонов А.Н. «Русская земля» и образование территории древнерусского государства. Историко-географическое исследование. Монголы и Русь. История татарской политики на Руси. СПб., 2006.
Паславський 2009 - Паславський I. Украшський ешзод Першого Люнського собору (1245 р.). ДослЦження з кторп европейсько'1 полЛики Романовичiв. Львiв, 2009.
ПСРЛ 1 - Полное собрание русских летописей. Т. I. Л., 1927.
ПСРЛ 2 - Полное собрание русских летописей. Т. II. СПб., 1908.
Послания Иннокентия IV - Иннокентий IV и угроза татаро-монгольского нашествия: Послания Папы Римского Даниилу Галицкому и Александру Невскому // Символ. 1988. № 20.
Пресняков 1988 - Пресняков А.Е. Образование Великорусского государства. М., 1988.
Рамм 1959 - Рамм Б.Я. Папство и Русь в X-XV веках. М.; Л., 1959.
Салимбене - Салимбене де Адам. Хроника. М., 2004.
Соловьев 1988 - Соловьев С.М. Сочинения. В 18 кн. М., 1988. Кн. 2. Т. 3.
Ужанков 2009 - Ужанков А.Н. Проблемы историографии и текстологии древнерусских памятников XI-XIII веков. М., 2009.
Флоря 2004 - Флоря Б.Н. У истоков религиозного раскола славянского мира (XIII в.). СПб., 2004.
Шараневич 1872 - Szaraniewicz I. Die Hypatios-Chronik als Quellerbeitrag zur osterreichischen Geschichte. Lemberg, 1872.
Abraham 1904 - Abraham W. Powstanie organizacyi kosciola lacinskiego na Rusi. T. I. Lwow, 1904. Bullar.Roman - Bullar. Roman. T. III. Turin, 1858.
340
№4_____________________________ ИСТОРИЧЕСКИЙ ФОРМАТ _________________________________2015
Diehl 1908 - Diehl Sh. Figures byzantines. Т. II. Paris, 1908.
Dlugosz - Jana Dlugosza roczniki czyli kroniki slawniego krolewstwa Polskiego. Warszawa, 2009.
Ks. 7, 8.
Dqbrowski 2012 - Dqbrowski D. Krol Rusi Daniel. Biodrafia polityczna (ok. 1201-1264). Krakow, 2012. Mandatum 1237 - Mandatum ad Alexandrum, filium Henrici, ut Henrico Baumo de Wienna mercatori // Historia diplomatica Friderici Secundi: sive constitutiones, privilegia, mandata, instrumenta quae supersunt istius imperatoris et filiorum ejus; accedunt epistolae paparum et documenta varia / Ed. J.-L.-A. Huillard-Breholles. Paris, 1860. T. 5.
MGH LS - Monumenta Germaniae Historica. Legum sectio IV: Constitutiones et acta publica imperatorum et regum / Ed. L. Weiland. Hannoverae, 1893. T. I.
MGH SS IX - Monumenta Germaniae Historica. Scriptores / Ed. G. Pertz. Hannoverae, 1851.
MGH SS XVIIII - Monumenta Germaniae Historica. Scriptores / ed. G. Pertz. Hannoverae, 1866.
NDB - Neue Deutche Biographie. Berlin, 1952.
Regesta Imperii - Regesta Imperii. Innsbruck, 1881. T.5: Jungere Staufen 1198-1272 / Ed.J.Fr. Bohmer. Bd.I: Die Regesten des Kaiserreichs unter Philipp, Otto IV, Friedrich II, Heinrich (VII), Conrad IV, Heinrich Raspe, Wilhelm und Richard / Bearb. J. Ficker und E. Winkelmann. Abt. 1.
RPR - Regesta Pontificum Romanorum inde ab anno post Christum natum 1198 ad anno 1304. Berolini. 1875. T. II.
REFERENCES
Abraham 1904 - Abraham W. Powstanie organizacyi kosciola lacinskiego na Rusi [The appearance of the organization of Catholic church in Russia], T. I, Lwow, 1904 [in Polish].
Akty - Akty istoricheskie, otnosjashhiesja k istorii Rossii, izvlechennye iz inostrannyh arhivov i bibliotek A.I. Turgenevym [The historical acts, related to the history of Russia, extracted from foreign archives and libraries by A.I. Turgenev], T. 1, Vypiski iz Vatikanskogo tajnogo arhiva i iz drugih rimskih bibliotek i arhivov, s 1075 po 1584 god [Extractions from the Vatican secret archive and other Roman libraries and archives from 1075 to 1584], Saint Petersburg, 1841 [in Russian].
Bullar.Roman - Bullar. Roman [The Roman Bulls], Т. III, Turin, 1858 [in Latin].
Dqbrowski 2012 - Dqbrowski D. Krol Rusi Daniel. Biodrafia polityczna (ok. 1201-1264) [Daniel, the King of Rus'. The political biography (ca. 1201-1264)], Krakow, 2012 [in Polish].
Dashkevich 1873 - Dashkevich N.P. Knjazhenie Daniila Galickogo po inostrannym istochnikam [The reign of Daniel of Galicia according to the foreign sources], Kiev, Universitetskaja tipografija Publ., 1873 [in Russian].
Diehl 1908 - Diehl Sh. Figures byzantines [The Byzantine portraits], Т. II, Paris, 1908 [in French].
Dlugosz - Jana Dlugosza roczniki czyli kroniki slawniego krolewstwa Polskiego [Annals or chronicles of the glorious kingdom of Poland by Jan Dlugosz], Warszawa, 2009, Ks. 7, 8 [in Polish].
Florja 2004 - Florja B.N. U istokov religioznogo raskola slavjanskogo mira (XIII v.) [At the beginnings of the religious split of the Slavic world (XIII cent.)], Saint Petersburg, 2004 [in Russian].
Georgij Akropolit - Letopis’ velikogo logofeta Georgija Akropolita [The chronicle of the great logothete George Akropolites], Saint Petersburg, 1863 [in Russian].
Grekov, Jakubovskij 1950 - Grekov B.D., Jakubovskij A.Ju. Zolotaja Orda i ejo padenie [The Golden Horde and its fall], Moscow; Leningrad, 1950 [in Russian].
Grushevskij 1901 - Grushevs'kij M.S. Hronol'orija podij Galic'ko-volins'ko'i litopisi [The chronology of actions in the Galician-Volhynian chronicle], in: Zapiski Naukovogo tovaristva imeni Shevchenka [The Notes of the Scientific association named after Svevchenko], Lviv, 1901 [in Ukrainian].
Ilovajskij 1998 - Hovajskij D.I. Russkaja istorija. Kniga dlja vseh [The History of Russia. Book for everybody], Moscow, 1998 [in Russian].
Ivanova 2013 - Ivanova E.E. K voprosu ob ordynskoj politike knjazja Daniila Romanovicha Galickogo [To the question of the hordian policy of the prince Daniel Romanovich of Galicia], in: Drevnjaja Rus’. Voprosy medievistiki [The Ancient Rus'. The Questions of medieval studies], 2013, № 2 (52) [in Russian].
341
№4_____________________________ ИСТОРИЧЕСКИЙ ФОРМАТ __________________________________2015
Karamzin 2002 - Karamzin N.M. Istorija gosudarstva Rossijskogo [The history of the Russian State], T. IV, Moscow, 2002 [in Russian].
Karpini - Ioann de Plano Karpini. Istorija Mongolov / vvedenie, perevod i primechanija A.I. Maleina [The History of Mongols / Introduction, translation and notes by A.I. Malein], in: Puteshestvija v vostochnye strany Plano Karpini i Rubruka / redakcija, vstuplenie i primechanija N.P. Shastinoj [The travellings of Plano Carpini and Rubruck to eastern countries / edition, introduction and notes by N.P. Shastina], Moscow, 1957 [in Russian].
Kiselev 2015 - Kiselev M.V. Avstrijskij «uzel» vo vneshnej politike Daniila Galickogo [Austrian «knot» in foreign policy of Daniel of Galicia], in: Rusin. Mezhdunarodnyj istoricheskij zhurnal [International historical magazine «Rusin»], 2015, № 1 (39) [in Russian].
Kotljar 2005 - Kotljar N.F. Galicko-Volynskaja Rus’ vtoroj poloviny XII-XIII v. [Galician-Volhynian Rus' in the second half of XIIth - XIIIth cent], in: Galicko-Volynskaja letopis’. Tekst. Kommentarij. Issledovanie [Galician-Volhynian chronicle. Text. Commentary. Research], Saint Petersburg, 2005 [in Russian].
Ljubavskij 2004 - Ljubavskij M.K. Ocherki istorii Litovsko-Russkogo gosudarstva do Ljublinskoj unii vkljuchitel’no [The sketches of Lithuanian-Russian state till the Union of Lublin inclusively], Saint Petersburg, 2004 [in Russian].
Majorov 2011 - Majorov O.V. Nevidomij epizod 1237 roku u vzaeminah knjazja Danila Romanovicha z imperatorom Fridrihom II [The unknown episode of the year 1237 in the relations of the prince Daniel Romanovich and the emperor Frederick II], in: Knjazha doba: istorija i kul’tura [The principal epoch: historu and culture], Lviv, 2011, Vip. 4 [in Ukrainian].
Majorov 2012a - Majorov A.V. «Korol’ Rusi» v bitve na Lejte [«King of Rus» in the battle of Leitha], in: Rusin. Mezhdunarodnyj istoricheskij zhurnal [International historical magazine «Rusin»], 2013, № 3 (29) [in Russian].
Majorov 2012b - Majorov A.V. Pervaja unija Rusi s Rimom [The first union of Rus' with Rome], in: Voprosy istorii [Questions of history], 2012, № 4 [in Russian].
Majorov 2013 - Majorov O.V. Efrosinija Galic’ka. Dochka vizantijs’kogo imperatora v Galic’ko-Volins’kij Rusi: knjaginja I chernicja [Eufrosinia of Galich. The daughter of the emperor in Galician-Volhynian Rus': the princess and the nun], Bila Cerkva, 2013 [in Ukrainian].
Mandatum 1237 - Mandatum ad Alexandrum, filium Henrici, ut Henrico Baumo de Wienna mercatori [A mandate of Alexander, son of Henry, and Henry Baumo to the Viennese merchant], in: Historia diplomatica Friderici Secundi: sive constitutiones, privilegia, mandata et documenta varia / Ed. J.-L.-A. Huillard-Breholles [The history of diplomacy of Frederick the Second: privileges, mandates and other documents / edited by J.-L.-A. Huillard-Breholles], Paris, 1860, T. 5 [in Latin].
Matvej Parizhskij - Matthaei Parisiensis. Historia Anglorum. Historia Minor. 1067-1253 [Matthew Paris. The history of England. The lesser chronicle], T. III, London. 1869 [in Latin].
MGH LS - Monumenta Germaniae Historica. Legum sectio IV: Constitutiones et acta publica imperatorum et regum / Ed. L. Weiland. [The documents of German history. Section of Laws IV: the constitutions and public acts of emperors and kings / edited by L. Weiland], Hannoverae, 1893. T. I [in Latin].
MGH SS IX - Monumenta Germaniae Historica. Scriptores / Ed. G. Pertz [The documents of German history. Texts / edited by J. Pertz. Vol. IX], Hannoverae, 1851 [in Latin].
MGH SS XVIIII - Monumenta Germaniae Historica. Scriptores / ed. G. Pertz [The documents of German history. Texts / edited by J. Pertz. Vol. XVIIII], Hannoverae, 1866 [in Latin].
Nasonov 2006 - Nasonov A.N. «Russkaja zemlja» i obrazovanie territorii drevnerusskogo gosudarstva. Istoriko-geograficheskoe issledovanie. Mongoly i Rus’. Istorija tatarskoj politiki na Rusi [«Russian land» and the formation of the Old Russian state. Historical-geographical research. Mongols and Rus'. The history of the Tatar's policy in Rus'], Saint Petersburg, 2006 [in Russian].
NDB - Neue Deutche Biographie [New German Biographies], Berlin, 1952 [in German].
Papskie poslanija - Papskie poslanija galickomu knjazju kak istoricheskij istochnik [The papal letters to the prince of Galich as a historical source], in: Drevnejshie gosudarstva Vostochnoj Evropy. 1975 [The ancient states of the Eastern Europe. 1975], Moscow, 1976 [in Russian].
342
№4_____________________________ ИСТОРИЧЕСКИЙ ФОРМАТ __________________________________2015
Pashuto 1950 - Pashuto V.T. Ocherki po istorii Galicko-Volynskoj Rusi [The sketches of history of Galician-Volhynian Rus'], Moscow, 1950 [in Russian].
Paslavs'kij 2009 - Paslavs'kij I. Ukrains'kij epizod Pershogo Lions'kogo soboru (1245 r.). Doslidzhennja z istorii evropejs'koi politiki Romanovichiv [The Ukrainian episode of the First Lion Council (1245). The research of the history of European policy of Romanovichi], Lviv, 2009 [in Ukrainian].
Poslanija Innokentija IV - Innokentij IV i ugroza tataro-mongol'skogo nashestvija: Poslanija Papy Rimskogo Daniilu Galickomu i Aleksandru Nevskomu [Innocent IV and the menace of the Mongol-Tatar invasion: the letters of the pope to Daniel of Galicia and Alexander Nevski], in: Simvol [Symbol], 1988, № 20 [in Russian].
Presnjakov 1988 - Presnjakov A.E. Obrazovanie Velikorusskogo gosudarstva [The formation of the Great Russian state], Moscow, 1988 [in Russian].
PSRL 1 - Polnoe sobranie russkih letopisej. T. I [Complete Collection of Russian Chronocles. Volume 1], Leningrad, 1927 [in Old Russian].
PSRL 2 - Polnoe sobranie russkih letopisej. T. II [Complete Collection of Russian Chronocles. Volume 2], Saint Petersburg, 1908 [in Old Russian].
Ramm 1959 - Ramm B.Ja. Papstvo i Rus' v X-XV vekah [The papacy and Rus' in X-XV centuries], Moscow; Leningrad, 1959 [in Russian].
Regesta Imperii - Regesta Imperii [The Indexes of Empire]. Innsbruck, 1881. T. 5: Jungere Staufen 1198-1272 / Ed.J.Fr. BOhmer. Bd.I: Die Regesten des Kaiserreichs unter Philipp, Otto IV, Friedrich II, Heinrich (VII), Conrad IV, Heinrich Raspe, Wilhelm und Richard / Bearb. J. Ficker und E. Winkelmann [Book 5: The younger Staufen 1198-1272 / edited by J.Fr. Bohmer. Vol. 1: The indexes of Empires of Philipp, Otto IV, Frederick II, Henry (VII), Conrad IV, Henry Raspe, William and Richard / prepared by / Bearb. J. Ficker und E. Winkelmann] [in Latin].
RPR - Regesta Pontificum Romanorum inde ab anno post Christum natum 1198 ad anno 1304. Berolini [The list of the Roman popes from 1198 and 1304. Berlin], 1875, T. II [in Latin].
Salimbene - Salimbene de Adam. Hronika [Chronicle], Moscow, 2004 [in Russian].
Sharanevich 1872 - Szaraniewicz I. Die Hypatios-Chronik als Quellerbeitrag zur osterreichischen Geschichte [The Galician-Volhynian chronicle as a key source for the Austrian history], Lemberg, 1872 [in German].
Solov'ev 1988 - Solov'ev S.M. Sochinenija. V 18 kn [Works. In 18 books. Book 2. Volume 3], Moscow, 1988, Kn. 2, T. 3 [in Russian].
Uzhankov 2009 - Uzhankov A.N. Problemy istoriografii i tekstologii drevnerusskih pamjatnikov XI-XIII vekov [The problems of historiography and textual study of Old Russian memorials of XI-XIII centuries], Moscow, 2009 [in Russian].
Vojtovich, Aleksandrovich 2013 - Vojtovich L., Aleksandrovich V. Korol' Danilo Romanovich [The king Daniel Romanovich]. Bila Cerkva, 2013 [in Ukranian].
Zhavoronkov 1974 - Zhavoronkov P.I. Nikejskaja imperija i Zapad (vzaimootnoshenija s gosudarstvami Apenninskogo poluostrova i papstvom). Vizantijskij vremennik. T. 36 [Empire of Nicea and the West (the relations with the states of the Italian Peninsula and the papacy). The Byzantine annals. Volume 36], Moscow, 1974 [in Russian].
Киселёв Максим Викторович - аспирант Института истории Санкт-Петербургского государственного университета (Санкт-Петербург, Россия). Kiselev Maxim - post-graduate student of Institute of history of St. Petersburg State University (St. Petersburg, Russia).
E-mail: fasthedgehog@bk.ru
343