Научная статья на тему 'Внешняя политика Армении: попытка совместить интересы США, Европы и России'

Внешняя политика Армении: попытка совместить интересы США, Европы и России Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
4978
643
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРМЕНИЯ / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ АРМЕНИИ / АРМЕНИЯ И РОССИЯ / АРМЕНИЯ ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ / АРМЕНИЯ США

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Микаелян Грант

Внешняя политика Армении формировалась во время жесточайшей депрессии 1990-х годов, чем во многом и была предопределена. В условиях изоляции и блокады страна опиралась на свои периферийные ресурсы в лице армянской диаспоры. Из-за отсутствия выхода к морю и положения "ни мира, ни войны" республика в тот период не очень привлекала Запад. Однако даже тогда ей удалось наладить эффективное сотрудничество с Россией и Ираном, а в последние годы значительно расширить связи с Евросоюзом и США. Подобная политика оказалась довольно успешной и помогла Армении преодолеть постсоветские кризисные годы. Независимые государства, возникшие после распада Советского Союза, за исключением стран Балтии, во многом не были готовы проводить собственную политику. Опыт государственности, а также сосуществования в регионе был во многом утерян. Так, страны Кавказа Армения, Грузия и Азербайджан 70 лет взаимодействовали лишь с Россией и были оторваны от своего непосредственного окружения Турции и Ирана, вернувшись в регион лишь в 1990-х годах. Регион граничит с Россией, Турцией и Ираном, по сути, с Большим Ближним Востоком. Поэтому каждая страна Кавказа начала искать приемлемый для себя баланс сил, чтобы обеспечить свои интересы, как она их себе представляла. После обретения независимости все три страны региона строили свою внешнюю политику с нуля. При этом они были довольно далеки от реальности, предпочитая ей мифы о важности своего географического положения, а также о возможности "жить припеваючи" за счет своих ресурсов: предполагалось, что именно Центр тормозил их развитие. Однако жизнь оказалась диаметрально противоположной. Кавказ был ввергнут в пучину экономического кризиса и постсоветского хаоса, а самое сильное падение уровня жизни отмечалось именно в Армении. В риторике властей Армении и Грузии ясно прослеживался и цивилизационный аспект: обе страны позиционировали себя как христианские форпосты на мусульманском Востоке. К Западу стремился и Азербайджан, подчеркивая свою секулярность и приверженность демократическим ценностям, а также то, что он стал первой республикой в исламском мире, парламент которой был первым демократическим парламентом европейского образца в этом мире. Грузия еще с советских времен открыто стремилась на Запад, ожидая получить от сотрудничества с ним экономическое благополучие и национальное процветание. Но вместо этого началась острая конфронтация с Россией, а поддержка Запада многим грузинам казалась недостаточной. Азербайджан избрал более сбалансированную политику, учитывая интересы глобальных и региональных центров силы. При этом обычно апеллировали к геополитическому положению страны. Армения оказалась перед сложным вызовом возникновением в регионе разделительных линий, политикой изоляции и экономическим крахом, что во многом предопределило будущий характер ее политики. На этом факторе мы остановимся подробнее.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Внешняя политика Армении: попытка совместить интересы США, Европы и России»

ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА АРМЕНИИ: ПОПЫТКА СОВМЕСТИТЬ ИНТЕРЕСЫ США, ЕВРОПЫ И РОССИИ

Грант МИКАЕЛЯН

научный сотрудник Института Кавказа (Ереван, Армения)

Внешняя политика Армении формировалась во время жесточайшей депрессии 1990-х годов, чем во многом и была предопределена. В условиях изоляции и блокады страна опиралась на свои периферийные ресурсы в лице армянской диаспоры. Из-за отсутствия выхода к морю и положения «ни мира, ни войны» республика в тот период не очень привлекала Запад. Однако даже тогда ей удалось наладить эффективное сотрудничество с Россией и Ираном, а в последние годы значительно расширить связи с Евросоюзом и США. Подобная политика оказалась довольно успешной и помогла Армении преодолеть постсоветские кризисные годы.

Независимые государства, возникшие после распада Советского Союза, за исключением стран Балтии, во многом не были готовы проводить собственную политику. Опыт государственности, а также сосуществования в регионе был во многом утерян. Так, страны Кавказа — Армения, Грузия и Азербайджан — 70 лет взаимодействовали лишь с Россией и были оторваны от своего непосредственного окру-

жения — Турции и Ирана, вернувшись в регион лишь в 1990-х годах.

Регион граничит с Россией, Турцией и Ираном, по сути, с Большим Ближним Востоком. Поэтому каждая страна Кавказа начала искать приемлемый для себя баланс сил, чтобы обеспечить свои интересы, как она их себе представляла.

После обретения независимости все три страны региона строили свою внешнюю политику с нуля. При этом они были довольно далеки от реальности, предпочитая ей мифы о важности своего географического положения1, а также о возможности «жить припеваючи» за счет своих ресурсов: предполагалось, что именно Центр тормозил их развитие. Однако жизнь оказалась диаметрально противоположной. Кавказ был ввергнут в пучину экономического кризиса и постсоветского хаоса, а самое сильное падение уровня жизни отмечалось именно в Армении.

1 См.: Демоян Г. Символическая география

или география как символ на постсоветском Юж-

ном Кавказе. Идентичность, власть и город в рабо-

тах молодых ученых Южного Кавказа. Тбилиси:

Фонд им. Генриха Белля, 2005. С. 88.

В риторике властей Армении2 и Грузии3 ясно прослеживался и цивилизационный аспект: обе страны позиционировали себя как христианские форпосты на мусульманском Востоке. К Западу стремился и Азербайджан, подчеркивая свою секу-лярность и приверженность демократическим ценностям, а также то, что он стал первой республикой в исламском мире, парламент которой был первым демократическим парламентом европейского образца в этом мире4.

Грузия еще с советских времен открыто стремилась на Запад, ожидая получить

2 См.: Демоян Г. Указ соч. С. 93.

3 См.: Васильева О. Северный Кавказ в поисках региональной идеологии. М.: Прогресс, 1994. С. 9.

4 См.: Азербайджанская Демократическая Республика-90. Предисловие. М.: Salam-press, 2008. С. 5.

от сотрудничества с ним экономическое благополучие и национальное процветание. Но вместо этого началась острая конфронтация с Россией, а поддержка Запада многим грузинам казалась недостаточной. Азербайджан избрал более сбалансированную политику, учитывая интересы глобальных и региональных центров силы. При этом обычно апеллировали к геополитическому положению страны5.

Армения оказалась перед сложным вызовом — возникновением в регионе разделительных линий, политикой изоляции и экономическим крахом, что во многом предопределило будущий характер ее политики. На этом факторе мы остановимся подробнее.

5 См., например: Исмаилов Э., Папава В. Центральный Кавказ: от геополитики к геоэкономике. Швеция: CA & CC Press, 2006.

Экономическое положение Армении в период независимости

Во второй половине 1980-х годов весь социалистический лагерь был охвачен экономическим кризисом6. Особенно он обострился при переходе на рыночную экономику и в результате распада СССР. Тогда неэффективная экономика, построенная преимущественно по принципу политической целесообразности, дала сбои: армянские заводы, работавшие на обеспечение всего СССР индустриальной продукцией, в одночасье лишились сырья и рынка сбыта. И хотя это происходило на всем постсоветском пространстве, положение Армении оказалось особо тяжелым.

В свете военных конфликтов, бушевавших в тот период в регионе, особую остроту приобрел транспортный вопрос. В 1980-х годах весь товарооборот Армении шел через Грузию и Азербайджан, причем большая его часть — через Азербайджан7, который вследствие начала нагорно-карабахского конфликта в 1989 году, еще до распада СССР, приступил к политике транспортной изоляции Армении8. Тогда весь товарооборот Армении был направлен на Грузию. Но в августе 1992 года — в результате военных действий в Абхазии — железнодорожное сообщение между Арменией и Россией прекратилось9.

6 Так, согласно данным Международного валютного фонда, в 1980 году сокращение ВВП Польши составило 10%, в 1981-м — 6%, с 1985-го спад экономики начался в Венгрии и Румынии, экономика же Болгарии высокими темпами сокращалась с 1989 года.

7 См.: CIA — World Factbook, 1992. Armenia/Economy [http://www.umsl.edu/services/govdocs/wofact92/ wf930017.txt].

8 См.: Халатян А. Политический мониторинг: Армения в январе 1993 года. Международный институт гуманитарно-политических исследований [http://www.igpi.ru/monitoring/1047645476/jan1993/armen.html].

9 Мост на абхазской железной дороге был взорван 14 августа 1992 года и транзитное сообщение до сих пор не восстановлено (см.: NewsRu.com. История абхазской железной дороги [http://www.newsru.com/ background/01dec2004/zheldor_print.html]).

Политическая нестабильность, царившая в то время в Грузии, также способствовала усугублению кризисной ситуации, поскольку грузинское правительство более не контролировало всю территорию страны и не могло гарантировать безопасность транзита грузов и энергоресурсов.

Неудачи постигли Армению и с другой стороны. Армяно-турецкие отношения, отягощенные прошлым, осложнялись поддержкой Азербайджана со стороны Турции в ходе нагорно-карабахского конфликта. Баку требовал поддержать изоляцию Еревана. В результате в 1993 году армяно-турецкая граница была закрыта для транзита любых грузов в Армению10.

В этих условиях у РА остался единственный относительно надежный торговый партнер — Иран, из-за чего ирано-армянскую дорогу называли «дорогой жизни». Но из-за отсутствия инфраструктуры и протекционистской политики Тегерана, а также прочих проблем, этот путь смог обеспечить лишь физическое выживание населения республики.

Для наглядного представления масштабов кризиса, постигшего Армению, представим сводную таблицу некоторых ее социальных, экономических и демографических показателей за 1990—2008 годы.

Таблица 1

Армения в 1990—2008 годах11

ВВП (в долл. на душу населения), без учета инфляции Паритет покупательной способности (долл. е ценах 2007 г.) Доля населения за чертой бедности. В скобках — нищие Сальдо миграции (тыс. чел.) Л

1990 637 3 300 +1,7

1991 589 2 900 -70

1992 369 2 040 -228,6

1993 356 1 860 -141,1

1994 399 1 820 -127,8

1995 455 1 950 -37,5

1996 503 2 070 (27,7%) -20,5

1997 521 2 140 -31,3

1998 607 2 300 56,1% -24,4

^ 1999 595 2 380 55% (22,9%) -7

10 См.: Goldenberg S. The Pride of Small Nations. The Caucasus and Post-Soviet Disorder. London and New Jersey: Zed Books Ltd, 1994. P. 54—55; Демоян Г. Турция и карабахский конфликт. Ереван, 2006. С. 77.

11 Таблица составлена на основе разных данных, в том числе с [http://armstat.am], а также Агентства по миграции Министерства территориального управления Республики Армения [http://backtoarmenia.com/ ?hcat=85&scat=87]; CIA — World Factbook (1992-current); Статистического комитета СНГ (Армения) [http:// cisstat.org/rus/arm.htm] и Сводной таблицы Всемирного банка — ВВП стран мира с 1960 по 2006 год [http:// earthtrends.wri.org/text/economics-business/variable-638.html].

Таблица 1 (продолжение)

^ ВВП (в долл. на душу населения), без учета инфляции Паритет покупательной способности (долл. е ценах 2007 г.) Доля населения за чертой бедности. В скобках — нищие Сальдо миграции (тыс. чел.)

2000 620 2 520 -57,5

2001 691 2 760 50,9% (16,0%) -60,4

2002 779 3 130 49,7% (13,1%) -2,7

2003 924 3 570 43% -10,2

2004 1 182 3 950 34,6% (6,4%) 2,1

2005 1 624 4 500 29,8% (4,6%) 12,5

2006 2 122 5 100 26,5% 21,8

2007 2 476 5 800 25,0% -3,2

2008 3 740 6 400 ,1 3, 2 -

В столь сложных условиях проходило становление Третьей Республики Армении. Как мы видим, в результате экономического шока, перенесенного страной, только за 1992—1994 годы из нее эмигрировало около полумиллиона человек (порядка 15% населения), и преобладание эмиграции, исключая период 2004—2006 годов, продолжается.

Общие векторы

Политический истеблишмент Армении пытался найти выход из создавшегося положения. Тогда и была определена внешнеполитическая доктрина страны — компле-ментаризм, заключавшийся в отказе от однозначной ориентации на какой-либо один внешний центр силы и совмещении баланса интересов всех вовлеченных в регион глобальных держав12.

Наиболее эффективно эта модель работала в первые два года независимости (1991— 1992 гг.), когда в разгар нагорно-карабахского конфликта страна смогла использовать уникальную внешнеполитическую конъюнктуру. Ереван получал оружие и военную технику на продолжение боевых действий от России, деньги на строительство государственности (и на закупки вооружений в той же России) — от США, продовольствие и гуманитарную помощь для населения — из Европы (при этом в основном через Турцию), а топливо для воюющей армии — из Ирана13.

12 См.: Минасян С. Некоторые концептуальные основы внешней политики Армении [http:// www.noravank.am/ru/?page=analitics&nid=1684].

13 См.: Там же.

Основным гарантом безопасности Армении стала Россия. Республика вступила в СНГ и в 1992 году стала соучредителем Договора о коллективной безопасности14. В Армении разместилась военная база РФ, военное сотрудничество между Ереваном и Москвой имело и другие аспекты.

Оставаясь верной политике комплементаризма, Армения продолжала развивать отношения и с Западом (НАТО и ЕС), а также с Ираном, в то же время прилагая усилия для открытия армяно-турецкой границы15. Интересно, что, несмотря на декларируемую исламистскую направленность иранского режима, Ереван наладил с Тегераном наиболее стабильные отношения в регионе. Взаимодействие с НАТО в рамках Программы индивидуального партнерства, как и отношения с ЕС в формате «Восточное партнерство», на сегодняшний день достигли значительного прогресса, а отношения с Ираном, по мнению обоих сторон, являются стратегическими и союзническими.

Кроме того, основными векторами внешней политики Армении можно назвать урегулирование нагорно-карабахского конфликта и вопрос о международном признании событий 1915 года в Османской империи геноцидом армян. По этим двум направлениям Армения опирается на свой внешний ресурс — лоббистский потенциал диаспоры, которая наиболее сильна в США. Это неоднократно позволяло Армении нейтрализовать влияние американского «нефтяного лобби», традиционно поддерживающего Азербайджан, и вести наступательную политику (имеется в виду признание геноцида рядом ведущих стран Европы, а также большинством штатов США)16. Экономический потенциал диаспоры также весьма значителен, Армения опирается на него для смягчения последствий своей изоляции17.

Армения и Россия

В постсоветской действительности Россия по-прежнему воспринимается как продолжение СССР, что сильнее всего ощущалось в начале 1990-х годов. Армянская элита изначально состояла из выходцев из диссидентской и националистической среды, боровшейся за независимость. Естественно, ее отношение к РФ во многом оставалось негативным. Однако впоследствии двусторонние связи изменились в лучшую сторону, и Москва вскоре стала основным партнером Еревана по ряду вопросов, в том числе экономических и военных. Это сотрудничество базируется не только на политических, но и цивилизационных аспектах. Так, в армянской национальной мифологеме России отведена роль по-кровителя18, причем этому образу уже порядка 200 лет. С другой стороны, армяне так или иначе интегрировались в советскую действительность, поэтому большая часть мигрантов из Армении оседала в России19. Сегодня эта диаспора является одним из ключей взаимодействия стран.

14 См. официальный сайт Организации [http://www.dkb.gov.ru/start/index.htm].

15 Армения многократно заявляла, что она выступает за открытие границы без предварительных условий [http://www.rosbalt.rU/2009/04/15/633793.html].

16 См.: Рзаев Ф. 907 поправка: история и перспективы. Кавказ и Центральная Азия [http://www.ca-c.org/joumal/cac-04-1999/st_21_rzayev.shtml]; США не будут финансировать строительство железной дороги в обход Армении [http://www.regnum.ru/news/709719.html].

17 См.: Агаджанян М. Диаспоральный ресурс Армении как «асимметричный» ответ на ее изоляцию [http://noravank.am/ru/?page=anaHtюs&шd=662].

18 См.: Лурье С. Русские и армяне в Закавказье: динамика контактной ситуации (этнопсихологический подход) [http://svlourie.narod.ru/armenian-myth/russ-arm.htm].

19 По данным переписи 2002 года, численность армян в России составила 1 130 тыс. чел., причем с 1989 года их количество увеличилось примерно на 600 тыс. чел. (см.: Национальный состав населения России, по данным переписей населения [http://www.demoscope.ru/weekly/ssp/rus_nation.php]).

Их сотрудничество в сфере экономики не так выражено: на Россию приходится порядка 16% товарооборота Армении20. Причиной тому можно считать обострение российско-грузинских отношений, что создало новые разделительные линии в регионе. В энергетической сфере присутствие РФ гораздо значимее; например, 82% армянской газовой компании «Армросгазпром» принадлежит российскому монополисту «Газпрому». России принадлежат и другие объекты в этой сфере, в том числе Разданская энергетическая компания (РазТЭС), снабжающая электричеством не только Армению, но и Иран и Грузию. Армения также стала одним из соучредителей Евразийского банка развития, созданного в рамках ЕврАзЭС.

Но самое главное направление сотрудничества — военно-политическое. Армения вступила в интеграционные структуры, патронируемые Кремлем, — СНГ, ОДКБ и ЕврАзЭС (где Армения является наблюдателем). На территории РА дислоцируется 102-я российская военная база (в Гюмри), где к тому же РФ разместила военную технику, выведенную из Грузии. Кроме того, российские пограничники оказывают помощь в охране армяно-турецкой границы.

Сотрудничество в рамках ОДКБ позволяет Армении модернизировать свою военную технику с меньшими затратами, а России — сохранять свое военно-политическое присутствие на стыке Кавказа и Ближнего Востока. В сентябре 2008 года председательство в ОДКБ перешло к Армении, хотя это имеет скорее символическое значение, в отличие, скажем, от ротационного председательства в Евросоюзе.

В силу такого широкого спектра вопросов сотрудничества, некоторые западные аналитики считают Армению «рукой» России в регионе21. Однако мы не разделяем такую точку зрения, поскольку РА уже прошла значительный путь государственного строительства и трансформировалась в субъект международной политики, активно развивая отношения как с Россией, ЕС и США, так и с Ираном и странами Ближнего Востока.

С момента распада СССР политика России была направлена на сдерживание угрозы вовлечения соседних стран в НАТО и полной утраты влияния на постсоветском пространстве. И хотя сотрудничество Армении с НАТО всегда вызывало в России настороженность, с этим стали считаться как с данностью.

Российско-армянское сотрудничество изначально носило инерционный характер: Москве важно было сохранять хоть какое-то значение в регионе. Сегодня оформляются новые контуры внешней политики РФ. Предполагаемая ось Россия — Армения — Иран во многом оказалась иллюзорной ввиду отсутствия прямого сообщения между Россией и Арменией. Новая российская политика, вероятно, будет определяться фактором углеводородов, о чем свидетельствуют улучшающиеся отношения между Москвой и Баку22. К тому же такая политика Кремля уже проявляется во многих других регионах мира23. Добавим, что с транспортной точки зрения Армения находится в довольно сложном положении и может стать не очень интересной для Кремля в геополитическом плане. Тем более в России есть опасения, что основной вектор армянской внешней политики будет

20 По итогам 2007 года, согласно CIA — World Factbook/Armenia/Economy, на Россию пришлось 15,1% всего импорта и 17,5% экспорта Армении [https://www.cia.gov/library/publications/the-world-factbook/ geos/am.html#Econ].

21 См.: Armenia: Russia’s Strengthening Hand // Stratfor, 19 February 2008.

22 Так, некоторые аналитики считают, что Россия может оказать поддержку Азербайджану в вопросе Нагорного Карабаха взамен на широкое сотрудничество в газовой сфере (см.: Господинов Е. Нагорный Карабах поднимут на высший уровень. (По результатам встречи президентов России и Азербайджана.) // Коммерсантъ [http://kommersant.ru/doc.aspx?DocsID=1157669]; Abbasov Sh. Azerbaijan: Is Baku Offering a Natural Gas Carrot to Moscow for Help with Karabakh? // Eurasia Insight [http://www.eurasianet.org/departments/ insightb/articles/eav042009a.shtml]).

23 См., например, перевод статьи Mathias Brueggmann, опубликованной в немецкой газете «Han-delsblatt»: «Газпром» окружает Европу [http://www.inosmi.ru/translation/228067.html], 9 июня 2006.

скорректирован не в ее пользу. С другой стороны, Кремль никогда не оказывал однозначной политической поддержки Армении, что нередко вызывало ее недовольство. Таким образом, можно говорить о дальнейшем охлаждении отношений между Ереваном и Москвой.

Армения — Европейский союз

В январе 2001 года Армения стала членом Европейского совета24, что отражает ее стремление интегрироваться в европейские структуры. Европа сегодня ассоциируется с всеобщим благополучием, но это стремление Еревана имеет исторические корни: Армения принадлежала к византийскому цивилизационному ареалу, и ее культура во многом близка европейской. Другой основой является общая христианская религия, в Средние века ставшая крайне важной для армян.

Евросоюз — основной экономический партнер Армении: на страны ЕС приходится порядка 40% ее товарооборота. Таким образом, с экономической точки зрения Армения уже довольно близка Европе, причем такое мнение разделяют и европейцы. Это подтверждается введением режима GSP+ для Армении, что существенно облегчит экспорт продукции РА на европейские рынки25.

Что касается участия Армении в ПАСЕ, то существуют некоторые проблемы: ее представительство является на сегодня недостаточным26, а в 2008 году стоял вопрос о возможном приостановлении ее членства в этой структуре в связи с событиями 1 марта и их последующим развитием27.

А интерес Евросоюза к Армении обусловлен, в первую очередь, ее соседством с расширяющейся Европой. К тому же, как нам представляется, важен демографический аспект: при растущем демографическом давлении на Европу со стороны арабских и африканских средиземноморских стран ЕС пытается упорядочить поток мигрантов из республик бывшего СССР. Кроме того, Евросоюз заинтересован в поясе стабильных и относительно благополучных государств по периметру своих границ. Для Еревана решение этой задачи облегчается наличием большой армянской диаспоры в европейских странах, а также историческим опытом взаимных контактов. Население РА также стремится интегрироваться в Европу: по одному из опросов, проведенных в последние годы, 64% жителей республики и 92% опрошенных экспертов высказались за интеграцию в ЕС28.

Программа «Восточное партнерство»29 во многом будет способствовать наведению мостов между странами Кавказа и Европой. Сегодня эта программа является одним из

24 См.: Council of Europe — Armenia [http://www.coe.int/T/E/Com/About_Coe/Member_states/e_ar.asp].

25 См.: GSP+ (генеральное соглашение о льготах) предусматривает снижение или отмену тарифов на экспорт порядка 6 400 наименований товаров (см.: Arka.am, 30 января 2009 [http://www.arka.am/rus/ economy/2009/01/30/12921.html]).

26 В Парламентской ассамблее Совета Европы Армению представляют 4 депутата, Азербайджан — 6, Грузию — 7 [http://www.coe.int/t/r/Parliamentary_Assembly/#P95_16425].

27 1 марта 2008 года в Ереване была разогнана демонстрация, переросшая в массовые беспорядки. В результате погибли 8 участников акции и 2 полицейских, сотни были ранены, некоторые из предполагаемых организаторов задержаны. Вслед за этим последовали ввод режима чрезвычайного положения и ограничение свободы проведения митингов и манифестаций.

28 См.: Деловой экспресс, 30 декабря 2004 [http://www.express.am/50_04/korotko.html].

29 В программе «Восточное партнерство» будут участвовать шесть постсоветских стран: Грузия, Армения, Азербайджан, Молдова, Украина и Беларусь.

приоритетов Евросоюза. Однако для РФ она скорее раздражитель, поскольку предполагается, что «мягкое влияние» ЕС будет постепенно замещать российское30. «Восточное партнерство» означает также европейское содействие укреплению финансовой стабильности участвующих в программе стран и возможную отмену или облегчение визового режима.

Армения — США

Присутствие США на Кавказе — довольно новое явление, однако Вашингтон уже прочно утвердился здесь. Нынешний мир, более глобализованный, позволяет сверхдержавам быть акторами во многих интересующих их регионах, а географическая удаленность больше не сказывается на влиянии, которое Соединенные Штаты способны оказывать на процессы, протекающие на Кавказе.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В отношениях Ереван — Вашингтон, пожалуй, наибольшую роль играет именно фактор армянской диаспоры в Соединенных Штатах. В самой Армении существуют идеалистичные мифологемы и в отношении США. В этом контексте вспоминают президента Вудро Вильсона, его арбитраж, по решению которого территория республики удваивалась и включала большую часть исторической Армении.

Позиция Белого дома по нагорно-карабахскому урегулированию весьма варьировалась: от поддержки Армении в 1991 году до более близкой к азербайджанской позиции сопредседателя Минской группы Мэтью Брайзы, что часто вызывает критику в армянской прессе31.

Ныне армяно-американские отношения менее развиты, чем армяно-российские, но они переживают активную фазу. В 2008 году состоялась серия переговоров должностных лиц США и Армении, в результате которых Вашингтон предоставил Армении и Нагорному Карабаху 64,5 млн долл. финансовой помощи32. Ежегодно Соединенные Штаты выделяют несколько миллионов долларов на модернизацию армянской армии33.

Что касается сотрудничества РА с НАТО, то в 2008 году оно активно развивалось. Еще с 1990-х годов Армения участвует в программе «Партнерство ради мира», в рамках которой в июне 1998-го воинский контингент РА участвовал в маневрах «Прометей-98»34, проходивших на севере Греции. Кроме того, армия Армении участвовала в операциях НАТО в Косове и Ираке, хотя это участие было не очень значительным, скорее его можно назвать символическим. Ближайшим союзником Армении по НАТО является Греция: в 2003 году был подписан договор о военной взаимопомощи, согласно которому некоторые армянские военнослужащие проходят стажировку в Афинах.

В 2005 году Армения подписала План действий индивидуального партнерства с НАТО (ПДИП), основная цель которого — формирование системы безопасности, соответствующей требованиям XXI века, о чем заявил тогда заместитель министра обороны

30 См. перевод статьи Марка Деже «Восточное партнерство» Европы раздражает Россию», опубликованной во французской газете «La Tribune» [http://inosmi.ru/translation/248627.html].

31 См., например: Маргарян Р. Агонизирующий Брайза // Голос Армении, 3 апреля 2008.

32 Внешняя политика Армении в 2008 году: итоговый отчет МИД страны. Неофициальный перевод ИА Регнум [http://www.regnum.ru/news/1114655.html].

33 В 2007 году Армения получила от США военную помощь, превышающую 3,1 млн долл. (см. [http:// www.washprofile.org/en/node/7958]).

34 См.: Захаров В.А., Арешев А.Г. Расширение НАТО в государства Закавказья: этапы, намерения, результаты. М., 2008. С. 284—285.

страны. В рамках этой же программы в 2008 году в Армении прошли учения НАТО «Совместная стрела» и «Совместный копьеносец-2008»35.

Перспективы углубления армяно-американских отношений сохраняются, тем более что этот процесс активно шел весь 2008 год.

Результаты внешней политики Еревана

Основным результатом внешней политики Армении можно считать создание стабильной государственной системы, что признают и международные организации. Республика преодолела экономический кризис 1990-х годов, превзойдя показатели конца 1980-х. Стабилизация ситуации в республике сказалась и на ее миграционных потоках: если в начале 1990-х РА ежегодно покидали десятки и сотни тысяч человек, то сейчас миграционное сальдо колеблется от -25 до +25 тыс. человек в год.

Если сравнить политику Еревана и Грузии, то можно заметить несколько характерных различий. Грузия играла на противоречиях в регионе крупных акторов, Армения же пыталась совмещать их интересы. При этом Грузия получала значительную политическую поддержку от США, одновременно с резким противостоянием с Россией, что для Тбилиси обернулось плачевно — в 2008 году обострение отношений привело к войне и поражению Грузии. С другой стороны, Армения однозначной поддержки ни от одного из внешних игроков не имела, при этом сохраняя достаточную независимость в принятии решений. Азербайджан в большей степени вел осторожную политику, комбинирующую элементы комплементаризма с опорой на внешних игроков (Турцию и Запад).

Сегодня для Армении все сложнее поддерживать политику комплементаризма: по результатам российско-грузинской войны в Южной Осетии отношения между Западом и РФ значительно ухудшились, а значит, совмещать их для РА будет очень сложно. Хотя новая инициатива президента Барака Обамы, направленная на «перезагрузку» отношений США с Россией, открывает Еревану возможность продолжать свой прежний курс, так что улучшение отношений между США и Россией очень важно для развития Армении.

Итоги государственного строительства в странах Кавказа, по нашему мнению, наиболее целесообразно сравнивать по рейтингам международных организаций и другим показателям:

Как мы видим, мнение, что Армения достигла значительных успехов в построении стабильной государственности, разделяют и международные организации. Согласно ПРООН, РА опережает другие страны региона по Индексу человеческого развития. Фонд за мир счел Армению самым устойчивым государством региона, определив для нее 109 место (в рейтинге порядок — обратный). Армянская экономика более развита, чем грузинская, но значительно отстает от азербайджанской, которая все последние годы укреплялась благодаря высоким ценам на нефть. Достижения Армении в сфере демократии несколько скромнее, но все же опережают соседей: по итогам 2008 года пресса в Армении была свободнее, чем в Грузии и Азербайджане, а по показателю экономической свободы она уже стоит в ряду развитых государств.

35 См.: Микаэлян Г. Организация договора о коллективной безопасности и Армения [www.mitq.org/ print/?l=rus&dir=2&news=1855]; [http://analitika.at.ua/news/2009-04-05-7427].

Таблица 2

Страны Кавказа по международным рейтингам (2008 г.)

Индекс челове- ческого развития ООН36 Несостоятельные государства, Фонд за мир37 Свобода прессы, «Репортеры без границ»38 ВВП/ППС на душу населения, индекс (долл.), CIA39 *> Экономи- ческая свобода, Фонд «Насле- дие»40

Грузия 94 56 120 146 (4 700) 32

Армения 84 109 102 129 (6 400) 31

Азербайджан 97 64 150 110 (9 000) 99

Порядок рейтинга 4 Убыва- ющий (1->...->179) Возрас- тающий (177<-...<-1) Убыва- ющий (1->...->173) Убыва- ющий (1->...->230) Убыва- ющий (1->...->179)^

Политика мирного развития и отказа от разделительных линий в регионе доказала свою жизнеспособность, встречает понимание и одобрение как региональных, так и глобальных акторов. Сегодня они прилагают усилия для нормализации отношений между Турцией и Арменией, что поможет существенно снизить накал напряженности в регионе. Позиция Еревана в таком случае проста: границы должны быть открыты вне зависимости от спорных исторических моментов и тяжелых страниц общего прошлого, поскольку закрытые государственные рубежи существенно сдерживают развитие не только Армении, но и других стран региона, поддерживая (помимо прочего) очаг постоянной нестабильности.

Можно считать, что переходный период развития на Кавказе уже завершен и мировая рецессия, если она не продлится слишком долго, не сможет повернуть эти процессы вспять. Распад СССР давно завершился, однако государства еще не выработали общей концепции взаимодействия друг с другом. Поэтому регион считается единым целым лишь географически, его странам еще предстоит выработать концепцию мирного взаимодействия на более прочных основах.

36 См.: Полный доклад UNDP Human Development Index 2007—2008 [http://hdr.undp.org/en/media/ HDR_20072008_EN_Complete.pdf].

37 См.: Весь рейтинг здесь: Fund for Peace — Failed States Index 2008 [http://www.fundforpeace.org/web/ index.php?option=com_content&task=view&id=99&Itemid=140].

38 См.: Press Freedom Index 2008. Reporters without Borders [http://www.rsforg/article.php3?id_artide= 29031].

39 CIA — World Factbook, Country Comparisons — GDP — per capita (PPP), 2008 [https://www.cia.gov/ library/publications/the-world-factbook/rankorder/2004rank.html].

40 См.: Heritage Foundation. Index of Economic Freedom World Rankings 2009 [http://www.heritage.org/ Index/Ranking.asp].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.