Сун Сяомэн
Аспирантка кафедры международных гуманитарных связей факультета международных отношений Санкт-Петербургского государственного университета.
Внешняя культурная политика России и Китая
В настоящее время многие государства уже осознали, что культурный обмен между народами является неотъемлемым атрибутом развития человеческого общества и что для решения международных проблем недостаточно учитывать только экономические и политические выгоды, а требуется осуществлять диалог культур, через который устанавливается взаимопонимание различных народов [2]. В связи с этим можно говорить о сложившемся феномене внешней политики в области культуры, которая находится в дипломатическом арсенале многих стран.
В 2000 г. «Концепция внешней политики» была подписана Президентом Владимиром Путиным. Основной задачей в аспекте культуры является «содействие позитивному восприятию Российской Федерации в мире, популяризации русского языка и культуры народов России в иностранных государствах» [13].
В апреле этого года в России впервые был опубликован официальный документ, посвященный вопросам внешней культурной политики страны - «Концепция внешней культурной политики России». Основная цель нашей статьи заключается в том, чтобы проследить эволюцию концептуальных основ внешней культурной политики России. Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
- изучить широкий спектр официальных документов, посвященных внешнеполитической деятельности России в сфере культуры за рассматриваемый период, выявить их различия;
- определить место культуры во внешнеполитическом курсе России.
Согласно Концепции, культурное сотрудничество с зарубежными странами является одной из составляющих в системе внешнеполитических координат наряду с экономическим и политическим взаимодействием, а культура - одним из гибких, наиболее действенных рычагов в сложном механизме внешнеполитической деятельности [18].
В мае 2001 г. МИД России опубликовал документ «Основные направления работы МИД Российской Федерации по развитию культурных связей России с зарубежными странами»
а I
[15], который дополнил и уточнил основные положения «Концепции внешней культурной политики России - год 2000». Документ направлен на описание основных направлений работы МИД России в сфере реализации культурного сотрудничества с зарубежными странами. В нем подчеркнута важность культурных связей в создании благоприятного и объективного образа нашей страны в мире, обозначена историческая связь дипломатии и культуры в вопросе реализации национальных интересов России, определены термины «культурная дипломатия» и «внешняя культурная политика». Причем можно считать его первым всесторонним документом, сосредоточивающимся на внешней культурной политике России.
В обновленной «Концепции внешней политики Российской Федерации» от 12 июля 2008 г., кроме подведения итогов предыдущего этапа, впервые выдвинута и разъяснена цель «публичной дипломатии»: добиваться объективного восприятия нашей страны в мире, развивать собственные эффективные средства информационного влияния на общественное мнение за рубежом, обеспечивать усиление позиций российских средств массовой информации в мировом информационном пространстве, предоставляя им необходимую государственную поддержку, активно участвовать в международном сотрудничестве в информационной сфере, принимать необходимые меры по отражению информационных угроз ее суверенитету и безопасности [10].
В Концепции особое внимание уделяется деятельности России, направленной на защиту прав и законных интересов российских граждан и соотечественников в вопросе расширения и укрепления пространства русского языка и культуры; сохранение этнокультурной самобытности русской диаспоры и ее связей с исторической Родиной; создание условий для содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, сделавших такой выбор, и многое другое [10].
В целях развития положений «Концепции внешней политики Российской Федерации» от 12 июля 2008 г. МИД РФ 18 декабря 2010 г. утвердил документ «Основные направления политики Российской Федерации в сфере международного культурно-гуманитарного сотрудничества». В рамках документа международное культурно-гуманитарное сотрудничество было признано «неотъемлемой составной частью политики российского государства на мировой арене» [16], что, безусловно, важно на фоне многополярности современного мира и
высокой конкуренции в культурно-цивилизационном измере- р нии. В документе используется понятие «мягкая сила», а культурная дипломатия рассматривается в качестве ее значимого инструмента, работающего на укрепление международного авторитета страны. После того на совещании послов и постоянных представителей России в июле 2012 г. Президент РФ
В. Путин пояснил это ключевое слово. Он отметил, что политика «мягкой силы» предусматривает продвижение своих интересов и подходов путём убеждения и привлечения симпатий к своей стране, основываясь на её достижениях не только в материальной, но и в духовной культуре, в интеллектуальной сфере [4].
Новая редакция «Концепции внешней политики Российской Федерации» от 12 февраля 2013 г. [11] подтверждает преемственность внешнеполитического курса России по всем ключевым направлениям, в том числе и по вопросу международного гуманитарного сотрудничества. По содержанию документ несколько отличается от Концепции 2008 г.: в последней редакции Концепции, в параграфе, посвященном международному культурному взаимодействию, ключевые задачи российского государства в данной сфере не только четко обозначены, но и дополнены. Например, добавляются такие важные задачи, как: развитие межгосударственных культурных и гуманитарных связей славянских народов; работа над созданием положительного образа России в соответствии с авторитетом ее культуры, образования, науки и спорта, уровня развития гражданского общества и многие другие [11]. Кроме того, в рамках деятельности, направленной на создание положительного образа России за рубежом, в дополнение к определению «мягкой силы», она понимается как «комплексный инструментарий решения внешнеполитических задач с опорой на возможности гражданского общества, информационно-коммуникационные, гуманитарные и другие альтернативные классической дипломатии методы и технологии».
В новейшем документе «Основы государственной культурной политики», принятом 24 декабря 2014 г., в специальном разделе, посвященном «расширению и поддержке международных культурных и гуманитарных связей», отмечено значение культурных институтов в деле распространения русской культуры за рубежом, подчеркнута роль русского языка в развитии международного сотрудничества. Данные вопросы впервые были отмечены и в предшествующих документах, однако не утратили своего значения и сегодня [14].
а I
Можно сделать вывод о том, что за период с 2000 года до настоящего времени в России создана правовая база, регулирующая вопросы внешней культурной политики. К документам, регулирующим данную сферу, можно отнести Концепцию «Русская школа за рубежом [12], «Концепцию государственной поддержки и продвижения русского языка за рубежом» [13] и т.д. Сохранение и распространение русского языка и культурного наследия являются основной задачей государства. Председатель Совета по русскому языку Владимир Ильич Толстой отметил на Совместном заседании Совета по межнациональным отношениям и Совета по русскому языку, что «в применении к внешней политике язык и культура, безусловно, главные инструменты «мягкой силы» распространения влияния и создания благоприятного образа России - нашей великой Родины» [19].
22 апреля 2013 г. В. Путин подписал «Указ о проведении Года культуры», в нем утверждено проведение Года культуры в России в 2014 г. с целью привлечения внимания общества к вопросам развития культуры, сохранения культурно-исторического наследия и роли российской культуры во всем мире [20].
А после Года культуры проведен Год литературы в целях привлечения внимания общества к литературе и чтению [5].
Исходя из вышесказанного, можно заключить, что Россия в аспекте внешней культурной политики еще проходит переходный период. Культурную дипломатию еще не включили в приоритетную повестку в период первого президентского срока В.В. Путина. Лишь начиная с его второго президентского срока, после упрочения и стабилизации государственной политико-экономической обстановки, Россия сознательно обратила особое внимание на проведение внешней культурной политики.
Входя в 90-ые годы XX века, китайская дипломатия стала стабильнее и зрелее. С XV по XVII Всекитайский съезд Коммунистической партии Китая генеральная цель и стратегия китайской внешней политики изменялась несущественно.
«Пять принципов мирного сосуществования» впервые были предложены на Женевской конференции в 1954 г. [25]. Они включают взаимное уважение суверенитета и территориальной целостности, взаимное ненападение, невмешательство во внутренние дела друг друга, равенство и взаимную выгоду, мирное сосуществование [17]. После их принятия «Пять принципов» превратились в основные принципы китайской внешней политики. Этот документ носит коренной, общий, стабиль-
ный и долговременный характер, следовательно, он руководит р дальнейшим развитием культурной дипломатии Китая.
За более чем 60 лет эти принципы были приняты абсолютным большинством стран и стали одной из важнейших норм международных отношений. Они играют важную роль в обеспечении государственного суверенитета, особенно малых стран. Экс-посол Пакистана в Китае, бывший министр иностранных дел Пакистана Акрам Заки отметил, что важное значение этих принципов заключается в том, что они отстаивают право на суверенитет, а это существенно влияет на мир и стабильность [1].
С окончанием холодной войны мироустройство сильно поменялось. Американский ученый Сэмюэл Хантингтон отметил, что «наиболее важные границы, разделяющие человечество, и преобладающие источники конфликтов будут определяться культурой» [22]. Интенсивная конкуренция всемирной культуры заставила китайское правительство осознать важность и актуальность стабильности культурной дипломатии. 6 декабря 2003 года бывший премьер Ли Чанчунь подчеркнул важность «повышения культурной конкурентоспособности и обслуживания государственной культурной безопасности».
В ноябре 2002 г. в Отчетном докладе ЦК КПК 16-му съезду были впервые выдвинуты задачи «продвижения культурной реформы», «серьезной постановки дела культуры и развития культурной индустрии». Культурная реформа не только содействовала внутренней реформе, она также продвигала оформление «культурной индустрии» [28]. Согласно Постановлению 6-ого пленума ЦК КПК 17-го созыва, Китай «построит систему современной культурной индустрии», для чего в системе управления культурой будут приняты «креативные меры по усовершенствованию механизма политического обеспечения, по продвижению китайской культуры на мировой арене» [21].
«Этот виток реформы в области культуры в основном нацелен на выращивание субъектов рынка культурной продукции, - сообщил заместитель руководителя Центра культурных исследований Академии общественных наук КНР Чжан Сяомин. - Неуклонно растет число предприятий культуры, что связано не только с превращением госучреждений культуры в самоокупаемые предприятия, но и с прорывом в управленческой системе» [21].
После появления теории «мягкой силы» правительства разных стран начали обращать внимание на накопление «мягкой
(О;
силы». Ху Цзиньтао подчеркнул необходимость укрепления «мягкой» мощи государства в лице культуры. «В современную эпоху культура становится все более важным источником цементирующих и творческих сил нации и одновременно все более важным фактором конкуренции в совокупной государственной мощи», - сказал он, выступая с докладом на открывшемся 15 октября в Пекине 17-м съезде КПК [24]. Элементы концепции «мягкой силы» были выявлены китайскими учеными: идеи гармонии, единства и многообразия моделей развития; представления о системе ценностей; привлекательность государственной модели и культуры на международной арене, наличие стратегических дружественных отношений с другими странами и масштабы участия в формировании международного правового порядка, степень воздействия на элиту и общество. На этом съезде был официально объявлен курс на создание «гармоничного общества» внутри Китая и «гармоничного мира» за его пределами через повышение культурной «мягкой силы» государства: «Непременно продолжая держаться независимой и самостоятельной мирной внешней политики, неуклонно идти по пути мирного развития, неустанно претворять в жизнь взаимовыгодную и взаимовыигрышную стратегию открытости, развивать дружбу и сотрудничество со всеми странами на основе пяти принципов мирного сосуществования, всемерно продвигать создание гармоничного мира с прочным миром и общим процветанием» [6].
Традиционные китайские ценности оказывают сильное влияние на внешнюю политику Китая. Чжан Лихуа, эксперт Центра мировой политики Карнеги - Цинхуа, говорила об этом на мероприятии в Московском Центре Карнеги [26]. Заместитель директора Института мировых экономических и политических проблем при Академии общественных наук Китая Ван Ичжоу сказал, что концепция «гармоничного мира» является продолжением дипломатического курса Китая, развитием пяти принципов мирного сосуществования в новый период [27].
На основе анализа правовых документов, регулирующих вопросы внешней культурной политики России и Китая, можно заключить, что Китай в этой сфере намного отстал от России. Китай лишь в последние годы стал придавать большое значение внешней культурной политике и до сих пор не выработал единую стратегию. Только в последние годы правительство обратило внимание на изучение вопросов, связанных с внешней культурной политикой.
С 17-ого съезда ЦК КПК культурное строительство было
включено в повестку дня. Но пока до сих пор не создана пра- р вая основа: не приняты соответствующие законы и нормативные акты. В России процесс разработки и реализации внешней культурной политики пока тоже не завершен.
В настоящий момент, согласно принятым в нашей стране документам, механизм разработки и реализации внешней культурной политики России совпадает с общим внешнеполитическим курсом страны. Президент осуществляет руководство внешней культурной политикой и определяет ее основные направления. Федеральное Собрание формирует законодательную базу. Правительство разрабатывает общую стратегию и рассматривает наиболее важные вопросы культурного сотрудничества с зарубежными странами. Министерство иностранных дел занимается выработкой приоритетов и непосредственной реализацией внешней культурной политики, а также координацией международных культурных связей остальных органов власти и учреждений культуры и контролем за выполнением международных обязательств в сфере культуры [3].
Однако в Китае с образования КНР система управления во внешней культурной деятельности непрерывно меняется, а организации, координирующие культурную работу с зарубежными странами, также постоянно меняются. После нескольких упорядочений функционального механизма культурная дипломатия в основном управляется по двум линиям - Канцелярия Госсовета КНР и Бюро внешних культурных связей Министерства культуры.
Одна из основных миссий Канцелярии Госсовета КНР - организация комбинированных, межотраслевых, межрайонных крупных мероприятий; организация издания книг, аудио/видео-публикаций о жизни в Китае и о его культуре. В силу своего высокого статуса Канцелярия Госсовета фактически осуществляет координацию мероприятий по культурной дипломатии [7]. А бюро внешних культурных связей, принадлежащее Министерству культуры, работает над конкретными мероприятиями, направленными на реализацию культурной политики Китая. Его основными задачами является осуществление культурной политики и права внешних связей; подписание соглашений о культурном сотрудничестве, составление годовых планов реализации и программ культурного обмены; руководство работой культурных учреждений посольства и консульства; инструктирование работы культурных центров за рубежом.
а I
В области образования подобными работами занимается как отдел международного сотрудничества и обменов Министерства образования [8], так и официальное учреждение - Институт Конфуция, который непосредственно подчиняется Министерству образования. А кроме того в осуществлении культурной политики Китая принимают участие различные народные учреждения, например, китайская международная культурная ассоциация, китайская ассоциация дружбы и т.д. Все они содействуют официальным учреждениям в осуществлении культурной политики и способствуют развитию дружбы между народами разных стран.
На первый взгляд, такая система управления кажется рациональной и продуманной. Однако очень часто функции различных учреждений и ведомств дублируются. Кроме того, и Канцелярия Госсовета, и министерство культуры обязательно должны выполнять распоряжения КПК ввиду того, что они все должны подчиняться решениям Политбюро ЦК КПК [28]. Таким образом, отсутствие единого координационного механизма является проблемой, которая должна быть решена в короткое время для совершенствования механизма управления культурной политикой Китая.
Самой большой проблемой, требующей решения, является отсутствие официального комплексного документа, регулирующего вопросы внешней культурной политики. Правовые основы не только определяют организации и органы, ответственные за принятие решений, и устанавливают круг их полномочий, но и обеспечивают здоровое развитие культурной дипломатии. В деле осуществления внешней культурной политики Китая мы можем принять Россию за образец, обобщать имеющийся в этой стране практический опыт, однако строить механизм внешней культурной политики Китая необходимо с учетом национальной китайской специфики.
Список литературы:
1. Аналитический обзор: пять принципов мирного сосуществования - вечный курс развития международных отношений/Юфициальный сайт газеты «Жэньминь Жи-бао» // http://russian.people.com.cn/31521/8611927.html (Дата обращения: 20.04.2016).
2. Боголюбова, Н.М. Теоретические аспекты проблемы внешней культурной политики / Н.М. Боголюбова, Ю. В. Николаева. СПб., 2007.
3. Боголюбова Н.М. Проблемы внешней культурной политики: история и современность С. 117 / Н.М. Боголюбова, Ю.В. Николаева // Российская государственность: история и современность. СПб., 2003.
4. Выступление В. Пугина на совещании послов и постоянных представителей России (7
июле 2012 г.) URL: http://kremlin.ru/events/president/news/15902 (Дата обращения: 19.4.2016).
5. Главный смысл пяти принципов мирного сосуществования - показать важность значения суверенитета и равноправия// Официальный сайт газеты «Жэньминь Жибао» // http://russian.people.com.cn/31520/8613722.html (Дата обращения: 20.04.2016).
6. Доклад Ху Цзиньтао на 17-м съезде КПК. Официальный сайт газеты «Жэньминь Жибао»// http://russian.people.com.cn/31521/6290217.html (Дата обращения: 20.04.2016).
7. Информация о Канцелярии Госсовета КНР. URL: http://www.scio.gov.cn/xwbjs/ (Дата обращения: 20.04.2016).
8. Информация об отделе международного сотрудничества и обменов, http://www.moe. edu.cn/s78/A20/moe_558/201408/t20140806_172860.html (Дата обращения: 20.04.2016).
9. Концепция внешней политики Российской Федерации - 2000 г. URL: http://archive. mid.ru//Bl.nsf/arh/ 19DCF61BEFED61134325699C003B5FA3 (Дата обращения: 18.4.2016).
10. Концепция внешней политики Российской Федерации от 12 июля 2008 г. URL: http://kremlin.ru/acts/785 (дата обращения: 18.4.2016).
11. Концепция внешней политики Российской Федерации от 12 февраля 2013 г. URL: http://www.mid.rU/brp_4.nsf/0/6D84DDEDEDBF7DA644257B 160051BF7F (Дата обращения: 19.04.2016).
12. Концепция «Русская школа за рубежом» (4 ноября 2015 года) URL: http://kremlin. ru/catalog/keywords/81/events/50643 (Дата обращения: 20.04.2016).
13. Концепция государственной поддержки и продвижения русского языка за рубежом (3 ноября 2015г.) URL: http://kremlin.ru/catalog/keywords/81/events/50644 (Дата обращения: 20.04.2016).
14. Основы государственной культурной политики [Электронный ресурс]: утверждены Указом Президента РФ от 24.12.2014 г. № 808. URL: http://static.kremlin.ru/media/ events/ffles/4Id526a877638a8730eb.pdf (Дата обращения: 20.04.2016).
15. Основные направления работы МИД Российской Федерации по развитию культурных связей России с зарубежными странами // Дипломатический вестник. 2001. № 5. С. 56-61.
16. Основные направления политики Российской Федерации в сфере международного культурно-гуманитарного сотрудничества. URL: http://www.mid.ru/bdomp/ns-osndoc. nsf/e2£289bea62097f9c325787a0034c255/fd3aa5ccb0c5f96b442579ec004ec849!OpenDocum ent (Дата обращения: 20.04.2016).
17. Открытие Года литературы (28.01.2015 г.) URL: http://kremlin.ru/catalog/key-words/8l/events/47537 (Дата обращения: 20.04.2016).
18. Тезисы «Внешняя культурная политика России - год 2000» // Дипломатический вестник. 2000. № 4. С. 74-86.
19. Совместное заседание Совета по межнациональным отношениям и Совета по русскому языку (19.05.2015) URL:http://kremlin.ru/catalog/keywords/81/events/49491 (Дата обращения: 20.04.2016).
20. Указ о проведении Года культуры(22 апреля 2013 г.) URL: http://kremlin.ru/acts/ news/17944 ( Дата обращения: 20.04.2016).
21. Ускорение культурной реформы. Сайт журнала "КИТАЙ". // http://www.kitaichina. com/se/txt/2011-1 l/21/content_406992.htm (Дата обращения: 20.04.2016).
22. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. — М.: ACT, 2003.
23. Ху Веньтао. Культурная дипломатия и устройство международного образа государства. - П., KAOH, 2015.3.
24. Ху Цзиньтао призвал к укреплению «мягкой» мощи китайской культуры. 15.10.2007// Официальный сайт газеты «Жэньминь Жибао» // http://russian.people.com. cn/31521/6283298.html (Дата обращения: 20.04.2016).
25. Основы культурной политики Китая. Интернет-журнал о культуре как факторе национальной безопасности. 17.4.2015//http://sec.chgik.ru/ osnovyi-kulturnoy-politiki-kitaya-2/.
26. Гармоничный мир http://russian.cri.cn/841/2009/09/29/ls308588.htm (Дата обращения: 20.04.2016).
27. Ху Веньтао. Культурная дипломатия и устройство международного образа государства. - П., KAOH, 2015.3.
Bibliography
1. Analytical review: the five principles of peacefulcoexistence - the eternal course of international relations // Official site of "People's Daily" newspaper // http://russian.people.com. cn/31521/8611927.html (reference date: 20/04/2016 ).
2. Bogolyubov N.M. Theoretical aspects of foreign cultural policy / N.M. Bogolyubov, V. Nikolayev. SPb., 2007.
3. Bogolyubov N.M. Problems of foreign cultural policy: history and modernity S. 117 / N.M. Bogolyubov, Yu Nikolaev // Russian statehood: history and modernity. SPb., 2003.
4. Address by Vladimir Putin at a meeting of ambassadors and permanent representatives of Russia (7 July 2012) URL: http://kremlin.ru/events/president/news/15902 (19/04/2016).
5. The main purpose of the five principles of peaceful coexistence - to show the importance of the sovereignty and equality // Official site of "People's Daily" newspaper // http://russian. people.com.cn/31520/8613722.html (20/04/2016).
6. Report Hu Jintao at the 17th Congress of the CPC. The official site of "People's Daily" newspaper // http://russian.people.com.cn/31521/6290217.html (04.20.2016).
7. Information Office of China's State Council URL: http://www.scio.gov.cn/xwbjs/ (04.20.2016).
8. The department of international cooperation and exchanges, http://www.moe.edu.cn/s78/ A20/moe_558/201408/t20140806_172860.html (04.20.2016).
9. The concept of Russia's foreign policy - 2000 URL: http://archive.mid.ru//Bl.nsf/arh/19D-CF61BEFED61134325699C003B5FA3 (04.18.2016).
10. Concept of the Russian Federation's foreign policy on July 12,2008 URL: http://kremlin. ru/acts/785 (04.18.2016).
11. Concept of the Russian Federation's foreign policy on February 12, 2013 URL: http:// www.mid.ru/brp_4.nsf/0/6D84DDEDEDBF7DA644257B 160051BF7F (04.19.2016).
12. The concept of "Russian School Abroad" (November 4, 2015) URL: http://kremlin.ru/ catalog/keywords/81/events/50643 (20.04.2016).
13. The concept of government support and promotion of the Russian language abroad (3 November 2015.) URL: http://kremlin.ru/catalog/keywords/81/events/50644 (20.04.2016).
14. Basics of the state cultural policy: approved by Presidential Decree of 24.12.2014 № 808. URL: http://static.kremlin.ru/media/events/files/41d526a877638a8730eb.pdf (20.04.2016).
15. The main directions of the Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation on the development of cultural relations between Russia and foreign countries // the Diplomatic bulletin. 2001. № 5. p. 56-61.
16. The main directions of the Russian Federation in the field of international cultural cooperation policy. URL: http://www.mid.ru/bdomp/ns-osndoc.nsf/e2f289bea62097f-9c325787a0034c255/fd3aa5ccb0c5f96b442579ec004ec849!OpenDocument (04.20.2016).
17. Opening of the Year of Literature (28/01/2015 g) URL: http://kremlin.ru/catalog/key-words/81/events/47537 (20.04.2016).
18. Abstracts "Foreign Cultural Policy of Russia - 2000" // the Diplomatic bulletin 2000. № 4. p. 74-86.
19. Joint meeting of the Council for Interethnic Relations and the Russian Language Council (19.05.2015) URL: http: //kremlin.ru/catalog/keywords/81/events/49491 (20.04.2016).
20. The decree on holding the Year of Culture (April 22, 2013) URL: http://kremlin.ru/acts/ news/17944 (04.20.2016).
21. Accelerating the cultural reform. Magazine site "CHINA" // http://www.kitaichina.com/ se/txt/2011-11/21/content_406992.htm (20.04.2016).
22. Huntington S. The Clash of Civilizations. - M.: AST, 2003.
23. Hu Ventao. Cultural diplomacy and the international image of the device gosudarstva. -P., CASS, 2015.3.
24. Hu Jintao has called for the strengthening of "soft" power of Chinese culture. 15.10.2007 // Official site of the newspaper "People's Daily".
25. Fundamentals of China's cultural policy. Internet magazine about the culture as a factor of national security. 17.4.2015 // http: //sec.chgik.ru/osnovyi-kulturnoy-politiki-kitaya-2/.
26. Harmonious peace http://russian.cri.cn/841/2009/09/29/ls308588.htm (04.20.2016).
27. Hu Ventao. Cultural diplomacy and the international image of the device gosudarstva. -P., CASS, 2015.3.