Научная статья на тему 'Внешняя и внутренняя среда предпринимательской деятельности'

Внешняя и внутренняя среда предпринимательской деятельности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
5951
321
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ СРЕДА / ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ПРЕДПРИЯТИЕ / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ / BUSINESS ENVIRONMENT / PUBLIC ADMINISTRATION / ENTERPRISE / STRATEGIC MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Разбиралова Александра Андреевна, Заводова Екатерина Александровна

Внешняя и внутренняя среда предпринимательской деятельности являются предметом обязательного анализа для предприятия, рассчитывающего на продолжение своей деятельности в долгосрочной перспективе. Правильное понимание условий, в которых находится предприятие, способствует выработке наиболее эффективной стратегии ее развития. Глубокий и тщательный анализ как внутренней, так и внешней среды - необходимая предпосылка принятия управленческих решений по результатам проведенного исследования. Экономическая информация, поступающая в процессе такого анализа, - это конкретное выражение происходящих внутри предприятия процессов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Разбиралова Александра Андреевна, Заводова Екатерина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXTERNAL AND INTERNAL ENVIRONMENT OF BUSINESS ACTIVITY

The external and internal environment of business activity are a subject of the obligatory analysis for the enterprise counting on continuation of the activity in long-term prospect. The correct understanding of the environment in which the enterprise is located, promotes elaboration of the most effective development strategy. Deep and thorough analysis of both internal and external environment is a necessary prerequisite of adoption of management decisions based on results of the study. Economic information received in the course of this analysis is a concrete expression of the processes occurring within the enterprise.

Текст научной работы на тему «Внешняя и внутренняя среда предпринимательской деятельности»

УДК 338.24.01

А.А. Разбиралова*, Е.А. Заводова

Российский химико-технологический университет им. Д.И. Менделеева, Москва, Россия 125047, Москва, Миусская площадь, д.9 * e-mail: [email protected]

ВНЕШНЯЯ И ВНУТРЕННЯЯ СРЕДА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Внешняя и внутренняя среда предпринимательской деятельности являются предметом обязательного анализа для предприятия, рассчитывающего на продолжение своей деятельности в долгосрочной перспективе. Правильное понимание условий, в которых находится предприятие, способствует выработке наиболее эффективной стратегии ее развития. Глубокий и тщательный анализ как внутренней, так и внешней среды — необходимая предпосылка принятия управленческих решений по результатам проведенного исследования. Экономическая информация, поступающая в процессе такого анализа, — это конкретное выражение происходящих внутри предприятия процессов

Ключевые слова: предпринимательская среда, государственное управление, предприятие, стратегическое управление.

Любая организация, подобно живому организму, имеет множество взаимосвязей со средой, в которой она функционирует. Из внешнего окружения в организацию поступают как ресурсы, необходимые для ее деятельности, так и информация, направляющая и поддерживающая ее. Внутренняя среда использует поступающие ресурсы в совокупности со всеми другими элементами и факторами, преобразовывая их в готовый продукт, который, в свою очередь, удовлетворяет потребности внешней среды. Эта постоянная взаимосвязь является основой существования любой организации в предпринимательской среде.

Проблема взаимоотношения организации и среды в науке впервые стала рассматриваться в первой половине ХХ века. Однако в менеджменте значение внешней среды для организаций было осознано только в 60-е годы. Это послужило отправной точкой для интенсивного использования системного подхода в теории и практике управления, с позиций которого любая организация стала рассматриваться как открытая система, взаимодействующая с внешней средой. Дальнейшее развитие данной концепции привело к возникновению ситуационного подхода, согласно ему выбор метода управления зависит от конкретной ситуации, характеризуемой в значительной мере определенными внешними переменными.

Внешняя среда является источником, питающим организацию ресурсами,

необходимыми для поддержания ее внутреннего потенциала на должном уровне. Организация находится в состоянии постоянного обмена с внешней средой, обеспечивая тем самым себе возможность выживания. Но ресурсы внешней среды не безграничны. На них претендуют другие организации, находящиеся в этой же среде.

Поэтому всегда существует возможность того, что организация не сможет получить нужные ресурсы из внешней среды. Это может ослабить ее потенциал и привести ко многим негативным для организации последствиям. Поэтому основная задача стратегического управления состоит в обеспечении такого взаимодействия организации со средой, которое позволяло бы ей поддерживать ее потенциал на уровне, необходимом для достижения ее целей, и тем самым давало бы ей возможность выживать в долгосрочной перспективе.

Для того чтобы определить стратегию поведения организации и воплотить эту стратегию в жизнь, руководство должно иметь расширенное представление не только о внутренней среде организации, ее потенциале и тенденциях развития, но и о внешней среде, тенденциях ее развития и месте, занимаемом в ней организацией. При этом внешнее окружение изучается стратегическим управлением в первую очередь для того, чтобы вскрыть те угрозы и возможности, которые организация должна учитывать при определении своих целей и при их достижении.

Итак, рассмотрим подробнее среду, в которой функционирует организация, а также факторы и элементы как внутреннего, так и внешнего окружения.

Под предпринимательской средой принято понимать сложившиеся в стране благоприятные экономическую, социально-экономическую,

правовую, политическую ситуации,

обеспечивающие экономическую свободу гражданам для занятия предпринимательской деятельностью. То есть это совокупность различных объективных и субъективных факторов, позволяющих предпринимателям реализовывать свои функции.

Экономическая ситуация определяет доходы и покупательную способность населения, уровень безработицы и занятости, степень экономической свободы предпринимателей, возможности инвестирования, наличие и доступность денежных ресурсов и другие экономические факторы. Экономические факторы макросреды охватывают и сформировавшийся рынок труда, наличие свободных рабочих мест и, следовательно, избыток или недостаток рабочей силы, что влияет на уровень заработной платы работников

Политическая среда зависит от целей и задач находящегося у власти правительства. Проводя ту или иную экономическую политику, государство может стимулировать или сдерживать предпринимательскую активность в тех или иных отраслях или регионах. Политическая ситуация оказывает влияние на другие факторы внешней среды: социальные, правовые, экологические. Наибольший «политический импульс» испытывает на себе правовая среда.

Правовая среда характеризуется системой законов и других нормативных актов, регулирующих торговую, производственную, финансовую, налоговую, инновационную и инвестиционную сферы деятельности

предприятия. Степень разработанности правовой базы предпринимательства во многом обусловливает стабильность и устойчивость предприятия.

Географическая среда определяет природные условия, в которых осуществляется предпринимательство, например доступность сырья, энергоресурсов, климатические и сезонные условия, наличие автомобильных магистралей, железных дорог, морских и воздушных путей. Географические факторы учитываются при выборе места размещения предприятия, разработке схем поставки сырья, распределении готовой продукции и т. д.

Экологическая обстановка отражает состояние окружающей среды, степень экологических рисков, разработанность систем контроля и мер воздействия на предприятия, загрязняющие окружающую среду.

Экологические факторы можно разделить на 3 группы:

- природно-климатические;

- природно-ресурсные;

- природоохранные.

Природно-климатические факторы выражают особенности географического местоположения потребительского рынка и удовлетворяющей его спрос предпринимательской структуры.

Природно-ресурсные факторы связаны с наличием, объемом, качеством и условиями обращения со всеми видами природных ресурсов, используемых в предпринимательской

деятельности, в их числе: природное сырье, запасы воды, топлива, энергии.

Природоохранные компоненты выражают степень загрязнения экосистемы, окружающей территорию потребительского рынка,

включающей все ее компоненты. Влияние природоохранных факторов выражается как в фиксированной степени экологического загрязнения, так и в форме, обуславливающей тип общественного поведения в отношении экологических проблем.

Институциональная среда характеризуется наличием разнообразных институтов

(организаций), с помощью которых осуществляются различные коммерческие операции, устанавливаются деловые

взаимоотношения. К числу таких институтов относятся банки, страховые компании, биржи, фирмы, оказывающие различные

профессиональные услуги, рекламные агентства и др.

С точки зрения современной социально -этической потребности наиболее пристального внимания заслуживают социальные элементы макроокружающей внешней среды. В социально-духовной среде можно выделить исторические традиции, присущие территориальному образованию, в границах которого концентрируются целевой сегмент потребителей, этические нормы, тип общественного устройства, мировоззрение и нравственные устои. К социально-духовной среде можно отнести национальные, расовые, религиозные особенности потребителей, обуславливающие специфику социального поведения и образа жизни.

Также важным элементом внешней среды является научно-техническая сфера. При ее анализе изучаются такие показатели, как, например, стоимость основных производственных фондов страны, приходящаяся на одного ученого, уровень автоматизации производства в машиностроении страны, показатели износа основных производственных фондов в отраслях народного хозяйства страны, характеристика системы информации страны, уровень компьютеризации страны и др.

Внутренняя среда формируется

непосредственно самими предпринимателями и во многом носит субъективный характер. Она включает в себя следующие элементы и факторы:

наличие необходимого объема собственного капитала, источники заемных средств;

- выбор предмета деятельности;

- правильный выбор организационной, правовой формы предпринимательской структуры;

- подбор команды партнеров, кадров работников и управление персоналом (его симулирование);

- разработка обоснованного бизнес-плана;

- знание рынка и квалифицированное проведение маркетинговых исследований;

- разработка и внедрение обоснованной стратегии фирмы. Предвидение и расчет последствий предлагаемых рисков, их нейтрализация и страхование;

- четкое соблюдение законов и нормативных актов, регулирующих деятельность данного вида бизнеса или соответствующей организационной формы;

- организационно-технологическая структура фирмы (управление, отделы, цеха и пр.);

- благоприятный моральный климат, условия работы сотрудников и др.

Задача управления — выявление характера и степени воздействия всех факторов и принятие решений, направленных на обеспечение стабильности функционирования и развития предприятия. С этой целью ведется систематический анализ факторов

предпринимательской среды в процессе:

- маркетинговых исследований и разработки программ маркетинга;

- планирования и разработки плановых показателей;

- оперативного управления;

- контроля над результатами хозяйственной деятельности.

Таким образом, эффективность

хозяйственной деятельности предприятия зависит от многих факторов, которые постоянно находятся в поле зрения менеджеров всех уровней, выявляются и анализируются с помощью различных экономических показателей.

Глубокий и тщательный анализ как внутренней, так и внешней среды — необходимая предпосылка принятия управленческих решений по результатам проведенного исследования. Экономическая информация, поступающая в процессе такого анализа, — это конкретное выражение происходящих внутри предприятия процессов. Без такой информации и ее анализа невозможны эффективное функционирование и развитие деятельности предприятия.

Разбиралова Александра Андреевна, ассистент кафедры экономической теории РХТУ им. Д.И. Менделеева, Россия, Москва

Заводова Екатерина Александровна, студентка факультета инженерной химии РХТУ им. Д.И. Менделеева, Россия, Москва

Литература:

1. Вдовенко З.В., Тумин В.М., Аристов О.В., Васильев М.Г., Белков А.В. Диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия: Учебное пособие-М.: МИТХТ, 2007. - 80 с.

2. Вдовенко З.В., Кукушкин И.Г. Особенности развития общества в новом тысячелетии // Вестник международной академии Системных исследований. Информатика. Экология. Экономика. - 2013. - С.125-133

3. Внешняя и внутренняя среда предпринимательства [Электронный ресурс] - URL: http://binkrm.ru/orgbiz/q54/(дата обращения: 18.04.14).

4. Предпринимательская среда и ее характеристика [Электронный ресурс] - URL: http://www.grandars.ru/college/pravovedenie/predprinimatelskaya-sreda.html/(дата обращения: 18.04.14).

Razbiralova Alexandra Andreevna*, ZavodovaEkaterina Alexandrovna D.I. Mendeleev University of Chemical Technology of Russia, Moscow, Russia. *e-mail: [email protected]

EXTERNAL AND INTERNAL ENVIRONMENT OF BUSINESS ACTIVITY

Abstract

The external and internal environment of business activity are a subject of the obligatory analysis for the enterprise counting on continuation of the activity in long-term prospect. The correct understanding of the environment in which the enterprise is located, promotes elaboration of the most effective development strategy. Deep and thorough analysis of both internal and external environment is a necessary prerequisite of adoption of management decisions based on results of the study. Economic information received in the course of this analysis - is a concrete expression of the processes occurring within the enterprise.

Key words: business environment, public administration, enterprise, strategic management.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.