Внешний долг
ВНЕШНИЕ ЗАИМСТВОВАНИЯ РОССИИ В УСЛОВИЯХ МИРОВОГО ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА: ПРОБЛЕМЫ И РИСКИ
Ю.В. РОДИОНОВ, аспирант кафедры международных еалютно-кредитных
и финансовых отношений Финансовая академия при Правительстве РФ
В статье рассматриваются проблемы и риски, связанные с необходимостью управления внешним долгом в условиях современного финансово-экономического кризиса. Автором выделяется негативная роль внешних заимствований в развитии экономики России на современном этапе, рассматриваются причины вовлечения экономики нашей страны в глобальные кризисные процессы.
Ключевые слова: внешние заимствования, международный кредит, мировой финансовый кризис, риски, валютные риски.
В условиях мирового финансово-экономического кризиса высокая долговая нагрузка на экономику страны представляет угрозу для экономического, особенно инновационного, развития, и создает риски для национальной безопасности России. В этой связи необходим взвешенный подход к использованию внешних заимствований в развитии экономики и переходе ее на инновационную модель.
Политика активного привлечения частных и полугосударственных1 внешних заимствований не вызывала особой критики до конца 2007 г., ознаменовавшегося началом ипотечного кризиса в США. Только тогда в экспертном сообществе началась активная дискуссия о влиянии неконтролируемого привлечения внешних ресурсов на экономическое развитие России в условиях ухудшающейся ситуации в мировой экономике.
1 Под полугосударственными заимствованиями подразумеваются кредиты, привлеченные банками и компаниями, в которых государству принадлежит более 50 % уставного капитала (Роснефть, Газпром и т.д.).
В конце 2007 — начале 2008 г. в Финансовой академии при Правительстве РФ прошел ряд круглых столов, на которых велась активная дискуссия о границах привлечения внешних ресурсов в экономику страны, в мае 2008 г. был подготовлен Национальный доклад: «Риски финансового кризиса в России»2, в котором прогнозировался кризис на финансовом рынке и в российской экономике. При этом авторы — М. А. Эскиндаров и Я. М. Миркин справедливо оценивали внешние заимствования в качестве одного из источников кризиса путем импорта негативных тенденций мировой экономики.
События второй половины 2008 г. подтвердили негативные прогнозы. В этот период произошло включение российской экономики в мировые кризисные процессы.
К ключевым причинам вовлечения экономики России в современный финансово-экономический кризис относятся:
1. Структурные диспропорции экономики Российской Федерации — прежде всего, ориентация на экспорт сырьевых товаров, в том числе нефти, газа, цветных и черных металлов. Слабость внутреннего рынка;
2. Падение экспортных цен на нефть, которое стало детонатором начала финансово-экономического кризиса в России. Экспорт энергоносителей традиционно остается основой экспорта товаров из
2 Эскиндаров М.А., Миркин Я.М. Национальный доклад: «Риски финансового кризиса в России: факторы, сценарии и политикапротиводействия». М.: Финакадемия, 2008.
140 п
Источник: U.S. EnergylnformationAdministration. URL:http://www.eia.doe.gov.
Рис. 1. Динамика нефтяных цен в 2002—2009 гг.
Российской Федерации, составляя 2/3 от общего объема экспорта. ВIVкв. 2008 г. произошло сильное падение цен на нефть на мировом рынке со 135 долл. до 30 долл. за баррель (рис. 1), сопоставимое с нефтяным кризисом 1980-хгг.;
3. Либеральная политика в сфере привлечения внешних заимствований. Проблемы погашения полугосударственных и частных внешних заимствований стали одной из предпосылок финансово-экономического кризиса в России. В условиях кризиса банковской ликвидности и снижения предложения ссудного капитала на мировом финансовом рынке доступ российских заемщиков к возможности рефинансирования был закрыт. При этом проявилась зависимость от внешних факторов, узость и несовершенство российского финансового рынка.
Кризис, ударивший по российскому финансовому рынку и экономике, в ноябре 2007 г. и феврале 2008 г. выразился, прежде всего, в локальном потрясении на рынке межбанковского кредитования, повышении стоимости кредитов и снижении их предложения. В этот период снизилась ликвидность на мировом финансовом рынке в ответ на кризис на рынке ипотечного кредитования США, а также из-за банкротства ряда крупных американских банков (Lehman Brothers, Washington Mutual Bank и J. P. Morgan Chase).
В сентябре-октябре 2008 г. российская экономика столкнулась с проблемой погашения внешних долгов российских банков и корпораций в связи с их неспособностью выполнять свои обязательства на фоне закрытия доступа на мировой финансовый рынок. В совокупности с падением мировых цен на нефть (с 132,7 долл. за баррель в июле 2008 г. до 39,95 долл. за баррель в декабре 2008 г. 3) это дало старт развертыванию масштабного финансово-экономического кризиса в России.
3 U.S. Energy Information Administration. URL:http://www. eia. doe. gov.
Стали снижаться котировки депозитарных расписок российских эмитентов на фондовых рынках Великобритании, США, других стран. Снизился курс российских еврооблигаций и евронот в связи с возросшими рисками их погашения. Доступ российских банков и компаний к любым источникам ликвидности (ценные бумаги, кредиты, срочные сделки) на мировом финансовом рынке был фактически закрыт. Одновременно произошло падение цен на акции российских банков и корпораций на национальном фондовом рынке, составившее 70 % от докризисного значения. Эти тенденции сопровождаются оттоком капиталов за рубеж и ростом давления на валютный рынок, что привело к девальвации курса рубля по отношению к бивалютной корзине, состоящей из долларов США (55 %) и евро (45 %) — валют, в которых номинирована большая часть внешних заимствований Российской Федерации.
Для национального рынка ссудного капитала характерно сокращение ликвидности, рост процентной ставки, уменьшение числа сделок с использованием заемных средств, резкое снижение объема и ухудшение условий предоставления кредитов. Несмотря на существенную поддержку государства, выразившуюся в предоставлении долгосрочных кредитов банковскому сектору по ставке 6—10% годовых, произошло резкое ухудшение ликвидности российских банков. Это сопровождалось изменением структуры депозитов физических лиц и масштабным ограничением доступа к финансовым ресурсам — на межбанковском кредитном рынке, с использованием peno, срочных сделок, рублевых ценных бумаг и внешних заимствований.
Благодаря своевременным масштабным антикризисным мерам Правительства РФ удалось предотвратить банкротство системообразующих российских банков и корпораций, имевших крупные долговые обязательства перед иностранными кредиторами. По мнению автора, необходимо отметить позитивную роль, которую сыграли накопленные государственные финансовые фонды — Резервный фонд, Фонд национального благосостояния и другие резервы, за счет которых в известной мере удалось противостоять разрушительным ударам мирового финансово-экономического кризиса.
В период с сентября 2008 г. по настоящее время происходит распространение кризиса в форме цепной реакции от банковского и финансового
Таблица 1
График погашения внешнего долга Российской Федерации в 2009 г. (основной долг и проценты), млрд долл. США
Показатель 1кв. II кв. Шкв. IV кв. Всего за 2009 г.
Основной долг % Основной долг % Основной долг % Основной долг %
Общий внешний долг 27,1 5,1 31,8 4,3 15,7 4,3 28,7 4,1 121,1
Органы государственного управления 1,0 0,8 0,6 0,2 1,0 0,8 0,6 0,2 5,2
Федеральные органы управления 1,0 0,8 0,6 0,2 1,0 0,8 0,6 0,2 5,2
Новый российский долг 0,9 0,8 0,3 0,2 0,9 0,8 0,3 0,2 4,4
Долг бывшего СССР 0,0 0,0 0,3 0,0 0,0 0,0 0,3 0,0 0,6
Органы денежно-кредитного регулирования 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0
Банки 11,8 1,8 11,2 1,7 6,8 1,5 11,8 1,4 48
Прочие секторы 14,3 2,4 20,0 2,4 7,9 2,0 16,3 2,4 67,7
Примечание. Составлено автором по данным Банка России.
сектора в реальный производственный сектор экономики России.
Финансово-экономический кризис в России проникает во все отрасли экономики страны. Это проявляется в спаде производства и способствует массовым увольнениям на предприятиях, банкротству ряда крупных компаний, а также банков (в связи с невозвратом кредитов, который достиг уровня в 10 %от суммы задолженности их клиентов).
В настоящее время в обществе идет дискуссия о путях выхода из кризиса. В их числе обсуждается вопрос о привлечении новых внешних заимствований. Экономический советник Президента РФ А. Дворкович не исключает возможности государственных внешних займов4 в связи с необходимостью покрытия возникшего впервые за 6 лет дефицита бюджета, вызванного падением его доходной части (особенно налогообложения), на фоне возрастающих расходов, связанных с антикризисной программой. В свою очередь, Председатель Правительства РФ В. В. Путин, высказываясь против привлечения новых заимствований, справедливо мотивирует это жесткими политическими условиями их предоставления и высокой стоимостью.
Являясь каналами распространения кризиса на российскую экономику, внешние заимствования вызвали негативные последствия в связи с возникшими проблемами их погашения российскими банками и корпорациями, в том числе и полугосударственными.
Несмотря на мировой финансово-экономический кризис, российский внешний долг должен погашаться в соответствии с принятыми заемщиками обязательствами (табл. 1).
4 Хватило бы денег // Газета RBC Daily. 29.12.2008.
В 2009 г. российским заемщикам предстоит выплатить более 120 млрд долл. При этом в соответствии с условиями ряда кредитных соглашений часть платежей, которые предусмотрены на последующие годы, могут быть предъявлены к погашению в текущем. Объем платежей с неопределенной датой погашения составляет 45 млрд долл., из них 3/4 приходится на корпорации и банки.
Кроме того, в условиях мирового финансово-экономического кризиса проявился риск удорожания внешних заимствований. Нестабильность, вызванная структурными противоречиями и кризисным потрясением мирового финансового рынка, банкротством крупных транснациональных банков и финансовых групп, тенденцией к спаду в развитии мировой экономики, привела к резкому удорожанию стоимости прежних заимствований.
По мнению автора, при заключении соглашений о международных займах российскими заемщиками не были учтены риски удорожания внешних заимствований. Необходимо учитывать валютные и кредитные риски в целях совершенствования практики подготовки международных кредитных соглашений.
Реализация рисков международного кредитования непосредственно связана с общепринятым базовым индикатором страновой премии за риск кредитования — стоимостью контракта CDS. Это страховой взнос, выплачиваемый покупателем такого контракта в обмен на обязательство на тех или иных условиях выплатить сумму, указанную в контракте, в случае объявления должником дефолта по своим обязательствам. Агентство Cbonds публикует два основных индекса — по суверенным обязательствам Российской Федерации (рис. 2) и по 5-летним займам Газпрома, очевидно, как наименее рискового заемщика (рис. 3).
Источник: Агентство Cbonds. URL:http://www.cbonds.info. Рис. 2. Динамика изменения среднесрочных рыночных котировок 5-летних CDS по суверенным обязательствам РФ (в процентных пунктах)
Источник: Агентство Cbonds. URL:http://www.cbonds.info. Рис. 3. Динамика изменения среднесрочных рыночных котировок 5-летних CDS по обязательствам Газпрома (в процентных пунктах)
Эти индексы, суммируемые со ставкой LIBOR, являются ориентиром стоимости кредита (в долларах) для российских заемщиков. Они оба в условиях кризиса заметно выросли, причем по коммерческим кредитам, если ориентироваться на CDS Газпрома, страновая надбавка к LIBOR по кредиту росла с конца мая 2008 г. (т. е. синхронно с падением курсов акций), а в сентябре 2008 г. достигла максимума, приблизившись к 1 200 базисным пунктам. Российский индекс также превышал отметку в 1 000 пунктов. По сути, такое изменение стоимости контракта CDS означало многократное удорожание погашения внешнего долга.
Несмотря на некоторое снижение этих индексов в первой половине 2009 г. (в июне CDS Russia составил 296 базисных пунктов, a CDS Gazprom — 435
базисных пунктов), эти показатели двукратно превышают докризисный уровень5.
На стоимость погашения внешних заимствований существенно влияет валютный риск, связанный с изменением курса национальной валюты относительно валюты займа. В ходе мирового финансово-экономического кризиса валютные риски существенно выросли. Это обусловлено значительной долей внешних заимствований, номинированных в иностранной валюте (табл. 2).
На 1 января 2009 г. в иностранной валюте номинировано примерно 83% внешнего долга (402,8 млрддолл.).
В среднем российский рубль девальвировался на 25 % с сентября 2008 по март 2009 г. (рис. 4).
В связи с девальвацией рубля увеличилась сумма погашения долга — на 25 %. Этот фактор в совокупности с падением мировых цен на энергоносители и ряд сырьевых товаров существенно обостряет проблему погашения внешней задолженности. Для экспортеров, являющихся крупнейшими внешними заемщиками, 25%-ный рост стоимости предыдущих внешних заимствований существенно увеличивает затраты на их погашение, поскольку возникают трудности с привлечением новых внешних займов и с получением достаточной выручки от своей деятельности. Это касается не только реального, но и банковского сектора экономики. Для банков значительную роль играет невозврат банковских кредитов, включая валютные, предприятиями малого и среднего бизнеса, а также населением.
Таким образом, в условиях мирового финансово-экономического кризиса наличие значительного внешнего долга стало существенным препятствием на пути экономического развития. Структурные диспропорции российской экономики, бесконтрольное наращивание и неэффективное использование внешних заимствований усугубили последствия вовлечения России в финансово-экономический кризис. Это дает основание утверждать, что чрезмерное привлечение государственных и частных внешних заимство-
5 По данным Агентства Cbonds на 02.06.2009. URL:http:// www. cbonds. info.
Таблица 2
Внешний долг РФ в иностранной и национальной валюте, млрд долл.
Показатель 01.10.2008 ЭДельныйвес, % 01.01.2009 Цельный вес, %
Внешний долг, всего 542,1 100 484,7 100
В иностранной валюте 425,4 78 402,8 83
В национальной валюте 116,7 22 81,9 17
Долг органов государственного управления 32,6 100 29,4 100
В иностранной валюте 32 98 29,1 99
В национальной валюте 0,5 2 0,4 1
Долг органов денежно-кредитного регулирования 10,2 100 3,3 100
В иностранной валюте 6,9 67 0,6 18
В национальной валюте 3,4 33 2,8 82
Долг банков 196,4 100 164,5 100
В иностранной валюте 151,7 77 135,8 83
В национальной валюте 44,7 23 28,6 17
Долг прочих секторов 270,1 100 256,7 100
В иностранной валюте 215 80 216,2 84
В национальной валюте 55,1 20 40,5 16
Примечание. Составлено автором по данным Банка России.
Рис. 4. Динамика стоимости бивалютной корзины
Источник: информационное агентство РосБизнесКонсалтинг. иКЬ:Шр:// www.rbc.ru.
ваний и нерациональное их использование без учета рисков глобализации негативно отражается на экономическом развитии и национальной безопасности России. В этих условиях в рамках антикризисной политики необходимо выработать стратегию по управлению внешним долгом, направленную на снижение его размеров, на усиление контроля за внешними заимствованиями и их использованием на государственном и частном уровнях, а также на создание альтернативных источников привлечения ресурсов для экономического развития.
Список литературы
1. АганбегянА. Т. Об особенностях современного мирового финансового кризиса и его последствий для России. М.: Деньги и кредит, 2008. № 12.
2. Егоров А. В., Меркурьев И. Л., Чекмарева Е. Н. Адаптация российского финансового сектора к кризисной ситуации на мировом финансовом рынке. М.: Деньги и кредит, 2009. № 8.
3. Сторчак С. А. Условные обязательства. М.: ACT, 2009.
4. Информационное агентство Cbonds. URL: http://www. cbonds.info.
5. Информационное агентство РосБизнесКонсалтинг. URL: http:// www.rbc.ru.