УДК 377.8
doi: 10.20310/1810-231X-2017-16-1-96-99
ВНЕШНИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕРЕСА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА КОЛЛЕДЖА К ИННОВАЦИЯМ
Зингер Нина Валентиновна
Жердевский колледж сахарной промышленности, Россия, г. Жердевка, e-mail: [email protected]
В статье необходимость разработки комплекса организационно-педагогических условий, способствующих эффективному формированию интереса педагогического коллектива к инновациям в колледже. В качестве основных выделены два блока условий: внешние и внутренние. Подробно проанализированы ведущие внешние условия: анализ потребностей современного рынка труда и использование научно-инновационного потенциала среды. Для выявления возможностей влияния рынка труда на отношение педагогических кадров колледжа к инновационной деятельности было проведено исследование, состоящее из анализа ситуаций и тенденций на рынке труда в регионе (в том числе по выбранным профессиям и специальностям) и исследования локальных рынков труда колледжа по выбранным профессиям и специальностям.
Ключевые слова: колледж, педагогический коллектив, инновации, внешние и внутренние условия, системообразующие факторы
В современной философской и педагогической литературе условия трактуют как категорию, выражающую отношение предмета к окружающим его явлениям, без которых он существовать не может. Более того, условия составляют ту среду, обстановку, в которой явления возникают, существуют и развиваются (Е. П. Белозерцев, И. Ф. Исаев, В. В. Краев-ский, И. П. Подласый, В. А. Сластенин, Е. Н. Шиянов).
При выявлении особенностей инновационной деятельности педагогического коллектива колледжа с точки зрения формирования интереса к инновациям, мы установили, что процесс управления инновационной деятельностью в колледже представляют собой систему, которая может успешно функционировать при наличии определенного комплекса взаимосвязанных и взаимообусловливающих друг друга условий, поскольку случайные разрозненные условия не могут решить эту задачу эффективно. Поэтому комплекс условий должен быть гибким, динамичным, отвечающим состоянию системы в данное время, а сама система должна развиваться в зависимости от целей и задач, которые стоят перед системой профессиональной среднего образования.
Для выявления комплекса организационно-педагогических условий, способствующих эффективному формированию интереса педагогического коллектива к инновациям в колледже, мы исходили из положения, что все
условия можно разделить на два крупных блока: внешние и внутренние (Ю. К. Бабан-ский, М. Мескон, М. Альберт, М. М. Поташник и др.) [1-3]. Анализ изученной философской и психолого-педагогической литературы позволил нам сформулировать следующим образом внешние и внутренние условия: внешние условия - набор необходимых и достаточных компонентов, позволяющих развиваться в системе, способствующих ее эффективному функционированию; благоприятная среда протекания, какого-либо процесса или явления. Внутренние условия - способность самой системы приспосабливаться к изменяющимся условиям воздействия на окружающую среду.
Развивая эту мысль, Е. В. Яковлев и Н. О. Яковлева отмечают, что самостоятельной и исключительно важной проблемой в исследовании системы является выявление системообразующих факторов [4]. В самом общем смысле они представляют собой все явления, силы, процессы, связи и т. д., которые приводят к образованию системы. В настоящее время принято выделять внешние и внутренние системообразующие факторы.
К внешним относятся факторы, которые, способствуя образованию системы, в тоже время выступают «чуждыми» для ее элементов, не обусловливаются и не вызываются внутренней необходимостью к объединению. Они не являются основными для системы образования, но играют важную роль. К таким
факторам, в первую очередь, относятся свойства окружающей среды и время. Кроме того, для системы, включенной в состав более широкой системы, в качестве внешних могут выступать факторы, внутренние для большей в данной в иерархии системы. В частности, к ним можно отнести требования к сохранению вышестоящей системы, выраженные в виде целей функционирующей системы.
К внутренним относятся те системообразующие факторы, которые порождаются объединяющимися в систему элементами, группами элементов (частями) или всем множеством. Как отмечает А. Н. Аверьянов, строгой научной квалификации системообразующих факторов еще не создано, тем не менее, уже можно выделить несколько крупных блоков [5]. К ним относятся общность природного качества элементов (например, общность происхождения или строения), связи взаимовыполнения, факторы индуктивности (например, свойство достраивания системы до завершения), жесткие структурные связи, связи обмена («распределение обязанностей» при взаимодействии элементов системы).
Рассмотрим внешние условия эффективного формирования интереса педагогического коллектива колледжа к инновациям. Окружающая колледж среда создает условия для успешного его функционирования, либо тормозит его дальнейшее развитие и эффективную реализацию целей образовательного учреждения. Поэтому диагностирование данных условий является необходимым элементом аналитической деятельности администрации учебного заведения.
Анализ потребностей современного рынка труда - это внешнее условие, используя которое педагогический коллектив колледжа может качественно изменить свое отношение к инновационной деятельности.
Последнее время все чаще говорится о том, что система среднего профессионального образования должна удовлетворять постоянно изменяющемся потребностям рынка труда в специалистах. Возникает необходимость ответить на вопросы: Как изменились потребности рынка труда? Какие профессии и специальности востребованы? И в связи с этим, - на какие профессии, специальности и специализации следует перепрофилировать учебные заведения и как изменить содержание образования?
На рынок труда выпускник колледжа выходит со своим «товаром» - профессией, уровнем квалификации, мастерством. Поэтому очень важно не только овладеть определенной
профессией, которая пользуется спросом на рынке труда, но достигнуть определенного уровня квалификации, овладеть определенными компетенциями, чтобы быть конкурентоспособным, чтобы качество «товара» соответствовало требованиям работодателя.
Однако в настоящее время учебные заведения не всегда располагают информацией о том, как изменились требования работодателя к рабочей силе, каким должен быть необходимый уровень квалификации, личностно-профессиональных компетенций специалиста с точки зрения работодателя, какие требования он предъявляет к выпускнику колледжа.
Производственная сфера и сфера услуг являются прямыми потребителями выпускников средних профессионально-образовательных учреждений. Сегодня все большее значение приобретает сотрудничество между учебными заведениями и социальными партнерами, так как первые поставлены перед необходимостью прогнозирования потребностей рынка труда с целью качественного перспективного планирования процесса обучения, а вторые заинтересованы в повышении качества профессионального образования будущих работников.
Это важно еще и потому, что традиционные учебные программы устарели, они не отвечают сегодняшним требованиям рынка труда. Раньше система организации обучения в системе СПО была полностью в руках центральных государственных плановых комитетов, которые были ответственны также за централизованное развитие учебного плана. Сейчас же профессиональные средние образовательные учреждения должны самостоятельно разрабатывать свои учебные планы и программы с учетом требований государственных стандартов.
К сожалению, потребности рынка зачастую требуют низкоквалифицированную рабочую силу, для которой не нужна серьезная подготовка. И если система среднего профессионального образования будет строго следовать рыночным потребностям, это может привести к резкому снижению профессионального мастерства учеников, падению квалификационного уровня подготовки. Несомненно, необходимо опережающее профессиональное образование. Но даже такой опережающий подход будет не эффективен, если мы имеем дело с долгосрочной тенденцией расширения сферы низко квалифицированного труда.
По нашему мнению, жесткая ориентация подготовки специалистов в учреждениях СПО на текущие потребности рынка труда не вполне
оправдана. Само профессиональное образование может задать «планку» потребностям рынка (формировать рынок). Однако знать требования рынка совершенно необходимо.
Для выявления возможностей влияния рынка труда на отношение педагогических кадров колледжа к инновационной деятельности нами было проведено исследование, состоящее из следующих этапов:
1. Проведение систематизированной оценки рынка труда региона - анализ ситуаций и тенденций на рынке труда (в том числе по выбранным профессиям и специальностям) на основе:
- статистических материалов, дающих сведения о состоянии экономики региона;
- данных службы занятости о вакансиях;
- объявлений о предложении рабочих мест в газетах.
2. Исследование локальных рынков труда нашего колледжа по выбранным профессиям и специальностям. Было организовано проведение интервью с респондентами -представителями различных учреждений, ответственных за прием работников по интересующим областям среднего профессионального образования (с директорами или заведующими кадровых служб, начальниками цехов, мастерами, частными предпринимателями) с целью выявления:
- емкости рынка труда по избранным профессиям;
- особенностей содержания труда;
- требований работодателей к профессиональным компетенциям работников.
В результате нами была собрана информация для коррекции учебных планов и программ колледжа в соответствии: 1) с требованиями работодателей к будущему работнику -выпускнику среднего профессионального образовательного учреждения для занятия вполне определенного рабочего места; 2) с тенденциями на рынке труда.
Обобщив сказанное, можно сделать заключение о том, что проведение систематических исследований (мониторинга) по оценке рынка труда является актуальной и новой задачей. Также необходимо периодическое отслеживание потребностей производства в профессиональных умениях и навыках (шире - компетенциях), приобретаемых учащимися в учреждениях среднего профессионального образования.
Таким образом, исследуя рынок труда через первичные и вторичные источники информации, педагогический коллектив колледжа начинает выполнять абсолютно новые
и чрезвычайно трудоемкие инновационные функции. Причем данные исследования рынка труда ложатся в основу планирования инновационной деятельности учебного заведения на перспективу, определяя:
- по каким специальностям необходимо готовить востребованных специалистов;
- каким образом строить профессиональные образовательные программы и учебный процесс с тем, чтобы выпускаемые специалисты были конкурентоспособными;
- каким образом строить воспитательный процесс, чтобы сформировать у студентов личностно-профессиональные компетенции, востребованные работодателями;
- какие категории населения можно охватить образовательными программами различных типов (профессиональное образование, реализуемое через различные формы обучения; профессиональная подготовка).
Через исследование потребностей рынка труда колледж планирует свою образовательную деятельность, исходя из новой системы социального целеполагания: на первый план выдвигается задача подготовки нового типа специалистов, обладающих конкурентоспособностью на рынке труда с момента окончания ими образовательного учреждения.
Использование научно-инновационного потенциала среды - другое внешнее условие, используя которое педагогический коллектив колледжа может качественно изменить свое отношение к инновациям. Этот вопрос недостаточно освещен в науке, но он является важнейшим в раскрытии проблемы успешности функционирования системы «средняя профессиональная школа - ВУЗ». Работа в инновационном режиме выдвигает проблему профессионального роста преподавателя, превращение его методической работы в научно-методическую [6; 7].
Учет данного внешнего условия вызывает изменения в структуре организационно-методических объединений колледжа, а именно: создаются предметно-цикловые комиссии, в состав которых входят представители высших учебных заведений, что способствует созданию условий для научно-инновационного роста преподавателей и эффективной корректировке содержания образования. Еще одним результатом этого сотрудничества является удовлетворение потребности личности студента в непрерывном профессиональном образовании (с каждым годом увеличивается процент выпускников колледжа, переходящих на высшую ступень профессионального образования).
Таким образом, к внешним условиям формирования интереса педагогического коллектива колледжа к инновациям можно отнести анализ потребностей современного рынка труда и использование научно-инновационного потенциала среды.
Литература
1. Бабанский Ю. К. Интенсификация процесса обучения. М., 1987.
2. Мескон М. X., Альберт М., Хедуори Ф. Основы менеджмента. М., 1992.
3. Поташник М. М. Развитие школы как инновационный процесс. М., 1994.
4. Яковлев Е. В., Яковлева Н. О. Педагогическая система с позиций системного подхода // Актуальные проблемы управления качеством образования. 2001. № 6. С. 50-56.
5. Аверьянов А. Н. Системное познание мира: Методологические проблемы. М., 1985.
6. Макарова Л. Н., Гущина Т. И. Механизмы формирования системы профессионального роста педагога // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. 2016. Т. 21. № 10. С. 6-13.
7. Копытова Н. Е. Инновационные компетенции преподавателя вуза // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. 2013. № 1(21). С. 28-33.
References
1. Babanskij Yu. K. Intensifikatsiya protsessa obucheniya [Training process intensification]. M., 1987.
2. Meskon M. X., Albert M., Kheduori F. Os-novy menedzhmenta [Management bases]. M., 1992.
3. Potashnik M. M. Razvitiye shkoly kak inno-vatsionnyj protsess [Development of school as innovative process]. M., 1994.
4. Yakovlev E. V., Yakovleva N. O. Pedagogi-cheskaya sistema s pozitsij sistemnogo podkhoda [Pedagogical system from positions of system approach] // Aktual'nye problemy upravleniya kachest-vom obrazovaniya. 2001. № 6. S. 50-56.
5. Aver'yanov A. N. Sistemnoye poznaniye mira: Metodologicheskiye problem [System knowledge of the world: Methodological problems]. M., 1985.
6. Makarova L. N., Gushchina T. I. Mekha-nizmy formirovaniya sistemy professional'nogo rosta pedagoga [Mechanisms of formation of system of professional growth of the teacher] // Vestnik Tam-bovskogo universiteta. Seriya Gumanitarnye nauki. 2016. T. 21. № 10. S. 6-13.
7. Kopytova N. E. Innovatsionnye kompetent-sii prepodavatelya vuza [Innovative competences of the teacher of higher education institution] // Psikho-logo-pedagogicheskij zhurnal Gaudeamus. 2013. № 1(21). S. 28-33.
* * *
EXTERNAL CONDITIONS OF FORMATION OF INTEREST OF PEDAGOGICAL STAFF OF COLLEGE IN INNOVATIONS
Zinger Nina Valentinovna
Zherdevka College of Sugar Industry, Russia, Zherdevka, e-mail: [email protected]
In article the author considers need of development of a complex of the organizational and pedagogical conditions promoting effective formation of interest of pedagogical collective in innovations in college, as the main two blocks of conditions allocates: external and internal, analyzes the leading external conditions in detail: analysis of requirements of modern labor market and use of scientific and innovative potential of the environment and makes the research consisting of the analysis of situations and tendencies at the labor market in the region (including by the chosen professions and specialties) and researches of local labor markets of college on the chosen professions and specialties for identification of opportunities of influence of labor market on the relation of pedagogical staff of college to innovative activity.
Key words: college, pedagogical collective, innovations, external and internal conditions, system forming factors
Об авторе :
Зингер Нина Валентиновна, заместитель директора по учебной работе Жердевского колледжа сахарной промышленности, г. Жердевка, Тамбовская область
About the authors:
Zinger Nina Valentinovna, Deputy Director for Studies, Zherdevka College of Sugar Industry, Zherdevka, Tambov Region