Научная статья на тему 'Внешние признаки субкультуры участников праворадикального движения нс-скинхедов'

Внешние признаки субкультуры участников праворадикального движения нс-скинхедов Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
8436
392
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУБКУЛЬТУРА / SUBCULTURE / СКИНХЕДЫ / SKINHEADS / ПРАВОРАДИКАЛИЗМ / СОЦИАЛЬНАЯ ГРУППА / SOCIAL GROUP / МОЛОДЕЖЬ / YOUNG PEOPLE / RADICAL RIGHT

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Самойлов Сергей Федорович

В статье дается качественный анализ морфологии субкультуры нс-скинхедов. Характеризуются основные социальные типы, встречающиеся в данной субкультуре.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The external signs of radical right organization subculture participants national socialist skinhead

The article gives a qualitative analysis of the morphology of the white power skinhead subculture. Characterize base (main) social types of this subculture.

Текст научной работы на тему «Внешние признаки субкультуры участников праворадикального движения нс-скинхедов»

Самойлов Сергей Федорович

доктор философских наук, профессор, заместитель начальника кафедры философии и социологии Краснодарского университета МВД России (тел.: +78612583516)

Внешние признаки субкультуры участников праворадикального движения нс-скинхедов

В статье дается качественный анализ морфологии субкультуры нс-скинхедов. Характеризуются основные социальные типы, встречающиеся в данной субкультуре.

Ключевые слова: субкультура, скинхеды, праворадикализм, социальная группа, молодежь.

S.F. Samoilov, Doctor of Philosophy, Professor, Deputy Head of the Chair of Philosophy and Sociology of the Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; tel.: +78612583516.

The external signs of radical right organization subculture participants national socialist skinhead

The article gives a qualitative analysis of the morphology of the white power skinhead subculture. Characterize base (main) social types of this subculture. Key words: subculture, skinheads, radical right, social group, young people.

Для радикальных групп нс-скинхедов внешний вид очень важен. Это форма внешней инициации и самоидентификации. Зная примерную морфологию субкультуры, возможно прогнозировать поведение по отличительным признакам. Традиционный для нс-скинхедов внешний вид можно описать следующим образом. Очень короткая стрижка или наголо бритая голова. В качестве верхней одежды популярны: бомберы - куртки без воротника и на молнии, штурманы - куртки с молнией и воротником, наиболее предпочтительными цветами являются черный и темно-зеленый. Вместо брюк используют джинсы фирм Levis и Wrangler, как правило, светло-синего цвета, а также джинсы «варенки». Среди футболок особой популярностью пользуется марка Lonsdale, поскольку надпись на ней через расстегнутую куртку выглядит как аббревиатура гитлеровской партии. Не менее популярными являются торговые марки ThorSteinar и PitBull, первая в качестве логотипа использует рунические знаки, вторая - оскаленную морду породы питбуль. Спортивная одежда, прежде всего поло и тенниски фирмы FredPerry, основанной знаменитым спортсменом, - логотипом является лавровый венок. Рубашки коричневых и черных цветов фирмы BenSherman c пуговицами на воротнике и петлей на спине, которые были популярны еще у модов - предшественников традиционных скинхедов. Спортивная одежда, особенно футболки российской

фирмы «WhiteRex», «Дух Воина», которая использует элементы языческой и неоязыческой символики. Из обуви наибольшей популярностью пользуются ботинки и берцы фирм Dr. Martens и Grinders. Первые были разработаны участником Второй мировой войны Клаусом Мертенсом в 1945 г. сразу же после окончания боевых действий, первоначально при их производстве использовались трофейные материалы, в частности стельками служили эполеты. В 1968 г. группа скинхедов, обутая в берцы Dr. Martens, сорвала демонстрацию против войны во Вьетнаме. Вторые берцы появились в 1965 г. и получили популярность благодаря наличию металлических вставок в носках, делающих их мощным оружием в уличных драках. Дополнительную популярность ботинки Grinders получили благодаря тому, что их носили участники рок-групп «Guns N' Roses» и «Prodigy».

Большое значение в традиционной субкультуре нс-скинхедов имеет цвет шнурков берцев. Так, белый цвет означает «белую идею», принадлежность к высшей расе. Одновременно белые шнурки противопоставляют нс-скинхеда традиционным скинхедам, они вошли в городской фольклор и литературу. Право на ношение белых шнурков нужно заслужить участием в избиении «черных» или «шавок» - антифашистов. Если ношение белых шнурков однозначно свидетельствует о принадлежности к нс-скинхедам или бонхедам, то использование

258

красных шнурков менее однозначно. Чаще всего их ношение рассматривается как принадлежность к Б.Н.А.Р.Р. - скинхедам, представляющим враждебную бонхедам группировку. Однако красные шнурки могут принадлежать и нс-скинхеду, участвовавшему в «акции», но никого не убившему. Синие шнурки означают принадлежность к скинхедам и ведение здорового образа жизни. Коричневые шнурки свидетельствуют о приверженности их владельца идеям гитлеризма, поскольку штурмовики носили коричневые рубашки, а сам цвет стал прочно ассоциироваться с национал-социализмом. Также в данной субкультуре популярно ношение камуфляжа и отдельных элементов военной формы.

Традиционно для нс-скинхедов ношение татуировок. Наиболее популярными из них являются следующие: аббревиатура А.С.А.В. -«А!!сор8агеЬа81а^8» («Все полицейские ублюдки»), однако данная татуировка может принадлежать и представителям других субкультур; «ко-ловрат», представляющий собой «славянский» вариант свастики; «паутина», символизирующая негативное отношение к государственной «системе»; изображения различных нацистских символов - свастики, «черного солнца», имперского орла, мертвой головы, рун и т.д.; «кельтский крест», представляющий собой равносторонний крест, выходящий за круг.

Нс-скинхеды широко применяют различные аббревиатуры, цифровые шифры и сочетания кодовых слов и цифр. Например: 28 означает «кровь и честь» - выражение, служившее лозунгом гитлерюгенда, 88 - число «заповедей» американского неонациста Дэвида Лэйна, осужденного на пожизненное заключение и умершего в тюрьме, 18 представляет собой кодировку имени Адольф Гитлер, 14/88 - «четырнадцать слов Дэвида Лэйна»: <^ети818есиге1Ьеех181епсео1оигреор1еа^ а МигеЮтоИНесИ^геп» («Мы должны обеспечить существование нашего народа и будущее для белых детей»).

Характеризуя субкультуру нс-скинхедов, следует остановиться на правилах поведения, принятых в ней, поскольку от строгости соблюдения данных правил зависит авторитет индивида в глазах его товарищей и положение в группе («бригаде», «команде»). Так, настоящий скинхед должен:

всячески выражать презрение к лицам, принадлежащим к «не-русской» национальности, а тем более небелой расе;

противодействовать дружбе русских с «нерусскими»;

не обращаться, за исключением крайних случаев, к «нерусским» за помощью;

не проявлять сострадания к лицам «низшей расы» и «инородцам»;

как можно чаще вредить «инородцам», оскорблять и избивать их, портить принадлежащее им имущество;

не пользоваться продукцией с ярко выраженным африканским или азиатским происхождением;

в случае встречи русской девушки, идущей вместе с представителем небелой расы или кавказцем, парня полагается избить, девушке сделать внушение, но не трогать;

поддерживать своих в драке, не устанавливая причин ее возникновения;

защищать русских людей от «инородцев», если они не являются демократами, пацифистами или сектантами;

мстить обидчикам как своей «команды», так и врагам нс-скин-движения в целом;

постоянно проявлять агрессию и участвовать в драках, чтобы не утратить свой авторитет в группировке, альтернативой агрессивности может служить деятельность по поддержке скин-движения в целом, которая выражается в сочинении песен и музыки, в написании и распространении листовок, в поддержке взаимосвязи с праворадикальными организациями.

В субкультуре нс-скинхедов большое значение имеет возраст участника движения. По этой причине можно классифицировать нс-скинхедов по возрастному признаку. Возрастными группами нс-скинхедов являются:

«малолетки», подростки 12-14 лет, попавшие под влияние уличной романтики и нацистской символики;

«молодняк», подростки от 14 до 16 лет, способные осознать основные идеи движения, создающие самостоятельные группировки и участвующие в «тусовках» и митингах старших скинхедов;

«старшаки», молодые люди 16-20 лет, обладающие достаточно твердыми расистскими и нацистскими убеждениями, позволяющими им вести пропагандистскую деятельность и ориентироваться в разнообразии политических идеологий и организаций праворадикального толка;

«старые скинхеды», молодые люди от 20 лет, обладающие авторитетом и стажем пребыва-

259

ния в движении от 5 до 10 лет, организованные в тесное сообщество, связанное круговой порукой и участием в преступлениях экстремистского и общеуголовного характера.

В целом статус лица в группировке нс-скинхедов зависит от следующих факторов: возраст и стаж пребывания в движении; физическая сила и степень агрессивности; количество избитых «недочеловеков»; участие в получивших общественный резонанс преступлениях;

принадлежность к крупной группировке; связи с праворадикальными организациями; вклад в популяризацию движения. В субкультуре нс-скинхедов можно выделить три основных социальных типа, отражающих характер интересов ее участников. Эти типы выражают три основные формы данной субкультуры. Один из исследователей субкультуры скинхедов С. Беликов называет представителей данных типов « музыкантами», «спортсменами» и «политиками».

Первым выделенным С. Беликовым типом и одновременно субкультурным течением являются «музыканты». Для «музыкантов» характерен интерес прежде всего к определенным музыкальным направлениям. Наиболее популярными среди нс-скинхедов музыкальными направлениями являются: национал-социалистический блэк-метал, языческий метал, фолк-метал и викинг-метал. Самой известной группой, нацеленной специально на аудиторию нс-скинхедов, является группа «Ко-ловрат», в репертуаре которой присутствуют песни, посвященные «будням скинхедов».

Характеризуя специфику образа жизни скин-хедов-«музыкантов», С. Беликов пишет: «Движение скинхедов в России своим развитием и возникновением во многом обязано влиянию особого вида агрессивной рок-музыки. Поэтому у части скинхедствующей молодежи основным видом деятельности является посещение музыкальных концертов, в основном тех групп, которые в свои концертные выступления и тексты песен включают фашистские и нацистские лозунги, призывы к действию (агрессии, расизму, геноциду и т.п.). Поклонники музыки могут также заниматься коллекционированием и обменом видео- и аудиокассет с записями этих групп, музыкальными журналами, символикой и атрибутикой этих групп. В среде поклонников скин-музыки могут быть попытки самостоятельного исполнения собственных текстов пе-

сен, естественно, со значительным расистско-нацистским уклоном, как правило, они исполняются для небольшого круга друзей. Этот же слой скинхедствущей молодежи является наиболее «мирным», поскольку бритоголовые музыканты совершают погромы и избиения только при очень удобном случае или для поддержания «авторитета» [1].

Вторым социальным типом нс-скинхедов являются «спортсмены», представляющие собой одновременно наиболее агрессивную и наиболее известную часть скинхед-движения. Для «спортсменов» характерен культ физической силы, все свое свободное время они проводят в спортивных залах и клубах, секциях боевых единоборств, которые могут быть как официальными, так и подпольными. Но в любом случае места спортивных занятий нс-скинхедов закрыты для представителей «низших рас» или носителей «неправильной» идеологии. «Спортсмены», как правило, организованы в группы, называемые бригадами, которые постоянно участвуют в уличных драках. Социальный статус члена группировки зависит, прежде всего, от его силы и лидерских способностей. Соответственно этому лидерами «бригад» часто становятся лица, мало интересующиеся идеологической составляющей движения нс-скинхедов, но зато способные подчинить себе волю других членов группировки.

Специфика жизни «спортивных» группировок нс-скинхедов раскрывается С. Беликовым следующим образом: «Скинхеды этой группы и постоянные зачинщики драк на концертах, сходках, нацистских праздниках, непременные участники погромов и акций устранения. Обычно они предпочитают действовать самостоятельно, не сотрудничая с различными праворадикальными партиями и организациями. Однако для проведения особенно крупных акций они могут временно объединяться с футбольными фанатами. В драке они действительно страшны, разъяренный скинхед напоминает боевую машину, скорости и точности ударов позавидует боксер-разрядник. Эти же группы являются наиболее криминализированными, у участников этих групп самый большой процент заведенных на них уголовных дел, имеются данные об их связях с преступным миром. Благодаря многочисленным газетным публикациям такая разновидность бритоголовых наиболее известна обычному, среднему человеку. Как правило, именно деятельность бритоголо-

260

вых "спортсменов" создает скин-движению его грозную и свирепую репутацию» [1]. Таким образом, для «спортсменов» расистская идеология является лишь поводом для обнаружения врага и вымещения на нем своей злобы. Кроме того, со временем идеология превращается в прикрытие криминальной деятельности.

Третьим социальным типом нс-скинхедов являются «политики». Если «музыкантами» являются, как правило, наиболее молодые и начинающие скинхеды, а «спортсмены» в своей массе - это более зрелые лица, то «политиками» становятся «ветераны» скинхед-движения. Для «политиков» характерно увлечение различными видами расовой теории, национал-социалистической и националистической идеологии. Они имеют собственную систему социальных взглядов и политических предпочтений.

«Политиков» можно разделить на три основные категории. Первые, как правило, излагают свои взгляды узкому кругу знакомых, и их личный авторитет зависит от убедительности их аргументов. Поскольку авторитет первой категории «политиков» признается в первую очередь молодыми скинхедами, то их с известной долей условности можно назвать «воспитателями». В отличие от «воспитателей» вторая категория скинхедов, увлеченных прежде всего ультраправой идеологией, может быть названа «юнионистами», поскольку для принадлежащих к ней лиц характерно стремление к объединению всех участников скинхед-движения. Третья, наиболее авторитетная и малочисленная категория «политиков» может быть названа «координаторами», их главной специфической чертой является то, что они поддерживают связи с праворадикальными партиями и сами координируют проведение различных акций скинхедов.

Вторую и третью группы «политиков» С. Беликов характеризует следующим образом: «Небольшая группа бритоголовых "политиков", следуя примеру "собратьев по борьбе" на Западе и в Европе, а особенно в Англии (исконном месте зарождения скин-движения), пытаются наладить четкую систему жестко связанных между собой ячеек, расположенных в различных регионах России, стран ближнего зарубежья, а также и за границей. Они стараются создать собственную политическую партию или организацию и в конечном счете объединить и сплотить всех скинхедов России в нечто единое.

Часть наиболее политизированных бритоголовых, понимая неорганизованность и незрелость своего движения, неумение ориентироваться в политическом и околополитическом мире, пытаются более тесно сотрудничать с относительно крупными и устойчивыми партиями и организациями типа РНЕ, РНС, ННП, ЛДПР, РНЛ, РОД и многими другими. В обмен на помощь и поддержку бритоголовые обеспечивают им в своем лице значительную часть новобранцев и сочувствующих, помогают при проведении сходок и митингов, принимают участие в "силовых" акциях, распространении литературы и пропаганде.

Существует и еще одна любопытная категория бритоголовых, которые называют себя скинхедами и являются членами различных скинхедских организаций, но по своему нынешнему состоянию уже давно переросли скинхедский статус настоящего бритоголового и, по всей видимости, являются новой неизученной формацией русских националистов и национал-патриотов. Как правило, они являются основными идеологами всего движения, его основными координаторами, организаторами и вдохновителями всех мало-мальски крупных акций (митингов, пикетов, шествий, праздников), а также издателями литературы (журналов, газет и листовок)» [1].

Естественно, разделение скинхедов на «музыкантов», «спортсменов» и «политиков» является достаточно условным. Однако оно позволяет зафиксировать основные характерные черты субкультуры скинхедов, а также демонстрирует основные этапы отбора и вовлечения молодежи в праворадикальную среду. Так, сначала вовлечение осуществляется посредством музыки и основано на использовании подросткового идеализма, максимализма и энтузиазма. На данном этапе музыка служит лишь оформлением агрессивности, которая выступает под маской осмысленного и приятного времяпровождения. Затем затрагивается свойственное молодежи стремление к риску, преодолению трудностей, самоутверждению в глазах сверстников. Данную функцию выполняют «бригады» скинхедов. И наконец, стремление к власти и социальному признанию реализуется посредством участия скинхедов в политической деятельности. Все три социальных типа, формируемых субкультурой нс-скинхедов, позволяют охарактеризовать ее в целом как

261

гедонистическую, агрессивную и политизированную субкультуру.

Современное общество вступило в информационную эру, в которой быть - значит быть в социальном сознании. Информатизация деятельности праворадикальных движений ведет к трансформации праворадикализма в информационный экстремизм [2]. При этом стоит учитывать и тот факт, что растет уровень социальных противоречий институционального характера, которые, не будучи осознаваемыми

1. Беликов С.А. Бритоголовые: все о скинхедах. Эксклюзивные материалы. М., 2002. URL: http://www.centrasia.ru/newsA. php?st=1038453540 (дата обращения: 22.06.2015).

2. Кубякин Е.О., Сафронов А.Н. Информационный экстремизм в среде молодежи как деструктивный феномен современного российского общества // Вестн. Краснодар. унта МВД России. 2013. № 4(22). С. 100-104.

3. Плотников В. В. Деструкция социальной группы как среда существования экстремизма // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2014. № 4. С. 38-41.

современной молодежью, ведут к актуализации деструктивных процессов [3]. Для современного состояния субкультуры нс-скинхедов характерно наличие в ней трансформационных процессов, приводящих к потере ею привычного образа. В первую очередь это проявляется, с одной стороны, в ее тяготении к соединению с субкультурой футбольных фанатов, а с другой -в постепенной «атомизации» ее структуры и превращении в субкультуру автономных праворадикалов.

1. Belikov S.A. Skinheads: all about skinheads. Exclusive materials. Moscow, 2002. URL:http:// www.centrasia.ru/newsA.php?st=1038453540 (date of access: 22.08.2015).

2. Kubyakin E.O., Safronov A.N. Information extremism among young people as a destructive phenomenon of modern Russian society // Bull. of Krasnodar university of Russian MIA. 2013. № 4(22). P. 100-104.

3. Plotnikov V. V. Destruction of social group as environment of existence of extremism // Humanitarian, social and economic and social sciences. 2014. № 4. P. 38-41.

262

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.