УДК 330
ВНЕШНИЕ И ВНУТРЕННИЕ ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ КООПЕРАТИВНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РЕГИОНА*
О.В. Литвинова, Г.В. Калинина, Л.П. Федорова
В исследовании проведена оценка конкурентной среды зоны деятельности районных потребительских обществ Чувашпотребсоюза за 2010-2015 гг., позволившая определить внешние и внутренние факторы обеспечения их экономической безопасности, а также обосновать направления решения проблем на основе лояльности нормативного числа пайщиков для каждого потребительского общества региона.
Ключевые слова: внешние и внутренние проблемы; экономическая безопасность; кооперативные организации; регион; конкурентоспособность; пайщики.
O.V. Litvinova, G.V. Kalinina, L.P. Fedorova. EXTERNAL AND INTERNAL PROBLEMS OF ENSURING ECONOMIC SECURITY OF COOPERATIVE ORGANIZATIONS OF THE REGION
The study assesses the competitive environment in the area of activity of regional consumer societies of Chuvashpotrebsoyuz in 2010-2015, which allowes to determine the internal and external factors to ensure their economic security, to determine the direction of solving problems based on loyalty of the standard number of shareholders for each of the consumer societies in the region.
Keywords: external and internal problems; economic security; cooperative organizations; region; competitiveness; shareholders.
В предыдущих исследованиях нами было отмечено, что в современных условиях формат видения проблемы обеспечения экономической безопасности кооперативного сектора расширяется в контексте всеобщей реинду-стриализации российской экономики (формировать непрерывно и использовать конкурентные преимущества, внедрять и развивать современные механизмы регионального управления, обосновать систему показателей оценки его экономической безопасности) [2; 6; 7]. Реиндустриализация является не столько процессом создания новых высокотехнологичных секторов экономики, сколько процессом эффективного инновационного обновления ее традиционных отраслей и согласованными качественными изменениями в технико-экономической и социально-институциональной сферах на межрегиональном пространстве. При этом учеными подчеркивается, что «управление инновациями должно иметь первостепенное значение» [5, с. 494]. Потребительская кооперация представляет собой часть кооперативного сектора экономики России с отличительными признаками кооперативной формы собственности, принципами и ценностями международного кооперативного
движения, коммерческой деятельности в соответствии с кооперативной моделью бизнеса в интересах своих членов. Позитивный опыт кооперативного движения Канады это подтверждает [1].
Экономическая безопасность потребительской кооперации находится в плоскости решения задач оценки ее внутриструктурной динамики; развития политики диверсификации как способа сохранения и поддержания конкурентоспособности ее организаций; осуществления модернизации, технического перевооружения системы и значительного обновления материально-технической базы; формирования целостной конкурентной стратегии предприятий кооперативного сектора и системы в целом на основе показателей экономической безопасности. Проведенное исследование конкурентной среды зоны деятельности райпо Чувашпотребсоюза за 2010-2015 гг. свидетельствует, что число конкурирующих организаций в районах возросло. Основную массу конкурентов составляет малый и средний бизнес. В результате роста числа конкурентов райпо ежегодно теряют свою долю рынка (табл. 1).
Вместе с тем райпо по-прежнему остаются основными крупными игроками, реализую-
* Работа выполнена при поддержке гранта РГНФ № 15-02-00236 по теме «Проблемы обеспечения экономической безопасности кооперативного сектора в контексте реиндустриализации российской экономики».
Таблица 1
Удельный вес кооперативных организаций Чувашской Республики в обороте розничной торговли района за 2010-2015 гг.*
Наименование райпо Удельный вес кооперативных организаций в обороте розничной торговли по годам (на основе среднедушевых расходов), %
2010 2011 2012 2013 2014 2015
Аликовское 18,8 20,2 19,8 18,8 18,2 17
Батыревское 9,1 9,1 8,2 7,6 6,9 5,9
Ибресинское 15,3 15,4 13,7 11,9 10,9 9,6
Ишлейское 6 6,4 6,4 6,7 6,8 7,1
Канашское 9,5 10 9,5 8,8 8,3 8,3
Калининское 9,2 9,1 8,8 8,2 7,3 6,2
Комсомольское 20,2 20,1 18,9 17,5 16,3 13,1
Красноармейское 13,3 14,1 14,9 13,8 14,2 11,7
Красночетайское 15,6 16,4 15,4 14,2 14,3 14
Моргаушское 14,8 15,9 14,8 13,8 14,4 15
Октябрьское 18,3 20 19,4 18 15,5 13,9
Порецкое 13,4 13,9 13 12,2 11,8 10,7
Сундырское 8,2 8,7 8 7,3 7,5 8,1
Урмарское 6,8 7,9 7,4 6,9 6,3 5,6
Цивильское 12,5 13,5 13,3 12,5 12,1 11,8
Ядринское 26,7 28,6 28,8 27,8 24,7 24,1
ПО «Янтиковский кооператив» 12,7 14,4 13,9 13,6 12,3 12,1
* Рассчитано авторами на основе данных Федеральной службы государственной статистики
щими товары и услуги потребительского назначения. Наибольшую долю в обороте крупных розничных предприятий района имеют Али-ковское, Сундырское и Моргаушское (вместе) райпо, ПО «Янтиковский кооператив». Почти в два раза относительно 2010 г. сократилась доля Красноармейского райпо, свыше 20 % потеряли Ибресинское, Батыревское, Комсомольское, Порецкое, Ядринское райпо. Дополнительно был проведен расчет оборота розничной торговли на основе среднедушевых расходов населения на покупку товаров и услуг, который отражает общий оборот розничной торговли всех участников рынка. Доля кооперативных организаций, по полученным данным, значительно ниже, чем по крупным розничным торговым предприятиям. Наибольший удельный вес по итогам 2015 г. в обороте розничной торговли района имеет Ядринское райпо - примерно 24 %, наименьшую, около 6 %, - Урмарское, Батыревское райпо. Ежегодное снижение рыночной доли в обороте розничной торговли по кооперативным организациям составило около 1 %. Отрицательная динамика отмечена начиная с 2012 г. и усилилась в 2014-2015 гг.
В исследовании был проведен расчет потери оборота розничной торговли кооперативных организаций в результате потери рыночной доли (в действующих ценах). За базу принят 2011 г. (табл. 2). Единственная кооперативная организация, которая смогла сохранить свою ры-
ночную долю и даже несколько увеличить, - Иш-лейское райпо; в 2014-2015 г. укрепило свои позиции Сундырское райпо.
В результате сопоставления динамики оборота розничной торговли в сопоставимых ценах и доли райпо в обороте розничной торговли за 2010-2015 гг. установлено:
1) снижение оборота розничной торговли райпо приводит, соответственно, к снижению доли рынка кооперативной организации; поступательная динамика ОРТ в сопоставимых ценах нарушается под влиянием, прежде всего, внешних факторов, когда доля рынка потребительского общества становится ниже 10 %. В этом случае кооператив быстро теряет свои позиции; особенно это характерно для оборота розничной торговли с зоной обслуживания более 20 тыс. чел., а также благоприятными внешними факторами - более высокий уровень доходов, развитая транспортная инфраструктура и т.п., что ведет к росту конкуренции в результате вхождения на рынок новых игроков; соответственно, для большинства потреб-обществ критическим является размер доли рынка на уровне 10 %;
2) большинство райпо имеют рыночную долю от 13 % до 17 %; исключение составляют Ядринское и Ишлейское райпо. При малой численности обслуживаемого населения размер такой доли остается достаточным, чтобы противостоять мелким и средним предпри-
Таблица 2
Потери кооперативных организаций в результате снижения рыночной доли за 2012-2015 гг. (млн руб.) [4]
Наименование райпо Годы
2012 2013 2014 2015
Аликовское -8.8 -35.2 -56.95 -97.98
Батыревское -26.6 -50.3 -81.06 -130.7
Ибресинское -37.0 -80.6 -114.3 -166.2
Ишлейское 0.4 21.0 35.627 58.753
Канашское -14.7 -44.7 -67.54 -66.55
Калининское -10.6 -33.1 -72.05 -137.7
Комсомольское -27.0 -66.4 -104.4 -216.4
Красноармейское 14.6 -5.4 2.2968 -58.12
Красночетайское -14.4 -35.6 -36.41 -45.22
Моргаушское -36.2 -84.1 -66.16 -38.9
Октябрьское -13.2 -47.0 -113.4 -170.9
Порецкое -11.1 -22.3 -30.67 -52.47
Сундырское -23.6 -55.4 -53.9 -24.82
Урмарское -10.3 -24.7 -42.12 -63.47
Цивильское -9.1 -46.2 -67.3 -88.79
Ядринское 4.5 -24.0 -128.9 -155
ПО «Янтиковский кооператив» -7.8 -12.1 -34.55 -41.04
Итого по райпо -230.9 -646 -1031.9 -1495.6
нимателям-конкурентам, но является приграничным для райпо, которые функционируют в районах, где имеются крупные населенные пункты, численность жителей свыше 25 тыс. чел., а также налицо иные благоприятные факторы (рисунок).
рекомендуемый как обеспечивающий безопасность
нормальный уровень
критический уровень
♦ * ♦ ♦
10000 15000 20000 25000 50000 55000 40000
Сундырское, Порецкое, Моргаушское, Кал ин ин с кое,
Красноармейское, Октябрьское, Урмарское, Батыревское,
Красночетайское РПО, Ибресинское, Циаильское,
ПО Янтиковский Комсомольское, Канашское РПО
кооператив Аликовское РПО
Распределение кооперативных организаций Чувашпотребсоюза с учетом численности населения зоны обслуживания и рыночной доли*
* в качестве параметра рыночной доли принято максимальное его значение, наблюдаемое за 2010-2015 гг.
Полученные данные параметры можно объяснить тем, что оборот розничной торговли зависит от численности населения зоны обслуживания потребительской кооперации, хотя коэффициент эластичности доли рынка по проценту обслуживаемого населения низкий
(0,83), т.е. при увеличении процента обслуживаемого населения на 1 % доля рынка увеличивается только на 0,83 %.
Другим значимым фактором являются среднедушевые расходы на покупку товаров, размер которых зависит от уровня доходов населения.
Результаты проведенного исследования позволяют заключить, что негативные тенденции, сложившиеся в развитии розничной торговли кооперативных организаций, обусловлены не только внешними факторами, но и некоторыми внутренними проблемами, поскольку рыночная доля потребительских обществ, как в объеме оборота розничной торговли крупных предприятий, так и в общем обороте, рассчитанным в исследовании по размеру среднедушевых расходов населения районов, снижается. Возможные причины: несоответствие структуры ассортимента товаров потребностям покупателей, ценовая политика, неэффективный мар-кетинг-микс, неудобное местоположение предприятий торговли потребительских обществ, а также низкая маневренность, гибкость, оперативность в управлении, низкая квалификация работников, качество их работы с клиентами и др., что требует специальных исследований.
Как отмечают современные специалисты, успех коммерческой организации зависит от степени лояльности ее клиентов, которые способны поддержать предприятие даже в критической ситуации, продолжая приобретать
Таблица 3
Численность пайщиков в целом по Центросоюзу РФ за 1990-2015 гг. [3]
Годы Численность пайщиков, тыс.чел. Процент кооперированного взрослого населения
1990 22796 77,8
1991 22490 76,8
1996 14962 50,2
2000 11361 41,8
2005 7512 34,0
2010 3722 26,0
2011 3405 23,7
2012 2880 20,0
2014 2468 17,2
2015 2262 15,8
товары, спрос на которые снижается по ряду причин (вышел из моды, появились новинки или товары-заменители, ухудшился имидж компании). Представляется, что для потребительских обществ именно пайщики могут быть теми самыми лояльными потребителями (покупателями), поскольку они связаны с кооперативом взятыми на себя обязательствами по участию в деятельности кооперативной организации.
Сегодня в кооперативных организациях Центросоюза РФ обозначилась тенденция на снижение численности пайщиков (табл. 3).
Данные табл. 3 свидетельствуют, что численность пайщиков в стране уменьшилась за 19902015 гг. в 10 раз. По всем потребсоюзам наблюдается отток пайщиков. В условиях «изобилия» товаров и услуг сельские жители не стремятся связывать себя какими-либо обязательствами с потребительскими кооперативами, сохраняя за собой право свободного выбора места приобретения товара. Кроме того, они не видят каких-либо дополнительных выгод и преимуществ от хозяйственного участия в деятельности кооперативов. К тому же конкуренты в целях привлечения дополнительного количества покупателей активно используют систему скидок, различные акции, бонусы. С другой стороны, сами потребительские кооперативы в процессе поиска «мотивированного» на эффективность собственника перестали активно вовлекать в кооперативное движение местное население. Ограниченный круг членов кооператива в некоторой степени способствует снижению издержек согласования интересов разных сторон, но это подрывает социальные основы потребительского общества и в конечном счете сказывается на экономических параметрах деятельности.
В этих условиях для решения внешних и внутренних проблем кооперативных организа-
ций становится необходимым расчет норматива численности пайщиков (постоянных покупателей) для каждого потребительского общества региона, обеспечивающий стабильное поступление необходимого дохода (выручки), гарантирующее его экономическую безопасность.
Список литературы
1. Емельянов С.П., Федорова Л.П. Кооперативное движение: опыт Канады // Проблемы теории и практики управления. 2009. № 11. С. 21-29.
2. Калинина Г.В., Андреев В.В. Факторы обеспечения безопасности потребительской кооперации в условиях реиндустриализации // Вестник Российского университета кооперации. 2016. № 3 (25). С. 48-52.
3. Официальный сайт Центросоюза РФ. URL: http://www.rus.coop.
4. Официальный сайт Чувашпотребсоюза. URL: htttp: www.coop21.ru
5. Федорова Л.П., Ильина Т.С. Аспекты стратегического управления регионом как социально-экономической системой // Вестник Чувашского университета. 2012. № 4. С. 489-495.
6. Федорова Л.П., Литвинова О.В. Выбор приоритетов развития для нивелирования угроз экономической безопасности в торговле // Экономические, правовые, организационно-управленческие аспекты развития трудовых ресурсов в современных условиях глобальных рисков: сб. материалов Междунар. науч.-практ. конф. (10 февраля 2016 г.): в 2-х ч. Чебоксары: ЧКИ РУК, 2016. 368 с. Ч. 1. С. 297-303.
7. Федорова Л.П., Литвинова О.В. Формирование инструментария обеспечения экономической безопасности организации // Фундаментальные и прикладные исследования кооперативного сектора экономики. 2016. № 3. С. 62-67.
ЛИТВИНОВА Ольга Викторовна - кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: [email protected].
КАЛИНИНА Галина Викторовна - доктор философских наук, кандидат экономических наук, профессор, проректор по учебной работе. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: [email protected].
ФЕДОРОВА Людмила Петровна - доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой менеджмента. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: [email protected].
LITVINOVA, Olga Viktorovna - Candidate of Economics, Associate Professor of the Department of Economics. Cheboksary cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: [email protected].
KALININA, Galina Viktorovna - Doctor of Philosophy, Candidate of Economics, Professor, the Vice Rector for Study. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: [email protected].
FEDOROVA, Lyudmila Petrovna - Doctor of Economics, Professor, Head of the Department of Management. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: [email protected].
УДК 339.56
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ТОРГОВЛИ НА ВНЕШНИХ РЫНКАХ (на примере Приволжского федерального округа) А.Ю. Мунши, Л.Ю. Александрова
Статья посвящена оценке эффективности торговли региональных предприятий на внешних рынках, выявлению тенденций ее изменения в 2005-2015 гг., сегментированию предприятий Приволжского федерального округа по уровню эффективности и сформировавшемуся тренду.
Ключевые слова: эффективность; торговля; внешние рынки; валовой региональный продукт; внешнеторговая квота; экспортная квота; коэффициент покрытия импорта экспортом; коэффициент территориальной специализации экспорта; коэффициент международной конкурентоспособности; сегменты; субсегменты.
АЛЬ. Munshi, L.Yu. Alexandrova. TRADE EFFICIENCY OF REGIONAL ENTERPRISES ON FOREIGN MARKETS (on the example of the Volga Federal District)
The article is devoted to assessing the effectiveness of the regional trading enterprises, identification of change trends in 2005-2015, segmentation of entities of the Volga Federal District in terms of efficiency and existing trend.
Keywords: efficiency; trade; foreign markets; foreign trade; gross regional product; foreign trade quota; export quota; import-export coverage ratio; territorial specialization export ratio; factor of international competitiveness; segments; sub-segments.
Успешная торговля региональных предприятий на внешних рынках оказывает позитивное всеобъемлющее воздействие на макро-, мезо- и микроуровнях и находится под воздействием комплекса факторов внутреннего и внешнего характера [4; 5]. Последние годы характеризуются значительным усилением весомости геополитических и геоэкономических факторов, что в значительной степени актуализирует проблему обеспечения эффективности торговли региональных предприятий на внешних рынках в условиях новых мировых вызовов [8].
Проведем анализ эффективности внешней
торговли предприятий Приволжского федерального округа (далее - ПФО) с использованием таких показателей, как внешнеторговая квота, экспортная квота, коэффициент покрытия импорта экспортом и др. [1].
Вклад внешней торговли предприятий ПФО в формирование валового регионального продукта значительно варьируется (табл. 1). Экономики четырех субъектов ПФО принимают активное участие в мирохозяйственных отношениях, о чем свидетельствуют высокие значения внешнеторговой и экспортной квоты, составившие в 2015 г. соответственно: