Научная статья на тему 'Внешние и внутренние факторы, воздействующие на развитие угольной промышленности России'

Внешние и внутренние факторы, воздействующие на развитие угольной промышленности России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
5413
266
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИРОВОЙ УГОЛЬНЫЙ РЫНОК / ПРОИЗВОДСТВО УГЛЯ / ЭКСПОРТ УГЛЯ / УГОЛЬНЫЙ РЫНОК РОССИИ / ФАКТОРЫ ВЛИЯНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Руйга И. Р., Зюбанова Т. В.

В статье рассмотрены основные тенденции развития мирового и отечественного угольного рынка, определены основные мировые производители и экспортеры угля, выявлены факторы, определяющие основные направления экспортных потоков, рассмотрены перспективы развития, указана роль России на мировом угольном рынке, рассмотрена текущая ситуация, выявлены проблемы (с позиции влияния факторов) и возможные пути их решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Внешние и внутренние факторы, воздействующие на развитие угольной промышленности России»

4. Определяем среднюю точку на этом множестве. Она максимально удалена от критических, граничных точек, что и обеспечивает при непрогнозируемых отклонениях «максимальную алгоритмическую надежность».

Пример: зададим ограничения, определяющие:

Ji > 0,6, J2 > 0,6, J3 > 0,4. (8) Из принятых ограничений в (8) и соотношений (2) - (4) следуют необходимые интервалы допустимых скоростей по каждому ограничению v < 6,4; v < 5,12; и v > 4,5. Допустимая область средней скорости роспуска, таким образом, находится на интервале (4,5; 5,12). Как пересечение этих интервалов. Исходя из требования максимальной алгоритмической надежности, оптимальным считаем середину найденного интервала, то есть v= 4,81 км/ч.

Список использованной литературы:

1. Честа А.В. Адаптивное управление транспортными системами на основе минимизации рисков деятельности // Сборник трудов молодых ученых, аспирантов и докторантов «Актуальные проблемы развития железнодорожного транспорта». - Ростов-на-Дону: РГУПС, 2009.

2. Честа А.В. Проблемы интеграции железнодорожной отрасли и ее предприятий в рыночные условия хозяйствования // Сборник научных трудов молодых ученых, аспирантов и докторантов РГУПС «Актуальные проблемы развития железнодорожного транспорта», 2008.

3. Лябах Н.Н., Шабельников А.Н. Техническая кибернетика на железнодорожном транспорте: Учебник // Ростов н/Д: РГУПС, СКНЦ ВШ, 2002. - 283 с.

© Рогов С.А., 2015

УДК 622.33:338.2

И.Р. Руйга

к.э.н., доцент

Институт управления бизнес-процессами и экономики ФГАОУ ВПО «Сибирский федеральный университет», г. Красноярск, РФ

Т.В. Зюбанова

Студентка специальности 080101.65 «Экономическая безопасность» Институт управления бизнес-процессами и экономики ФГАОУ ВПО «Сибирский федеральный университет», г. Красноярск, РФ

ВНЕШНИЕ И ВНУТРЕННИЕ ФАКТОРЫ, ВОЗДЕЙСТВУЮЩИЕ НА РАЗВИТИЕ УГОЛЬНОЙ

ПРОМЫШЛЕННОСТИ РОССИИ

Аннотация

В статье рассмотрены основные тенденции развития мирового и отечественного угольного рынка, определены основные мировые производители и экспортеры угля, выявлены факторы, определяющие основные направления экспортных потоков, рассмотрены перспективы развития, указана роль России на мировом угольном рынке, рассмотрена текущая ситуация, выявлены проблемы (с позиции влияния факторов) и возможные пути их решения.

Ключевые слова

Мировой угольный рынок, производство угля, экспорт угля, угольный рынок России, факторы влияния

Топливно-энергетический комплекс является важнейшей структурной составляющей экономики многих стран. В его состав входит нефтяная, газовая, угольная, сланцевая, торфяная промышленность и электроэнергетика. Угольная отрасль относится к числу важнейших отраслей топливной промышленности.

Ввиду значительных мировых запасов угля и его большей доступности, по сравнению с другими видами топлива, уголь является одним из основных энергоресурсов. Результатом этого стал рост объемов

мирового производства угля в период 2000-2013 гг. более чем в полтора раза, достигший к концу периода более 7,8 млрд. тонн. Темп роста к уровню 2000 г. составил более 160% [1].

Основными регионами-производителями угля в мире по состоянию на начало 2013 года являются Азия, Северная Америка, Европа, страны бывшего СССР, Австралия и Новая Зеландия, Африка и Латинская Америка.

Россия входит в пятерку стран-лидеров как по производству, так и по экспорту угля, являясь значимым игроком на мировом рынке. Промышленные запасы действующих угольных предприятий РФ составляют около 19 млрд. тонн, в том числе коксующихся углей - около 4 млрд. тонн. При существующем уровне добычи угля его запасов хватит на 550 лет и более. В 2013 г. поставки российского угля составили 321,9 млн. тонн, из которых только 55,6% всего угля потреблено внутри страны. При этом доля потребления угля внутри страны в период с 2008 по 2013 гг. сократилась на 12,5% [2].

Отрицательный тренд в отношении спроса на уголь на внутреннем рынке наблюдается в течение последних нескольких лет. При этом отрицательная динамика внутреннего потребления прослеживается и по энергетическому углю, потребляемому тепловыми энергостанциями, и по коксующемуся (для металлургических компаний). Кроме этого, одной из основных причин падения спроса на уголь на внутреннем рынке стала конкуренция с газом, цены на который регулируются. Таким образом, в условиях стагнации внутреннего рынка главным фактором наращения объемов добычи угля отечественными предприятиями является увеличение поставок угля на экспорт.

На сегодняшний день существует ряд факторов, воздействующих на угольную промышленность России. Данные факторы, с одной стороны, могут привести к снижению потребления угля внутри страны и уменьшению поставок угля на экспорт, с другой стороны, могут воздействовать на развитие угольной промышленности РФ, в зависимости от того какой курс будет проложен для того или иного фактора.

Классификация и методы описания факторов могут быть совершенно различными. В данной статье предлагается типология факторов с разбивкой их на внутренние и внешние. При этом они могут быть рассмотрены как с позиции государства, так и с позиции предприятий-участников рынка (таблица 1).

Таблица 1

Факторы, влияющие на деятельность угледобывающих компаний

Внешние факторы Внутренние факторы

Макроуровень (государство) Микроуровень (угольные предприятия)

Конкуренция между различными видами энергоресурсов на внешнем и внутреннем рынках, в частности возрастающая конкуренция со стороны газодобывающих компаний Падение рентабельности добычи

Происходящее падение внешних и внутренних цен на уголь Значительный объем дополнительной социальной нагрузки

Наличие проблемы сланцевого газа, возникшей в связи с активной разработкой в США сланцевых углеводородов Инвестиционная и инновационная политика государства, уровень развития научно-технического прогресса Необходимость в обеспечении безопасности на объектах в связи с увеличением доли угля, добываемого в неблагоприятных условиях

Продолжение таблицы

Необходимость перехода на инновационный путь развития отраслей ТЭК многих стран мира, включая и угольную промышленность РФ Транспортные проблемы (высокие железнодорожные тарифы, «узкие места» в пропускной способности железных дорог) Различия в мощности пластов, объемов вскрышных пород, условий залегания, а так же требования экологических норм

Политика некоторых стран направленная на сокращение доли угля в производстве, вытеснение угля из энергобаланса и замена на возобновляемые источники энергии (ВИЭ) Ценообразование, налоговая и кредитная политика государства Кадровые проблемы (дефицит специалистов, потребность в повышении уровня их образования, старение кадров, нежелание молодых работать на угольных предприятиях)

Развитие конкуренции со стороны других стран, добывающих и экспортирующих уголь Экологические нормы и нормативы, действующее законодательство Зависимость угольной отрасли от импорта современных технологий и оборудования

Замедление темпов роста экономик стран Европы и Азии, в т. ч. Китая, который является крупнейшим импортером угля Наличие неэффективных угледобывающих производств Методика формирования и распределения прибыли, ценовой стратегии, формирования запасов и затрат

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №11/2015 ISSN 2410-6070

Особое внимание необходимо обратить на фактор, связанный со снижением внешних и внутренних цен на уголь при росте себестоимости его добычи, что приводит к снижению и без того невысокой рентабельности. Падение цен на уголь, происходящее с сентября 2012 г. и по настоящее время, привело к снижению в 2012 г. сальдированного финансового результата работы угольных компаний до 59,3 млрд. руб. (в 2011 г. - 133,1 млрд. руб.). При этом инвестиции в основной капитал угольных компаний в 2012 г. увеличились и составили 116,9 млрд. руб. против 99,5 млрд. руб. в 2011 г. С начала 2013 г. цены на мировом рынке угля достигли трехлетнего минимума, опустившись до 1479 рублей за тонну энергетического и 4079 руб./т. коксующегося угля на внутреннем рынке и, соответственно, до $72 и $99 за тонну на внешнем [3].

Немаловажно для обеспечения конкурентоспособности угольной продукции сокращать транспортные расходы при поставках угля как внутри страны, так и на экспорт. Российские поставщики угля существенно уступают в эффективности экспортерам из других стран в силу особенностей инфраструктуры. В отличие от Австралии и Индонезии в России диаметрально противоположная схема транспортирования угля: отечественные компании имеют очень длинное железнодорожное плечо (более 2000 -3000 км) и короткое плечо морских перевозок. В свою очередь, ближайшие конкуренты - наоборот: короткое железнодорожное плечо и длинное плечо морских перевозок. Учитывая, что стоимость железнодорожных и перевалочных услуг в конечной цене российского угля может составлять до 50%, фактически на рынке Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) будут конкурировать между собой не цены экспортеров, а железнодорожный тариф с рыночным фрахтом морских перевозок. Поэтому для укрепления конкурентоспособности российских углей, даже при условии равной экономики добычи угля, многое будет зависеть от того, насколько железнодорожный тариф, устанавливаемый государством, будет соответствовать изменяющейся конъюнктуре морского фрахта.

При этом препятствием для успешного ведения бизнеса становятся не только завышенные, по мнению многих участников рынка, тарифы, но и ограниченная пропускная способность железных дорог. Так как наибольшие объемы экспорта российского угля осуществляются в страны АТР, а при наличии «узких» мест и лимитирующих участков на БАМе и Транссибе, а также в портовой инфраструктуре, добиться снижения транспортных расходов будет не так просто. Кроме того, для создания условий увеличения экспорта угля требуется модернизация и развитие железнодорожной и портовой инфраструктуры [4].

Среди других факторов, отрицательно влияющих на развитие угольной отрасли - снижение потребительского спроса на внутреннем рынке на 9,6 млн. т. (5,1%) в 2013 году и высокая конкуренция на внешних рынках. Основная причина сокращения доли потребления угля на внутреннем рынке - его низкая конкурентоспособность по сравнению с газом. Усиление межтопливной конкуренции на внутреннем рынке и развитие газовой генерации приводит к росту доли потребления газа в энергобалансе страны и снижению спроса на уголь. В то же время, по оценке Министерства энергетики, еще не все возможности по развитию внутреннего рынка угля исчерпаны. Рост использования угля может быть обеспечен созданием угольно-энергетических кластеров в местах его добычи, а также с налаживанием глубокой переработки. Существенный прирост объемов добычи угля возможен за счет увеличения поставок угля на экспорт, что и наблюдается в последние годы [4].

Следует отметить фактор экономического положения США и их значительные объемы добычи сланцевого газа и сланцевой нефти в последние годы, а так же то, что США решили продать часть своих действующих шахт и оставить лишь те шахты, которые имеют наименьшие производственные затраты. Такие предприятия имеются в Пенсильвании и Вирджинии. В частности, американская угледобывающая компания «Consol Energy», которая имеет право на добычу сланцевого газа в месторождениях «Утика» и «Марцелл» в США и в 2015-2016 гг. собирается увеличить его добычу на 30%, решила продать пять угольных шахт в западной Вирджинии. Великобритания вслед за США и странами ЕС приняла решение отказаться от развития угольной энергетики и финансирования проектов по добыче угля за рубежом. Для России это в первую очередь означает потерю огромных инвестиций - с 2011г. в российский уголь Великобританией было вложено более 100 млн. долл. США инвестиций. Причинами к отказу от угольной промышленности стало влияние на озоновый слой и образование парникового эффекта, а также на здоровье шахтеров [2].

Предприятиям угольной отрасли необходимо так же соответствовать социальным требованиям. И без того «тяжелая» структура себестоимости, в которой весьма существенными являются затраты на содержание персонала (доля оплаты труда составляет более 18 %), включает также значительные затраты на финансирование социальных гарантий шахтеров.

Нельзя оставить без внимания и сегодняшнее положение на мировом рынке угля (помимо падающего спроса в странах Евросоюза и США и тенденции снижения цен), усложняющееся экономическими санкциями против России, которые ряд стран вводит из-за событий на Украине.

30 июля 2014 г. Евросоюз установил запрет на покупку более 250 наименований товаров из России, среди которых полезные ископаемые минералы и углеводороды. Российский уголь по-прежнему поступает на американский и европейский рынки, но у конкретных поставщиков уже возникли проблемы.

В начале августа 2014 года стало известно, что французская компания «EDF Trading» отказалась от российского термального угля компании «Заречная». «Заречная» входит в пятёрку крупнейших поставщиков России, их швейцарское торговое представительство CCZ Trade SA в феврале 2013 года заключило 6-летний контракт с «EDF Trading» на поставку 11,2 млн. т. угля. Польша в настоящий момент рассматривает отказ от закупок угля в России, что также затронет несколько экспортёров [5].

В России только Кузбасс отправляет три четверти экспорта угля в Европу. Кроме этого российский уголь закупают Тайвань, Украина, Великобритания, Латвия, Турция, Китай, Польша, Нидерланды и США. Цена на этот вид топлива значительно снизилась в последнее время, в связи с этим сокращение рынков сбыта грозит значительными финансовыми потерями.

После введения санкций в отношении России произошел рост спотовых цен на уголь в Европе. При этом отмечается, что в связи с отсутствием дефицита угля на мировом рынке европейские угольные компании не видят больших проблем в случае существенного ограничения поставок российского угля. Таким образом, велика вероятность того, что при ограничении российских поставок уголь будет поступать в Европу из других регионов.

Выше перечисленные проблемы усугубляются девальвацией национальной валюты, которая оказывает влияние и на инвестиции в угольную отрасль России. Безусловно, текущие валютные колебания оказывают прямое влияние как на угольную промышленность, так и на все остальные сектора отечественной экономики.

В связи с ухудшением экономической ситуации в стране и увеличением рисков реализации проектов в угольной промышленности, компании замораживают свои инвестиционные проекты - увеличивается количество заявок на консервацию, приобретенных недавно участков для выработки. Кроме того, угольные компании начали подавать заявки на изменения в лицензионных соглашениях уже разрабатываемых участков. Основными проблемами, влияющими на состояние угольной отрасли, является повышение стоимости импортного оборудования из-за роста курсов иностранных валют, а так же повышение кредитной ставки банками.

Становится очевидным тот факт, что в сложившихся условиях угольные компании должны регулярно осуществлять мероприятия, направленные на снижение своих издержек. В деятельности предприятий по добыче угля присутствуют виды излишних затрат, снижение которых на данный момент за счет собственных ресурсов компаний проблематично (неразвитость инфраструктуры, удорожание перевозок -непосредственно решение зависит от государства), однако, существуют проблемы и на уровне самих угольных компаний, решение которых зависит от эффективного корпоративного управления. К одной из таких проблем относится потребность в эффективной организации закупочной деятельности предприятия, в частности, закупок материально-технических ресурсов и услуг производственного характера у сторонних контрагентов [6]. В условиях недостаточно высоких цен на уголь проблема управления закупочной деятельностью предприятий угледобывающего комплекса, а также повышения результативности этой деятельности имеет особую важность.

Учитывая все внешние и внутренние факторы, необходимо, чтобы регулятор в лице государства предпринял ряд мер для решения отдельных проблем (межтопливная конкуренция, обеспечение оптимальной структуры топливно-энергетического баланса и т.д.), что должно способствовать дальнейшему росту угольной промышленности.

С другой стороны, развитию внутреннего и внешнего рынков угля могут способствовать: формирование биржевой торговли углем; расширение сферы использования угольной продукции;

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯНАУКА» №11/2015 ISSN 2410-6070

регулирование железнодорожных тарифов; принятие мер по росту производительности труда в угольной отрасли, которые нельзя решать без активного внедрения новых инновационных решений и проектов; совершенствование налоговой политики; расширение применения механизмов государственно-частного партнерства; строительство угольных ТЭС на Дальнем Востоке; стимулирование создания собственной машиностроительной базы, обеспечивающей удешевление текущих производственных затрат, что в конечном итоге наряду с реализацией вышеприведенных мероприятий, может обеспечить конкурентоспособность российского угля на Азиатско-Тихоокеанском рынке.

В связи с выше изложенным можно утверждать о повышении роли государства в угольной отрасли. Определенные шаги уже наметились в этом направлении - в 2012 г. разработана и принята к исполнению Долгосрочная программа развития угольной промышленности России на период до 2030 года. Ответственным исполнителем по реализации Программы является Министерство энергетики Российской Федерации.

Однако, помимо реализации указанной Программы развития угольной отрасли на федеральном уровне необходимо осуществлять разработку и реализацию региональных программ, стратегий или концепций развития угольной отрасли, учитывая специфику каждого региона. При этом в рамках составления программных документов считаем целесообразным использование комплексного подхода, учитывающего влияние угольных предприятий и на другие сферы деятельности регионов. Именно сотрудничество государства и бизнеса позволит существенным образом повысить эффективность отечественных предприятий угольной отрасли и обеспечит возможность успешно конкурировать России на мировом угольном рынке.

Список использованной литературы:

1. Руйга И.Р., Кеосиди К.К. Современные тенденции развития угольной отрасли // Экономика и управление: анализ тенденций и перспектив развития. 2015. №18. С. 172-178.

2. Плакиткина, Л.С. Развитие добычи и экспорта угля в основных странах мира и России в период 2000-2013 (2012) гг. Вызовы и угрозы развитию добычи и экспорта угля в России в перспективном периоде // Горная Промышленность. - 2014. - №2 (114).

3. Итоги работы ТЭК России в 2013 году. Задачи на среднесрочную перспективу [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://minenergo.gov.ru/activity/statistic/

4. Фатеева, В. Уголь в свободном падении: Континент Сибирь: электронная газета [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.ksonline.ru/stats/-/id/2972/

5. Информационно-аналитическое сетевое издание «ПРОВЭД» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://xn--b1ae2adf4f.xn--p1ai/

6. Руйга И.Р., Кеосиди К.К. Совершенствование процесса управления закупочной деятельностью на предприятиях угольной отрасли (на примере ОАО «СУЭК») // Экономика и предпринимательство. 2015. № 501 (58-1). С. 870-873.

© Руйга И.Р., Зюбанова Т.В., 2015

УДК33

Студент О. А.Краснова, Г.Н. Сафина

Уфимский филиал Финансового университета при правительстве РФ

ОСОБЕННОСТИ ЗАКЛЮЧЕНИЯ ДОГОВОРА СТРАХОВАНИЯ ЖИЗНИ

Аннотация

В данной статье рассмотрено понятие договора страхования. Проанализированы существенные условия договора страхования. В статье выделены правовые последствия признания договора страхования жизни не заключенным. В статье приведены основные различия рискового и накопительного страхования жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.