ТРИБУНА МОЛОДОГО УЧЕНОГО
С.С. Лушанкин
ФГБОУВПО «Кубанский Государственный Университет»
1тЬапк1п92@^аИ сот
ВНЕШНИЕ ФАКТОРЫ В РОССИЙСКОЙ ПОЛИТИКЕ: ОСНОВНЫЕ УГРОЗЫ И ИХ ОТРАЖЕНИЕ В ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПОВЕСТКЕ ДНЯ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Аннотация: В статье рассматриваются некоторые особенности развития политической системы современной России. Дана краткая характеристика этих особенностей. Автор отмечает факторы общественного развития как особое условие формирование современной политики. Внешние факторы выделены в качестве основной угрозы политики современной России. Автор стремится выявить роль и смысл данных угроз в политической повестке дня современной России.
Ключевые слова: факторы, внешние угрозы, политическая повестка дня, власть, Послание
Современная российская политика представляет собой достаточно неоднозначное явление. С одной стороны, политику любого общества (в том числе и России) принято воспринимать как многогранную систему отношений множества акторов и институтов в основе которого лежит достижение как общих, так и частных целей. С другой, имеет смысл говорить о политике как последовательности конкретных мер в отношении объекта воздействия. В этом отношении единая сфера политики представлена в виде системно взаимосвязанных направлений (областей) политики, каждая из которых соответствует определённой области общественных отношений.
В отношении развития политики современной России следует выделить некоторые особенности её осуществления. Во-первых, особенности российского политического режима - высокая роль авторитарных тенденций1, гибридность2, стремление правящей элиты к установлению монополии на формирование политической повестки дня и принятие политических решений3, особенно в стратегически важных направлениях, обеспечивающих выгоды крупных корпораций4.
Во-вторых, на развитие российского общества оказывает влияние множество сил, обусловленных средой его существования - факторов общественного развития5. Такие факторы можно классифицировать по двум основным направлениям. В первую очередь, в зависимости от пространства происхождения их можно разбить на внутренние и внешние. Также в виду наличия определенных обстоятельств их происхождения следует отметить исторические, географические, экономические, социальные и другие факторы.
В рамках данной статьи, наибольший интерес представляют внешние факторы, способствующие появлению угроз развития российской политики и их отражение в политической повестке дня. Выделим некоторые из них:
1 Гельман В.Я. Из огня да в полымя: российская политика после СССР. СПб, 2013. С. 42 - 65.
2 Шакирова Э.В. Концепт гибридного политического режима в современной политологии как аналитическая рамка анализа российской политики// Грамота, 2013. №6 (32). С. 207 - 208.
3 Колесников В.Н. Актуальная повестка дня в современной России: факторы формирования// Управленческое консультирование, 2017. № 9. С. 8 - 17; Шестопал Е.Б. Политическая повестка дня российской власти и её восприятие гражданами// Полис, 2011. № 2. С. 7 - 24.
4 Булатов А. Российская экономическая модель и перспективы модернизации// Международные процессы, № 4 (14). С. 12.
5 Малков С.Ю., Андреев А.И., Гринин Л.Е., Коротаев А.В., Малков А.С. Россия в контексте мировой динамики: моделирование и прогноз. М., 2016. С. 27 - 42.
1) Глобализация - противоречивый процесс всемирной интеграции. С одной стороны, глобализация позволяет стране пользоваться преимуществами экономического, политического, религиозного и культурного разнообразия, с другой, глобализация сопровождается высокой конфликтностью, размыванием идентичности и кризисом национальной культуры.
2) Влияние современного мирового порядка - межгосударственные отношения происходят на фоне кризиса однополярного мира и стремления отдельных стран и их групп, в том числе и России, преследовать собственные национальные интересы. Сюда следует включить стремление акторов к сохранению многообразия политических режимов, противодействию навязыванию политических институтов, внутренних революций, правовых и этических стандартов, санкционных угроз и т.д.
3) Влияние мировой экономики - проявляется во встраивании страны в мировую систему разделения труда, при которой Россия вынуждена занимать место поставщика природных ресурсов.
4) Влияние глобальных проблем - данный фактор затрагивает общезначимые проблемы экологии, демографии, миграции, терроризма и т.д.
Как бы то ни было, все перечисленные факторы выполняют роль катализаторов и ингибиторов общественно-политического развития. В наиболее благоприятной среде факторы-катализаторы позволяют снизить большую часть издержек, стимулировать бурное развитие отрасли и в целом положительно влиять на политическое развитие страны. В то же время, факторы могут существенным образом тормозить общественно-политические процессы, способствовать развитию экономического, социального и политического кризиса в стране1, либо менять правила игры2.
Исходя из вышесказанного, отметим основные типы внешних угроз, актуальных для России: 1) угрозы идентичности и национальной культуре; 2) продолжающийся конфликт со странами Запада; 3) угрозы экономическому развитию страны; 4) угрозы национальной безопасности страны.
Рассмотрим, какое внимание было уделено данным проблемам в основных стратегических документах страны на примере анализа ежегодных Посланий Президента Федеральному Собранию РФ в период с 2008 по 2018 гг. Так, на основе контент-анализа материалов Посланий было установлено:
1) заметная роль вопросов экономики - свыше 50% содержания Посланий и проблем национальной безопасности - до 30% содержания;
2) относительно невысокая представленность проблем национальной идентичности и культуры - около 8%, а также международной конфронтации - до 10% содержания. При этом, необходимо отметить постоянство представленности проблем идентичности и увеличение значимости проблем международной безопасности в последние несколько лет (с 2 % до 10 %).
На основе материалов Посланий Президента за период с 2008 по 2018 гг. были выявлены некоторые детали и в смысловом построении Послания. Каждое Послание построено по принципу, при котором в него включается значительное количество тем социально-экономического характера, но более интересной деталью, на мой взгляд, является его «политическая» часть, темы которой весьма вариативны (от выборов до войны в Сирии) и как правило не повторяются.
1 Старцев А.В. Роль политических и экономических факторов в сохранении стабильности политической системы современной России// Вестник ВГУ. Серия: История. Политология. Социология, 2014. № 3. С. 113 -116.
2 Глобальные тенденции 2030; Альтернативные миры. Материалы доклада национального Совета по разведке США, 2012. С. 38 - 101.
«Политическая» часть не призвана констатировать наличие проблемы, поиск путей её решения или возможных альтернатив. Причиной появления «политической» части являются определённые события, которые правящий класс не может проигнорировать. Построение повестки в политической части осуществляется в духе «вызов - ответ». В котором «вызов» является предшествующим политически значимым событием, а ответ - это следствие и реакция правящего класса. «Ответ» и отражается в Послании.
Следует отметить, что в период с 2008 по 2011 гг. (Президент Д.А. Медведев) можно выделить две основных угрозы, удостоенных внимания в Послании Президента РФ: 1) мировой финансовый кризис и 2) активность США в сфере противодействия российским стратегическим ядерным силам - создание системы ПРО в Восточной Европе. Третьей темой можно назвать конфликт с Грузией - «война трёх восьмерок» - но он имел значение лишь в Послании 2008 г1.
Послания 2012 - 2018 гг. в этом отношении отличаются большим значением «политических» вопросов повестки, и, в значительной мере политизацией повестки Послания. Здесь необходимо отметить некоторые особенности:
1) Объяснение модернизации страны (экономической и политической) необходимостью удержания суверенитета и «геополитической востребованностью России»2;
2) Поиск решения социально-экономических проблем через укрепление внутренней политики («майские указы» и обращение к духовным ценностям) и построение российской модели суверенной демократии3;
3) В последние годы, доминирующими темами повестки Послания становятся внешнеполитические вызовы - воссоединение Крыма и России4, Украинский и Сирийский кризис5, конфликт с США и странами Запада6, санкции7.
Таким образом, политика современной России подвержена двум основным процессам: деятельности политического режима и влиянию факторов среды. При этом, современная Россия не может проигнорировать внешнеполитические угрозы и вынуждена выстраивать свою политику в соответствии с поиском адекватного ответа на них.
Литература:
1. Бредихин А.В. Национальная политика в регионах традиционного проживания казаков Юга России// Культура: управление, экономика, право, 2018. № 1. С. 10-18.
1 Послание Федеральному Собранию РФ от 5.11.2008. URL: http://kremlin.ru /events/president/transcripts/1968 (дата обращения: 20.03.2018); Послание Федеральному Собранию РФ от 12.11.2009. URL: http://kremlin.ru/events/president/transcripts/5979 (дата обращения: 20.03.2018); Послание Федеральному Собранию РФ от 30.11.2010. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/9637 (дата обращения: 20.03.2018); Послание Федеральному Собранию РФ от 22.12.2011. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/14088 (дата обращения: 20.03.2018).
2 Послание Федеральному Собранию РФ от 12.12.2012. URL: http://kremlin.ru/ events/president/news/17118 (дата обращения: 20.03.2018).
3 Послание Федеральному Собранию РФ от 12.12.2013. URL: http://kremlin.ru/ events/president/news/19825 (дата обращения: 20.03.2018).
4 Послание Федеральному Собранию РФ от 4.12.2014. URL: http://kremlin.ru/ events/president/news/47173 (дата обращения: 20.03.2018).
5 Послание Федеральному Собранию РФ от 4.12.2014. URL: http://kremlin.ru/ events/president/news/47173 (дата обращения: 20.03.2018).
6 Послание Федеральному Собранию РФ от 1.03.2018. URL: http://kremlin.ru/ events/president/news/56957 (дата обращения: 20.03.2018).
7 Послание Федеральному Собранию РФ от 1.12.2016. URL: http://kremlin.ru/ events/president/news/53379 (дата обращения: 20.03.2018).
2. Булатов А. Российская экономическая модель и перспективы модернизации// Международные процессы, № 4 (14). С. 12.
3. ГельманВЯ. Из огня да в полымя: российская политика после СССР. СПб., 2013. С. 42 - 65.
4. Глобальные тенденции 2030; Альтернативные миры. Материалы доклада национального Совета по разведке США, 2012. С. 38 - 101.
5. Колесников В.Н. Актуальная повестка дня в современной России: факторы формирования// Управленческое консультирование, 2017, № 9. С. 8 - 17.
6. Малков С.Ю., Андреев А.И., Гринин Л.Е., Коротаев А.В., Малков А.С. Россия в контексте мировой динамики: моделирование и прогноз. М., 2016. С. 27 - 42.
7. Послание Федеральному Собранию РФ от 5.11.2008. еуеп18/рге81ёеп1/1гап8ег1р18/1968 (дата обращения: 20.03.2018).
8. Послание Федеральному Собранию РФ от 12.11.2009. еуеп!8/рге81ёеп1;/1хап8Спр18/5979 (дата обращения: 20.03.2018).
9. Послание Федеральному Собранию РФ от 30.11.2010. events/president/news/9637 (дата обращения: 20.03.2018).
10. Послание Федеральному Собранию РФ от 22.12.2011. events/president/news/14088 (дата обращения: 20.03.2018).
11. Послание Федеральному Собранию РФ от 12.12.2012. events/president/news/17118 (дата обращения: 20.03.2018).
12. Послание Федеральному Собранию РФ от 12.12.2013. events/president/news/19825 (дата обращения: 20.03.2018).
13. Послание Федеральному Собранию РФ от events/president/news/47173 (дата обращения: 20.03.2018).
14. Послание Федеральному Собранию РФ от events/president/news/50864 (дата обращения: 20.03.2018).
15. Послание Федеральному Собранию РФ от events/president/news/53379 (дата обращения: 20.03.2018).
16. Послание Федеральному Собранию РФ от events/president/news/56957 (дата обращения: 20.03.2018).
17. Старцев А.В. Роль политических и экономических факторов в сохранении стабильности политической системы современной России// Вестник ВГУ. Серия: История. Политология. Социология, 2014. № 3. С. 113 - 116.
18. Шакирова Э.В. Концепт гибридного политического режима в современной политологии как аналитическая рамка анализа российской политики// Грамота, 2013. № 6 (32). С. 207 - 208.
19. Шестопал Е.Б. Политическая повестка дня российской власти и её восприятие гражданами// Полис, 2011. № 2. С. 7 - 24.
4.12.2014.
3.12.2015.
1.12.2016.
1.03.2018.
URL: http://kremlin.ru/
URL: http://kremlin.ru/
URL: http://kremlin.ru/
URL: http://kremlin.ru/
URL: h^p://kremlin.ru/
URL: http://kremlin.ru/
URL: http://kremlin.ru/
URL: http://kremlin.ru/
URL: http://kremlin.ru/
URL: http://kremlin.ru/
References:
1. Bredihin A. V. Nacional'naya politika v regionah tradicionnogo prozhivaniya kazakov YUga Rossii// Kul'tura: upravlenie, ehkonomika, pravo, 2018. № 1. S. 10-18.
2. Bulatov A. Rossijskaya ekonomicheskaya model' i perspektivy modernizacii // Mezhdunarodnye processy. № 4 (14). S. 12.
3. Gel'man V.Ya. Iz ognya da v polymya: rossijskaya politika posle SSSR. SPb. 2013. S. 42 - 65.
4. Global'nye tendencii 2030; Al'ternativnye miry. Materialy doklada nacional'nogo Soveta po razvedke SShA. 2012. S. 38 - 101.
5. Kolesnikov V.N. Aktual'naya povestka dnya v sovremennoj Rossii: faktory formirovaniya // Upravlencheskoe konsul'tirovanie, 2017. № 9. S. 8 - 17.
6. Malkov S.Yu., Andreev A.I., Grinin L.E., Korotaev A.V., Malkov A.S. Rossiya v kontekste mirovoj dinamiki: modelirovanie i prognoz. M. 2016. S. 27 - 42.
7. Poslanie Federal'nomu Sobraniyu RF ot 5.11.2008. events/president/transcripts/1968 (Data obrashcheniya: 20.03.2018).
8. Poslanie Federal'nomu Sobraniyu RF ot 12.11.2009. events/president/transcripts/5979 (Data obrashcheniya: 20.03.2018).
9. Poslanie Federal'nomu Sobraniyu RF ot 30.11.2010. events/president/news/9637 (Data obrashcheniya: 20.03.2018).
10. Poslanie Federal'nomu Sobraniyu RF ot 22.12.2011. events/president/news/14088 (Data obrashcheniya: 20.03.2018).
11. Poslanie Federal'nomu Sobraniyu RF ot 12.12.2012. events/president/news/17118 (Data obrashcheniya: 20.03.2018).
12. Poslanie Federal'nomu Sobraniyu RF ot 12.12.2013. events/president/news/19825 (Data obrashcheniya: 20.03.2018).
13. Poslanie Federal'nomu Sobraniyu RF ot 4.12.2014. events/president/news/47173 (Data obrashcheniya: 20.03.2018).
14. Poslanie Federal'nomu Sobraniyu RF ot 3.12.2015. events/president/news/50864 (Data obrashcheniya: 20.03.2018).
15. Poslanie Federal'nomu Sobraniyu RF ot 1.12.2016. events/president/news/53379 (Data obrashcheniya: 20.03.2018).
16. Poslanie Federal'nomu Sobraniyu RF ot 1.03.2018. events/president/news/56957 (Data obrashcheniya: 20.03.2018).
17. Starcev A.V. Rol' politicheskih i ekonomicheskih faktorov
URL: http://kremlin.ru/
URL: http://kremlin.ru/
URL: http://kremlin.ru/
URL: http://kremlin.ru/
URL: http://kremlin.ru/
URL: http://kremlin.ru/
URL: http://kremlin.ru/
URL: http://kremlin.ru/
URL: http://kremlin.ru/
URL: http://kremlin.ru/
v
sohranenii stabil'nosti
politicheskoj sistemy sovremennoj Rossii// Vestnik VGU. Seriya: Istoriya. Politologiya. Sociologiya. 2014. №3. S. 113 - 116.
18. Shakirova E.V. Koncept gibridnogo politicheskogo rezhima v sovremennoj politologii kak analiticheskaya ramka analiza rossijskoj politiki// Gramota. 2013. №6 (32). S. 207 - 208.
19. Shestopal E.B. Politicheskaya povestka dnya rossijskoj vlasti i eyo vospriyatie grazhdanami// Polis. 2011. № 2. S. 7 - 24.
EXTERNAL FACTORS IN RUSSIAN POLITICS: MAJOR THREATS AND THEIR REFLECTION IN THE POLITICAL AGENDA OF MODERN RUSSIA
Lushankin S.S. Kuban State University lushankin92@gmail. com
Abstract: In the article, author considers some characteristics of development of the political system in modern Russia. This article contains a brief description of these characteristics. Author notes the factors of social development as a special condition for the formation of modern politics. External factors are identified as the main threat to modern policy of Russia. In this article, author seeks to identify the role and significance of these threats in the political agenda of modern Russia. Key words: factors, external threats, political agenda, power, Missive.
Для цитирования: Лушанкин С.С. Внешние факторы в российской политике: основные угрозы и их отражение в политической повестке дня современной России// Архонт, 2018. № 4 (7). С. 78-82.