УДК 94 (73).09
Т.В. Ткачева
Внешнеполитические установки США: новые (старые) подходы
Аннотация. Статья посвящена рассмотрению внешнеполитических установок США с конца XIX в. Превращение США в мировую державу подготовило базу для выдвижения новых идеологических концепций. На протяжении ХХ в. экспансионизм был выбран в качестве основы внешнеполитической деятельности американского государства. «Американский фактор» стал неотъемлемой частью мировой политики. В современных условиях американские власти производят корректировку традиционного курса, не отказываясь от его сущности.
Ключевые слова: США, внешняя политика, экспансионизм, доктрина Монро, Т. Рузвельт, стратегия национальной безопасности США.
T.V. Tkacheva
Foreign-policy aims of the USA: new (old) approaches
Summary. The article is devoted to the consideration of foreign-policy aims of the USA from the end of XIX century. Transformation of the USA into the world power has prepared the base for the appearance of new ideological concepts. During the XX century expansionism was chosen as a basis of the foreign policy of the American state. «American factor» became an integral part of the world politics. Under current conditions the American authorities make the adjustment in traditional policy, not refusing from its essence.
Keywords: the USA, foreign policy, expansionism, Monroe doctrine, T. Roosevelt, national security strategy of the USA.
Больше века прошло с тех пор, как бурный рост экономического потенциала превратил Соединенные Штаты в одну из наиболее индустриально развитых стран мира. Однако экономические успехи вели к усилению несоответствия между ведущим местом США в мировом промышленном производстве и их положением на международной политической арене.
Все это подготовило базу для выдвижения на рубеже Х1Х-ХХ вв. новых идеологических концепций, в соответствии с которыми государство обязано было проявлять свою силу, как во внутренней, так и во внешней политике, руководствуясь при этом национальными интересами США. Поэтому неудивительно, что экспансионизм был выбран в качестве основы внешнеполитической деятельности американского государства и довольно успешно претворялся в жизнь до такой степени, что так называемый «американский фактор» стал неотъемлемой частью мировой политики на протяжении ХХ - начале ХХ1 в.
Реалии современного мира заставляют американские правящие круги либо пересматривать некоторые положения экспансионистской идеологии, либо облекать их в скрытые формы. При этом многие политологи предупреждают, что США могут утратить свое лидирующее положение в мире за годы бездействия после распада Советского Союза, и им будет очень трудно (или невозможно) восстановить свои позиции, когда они вновь захотят вернуться к активной политике. Отмечается, что отсутствие «американского фактора» может создать благоприятные условия для появления сильного и агрессивного гегемона, для сдерживания которого потребуются колоссальные усилия [1].
Поэтому представляет интерес вопрос о том, насколько жизнеспособна и адаптивна к современным условиям, теперь уже ставшая традиционной, внешнеполитическая основа американского государства - экспансионизм.
Если обратиться к истории вопроса, то в разработке идеологии экспансионизма «по-американски» приняли участие многие видные ученые, публицисты, политические деятели, представители протестантской церкви. При этом то, что старые империи подготавливали и лелеяли веками, в США приобрело законченную форму за несколько десятилетий.
Идейными источниками экспансионизма являлись теории «исключительности», «явного предначертания», «предопределения судьбы», в основе которых лежали идеи «богоизбранности», особой миссии американцев в насаждении своей политической системы во всем мире. В конце XIX в. эти теории были увязаны с пропагандой англосаксонского превосходства и социал-дарвинизмом. Особую роль в формировании экспансионистской идеологии сыграла доктрина «морской силы» А. Мэхэна, утверждавшего, что морская мощь определяет исторические судьбы стран и народов. Мэхэн разработал программу внешнеполитической экспансии, выполнение которой должно было превратить США в могущественную военно-морскую державу как аванпоста европейской цивилизации в Западном полушарии [2]. Для обоснования экспансионистского курса использовались идеи Ф. Тернера, утверждавшего, что суть американского государства есть геополитический процесс экспансии и вечное передвижение границ на Запад, сначала до берегов Тихого океана, а потом и по другую его сторону, в Евразию [3]. В итоге «экономические потребности плюс миссия англосаксов и прогрессистские импульсы прекрасно дополняли друг друга в оправдании активного участия правительства в поддержке внешней экспансии» [4, 42].
Первой успешной попыткой проведения в жизнь экспансионистских устремлений явилась испано-американская война 1898 г., в результате которой США установили контроль над Кубой, приобрели в бассейне Тихого океана Филиппины, Гавайи и Гуам, которые рассматривались в качестве плацдарма для проникновения в страны Восточной Азии, и прежде всего, Китай.
Провозглашение политики «открытых дверей» в 1899 г. стало очередным шагом в эволюции внешнеполитического курса США. Потребовав соблюдать на территории Китая принципы «открытых дверей» и «равных возможностей», США стремились укрепить свои
экономические и политические позиции на Дальнем Востоке. Необходимо было считаться с Великобританией, продолжавшей удерживать, хотя и с трудом, позиции великой морской державы, а с другой стороны, учитывать критику в адрес методов, характерных для открытого экспансионизма. На вооружение был взят тезис госсекретаря США Д. Блэйна, заявившего еще в 80-е гг. XIX в., что США больше заинтересованы в «аннексии торговли», чем в аннексии территории [5, 363]. Эта идея в дальнейшем была подхвачена сенатором Г.К. Лоджем, утверждавшим, что «за торговлей следует флаг» [6, 90].
Скрытые формы экспансии имели ряд существенных преимуществ, так как, избегая чрезмерных затрат на военные нужды, можно было использовать демократические и антиколониальные лозунги для укрепления американских позиций в других странах. В итоге новая имперская идеология, формирующаяся на рубеже веков, вобрала в себя как традиционные (аннексия, колониализм, военная оккупация), так и новые формы установления зависимости по отношению к более слабым странам, например, угроза интервенции, экономическая или политическая манипуляция. В этом плане особое место во внешнеполитических планах США занимали страны Центральной и Южной Америки, по отношению к которым главной задачей считалось установление экономического и политического господства. Для этого в своей латиноамериканской политике Соединенные Штаты традиционно использовали теорию панамериканизма с ее идеей континентальной солидарности и единства стран Западного полушария под главенством США, а также доктрину Монро с лозунгом «Америка для американцев».
Доктрина Монро представляла собой совокупность политических принципов, сформулированных 2 декабря 1823 г. в ежегодном послании конгрессу пятого президента США Джеймса Монро. Кроме угрозы интервенции со стороны держав Священного Союза в бывшие испанские колонии, в ней говорилось об угрозе со стороны России, запрещавшей США рыбную ловлю на северо-востоке американского континента. В этой связи было заявлено, что: 1) американский континент является территорией, не подлежащей европейской колонизации; 2) между Европой Священного Союза и США существует фундаментальное различие.
В этой связи: 1) любая попытка любой европейской державы расширить свое влияние на американский континент будет рассматриваться Соединенными Штатами как угроза их безопасности и миру; 2) со своей стороны США не будут вмешиваться в европейские колонии, как и в войны между европейскими странами [7, 235-236].
В начале Х1Х в. доктрина представляла собой еще своеобразную декларацию, провозглашение позиции в решении международных вопросов, прежде всего, с европейскими государствами. Требуя от европейских государств невмешательства в развитие американского континента, доктрина Монро гарантировала взамен невмешательство демократической Америки в дела монархической Европы. Однако в то же время это был жесткий политический ультиматум Европе и страховка на случай будущих столкновений. Постепенно доктрина стала рассматриваться не только как внешнеполитический манифест, но и как обоснование исключительного статуса американского государства включить в правовое поле их деятельности страны Западного полушария.
В период Венесуэльского кризиса 1895 г. государственный секретарь США Р. Олни в ноте Великобритании провозгласил исключительную ответственность США за положение в странах Латинской Америки, предложив в качестве арбитра для урегулирования Венесуэльского кризиса свое правительство. Считая «любой европейский контроль над американской территорией абсурдным и нелепым» в силу географических условий и политических причин, он заявил, что Соединенные Штаты в настоящее время являются сувереном на этом континенте, для которого их воля должна стать законом [8, 28-29].
Впоследствии такой подход получил развитие в послании президента США Т. Рузвельта конгрессу от 1 декабря 1902 г. В нем отмечалось, что на американском континенте нет ни одной нации, которая опасалась бы агрессии со стороны Соединенных Штатов. Каждая из них, считал президент, стремится поддерживать порядок на своих собственных границах и тем самым выполнять обязательства перед другими государствами. Если эти условия будут выполняться, народы Америки перестанут бояться внешней интервенции. В последующем, подчеркнул Рузвельт, рост взаимозависимости и сложности международных полити-
ческих и экономических отношений возлагает обязанность на все цивилизованные державы настаивать на осуществлении собственного контроля мира [9, 9]. Окончательное выражение имперские амбиции США получили в так называемом «дополнении Т. Рузвельта» 1904 г. к доктрине Монро, закрепившем за США «особые права» на Западное полушарие. Согласно «дополнению», доктрина Монро теперь становилась идеологическим оправданием и юридическим инструментом возможной интервенции, а Соединенные Штаты присвоили себе роль «полицейского» Западного полушария [10, 33-34].
Вступление в Первую мировую войну подтвердило намерения США распространить обновленную доктрину Монро и на Восточное полушарие с целью защиты и расширения американской экспансии. Для этого президент В. Вильсон озвучил свои «14 пунктов», а впоследствии планировал создание Лиги Наций в качестве организации, которая бы закрепила и сделала эту политику глобальной. Лига Наций должна была стать инструментом для установления американской мировой гегемонии под флагом «нового мирового порядка». Однако окончательно этим надеждам суждено было сбыться только после Второй мировой войны в условиях противоборства с Советским Союзом за мировое геополитическое пространство. Борьба за создание Pax Americana стала неотъемлемой чертой идеологии экспансионизма в послевоенный период, а сама стратегия облекалась в новые одежды, прославляя борьбу «американской демократии» с «советским тоталитаризмом».
Распад Советского Союза заставил новых идеологов потрудиться над обликом «нового мирового порядка». При формировании внешнеполитических подходов теперь необходимо было учитывать: во-первых, в мире не было государства, способного противостоять США; во-вторых, ядерное оружие все еще оставалось политическим инструментом в мире и гарантом американской безопасности при отсутствии реального противника (СССР распался); в-третьих, региональные конфликты не представляли достаточно серьезного беспокойства, так как европейские партнеры США, Россия, Китай сами были заинтересованы в международной стабильности.
Уже в 1992 г. Фонд Карнеги подготовил работу, посвященную проблеме фактора силы в
международных отношениях: Commission on America and the New World. Changing Our Ways: America and the New World (Washington, D.C.: Carnegie Endowment for International Peace, i992) [i].
В 1993 г. президент Б. Клинтон представил новую американскую «Стратегию национальной безопасности посредством вовлечения и расширения», получившая название «доктрина Клинтона». Новая стратегия: i) освобождала США от глобализма в политике; 2) давала новое толкование американскому лидерству с тем, чтобы сделать его привлекательным для союзников, а у других - не вызывающим отторжения; 3) снимала с США обвинения в гегемонизме, диктате и возврате к временам «холодной войны»; 4) обеспечивала более благоприятные возможности для контроля над развитием международной ситуации в соответствии с американскими интересами. В то же время «доктрина Клинтона» (именуемая также доктриной «демократического лидерства») явилась продолжением векового курса предшественников на строительство Pax Americana. Однако теперь это понималось как постепенный и преимущественно не силовой процесс, успех которого обеспечивался в первую очередь экономическим лидерством США [ii].
Несмотря на явное обновление идеологии экспансионизма «по-американски», США не собирались отказываться от идеи лидерства, а события 11 сентября 2001 г. заставили перейти к более жестким формам принуждения несговорчивых стран и еще раз подтвердить, что американское государство является основой международной безопасности. Так называемая «доктрина Буша» была изложена впервые в «Стратегии национальной безопасности США» 2002 г. и развита в декабре 2005 г., когда Дж. Буш подписал директиву о превентивных ударах по странам, угрожающим безопасности США [12].
Заявляя, что единственный выход из сложившейся ситуации - распространение свободы по всей планете, Буш, по сути, обосновал идею американского политического вмешательства, которое не отрицало военного вмешательства: «Америка не собирается навязывать свою систему управления тем, кто этого не хочет. Вместо этого нашей целью является помогать другим найти собственный путь и достичь свободы. Мы будем поддерживать ре-
формы в других странах, объясняя, что успех наших отношений сделает более достойной жизнь людей в этих странах» [13]. На самом деле все это не что иное, как переложение современным языком и в новой форме «дополнения Т. Рузвельта» к доктрине Монро от 1904 г., а события, например, в Панаме 1903 г. явно напоминают Ирак 2003 г.
С приходом администрации Б. Обамы в международный обиход вошел термин «перезагрузка». Это понятие достаточно разноплановое, в частности, речь идет о пересмотре отношений с Россией, с азиатским миром, со странами Латинской Америки. В отличие от Дж. Буша-мл. политика Обамы направлена на поиск «общей основы», «общих приоритетов», «сближение» и «усиление взаимопонимания». По словам старшего исследователя по трансатлантической политике Совета по международным отношениям (Council on Foreign Relations) Джеймса Голдгайера, одним из главных достижений Обамы было «создание новой атмосферы в отношениях Америки с остальным миром» [14].
В мае 2010 г. Обама утвердил очередную «Стратегию национальной безопасности США», которая представляет собой изложение внешнеполитической доктрины нового президента [15]. Согласно новой стратегии, США должны сохранить глобальное лидерство и защитить национальную безопасность США в любых условиях. При этом, во-первых, Обама признает - вызовы современности таковы, что ни одна страна не может справиться с ними в одиночку. Если Буш уповал на силу Америки, то Обама делает ставку на способность выстраивать коалиции и становиться их лидером. Структура современных международных отношений определяется по формуле: одна глобальная держава (США) плюс несколько центров влияния. США намерены углублять с ними сотрудничество, строить совместные действия; во-вторых, под национальной безопасностью понимается не только безопасность территории, но главным образом - способность Америки оставаться мировым лидером на ключевых направлениях прогресса. Основы силы и влияния США видятся в экономике, финансах, образовании, инновациях [16].
Однако в последнее время появился новый термин, характеризующий политику Обамы -«не-перезагрузка», делающий упор на недочеты и даже провалы внешней политики адми-
нистрации Обамы [17]. В условиях начавшейся предвыборной президентской кампании этот фактор может стать одним из решающих в судьбе президента. В отношении внешнеполитического курса Обамы обрушился шквал критики со стороны его главного соперника М. Ромни, который обвинил демократическую администрацию в недостаточно жесткой позиции в отношениях с Ираном, Китаем и Россией и в отсутствии поддержки Израиля: «Я не допущу, чтобы Америка лишилась ведущей роли в мире. Мы должны верить в правоту нашего дела, четко ставить перед собой цели и быть уверенными в собственных силах» [18].
Опыт показывает, что к таким высказываниям следует относиться с солидной долей здорового скептицизма - кандидаты проводят свою предвыборную кампанию на основании программы, которая позволит им победить.
При этом следует отметить, что Обама в свое время шел на выборы, полностью противопоставляя себя Бушу, а став президентом, по сути, стал продолжателем политики предыдущей администрации, но в более мягких завуалированных формах. И такова историческая реальность, продиктованная политической необходимостью. По словам американского исследователя Дж. Фридмана: «Президенты, которые верят, что могут править независимо от реальности, являются неудачниками» [17].
Предложенный анализ внешнеполитических установок США свидетельствует о нежелании американских властей отказываться от традиционных принципов экспансионизма, заложенных еще в XIX в. Новая (старая) администрация, скорее всего, ограничится корректировкой внешнеполитического курса своих предшественников, являясь на деле не только его преемницей, но и последовательницей.
Литература
1. Доктрина Клинтона [Электронный ресурс]. URL: http://do.gendocs.ru/docs/index-100251.html (дата обращения: 21.09.12).
2. Мэхэн А. Влияние морской силы на историю. M. - Л., 1941.
3. Тёрнер Ф.Дж. Фронтир в американской истории. М.: Весь мир, 2009. 304 с.
4. Rosenberg E.S. Spreading the American Dream: American Economical and Cultural Expansion, 1890-1945. N. Y., 1982.
5. Paterson T.G. The Importance of Economic Expansion // Major Problems in American Foreign Policy / Ed. by H. Paterson. - Vol. 1. D.C. Health and Co., 1989.
6. Widenor W.C. Henry Cabot Lodge and the Search for an American Foreign Policy. L.: Univ. of Cal. Press, 1980.
7. Documents of American History. Ed. by Commager H.S. and Cantor M. - Vol. I. New Jersey: Prentice Hall, 1988. 640 p.
8. Schulzinger R. U. S. Diplomacy since 1900. Oxford Univ. Press., 1998. 406 p.
9. U.S. Congress. Congressional Record (Congressional Record). - Vol. 36. Proceeding and Debates of the 57th Congress. 2nd session. - Pt. 1. Wash.: Gov. Print. Off., 1903.
10. Documents of American History / Ed. by H.S. Commager and M. Cantor. - Vol. 2. New Jersey: Prentice Hall, 1988.
11. Глебов Г.И. Современные международные отношения. М., 2010. [Электронный ресурс]. URL: http:// mejdunarodnie-otnosheniya-uchebnik/glebov-sovremennyie-mejdunarodnyie-otnosheniya.html (дата обращения: 15.09.12).
12. Стратегия национальной безопасности Соединенных Штатов Америки [Электронный ресурс]. URL: http://merln.ndu.edu/whitepapers/USNSS-Russian.pdf (дата обращения: 16.09.12).
13. Лабарик П. Доктрина Олбрайт-Райс. Принудительная демократия. 20.06.07. [Электронный ресурс]. URL: http://www.otechestvo.org.ua/main/20076/2012.htm (дата обращения: 01.10.12).
14. Политика «перезагрузки» Обамы: достижения во внешней политике США за 10 месяцев президентства. 03.11.09. [Электронный ресурс]. URL: http://palm.rus.newsru.ua/world/03nov2009/obama_10mis.html (дата обращения: 17.09.12).
15. National security strategy of the United States. May 2010. Washington, DC, 2010. [Электронный ресурс]. URL: http://www.whitehouse.gov/sites/default/files/rss_viewer/national_security_strategy.pdf (дата обращения: 15.09.12).
16. Глебов Г.И. Современные международные отношения. М., 2010. [Электронный ресурс]. URL: http:// uchebnik-besplatno.com/uchebnik-mejdunarodnie-otnosheniya/vneshnepoliticheskaya-strategiya-amerikanskih. html (дата обращения: 18.09.12).
17. Фридман Дж. Внешняя политика Обамы: конец начала. 26.08.09. [Электронный ресурс]. URL: http:// oko-planet.su/politik/politikdiscussions/17378-vneshnyaya-politika-obamy-konec-nachalastratfor.html (дата обращения: 03.10.12).
18. Малоун Д. Ромни и Обама: взгляд на внешнюю политику США. 25.07.12. [Электронный ресурс]. URL: http://www.golos-ameriki.ru/content/us-obama-romney-politics/1444670.html (дата обращения: 03.10.12).
References
1. Doktrina Klintona [Jelektronnyj resurs]. URL: http://do.gendocs.ru/docs/index-100251.html (data obrawenija: 21.09.12).
2. Mjehjen A. Vlijanie morskoj sily na istoriju. M. - L., 1941.
3. Tjorner F.Dzh. Frontir v amerikanskoj istorii. M.: Ves' mir, 2009. 304 s.
4. Rosenberg E.S. Spreading the American Dream: American Economical and Cultural Expansion, 1890-1945. N. Y., 1982.
5. Paterson T.G. The Importance of Economic Expansion // Major Problems in American Foreign Policy / Ed. by H. Paterson. - Vol. 1. D.C. Health and Co., 1989.
6. Widenor W.C. Henry Cabot Lodge and the Search for an American Foreign Policy. L.: Univ. of Cal. Press, 1980.
7. Documents of American History. Ed. by Commager H.S. and Cantor M. - Vol. I. New Jersey: Prentice Hall, 1988. 640 p.
8. Schulzinger R. U. S. Diplomacy since 1900. Oxford Univ. Press., 1998. 406 p.
9. U.S. Congress. Congressional Record (Congressional Record). - Vol. 36. Proceeding and Debates of the 57th Congress. 2nd session. - Pt. 1. Wash.: Gov. Print. Off., 1903.
10. Documents of American History / Ed. by H.S. Commager and M. Cantor. - Vol. 2. New Jersey: Prentice Hall, 1988.
11. Glebov G.I. Sovremennye mezhdunarodnye otnoshenija. M., 2010. [Jelektronnyj resurs]. URL: http:// mejdunarodnie-otnosheniya-uchebnik/glebov-sovremennyie-mejdunarodnyie-otnosheniya.html (data obrawenija: 15.09.12).
12. Strategija nacional'noj bezopasnosti Soedinennyh Shtatov Ameriki [Jelektronnyj resurs]. URL: http:// merln.ndu.edu/whitepapers/USNSS-Russian.pdf (data obrawenija: 16.09.12).
13. Labarik P. Doktrina Olbrajt-Rajs. Prinuditel'naja demokratija. 20.06.07. [Jelektronnyj resurs]. URL: http:// www.otechestvo.org.ua/main/20076/2012.htm (data obrawenija: 01.10.12).
14. Politika «perezagruzki» Obamy: dostizhenija vo vneshnej politike SShA za 10 mesjacev prezidentstva. 03.11.09. [Jelektronnyj resurs]. URL: http://palm.rus.newsru.ua/world/03nov2009/obama_10mis.html (data obrawenija: 17.09.12).
15. National security strategy of the United States. May 2010. Washington, DC, 2010. [Jelektronnyj resurs]. URL: http://www.whitehouse.gov/sites/default/files/rss_viewer/national_security_strategy.pdf (data obrawenija: 15.09.12).
16. Glebov G.I. Sovremennye mezhdunarodnye otnoshenija. M., 2010. [Jelektronnyj resurs]. URL: http:// uchebnik-besplatno.com/uchebnik-mejdunarodnie-otnosheniya/vneshnepoliticheskaya-strategiya-amerikanskih. html (data obrawenija: 18.09.12).
17. Fridman Dzh. Vneshnjaja politika Obamy: konec nachala. 26.08.09. [Jelektronnyj resurs]. URL: http://oko-planet.su/politik/politikdiscussions/17378-vneshnyaya-politika-obamy-konec-nachala-stratfor. html (data obrawenija: 03.10.12).
18. Maloun D. Romni i Obama: vzgljad na vneshnjuju politiku SShA. 25.07.12. [Jelektronnyj resurs]. URL: http://www.golos-ameriki.ru/content/us-obama-romney-politics/1444670.html (data obrawenija: 03.10.12).