К.А. Евтюшин
ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРИОРИТЕТЫ КНР В КОНЦЕ ХХ в.
Статья посвящена анализу внешнеполитического курса Китайской Народной Республики в 70-80-х гг. ХХ в. Особое внимание уделяется сравнению политических взглядов самых высокопоставленных членов Коммунистической партии Китая в обозначенный период.
Ключевые слова: КНР, КПК, внешняя политика, концепция, СССР.
В период правления Мао Цзэдуна во внешней политике КНР господствовал принцип «трех миров», предложенный им самим. Согласно этой теории, СССР и США являлись «первым миром»1. Во «второй мир» входили Япония, Канада и страны Западной Европы. К «третьему миру» относились страны Азии (включая сам Китай), Латинской Америки и Африки.
После смерти Мао Цзэдуна осенью 1976 г. наступил короткий период внутрипартийной борьбы за руководящую роль в партии и стране. В данной работе мы не будем подробно описывать те события, которые предшествовали решениям 3-го Пленума Центрального комитета Коммунистической партии Китая (ЦК КПК) в декабре 1978 г.
В течение нескольких месяцев после смерти Мао Цзэдуна Дэн Сяопин становится фактическим лидером Китая. Его взгляды оказали существенное воздействие на формирование внешней политики КНР. Решения 3-го Пленума ЦК КПК были направлены на преодоление последствий «культурной революции» Мао, и одной из важных областей, в которых требовались кардинальные изменения, являлось раскрепощение сознания китайцев. Из этого вытекала новая политика отношений с внешним миром - политика «дуйвай кай-фан» («открытие внешнему миру»), которая должна была помочь преодолеть колоссальное отставание Китая в экономическом плане.
© Евтюшин К.А., 2015
Необходимо более подробно рассмотреть концепцию внешней политики Китая, которая была изложена на XII Всекитайском съезде КПК, а также в других выступлениях Дэн Сяопина того времени.
Сначала мы обратимся к беседе Дэн Сяопина с генеральным секретарем ООН Х. де Куэльяром 21 августа 1982 г.2 Эта встреча произошла незадолго до XII Съезда КПК, который состоялся в сентябре того же года. Тезисы, высказанные Дэн Сяопином в этой беседе, являются неким «плацдармом» для его дальнейшей внешнеполитической программы.
В тот период стране необходимо было обозначить свое место в мире. Поэтому основой выступления Дэн Сяопина было то, что КНР как постоянный член Совета Безопасности ООН понимает свою ответственность, незыблемо отстаивает собственные принципы и всегда держит слово: «Мы не занимаемся политической игрой, не играем словами»3.
Далее была изложена концепция взаимоотношений КНР с современным миром, основные пункты которой можно сформулировать следующим образом:
• борьба против гегемонизма;
• сохранение мира во всем мире;
• укрепление единства и сотрудничества с третьим миром.
Говоря о мироустройстве, Дэн Сяопин всегда делал акцент на
близости Китая к странам третьего мира: «Почему я специально подчеркиваю третий мир? Потому что борьба против гегемонизма и сохранение мира во всем мире имеют для него особое значение»4.
Исходя из этих высказываний очевидно, что Дэн Сяопин заимствовал у Мао Цзэдуна принцип «трех миров» (деления стран по их положению в мире), но на этой основе создал концепцию, которая, с его точки зрения, была необходима Китаю начала 1980-х гг.
Стоит пояснить, почему внешнеполитический курс сформулирован таким образом и в такой последовательности. Китай активно выступал против гегемонизма, потому что, по соображениям руководства КНР, страны-гегемоны проводили чрезмерно активную и агрессивную политику, вели соревнование с другими гегемонами и боролись за место лидера. Таким образом сверхдержавы боролись и за наименее развитые регионы. В результате вспыхивали мелкие войны на территории стран третьего мира, они усугубляли и без того многочисленные проблемы народов этих стран, что приводило к замедлению развития в целых регионах. Дэн Сяопин утверждал, что это же происходило в Китае на протяжении второй половины XIX - первой половины XX в. Именно поэтому КНР борется с любыми проявлениями гегемонизма5.
Лидеры Китая выступали за сохранение мира во всем мире, потому что именно такое гармоничное состояние могло позволить даже самым отсталым в экономическом плане регионам получить собственное развитие6. А Китаю были необходимы как минимум 20 лет спокойной жизни для реализации политических планов: осуществления начальной цели модернизации - подняться до среднезажиточного уровня жизни.
Сотрудничество со странами третьего мира - последний, но не менее важный пункт внешнеполитической программы Дэн Сяопина. Китай хочет развиваться в согласии с этими странами, так как, объединив усилия, они смогут добиться большего.
Конечно, можно заметить, что данная программа внешней политики не содержит в себе конкретных планов. Но она отражает суть политики Дэн Сяопина того времени: обеспечить мир вокруг страны и в мире в целом и начать путь восстановления государства.
Внешнеполитическая программа КНР первой половины 1980-х гг. была окончательно определена и сформулирована Дэн Сяопином на XII съезде КПК. Мы проанализируем его вступительную речь. Он начинает свое выступление со следующих слов: «Обозревая историю нашей партии, следует отметить, что нынешний съезд является важным форумом со времени VII съезда партии»7. На VII съезде была определена новая линия партии, было решено крепить и множить силы народа, под руководством партии разгромить японских захватчиков, освободить весь народ, построить новый демократический Китай. Для Дэн Сяопина 1982 год представлялся переломным моментом, аналогичным времени образования КНР. Получается, что речь идет о создании нового Китая: элементов нового будет много, а перемены будут коренными.
Далее Дэн Сяопин говорит о том, что со времени 3-го пленума ЦК КПК 11-го созыва партия восстановила правильные экономические, политические, культурные и другие установки. А на основе изучения новой ситуации и нового опыта она выработала целый ряд новых верных установок. Из этого следует, что, несмотря на уже принятые изменения в политике и других сферах после 3-го пленума ЦК КПК 11-го созыва, Китай ждали дальнейшие трансформации. Тем самым партия выставляет себя как активного новатора, который постоянно анализирует текущую социально-экономическую ситуацию и вносит в нее изменения.
Дэн Сяопин продолжает: «При осуществлении модернизации необходимо исходить из реальной действительности Китая»8. При планировании развития государства он считал обязательным учитывать состояние экономики и общества КНР, а также междуна-
родную ситуацию и идти собственным путем, строить социализм с китайской спецификой: «В процессе строительства нужно изучать опыт других стран, а теоретические парадигмы марксизма сочетать с конкретной реальностью страны»9.
Далее Дэн Сяопин начинает говорить конкретно о внешней политике. По его словам, дела Китая должны вестись в соответствии с реальной обстановкой, при этом силами самого китайского народа10. Исходной позицией были и будут независимость, самостоятельность и опора на собственные силы. Китай высоко ценит дружбу и сотрудничество с другими государствами и народами, но вдвойне дорожит своим правом независимости и самостоятельности. Власти Китая в то время ставили задачу активного расширения внешних сношений, умножения связей с другими государствами на основе равенства и взаимной выгоды, при этом твердо выступая против идеологического влияния со стороны других стран.
Основываясь на вступительной речи Дэн Сяопина на XII съезде КПК, можно сказать, что 80-е годы XX в. представляли важнейший период в историческом развитии страны. Перед китайским народом были поставлены три основные задачи:
• ускорение темпов социалистической модернизации;
• «воссоединение Родины»;
• «борьба против гегемонизма», за сохранение мира во всем мире (остальные задачи внешней политики также включаются в этот тезис, так как они имеют неразрывную и логическую связь).
В основе всех трех задач лежит экономическое строительство, которое дает ключ к решению внутренних и внешних проблем Китая. В этом и заключалась политика Дэн Сяопина.
Второй задачей в речи Дэн Сяопина названо «воссоединение Родины». Вопрос о воссоединении Тайваня, Сянгана и Аомэня с материковым Китаем представляет большой интерес. Эти проблемы были и остаются во внешней и внутренней политике КНР. Чтобы понять суть политики КНР того времени по этим вопросам, необходимо проанализировать, что же именно подразумевал Дэн Сяопин, называя «воссоединение Родины» второй по важности задачей.
Говоря о форме воссоединения, он употребляет выражение «мирное объединение»11, которое означает, что обе стороны, т. е. материковый Китай и Тайвань, предпримут усилия для разрешения этого вопроса. По мнению Дэн Сяопина, речь не идет о поглощении или насильственном присоединении. При этом он говорит, что КНР «не одобряет формулировку "полной автономии Тайваня"»12. «Полная» автономия означает неограниченный суверени-
тет, что логически обосновывает существование не одного, а «двух Китаев». Это совершенно неприемлемо для Дэн Сяопина, убежденного в том, что строй может быть и разным, но представлять Китай вправе только Китайская Народная Республика.
Об официальной позиции КНР по проблеме Тайваня было заявлено в сентябре 1981 г. Председатель Постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей (ВСНП) Е Цзя-ньин выдвинул девять пунктов политики и курса по «воссоединению Родины», которые были представлены властям Тайваня. Эти пункты сводятся к следующему:
1) для того чтобы как можно скорее положить конец печальному состоянию раскола китайской нации, предлагается провести переговоры между КПК и Гоминьданом (консервативная политическая партия Китайской Республики) на паритетных началах, начать третий по счету этап сотрудничества и сообща завершить «великое дело объединения Родины». До переговоров допускаются контакты и обстоятельный обмен мнениями между представителями обеих сторон;
2) народы страны по обеим сторонам Тайваньского пролива страстно желают общения друг с другом, встреч со своими родными, развития торговли и углубления понимания. Поэтому предлагается, чтобы стороны совместно способствовали установлению почтово-телеграфных и торговых связей, открытию водного и воздушного сообщения, посещению родных и совершению туристических поездок, а также развитию научного, культурного, спортивного обмена и достигли соответствующих соглашений;
3) после объединения страны Тайваню позволяется сохранить за собой право на высокую степень самоуправления как особого административного района, а также оставить себе вооруженные силы. Центральное правительство не будет вмешиваться в местные дела Тайваня;
4) существующий на Тайване общественно-экономический строй, образ жизни населения, а также экономические и культурные связи Тайваня с зарубежными странами остаются без изменения. Признаются неприкосновенными право собственности на личное имущество, дома, землю и предприятия, право наследования в соответствии с законом, а также иностранные инвестиции;
5) представители тайваньских властей и общественности могут занимать руководящие посты во всекитайских политических органах и принимать участие в управлении государством;
6) в случае возникновения местных финансовых затруднений тайваньские власти могут рассчитывать на помощь правительства сообразно с обстоятельствами;
7) лицам, проживающим на Тайване и желающим приехать в континентальные районы Китая на постоянное жительство, гарантируется, что они будут надлежащим образом устроены, не станут подвергаться дискриминации и получат свободу проезда на материк и обратно;
8) приветствуются инвестиции тайваньских промышленников и торговцев в экономику континентальной части Родины, их законные права и возможность получения прибыли гарантируются;
9) воссоединение Родины - долг каждого китайца. Поэтому заслуживает искреннего приветствия инициатива людей всех национальностей, деятелей всех кругов и общественных организаций Тайваня, выступающих через различные каналы и в различных формах с предложениями и советами по общегосударственным делам.
Данная политическая программа была определенным прологом к переговорам между США и КНР о судьбе Тайваня, она жестко определила позиции китайской стороны. Итогом стало «рамочное коммюнике», до сих пор являющееся краеугольным камнем в тайваньской политике Соединенных Штатов13.
Анализируя процесс формирования внешней политики КНР в 80-х гг. ХХ в., мы также должны рассмотреть позиции других высокопоставленных лиц государства. Дэн Сяопин был не единственным человеком, определявшим внешнеполитический курс КНР. После смерти Мао Цзэдуна к управлению страной пришли и другие люди, такие как Чэнь Юнь и Ху Яобан. Особый интерес для нас представляет последний. Ху Яобан после ухода Мао и его наследника Хуа Гофэна стал председателем ЦК КПК, а затем генеральным секретарем ЦК КПК. Его взгляды отличались от программ, изложенных Дэн Сяопином и его сторонниками. Поэтому при анализе XII съезда КПК мы будем сопоставлять позиции Дэн Сяопина и Ху Яобана по внешнеполитическим вопросам.
Теперь обратимся к позиции Ху Яобана относительно внешней политики Китая. Прежде всего стоит отметить, что Ху Яобан отказывался от идеологизированной внешней политики и стремился осуществлять курс реформ и открытости КНР внешнему миру. Целями внешнеполитической деятельности для него были национальные интересы и потребости государства. В фокусе его внимания находилось укрепление отношений с развитыми капиталистическими странами и с СССР, при этом он подчеркивал значение полной самостоятельности Китая как основного принципа внешней политики страны.
На XII съезде КПК в 1982 г. Ху Яобан выступил с отчетным докладом ЦК КПК. Он заявил, что КНР никогда не будет опи-
раться ни на какую державу или на блок сверхдержав, не подчинится давлению какого-либо государства14. Далее Ху Яобан говорил о необходимости развития отношений с такими крупнейшими державами, как США и СССР. Однако принципы развития этих отношений в политике Ху Яобана отличались от принципов Мао Цзэдуна и Дэн Сяопина. Ху Яобан подчеркивал, что КНР необходимо уделять одинаковое внимание развитию отношений с СССР и США. Еще одним отличием было то, что Ху Яобан, говоря об отношениях с США и СССР, учитывал отношения с Японией и со странами Западной Европы, которые он также рассматривал в качестве приоритетных во внешней политике Китая. Если разбирать его позицию в данном вопросе более подробно, то можно сказать, что Ху Яобан считал неправильным ухудшать отношения с СССР и снижать до уровня второстепенных связей отношения с Японией и государствами Западной Европы ради активного развития отношений с США.
Внешняя политика Ху Яобана отличалась от внешней политики Дэн Сяопина, который желал отстраниться от СССР и продолжать сближение с Соединенными Штатами Америки15. Ху Яобан более рационально и взвешенно подходил к разрешению различных вопросов. Практическое воплощение политика Ху Яобана получила только в период 1981-1987 гг. После 1987 г. и вплоть до своей смерти в 1997 г. Дэн Сяопин был руководителем внешней политики Китая, произведя перестройку ее стратегии на основе своих взглядов и принципов.
В 1985-1986 гг. китайские руководители пришли к выводу о том, что тезис о неизбежности мировой войны является «преувеличенным» и «устаревшим». «В прошлом мы говорили, что мировая война является неизбежной. Сейчас мы изменили эту точку зрения. Судя по тенденциям развития международной обстановки, мира действительно можно добиться. Конечно, для того, чтобы выиграть мир, необходимо проделать целый ряд работ», - говорил Дэн Сяопин16. «Мы глубоко убеждены в том, что совместными усилиями всех народов и всех миролюбивых сил мир во всем мире можно будет сохранить. Мы - оптимисты. Пусть путь извилист, но перспективы у мира многообещающие», - заявил в докладе на 4-й сессии ВСНП 6-го созыва Чжао Цзыян17. Он же отмечал, что «продолжительная напряженность и конфронтация в советско-китайских отношениях не отвечают интересам народов двух стран и интересам мира и безопасности во всем мире. Мы за нормализацию отношений с Советским Союзом на основе пяти принципов мирного сосуществования»18. Эти заявления представляют собой
отход от внешнеполитических установок периода «культурной революции».
В данной статье мы проследили путь развития внешней политики КНР в 80-х гг. ХХ в., когда происходил отход от концепции Мао Цзэдуна. Дэн Сяопин был не единственным человеком во власти, который определял внешнюю политику государства. В тот период в Китае существовали и другие яркие лидеры, такие как Ху Яобан, который открыто выражал свои взгляды.
Примечания
1 Галенович Ю.М. Из истории политической борьбы в КПК. М.: АН СССР; Институт Дальнего Востока, 1988. С. 83.
2 Дэн Сяопин. Основные вопросы современного Китая: речи и беседы, сентябрь 1982 - июнь 1987 г.: Пер. с кит. М.: Политиздат, 1988. С. 83.
3 Там же. С. 190.
4 Дэн Сяопин. Строительство социализма с китайской спецификой: Статьи и выступления. М.: Палея, 1997. С. 185.
5 XiongZhiyong. Bainian zhongmei guanxi. Beijing: Shijie zhishi chubanshe, 2006. P. 270.
6 Yang Chuang. Bainian zhong'e guanxi. Beijing: Shijie zhishi chubanshe, 2006. Р. 309.
7 Дэн Сяопин. Строительство социализма с китайской спецификой... С. 188.
8 Дэн Сяопин. Основные вопросы современного Китая... С. 87.
9 Дэн Сяопин. Строительство социализма с китайской спецификой... С. 197.
10 Там же. С. 201.
11 Галенович Ю.М. Девиз Ху Цзиньтао: социальная гармония в Китае. М.: Памятники исторической мысли, 2006. С. 41.
12 Там же. С. 43.
13 Натан Э. Какой Америка видится Китаю [Электронный ресурс] // Россия в глобальной политике. URL: http://www.globalaffairs.ru/global-processes/Ka-koi-Amerika-viditsya-Kitayu-15801 (дата обращения: 10.10.2014).
14 Галенович Ю.М. Дао Ху-гуна. Книга II: Подвиг Ху Яобана. М.: Русская панорама, 2008. С. 380.
15 Там же. С. 351.
16 Галенович Ю.М. Из истории политической борьбы в КПК... С. 288.
17 Там же.
18 Там же. С. 289.