Р. С. Мухаметов
ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКИЕ ИТОГИ ПРЕЗИДЕНТСТВА В. ЮЩЕНКО И ПРОБЛЕМЫ РОССИЙСКО-УКРАИНСКИХ
ОТНОШЕНИЙ
В статье говорится о проблемах российско-украинских отношения, таких как возможное вступление Украины в НАТО, газовые конфликты. Много внимания уделено признанию ОУН-УПА как организаций, боровшихся за украинскую независимость. В статье рассматривается ситуация, касающаяся функционирования ЧФ РФ на территории Украины, и материал по Азово-Керченскому урегулированию. Автор полагает, что спорные вопросы должны решаться через диалог и переговоры, в спокойной обстановке и без политизации.
Ключевые слова: внешняя политика России, ближнее зарубежье, российско-украинские отношения, газовые конфликты.
Для большинства государств их основные внешнеполитические цели сосредоточены в том географическом регионе, где они расположены, поэтому отношения с соседними странами всегда имеют приоритетное, ключевое значение, составляют первый круг забот дипломатов. Для России таковыми являются отношения с государствами ближнего зарубежья, которые были, остаются и будут на обозримую историческую перспективу зоной ее жизненно важных интересов. Это продиктовано отнюдь не пресловутыми «имперскими амбициями», которые определенные силы за рубежом упорно пытаются приписать России. Для РФ постсоветское пространство — это не шахматная доска для разыгрывания геополитических партий. Национальные интересы страны в ближнем зарубежье имеют также отнюдь не эмоциональную и не конъюнктурную окраску. Они основываются не на сиюминутных, прикладных или ведомственных задачах, а на постоянных приоритетах. Они объективны и обусловливаются географическими, экономическими, историческими, культурными и другими факторами.
Украина является крупнейшим после России государством на постсоветском пространстве по населению и экономическому потенциалу, что предопределяет особую роль отношений между двумя странами. Отношения России и Украины заслуживают большого внимания не только правительств, но и специалистов.
Болевой точкой в двусторонних межгосударственных отношениях является сотрудничество Украины с НАТО. Политика официального Киева в 2000-х годах ориентировалась на рост влияния
© Р. С. Мухаметов, 2010
блока на постсоветском пространстве и активно пытается создавать условия для собственного вхождения в западно-атлантическую систему безопасности. Вопреки мнению большинства населения страны и несмотря на фактически прямой отказ предоставить Украине План действий для членства в НАТО (ПДЧ), украинские власти при президенте В. Ющенко упорно продолжали добиваться вступления страны в Североатлантический альянс.
В Киеве считали, что «стремление нашего государства к обретению членства в Альянсе ни в коем случае не направлено против России» (Письмо Президента Украины..., http://www.president.gov.ua). В Москве не разделяют позицию официального Киева в том, что вступление Украины в НАТО не несет угрозы для безопасности России (Военная доктрина Российской Федерации, http://www.kremlin.ru/ref_notes/461). Более того, полагают, что это противоречит двусторонним обязательствам, зафиксированным в «Договоре о дружбе, сотрудничестве и партнерстве» от 31 мая 1997 г., в соответствии с которым стороны основывают свои отношения на принципах стратегического партнерства, обязуются воздерживаться от участия или поддержки каких бы то ни было действий, способных нанести ущерб безопасности другой стороны (Договор о дружбе., http://sevkrimrus.narod.ru/ ZAKONZ1997god.htm).
В центре внимания российско-украинских межгосударственных отношений нередко оказывается российский Черноморский флот, базирующийся в Севастополе. Речь идет о предпринимаемых Киевом попытках установить прямой контроль над его вооружением в обход подписанных соглашений, воспрепятствовать деятельности Черноморского флота России. Так, согласно указу Виктора Ющенко от 13 августа 2008 г., корабли Черноморского флота РФ могут пересекать границу Украины только с уведомления штаба ВМС Украины с подачей соответствующей заявки за 72 часа. При этом в заявке должно быть указано количество людей, боеприпасов и военного имущества, находящихся на борту кораблей или самолетов ЧФ, которые желают попасть на территорию другого государства. Также флот должен указать пункт пропуска через госграницу, где его силы намерены пройти, а также уведомить о времени пересечения границы. При несоблюдении этих условий Украина может потребовать от российских кораблей и самолетов покинуть ее территорию (Основные положения указов., http://www.rian.ru/defense_safety/20080814/ 150364579.html; Ющенко ограничил., http://www.lenta.ru/news/2008/ 08/13/decree/).
Украина предъявляет России претензии по оплате аренды украинской территории для размещения ЧФ РФ, требует передачи Украине средств навигационно-гидрографического оборудования безо-
пасности мореходства на побережье Крыма, которые находятся под контролем ЧФ РФ.
Поставки в Грузию украинского вооружения, которое использовалось против жителей Южной Осетии и российских миротворцев, также являются проблемой российско-украинских отношений. В Москве считают, что украинские власти, обеспечившие режим Саака-швили оружием и техникой, несут часть ответственности за гибель людей в зоне конфликта. Российская сторона неоднократно критиковала Украину за продажу Грузии оружия и военной техники. Официальный Киев уточняет, что все операции проводились законно, в рамках международного права, поскольку запрета на военные поставки в Грузию нет. Так, В. А. Ющенко в своем письме президенту России Д. А. Медведеву написал, что «Грузия не была и сейчас не является объектом никаких международных санкций или эмбарго Совета Безопасности ООН, ОБСЕ, Европейского Союза и других международных организаций на поставки вооружений, военной техники или товаров двойного использования» (Письмо Президента Украины..., http://www.president.gov.ua/ru/news/14676.html). Поэтому упреки в поставках оружия в Грузию Киев считает безосновательными.
Проблема транзита российского природного газа через территорию Украины в связи с несанкционированным отбором энергоресурсов занимает наиболее заметное место в российско-украинских отношениях. «Газовые конфликты» имели место в 2005-2009 гг. Данные конфликты продемонстрировали критическую зависимость (до 90% экспорта российского газа в Европу идет через Украину) поставщика (России) и потребителей (западноевропейских партнеров) энергоресурсов от страны-транзитёра. Напомним, что на сегодняшний день из России в ЕС через территорию Украины газ поступает по магистральному газопроводу Уренгой-Помары-Ужгород. Поэтому неудивительно, что Россия со своими западными коллегами начали строительство двух газопроводов, а именно Nord Stream и South Stream. «Северный поток» пройдет по дну Балтийского моря из российского Выборга в германский Грайфсвальд. Планируемая мощность газопровода составит 55 млрд куб. м природного газа в год. «Южный поток» пройдет по дну Черного моря из Новороссийска в болгарский порт Варну, а затем разделиться на две ветви — через Сербию и Венгрию в Австрию и через Грецию на юг Италии. Планируемая мощность газопровода составит 30 млрд куб. м природного газа в год.
Основная цель данных проектов заключается в обеспечении прямых коммуникаций между продавцом и покупателями в Запад_ 135
ЛОЯИШЭКС. 2010. Том 6. № 2
ной Европе, минуя восточноевропейских посредников. Таким образом, страстное желание России найти новые маршруты транспортировки газа в ЕС в обход Украины вполне обоснованно: возможность выбора маршрутов важна, поскольку позволяет не зависеть от «настроения» страны-транзитера. Для этой же цели в сентябре 1999 г. был пущен газопровод Ямал-Европа через территорию Белоруссии.
В отношениях России и Украины одним из наиболее острых вопросов остается вопрос о положении русских на Украине и статусе русского языка. Вопрос о русском языке на Украине является болезненным вопросом взаимоотношений двух стран, вокруг которого часто возникает противостояние. Русский язык продолжают вытеснять из политической и общественной жизни, из культурного, образовательного и информационного пространства страны. Общественному мнению внушается, что ограничение сферы функционирования русского языка и культуры являются непременным условием украинского национально-культурного возрождения. Попытки воздействовать на языковую ситуацию в интересах русского языка воспринимаются как подрыв украинской государственности. Правительство Украины в основном реализует долгосрочные программы по переводу детских садов, школ и институтов на украинский язык обучения, а также меры, связанные с переводом вещания СМИ на украинский язык. В настоящее время в Украине происходит сворачивание образования, теле- и радиовещания на русском языке, принимаются постановления государственных ведомств и местных органов власти, имеющие целью ограничение сферы использования русского языка.
В отношениях между Россией и Украиной пока не нашли своего решения проблемы, связанные с положением русского языка в Украине. Москва рассматривает политику, нацеленную на быструю «украинизацию» населения страны, большинство которой в качестве родного языка использует русский, как ассимиляторскую. Российская сторона добивается того, чтобы русскоязычные граждане, проживающие на Украине, получили возможность беспрепятственно поддерживать свои языковые и культурные традиции. Придание русскому языку статуса второго государственного в Украине укрепит традиции русско-украинского двуязычия, будет способствовать дальнейшему развитию научных и культурных связей между двумя государствами.
Таким образом, политизация вопроса о статусе русского языка и русскоязычного образования в Украине, рост неудовлетворенности Москвы в связи с политикой «украинизации», встречные претензии Киева по поводу якобы отсутствия прогресса в обеспечении прав на
реализацию культурно-языковых прав украинцев, проживающих в России, являются одной из проблем в двусторонних межгосударственных отношениях.
Дополнительное напряжение в отношения соседних государств вносят попытки украинской власти внедрить новые трактовки различных исторических событий и персонажей, таких как Голодомор, ОУН-УПА и гетман Мазепа. В частности, в Украине трагические события начала 1930-х годов трактуются как «целенаправленный го-лодомор-геноцид украинского народа». Суть этой точки зрения состоит в том, в 1932-1933 гг. по отношению к украинской нации якобы был совершен акт геноцида. Голод подается как запланированный и осуществленный московской правящей верхушкой этнический геноцид с целью уничтожить способность украинской нации к сопротивлению коммунистическому строю и наказания этнических украинцев за их националистические устремления. В рамках данного дискурса главным объектом намеренного организованного голода представляется индивидуализированное, свободолюбивое крестьянство — в его лице быдто бы был разрушен генофонд украинской нации (Касьянов, 2009, с. 28). С 2005 г. эта интерпретация голода как сознательной акции по уничтожению украинского народа становится основой формирования единой национальной идентичности для всей Украины.
В России вызывает беспокойство подход определенных политических сил в Украине к общему для наших государств историческому прошлому. Так, российская общественность крайне негативно оценивает шаги официального Киева по героизации Организации украинских националистов (ОУН) и Украинской повстанческой армии (УПА), а также увековечивании памяти ее главарей (Степана Бендеры и Романа Шухевича) как «борцов» за национальную независимость. В Украине политики целенаправленно и методично переписывают общую с Россией историю, что хорошо видно и на примере отношения действующей власти к празднованию 300-летия Полтавской битвы 27 июня 2009 г. Современные украинские политики предпринимают действия, направленные на популяризацию гетмана Мазепы как «выдающегося борца» за «незалежность» Украины, как символа независимости от России, который якобы пытался освободить Украину из-под гнета Московского царства. В настоящее время в Украине в честь Мазепы названы улицы, установлены памятники, учреждены государственные награды и премии, он изображён на украинской банкноте номиналом в 10 гривен. Президент Украины учредил также государственную награду в честь «героя украинской нации» — Крест Ивана Мазепы.
_ 137
ЛОЯИШЭКС. 2010. Том 6. № 2
В Москве считают, что «эти усилия скорее направлены на то, чтобы максимально разобщить наши народы, объединённые многовековыми историческими, культурными и духовными связями, особыми чувствами дружбы и взаимного доверия» (Послание Президенту Украины..., http://www.kremlin.rU/text/greets/2008/11/209176^Мт1).
Нам кажется, что процесс пересмотра исторических фактов и трактовок в Украине неизбежен, так как данное государство переживает процесс национально-государственного строительства, что предусматривает формирование четкой национальной идентичности. Украина неизбежно, вопреки всем доводам рассудка, экономическим, культурным и политическим взглядам, в течение длительного времени будет выстраивать свою национальную идентичность «от противного», т. е. от России — как раз в силу очень тесной культурной близости и, соответственно, притяжения России как более мощного субъекта. Поэтому темы языка и «собственной» истории, а именно эти два элемента составляют основу любой национальной идентичности, будут генерировать острые противоречия с Москвой, которая заинтересована в максимальном сохранении на Украине общего с Россией самовосприятия.
Подводя итог рассмотрению этого вопроса, можно констатировать, что «публичная риторика на тему языка и истории нацелена на конфронтацию, на демонтаж российско-украинского добрососедства, культурно-языковую ассимиляцию русскоязычных регионов страны в интересах западно-украинского меньшинства, рассчитана на противопоставление Украины России в угоду планам евроатлан-тистов» (Комментарий Департамента информации., http://www.mid.ru).
Церковный вопрос является одним из наиболее острых в двусторонних отношениях. После обретения Украиной независимости её руководство стало поддерживать попытки создания автокефальной церкви и перенесения центра церковной власти из Москвы в Киев. В настоящее время в Украине, помимо канонической Украинской Православной Церкви (УПЦ), которая является самоуправляемой Церковью в составе Московского патриархата (МП), действуют еще и не признанные мировым православием церковные структуры. Это Украинская Православная Церковь так называемого Киевского патриархата (УПЦ-КП), которую возглавляет отлученный от РПЦ Филарет Денисенко, и Украинская Автокефальная Православная Церковь (УАПЦ), которая возглавляется митрополитом Мефодием Кудряковым. В УПЦ-МП два вышеназванных религиозных объединения именуются не иначе, как «раскольничьими сообществами», действующими на её канонической территории. Духовенство УПЦ-КП все последние годы пытается добиться от вселенского патриарха Варфоломея официального признания УПЦ-КП поместной авто-
кефальной церковью в Украине, а УАПЦ готова войти в состав Вселенского Патриархата на правах автономии.
На сегодняшний день между Россией и Украиной остается неурегулированным вопрос о делимитации морской границы в Керченском проливе и Азовском море. В 1991 г., после распада Союза ССР, Украина определила свою морскую границу по линии промоины между Краснодарским краем и островом Тузла. После этого судоходная часть Керченского пролива оказалась на украинской стороне. Керченский пролив — единственный естественный выход из Азовского моря. Движение судов по нему в настоящее время организовано по двум трассам: принадлежащему Украине глубоководному Керчь-Еникальскому каналу, а также по российским фарватерам номера 50 и 52, рассчитанным на суда, имеющие небольшую осадку. Ежегодно через Керченский пролив проходит до 9 тыс. судов, следующих в том числе в российские порты Азов, Ростов, Тем-рюк. Российские суда, проходящие по Керчь-Еникальскому каналу, оплачивают навигационные и лоцманские услуги, а также ряд других сборов. В подписанном 28 января 2003 г. президентами России и Украины Договоре о российско-украинской государственной границе была определена сухопутная граница между двумя государствами. Вопрос о морской границе выделен в отдельный предмет для переговоров. Российская сторона при выработке основных принципов урегулирования в Азово-Керченской акватории предлагает исходить из того, что Азовское море и Керченский пролив имеют статус внутренних вод двух государств и остаются в общем пользовании для целей судоходства и рыболовства. Что касается дна и недр Азовского моря, то их предлагается разграничить между Россией и Украиной для целей недропользования. Украина настаивает на том, что линия разграничения в Азово-Керченской акватории должна проходить как по дну, так и по водной поверхности.
К концу полномочий президента Украины В. А. Ющенко отношения двух стран столкнулись со следующими проблемами:
1. В сфере внешней политики и политики безопасности проявилась озабоченность России в связи с активным взаимодействием между Украиной и НАТО по поводу «мягкого» выдавливания Черноморского флота РФ из Крыма, поставок в Грузию оружия и военной техники.
2. В экономической сфере упорно сохраняется нежелание или неспособность Киева гарантировать безопасность российского газового транзита через Украину.
3. В гуманитарной сфере происходит политизация вопроса о статусе русского языка и русскоязычного образования в Украине,
_ 139
ЛОЯИШЭКС. 2010. Том 6. № 2
наблюдается рост неудовлетворенности Москвы в связи с политикой «украинизации».
4. В пограничной сфере сохраняются принципиальные различия в подходах к вопросу о разграничении морского участка границы в Керченском проливе и Азовском море, наблюдается стремление Киева к введению в отношении российских граждан более жесткого пограничного режима.
И, безусловно, это далеко не полный перечень проблемных позиций в российско-украинском диалоге, которые достались в наследство новому президенту Украины после февральских выборов 2010 г.
Литература
1. Военная доктрина Российской Федерации от 5 февраля 2009 г. // http://news.kremlin.ru/ref_notes/461
2. Договор о дружбе, сотрудничестве и партнерстве между Российской Федерацией и Украиной от 31мая 1997 г. // http://sevkrimrus.narod.ru/ZAKON/1997god.htm
3. Касьянов Г. Голодомор и строительство нации // Pro et Contra. 2009. № 3. С. 24-42.
4. Комментарий Департамента информации и печати МИД России к публикации указа В. А. Ющенко «О дополнительных мерах по признанию украинского освободительного движения XX века» от 25 ноября 2009 г. // http://www.mid.ru
5. Основные положения указов Ющенко о Черноморском флоте. Справка // http://www. rian. ru/defense_safety/20080814/150364579. html
6. Письмо Президента Украины Виктора Ющенко Президенту Российской Федерации Дмитрию Медведеву от 13 августа 2009 г. // http://www.president.gov.ua/ru/ news/14676.html
7. Послание Президенту Украины В. А. Ющенко от 14 ноября 2008 г. // http://archive.kremlin.ru/text/greets/2008/11/209176.shtml
8. Ющенко ограничил передвижения Черноморского флота РФ // http://lenta.ru/ news/2008/08/13/decree/