Научная статья на тему 'ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКИЕ ДИЛЕММЫ СТРАН АСЕАН В КОНТЕКСТЕ ФОРМИРОВАНИЯ МНОГОПОЛЯРНОГО МИРА'

ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКИЕ ДИЛЕММЫ СТРАН АСЕАН В КОНТЕКСТЕ ФОРМИРОВАНИЯ МНОГОПОЛЯРНОГО МИРА Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
3
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АСЕАН / международные отношения / новые геополитические условия / трансформация мирового порядка / асеаноцентричность / ASEAN / international relations / new geopolitical conditions / transformation of the world order / ASEAN centrality

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Екатерина Михайловна Астафьева

В статье проведен анализ реакции стран АСЕАН на сдвиги архитектуры международных отношений и глобальную трансформацию мирового порядка, связанную с разрушением однополярной системы и формированием нового многополярного мира в условиях потребности противостояния внешним вызовам и угрозам региональной безопасности, а также необходимости сохранения принципа центральности АСЕАН.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FOREIGN POLICY DILEMMAS OF ASEAN COUNTRIES IN THE CONTEXT OF MULTIPOLAR WORLD FORMATION

The article analyzes the reaction of ASEAN countries to shifts in the architecture of international relations and the global transformation of the world order associated with the destruction of the unipolar system and the formation of a new multipolar world in the context of the need to counter external challenges and threats to regional security, as well as the need to preserve the principle of ASEAN centrality.

Текст научной работы на тему «ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКИЕ ДИЛЕММЫ СТРАН АСЕАН В КОНТЕКСТЕ ФОРМИРОВАНИЯ МНОГОПОЛЯРНОГО МИРА»

ЮГО-ВОСТОЧНАЯ АЗИЯ: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ, 2023, Том 5, № 4 (61). С. 43-51.

Научная статья. Исторические науки

УДК 327(5)

DOI: 10.31696/2072-8271-2023-5-4-61-043-051

ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКИЕ ДИЛЕММЫ СТРАН АСЕАН В КОНТЕКСТЕ ФОРМИРОВАНИЯ МНОГОПОЛЯРНОГО МИРА

Екатерина Михайловна АСТАФЬЕВА 1

1 Институт востоковедения РАН, Москва, Россия, [email protected], https://orcid.org/0000-0001-8091-407X Аннотация: В статье проведен анализ реакции стран АСЕАН на сдвиги архитектуры международных отношений и глобальную трансформацию мирового порядка, связанную с разрушением од-нополярной системы и формированием нового многополярного мира в условиях потребности противостояния внешним вызовам и угрозам региональной безопасности, а также необходимости сохранения принципа центральности АСЕАН.

Ключевые слова: АСЕАН, международные отношения, новые геополитические условия, трансформация мирового порядка, асеаноц-ентричность

Для цитирования: Астафьева Е.М. Внешнеполитические дилеммы стран АСЕАН в контексте формирования многополярного мира // Юго-Восточная Азия: актуальные проблемы развития, 2023, Том 5, № 4 (61). С. 43-51. DOI: 10.31696/2072-8271-2023-5-4-61-043-051

Original article. Historical science

FOREIGN POLICY DILEMMAS OF ASEAN COUNTRIES IN THE CONTEXT OF MULTIPOLAR WORLD FORMATION

Ekaterina M. ASTAFIEVA 1

1 Institute of Oriental Studies RAS, Moscow, Russia, [email protected], https://orcid.org/0000-0001-8091-407X

Abstract: The article analyzes the reaction of ASEAN countries to shifts in the architecture of international relations and the global transformation of the world order associated with the destruction of the unipolar system and the formation of a new multipolar world in the context of the need to counter external challenges and threats to regional security, as well as the need to preserve the principle of ASEAN centrality . Keywords: ASEAN, international relations, new geopolitical conditions, transformation of the world order, ASEAN centrality For citation: Astafieva E.M. Foreign Policy Dilemmas of ASEAN Countries in the Context of Multipolar World Formation. Yugo-Vostochnaya Aziya: aktual'nyye problemy razvitiya, 2023, T. 5, № 4 (61). Pp. 43-51. DOI: 10.31696/2072-8271-2023-5-4-61-043-051

© Астафьева Е.М., 2023

Сегодня, когда весь мир сотрясают сдвиги архитектуры международных отношений и происходит глобальная трансформация мирового порядка, связанная с разрушением однополярной системы и формированием нового многополярного мира, страны АСЕАН оказываются не только перед индивидуальным выбором для каждой страны своего внешнеполитического курса, но и необходимости выработки общей внешнеполитической концепции Ассоциации, что обусловлено потребностью противостояния внешним вызовам и угрозам региональной безопасности, и, безусловно, сохранения принципа центральности АСЕАН.

Речь идет не только о конкурирующих в регионе форматах китайской инициативы «пояса и пути» и американской концепции Индо-Тихоокеанского региона, угрожающих снижением центральной роли Ассоциации в региональных делах, но и, безусловно, о попытках неприкрытого давления США и его сателлитов на руководство государств АСЕАН в попытке не только вбить клин в их отношения с Китаем и расшатать ситуацию вокруг Тайваня, но и заставить их разорвать отношения с Россией. В ход идут и многомиллионные посулы, и угрозы введения вторичных санкций, но в большинстве своём (за редким исключением) поставленных целей эти действия не достигают.

Что касается антироссийской риторики, то страны Ассоциации по-разному реагируют на это давление, но можно сказать, что даже Сингапур - единственный из АСЕАН, поддержавший западные санкции против России, не согласен с навязываемой Западом демонизаци-ей России. В частности, 8 марта 2023 г. министр права и внутренних дел Сингапура К. Шанмугам, выступая с заключительной программной речью на семинаре, организованном аналитическим центром ISEAS, посвященном «последствиям российско-украинской войны (так в тексте - Е.А.) и перспективах для Юго-Восточной Азии», отметил, что «сталкиваясь с множеством точек зрения, необходимо понимать основополагающие факты». Напомним, Сингапур проголосовал за несколько резолюций в ООН, осуждающих агрессию России против Украины, ввел антироссийские санкции, заблокировал деятельность некоторых российских банков и финансовые транзакции, связанные с Россией, но, как отметил К. Шанмугам, здесь «речь не идет о том, чтобы быть сторонником или противником России, или сторонником или противником любой другой страны»1. Собственно, в такой позиции нет ничего нового, и в 1978 г., когда Вьетнам вторгся в Камбоджу (тогда она называлась Кампучией), и в 1983 г., когда США вторглись в Гренаду, Сингапур также выступал против вторжений и голосовал за

резолюции ООН, которые призывали их прекратить. В своей речи Шанмугам затронул очень важный, ключевой вопрос - «какую ответственность несут другие, помимо России?». Он отметил, что мнение западных лидеров заключается в том, что у «президента Владимира Путина имперские амбиции». С точки зрения Запада также утверждается, что «до войны вступление Украины в НАТО "не входило в повестку дня НАТО". И что Россия использовала сфабрикованные предлоги о расширении НАТО в качестве прикрытия, чтобы захватить Украину и "возродить Россию к ее былой славе"». Г-н Шанмугам отметил, что «это не передает всей картины». «Это слишком удобно снимает с Запада всякую ответственность за то, как развивались события». В своем выступлении он подробно рассказал о тех обещаниях, которые давались Западом в отношении нерасширения НАТО на восток и которые были грубо нарушены. «От этого нельзя просто отмахнуться. В противном случае это будет выглядеть так, как будто применяются двойные стандарты», - указал он. В заключении г-н Шанмугам отметил, что «в наших интересах иметь региональные структуры, которые способствуют сотрудничеству, а не соперничеству в нашем регионе. И понимать, что, в конечном счете, у нас самих должны быть военные средства и социальная устойчивость, чтобы мы могли защитить себя. Потому что другие могут помочь, только если это соответствует их интересам. Для нас также крайне важно иметь острый глаз, сохранять трезвый ум и проводить четкий анализ конкурентных геополитических тенденций. Мы должны смотреть дальше бахвальства, заголовков и идеологически мотивированных повествований, чтобы понять факты. И, наконец, мы должны продолжать, как делали всегда, действовать только в собственных интересах Сингапура и отстаивать принципы, на которых основаны наши интересы. Но это не может быть просто личным интересом. Для этих интересов должна быть основа в международном праве»2.

Такая позиция находит поддержку во многих странах АСЕАН, так, в частности, в ходе официального визита в Китай 31 марта 2023 г. премьер-министр Малайзии Анвар Ибрагим заявил: «Никто не должен нам диктовать. Как свободная и независимая нация, мы сами решим, что для нас лучше». «Мы принимаем решения, основываясь на основных ценностях и принципах, которые должны обеспечить у нас хорошее управление и политику, которые принесут пользу стране и народу». «Китай и США, - сказал г-н Анвар, - также должны понимать, что динамика международной дипломатии сегодня изменилась и что продолжающийся российско-украинский конфликт влияет на весь

мир». «Период колонизации и нового империализма прошел. Ни одна страна не может диктовать (другой). Люди хотят отстаивать свою независимость и решать, что лучше для них самих и их страны», - сказал он3. Стремление к поддержанию и даже расширению отношений с Россией демонстрируют практически все страны АСЕАН, к сожалению, в последнее время Вьетнам, в прошлом наш верный друг и партнер, в условиях нарастающего противостояния между Пекином и Вашингтоном в регионе за доминирование, всё больше разворачивается в сторону США, отказываясь при этом от выгодного для себя сотрудничества с нашей страной.

Но несмотря ни на что, сотрудничество между Россией и АСЕАН и в сфере развития экономических связей, и политических контактов продолжается4 и «осуществляется в соответствии с комплексным планом действий, реализация которого позволит добиться новых взаимовыгодных результатов. Объем двусторонней торговли между АСЕАН и Россией в 2022 г. составил 15,5 млрд долл., а прямые иностранные инвестиции из России в страны АСЕАН - 159 млн. долл., несмотря на нарушение цепочек поставок, инфляцию и финансовую нестабильность», - рассказал в ходе своего выступления Министр инвестиций и внешнеэкономических связей Республики Союз Мьянма Кан Зо на бизнес-диалоге Россия-АСЕАН 11 сентября 2023 г. в рамках Восточного экономического форума-2023 в г. Владивосток5. Таким образом, можно констатировать, что попытки США и их сателлитов разрушить отношения России со странами АСЕАН своих целей не достигают, даже Филиппины, в последнее время активизировавшие свои отношения с США, «изучают возможность более активного сотрудничества с ЕАЭС», о чем заявил Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Филиппины в России Игорь Байлен6. Сотрудничество по линии внешнеполитических ведомств стран АСЕАН и МИД РФ идет полным ходом, о чем свидетельствует насыщенная повестка министра иностранных дел России С.В. Лаврова7.

Обращаясь к международным событиям, характеризующим проблематичность развития внешнеполитического курса стран Ассоциации, нельзя не упомянуть, прошедший в Джакарте с 5 по 7 сентября 43-й саммит АСЕАН, в рамках которого были проведены множество двусторонних мероприятий Ассоциации со странами партнерами, в частности, Форум АСЕАН-Индо-Тихоокеанский регион. Как указывалось в программных документах, в отличие от 42-го саммита в Ла-буан-Баджо, 43-й саммит в Джакарте был сосредоточен на развитии и укреплении сотрудничества Ассоциации с внешними партнерами8.

Выступая на саммите АСЕАН 5 сентября 2023 г. премьер-министр Сингапура Ли Сянь Лун указал на необходимость для Ассоциации достижения «единства цели и действий» в решении проблем как внешних, так и внутренних9. Признавая различные, даже расходящиеся, интересы и позиции государств-членов АСЕАН по насущным геополитическим проблемам, г-н Ли призвал коллективно работать над достижением общих целей, что, вероятно, потребует «определенных компромиссов». Призыв г-на Ли прозвучал в критический момент на фоне продолжающегося конфликта в Мьянме, повышенной напряженности в регионе и быстро укрепляющейся инфраструктуры Индо-Тихоокеанского региона, которая, «если ее оставить без внимания, может отодвинуть АСЕАН на второй план в региональных делах». Призывая своих коллег-лидеров содействовать большему единству, общности и гибкости, премьер-министр Сингапура Ли Сянь Лун призывал к тому, чтобы АСЕАН сосредоточилась на «региональном лидерстве - привилегии, которая больше не может восприниматься как должное, поскольку регион оспаривается, перекроен и переопределен посторонними». В своем обращении г-н Ли подробно рассказал о взглядах Ассоциации на Индо-Тихоокеанский регион и официальной позиции по концепции ИТР, указав на «центральную и стратегическую роль» АСЕАН в регионе, подчеркнув, что «не может быть никакого результата без согласованного поведения, подкрепляющего его»10.

Несмотря на то, что на саммите АСЕАН и вице-президент США Камала Харрис, и премьер-министр Китая Ли Цян дали свои заверения в поддержке АСЕАН11, налицо обострение американо-китайского соперничества в регионе до такой степени, что страны Юго-Восточной Азии чувствуют себя вынужденными выбирать чью-либо сторону, чего они предпочли бы избежать.

Кроме того, определенную тревогу в странах АСЕАН вызывает экономический спад в Китае, связанный с тем, что Пекин смещает фокус своего роста с внешних инвестиций на внутреннее потребление. Кредитный характер инвестиционной активности Китая привел к высокому уровню долга и повысил его финансовую уязвимость. Эта модель роста, основанная на инвестициях, достигает своих пределов, что усугубляется разногласиями с основными партнерами по экспорту, такими как Соединенные Штаты и страны Европы, и смещением внутренних приоритетов в сторону безопасности, а не роста. Этот факт весьма беспокоит страны Юго-Восточной Азии, их отношения становятся все более несбалансированными, поскольку страны

АСЕАН все больше полагаются на китайский импорт и испытывают замедление роста экспорта. За исключением Индонезии, чей экспорт сырьевых товаров вырос, доля Китая в общем объеме экспорта основных экономик Ассоциации за последнее десятилетие стагнировала12. Одной из причин этого является снижение зависимости Китая от импорта. Благодаря быстрому наращиванию производства Китай стал менее зависим от других стран в удовлетворении внутреннего спроса и управлении производственно-сбытовыми цепочками. Положительная динамика наблюдается в растущих расходах Китая на услуги, включая туризм, что открывает новые возможности для стран Юго-Восточной Азии, поскольку геополитические события, вероятно, заставят китайских туристов избегать ранее излюбленных направлений, таких как Япония и США13.

Усиливающаяся напряженность в отношениях между США и Китаем нарушает сложившуюся в регионе систему экономических связей, поскольку Вашингтон стремится исключить Китай из определенных передовых технологий и создать цепочки поставок, которые не зависят от Китая. Экономики стран АСЕАН сильно зависят от Китая в плане промежуточных ресурсов и прямых иностранных инвестиций, что заставляет их проявлять осторожность в отношении угрозы своим отношениям с Пекином14.

Рост напряженности в регионе побудил страны АСЕАН к проведению с 19 по 23 сентября 2023 г. совместных военных учений под кодовым названием Учения солидарности АСЕАН 2023. Это были первые военные учения в масштабах АСЕАН, проведенные под руководством Индонезии без участия какой-либо внешней стороны15. В них приняли участие все 10 членов Ассоциации, а Бруней, Индонезия, Малайзия и Сингапур задействовали военные корабли. Учения носили небоевой характер и включали в себя действия на море и суше в целях оказания гуманитарной помощи и ликвидации последствий стихийных бедствий, обеспечения безопасности на море, поиска и спасения, медицинской эвакуации и борьбы с пиратством.

Поначалу существовал скептицизм по поводу того, состоятся ли учения вообще, после того как Камбоджа выразила обеспокоенность касательно предлагаемого места проведения учений в ЮжноКитайском море. В итоге Индонезия, как принимающая сторона, перенесла учения на Батам и острова Натуна. Можно утверждать, что проведение этих учений стало сигналом крупным державам, в первую очередь, США и КНР, о том, что АСЕАН заинтересована в региональной безопасности. Учитывая напряженность в отношениях между Пе-

кином и Вашингтоном, среди представителей министерства обороны АСЕАН существуют небезосновательные опасения, что любой китайско-американский военный конфликт затронет региональные воды. Кроме того, учения проводились в период активизации деятельности Китая в Южно-Китайском море, начиная с вмешательства Пекина в деятельность на море нескольких членов АСЕАН в их исключительных экономических зонах и заканчивая публикацией новой карты, на которой почти все ЮКМ море является его собственностью16. Фактически, первоначально выбранное место проведения учений в ЮжноКитайском море стало сигналом Индонезии Китаю о том, что претензии последнего на все Южно-Китайское море оспариваются.

В настоящее время существует несколько региональных многосторонних соглашений по укреплению безопасности на море. Они включают скоординированное патрулирование между Малайзией, Индонезией и Филиппинами для решения вопросов безопасности в море Сулу и Систему патрулирования Малаккского пролива с участием Индонезии, Малайзии, Сингапура и Таиланда для обеспечения безопасности в Малаккском и Сингапурском проливах. Но эти соглашения ограничены конкретными географическими частями региона и не охватывают всех членов АСЕАН17.

Проведенные учения способствовали наращиванию потенциала

военно-морских сил АСЕАН, поскольку оперативная совместимость имеет решающее значение для выполнения гуманитарных миссий. В нынешних условиях обострения обстановки вокруг Тайваня это очень важно. Более 730 тыс. граждан АСЕАН в настоящее время работают на Тайване, и их эвакуация в случае эскалации конфликта будет иметь первостепенное значение. Ни у одной отдельно взятой страны Ассоциации нет достаточных возможностей для эвакуации своих граждан с Тайваня18.

China Standard Map Edition 2023

Подводя определенный итог, можно сказать, что для сохранения центральности АСЕАН, да и в принципе, не только права, но и возможности принимать внешнеполитические решения в собственных интересах, а не в интересах внешних акторов, странам Ассоциации необходимо повысить устойчивость экономики, особенно тех из них, кто сильно зависит от экспорта из Китая, диверсифицировать свои рынки, чтобы предотвратить экономическое принуждение или смягчить его последствия. Осознавая внутренние структурные ограничения АСЕАН, которые затрудняют принятие какой-либо единой позиции по некотором вопросам, в частности, по спорам в ЮжноКитайском море, отдельные государства-члены могли бы консолидировать свои усилия и действовать совместно. Те, у кого есть свои собственные споры в Южно-Китайском море, должны серьезно приступить к решению проблемы делимитации перекрывающихся исключительных экономических зон. Страны АСЕАН должны стремиться к сближению собственных позиций, чтобы, в конце концов, совместно прийти к достижению соглашения с Пекином и принятию Кодекса поведения в Южно-Китайском море.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

АСТАФЬЕВА Екатерина Михайловна, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Центра ЮВА, Австралии и Океании ИВ РАН, Москва, Россия

Статья поступила в редакцию 01.12.2023; одобрена после рецензирования 08.12.2023; принята к публикации 15.12.2023.

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Ekaterina M. ASTAFIEVA, PhD (Hist.), Senior Researcher at the Center for Southeast Asia, Australia, and Oceania Studies, IOS RAS, Moscow, Russia

The article was submitted 01.12.2023;

approved 08.12.2023;

accepted to publication 15.12.2023.

1 Amid Russia-Ukraine war, small countries like Singapore must keep a sober mind and look beyond headlines: Shanmugam // Channel News Asia. 08.03.2023. URL: https://www.channelnewsasia.com/singapore/russia-ukraine-singapore-shanmugam-small-countries-regional-cooperation-rivalry-3333796

2 Amid Russia-Ukraine war, small countries like Singapore must keep a sober mind and look beyond headlines: Shanmugam.

3 No big power should dictate Malaysia's future: PM Anwar // CNA. 31.03.2023. URL: https://www.channelnewsasia.com/asia/malaysia-china-boao-anwar-ibrahim-asean-united-states-south-china-sea-3387986

4 ASEAN Business & Investment Summit. 06 сентября 2023. URL: https://www.russia-asean.com/events/1528

5 ВЭФ-2023: Бизнес-диалог Россия-АСЕАН. 11 сентября 2023. URL: https://www.russia-asean.com/events/1527

6 ВЭФ-2023: Бизнес-диалог Россия-АСЕАН. 11 сентября 2023.

7 Официальный сайт МИД России. URL: https://www.mid.ru/ru/press_service/vizity-ministra/

8 What Is the Main Agenda of the 43rd ASEAN Summit in Jakarta? Kominfo. 24 August 2023. URL: https://asean2023.id/en/news/what-is-the-main-agenda-of-the-43rd-asean-summit-in-jakarta

9 The Asean Daily, 13.09.2023. URL: https://theaseandaily.com/asean-unity-and-leadership-needed-to-stay-rel eva nt/

10 Channel News Asia, 13.09.2023. URL: https://www.channelnewsasia.com/commentary/asean-role-lee-hsien-loong-indo-pacific-us-china-myanmar-crisis-3763696

11 Channel News Asia, 13.09.2023.

12

The Asean Daily, 28.11.2023. URL: https://theaseandaily.com/southeast-asias-economic-future-amid-chinas-slowdown/

13

The Asean Daily, 28.11.2023.

14

The Asean Daily, 28.11.2023.

15 Channel News Asia, 27.09.2023. URL: https://www.channelnewsasia.com/commentary/ asean-joint-military-exercise-south-china-sea-maritime-security-us-3799296

16 Channel News Asia, 19.09.2023. URL: https://www.channelnewsasia.com/commentary/china-south-china-sea-map-ten-dash-line-3777486

17 Channel News Asia, 27.09.2023.

18 Channel News Asia, 19.09.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.