УДК 343.2/.7
Никифорова Алена Анатольевна Nikiforova Alena Anatol'yevna
адъюнкт адъюнктуры (докторантуры)
Нижегородская академия МВД России (603950, Нижний Новгород, Анкудиновское шоссе, 3) post graduate student
Nizhny Novgorod academy of the Ministry of internal affairs of the Russian (3 Ankudinovskoye shosse, Nizhny Novgorod, 603950)
E-mail: [email protected]
Внешнеэкономические преступления: понятие, признаки Foreign economic crime: concept, characteristics
В статье проводится анализ юридической доктрины и норм законодательства, позволяющих раскрыть понятие внешнеэкономических преступлений. Автором формулируются признаки и определение внешнеэкономических преступлений. Сформулированное понятие обеспечит грамотную квалификацию преступлений правоприменителем.
Ключевые слова: внешнеэкономические преступления, внешнеэкономическая деятельность, таможенные преступления, внешнеторговая деятельность, внешняя торговля товарами, услугами, информацией и интеллектуальной собственностью.
In the article the analysis of legal doctrine and legislation to help explain the concept of foreign economic crimes. The author formulates the signs and the definition of foreign economic crimes. Formulated the concept will provide a competent qualification of crimes lawyer.
Keywords: foreign economic crimes, foreign economic activity, customs crimes, foreign trade activity, foreign trade of goods, services, information and intellectual property.
В условиях современной социально-политической ситуации значительное влияние на состояние экономики России оказывают ее внешнеполитические отношения. Отношение законодателя к проблеме уголовно-правовой охраны общественных отношений в сфере внешнеэкономической деятельности (далее — ВЭД) в последнее время заметно изменилось. Так, осуществлена криминализация новых деяний, представляющих серьезную угрозу для указанного правоохраняемого блага. В частности, в Уголовный кодекс Российской Федерации (далее — УК РФ) включены новые составы, охраняющие рассматриваемую сферу.
В целях наиболее эффективного совершенствования уголовного законодательства в данной области, на наш взгляд, стоит выяснить, что собой представляют внешнеэкономические преступления и как они характеризуются. В юридической доктрине и судебно-следствен-ной практике не сложилось единой позиции по решению данного вопроса. Так, например, Л.Д. Гаухман относит к признакам преступле-
ний в сфере внешнеэкономичекой деятельности непосредственное посягательство на общественные отношения, обеспечивающие законные экономические интересы, а также перемещение товаров и услуг через таможенную границу РФ [1, с. 481].
В свою очередь Б.В. Волженкин понимает под данными преступлениями уголовно-наказуемые деяния, нарушающие установленный порядок осуществления внешнеэкономической деятельности, и относит к ним следующие преступные деяния: контрабанду; незаконные экспорт из Российской Федерации или передачу сырья, материалов, оборудования, технологий, научно-технической информации, незаконное выполнение работ (оказание услуг), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники; невозвращение на территорию Российской Федерации культурных ценностей; уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица [2, с. 122].
По мнению Ю.И. Сучкова, данные преступления представляют собой преступные посягательства на внешнеэкономическую деятельность хозяйствующих субъектов всех форм собственности [3, с. 115]. И.В. Дмитриенко раскрывает преступления в сфере ВЭД как деяния, посягающие на общественные отношения, складывающиеся в связи с международным обменом товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности [4, с. 4].
Некоторыми авторами преступления в сфере ВЭД не выделяются, по их мнению, данные преступные посягательства являются таможенными. Подобной концепции придерживается В.А. Жбанков, выделяющий в качестве основных признаков таможенных преступлений следующее: совершение преступлений в сфере экономической деятельности при вывозе и возврате на территорию России товаров и транспортных средств через таможенную границу вопреки правовому запрету [5, с. 6]. Однако в доктрине и в действующем законодательстве нет единого понимания таможенных преступлений, что вносит некоторую неопределенность в понятие внешнеэкономических преступлений.
Таможенные преступления также выделяются как преступления, посягающие на экономическую безопасность России в сфере таможенной интеграции. Под ними понимаются противоправные, виновные деяния, представляющие угрозу и опасность для экономической и иной безопасности стран — участниц Таможенного союза, причиняющие вред интеграционным отношениям и запрещенные действующим законодательством под угрозой уголовного наказания [6, с. 3]. При этом в качестве составов, относящихся к данным преступлениям, автором выделяются статьи 189, 190, 194, 2261, 2291 УК РФ.
А.И. Тюленев, в свою очередь, говорит о таможенных преступлениях как о виновно совершенных общественно опасных деяниях, запрещенных законодательством государств — членов Таможенного союза под угрозой наказания, в условиях реализации внешнеэкономической деятельности, сопряженных с пересечением границы Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС либо Государственной границы Российской Федерации и существенно нарушающих работу таможенных органов по реализации целей и задач, установленных законодательством государств — членов Таможенного союза [7, с. 2].
Иная ученая концепция заключается в отождествлении таможенных преступлений и преступлений в сфере ВЭД [2, с. 122]. Также
встречаются варианты объединения всех рассматриваемых нами преступлений как в целом преступлений в сфере ВЭД и таможенного контроля [8, с. 160; 9, с. 358].
Иной позиции придерживаются правоведы, выступающие против названия внешнеэкономических преступлений таможенными, аргументируя это тем, что таможенные органы являются своего рода инструментом для реализации внешнеэкономической политики РФ, исходя из чего и деятельность таможенных органов сложно признать объектом анализируемых преступлений, поскольку их сущность заключается в направленности на общественные отношения более высокого порядка — отношения в сфере внешнеэкономической деятельности, являющиеся компонентом общественных отношений в сфере экономической деятельности [4, с. 3].
На наш взгляд, не следует отождествлять понятия «внешнеэкономические преступления» и «таможенные преступления», так как понятие преступлений в сфере ВЭД гораздо шире и может включать таможенные преступления как один из видов. Так, например, говоря о таможенных преступлениях, многие авторы в качестве одного из характеризующих признаков выделяют осуществление определенных действий путем пересечения таможенной границы Таможенного союза. Однако необходимо учитывать, что совершение подобных преступных действий в рамках границ Таможенного союза также является посягательством на порядок осуществления внешнеэкономической деятельности, что уже говорит о принадлежности данныхдеяний к внешнеэкономическим преступлениям.
Несмотря на наличие различных вариантов определения интересующего нас понятия, мы видим необходимость в выработке дефиниции, определяющей преступления в сфере ВЭД, основываясь на нормах законодательства и сложившейся правовой доктрине.
Для определения преступлений во внешнеэкономической сфере необходимо установить, что понимается под внешнеэкономической деятельностью. Легальное определение данной деятельности сформулировано в Федеральном законе от 18 июля 1999 года № 183-ФЗ «Об экспортном контроле», в котором внешнеэкономическая деятельность раскрывается как внешнеторговая, инвестиционная и иная деятельность, включая производственную кооперацию, в области международного обмена товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности (правами на них) [10].
Постараемся более подробно раскрыть определение внешнеэкономической деятельности. Так, в Федеральном законе «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» от 8 декабря 2003 года № 164-ФЗ (далее — Федеральный закон) заключены основные понятия, составляющие сущность ВЭД [11]. Согласно пункту 4 статьи 2 Федерального закона под внешнеторговой деятельностью (здесь и далее полужирный курсив наш. — А.Н.) понимается деятельность по осуществлению сделок в области внешней торговли товарами, услугами, информацией и интеллектуальной собственностью. К участникам внешнеторговой деятельности пунктом 27 статьи 2 Федерального закона отнесены как российские, так и иностранные лица, занимающиеся внешнеторговой деятельностью.
В свою очередь под внешней торговлей товарами в пункте 7 статьи 2 Федерального закона понимается импорт и (или) экспорт товаров. При этом указываются случаи перемещения товаров, не являющиеся внешней торговлей.
Внешняя торговля услугами в пункте 8 статьи 2 Федерального закона определена как оказание услуг или выполнение работ, включающие в себя производство, распределение, маркетинг, доставку услуг или работ, и осуществляемые следующими способами:
1) с территории Российской Федерации на территорию иностранного государства;
2) с территории иностранного государства на территорию Российской Федерации;
3) на территории Российской Федерации иностранному заказчику услуг;
4) на территории иностранного государства российскому заказчику услуг и иное.
На основании Федерального закона от 21 июля 2012 года № 126-ФЗ «О ратификации Протокола о присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 г.» Россия включена в официальный список стран — участниц ВТО [12]. В связи с этим Российской Федерацией в новом статусе подписано Генеральное соглашение по торговле услугами по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности [13], согласно которому торговля услугами понимается как поставка услуг:
1) стерритории одного члена на территорию любого другого члена;
2) на территории одного члена потребителю услуг любого другого члена;
3) поставщиком услуг одного члена путем коммерческого присутствия на территории любого другого члена;
4) поставщиком услуг одного члена путем присутствия физических лиц члена на территории любого другого члена.
Определяя понятие внешней торговли информацией, необходимо выяснить, что представляет собой информация в качестве предмета внешней торговли.
В соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» под информацией понимаются сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления [14]. Согласно пункту 6 статьи 2 Федерального закона № 164-ФЗ внешняя торговля информацией представляет внешнюю торговлю товарами при условии, что информация является составной частью этих товаров, также внешнюю торговлю интеллектуальной собственностью, в случае если передача информации осуществляется как передача прав на объекты интеллектуальной собственности, или внешнюю торговлю услугами в других случаях, которые Законом не определены.
До 27 июля 2006 года действовал Федеральный закон от 4 июля 1996 года № 85-ФЗ «Об участии в международном информационном обмене» [15], который содержал в себе понятие «международный информационный обмен» и раскрывал его как передачу и получение информационных продуктов, а также оказание информационных услуг через Государственную границу Российской Федерации. На сегодняшний день отсутствует нормативное закрепление международного обмена информацией, однако мы считаем, что при определении данного понятия в рамках современной действительности вполне возможно опираться на утратившее силу законодательство с целью уяснения рассматриваемого явления.
Законодателем не закреплено само понятие международного обмена, в связи с чем нам приходится исходить из правовой аналогии и рассматривать данное понятие как передачу и получение определенных товаров, информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности и прав на них через Государственную границу Российской Федерации.
На сегодняшний день имеет силу Соглашение об обмене информацией в области внешнеэкономической деятельности от 24 сентября 1993 года [16], которым закрепляется обмен
между странами — участницами Соглашения нормативными актами, информацией и текстами документов о внешнеэкономических отношениях, включая валютное регулирование; о таможенных пошлинах и тарифах; о деятельности на рынках третьих стран; о реэкспорте продукции; об инвестициях, включая прямое вложение капитала и совместное строительство, в том числе в третьих странах; о двусторонних соглашениях по режиму торговли; о заключенных торгово-экономических соглашениях с третьими странами; о сотрудничестве с международными организациями в области внешнеэкономической деятельности; о собственности; о предприятиях и предпринимательской деятельности и иное. Исходя из этого, можно говорить о том, что все вышеуказанные сведения являются составляющими элементами внешнеэкономической деятельности.
Упоминая о таможенных пошлинах и тарифах, нельзя не сказать о таможенном регулировании в Таможенном союзе в рамках Евразийского экономического сообщества как о составной части внешнеэкономической деятельности. На сегодня таможенную границу Таможенного союза составляют территории Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации [17].
Согласно части 1 статьи 1225 ГК РФ под интеллектуальной собственностью понимаются результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, которым предоставляется правовая охрана. Здесь же перечислены объекты, являющиеся результатами такой деятельности, а именно произведения науки, литературы и искусства; базы данных; исполнения; фонограммы; изобретения; полезные модели; секреты производства (ноу-хау) и иное. В соответствии с Соглашением по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности к интеллектуальной собственности относятся следующие категории: авторское право и смежные права; товарные знаки; географические указания; промышленные образцы; патенты; топологии (топографии) интегральных микросхем; охрана закрытой информации.
Под торговлей интеллектуальной собственностью в соответствии с Федеральным законом № 164-ФЗ следует понимать передачу исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности или предоставление права на использование объектов интеллектуальной собственности российским лицом ино-
странному лицу либо иностранным лицом российскому лицу.
Раскрывая понятие «инвестиционная деятельность», необходимо обратиться к Федеральному закону от 25 февраля 1999 года № Э9-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений». Согласно части 1 данного Закона инвестициями являются денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта [18]. Под инвестиционной деятельностью понимается вложение инвестиций и осуществление практических действий в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта.
Определение производственной кооперации, используемое в раскрытии понятия «внешнеэкономическая деятельность», не закреплено законодательно, однако регламентировано различными соглашениями [19; 20]. В связи с этим для определения понятия «производственная кооперация» мы обратились к научной литературе. Так, И.Т. Балабанов и А.И. Балабанов рассматривают это понятие как длительные связи между хозяйствующими субъектами при производстве массовой или серийной продукции [21, с. 327]. Согласно Е.А. Лейнерт сущность международной производственной кооперации как вида внешнеэкономической деятельности заключается в том, что производственные фирмы разных стран осуществляют на договорной основе процесс создания отдельных видов промежуточной продукции (комплектующих, узлов и компонентов), предназначенных в качестве составных элементов для производства конечного продукта [22].
Несмотря на большое разнообразие вариантов определения внешнеэкономических преступлений, мы находим в них определенные недостатки, которые не дают возможности в полной мере раскрыть их сущность. Учитывая все вышесказанное, постараемся сформулировать основные признаки, присущие преступлениям в сфере внешнеэкономической деятельности:
1) закрепленные в части 1 статьи 14 УК РФ признаки, определяющие данные деяния как преступления;
2) особая сфера охраняемых общественных отношений, а именно порядок осуществления внешнеэкономической деятельности;
3) специальный способ совершения:
— осуществление сделок в области импорта и экспорта товаров, в том числе если их составной частью является информация; оказания услуг, включая информационные, и работ; передачи прав на объекты интеллектуальной собственности или предоставлении прав на использование объектов такой собственности; передачи и получения информационных продуктов; вложения инвестиций; создания отдельных видов промежуточной продукции для производства конечного продукта;
— осуществление вышеуказанных действий путем непосредственного пересечения таможенной границы Таможенного союза или Государственной границы Российской Федерации, а также с помощью использования информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и осуществления валютных операций.
Исходя из указанных признаков следует, что внешнеэкономические преступления — это умышленные общественно опасные деяния, совершенные специальным способом путем непосредственного пересечения таможенной границы Таможенного союза или Государственной границы Российской Федерации, а также с помощью использования информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и осуществления валютных операций, посягающие на порядок осуществления внешнеэкономической деятельности.
Таким образом, нами рассмотрены нормы международного, уголовного и гражданского законодательства, а также проанализированы доктринальные источники, которые в совокупности помогли достичь нам поставленной цели — уяснения сущности внешнеэкономических преступлений и формулирования дефиниции, что является необходимым условием на пути совершенствования отношений в данной сфере.
Примечания
1. Уголовное право. Часть Общая. Часть Особенная: учебник / под общ. ред. Л.Д. Гаухмана, Л.М. Ко-лодкина, C.B. Максимова. М., 1999.
2. Волженкин Б.В. Экономические преступления. СПб., 1999.
3. Сучков Ю.И. Преступления в сфере внешнеэкономической деятельности Российской Федерации. М., 2007.
4. Дмитриенко И.В. Внешнеэкономическая деятельность как объект уголовно-правовой охраны // Российский следователь. 2008. № 8.
5. Жбанков В.А. Таможенные преступления: сущность и проблемы выявления // Сибирский юридический вестник. 2004. № 4.
6. Грачев О.В. Понятие преступлений, посягающих на экономическую безопасность Российской Федерации в сфере таможенной интеграции // Адвокатская практика. 2012. № 6.
7. Тюленев А.И. Таможенные преступления и современное состояние использования специальных знаний при их расследовании // Современные научные исследования и инновации. 2012. № 11.
8. Уголовное право России. Часть общая и Особенная: учебник для бакалавров / отв. ред. А.И. Ра-рог. М., 2013.
9. Русанов Г.А. Преступления в сфере экономической деятельности: учебное пособие. М., 2013.
10. Об экспортном контроле: федеральный закон от 18 июля 1999 г. № 183-ФЭ // Собрание законодательства РФ. 1999. № 30, ст. 3774.
11. Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности: федеральный закон от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2003. № 50, ст. 4850.
12. О ратификации Протокола о присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 г.: федеральный закон от 21 июля 2012 г. № 126-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2012. № 30, ст. 4177.
13. Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПСЯИРБ) [рус., англ.] (заключено в г. Марракеше 15 апреля 1994 г.) // Собрание законодательства РФ. 2012. № 37 (приложение, ч. VI).
14. Об информации, информационных технологиях и о защите информации: федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2006. № 31, ч. 1, ст. 3448.
15. Об участии в международном информационном обмене: федеральный закон от 4 июля 1996 г. № 85-ФЗ. Утратил силу.
16. Соглашение об обмене информацией в области внешнеэкономической деятельности (заключено в г. Москве 24 сентября 1993 г.) // Бюллетень между-народныхдоговоров. 1994. № 1.
17. О представлении Президенту Российской Федерации предложения о подписании Договора о присоединении Республики Армения к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г.: постановление Правительства РФ от 11 августа 2014 г. № 800 // Собрание законодательства РФ. 2014. № 33, ст. 4603.
18. Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений: федеральный закон от 25 февраля 1999 г. № 39-ФЭ // Собрание законодательства РФ. 1999. № 9, ст. 1096.
19. О товарообороте и производственной кооперации в области машиностроения на взаимоувязанной основе: соглашение стран СНГ от 9 декабря 1994 г. // Бюллетень международных договоров. 1995. № 7.
20. Об общих условиях и механизме поддержки развития производственной кооперации предприятий и отраслей государств — участников Содружества Независимых Государств: соглашение стран СНГ от 23 декабря 1993 г. // Бюллетень международных договоров. 1994. № 12.
21. Балабанов И.Т., Балабанов А.И. Внешнеэкономические связи: учебное пособие. М., 2000.
22. Лейнерт Е.А. Международная производственная кооперация // Nota Bene: экономический интернет-журнал. Раздел «Экономика». 2006. URL: http:// nbene.narod.ru /econom/feconoml7.htm. (дата обращения: 03.03.2015).
Notes
1. Criminal law. The portion of the total. Special part: the textbook / under the editorship of L.D. Gauchman, L.M. Kolodkin, S.V. Maksimov. Moscow, 1999.
2. Volzhencin B.V. Economic crimes. St. Petersburg, 1999.
3. Suchkov Y.I. Crimes in the sphere of foreign economic activity of the Russian Federation. Moscow, 2007.
4. Dmitrienko I.V. Foreign economic activity as the object of criminal law protection // Russian investigator. 2008. № 8.
5. Zhbankov V.A. Customs of the crime: the Nature and problems of identification // Siberian legal gazette. 2004. № 4.
6. Grachev O.V. The Notion of crimes against the economic security of the Russian Federation in the sphere of customs integration // Law practice. 2012. № 6.
7. TyulenevA.I. Customs crimes and current status of the use of expertise in their investigation // Modern scientific researches and innovations. 2012. № 11.
8. Criminal law of Russia. Part of General and Special: the textbook for undergraduates / resp. ed. A.I. Rarog. Moscow, 2013.
9. Rusanov G.A. Crimes in the sphere of economic activity: textbook. Moscow, 2013.
10. On export controls: the federal law of July 8, 1999 № 183-FZ // Collection of legislative acts of the RF. 1999. № 30, art. 3774.
11. On fundamentals of state regulation of foreign trade activity: the federal law of December 8, 2003 № 164-FZ // Collection of legislative acts of the RF. 2003. № 50, art. 4850.
12. On ratification of the Protocol of accession of the Russian Federation to the Marrakesh agreement establishing the world trade organization, 15 April 1994: the federal law of July 21, 2012 №. 126-FZ // Collection of legislative acts of the RF. 2012. № 30, art. 4177.
13. The Agreement on trade-related aspects of intellectual property rights (TRIPS) [rus, eng.] (signed in Marrakech April 15, 1994) // Collection of legislative acts of the RF. 2012. № 37 (part VI).
14. On information, information technologies and information protection: the federal law of July 27, 2006 № 149-FZ // Collection of legislative acts of the RF. 2006. № 31, part 1, art. 3448.
15. On participation in international information exchange (repealed): the federal law of July 4, 1996 № 85-FZ.
16. The Agreement on exchange of information in the field of foreign economic activity (Moscow, September 24, 1993) // Bulletin of international treaties. 1994. № 1.
17. Submitting to the President Of the Russian Federation a proposal on the signing of the Treaty of accession of the Republic of Armenia to the Treaty on the Eurasian economic Union of May 29, 2014: the decision of the Government of the Russian Federation of August 11, 2014 №. 800 // Collection of legislative acts of the RF. 2014. № 33, art. 4603.
18. On investment activity in the Russian Federation carried out in the form of capital-governmental investments: the federal law of February 25, 1999 № 39-FZ // Collection of legislative acts of the RF. 1999. № 9, art. 1096.
19. On trade and productive cooperation in the field of mechanical engineering at coherent manner: the agreement of the CIS countries from December 9, 1994 // Bulletin of international treaties. 1995. № 7.
20. On General conditions and the mechanism to support the development of industrial cooperation of enterprises and industries of the States members of the Commonwealth of Independent States: the agreement of the CIS countries from December 23, 1993 // Bulletin of international treaties. 1994. № 12.
21. Balabanov I.T., BalabanovA.I. Foreign economic relations: the textbook. Moscow, 2000.
22. Leinert E.A. International industrial cooperation // Nota Bene: the economic internet-magazine. Section Economy. 2006. URL: http://nbene.narod.ru/econom/ feconoml 7.htm (reference date: 03.03.2015).