ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ РОССИИ В СНГ*
Е.Ф. Черненко
Российский университет дружбы народов, Москва, Россия
Аннотация. Цель статьи - показать, что СНГ как интеграционное объединение постсоветского пространства, несмотря на очевидные недостатки, имеет перспективы успешного развития в интересах всех государств-членов, и Россия в своей экономической стратегии может и оказывает влияние на этот процесс. Подчёркивается приоритетность экономического сотрудничества России со странами СНГ, закреплённая во «Внешнеэкономической стратегии России до 2020 года». Автор проводит сравнительный анализ плюсов и минусов российской конкурентоспособности в условиях антироссийских санкций запада, предпринимая попытку с объективных позиций оценить достигнутые успехи и нереализованные возможности сотрудничества России с государствами СНГ. В качестве ядра экономической интеграции рассматривается Евразийский экономический союз. В выводах автора, в частности, отмечается, перспективность разноскоростного развития интеграции на постсоветском пространстве. Позиция автора по исследуемой проблематике изложена также в ряде его предыдущих работ [Черненко, 2014. С. 349-354; 2015. С. 50-56; 2014. С. 39-45; Внешняя политика, 2017. С. 152-156].
Ключевые слова: Россия, СНГ, интеграция, стратегия, конкурентоспособность.
По рейтингу глобальной конкурентоспособности 2016-2017, который опубликован аналитической группой Всемирного экономического форума (ВЭФ) позиция России в рейтинге улучшилась
с 45 до 43 места1. Россия имеет очевидные
* Статья подготовлена по материалам выступления автора на Международной научной конференции «Внешняя политика России на пространстве СНГ», состоявшейся в РУДН 15.12.2017 г. 1 The Global Competitiveness Index 2016-2017 [Электронный ресурс]. URL:
конкурентные преимущества, в том числе перед другими странами СНГ. Среди них: высокий образовательный уровень населения, квалифицированная рабочая сила и мощный научно-технический потенциал.
Вместе с тем достигнутый уровень конкурентоспособности нельзя назвать удовлетворительным. Открытость экономики в условиях западных антироссийских санкций показала свою чрезмерность. Есть проблемы в системе государственного управления, финансовой и институциональной сферах. Несовершенна инфраструктурная составляющая российской экономики.
Факторные условия развития конкурентоспособности России следует разделить на благоприятные и неблагоприятные. К числу первых относится обширная территория, богатые природные ресурсы (крупнейшие запасы апатитов, природного газа, бурого угля, нефти, железной руды, никеля, олова, цинка, урана, меди, свинца, золота, алмазов, платины, палладия). К неблагоприятным условиям - холодный климат, что обусловливает повышенную энергоёмкость производства и объективно повышенную стоимость рабочей силы (тёплая одежда, отопление, более калорийное питание).
СНГ является одним из важнейших внешнеэкономических приоритетов России. Основные документы, отражающие задачи, направления и приоритеты внешнеэкономической деятельности России, «Внешнеэкономическая стратегия Российской Федерации до 2020» (декабрь 2008 г)2; "Договор о Евразийском экономическом союзе" (29.05.2014)3 и ряд других.
Как известно, идея интеграции новообразованных суверенных государств на
http://gtmarket.ru/ratings/global-competitiveness-index/info
внешнеэкономическая стратегия Российской Федерации до 2020» (декабрь 2008 г) [Электронный ресурс]. URL: -http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/foreignec onomicactivity/vec2020
3Договор о Евразийском экономическом союзе" (29.05.2014) [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_16 3855/
постсоветском пространстве принадлежала Президенту Казахстана Н. Назарбаеву и была поддержана Россией, Белоруссией и некоторыми другими бывшими союзными республиками СССР. При этом лидеры большинства из них руководствовались, прежде всего, политическими соображениями, приоритет которых первоначально объяснялся стремлением обеспечить «цивилизованный развод». Однако экономические трудности, с которыми столкнулись страны, экономики которых до распада СССР составляли единый народнохозяйственный комплекс, проблемы, связанные с обеспечением безопасности, охраной государственных границ заставили задуматься над укреплением экономического ядра интеграции. Так возникло СНГ.
В качестве важнейшей экономической составляющей интеграционных процессов выступает энергетика. В этом отношении энергетическая стратегия России, как крупнейшей энергетической державы Евразии, имеет принципиальное значение1. Кроме того, Россия - крупнейшая экономика и наиболее технологически развитая страна на постсоветском пространстве.
Изначально допускалось, что связующим звеном постсоветской интеграции может стать сохранение единой валюты (советского рубля), однако это не получило поддержки в других бывших союзных республиках. В этом вопросе возобладало стремление разойтись по «национальным квартирам», дабы лучше сохранить национальную идентичность. В результате каждая страна создала свою национальную валюту. В странах СНГ в среде национальных элит до сих пор сохраняется боязнь ослабления своего политического влияния по мере усиления экономического интеграционного центра в лице России.
В настоящее время экономические отношения стран-членов СНГ успешнее развиваются в двустороннем, чем в многосто-
1 Энергетическая стратегия России на период до 2030 года» (13 ноября 2009 г.) [Электронный ресурс]. URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/96681/
роннем формате. Двусторонние отношения будут оставаться важнейшим инструментом реализации торгово-экономических интересов России на пространстве Содружества. Так сотрудничество с Белоруссией рассматривается как один из ключевых направлений интеграции. Белоруссия занимает лидирующие позиции среди внешнеторговых партнёров России. На неё приходится почти половина всего товарооборота. Вместе с тем имеются и некоторые противоречия, «рабочие моменты», которые две братские страны в состоянии урегулировать. По итогам 2016 года его объем товарооборота между Россией и Белоруссией составил 26,3 млрд. долларов сократившись на 5%. Снижение по итогам года обусловлено в первую очередь, ценовыми факторами, в результате чего сократились показатели торговли углеводородами, металлами и продукцией машиностроения. В то же время Белоруссия значительно увеличила в Россию поставки продовольственных товаров - мяса и птицы, молочной продукции, фруктов и овощей. Общий объем продовольственных поставок оценивается в 2 млрд. долларов. Тем не менее, Россель-хознадзор не раз отмечал, что через Беларусь в Россию поступает и подсанкционная продукция. Были неоднократные заявления со стороны Белоруссии о своих приоритетах: едином экономическом пространстве с одинаковыми ценами нефти и газа, допуске к госзакупкам России.
Чтобы осуществить эти цели, Белоруссия увеличила тарифы на ввозимые автомобили при отсутствии своего производства. Из-за таких мер потребовалось установить правила сертификации товаров легкой промышленности, что нанесло урон розничной торговле.
Помимо этого, стандарты, принятые на уровне Таможенного союза, были унифицированы по образцам ВТО, при том, что Белоруссия не входит в эту организацию в отличие от России. Предприятиями Белоруссии не получен доступ к программам России по импортозамещению.
Не будучи членом ВТО, Белоруссия неоднократно настаивала на более льготных
ценах на импортируемый из России газ, поднимала импортные пошлины на продукцию российского автопрома. В подобных ситуациях руководителям обоих государств, вероятно, следовало бы проявлять большую политическую гибкость, с большим пониманием относиться к интересам друг друга. Союзное государство России и Беларуси - это реальность, достойная того, чтобы её учитывать и развивать.
Республика Казахстан является стратегическим партнёром России на центрально-азиатском направлении. Отношения России и Казахстана могут служить примером успешного дипломатического и практического межгосударственного взаимодействия. Товарооборот с Казахстаном составляет У всей торговли России со станами СНГ. Российские компании участвуют в разработке крупнейших казахстанских месторождений углеводородного сырья. Реализовано около двух десятков крупных совместных инвестиционных проектов, реализуются четыре, ещё три - в перспективе. Через территорию России идёт основной объём транзита казахстанской нефти (около 20 млн. т) на внешние рынки по нефтепроводам Атырау - Самара, Махачкала - Новороссийск и также по Каспийскому трубопроводу. Много больших совместных проектов в области высоких технологий, промышленности, сельского хозяйства, энергетики. Казахстанские инвестиции в Россию составляют порядка 3 млрд. долл. У России и Казахстана есть большие планы по совместной нефтедобыче на Каспии. В синхронном режиме функционируют энергосистемы двух стран. Разрабатывается программа создания общего рынка электроэнергии России и Казахстана. Реализуется проект по расширению и реконструкции Экиба-стузской ГРЭС-2. Идет подготовка к строительству в Казахстане первой атомной электростанции. В Казахстане создаются сборочные предприятия и сервисные центры ведущих российских автопроизводителей. Крупнейшим из них станет завод «АвтоВАЗ» в Усть-Каменогорске мощностью 120 тысяч автомобилей в год. Ведётся ра-
бота по организации СП по сборке многоцелевых вертолетов Ка-226Т. Налаживается более тесная кооперация в освоении космоса. Создается космический ракетный комплекс «Байтерек». Казахстанский космонавт летал на МКС в составе экипажа корабля «Союз ТМА-16М».
Стратегической целью России во взаимодействии с Азербайджаном, Арменией, Молдавией, Киргизией, Таджикистаном, Узбекистаном и Туркменией является развитие более глубокого уровня экономического взаимодействия путём расширения кооперационных связей, инвестиционного сотрудничества, взаимной диверсификации торговли. При этом наиболее крупные инвестиционные проекты - в энергетике и телекоммуникациях.
Доля стран СНГ во внешней торговле России меньше, чем стран дальнего зарубежья. По итогам внешней торговли 2016 года она составила 12,1%, немного снизившись на 0,5% по сравнению с 2015 годом. В 2016 году российские компании экспортировали в СНГ товаров на сумму в 56,7 млрд. долларов (-14,2%), а импортировали на 19,3 млрд. долларов (-8,1%)1. Падение цен на нефть привело не только к девальвации российского рубля, но и снижению курсов национальных валют в странах Содружества. Больше всех подешевел узбекский сум (-17,5%) и манат Азербайджана. Кроме того, во многих странах наметился производственный спад, который привел к сокращению спроса и предложения товаров на внешнем рынке.
Структура внешней торговли России со
1 Внешняя торговля России в 2016 году: цифры и факты [Электронный ресурс]. URL: http://провэд.рф/analyücs/research/40407-vneshnyaya-topgovlya-possii-v-2016-godu-tsifpy-i-fakty.html
странами СНГ в 2016 г.
Страны СНГ Объём товарооборота (млн. долл.) Изменение по сравнению с 2015 г. (%)
Белоруссия 26306 -5
Казахстан 13039 -16.3
Узбекистан 2726 -4
Азербайджан 1954 -30
Армения 1336 +6
Киргизия 1196 -17
Молдова 1161 -13
Туркмения 902 -9
Таджикистан 688 -5
Источник: составлено по данным ФТС
В структуре внешней торговли России со странами СНГ в 2016 г., представленной Федеральной таможенной службой, среди государств СНГ увеличила внешнеторговые показатели лишь Армения - объем поставок вырос на 6% до 1,34 млрд. долларов.
В товарной структуре экспорта России в страны СНГ преобладают топливно-энергетические товары - на них приходится 32,6%. Из-за снижения цен на углеводороды, а также уменьшения поставок газа и нефти на Украину и в Белоруссию, стоимостные и физические объемы экспорта этих товаров сократились на 31,2% и 8,7% соответственно. При этом снизились поставки электроэнергии на 34,5%, природного газа на 16,6%, нефтепродуктов на 3,8%. Поставки машин и оборудования занимают второе место по объемам экспорта. Кроме того, России поставляет на рынок СНГ металлы, продукцию химической промышленности. При этом экспорт удобрений показал рост на 20,8%. Это связано ростом спроса в связи с развитием сельского хозяйства в странах СНГ.
Товарная структура импорта товаров из стран СНГ в последние годы начинает изменяться - с каждым годом становится всё больше доля продовольственных товаров. На 6,2% выросли поставки машиностроительной продукции. При этом наибольший рост показали объемы ввоза грузовых автомобилей - на 51,2%. Кроме того, в прошедшем году Россия увеличивала спрос на закупку сельскохозяйственной техники и оборудования.
В физическом выражении увеличились закупки металлов и изделий из них - стоимостной объем вырос на 1,9%, а физический - на 9,9%. Наибольший рост показали закупки металлических труб (+40,2%), а также плоского проката и нелегированной стали - на 17,8%.
Рекордный рост показал и импорт текстильных изделий - стоимостной объем их ввоза вырос на 25,8% и 40,8% соответственно. Конфликт с Турцией - одним из главных поставщиков текстиля на российский рынок, и девальвация рубля, которая сделала дороже закупку данной продукции в Китае, заставила отечественные компании переориентироваться на рынки стран СНГ.
Таким образом, 2016 г. для внешней торговли прошел в условиях низких цен на нефть, девальвации и торговых запретов, что повлияло на структуру торговли.
Важную роль для экономического объединения стран, входящих в Евразийский экономический союз (ЕАЭС) в рамках СНГ, сыграл Таможенный союз. В Таможенный союз вошли страны, у которых одно экономическое прошлое, однако сегодня эти государства заметно отличаются друг от друга. Конечно, и в советский период республики отличались по своей специализации, однако после обретения независимости произошло немало изменений, влияющих на мировой рынок и систему международного разделения труда.
Тем не менее, существуют и общие интересы. У многих стран-участниц сохранилась зависимость от российского рынка сбыта. Эта тенденция носит экономический и геополитический характер.
На протяжении всего времени ведущие позиции в процессе интеграции и стабилизации ЕАЭС и Таможенного союза занимала Россия. Это было возможным благодаря ее стабильному экономическому росту до 2014 г., когда цены на сырьевые ресурсы были высокими, что помогало осуществлять финансирование проектов в рамках достигнутых соглашений. В нынешних же условиях приходится искать компромиссы.
СНГ как международная организация имеет недостаточное количество «точек
соприкосновения» между его членами. Это побуждает лидеров стран СНГ искать альтернативные интеграционные варианты.
На пространстве СНГ сформировались несколько организаций с более конкретными общими целями и проблемами. В рамках СНГ действует механизм разновуров-невой интеграции. Каждое государство само решает вопрос о том уровне интеграции, который для него является оптимальным.
Что касается многостороннего сотрудничества, то на Международном Экономическом Форуме Содружества «СНГ -взгляд в будущее» (Москва, 17 марта 2017 г.) и одновременном заседании Экономического Совета СНГ по случаю 25-летия СНГ была предложена Программа действий, ориентированная на развитие широких многосторонних связей, обеспечение стабильного и динамичного социально-экономического роста1. Отмечена важность развития взаимодействия национальных институтов власти, деловых и финансовых структур, экспертного сообщества.
Углубление интеграционных процессов в экономике и на финансовых рынках позволит противостоять кризисным явлениям в современном мире. Необходимо принятие стабилизационных мер в финансово-банковском секторе: уход от сырьевой зависимости, увеличение доли национальных валют во взаимной торговле, расширение научно-производственной кооперации, поддержка инвестиционных проектов.
В Плане мероприятий по реализации стратегии экономического развития СНГ на период до 2020 года намечено: дальнейшее углубление торгово-экономических отношений в рамках зоны свободной торговли, развития рынков услуг и труда, создание межгосударственного информационного пространства, взаимодействие в валютно-финансовой сфере, повышение эффективности использования материальных и природных ресурсов, развитие транспорта, энергетики, промышленности, АПК.
1 Международный экономический Форум Содруже-
ства «СНГ - взгляд в будущее» (Москва, 17 марта 2017 г.) [Электронный ресурс]. URL: http://www.bc-cis.ru/forum
По словам Костина А.Л., Председателя правления Банка ВТБ, «Содружество подтвердило востребованность и продолжает оставаться одной из основных платформ сотрудничества на постсоветском пространстве в экономике, военно-политической и гуманитарной сферах. Именно механизмы СНГ сдержали в 1990-е гг. многие губительные дезинтеграционные процессы и существенно смягчили экономический и социальный шок»2.
Выводы:
1.Стратегия Российской Федерации нацелена на долгосрочную перспективу, выходящую за пределы 2020 года.
2.Являясь экономическим ядром СНГ, и одним из инициаторов его образования, Россия рассматривает возможности углубления интеграционных процессов на постсоветском пространстве по уже имеющимся направлениям и расширения спектра таких направлений.
3.Будучи наиболее экономически развитой и богатой ресурсами страной СНГ Россия осознаёт, что интенсивность развития интеграционных процессов в Евразии и их успешность напрямую зависят от того, насколько успешно будет развиваться сама российская экономика.
4.В настоящее время и в перспективе в рамках СНГ возможно разноскоростное развитие интеграционных процессов.
5.Наиболее привлекательным становится интеграционное объединение ЕАЭС, которое, несмотря на текущие проблемы, может стать моделью успешной интеграции постсоветских государств.
6.Интеграционные усилия необходимы как со стороны национальных элит, так и микроэкономических субъектов стран СНГ.
7.Накопленный Россией опыт участи в интеграционных процессах имеет принципиальное значение для выстраивания взаимодействия, как на двусторонней, так и многосторонней основе в рамках СНГ.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
2 Там же.
1. Внешняя политика стран СНГ: Учеб. пособие для студентов вузов / Ред.-сост. Д. А. Дегтерев, К. П. Курылев. - М.: Издательство «Аспект Пресс», 2017. - 496 с. 2.Черненко Е.Ф. Евразийская интеграция: геоэкономический контекст // Безопасность Евразии. - М., 2014, №2(48). - С. 349-354.
З.Черненко Е.Ф. Особенности миграционных процессов в Евразийском экономическом союзе // Вестник МГЭИ. - М., 2015, №1. С. 50-56. 4.Черненко Е.Ф. Экономические аспекты евразийской интеграции // Вестник МГЭИ. - М., 2014, №3(4). - С. 39-45.
Сведения об авторе: Черненко Елена Фёдоровна - кандидат экономических наук, доцент кафедры теории и истории международных отношений РУДН. (e-mail: [email protected]).
THE FOREIGN ECONOMY STRATEGY OF RUSSIA IN THE CIS
E.F. Chernenko
Peoples' Friendship University of Russia (RUDN University), Moscow, Russia
Abstract. The purpose of the article is to show that the CIS as the integrated association of post-Soviet space, in spite of obvious deficiencies, has prospects for successful development in the interests of all member states, and Russia in its economic strategy can and has an effect on this process. The priority of the economic collaboration of Russia with the countries of the CIS, fixed in "The foreign economy strategy of Russia up to 2020" is emphasized. The author carries out comparative analysis of pluses and minuses of Russian competitive ability under conditions of anti-Russian sanctions of the West, undertaking an attempt from the objective positions to estimate the successes reached and unrealized possibilities for cooperation of Russia with the states of the CIS. Eurasian economic union is examined as the nucleus of economic integration. In the conclusions of the author, in particular, is noted, the prospect of the development of integration on the post-Soviet space with different velocities. The position
of the author on the problems being investigated is presented also in a number of his previous works.
Keywords: Russia, CIS, integration, strategy, competitive ability.
REFERENCES
1. Foreign policy of the CIS countries: Proc.
allowance for students of universities / Ed.-Comp. D. A. Degterev, K. P. Kurylev. - Moscow: Aspect Press Publishing House, 2017. - 496 p.
2. Chernenko E.F. Eurasian integration: geo-
economic context // The Safety of Eurasia. 2014. №2 (48). P. 349-354.
3. Chernenko E.F. Special features of migrato-
ry processes in the Eurasian Economic Union // Vestnik MHEI. 2015. №1. P. 50-56.
4. Chernenko E.F. Economic aspects of the Eurasian Integration // Vestnik MHEI. 2014. №3 (4). P. 39-45.
About the author: Chernenko Elena Fyodorovna — Candidate of Historical Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Theory and History of International Relations, Peoples' Friendship University of Russia (RUDN University) (e-mail: [email protected]).