УДК 339.9
ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ФАКТОР УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНА
UDC 339.9
FOREIGN TRADE AS A FACTOR OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF REGIONAL ECONOMICS
Молчан Алексей Сергеевич д.э.н., профессор
Кубанский государственный технологический университет, Краснодар, Россия
Тринка Любовь Ивановна к.э.н., доцент
Лехман Елена Владимировна старший преподаватель
Российский университет кооперации, Краснодар, Россия
Molchan Alexey Sergeeviytch
Doctor of Economics, professor
Kuban State Technological University, Krasnodar,
Russia
Trinka Lyubov Ivanovna Cand.Econ.Sci., associate professor
Lehman Elena Vladimirovna senior lecturer
Russian University of Cooperation, Krasnodar, Russia
В статье рассмотрены сущность, содержание и подходы к определению роли внешнеэкономической деятельности как одному из ключевых факторов устойчивого развития региональных экономических систем в современных условиях
Ключевые слова: ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ, ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, РЕГИОНАЛЬНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ, ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ
The article deals with the essence, contents and approaches to defining the role of foreign economic activity as a key factor for sustainable development of regional economic systems in modern conditions
Keywords: FOREIGN ECONOMIC ACTIVITIES, SUSTAINABLE DEVELOPMENT, INNOVATION, REGIONAL ECONOMIC SYSTEM , FOREIGN ECONOMIC RELATIONS
Высокий уровень специализации и крайняя неравномерность развития базисных отраслей и регионов в российской экономике в настоящее время являются самым серьезным сдерживающим фактором экономического роста. Исторически сложившаяся в стране глубокая поляризация регионов по уровню социально-экономического развития, качеству жизни, конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности в национальном и международном хозяйственном пространствах обусловливает необходимость регулирования развития региональных экономических систем. Тем не менее, средне- и долгосрочные цели развития национальной и региональных социальноэкономических систем, несомненно, должны быть ориентированы на современные вызовы мировой экономики, развитие эффективных и устойчивых рыночных структур, способных обеспечить поступательный рост благосостояния общества в условиях глобального перераспределения производи-
тельных сил. В этой связи решение проблемы повышения эффективности регулирования устойчивого социально-экономического, институционального, структурного развития российских регионов должно получить современное, адекватное вызовам нестабильной рыночной среды научнометодологическое обеспечение /1/.
Реализация процессов глобализации предопределяет преобразова-ниерегионов в участников внешнеэкономических отношений, что, в свою очередь, определяет необходимость формирования подсистемы регионального управления, ориентированной на реализацию ресурсного потенциала территориальных образований и их резидентов на международном уровне.
Участие во внешнеэкономических связях традиционно выступало одним из ключевых направлений функционирования государственных образований, которое обеспечивало одновременно реализацию и увеличение ресурсного потенциала, определялось принципами функционирования национальной экономической системы. В период становления постиндустриального общества внешнеэкономические связи превратились в неотъемлемую составляющую воспроизводственного процесса национальных государств, их территориальных составляющих и отдельных субъектов хозяйствования. Для многих российских регионов внешнеэкономическая деятельность стала важным, а в ряде случаев - доминирующим фактором социально-экономического развития.
Содержание и направления развития внешнеэкономических связей определяются внешнеэкономической политикой, ориентированной на реализацию стратегических целей и задач государства в отношениях с другими государствами и их интегрированными образованиями. Согласно Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г., целью внешнеэкономической политики является создание условий для достижения лидирующих позиций российского государства в ми-
ровой экономике на основе эффективного участия в мировом разделении труда и повышения глобальной конкурентоспособности ее национального хозяйства /2/.
При этом современный период развития национальной и региональных социально-экономических систем России базируется на двух аспектах: с одной стороны, интересы обеспечения устойчивого развития страны в контексте глобализации экономических отношений требуют упорядочения форм и методов государственного регулирования экономики; с другой стороны, становится очевидной задача либерализации хозяйственного и институционального конструкта российской экономики на основе расширения сферы свободной конкуренции. Эти противоречивые тенденции эволюционным образом преобразуют макро- и мезосреды национальной экономики, коренным образом изменяя характер, формы, механизмы и инструментальное обеспечение регулирования социально-экономического развития.
Достижение этой цели предполагает использование внешнеэкономического потенциала субъектов Федерации на основе разработки модели инновационного развития, обеспечивающей повышение конкурентоспособности региона, необходимость разработки форм и методов управления внешнеэкономическими связями региональных образований в условиях активизации процессов глобализации с учетом стратегических ориентиров развития российского государства.
Несмотря на то, что участие субъектов Федерации во внешнеэкономических отношениях ограничивается нормами международного договорного права и федеральным законодательством, регионы обладают значительными возможностями в применении управленческих технологий, направленных на адресную поддержку экспортоориентированных производителей, активизацию конкуренции на локальных рынках, информационное и консультационное обеспечение внешнеэкономической деятельности, развитие инфраструктуры и подготовку кадров, определяющих ее ре-
зультативность.
Взаимосвязь, взаимозависимость и взаимообусловленность внешнеэкономической деятельности регионов РФ с их внутриэкономической средой детерминируется величиной и эффективностью использования социально-экономического потенциала регионов, аккумулирование которого в условиях рыночной неопределенности предполагает комплексный мониторинг интеграционных возможностей регионов, в значительной степени обусловленных высокими темпами импортозамещения /3/.
Осмысление возросшей роливнешнеэкономического фактора в развитии экономики страны и необходимости качественного изменения её структурной организации, которое способствовало бы повышению внешнеэкономической активности территорий за счёт согласованного развития ключевых сфер внешнеэкономической деятельности, снижению диспропорций в развитии ресурсных и инновационных отраслей, сокращению уровня асимметрии в развитии регионов и обеспечению положительных темпов их экономического роста, актуализирует проблему выявления, оценки эффективности и отбора наиболее значимых факторов развития внешнеэкономической деятельности.
Для использования системного подхода к региональному внешнеэкономическому развитию необходимо создание современной институциональной инфраструктуры организациии управления ВЭД, широкое внедрение инноваций в реальный сектор, диверсификация производства и формирование экспортоориентированной ассортиментной политики, обеспечение внешнеэкономической деятельности необходимой правовой базой, предоставление хозяйствующим субъектам регионов большей самостоятельности при осуществлении ВЭД. Реализация этих намерений сдерживается существующей асимметрией в развитии регионов. Невозможность полного её преодоления в обозримой перспективе возводит в ранг первоочередных задач регионального развития создание условий для обеспече-
ния положительных темпов экономического роста для всех регионов, пусть даже при сохраняющихся различиях в уровнях развития между реги-онами-лидерами и развивающимися территориями.
Специфическая особенность регионального развития, в том числе и внешнеэкономического развития российских регионов, состоит в том, что в дореформенный период отрасли реального сектора обслуживали преимущественно оборонно-промышленный комплекс, готовая продукция которого в значительной мере экспортировалась. Результатом явилась серьёзная деиндустриализация российской экономики и рост её зависимости от импорта, особенно проявившиеся в первые годы реформ и усилившие дифференциацию регионов по уровню их развития.
Это обстоятельство учитывалось в процессе поиска оптимальных путей «выравнивания» асимметрии и выявления эффективных инструментов снижения её уровня, из числа которых были выделены такие средства компенсации, как активная реализация регионами своих сравнительных преимуществ, эффективное использование инновационного потенциала, дифференциация производственного сектора и оптимизация соотношения между его экспортным и импортозамещающим сегментами, сокращение диспропорций в развитии сырьевых и перерабатывающих отраслей их экономик, расширение внешнеторговых связей хозяйствующих субъектов регионов, а также расширение практики участия наиболее платёжеспособных субъектов рынка в финансировании перспективных разработок и проектов (иначе говоря, расширение внутреннего инвестиционного потенциала) и развитие конкурентного внутреннего рынка /5/.
Характер развития Российской Федерации в последние годы способствовал возникновению в научной среде нового подхода к проблеме обеспечения дальнейшего экономического роста в стране, суть которого заключается в том, что формирование внешнеэкономической стратегии отдельного региона предполагает планирование его развития не только с
учётом ресурсного, производственного и трудового потенциала этого региона, но и потенциала сопредельных с ним территорий /4/.
Современный формат федеративных отношений в России, обусловивший особую роль регионов в развитии страны и способствовавший передаче значительной части функций по решению проблем её социальноэкономического роста на региональный уровень, предопределил необходимость установления и тщательного изучения основополагающих принципов формирования региональной внешнеэкономической политики, которая бы отвечала реалиям нынешнего этапа экономических реформ в РФ. Эта проблема приобретает особую важность ещё и в связи со значительными расхождениями во взглядах отечественных экономистов на содержание, принципы формирования и механизмы реализации этой политики, а также по причине необходимости усиления государственного регулирования процессами развития ВЭД регионов, формой которого по существу и является региональная внешнеэкономическая политика.
На наш взгляд, усиление государственного регулирования обеспечит существенный рост внешнеэкономической активности регионов, поскольку будет способствовать пропорциональному, сбалансированному развитию различных направлений ВЭД, и в первую очередь таких ключевых её сегментов, как внешняя торговля и инвестиционная сфера, которые до настоящего времени развивались неравномерно практически во всех регионах РФ. Скоординированное, взаимообусловленное развитие названных сфер ВЭД является принципиальным аспектом роста внешнеэкономической активности регионов. Об этом, в частности, свидетельствуют результаты анализа показателей внешнеторговой деятельности субъектов ЮФО в последние годы, которые показывают, что с ростом объёмов поступающих в регионы инвестиций индикаторы состояния их экспорта демонстрируют положительную динамику.
Таким образом, экономическая турбулентность, неопределенность
мировых финансовых и сырьевых рынков формируют ряд вызовов, с которыми уже не может справиться классическое развитие рынка без вмешательства государственных регуляторов. В связи с этим встает вопрос относительно форм и методов эффективного участия государства в регулировании процессов развития социально-экономических систем в условиях усиления процессов глобализации и неопределенности условий развития ВЭД. Территориально-административное деление региональных социально-экономических систем, отсутствие институциональных механизмов налаживания межрегиональных связей, несостоятельность бизнеса в его попыткам организовать межрегиональное корпоративное пространство, различия в социально-экономическом потенциале регионов создали предпосылки для зарождения и развития региональной поляризации национального и внешнеэкономического пространства.
В современных условиях глобализации мировой экономики, общей либерализации экономической политики Российской Федерации особую значимость приобретает инновационное развитие ВЭД, в том числе и на уровне регионов. Это направление включает в себя как использование преимуществ международного разделения труда, разработку, производство и продажу на экспорт отечественных наукоемких товаров, услуг и технологий, так и освоение новых прогрессивных технологий производства, имеющихся за рубежом.
Существующие подходы и методы не позволяют получить развернутую, комплексную и детальную характеристику инновационного развития регионов в целях его прогнозирования и разработки необходимых направлений региональной внешнеэкономической и инновационной политики. Это обстоятельство требует дальнейшего совершенствования системы оценки регионального развития в Российской Федерации.
Для обеспечения перехода регионов страны к инновационному развитию необходимо обеспечить эффективное взаимодействие всех участни-
ков инновационного процесса в регионе, должным образом скоординировать все этапы инновационного цикла, обеспечить преемственность и диффузию научно-технических знаний, их доступность, возможность коммерциализации и экспорта. С учетом этого необходимо развивать региональную инновационную систему, как составной элемент и относительно самостоятельное звено единой государственной инновационной системы в стране. Для этого важно определить и применить оптимальную модель инновационного развития ВЭД региона.
Расширение экспортного потенциала способствует улучшению экономического положения многих регионов. Однако из-за структурных особенностей региональной экономики ВЭД регионов сильно различается по объемам и структуре экспорта, вовлеченности во внешнеэкономические связи в целом. В силу сырьевой направленности экономики ряд регионов недостаточно эффективно используют инновационные возможности развития ВЭД. В этом плане важно уйти от сырьевого экспорта и обеспечить условия для экспорта наукоемкой продукции, технологий и услуг.
Еще одним аспектом внешнеэкономических связей является восполнение недостающего капитала регионов за счёт иностранных инвестиций. По экспертным оценкам в течение следующих 20 лет инвестиции в российскую экономику должны составлять порядка 100 млрд. долл. в год, при этом иностранным инвестициям отводится существенное место в удовлетворении инвестиционных потребностей региональной экономики. С точки зрения инновационного подхода к иностранным инвестициям следует обеспечить благоприятные условия для венчурных инвестиций в региональные инновационные проекты /6/.
По результатам проведенного анализа сформулирована и подтверждена гипотеза, что инновационное и сбалансированное развитие экономики регионов зависит от качественного роста внешнеэкономической деятельности, достигаемого за счет использования инновационных моделей и
механизмов поддержки и стимулирования экспорта наукоемкой промышленной продукции, технологий и услуг, на основе кластерного подхода.
Определены важнейшие направления региональной внешнеэкономической и инновационной политики:
- осуществление комплекса системных законодательных и организационных мер, направленных на создание общей благоприятной экономической среды, высокого уровня жизни и занятости населения региона и, тем самым, благоприятного инновационного климата и положительной репутации в мире (бренда);
- разработка целевых региональных проектов и программ, направленных на организацию новых экспортоориентированных высокотехнологичных производств и обновление действующих производств на основе новой техники и технологий производства;
- активизация инновационной составляющей внешнеэкономической деятельности региона, увеличение объемов производства, продаж, в том числе на экспорт, наукоемкой и высокотехнологичной продукции, обеспечение условий для разработки и эффективного внедрения новых технологий, новых видов продукции и услуг;
- расширение международного экономического сотрудничества в отношении обмена новыми технологиями, формирования инновационных центров и рынков инновационной продукции и услуг, реализации региональной кластерной стратегии в сфере внешнеэкономической деятельности.
Исследование показывает, что в современных условиях те регионы, которые активно участвуют во внешнеэкономических связях, характеризуются относительно более высокими показателями экономического развития и качества жизни населения. Дифференциация национального экономического пространства по ряду экономических и социальных индикаторов, состоянию институциональной среды находит отражение в показа-
телях внешнеэкономической деятельности региона. Сравнительный анализ показателей внешнеэкономической деятельности пограничных и внутренних регионов, регионов-локомотивов роста, опорных и депрессивных регионов также подтверждает наличие существенных различий в содержании внешнеэкономического потенциала отдельных территорий, что обусловливает необходимость разработки и реализации стратегии внешнеэкономической деятельности субъектами Федерации с учетом особенностей территориального образования.
Список использованной литературы
1. Тринка Л.И., Молчан А.С. Учетно-аналитическая информация участников внешнеэкономической деятельности в контексте гармонизации бухгалтерской практики // Экономический анализ: теория и практика. 2010. № 18. С. 26-31.
2. Басюк А.С. Эффективное развитие региональных кластеров в условиях глобализации / /Вестник Адыгейского государственного университета. Серия «Экономика». -Майкоп: изд-во АГУ, 2013. - Вып. 3 (127). - С.86-90.
3. Тринка Л.И., Лехман Е.В. Теоретические подходы к анализу эффективности экспортных операций // Экономический анализ: теория и практика. 2009. № 27. С. 4855.
4. Щепакин М.Б., Томилко Ю.В. Классификация и формы организации отраслевых инновационных кластеров // Новые технологии. 2012. № 3. С. 226-230.
5. Королюк Е.В. Изменение характера рентной стратегической ориентации развития экономики России // Международные научные исследования. 2011. № 1-2. С. 61-62.
6. Полиди А.А., Сичкар С.В. Эконометрическая оценка факторов и динамики прямых иностранных инвестиций в экономику региона // Экономика и предпринимательство. 2013. № 9 (38). С. 234-239.
References
1. Trinka L.I., Molchan A.S. Uchetno-analiticheskaja informacija uchastnikov vnesh-nejekonomicheskoj dejatel'nosti v kontekste garmonizacii buhgalterskoj praktiki // Jekonomicheskij analiz: teorija i praktika. 2010. № 18. S. 26-31.
2. Basjuk A.S. Jeffektivnoe razvitie regional'nyh klasterov v uslovijah globalizacii / /Vestnik Adygejskogo gosudarstvennogo universiteta. Serija «Jekonomika». - Majkop: izd-vo AGU, 2013. - Vyp. 3 (127). - S.86-90.
3. Trinka L.I., Lehman E.V. Teoreticheskie podhody k analizu jeffektivnosti jek-sportnyh operacij // Jekonomicheskij analiz: teorija i praktika. 2009. № 27. S. 48-55.
4. Shhepakin M.B., Tomilko Ju.V. Klassifikacija i formy organizacii otraslevyh inno-vacionnyh klasterov // Novye tehnologii. 2012. № 3. S. 226-230.
5. Koroljuk E.V. Izmenenie haraktera rentnoj strategicheskoj orientacii razvitija jekonomiki Rossii // Mezhdunarodnye nauchnye issledovanija. 2011. № 1-2. S. 61-62.
6. Polidi A.A., Sichkar S.V. Jekonometricheskaja ocenka faktorov i dinamiki prjamyh
inostrannyh investicij V jekonomiku regiona // Jekonomika 1 predprinimatel'stvo. 2013. № 9 (38). Б. 234-239.