УДК 911. 3 (39 . 21)
Ю. С. Васильева
ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ КАК ФАКТОР УСКОРЕНИЯ ЕГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Глобальную конкурентоспособность России и ее регионов может обеспечить формирование на ее территории системы мощных территориально-производственных кластеров, так называемых полюсов роста. В статье рассматриваются возможности Краснодарского края стать одним из таких полюсов, опираясь на его участие во внешнеэкономических связях. Проводится анализ внешней торговли края, а также анализ объема иностранных вложений в экономику края с учетом факторов инвестиционной привлекательности региона.
Ключевые слова: полюс роста, внешнеэкономические связи, внешняя торговля, инвестиционная привлекательность, иностранные инвестиции.
Из многих составляющих внешнеэкономической деятельности государства, региона наиболее важными нам представляются три: внешняя торговля, инвестиционная деятельность и членство в международных некоммерческих организациях типа Всемирной торговой организации (ВТО) или институтах организации объединенных наций (ООН), располагающих какими-либо функциями управления, регламентациями деятельности международного характера, хотя бы рекомендательного характера.
Еще в 1970-е гг. исследователи мирового хозяйства обратили внимание на значительное повышение роли международных, особенно транснациональных компаний, интеграционных объединений типа будущего «Общего рынка» в формировании новой модели международного разделения труда, в обострении энергосырьевых проблем, в усилении давления ТНК на национальные экономики, особенно развивающихся стран, на изменение валютных курсов, уровни банковских ставок, на обострение конкурентной борьбы на международных товарных рынках и т. п.
Сегодня эти тенденции стали определяющими в развитии мирового хозяйства и международных экономических связей, охватив практически весь мир, включая Россию. Об этом свидетельствует ряд проблем, озвученных в официальных документах типа «Концепции пространственного обустройства» и научных публикациях ряда известных авторов (В. Л. Глазычева, П. Г. Щедровицкого, В. Н. Княгинина, Ю. А. Перелыгина и др.). Отмечается, что:
— российское государство в течение 1990— 2005 гг. потеряло контроль над процессами пространственного и территориального развития страны;
— зона управления органов госвласти постоянно сокращается;
— экономическая активность наиболее крупных хозяйствующих субъектов в современных условиях не может эффективно регулироваться региональными властями;
— субрегиональный уровень управления постепенно теряет контроль над финансовыми потоками и крупными производствами;
— продвижение в регионы общероссийских и международных торговых цепей ставят под контроль региональные потребительские рынки;
— за эффективную экономику региональные власти, по сути, непосредственно не отвечают и не могут единолично управлять ею;
— эффективность утратили не только отдельные производственно-технические комплексы, но и их территориально-производственная проекция — система расселения;
— из неэффективных пространственных структур вымываются ресурсы, в первую очередь человеческие, в результате ускоряется процесс углубления территориальной дифференциации уровней социально-экономического развития в частности, еще в 2004 г. десять-двенадцать субъектов РФ из 89 обеспечивали более 50 % ВВП страны. Экономический рост был заметен лишь в 140 точках из 1027 городов и поселков городского типа и примерно 152 тыс. сельских поселений [1].
В этих условиях Министерство регионального развития было вынуждено разработать новую концепцию управления социально-экономическим развитием регионов страны.
Суть новой концепции пространственного управления социально-экономическим развитием регионов заключается в замене концепции «выравнивания» уровней депрессивных регионов дотациями из государственного бюджета в пользу депрессивных. Опыт показал, что этот путь малоэффективен. Он не обеспечивает опережающее развитие депрессивных регионов и сдерживает развитие регионов самодостаточных. Суть новой, так называемой поляризованной, концепции управления пространственным развитием страны заключается в кардинальном изменении финансовых потоков, призванных стимулировать развитие депрессивных районов: из государственного бюджета помощь будет поступать в адрес не депрессивных, а
самодостаточных регионов, но с условием, что, развиваясь до уровня экономических ядер опорного каркаса страны, они должны обеспечить развитие соседних депрессивных районов путем создания в них деловой активности, дополнительных рабочих мест и современной производственной и непроизводственной инфраструктуры, способствуя интеграции экономики и своей, и депрессивных «подопечных» регионов в мировую. Вся система должна опираться прежде всего на активизацию внешнеэкономических (в том числе внешнеторговых) связей, на формирование регионов-узлов «опережающего роста». Такая модель, по мнению экспертов, способна обеспечить глобальную конкурентоспособность России и ее регионов, формирование конкурентоспособных мощных территориально-производственных кластеров, в том числе и в инновационных секторах экономики. Однако следует помнить, что принцип поляризованного развития страны может быть реализован только тогда, когда на территории РФ появится сеть «полюсов роста» разного уровня. Попытаемся в этом плане определить возможности Краснодарского края стать таким полюсом, опираясь на его участие во внешнеэкономических связях.
Внешнеэкономические связи Краснодарского края
Сегодня мы являемся свидетелями сильно возросшей роли международных экономических связей в жизни мирового сообщества в целом и отдельно взятой страны в частности. Практически ни одна страна, какими бы ни были мощными у нее экономика, наука, техника, без активного участия в международном разделении труда, международных экономических связях, находясь в стороне от новейших достижений науки и техники, не может претендовать на престижное место в мировом сообществе. Сегодня масштабы врастания отдельных стран в мировое экономическое пространство потрясающие: ряд стран до четверти своего внутреннего национального продукта направляет на внешний рынок, а продукция некоторых отраслей, например детских игрушек в КНР, почти наполовину поглощается внешним рынком. Отдельные транснациональные компании раскинули сеть своих филиалов в десятках стран, и порой трудно определить, чью продукцию вы приобретаете на собственном внутреннем рынке, в каком из государств она произведена.
Глобальные игроки (ТНК, ТНБ и прочие) оказывают глубокое воздействие и на развитие производительных сил в мировом масштабе, нередко не соглашаясь с национальными интересами отдельных государств. В этом случае глобализация рассматривается как явление межстранового уровня, которое отрицает локальные общества (цивилизации), а значит, и их национальное своеобразие, специфику
в мировой цивилизации. Это явление требует активного вмешательства, им следует управлять, обеспечивать формирование единого экономического пространства, новой мировой долговременной социально-экономической политики [2, с. 25].
Краснодарский край — приграничная территория России (с единственным выходом к Черному морю и Средиземному бассейну в целом), позволяющая ей реализовать свои геополитические и геоэ-кономические интересы, в том числе и интеграцию экономики страны в глобальную экономическую систему, доступность к современным достижениям научно-технического прогресса и конкурентоспособности на мировых товарных рынках. Значение территории края еще и в том, что она обеспечивает транзит внешнеторгового грузопотока не только России, но и части стран СНГ (Белоруссия, Казахстан, бывшие республики Средней Азии), способствуя в какой-то мере и интеграции их в мировую экономическую систему.
Масштабы внешнеторговых оборотов края во второй половине 1990-х гг. характеризуются преобладанием объемов импорта над экспортом странами как дальнего, так и ближнего зарубежья (СНГ) (табл. 1).
Таблица 1
Основные показатели внешней торговли Краснодарского края в 1995-1998 годах (млн долл. США) [3, с. 270]
Внешнеторговый оборот 1995 1996 1997 1998
Обтттий, всего 1120 1173 926 1088
Экспорт 375 550 354 517
Импорт 745 623 572 571
Сальдо -370 -73 -218 -54
Со странами дальнего зарубежья, всего 815 916 761 952
Экспорт 270 439 316 485
Импорт 545 477 445 467
Сальдо -275 -38 -129 18
Со странами СНГ, всего 305 257 165 136
Экспорт 105 111 38 32
Импорт 200 146 127 104
Сальдо -95 -35 -89 -72
Таким образом, судя по показателям, приведенным в таблице, несмотря на продолжавшийся уже более пяти лет экономический кризис, внешнеторговые связи края достигали значительной величины и, хотя ежегодно внешнеторговое сальдо было отрицательным (за исключением сальдо в 1998 г. со странами дальнего зарубежья), внешнеторговый оборот не демонстрировал заметного снижения. Можно, конечно, сомневаться, что у ряда бывших республик СССР качество производимых товаров было выше, чем в крае, вынужденном продавать им меньше, чем покупать у них. Участвуя в межрегиональном разделении труда, край приобретал продукцию, которую либо не производил, либо производил в недостаточном количестве. Что касается от-
рицательного сальдо внешнеторгового оборота края с развитыми государствами, то здесь номенклатура товаров определялась задачами технической модернизации экономики и неконкурентоспособностью потребительских товаров, производимых в крае, или недостаточными объемами их производства.
Тем не менее товарная структура экспорта даже в кризисные годы была более современная, чем в первое десятилетие XXI в. В 1998 г., например, в экспорте края машины и оборудование составляли 45.6 % общей стоимости экспорта, а нефть и нефтепродукты — всего лишь 19,5 % стоимости экспорта.
В составе импорта текстиль и изделия из него составляли 3,3 % стоимости всего импорта [3, с. 270]. Однако этот показатель нельзя считать корректным, поскольку в эти годы широко был распространен так называемый шоп-туризм, участники которого практически наводнили рынки края иностранным ширпотребом, подрывая конкурентоспособность продукции отечественных производителей и в то же время вынуждая их модернизировать собственное производство.
В последующие годы (1999—2010 гг.) шел активный процесс роста как объемов внешнеторговых операций, так и географических связей — роста числа стран-партнеров внешней торговли края. Например, уже в 2010 г. внешнеторговый оборот края достиг 10 140 млн долл. США (1,6 % внешнеторгового оборота России) [4, с. 12]. При этом из 22 стран-партнеров края импортные и экспортные операции с краем осуществляли лишь 7 стран, только экспортные операции — 13 стран, только импортные операции — 9 стран. Такой расклад партнеров, видимо, определялся соответствующими потребностями и возможностями края в импорте
необходимой продукции для народного хозяйства и в наличии потребителей той продукции, которую край мог представить на мировой рынок.
Успехи высокой динамичности внешнеторговых операций края — результат постоянной заботы администрации края не только о внешней торговле, но и об инвестиционной политике, способствовавшей росту конкурентоспособности товарной продукции края на мировых рынках. Высокие темпы роста объемов внешнеторговых операций ожидаются и в будущем. В крае разработана целевая программа «Поддержка экспорта в Краснодарском крае на 2010—2012 гг.», нацеленная на госстимули-рование экспорта, повышение конкурентоспособности товаров и услуг края на мировых рынках и более активную поддержку экспортеров путем возмещения части расходов на сертификацию экспортной продукции, договоров аренды выставочных площадей, рекламного обеспечения и т. п.
Следует отметить, что внешнеторговый оборот края практически равномерно возрастал и с партнерами дальнего зарубежья, и с партнерами стран СНГ. И что особенно заслуживает внимания — после 1999 г. сальдо внешнеторгового оборота как со странами дальнего зарубежья, так и со странами СНГ было положительным, достигнув в 2009 и 2010 гг. 1 046 и 1 197 млн долл. США соответственно [4]. Однако настораживает увеличение «крена» в сторону сырьевой структуры экспорта: в 2010 г.. например, из 5 668 млн долл. США стоимости экспорта края 4 174 млн долл. составляла стоимость топлива и минеральных продуктов и 930 млн долл. стоимость продовольствия и сельскохозяйственного сырья, тогда как машины, оборудование и транспортные (несамоходные) средства — всего 92 млн долл. — 1,6 % стоимости экспорта (табл. 2).
Таблица 2
Товарная структура экспорта края [4, с. 19]
Товары 1 2000 I 2004 I 2005 I 2006 I 2007 I 2008 I 2009 I 2010
Миллионы долларов США
Все 979 904 1 577 2 839 4 011 5184 3 636 5 668
В том числе: продовольственные 64 220 430 610 1 398 1151 1 346 930
минеральные продукты 760 251 691 1 723 1 901 3240 1 828 4 174
продукция химической промышленности, каучук 30 53 61 63 118 219 56 129
древесина и целлюлозно-бумажные изделия 37 46 43 56 69 83 68 91
текстиль и текстильные изделия, обувь 2 3 2 2 1 1 1 2
металлы, драгоценные камни и изделия из них 38 233 217 252 302 323 224 187
машины, оборудование и транспортные средства 40 59 88 80 171 156 97 92
прочие 8 39 45 53 51 11 16 63
Процент к итогу
Все 100 100 100 100 100 100 100 100
В том числе: продовольственные 6,5 24,3 27,3 21,5 34,9 22,2 37,0 16,4
минеральные продукты 77,6 27,9 43,8 60,7 47,4 62,5 50,3 73,6
продукция химической промышленности, каучук 3,1 5,9 3,9 2,2 2,9 4,2 1,5 2,3
древесина и целлюлозно-бумажные изделия 3,8 5,1 2,7 1,9 1,7 1,6 0,9 1,6
текстиль и текстильные изделия, обувь 0,2 0,3 0,1 0,1 0 0 0 0,1
металлы, драгоценные камни и изделия из них 3,9 25,8 13,8 8,9 7,5 6,3 7,2 3,3
машины, оборудование и транспортные средства 4,1 6,5 5,6 2,8 4,3 3,0 2,7 1,6
прочие 0,8 4,2 2,8 1,9 1,3 0,2 0,4 1,1
Структура экспорта края в миниатюре фактически повторяет товарную структуру экспорта страны в целом. В экспорте края по стоимости 95 % в 2010 г. приходилось на топливо, минеральные продукты, сельскохозяйственное сырье и продовольственные товары (табл. 2). На самом деле этот удельный вес еще больше, поскольку не включает необработанную древесину, стоимость которой вошла в рубрику «древесина и целлюлозно-бумажные изделия».
Несколько сложнее воспринимается рост объемов импорта продовольствия и сельскохозяйственного сырья. Однако и это находит свое объяснение. Во-первых, повышение уровня жизни населения позволяет ему потреблять не только продовольственные товары, производимые в самом крае, но и практически недоступные в прошлом тропические фрукты, кондитерские изделия, напитки и т. п.
Определенную роль играет и конкурентоспособность продукции, поддержка ее экспорта со стороны государства (сегодня вряд ли можно найти страну, которая не поддерживала бы экспорт продукции, особенно сельского хозяйства). Государство берет на себя компенсацию расходов экспортеров на рекламу своей продукции за рубежом, частичную компенсацию себестоимости производимой сельскохозяйственной продукции. Это нередко ведет к обострению конкурентной борьбы на товарных рынках, которая подталкивает производителей неконкурентной продукции к поиску более совершенных форм организации производства.
Тем не менее возникшая тенденция повышения доли сырьевых и слабообработанных товарных групп в экспорте края вызывает опасение спонтан-
Есть свои особенности и в товарной структуре импорта (табл. 3). В частности, в последние годы нарастают объемы импорта машин, оборудования, транспортных средств, что продиктовано необходимостью вооружения прежде всего сельского хозяйства самоходными видами транспортных средств, оборудованием для организаций здравоохранения, науки, быта. Поэтому вполне закономерен рост импорта машин, оборудования и транспортных средств за исследуемый период почти в четыре раза.
ного сдерживания научно-технической реконструкции всей экономики. Конечно, рост объемов экспорта экстрактов и эссенций свидетельствует, что край успешно осваивает новую нишу мирового рынка объемом свыше 550 млн р., однако она не в состоянии заменить товары инвестиционной группы, точно так же, как этого не могут сделать прицепы и полуприцепы, или полуфабрикаты из железа и нержавеющей стали.
Проанализировав современное состояние внешней торговли края, несмотря на некоторые тенденции роста сырьевой составляющей в его экспорте, мы пришли к выводу, что это направление внешнеэкономических связей еще далеко не исчерпало свои возможности развития, хотя уже сегодня служит серьезной опорой превращения края в ядро социально-экономического развития юга России, особенно в сочетании с инвестиционной деятельностью, хотя последняя нередко подвергалась острой критике со стороны экспертов, предсказывавших полное «отстранение» местного капитала от участия в качестве одного из важнейших в долговременной стратегии социально-экономического развития края, ссылаясь на инертность национального капитала, предпочитающего «спонсировать»
Таблица 3
Товарная структура импорта края [4, с. 20]
Товары 1 2000 1 2004 1 2005 1 2006 1 2007 1 2008 1 2009 1 2010
Миллионы долларов США
Все 572 943 1 407 1 862 2 647 3 486 2 760 4 473
В том числе: продовольственные 144 374 631 903 1 226 1 312 1 350 2 088
минеральные продукты 4 9 16 18 71 375 203 332
продукция химической промышленности, каучук 51 92 163 182 236 289 196 267
древесина и целлюлозно-бумажные изделия 37 46 43 56 69 83 68 91
текстиль и текстильные изделия, обувь 18 29 64 103 90 89 84 181
металлы, драгоценные камни и изделия из них 101 57 98 147 242 245 220 298
машины, оборудование и транспортные средства 181 282 316 344 522 874 493 1000
прочие 36 54 76 109 191 219 146 216
Проценты к итогу
Все 100 100 100 100 100 100 100 100
В том числе: продовольственные 25,2 39,7 44,8 48,5 46,3 37,6 48,9 46,7
минеральные продукты 0,7 0,9 1,1 1,0 2,7 10,8 7,3 7,4
продукция химической промышленности, каучук 8,9 9,7 11,6 9,8 8,9 8,3 7,1 6,0
древесина и целлюлозно-бумажные изделия 6,5 4,9 3,1 3,0 2,6 2,4 2,5 2,0
текстиль и текстильные изделия, обувь 3,1 3,1 4,5 5,5 3,4 2,5 3,0 4,0
металлы, драгоценные камни и изделия из них 17,7 6,1 7,0 7,9 9,1 7,0 8,0 6,7
машины, оборудование и транспортные средства 31,6 29,9 22,5 18,5 19,7 25,1 17,9 22,4
прочие 6,3 5,7 5,4 5,8 7,3 6,3 5,3 4,8
экономику развитых государств и тратить приобретенные капиталы в «Куршавелях».
Администрация края особую надежду дальнейшего развития внешнеторговых оборотов и товарной структуры экспорта возлагает на реализацию мероприятий краевой целевой программы «Поддержка экспорта в Краснодарском крае на 2010— 2012 гг.». Программа предусматривает поддержку организаций-экспортеров, производящих продукцию на территории Краснодарского края, вне зависимости от региона их регистрации и меры государственной финансовой поддержки экспортеров, в том числе:
— возмещение части затрат по уплате процентов по кредитам, привлеченным организациями-эк-спортерами готовой продукции до % от ставки Центробанка РФ;
— предоставление субсидий на возмещение части затрат на сертификацию экспортной продукции на соответствие требованиям международных стандартов;
— субсидии на возмещение части затрат, связанных с исполнением договоров аренды выставочных площадей в связи с участием в выставочных мероприятиях, форумах, презентационных, рекламных кампаниях за рубежом.
Одно из важнейших направлений программы — информирование зарубежных партнеров об экспортном потенциале кубанских предприятий. Второе направление, создающее представление о возможностях социально-экономического развития края, — это активная работа администрации по формированию имиджевой политики с целью информирования иностранных партнеров об инвестиционном потенциале края, по созданию понятного, узнаваемого инвесторами отличного от других образа региона. Начиная с 2001 г. край — постоянный участник международных выставок, форумов, симпозиумов, таких как выставка инвестиционных проектов «МИПИМ» (Канны, Франция), международная агропромышленная выставка «Зеленая неделя» (Берлин) и др. Презентации края проведены в Италии, Испании, Франции, Англии, Германии, Китае, Турции, Австрии. Только за три года существования международного экономического форума «Дни Краснодарского края в Германии» было подписано более 200 соглашений на сумму свыше 3 млрд евро.
Ежегодно в г. Сочи проходит Международный инвестиционный форум с той же целью привлечения инвестиций в регион. Выставочные площади на форуме Сочи составляют до 55 тыс. м2. В 2011 г. на X юбилейный Международный инвестиционный форум «Сочи-2011» прибыло 548 иностранных участников из 47 зарубежных государств. Всего Краснодарский край заключил 295 соглашений на
429,5 млрд р. Это на 38 соглашений и 47,7 млрд р. больше, чем в 2010 году [5].
В 2011 г. в Берлине в 76-й раз прошла Международная сельскохозяйственная выставка «Зеленая неделя», на которой Российская Федерация была представлена в 17-й раз. Официальным регионом-партнером Министерства сельского хозяйства России на выставке выступил Краснодарский край. За время работы выставки было подписано 14 соглашений и контрактов на общую сумму 300 млн евро по следующим направлениям: развитие животноводства, растениеводства, мелиоративной отрасли; строительство сельских дорог; поставки продовольственных товаров (мяса оленины, меда и т. д.). Краснодарский край подписал 4 соглашения на сумму 85,35 млн евро [6].
В результате соглашений, подписанных ранее в столице Олимпиады-2014, стартовала масштабная реконструкция морских портов Туапсе и Новороссийска, свою продукцию начали производить «Нестле», «КНАУФ», «Бондюэль». Первый на юге России электрометаллургический завод был построен в Абинске, а в Апшеронском районе в настоящее время создается целый кластер глубокой переработки древесины и производства мебели.
Факторы инвестиционной привлекательности края:
— удобное географическое положение и хорошо развитая транспортная инфраструктура;
— политическая стабильность региона;
— диверсифицированная экономика с высокой долей малого предпринимательства;
— наличие высококвалифицированной рабочей силы;
— благоприятные природно-климатические условия развития сельского хозяйства;
— богатые возможности рекреационного освоения территории;
— реальная защита прав инвесторов (согласно закону Краснодарского края от 2 июля 2004 г. № 731-КЗ «О государственном стимулировании инвестиционной деятельности в Краснодарском крае» иностранные инвестиции не могут быть безвозмездно национализированы, реквизированы, к ним не могут быть применены иные меры, равные указанным по последствиям).
Но особенно привлекает инвесторов ряд других важных преимуществ размещения инвестиций в крае, в том числе то, что Краснодарский край занимает 2-е место в РФ по законодательной активности с сфере инвестиций и 7-е место среди регионов с наименьшими инвестиционными рисками, 1-е место в ЮФО и 5-е среди регионов РФ по объемам предоставленных иностранных инвестиций.
В силу перечисленных выше благоприятных для инвесторов факторов иностранный капитал
занимает в настоящее время в крае очень прочные позиции одного из ведущих факторов социальноэкономического развития. По данным администрации края, в кубанскую экономику за последние три года поступило более 1 трлн р. инвестиций.
Следует подчеркнуть, что край всегда был желанным объектом для иностранных инвесторов. Это особенно сильно проявилось до революции 1917 года (участие британского, германского капи-
Как видим, динамика показателей деятельности организаций с участием иностранного капитала демонстрирует успешное развитие. Так, за 2000— 2009 гг. численность иностранных организаций выросла почти в 3 раза, среднесписочная численность занятых - более чем в 4 раза, а объем продукции (работ, услуг) - в 27 раз, не говоря уже о росте среднемесячной заработной платы почти в 5 раз. Примерно такими же темпами возрастал и объем поступавших в край инвестиций от иностранных инвесторов. Только с 2003 по 2010 г. поток инвестиций почти утроился с 249,6 до 743,2 млн долл. США. В I квартале 2011 г. общий объем иностранных инвестиций в экономику Краснодарского края составил 106 млн долл. США. Инвестиции поступили из 22 стран. По сравнению с соответствующим периодом 2010 г. объем иностранных инвестиций увеличился на 11,4 %. Основная часть инвестиций пошла на развитие следующих направлений экономики:
- транспорта и связи - 61,4 млн долларов (58,1 % общего объема);
- обрабатывающих производств - 16,4 млн долларов (15,5 %);
- операций с недвижимым имуществом, аренды и предоставления услуг - 14,4 млн долларов (13,6 %).
Основными странами-инвесторами являются
талов в разработке нефтяных месторождений, производстве оборудования и т. п.). После революции территория края для иностранного капитала была закрыта, и только с началом рыночных реформ вновь начали создаваться совместные русско-ино-странные и полностью иностранные предприятия и организации.
Обобщенные показатели деятельности организаций и предприятий с участием иностранного капитала представлены в табл. 4.
Нидерланды, Кипр, Швеция и Германия: совокупная доля их инвестиционных вложений составила 88,9 % общего объема поступивших инвестиций1.
От большинства иностранных инвесторов инвестиции поступают практически ежегодно и в значительных масштабах, что свидетельствует о большой заинтересованности в экономических связях с краем, некоторые из инвесторов (Латвия, Бельгия) пока ограничились одним-двумя взносами. Наибольшее количество предприятий с иностранным капиталом создано в торговле и общественном питании, на транспорте, в связи, в лесной, целлюлозно-бумажной, деревообрабатывающей и других отраслей промышленности.
Таким образом, судя по объемам внешнеторгового оборота и масштаба поступления иностранных инвестиций, а также ряда других факторов (геоэкономическое и геополитическое положение края, активная инвестиционная политика администрации края, мощный экономический потенциал, развитая транспортная и информационная инфраструктура) Краснодарский край уже сегодня выполняет роль «ворот России в глобальный мир». Задача состоит лишь в дальнейшем совершенствовании экономики края, товарной структуры экспорта и конкурентоспособности продукции производства с учетом запросов мирового рынка.
Таблица 4
Основные показатели деятельности организаций с участием иностранного капитала
в Краснодарском крае [4, с. 52]
Год Число организаций, выпускающих продукцию и оказывающих услуги (на конец года) Среднесписочная численность работников (без внешних совместителей), человек Среднемесячная оплата труда одного работника, р. Объем продукции (работ, услуг) млн р (1995 г. - млрд р.)
1995 303 6 747 599 765
2000 185 10 777 4 805 10 806
2001 184 12 534 7 281 13 251
2002 230 33 304 8 300 37 819
2003 234 35 632 9 603 42 895
2004 287 41 035 11 058 50 947
2005 347 45 099 14 320 96 436
2006 394 35 436 17 660 95 695
2007 489 41 573 20 152 193 044
2008 569 50 996 23 900 269192
2009 536 50 012 22 772 296407
1 В I квартале 2011 г . общий объем иностранных инвестиций в экономику Краснодарского края составил около 106 млн долл . США: новости // Департамент инвестиций и проектного сопровождения Краснодарского края: сайт . Краснодар . 2011. 06 июня . URL: http://www. investkuban . ru/newslist/item-871. html
Список литературы
1. Щедровицкий П . Г . Государственная политика регионального развития в РФ: проблемы и перспективы // Русский архипелаг . Сетевой проект «Русского мира» . М ., 2005. URL: http://www. archipelag. ru/agenda/povestka/evolution/fprmula/prospect
2 . Коломиец Т . И . Глобализация и регионализация как тенденции современного мирового развития // Вестн . Томского гос . пед . ун-та
(Tomsk State Pedagogical University Bulletin) . 2003. Вып . 5 (37) . С . 25-27 .
3 . Краснодарский край: Стат . ежегодник . Краснодар: Краснодарстат, 2010 . 394 с .
4 . Внешнеэкономическая деятельность организаций Краснодарского края 2000-2009 . Стат . сб . Краснодар: Краснодарстат, 2010 .71 с .
5 . Итоги юбилейного Х Международного инвестиционного форума «Сочи-2011»: новости // Департамент внешнеэкон . деят-ти Краснодар-
ского края: сайт . URL: http://www. forumkuban . ru/about_forum/history_of_forum/results_2011
6 . Итоги участия Российской Федерации в Международной выставке «Зеленая неделя-2011» в Берлине: электрон . журн . «Бюджет» . 2011.
4 фев . URL: http://bujet .ru/article/113221.php
Васильева Ю. С., аспирант.
Кубанский государственный университет.
Ул. Ставропольская, 149, Краснодар, Россия, 350040.
E-mail: [email protected]
Материал поступил в редакцию 02.07.2012.
Y. S. Vasilyeva
INTERNATIONAL ECONOMIC ACTIVITY OF KRASNODAR REGION AS A FACTOR OF ITS ACCELERATED SOCIAL
AND ECONOMIC DEVELOPMENT
The formation of the system of powerful territorial and industrial clusters, the so-called “poles of growth”, can result in global competitiveness of Russia and its regions. The article discusses the possibility of Krasnodar region to become one of these poles, based on its involvement in international economic relations. The analysis of foreign trade of the region is given in this article, as well as analysis of the volume of foreign investments into the economy of the region, considering factors of investment potential of the region.
Key words: pole of growth, international economic relations, international trade, investment potential, international investments.
Kuban State University.
Ul. Stavropolskaya, 149, Krasnodar, Russia, 350040.
E-mail: [email protected]