ВНЕЛЕГАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА: МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПРОБЛЕМЫ
ОЦЕНКИ И ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ
Л. В. СКВОРЦОВА
Исследование посвящено принципиальным международным проблемам оценки и противодействия внелегальным процессам в экономике в контексте обеспечения экономической безопасности.
Ключевые слова: внелегальная экономика, экономическая безопасность, механизм обеспечения экономической безопасности, оценка внелегальных процессов.
Современная экономика переживает серьезные катаклизмы, требующие пристального внимания исследователей как в России, так и в мире в целом. Одним из явлений, оказывающим определяющее влияние на экономическое развитие представляется распространение внелегальных процессов. Еще в начале XXI в. сотрудник Университета Кеплера (Линц, Австрия) Ф. Шнайдер и сотрудник Кельнского университета (Германия) Д. Энсте отмечали происходящий во всем мире рост теневой экономики [5].
По сути речь идет о том, что теневая экономика развивается параллельно с легальной экономикой и в процессе развития подрывает эффективность распределения бюджетных средств и нарушает логику развития внутренней инфраструктуры доходов. В современных условиях в большинстве стран теневая экономика занимает довольно значительный сектор общеэкономической деятельности [3].
В числе принципиальных причин подобного процесса было выделено: 1) уход в теневую экономику людей, ощущающих чрезмерное налоговое бремя, подрывает налоговую систему и систему социального обеспечения; 2) теневая экономика создает большие трудности при разработке экономической политики, так как официальные данные об уровнях безработицы, доходов, потребления не соответствуют реальности и не могут служить базой при принятии решений; 3) теневая экономика оказывает серьезное влияние на официальную (с одной стороны, происходит отвлечение рабочей силы из официальной экономики, с другой - 2/3 доходов теневой экономики реализуются в официальной).
В качестве подтверждения вышеозначенных положений целесообразным представляется привести показатели доли экономики, носящей внелегаль-
ный характер в ВВП разных стран, исчисленные на основе затрат электроэнергии и методом оценки спроса на наличные деньги. В частности, в странах Африки наиболее высокая доля теневой экономики в Нигерии и Египте (68 - 76 %); в Азии - в Таиланде (70 %), на Филиппинах, в Шри-Ланке, Малайзии, Южной Корее (38 - 50 %); в странах Центральной и Латинской Америки - в Мексике, Перу, Гватемале, Панаме (40 - 60 %); в Центральной Европе - в Венгрии и Болгарии (20 - 28 %); в республиках бывшего Советского Союза - в Грузии, Азербайджане, Украине, Беларуси (28 - 43 %). В странах Евросоюза наиболее высока доля теневой экономики в Греции, Италии, Испании, Португалии, Бельгии (24 - 30 %). При этом наиболее низкая в Японии, США, Австрии, Швейцарии (8 - 10 %) [5].
В качестве основных причин распространения внелегальных процессов в экономике зарубежные исследователи отмечают повышение налогового бремени и взносов в систему социального обеспечения; усиление регулирования в официальной экономике, особенно на рынках труда; вынужденное сокращение продолжительности рабочей недели; снижение пенсионного возраста; безработицу; снижение «налоговой морали» и в целом лояльности в отношении общественных институтов.
При этом следует учесть, что в контексте влияния налоговой системы на масштабы внеле-гальной экономики наиболее ощутимое воздействие оказывает не только величина налоговой ставки и сложность налоговой системы, а ещё неэффективное и неосторожное применение принудительных мер по изъятию налогов.
В частности, можно говорить о том, что величина теневой экономики меньше в странах, где налоговые поступления больше, а обеспечивают-
ся они более низкими налоговыми ставками и меньшим количеством законов и норм регулирования. Наиболее богатые страны Евросоюза и некоторые страны Восточной Европы соблюдают разумное равновесие между относительно низкими налоговыми ставками, слабым регулированием, достаточным объемом налоговых поступлений, эффективными законами, обеспечивающими контроль над коррупцией, и относительно небольшим размером теневой экономики [1].
Не случайно один из основателей концепции внелегальной экономики Де Сото показал, что именно чрезмерное усиление административного ресурса в контексте олигархизации экономики ведет к росту внелегальной экономики в сфере деятельности мелкого бизнеса. Иными словами, когда законность является привилегией тех, кто обладает политической и экономической властью, исключенные из этого числа бедняки не имеют другого выбора, кроме беззакония [2].
Определяя всевозрастающую степень общественной важности данного явления, профессор Белградского университета В. Пилич-Ракич указал, что существующие масштабы теневой деятельности ставят внелегальную экономику в один ряд с такими глобальными проблемами современности, как деградация окружающей среды [4].
Не случайно в объективных оценках подобных процессов заинтересованы не только правительства отдельно взятых государств, но и международные организации. В частности, речь может идти о том, что в Евросоюзе в рамках программы по обеспечению всеохватывающего измерения ВВП внелегальная составляющая экономики представляется предметом пристального рассмотрения. С этой целью определен термин «ненаблюдаемая экономика» (ННЭ), а также прояснены основополагающие принципы концепции «ненаблюдаемой» экономики в рамках Международной и европейской систем отчетности (SNA 93 и SEC 95), что, несомненно, способствовало формированию систем учета и отчетности в статистических управлениях разных стран.
Учитывая современные особенности экономического развития, следует отметить, что процесс по совершенствованию оценок объема ННЭ в соответствии с SNA 93 и ESA 95 имеет непрерывный характер.
При этом в качестве главных источников данных, позволяющих объективно оценить объемы внелегальных процессов в экономике, представляются структурная статистика предприятий в нефинансовом секторе; отчеты домашних хозяйств; трудовая статистика; выборочные обсле-
дования населения по экономической деятельности; выборочные обследования рынков и такси; статистика сельского хозяйства; административно-управленческая информация.
Например, данные Национальных счетов Турции строятся для доклада UNECE согласно СНС 68. В частности, Статистический институт Турции (TURKSTAT) вводит СНС 93 и ESA 95 в счетах, приспосабливая источники и включая новые концепции и методологии.
По сути речь идет о том, что ВВП данной страны оценивается производственным методом, методом по расходам и по доходам, однако корректировка информации не имеет систематического характера.
В свою очередь, в США такого рода функции возложены на Бюро экономического анализа США (BEA). Вырабатываемая данным органом информация о скрытых и неформальных экономических процессах находит свое отражение в национальном доходе США и продуктовых счетах (NIPAS).
Например, проявления незаконной экономической деятельности фиксируется в NIPAS, однако следует учесть, что информация может носить неточный классификационный и временной характер. Основным источником информации для NIPAS являются федеральные данные налоговых деклараций. На информации из налоговых деклараций основывается приблизительно 4 % от стоимости ВВП, приблизительно 51 % от полной стоимости ВНД и приблизительно 56 % от ЛД.
В силу высказанных соображений представляется возможным установить, что разработка и систематическое обновление принципов ННЭ свидетельствует от принципиальной значимости такого рода процессов для формирования действенного института противодействия внелегальной экономике. При этом систематическое измерение проявлений внелегальных экономических процессов свидетельствует о нацеленности национальных экономик на стабильное, поступательное развитие.
Отрицательным моментом в этой связи выступает то, что оценка внелегальной экономики не носит приоритетного характера для мировых статистических служб, что объясняется отсутствием надежных источников данных и недостаточной разработанностью методик. Как следствие, в национальных экономиках используются различные подходы, не позволяющие обеспечивать не только международные, но и национальные сравнительные характеристики, что усугубляется разнородным охватом данных и качеством используемых источников.
К числу основных международных источников можно отнести, в частности, бизнес-статистику, де-
мографическую статистику, сельскохозяйственную статистику, отчеты домохозяйств, статистику труда, отчеты отделов социального обеспечения, финансовые данные и данные налогообложения.
Анализируя степень национальной специфики, следует отметить, что в большинстве случаев в отчетах стран практически не находят своего отражения методы учета теневых доходов в контексте региональных факторов, что значительно снижает эффективность оценки и в дальнейшем противодействия внелегальным процессам и, как следствие, требует дальнейшего системного и длительного исследования.
Литература
1. Иванова Н. Н. Теневая экономика: масштабы, причины, последствия в развитых странах и странах с переходной экономикой // Социальные и гуманитарные науки. Серия 2: Экономика. Реферативный журнал. 2001. №3. С. 186-195.
2. Сото Э. де Иной путь: экономический ответ терроризму. Челябинск, 2008.
3. Шнайдер Ф., Энсте Д. Рост теневой экономики //
Теневая экономика: проблемы и решения. сб. ст. / отв. ред. Г. И. Иванов. М., 2005. С. 35.
4. Pilic-Rakic V. Siva ekonomiya.-2. dop. izn. Beograd. Udruzenye «Nauka I Drustvo» Srbie. 1997.
5. Schneider F. Enste D. Shadow economies: size, causes and consequences // J. of econ. literature. Pittsburg, 2000. Vol. 38, № 1.P. 80.
* * *
EXTRA LEGAL ECONOMY: INTERNATIONAL PROBLEMS OF THE ASSESSMENT AND COUNTERACTION
L. V. Skvortsova
Research is devoted to basic international problems of an assessment and counteraction to extra legal processes in economy, in a context of ensuring economic safety.
Key words: extra legal economy, economic safety, mechanism of ensuring economic safety, assessment of extra legal processes.