Научная статья на тему 'ВНЕКЛАССНАЯ И ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СТИМУЛИРУЮЩИЙ И МОТИВИРУЮЩИЙ ФАКТОР'

ВНЕКЛАССНАЯ И ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СТИМУЛИРУЮЩИЙ И МОТИВИРУЮЩИЙ ФАКТОР Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
266
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
внеклассная деятельность / внеурочная деятельность / стимулирование / моти-вационная сфера / школьники / extracurricular activities / extracurricular activities / stimulation / motivational sphere / pupils

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алиева Севиндж Гариб Гызы

Внеклассная и внеурочная деятельность имеет большое стимулирующее и мотиви-рующее значение в повышении качества образования, в формировании интереса учащихся к зна-ниям и ответственного отношения к образованию, в развитии их научного мировоззрения, а также в приобретении исследовательских навыков. В статье автором рассмотрены понятия внеклассной и внеурочной деятельности. Выявлены сходства и различия между ними. В ходе анализа существую-щих исследований можно заключить о недостаточном исследовании влияния внеурочной деятель-ности и внеклассных мероприятий на мотивирование и стимуляцию деятельности обучаемых. Определено, что в содержание внеклассной деятельности должны быть включены следующие направления: развитие морально-нравственных качеств учащихся, интеллектуальных способно-стей, логического и критического мышления, мыслительных способностей, научного мировоззре-ния, умственной активности, развитие творческих способностей и активности, расширение ресурсов знаний, повышение интереса и внимания к окружающему; формирование эстетического вкуса, глу-бокой любви и привязанности к труду, интереса к профессии; обеспечение физического здоровья. Сделан вывод о том, что внеклассная и внеурочная деятельность положительно влияет на повыше-ние качества образования, играя важную роль в идейно-нравственном воспитании учащихся: углубляет знания учащихся, формирует чувство ответственности за учебную деятельность, глубо-кий интерес к знаниям, мотивирует их к получению новых знаний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXTRACLASS AND EXTRACURRICULAR ACTIVITIES AS A STIMULATING AND MOTIVATING FACTOR

Extracurricular and extracurricular activities are of great stimulating and motivating im-portance in improving the quality of education, in developing students’ interest in knowledge and a re-sponsible attitude towards education, in developing their scientific worldview, as well as in acquiring re-search skills. In the article, the author examines the concepts of extracurricular and extracurricular activi-ties. The similarities and differences between them are revealed. In the course of analyzing existing re-search, we can conclude that there is insufficient research into the influence of extracurricular activities and extracurricular activities on the motivation and stimulation of students’ activities. It has been deter-mined that the content of extracurricular activities should include the following areas: development of moral qualities of students, intellectual abilities, logical and critical thinking, thinking abilities, scientific worldview, mental activity, development of creative abilities and activity, expansion of knowledge re-sources, increased interest and attention to the environment; the formation of aesthetic taste, deep love and attachment to work, interest in the profession; ensuring physical health. It is concluded that extracur-ricular and extracurricular activities have a positive effect on improving the quality of education, playing an important role in the ideological and moral education of students: it deepens students’ knowledge, creates a sense of responsibility for educational activities, deep interest in knowledge, and motivates them to ac-quire new knowledge.

Текст научной работы на тему «ВНЕКЛАССНАЯ И ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СТИМУЛИРУЮЩИЙ И МОТИВИРУЮЩИЙ ФАКТОР»

ШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

УДК 374

ББК Ч420.058 ГРНТИ 14.25.07 Код ВАК 5.8.2

Алиева Севиндж Гариб гызы,

ORCID ID: https://0rcid.0rg/0000-0003-4365-6344

докторант, Институт образования Азербайджанской Республики; Азербайджан, г. Баку, ул. Имрана Гасымова, 63; e-mail: [email protected]

ВНЕКЛАССНАЯ И ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СТИМУЛИРУЮЩИЙ И МОТИВИРУЮЩИЙ ФАКТОР

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: внеклассная деятельность; внеурочная деятельность; стимулирование; моти-вационная сфера; школьники

АННОТАЦИЯ. Внеклассная и внеурочная деятельность имеет большое стимулирующее и мотивирующее значение в повышении качества образования, в формировании интереса учащихся к знаниям и ответственного отношения к образованию, в развитии их научного мировоззрения, а также в приобретении исследовательских навыков. В статье автором рассмотрены понятия внеклассной и внеурочной деятельности. Выявлены сходства и различия между ними. В ходе анализа существующих исследований можно заключить о недостаточном исследовании влияния внеурочной деятельности и внеклассных мероприятий на мотивирование и стимуляцию деятельности обучаемых. Определено, что в содержание внеклассной деятельности должны быть включены следующие направления: развитие морально-нравственных качеств учащихся, интеллектуальных способностей, логического и критического мышления, мыслительных способностей, научного мировоззрения, умственной активности, развитие творческих способностей и активности, расширение ресурсов знаний, повышение интереса и внимания к окружающему; формирование эстетического вкуса, глубокой любви и привязанности к труду, интереса к профессии; обеспечение физического здоровья. Сделан вывод о том, что внеклассная и внеурочная деятельность положительно влияет на повышение качества образования, играя важную роль в идейно-нравственном воспитании учащихся: углубляет знания учащихся, формирует чувство ответственности за учебную деятельность, глубокий интерес к знаниям, мотивирует их к получению новых знаний.

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ: Алиева, С. Г. гызы. Внеклассная и внеурочная деятельность как стимулирующий и мотивирующий фактор / С. Г. Алиева гызы. - Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. - 2024. - № 3. - С. 143-150.

Aliyeva Sevinj Garib gizi,

Doctoral Student, Institute of Education of the Republic of Azerbaijan, Baku, Azerbaijan

EXTRACLASS AND EXTRACURRICULAR ACTIVITIES AS A STIMULATING AND MOTIVATING FACTOR

KEYWORDS: extracurricular activities; extracurricular activities; stimulation; motivational sphere; pupils

ABSTRACT. Extracurricular and extracurricular activities are of great stimulating and motivating importance in improving the quality of education, in developing students' interest in knowledge and a responsible attitude towards education, in developing their scientific worldview, as well as in acquiring research skills. In the article, the author examines the concepts of extracurricular and extracurricular activities. The similarities and differences between them are revealed. In the course of analyzing existing research, we can conclude that there is insufficient research into the influence of extracurricular activities and extracurricular activities on the motivation and stimulation of students' activities. It has been determined that the content of extracurricular activities should include the following areas: development of moral qualities of students, intellectual abilities, logical and critical thinking, thinking abilities, scientific worldview, mental activity, development of creative abilities and activity, expansion of knowledge resources, increased interest and attention to the environment; the formation of aesthetic taste, deep love and attachment to work, interest in the profession; ensuring physical health. It is concluded that extracurricular and extracurricular activities have a positive effect on improving the quality of education, playing an important role in the ideological and moral education of students: it deepens students' knowledge, creates a sense of responsibility for educational activities, deep interest in knowledge, and motivates them to acquire new knowledge.

FOR CITATION: Aliyeva, S. G. gizi (2024). Extraclass and Extracurricular Activities as a Stimulating and Motivating Factor. In Pedagogical Education in Russia. No. 3, pp. 143-150.

"едагогический опыт показывает, ного мировоззрения, а также в приобретемте в повышении качества образо- нии исследовательских навыков внекласс-вания, в формировании интереса и любви ная и внеурочная деятельность имеет боль-учащихся к знаниям, ответственного отно- шое стимулирующее и мотивирующее зна-шения к образованию, в развитии их науч- чение. Все это должно послужить развитию

© Алиева С. Г. гызы, 2024

современного школьника как достойной личности и формированию его как активного гражданина.

В настоящее время направление материального капитала в человеческий капитал является вопросом государственной важности, о чем говорится в «Государственной стратегии развития образования в Азербайджанской Республике»: «Развитие человеческого капитала является одним из важнейших условий в процессе успешной интеграции экономики в мировую систему, и более эффективное получение страной выгоды от международной конкуренции и составляет ее главную задачу»1.

В педагогической литературе часто встречаются понятия «внеклассная деятельность» и «внеурочная деятельность». Выделяются различные подходы к соотнесению данных понятий: от синонимичных представлений до резкой вариативности содержания понятий. Мы считаем, что упомянутые понятия имеют общие черты и отличительные особенности.

Сходство состоит в том, что оба служат делу воспитания и образования, органически связанному с учебным процессом на уроке и вне его, в классе и вне его.

Различие условно можно определить, как «вне времени урока» - внеурочная деятельность; «вне места проведения - класса» -внеклассная деятельность. Внеклассная деятельность чаще всего осуществляется через проведение различных мероприятий до либо после занятий (т. е. вне рамок учебной деятельности), через использование волонтер-ства и формирование интереса учащихся.

Внеурочная деятельность носит более стимулирующий, востребованный и мотива-ционный характер, включающий в себя преимущественно деятельность по предметам. Она включена в общую учебную программу школы и добавляется к учебной нагрузке учителя. Внеурочная работа проводится опытными учителями-предметниками по специальной программе, без повторения программы обучения. Учащиеся одной возрастной категории из параллельных классов могут участвовать во внеурочных мероприятиях.

Рассмотрим более подробно внеурочную деятельность. А. А. Бурченкова, исследуя внеурочную деятельность, в качестве базы исследования выбрала малокомплектную школу и рассмотрела условия, при ко-

1 Государственная стратегия развития образования в Азербайджанской Республике. Указ Президента Азербайджанской Республики господина Ильхама Алиева от 24 октября 2013 года // Газета «Халг», 25 октября 2013 года. С^эгЬаусап RespuЫikasmda tэhsilin тЫ§аА и7гэ D6vlэt strategiyasl" Azэrbaycan RespuЫikasmm Pгezidenti сэпаЬ Шат Эliyevin 24 oktyabr 2013-еи И tarixli Sэrэncaml // "Ха^" qэzeti, 25 oktyabr 2013-си 0.

торых внеурочная деятельность оказала влияние на сельских школьников. Ученый выявила влияние внеурочной деятельности на образовательный, культурный, социальный уровень учащихся малокомплектной сельской школы. Автором расширены представления о компетенциях участников внеурочной деятельности - школьников, учителей, сельских жителей.

Несомненным достижением исследователя является выявление условий гуманитарного развития учащихся сельской малокомплектной школы, их родителей и всего сельского социума, таких как: осуществление комплекса мер коррекции социального неблагополучия семьи, педагогическое обеспечение социальной адаптации учащихся, привлечение учеников к участию в социокультурной жизни села, организация воспитания учащихся в открытой социокультурной среде, воспитание учащихся, их подготовленность к школе [4]. Результативной является позиция автора по использованию во внеурочной деятельности педагогических технологий. «В процессе применения новых технологий по проведению внеурочной деятельности учащихся естественным образом проявляется и закрепляется акт интеллектуального общения детей в семье» [4, с. 5].

О. В. Галакова также исследовала внеурочную деятельность учащихся школы и ее влияние на социальную компетентность учеников. Особого внимания заслуживает разработка автором модели развития социальной компетентности младших школьников, состоящей из цели, субъектов взаимодействия, структурно представленных блоков: ценностно-смыслового, содержательно-деятельностного и контрольно-оценочного. Весьма ценной является позиция автора, согласно которой внеурочная деятельность - «доступная и свободная в выборе вариативная сфера развития способностей и интересов младших школьников во взаимодействии с педагогами, семьей и детьми разного возраста на основе использования различных, с преобладанием игровых, форм работы» [10, с. 7]. Автор считает, что «внеурочная деятельность - это сфера взаимодействия педагогов и младших школьников, основанная на интересе и свободе выбора учащимися различных направлений деятельности (досугово-развлекательной, спортивно-оздоровительной, художественной, социальной и др.), реализуемой в развивающих программах, фестивалях, концертах, конкурсах, ярмарках, экскурсиях, деятельности кружков и секций, на основе создания психологически комфортной среды и ситуаций успеха, с опорой на положительное в ребенке» [10, с. 7-8].

Ряд ученых, исследуя внеурочную деятельность учащихся, выявляют ее влияние на различные аспекты развития личности. В частности, ученые изучают влияние внеурочной деятельности учащихся на развитие творческих и интеллектуальных способностей [3; 17; 19; 24], развитие самоопределения и социальной активности [1; 16], формирование экологической компетентности [14], гражданское становление личности учащегося [22].

Часть исследователей рассматривают внеурочную деятельность как предметную среду вне урока, например по географии [2], по русскому языку [23], по химии [9], по общетехническим предметам [18], по математике [8] и пр.

Особого внимания, с нашей точки зрения, заслуживают работы, связанные с обучением педагогов организации внеурочной деятельности в сфере общего образования [13; 20].

О. В. Лингевич работает над практико-ориентированным продуктом: исследует технологии разработки программ внеурочной деятельности, механизмы организации внеурочной деятельности, выявляет психолого-педагогические условия вовлечения учащихся с учетом их индивидуальных и возрастных особенностей во внеурочную деятельность [13]. Несомненным достоинством работы исследователя является разработка критериев и показателей готовности будущих педагогов к организации внеурочной деятельности:

«- критерий 1. "Уровень сформирован-ности мотивационно-ценностной составляющей готовности будущих педагогов к организации внеурочной деятельности", показатели: готовность овладевать профессиональными знаниями по организации внеурочной деятельности, уровень мотивации к достижению успехов в организации внеурочной деятельности, степень готовности мотивировать себя и обучающихся на организацию внеурочной деятельности, сформированная субъектная позиция будущих учителей к организации внеурочной деятельности;

- критерий 2. "Уровень сформированно-сти когнитивной составляющей готовности будущих педагогов к организации внеурочной деятельности", показатели: сформиро-ванность представлений о технологиях разработки программ внеурочной деятельности, механизмах организации внеурочной деятельности, психолого-педагогическом сопровождении обучающихся с учетом их индивидуальных и возрастных особенностей;

- критерий 3. "Уровень сформирован-ности практико-операционной составляющей готовности будущих педагогов к организации внеурочной деятельности", пока-

затели: сформированность аналитических, прогностических, проективных, рефлексивных, мобилизационных, развивающих, ори-ентационных и коммуникативных умений организации внеурочной деятельности;

- критерий 4. "Уровень сформирован-ности оценочно-рефлексивной составляющей готовности будущих педагогов к организации внеурочной деятельности", показатели: способен оценивать качество реализации программ внеурочной деятельности, стремление к развитию и саморазвитию будущих учителей» [13, с. 15-16].

Особенно важным для нашего исследования представляется то, что в данных критериях заложены мотивирующие и стимулирующие учащихся факторы.

Рассмотрим более подробно внеклассную деятельность. Ряд ученых рассматривают внеклассную работу как совокупность различных мероприятий, направленных на развитие личности обучаемого: развитие интеллектуальных способностей, творческой активности, читательской грамотности, субъектно-нравственной позиции школьника, требуемых компетенций и пр.

В частности, О. Ю. Стрелова рассматривает организацию внеклассной работы на предмете история [21], Н. И. Еременко - по литературе [6], И. В. Зверева - по биологии [5], В. Ф. Одоевский, П. П. Бажов, Б. С. Житков - на внеклассном чтении [7]; Н. А. Бе-либихина, Н. А. Смогленко, О. Г. Тихонова -на истории [11].

Л. В. Картамышева в диссертационном исследовании, рассматривая феномен внеклассной работы, выявляет его влияние на формирование субъектно-нравственной позиции учащихся [12]; В. Н. Осина внеклассную работу рассматривает в контексте художественной самодеятельности [15]. Наиболее значимым для нашего исследования является классификация форм школьной художественной самодеятельности как внеклассной работы по различным основаниям: «по основанию "формы работы" - массовые, групповые, индивидуальные; по основанию "жанровые разновидности" - музыкальная самодеятельность, танцевальная или хореографическая самодеятельность, самодеятельность, связанная с художественным и декоративно-прикладным творчеством учащихся, фотосамодеятельность и киносамодеятельность и др.; по основанию "организационные формы" - мероприятия, кружки, детские и юношеские клубы, студии, коллективы (хореографические, театральные, школьные театры, киностудии, фотостудии и др.); по основанию "формы отчетности" - олимпиады, смотры, концерты, выставки, вечера и др.» [15, с. 9]. Анализируя вышеназванные работы, мож-

но заключить о недостаточном исследовании влияния внеурочной деятельности и внеклассных мероприятий на мотивирование и стимуляцию деятельности обучаемых.

Внеклассные мероприятия и внеурочная деятельность являются важной частью и продолжением общеобразовательной, учебно-воспитательной работы, проводимой педагогами. Они являются важными стимулирующими и мотивационными факторами в повышении качества образования, развитии научного мировоззрения учащихся, нравственного воспитания и положительного отношения к образованию, глубокого интереса и любви к знаниям.

«Внеклассная работа считается необходимой составляющей воспитательной работы, проводимой школой. Внеклассная деятельность организуется свободно по принципу волонтерства и является мотивацион-но-стимулирующими формами и методами, способствующими расширению знаний и мировоззрения учащихся, дальнейшему закреплению полученных ими в процессе обучения знаний, формированию у них интереса и любви к знаниям, позволяет развивать творческие способности, не отрываясь от учебных материалов. Внеклассные мероприятия проводятся либо перед уроком (если занятия проводятся во вторую смену), либо после урока (если занятия проводятся в первую смену)» [24, р. 344].

Внеклассная работа организуется и проводится членами педагогического коллектива (руководителями школы, учителями-предметниками, классными руководителями), руководителями детских и молодежных организаций или с помощью организации ученического самоуправления.

Подход к внеклассной и внеурочной деятельности должен реализовываться с учетом следующих стимулирующих и мотивирующих требований:

1. В процессе учебной деятельности ученика вне урока должна быть обеспечена его мотивационная деятельность.

2. В ходе внеклассной деятельности учащиеся самостоятельно фиксируют факты и события, анализируют известное и неизвестное, обобщают результаты.

3. Деятельность вне урока должна определяться с учетом запросов самих детей. Это создает мотивацию, стимулы и серьезный интерес к занятиям вне урока.

Исходя из опыта, можно заключить, что сегодня считается важным включать в содержание внеклассной деятельности следующие направления: развитие морально-нравственных качеств учащихся, интеллектуальных способностей, логического и критического мышления, мыслительных способностей, научного мировоззрения, ум-

ственной активности, развитие творческих способностей и активности, расширение ресурсов знаний, повышение интереса и внимания к окружающему; формирование эстетического вкуса, глубокой любви и привязанности к труду, интереса к профессии; обеспечение физического здоровья.

Во всех видах деятельности стимулирующая и мотивирующая работа должна стоять на первом плане и к ней следует относиться серьезно.

Большая работа проводится по улучшению внеклассной работы в Бакинской средней школе № 8 имени К. А. Каримова: обогащается содержание внеклассной деятельности, совершенствуются формы и методы. В этом направлении большое место отводится мероприятиям, направленным на формирование нравственной культуры, трудолюбия, отношения к профессиональному труду, повышению интеллектуального уровня, развитию научного мировоззрения, эстетическим и физическим упражнениям.

В школе действует Малая Академия, основная цель которой - мотивация старшеклассников к научным исследованиям, обучение их современным методам исследования, расширение связей между высшими учебными заведениями и общеобразовательными учреждениями. Малая Академия - общественное объединение, созданное в образовательных учреждениях на основе членства талантливых студентов, заинтересованных в творческой и научно-исследовательской работе и отличающихся своим потенциалом в этой области. Она играет важную роль в выявлении талантливых студентов. Членство в этих академиях является добровольным. Школьники, являющиеся членами Малой академии, участвуют в научных конференциях, олимпиадах и других мероприятиях, а также занимаются популяризацией научных знаний.

В указанной школе Малая Академия имеет отделения гуманитарного, естественного, физико-математического, технического, социально-экономического и других научных направлений. Соблюдение этого условия считается одним из важных педагогических приемов в формировании мировоззрения учащихся, их социальной активности, самодеятельности и организаторских способностей. Если привить учащимся эти качества, их интерес к общественной работе, несомненно, повысится.

Внеклассная деятельность должна быть тесно связана с учебной работой студентов. Внеклассная деятельность должна создавать мотивацию к повышению качества образования, расширению знаний и кругозора учащихся, развитию нравственных качеств, давать стимул к новой деятельности.

«Нравственность регулирует отношения людей с обществом, государством и друг другом» [25, p. 7]. В этом случае потребность в комплексном подходе к воспитательной работе будет удовлетворена.

Вовлечение школьников во внеклассную деятельность осуществляется преимущественно по двум направлениям:

1) вовлечение учащихся в образовательную внеклассную деятельность;

2) поощрение образовательной деятельности вне класса.

Для повышения стимулирующего и мотивирующего характера внеклассной деятельности в современных условиях необходимо уделять серьезное внимание содержанию работы, организовывать ее в интересных формах.

Формы внеклассной работы со школьниками: чтение художественных текстов, проведение книжных дискуссий, организация нравственных бесед; организация ролевых игр; организация игровых поездок (школьный туризм, спорткомплекс, экологические наблюдения и исследования); проведение праздничных мероприятий (Новруз, Курбан, Рамадан, 26 июня, 31 декабря, 28 мая, 8 ноября, День Победы, празднование дня рождения и дней памяти великого лидера Гейдара Алиева и другие праздники и мероприятия); празднование дней геноцида и траура (20 января - День шехидов, 26 февраля - Ходжалинская трагедия, 31 марта - День геноцида азербайджанцев и др.); организация работы классно-школьного актива (надзор, режим, ремонт книг, бытовая работа и т. п.); проведение конкурсов и соревнований; организация викторин и вечеринок; организация экскурсий и туристической деятельности.

Внеаудиторная образовательная деятельность, основанная на таких мотивах и стимулах, прививает учащимся такие качества, как патриотизм, самосознание, верность своим корням, понимание высоких национальных и человеческих истин, широкий кругозор.

Внеклассная деятельность имеет широкие воспитательные возможности благодаря своей регулярности и содержанию, форме и разнообразию. С этой точки зрения деятельность вне класса имеет большое стимулирующее значение в формировании личности ребенка и повышении качества образования.

Чтобы внеклассное обучение дало успешные результаты, необходимо соблюдать следующие педагогические требования к стимулирующему характеру внеклассной деятельности, руководствуясь при этом общими принципами воспитания.

При организации внеклассной дея-

тельности следует учитывать интересы и склонности учащихся, потребности в знаниях, личные навыки и способности, таланты и потенциал студентов. К достижениям учащихся следует отнести совмещение аудиторной и внеклассной деятельности: внеклассная деятельность не должна мешать основной учебной деятельности учащихся; внеклассная деятельность должна быть более практической, а знания, полученные на уроке, творчески пропагандироваться во внеклассной деятельности; внеклассная деятельность должна быть связана с современными знаниями и практической работой; при организации внеклассных мероприятий следует учитывать реальную ситуацию, местные условия, общий уровень знаний и мировоззренческий уровень обучающихся; внеклассная деятельность должна соответствовать основному содержанию учебно-воспитательных программ, учебному плану; внеклассная работа не должна быть продолжением или повторением учебного процесса; внеклассная деятельность должна соответствовать возрастным особенностям и интересам детей; во внеклассной деятельности должна быть скоординирована индивидуальная, групповая и коллективная работа. Во внеклассных мероприятиях следует уделять внимание распределению времени, а мероприятие следует тщательно планировать заранее. «Для обеспечения эффективности работы вне класса в целом образование должно быть целенаправленным, уважительным и требовательным, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, оптимизмом, единообразием требований, субъективизмом, уважением к ценностям и т. д., принципы должны соблюдаться» [26, p. 169].

Торжественные собрания, сборы, кружки, школьные музеи, клубы, объединения, олимпиады, внеклассные мероприятия должны быть организованы таким образом, чтобы они помогали учащимся стать социально активными, идейно и морально здоровыми, нравственными и совестливыми личностями.

Создание условий для инициативы и самодеятельности детей во время того или иного внеклассного мероприятия стимулирует их к большей активности. В это время учащиеся более креативны, т. е. находят и применяют формы и методы, проявляют особую активность для удовлетворения своих интересов.

При использовании во внеклассной деятельности романтики, музыки, развлекательных ситуаций, элементов организационно-деловой игры у учащихся повышается мотивация к данному виду деятельности.

Внеаудиторная учебная деятельность

побуждает учащихся более глубоко и активно работать над учебным материалом, что закрепляет усвоение учебного материала, и, как следствие, повышается успеваемость учащихся, расширяются знания и кругозор учащихся.

качества образования, так как играет важную роль в идейно-нравственном воспитании учащихся. Внеклассная и внеурочная деятельность углубляет знания учащихся, формирует чувство ответственности за учебную деятельность, глубокий интерес к знаниям, мотивирует их к получению новых знаний, создает стимул к действию.

Внеклассная и внеурочная деятельность положительно влияет на повышение

ЛИТЕРАТУРА

1. Аладко, О. И. Система массового вовлечения школьников во внеурочную социально значимую деятельность : дис. ... канд. пед. наук / Аладко Олеся Ивановна. - Томск, 2009. - 193 с. - Текст : непосредственный.

2. Баринова, И. И. Внеурочная работа по географии / И. И. Баринова, Л. И. Елховская, В. В. Николи-на ; под ред. И. И. Бариновой. - М. : Просвещение, 1988. - 152 с. - Текст : непосредственный.

3. Браверман, Э. М. Внеурочная работа по физике: Кружки, игры, эстафеты : метод. пособие для ПТУ / Э. М. Браверман, В. С. Данюшенков. - М. : МП «МАР», 1994. - 142 с. - Текст : непосредственный.

4. Бурченкова, А. А. Внеурочная деятельность школьников как условие гуманитарного влияния на учащихся сельской малокомплектной школы (1-9 классы) : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Бурченкова Александра Александровна. - Смоленск, 2005. - 24 с. - Текст : непосредственный.

5. Внеклассная работа по биологии: 5 класс / сост. И. В. Зверева. - Волгоград : Корифей, 2008. -111 с. - Текст : непосредственный.

6. Внеклассная работа по литературе: 8 класс / сост. Н. И. Еременко. - Волгоград : Корифей, 2006. -96 с. - Текст : непосредственный.

7. Внеклассное чтение: для 3-го класса / В. Ф. Одоевский, П. П. Бажов, Б. С. Житков [и др.]. - М. : Эксмо, 2023. - 156 с. - Текст : непосредственный.

8. Внеурочная работа по математике в условиях сельской школы : сборник статей / Вологодский гос. пед. ин-т ; редкол.: Ю. В. Ломакин [и др.]. - Вологда : ВПИ, 1981. - 248 с. - Текст : непосредственный.

9. Внеурочная работа по химии в школе-гимназии / Отд. образ. Администрации Моск. р-на г. Казани, Врем. науч.-исслед. коллектив «Шк.-гимназия», Шк.-гимназия № 102 Моск. р-на г. Казани ; сост. А. Н. Зариповой. - Казань : Врем. науч.-исслед. коллектив «Шк.-гимназия», 1997. - 23 с. - Текст : непосредственный.

10. Галакова, О. В. Развитие социальной компетентности младших школьников во внеурочной деятельности : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Галакова Ольга Владимировна. - М., 2013. - 25 с. - Текст : непосредственный.

11. История. 5-11 классы: внеклассные мероприятия (познавательные игры, линейки, аукционы, викторины, праздники) / авт.-сост. Н. А. Белибихина, Н. А. Смогленко, О. Г. Тихонова. - Изд. 2-е, испр. -Волгоград : Учитель, 2016. - 114 с. - Текст : непосредственный.

12. Картамышева, Л. В. Формирование субъектно-нравственной позиции учащихся в процессе внеклассной воспитательной работы : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Картамышева Л. В. - Самара, 2016. -22 с. - Текст : непосредственный.

13. Лингевич, О. В. Обучение будущих педагогов организации внеурочной деятельности в сфере общего образования : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Лингевич Ольга Владимировна. - Томск, 2022. -24 с. - Текст : непосредственный.

14. Литвинова, О. А. Формирование экологической компетентности младших школьников во внеурочной деятельности : дис. ... канд. пед. наук / Литвинова Ольга Александровна. - Саратов, 2013. -207 с. - Текст : непосредственный.

15. Осина, В. Н. Школьная художественная самодеятельность в системе внеклассной работы советской образовательной практики: на материале Симбирской губернии - Ульяновской области : дис. . канд. пед. наук / Осина Валентина Николаевна. - Ульяновск, 2015. - 203 с. - Текст : непосредственный.

16. Пересыпкин, В. Н. Профессиональное самоопределение старших школьников во внеурочной деятельности : дис. ... канд. пед. наук / Пересыпкин Владимир Николаевич. - Кемерово, 2005. - 233 с. -Текст : непосредственный.

17. Петрова, З. Н. Формирование практических умений и навыков во внеурочной деятельности по биологии на базе Кванториума : учебно-методическое пособие / З. Н. Петрова, Л. В. Шиляева ; Мин. просвещения РФ, ФГБОУ ВО «Глазовский государственный педагогический институт имени В. Г. Короленко». - Глазов : ГГПИ, 2023. - 58 с. - Текст : непосредственный.

18. Петрова, И. И. Внеурочная работа по общетехническим предметам : метод. рекомендации / И. И. Петрова ; Всесоюз. науч.-метод. центр проф.-техн. обучения молодежи. - М. : ВНМЦПТО, 1988. -57 с. - Текст : непосредственный.

19. Салькова, Л. Ю. Развитие творческих и интеллектуальных способностей обучающихся на уроках и внеклассных занятиях, занятиях внеурочной деятельности : научно-практическое пособие для учителей русского языка и литературы общеобразовательных школ, гимназий, лицеев, колледжей / Л. Ю. Салько-ва. - Самара ; Саратов : Амирит, 2023. - 112 с. - Текст : непосредственный.

20. Слепцова, И. Ф. Профессиональный стандарт «Педагог» и вызовы современной социокультурной ситуации / И. Ф. Слепцова. - Текст : непосредственный // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2020. - № 1 (70). - С. 39-46.

21. Стрелова, О. Ю. История после звонка. Внеклассная работа по истории в школе : методическое пособие / О. Ю. Стрелова, Е. Е. Вяземский. - 2-е изд. - М. : Русское слово, 2016. - 70 с. - Текст : непосредственный.

22. Тимуршина, Г. А. Внеурочная деятельность старших школьников как фактор их гражданского становления : дис. ... канд. пед. наук / Тимуршина Гюзял Ахметовна. - Нижний Новгород, 2005. - 184 с. -Текст : непосредственный.

23. Ушаков, Н. Н. Внеурочная работа по русскому языку : пособие для учителя / Н. Н. Ушаков, Г. И. Суворова. - 2-е изд., перераб. - М. : Просвещение, 1985. - 175 с. - Текст : непосредственный.

24. Hüseynzads, R. L. Pedaqogika. Dsrslik / R. L. Hüseynzads. - Baki : Mütsrcim, 2021. - 488 p. - Text : immediate.

25. Abbasov, A. N. Milli sxlaq vs ails etikasi / A. N. Abbasov. - Baki : Mütsrcim, 2013. - 324 p. - Text : immediate.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

26. Qasimova, L. N. Msktsblilsrin milli-msnsvi dsysrlsr ssasinda tsrbiyssi tscrübssindsn / L. N. Qasimova. -Baki : Nurlan, 2004. - 220 p. - Text : immediate.

27. 9hmsdov, H. H. Tshsil müsssisslsrinds tsrbiys i§inin ts§kili. Metodiki vssait / H. H. 9hmsdov, P. B. 9liyev. - Baki : Tshsil ; Beynslxalq Universitet NPM, 2004. - 219 p. - Text : immediate.

28. 9hmsdov, H. H. Gsnclsrin milli-msnsvi dsysrlsr ssasinda tsrbiyssi / H. H. 9hmsdov, P. B. 9liyev. - Baki : Tshsil, 2006. - 264 p. - Text : immediate.

29. 9hmsdov, H. H. Pedaqogika. Ali tshsil müsssisslsri ü^ün dsrslik. 9lavs vs dsyi§iklsrls yeni ns§r / H. H. 9hmsdov, N. E. Zeynalova. - Baki : Elm vs tshsil, 2019. - 352 p. - Text : immediate.

30. Ahmadov, H. H. The Strategy of Education Development in Azerbaijan / H. H. Ahmadov. - Saarbrücken, Deutschland : LAP LAMBERT Academic Publishing, 2014. - 245 p. - Text : immediate.

REFERENCES

1. Aladko, O. I. (2009). Sistema massovogo vovlecheniya shkol'nikov vo vneurochnuyu sotsial'no znachimuyu deyatel'nost' [System of Mass Involvement of Schoolchildren in Extracurricular Socially Significant Activities]. Dis. ... kand. ped. nauk. Tomsk. 193 p.

2. Barinova, I. I., Elkhovskaya, L. I. (1988). Vneurochnaya rabota po geografii [Extracurricular Work in Geography]. Moscow, Prosveshchenie. 152 p.

3. Braverman, E. M., Danyushenkov, V. S. (1994). Vneurochnaya rabota po fizike: Kruzhki, igry, estafety [Extracurricular Activities in Physics: Clubs, Games, Relay Races]. Moscow, MP «MAR». 142 p.

4. Burchenkova, A. A. (2005). Vneurochnaya deyatel'nost' shkol'nikov kak uslovie gumanitarnogo vliyaniya na uchashchikhsya sel'skoi malokomplektnoi shkoly (1-9 klassy) [Extracurricular Activities of Schoolchildren as a Condition for Humanitarian Influence on Students of a Rural Small School (Grades 1-9)]. Avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. Smolensk. 24 p.

5. Zvereva, I. V. (2008). Vneklassnaya rabota po biologii: 5 klass [Extracurricular Work in Biology: 5th Grade]. Volgograd, Korifei. 111 p.

6. Eremenko, N. I. (2006). Vneklassnaya rabota po literature: 8 klass [Extracurricular Work on Literature: 8th Grade]. Volgograd, Korifei. 96 p.

7. Odoevsky, V. F., Bazhov, P. P., Zhitkov, B. S. et al. (2023). Vneklassnoe chtenie: dlya 3-go klassa [Extracurricular Reading: for 3rd Grade]. Moscow, Eksmo. 156 p.

8. Lomakin, Yu. V. et al. (Eds.). (1981). Vneurochnaya rabota po matematike v usloviyakh sel'skoi shkoly [Extracurricular Work in Mathematics in a Rural School]. Vologda, VPI. 248 p.

9. Zaripova, A. N. (Ed.). (1997). Vneurochnaya rabota po khimii v shkole-gimnazii [Extracurricular Work in Chemistry at a Gymnasium School]. Kazan, Vremennyi nauchno-issledovatel'skii kollektiv «Shkola-gimnaziya». 23 p.

10. Galakova, O. V. (2013). Razvitie sotsial'noi kompetentnosti mladshikh shkol'nikov vo vneurochnoi deya-tel'nosti [Development of Social Competence of Junior Schoolchildren in Extracurricular Activities]. Avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. Moscow. 25 p.

11. Belibikhina, N. A., Smoglenko, N. A., Tikhonova, O. G. (2016). Istoriya. 5-11 klassy: vneklassnye mero-priyatiya (poznavatel'nye igry, lineiki, auktsiony, viktoriny, prazdniki) [History. Grades 5-11: Extracurricular Activities (Educational Games, Rulers, Auctions, Quizzes, Holidays)]. 2nd edition. Volgograd, Uchitel'. 114 p.

12. Kartamysheva, L. V. (2016). Formirovanie sub"ektno-nravstvennoi pozitsii uchashchikhsya v protsesse vneklassnoi vospitatel'noi raboty [Formation of the Subjective-Moral Position of Students in the Process of Extracurricular Educational Work]. Avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. Samara. 22 p.

13. Lingevich, O. V. (2022). Obuchenie budushchikh pedagogov organizatsii vneurochnoi deyatel'nosti v sfere obshchego obrazovaniya [Training Future Teachers in Organizing Extracurricular Activities in the Field of General Education]. Avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. Tomsk. 24 p.

14. Litvinova, O. A. (2013). Formirovanie ekologicheskoi kompetentnosti mladshikh shkol'nikov vo vneuro-chnoi deyatel'nosti [Formation of Environmental Competence of Junior Schoolchildren in Extracurricular Activities]. Dis. ... kand. ped. nauk. Saratov. 207 p.

15. Osina, V. N. (2015). Shkol'naya khudozhestvennaya samodeyatel'nost' v sisteme vneklassnoi raboty so-vetskoi obrazovatel'noi praktiki: na materiale Simbirskoi gubernii — Ul'yanovskoi oblasti [School Amateur Performances in the System of Extracurricular Activities of Soviet Educational Practice: Based on the Material of the Simbirsk Province - Ulyanovsk Region]. Dis. ... kand. ped. nauk. Ulyanovsk. 203 p.

16. Peresypkin, V. N. (2005). Professional'noe samoopredelenie starshikh shkol'nikov vo vneurochnoi deyatel'nosti [Professional Self-determination of Senior Schoolchildren in Extracurricular Activities]. Dis. ... kand. ped. nauk. Kemerovo. 233 p.

17. Petrova, Z. N., Shilyaeva, L. V. (2023). Formirovanie prakticheskikh umenii i navykov vo vneurochnoi deyatel'nosti po biologii na baze Kvantoriuma [Formation of Practical Skills in Extracurricular Activities in Biology on the Basis of Quantorium]. Glazov, GGPI. 58 p.

18. Petrova, I. I. (1988). Vneurochnaya rabotapo obshchetekhnicheskim predmetam [Extracurricular Work in General Technical Subjects]. Moscow, VNMTsPTO. 57 p.

19. Salkova, L. Yu. (2023). Razvitie tvorcheskikh i intellektual'nykh sposobnostei obuchayushchikhsya na urokakh i vneklassnykh zanyatiyakh, zanyatiyakh vneurochnoi deyatel'nosti [Development of Creative and Intellectual Abilities of Students in Lessons and Extracurricular Activities, Extracurricular Activities]. Samara, Saratov, Amirit. 112 p.

20. Sleptsova, I. F. (2020). Professional'nyi standart «Pedagog» i vyzovy sovremennoi sotsiokul'turnoi situatsii [Professional Standard "Teacher" and Challenges of the Modern Sociocultural Situation]. In Munitsipal'noe obra-zovanie: innovatsii i eksperiment. No. 1 (70), pp. 39-46.

21. Strelova, O. Yu., Vyazemsky, E. E. (2016). Istoriya posle zvonka. Vneklassnaya rabota po istorii v shkole [The History after the Call. Extracurricular History Work at School]. 2nd edition. Moscow, Russkoe slovo. 70 p.

22. Timurshina, G. A. (2005). Vneurochnaya deyatel'nost' starshikh shkol'nikov kak faktor ikh gra-zhdanskogo stanovleniya [Extracurricular Activities of Senior Schoolchildren as a Factor in their Civic Development]. Dis. ... kand. ped. nauk. Nizhny Novgorod. 184 p.

23. Ushakov, N. N., Suvorova, G. I. (1985). Vneurochnaya rabota po russkomu yazyku [Extracurricular Work in the Russian Language]. 2nd edition. Moscow, Prosveshchenie. 175 p.

24. Hüseynzads, R. L. (2021). Pedaqogika. Dgrslik. Baki, Mütsrcim. 488 p.

25. Abbasov, A. N. (2013). Milli gxlaq vg ails etikasi. Baki, Mütsrcim. 324 p.

26. Qasimova, L. N. (2004). Mgktgblilgrin milli-mgngvi dgygrlgr gsasinda tgrbiygsi tgcrübgsindgn. Baki, Nurlan. 220 p.

27. 9hmsdov, H. H., 9liyev, P. B. (2004). Tghsil mügssisglgrindg tgrbiyg i§imn tg§kili. Metodiki vgsait. Baki, Tshsil, Beynslxalq Universitet NPM. 219 p.

28. 9hmsdov, H. H., 9liyev, P. B. (2006). Ggnclgrin milli-mgngvi dgygrlgr gsasinda tgrbiygsi. Baki, Tshsil. 264 p.

29. 9hmsdov, H. H., Zeynalova, N. E. (2019). Pedaqogika. Ali tghsil mügssisglgri üqün dgrslik. dlavg vg dg-yi§iklgrlg yeni ng§r. Baki, "Elm vs tshsil". 352 p.

30. Ahmadov, H. H. (2014). The Strategy of Education Development in Azerbaijan. Saarbrücken, Deutschland, LAP LAMBERT Academic Publishing. 245 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.