УДК 13
А.П.Федяев
ВНЕФИЗИЧЕСКАЯ РЕАЛЬНОСТЬ КАК ОБЪЕКТ ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОГО АНАЛИЗА
В статье рассматривается малоизученная проблема существования внефизической реальности, в т.ч. ее сущность, структура, динамика, принципы взаимосвязи и методы познания. Доказывается, что современная наука не имеет соответствующей теоретической базы и методологии исследования данного феномена. Автор предлагает оригинальную методологию ее познания: главным инструментом постижения внефизической реальности должен стать сам человек, обладающий чувственно-эмоциональным миром и жизненным опытом, и использование методов аналогии, идеализации и интуиции. Делается вывод, что для более глубокого познания данного вида реальности необходим пересмотр философских оснований современной науки и разработка новых технологий развития познавательных способностей человека.
Ключевые слова: идеальное, духовное, аналогия, интуиция, идеализация.
FEDYAEV A.P. NONPHYSICAL REALITY AS AN OBJECT OF EXISTENTIAL ANALYSIS.
The author of the article is trying to justify existence of nonphysical reality and find ways of its cognition. He claims that in modern science there is no methodological, empirical and world outlook basis to study the problems of nonphysical reality. In this regard, the author proposes original methodology to clear up the situation. It implies use of traditions of ancient philosophy, when cognition of Being used sense experience, intuition and logic of inference. The author claims that only man on the basis of common sense logic (without any technical means and data of modern natural science) using methods of idealization and analogy can truly understand the essence, structure and laws of this reality. The article states that the findings thus obtained will be completely objective, integral and applicable in all spheres of social life; and their trueness is proved by personal experience of the researcher as well as the entire general cultural practice of mankind.
The study revealed that:
1) the material, ideal and spiritual entities are special levels of Being existing along with each other and in subordination to each other;
2) the world of ideal phenomena consists of immaterial substance and is conceived rationally;
3) the world of spiritual phenomena is the highest level of nonphysical reality and consists of invisible, hyperfine and indivisible substance which yields to cognition only with the help of intuition.
At the end of the article the author comes to the conclusion that for deeper cognition of nonphysical reality we need to reject the principle of naturalism in science; admit the reality of existence of all levels of Being; and purposefully develop man's cognitive abilities.
Keywords: ideal, spiritual, analogy, intuition, idealization.
Лучшие представители человечества всегда понимали, что рядом с нашим физическим миром находится некая невидимая нематериальная реальность (terra incognita) и что преодоление пропасти между этими мирами возможно либо с помощью религиозных догматов веры, либо на основе железной логики силлогизмов. Данная проблема рассматривалась по-разному в различные эпохи. Так, в культурах Древнего Мира (Египет, Шумер и т.д.) внефизическая реальность воспринималась как смысл земного существования. В эпоху античности и средневековья мир идеальных и духовных явлений (Плерома как наивысшая Полнота или Дух как невещественное начало Бытия) являлся главным объектом изучения философов и теологов (Платон, Аврелий Августин и т.д.), а само постигаемое имело высшую познавательную ценность. Сущность взаимосвязи физического мира с миром идеальных явлений один из наиболее ярких представителей этого периода времени Ф. Аквинский (XIII в.) выразил так: а) идеи существуют до момента появления материальных вещей как самостоятельные идеальные объекты; б) в появившихся вещах они присутствуют как их невидимые сущности; в) после гибели вещей они наличествуют в форме понятий и абстракций в голове человека. Логично предположить, что в рамках современной постнеклассической науки и культуры в целом должно сформироваться собственное представление о проблеме внефизической реальности и путях ее постижения.
В современной науке, развивающейся с XVIII в. на основе принципа натурализма, превалирует интерес к изучению явлений физического мира, а «идеальное» и «духовное» рассматриваются не как самостоятельные сущности, а как нечто субъективное, присутствующее только в голове человека (мысли, образы, представления), отражающее различные аспекты окружающего мира. Данная точка зрения наиболее четко представлена в известном высказывании, что «... идеальное есть не что иное, как материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч. т. 23, с. 21). Такая интерпретация, на наш взгляд, сводит проблему внефизической реальности до уровня незначительной, интересующей только ограниченный круг исследователей - философов, логиков, психологов, психофизиологов и др.
Сегодня в науке сложилась парадоксальная ситуация. С одной стороны, «идеальное» и
«духовное» не вписываются в существующую научную картину мира и тем самым как бы игнорируются. С другой стороны, каждый человек на своем личном опыте убежден в реальности их существования. Кроме того, ученые знают, что с идеальными образованиями можно производить различные логические операции, что духовные явления (моральные нормы и т.д.) обладают особой энергетикой, выступают в качестве причин по отношению к материальному миру, т.е. обладают признаками реального. К мнению простых обывателей, философов, деятелей культуры и искусства (непосредственно сталкивающихся с внефизическими явлениями) все больше присоединяются и ученые (хотя большинство из них не всегда четко понимают сущность возникающей проблемы). Так, генетики знают, что все живые организмы на Земле (общее число видов растений и животных достигает 2 млн., а их общая биомасса исчисляется многими тысячами миллиардов тонн) буквально наполнены колоссальной генетической информацией (так, для записи информации, содержащейся только в «геноме человека», необходимы 500 тыс. страниц текста). Эта идеальная по-сути информация «нанесена» на молекулы ДНК и управляет всеми органами, структурами и функциями бактерий, растений, животных и людей (т.е. представлена во всей биосфере планеты и в таких ее компонентах, как нефть, газ, уголь, вода и т.д.). Это означает, что такая информация - специфическая форма реальности - как-бы со всех сторон «окутывает» Землю и имеет не только планетарное, но и космическое значение. При этом ученые до сих пор не знают сущность этой реальности, откуда она появилась, кто ее создатель и как можно ею управлять. Кроме того, у ученых нет прямых фактов, доказывающих, что сознание (включающее в себя идеальную и духовную компоненты) порождается физическими процессами (хотя они при этом всегда присутствуют). Исследователи (Н.Бехтерева, Т.Нейгел, Д.Чалмерс и т.д.) никогда не фиксировали в ходе экспериментов, как зарождаются мысли и духовные образы в структурах головного мозга, и то, как они туда проникают извне и преобразовываются в них [1, с. 247].1 (На наш взгляд, это доказывает только одно: мозг человека не порождает мысли и духовные образы, а только специфическим образом отражает их извне и ретранслирует внутрь и вне себя). В связи с этим можно сделать попытку отказаться от существующих сегодня научных парадигм и выдвинуть в рамках альтернативной им методологии ряд гипотез.2 Среди них: 1) внефизическая реальность действительно существует как самостоятельный феномен; 2) сущность этой реальности вполне постижима в случае пересмотра устоявшихся в науке стереотипов; 3) поскольку внефизическая реальность не может быть познана с помощью технических устройств, то главным инструментом ее изучения может являться только человек с его чувственным миром, здравым смыслом и достоверным внутренним опытом; 4) при изучении данного вида реальности лучше всего использовать методы интуиции, идеализации и аналогии, позволяющие максимально эффективно использовать когнитивные способности самого человека. В частности, этот подход позволяет последовательно переходить (согласно закона «предельного перехода») от чувственного образа предмета к его абстрактному выражению (что является уровнем эмпирического знания), а затем к образованию предельно широких идеальных объектов, составляющих предмет собственно теоретического знания.
Предложенная нами методология делает упор не на традиционно сухом, внешнем описании изучаемого объекта сквозь призму приборов, научных парадигм и аберрацию метода индукции, дающего не истинное, а вероятностное знание. В нашем случае происходит раскрытие внутренних свойств объекта в контексте их прямого отражения во внутреннем мире человека сквозь призму его внутреннего опыта, очевидность которого для самого исследователя не вызывает сомнений. Это означает возврат к традициям античной философии, когда знание возникало не из внешнего по отношению к человеку опыта (как это принять в современной науке), а из его чувственности, здравого смысла и способности к логическим умозаключениям (вспомним хотя-бы образ платоновской пещеры и онтологические выводы, сделанные на ее основе). Мы полагаем, что в качестве исходного объекта изучения могут выступать любые биологические и социокультурные объекты (книги, картины, скульптуры), законы и закономерности, позволяющие на основе применения к ним сократовской майевтики выразить многоуровневые аспекты бытия и экстраполировать полученные выводы в сферу неизвестного. Возьмем, к примеру, известную картину И. Репина «Иван Грозный и сын его Иван»(1885 г.). В процессе ее анализа становится понятно, что в ней помимо материального субстрата (холст, краски, рама) присутствует некая идеальная информация о событиях XVI в., а также наличествует скрытый духовно-нравственный смысл (трагедия власти, ужас сыноубийства), побудивший художника написать эту картину и передать ее потомкам с определенной воспитательной целью. На основании этих трех абстрактных представлений о элементах физического
1 При этом многие материалистически настроенные ученые продолжают сегодня попросту верить в то, что им когда-то в будущем удастся это увидеть [2, с. 208].
2 Современные ученые (Х. Эверетт, Ю.А. Лебедев и др.) говорят о полиотичности и многоуровневности нашей Вселенной, но делают это, как правило, в контексте физического понимания устройства Бытия [3, с. 47].
существования картины, можно с помощью метода идеализации получить три новых идеальных объекта, выражающих важнейшие параметры Бытия в целом - материальное, идеальное и духовное (логика применения принципа аналогии такова: если это присутствует в единичном предмете, то это же самое должно присутствовать и в структуру единого Бытия). Кроме того, здравый смысл подсказывает, что данная картина, как и любая другая вещь, должна со временем погибнуть, что свидетельствует о присутствии в ней Ничто, противостоящему ее физическому существованию.3
Полученное таким образом знание, на наш взгляд, будет соответствовать стандартам современной науки, допускающим возможность замены физического эксперимента логико-математическим анализом в условиях т.н. «экспериментальной невесомости». Мы также знаем, что сама наука базируется на когнитивных способностям человека: эмпирическое исходит из его чувственной оценки ситуации, теоретическое познание - из рациональности человека, а научная интуиция - из его способности к мгновенному постижению неведомого. Более того, выводы, полученные на основе изучения единичного объекта, будут более истинными (т.к. они получены на основе изучения конкретного объекта), более объективными (т.к. они построены на основе личного опыта, истинность которого несомненна), более целостными (поскольку отражают весь предмет в целом) и более универсальными (т.к. эк-зистенциальный подход использует язык, доступный всем разделам знания - искусству, философии психологии и науке в целом - т.е. везде, где присутствует живой человек). И хотя такое знание не относится сегодня к разряду строго «научного», для нас важно не то, «как» оно было получено, сколько «что» было получено с точки зрения его содержания. Знание, основанное на здравом смысле миллиардов людей различных эпох, возрастов, этнической и культурной принадлежности (многократно проверенное общественной практикой) будет, на наш взгляд, не менее значимым, чем знание, полученное в ходе нескольких сот лабораторных экспериментов, да к тому же еще прошедшее субъективную оценку со стороны группы исследователей.
В ходе исследования были получены следующее выводы.
1) Материальное идеальное и духовное - это особые уровни Бытия, обладающие своей спецификой. Они существуют независимо и параллельно друг другу (изредка соприкасаясь между собой), а их связь имеет определенную соподчиненность: материальное о идеальное о духовное.4 Материальный и духовный уровни взаимодействуют между собой через посредственно мира идеального. Отличие этих трех видов реальности носит не принципиальный, а стадиальный характер, т.к.благодаря процессам опредмечивания идеальные и духовные образы могут приобретать вещественное воплощение, а затем в процессе распредмечивания вещественное вновь может приобретать свой нематериальный характер.5 Основным свойством материального мира является его склонность к саморазрушению (об этом прямо свидетельствует второй закон термодинамики) и превращению в Ничто, из которого он возник (об этом говорит концепция т.н. Большого взрыва). Основным свойством идеального мира является разумность, обусловленная наличием в нем огромной информации, а сущность духовного мира прямо связана с процессами созидания и трансляции духовных ценностей. При этом виды реальности также отличаются между собой по способу существования, функциям, характеру восприятия, роли в общественной практике, наличию особой энергетики и т.д.
2) Материальное существует в виде бесчисленной совокупности изменчивых физических тел и процессов (как правило, имеющих вес, форму цвет, количественный энергетический потенциал и т.д.). Идеальное представляет собой систему нематериальных понятий, идей и мыслеформ, большей частью нравственно и эстетических нейтральных по своей сущности (в качестве примера назовем постановку врачебного диагноза, бухгалтерский и инженерный расчет, компьютерную программу и др.), отражающих характеристики физического мира и подверженных внутренней логике своего развития
3 Если идеальный и духовный уровни могут быть отнесены к ультрафизической (Ш1та.лат-над) реальности, то небытие выступает в качестве «изнанки» бытия вещи и относится к инфрафизической (щ&а.лат-снизу, под) реальности. Платон в работах «Софист» и «Парменид» отмечал, что небытие не существует само по себе вне связи с бытием; что оно невыразимо словами, немыслимо, непостижимо, необъяснимо, лишено смысла и равно ничему, т.е. бесконечной точке, т.к. не движется, не возникает, не покоится и не гибнет [4, с. 303-400]. При этом здравый смысл подсказывает, что между физическим бытием вещи и Ничто должна быть некая переходная форма, т.е. Нечто (полуматериальное, бесструктурное и бесформенное), соответствующее античным представлениям о первоэлементах, тайно присутствующее во всех явлениях Вселенной и приобретающее статус действительности либо в момент гибели вещи, либо в период ее возникновения.
4 Наша физическая Вселенная (огромная по размерам, но все же ограниченная в пространстве) соотносится с миром идеальных явлений как точка к бесконечности, поскольку сознание даже одного человека беспредельно и не имеет границ.
5 Каждый человек (программист, писатель, художник, архитектор) может создавать идеальную информацию и духовные образы и переносить их на компьютерную дискету, книгу, картину и т.д. Эти объекты, в свою очередь, могут даже через много лет после смерти их создателя быть восприняты другими людьми. При этом информация и духовные образы могут легко переходить из головы человека в объекты и обратно, всякий раз отрываясь от своего вещественного носителя, что вполне доказывает их самодостаточность и автономность.
( И. Кант в «Грезах духовидца» пишет, что идеальный мир состоит из индивидуальных сознаний, связанных в одно целое и взаимодействующих между собой, хотя люди в своем земном существовании об этом даже не догадываются ). Духовное же существует в виде полярной системы неизменных культурно-мировоззренческих ценностей (Добро-Зло, Красота - Безобразное, Гармония - Хаос, Любовь - Ненависть) специфическим образом воспринимаемых в разных эпохах, культурах и цивилизациях и выступающих целью общественного развития.
3) Идеальная реальность (или говоря словами Платона, Небо) является первой ступенью существования внефизической реальности. Она состоит из особой нематериальной субстанции, форма которой выступает прообразом внешнего вида всех физических тел (вспомним для этого диалектическую связь между каким-то конкретно существующим зданием и «домом вообще», вобравшим в себя как общие и особенные закономерности, так и индивидуальные особенности всех когда-либо существовавших, существующих или только запланированных к постройке домов). Идеальный мир, по словам Платона, является «умопостигаемым миром», что свидетельствует о его главном качестве, т.е. разумности, и о том, что данная реальность доступна рациональному анализу. Главным методом познания идеального мира выступает метод аналогии, т.к. о наличии сознания мы можем судить только по аналогии с самим собой.6 А поскольку на своем личном опыте мы знаем, что свойства физических и идеальных тел всегда противоположны, то на основании метода аналогии можно более или менее уверенно описать мир идеальных явлений, который будет весьма похож на физическую Вселенную, но при этом: в том мире не будет материи и движения, а тела не будут иметь свойства физических тел (вес, цвет и т.д.); там нет ничего мертвого и бессознательного; там не будет раздвоенности нашего бытия: жизнь не противостоит смерти, а субъективное - объективному; в том мире время будет существовать пространственно (а тела будут всегда пребывать в «сейчас»); там причина не будет предшествовать следствию, а все события различных эпох будут происходить одновременно и соприкасаться между собой; там нет законов нашей логики («всякая вещь есть или А, или не - А»), а присутствует иная логика: «каждая отдельная вещь является Всем» (по-сути это означает, что любое индивидуальное сознание, попавшее в тот мир, сохранит свою неповторимость); там не будут действовать аксиомы нашей математики (отражающие законы физического мира, где «часть всегда меньше целого»), а появится новая система отношений вещей в условиях бесконечной реальности - «часть может быть равной целому» (примером такой бесконечности в математике выступают т.н. трансфинитные числа, которые, бесконечно изменяясь, всегда остаются самими собой) [6, с. 189].
4) Духовную реальность Платон называет «занебесной областью», т.е. высшим уровнем внефизической реальности. Он утверждает, что это особая, чувственно и рационально непостижимая сущность: бесцветная, без очертаний (т.е. форм), безвидная, божественная, бессмертная и разумная, беспредельная, не имеющая ни начала, ни конца, а следовательно, она есть такое Единое (не состоящее из частей), которое не присутствуется ни в себе самом, ни в другом [4, с. 37,156,361]. Эта реальность всегда находится в центре внимания выдающихся мыслителей. Так, библейский царь Соломон (Х в. до н.э.) называл эту область бытия чистого духа (светлого, всевидящего и всепроникающего) божественной Премудростью и художницей, творящей формы для всех физических тел и явлений [Прем. Соломона, 7:11-27]. Философ Плотин (III в.) называл ее Душой Мира, Боэций (VI в.) - госпожой Философией, немецкий философ Я. Бёме (XVII в.) - «Девой чудес Божьих» (Софией), а русский философ Вл. Соловьев - душой мира. Образ этой реальности присутствует и в восточных учениях - Брамическое сияние, прана и состояние «самади» в индийской культуре, мистическое откровение суфийского учения в исламе, концепция Дао в Китае и т.д. При этом все эти теории содержат ряд общих черт: а) сущность этой реальности составляют Свет, Любовь, Истина, Счастье (т.е. все высшие духовные ценности мировой культуры); б) ее познание всегда происходит в форме мистического откровения (т.к. она сама решает, кому приоткрыться), а ее сущность невыразима словами; в) условием ее постижения выступают аскетизм, молитвы и медитации (направленные на ослабление зависимости тела от условий материальной сферы); г) ее можно выразить в абстрактных символах (крест или полумесяц в христианстве и исламе, таблица гармонии «ян» и «инь» и др.), наблюдая которые можно видеть в конечном - бесконечное, в видимом - невидимое, в материальном - духовное и т.д.; д) эта реальность является женским началом и сущностью Вселенной. Следовательно, можно утверждать, что эта реальность действительно существует, т.к. об этом свидетельствует многократный личный
6 По аналогии с картиной И. Репина (где холст, краски, идеальная информация и художественные образы слиты в единое целое) можно предположить, что существование различных стран и культур (Германия, Россия, Индия и т.д.) каким-то образом связано и синхронизировано с происходящим в соответствующих им сферах ультрафизической и инфрафизической реальности, в которых опредмечен как позитивный, так и трагический опыт их исторического развития. На наш взгляд, более детальное описание этих процессов содержится в таких известных художественных произведениях, как «Божественная комедия» Данте и «Роза мира» Д. Андреева.
духовный опыт философов, поэтов и художников, коллективный опыт многих национальных культур, логика человеческого познания.7 Если мир физических явлений в процессе его постижения выглядит всегда одинаковым для различных исследователей, то внефизическая реальность будет всегда представать перед учеными по-разному в виду своей субъективности.
5) Связь идеального и духовного уровней Бытия можно выразить в словах: «Цель определяет средства». Духовные ценности в качестве целеполагающих в условиях культурно-исторической специфики различных цивилизаций «под себя» формируют идеи, необходимые для их успешной реализации в материальном мире. Так, в контексте феноменологии Гуссерля, недопроявленные интенции образуют поэтическую составляющую музыки, которая отражает некие универсальные закономерности. С этой точки зрения он выделял некое духовное начало музыки (замысел, т.е. ноэзис звука) и его слышимую часть (ноэму). Можно предположить, что в этом случае всегда должна присутствовать некая переходная идеальная мыслеформа («морфема»), в структуре которой должна быть закодирована смысловая часть ноэзиса. Так, известно, что различные жанры музыки (классическая, народная, шансон, тяжелая рок-музыка) имеют различную композицию-ритм, соразмерность, иерархичность и энергетическое воздействие на человека, благодаря чему колыбельная песня не может быть выражена в морфемах рэп- или рок- музыки, иначе ребенок просто не сможет спокойно уснуть.
6) Все уровни Бытия также отличаются между собой по характеру восприятия и применимости в общественной практике. Так, все материальные тела воспринимаются человеком индивидуально с помощью органов чувств (при этом ненаблюдаемые мега- и микрообъекты - галактики и элементарные частицы - также, по мнению известного физика ХХ в. Э.Маха, описываются в терминах, сводимых к специфике их психического восприятия), а результаты этого познания чаще всего используются в обыденной жизни людей. Идеи, мысли и понятия, как правило, воспринимаются и передаются опосредованно с помощью коллективных форм рассудочной деятельности (научные парадигмы, семейные традиции, система образования) и активно используются в таких сферах жизни, как экономика, банковская деятельность, научная сфера, политика и т.д. Духовные же феномены всегда постигаются с помощью интуиции в форме личного переживания (при этом происходит познание скрытого смысла рассматриваемого объекта, а чувственность человека в этот момент превосходит не только физические чувства, но и его рассудочную деятельность). Влияние этого вида реальности особенно проявляется в философии, искусстве и религии, т.е. в сфере мировоззренческих и нравственно-эстетических проблем.
7) Особая роль духовных ценностей в структуре Бытия состоит в том, что они направляют развитие материального мира в соответствующих себе формах и несут особую энергетику созидательного или разрушительного плана.8 В предметах важна не столько их материальная основа, сколько форма, заложенный смысл и энергетика (например, пуля и монета могут состоять из одного металла, но смысл их различен; все музыкальные произведения состоят из одних нот, но порождают при этом разные эмоциональные состояния у людей). Подобная ситуация наблюдается во всех природных объектах и культурных явлениях. «Духом грандиозной силы и мощи проникнуты окутанные мрачными тучами массивы гор и скал, гонимые ураганом громады волн океана, штурмующие прибрежные скалы. Дух вечности и беспредельности изливают в души миллиарды звезд ночного неба. Радость и покой навевают нежные краски зари и освещенные лунным светом поля и озера. Высшая ценность нравственной красоты и мерзость безобразия являет природа в кротких и чистых глазах добрых лиц и в отталкивающем виде злодеев и бесчестных...» [5, с 61]. При этом максимально эффективное воздействие духовного начала на физический мир достигается тогда, когда идеи и мыслеформы оптимально соотносятся с духовными ценностями и практикой материального существования. В этих случаях возникают гениальные шедевры - скульптуры Праксителя, стихи Пушкина, картины Рафаэля, выдающиеся театральные постановки, требующие совместных усилий драматургов, режиссеров - постановщиков и мастерства многих исполнителей. При этом многие участники этих событий (поэты, художники, мыслители) не всегда понимают, что на их творчество
7 Все окружающие нас тела состоят из бесконечного числа все уменьшающихся по своим размерам частиц: молекул, молекулы - из атомов, атомы - из субчастиц. Если мы проделаем эту мысленную операцию миллионы раз, то в итоге получим некое пустое поле (состоящее из сверхтонких и уже неделимых образований) как основу существования любых материальных и идеальных тел и процессов. Если физические тела подчиняются законам классической механики, а мир микрочастиц - законам квантовой физики, то это «поле» само творит многообразную реальность и подчиняется только своим, более универсальным внефизическим законам. Оно содержит в себе всю информацию о прошлом, настоящем и будущем Вселенной и предопределяет: что, где, когда и зачем существует. Эта «творящая», невидимая и неизменная реальность, на наш взгляд, может быть условно названа духовной основой Бытия.
8 Можно предположить, что социально-экономическое отставание РФ от стран Европы и США в немалой мере зависит от того, что первая некритически использует формы организации западной науки, техники, бизнеса, политического устройства общества и не разрабатывает собственные мыслеформы, максимально соответствующие ее духовно-культурному наследию.
влияет духовная реальность (вспомним, хотя-бы роль Муз в жизни выдающихся людей) и что созданные ими произведения гармонизируют Бытие в целом или, наоборот, увеличивают в нем состояние хаоса.
На основании вышеуказанного можно сформулировать ряд научно-практические рекомендации для научного сообщества. Во-первых, необходимо признать, что в настоящее время искусство обладает большими, нежели наука, возможностями глубокого постижения внефизической реальности через чувственный мир человека. Поэтому рационально ориентированным философии и науке в целом необходимо использовать соответствующие подходы и приемы в своей работе. Во-вторых, современные ученые должны отказаться от принципа натурализма (признающего реальность только физического мира) и признать принцип реализма, т.е. равенства всех уровней Бытия. В этой связи научное сообщество призвано также изменить логику выявления причинно-следственных связей Вселенной и изучать не столько вопросы: «что?» и «как?» (как это принято в современной науке), сколько выяснить: «кто?» и «с какой целью это сделал?». В-третьих, в будущем основное внимание необходимо уделять не усовершенствованию технических средств познания окружающего мира, а развитию познавательных способностей человека как главного инструмента постижения Бытия.
Литература
1. Chalmers D.J. 2002. Consciousness and its place in nature. In philosophy of Mind: Classic and Contemporary Readings. Oxford University Press., p.247.
2. Нагуманова С.Ф. Материализм и сознание: анализ дискуссии о природе сознания в современной аналитической философии/ С.Ф. Нагуманова. -Казань: Казан. ун-т, 2011.-222 с.
3. Отзывы, мнения, суждения о работе секции «Философская онтология» (1). К итогам VI Российского философского конгресса (РФК)// Вестник РФО, №3 (63) - 2012. - С. 24-81.
4. Платон. Федон, Пир, Федр, Парменид/ Платон. Общ.ред. А.Ф. Лосев; пер. с древнегреч. С.А. Ананьин, С.К. Апт, Т.В. Васильева. -М.: Мысль, 1999. - 528 с.
5. Лука (Войно - Ясенецкий), святитель. Дух, душа и тело. - Киев: Дух i лггера, 2002. -149 с.
6. Успенский П.Д. Tertium Organum: Ключ к загадкам мира. Репринтное изд-е. -СПБ.: Андреев и сыновья», 1992. - 241 с.
1. Chalmers D.J. 2002. Consciousness and its plase in nature. In philosophy of Mind: Classic and Contemporary Readings. Oxford University Press., p.247.
2. Nagumanova S.F. Materializm i soznanie: analiz diskussii o prirode soznanija v sovremennoj analiticheskoj filosofii/ S.F. Nagumanova. -Kazan': Kazan. un-t, 2011.-222 s.
3. Otzyvy, mnenija, suzhdenija o rabote sekcii «Filosofskaja ontologija» (1). K itogam VI Rossijskogo filosofskogo kongressa (RFK)// Vestnik RFO, №3 (63) -2012. - S. 24-81.
4. Platon. Fedon, Pir, Fedr, Parmenid/ Platon. Obshh.red. A.F. Losev; per. s drevnegrech. S.A. Anan'in, S.K. Apt, T.V. Vasil'eva. -M.: Mysl', 1999. -528 s.
5. Luka (Vojno - Jaseneckij), svjatitel'. Duh, dusha i telo. - Kiev: Duh i litera, 2002. -149 s.
6. Uspenskij P.D. Tertium Organum: Kljuch k zagadkam mira. Reprintnoe izd-e. -SPB.: Andreev i synov'ja», 1992. - 241 s.