Научная статья на тему 'ВНЕДРЕНИЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЛАНА ИНДИВИДУАЛЬНЫХ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ ДЛЯ КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ФСИН РОССИИ'

ВНЕДРЕНИЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЛАНА ИНДИВИДУАЛЬНЫХ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ ДЛЯ КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ФСИН РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
69
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / КУРСАНТЫ / ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ / PHYSICAL TRAINING / CADETS / INDIVIDUAL PHYSICAL TRAINING PLAN

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Кошкин Е. В., Михайлов А. С.

Авторами изучены нормативные документы, регламентирующие физическую подготовку абитуриентов, курсантов ведомственных вузов и сотрудников уголовно-исполнительной системы. Выявлены существенные различия в нормативах по определению уровня физической подготовленности кандидатов на учебу в образовательные организации Федеральной службы исполнения наказаний и курсантов первого года обучения. Сложившаяся ситуация затрудняет процесс обучения. Для решения указанной проблемы разработан индивидуальный план занятий по физической подготовке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Кошкин Е. В., Михайлов А. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Introduction into educational activity of a individual independent class plan for physical training for cadets of educational organizations of the Federal Penal Correction Service of the Russian Federation

The authors studied the normative documents regulating the physical training of applicants, cadets of departmental universities and employees of the penal correction system. Significant differences in the standards for determining the level of physical preparation of candidates for study in educational organizations of the Federal Penal Correction Service of Russia and cadets of the first year of study have been identified. This situation makes the learning process difficult. To solve this problem, an Individual Physical Training Plan has been developed

Текст научной работы на тему «ВНЕДРЕНИЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЛАНА ИНДИВИДУАЛЬНЫХ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ ДЛЯ КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ФСИН РОССИИ»

Е. В. КОШКИН E. V. KOSHKIN

старший преподаватель кафедры

огневой и физической подготовки

ФКОУ ВО Пермский институт ФСИН России,

кандидат педагогических наук,

капитан внутренней службы

А. С. МИХАИЛОВ A. S. MIKHAILOV

доцент кафедры огневой и физической подготовки ФКОУ ВО Пермский институт ФСИН России, кандидат педагогических наук, капитан внутренней службы

Внедрение в образовательную деятельность плана индивидуальных самостоятельных занятий по физической подготовке для курсантов образовательных организаций ФСИН России

Introduction into educational activity of a individual independent class plan for physical training for cadets of educational organizations of the Federal Penal Correction Service of the Russian Federation

Аннотация. Авторами изучены нормативные документы, регламентирующие физическую подготовку абитуриентов, курсантов ведомственных вузов и сотрудников уголовно-исполнительной системы. Выявлены существенные различия в нормативах по определению уровня физической подготовленности кандидатов на учебу в образовательные организации Федеральной службы исполнения наказаний и курсантов первого года обучения. Сложившаяся ситуация затрудняет процесс обучения. Для решения указанной проблемы разработан индивидуальный план занятий по физической подготовке.

Ключевые слова: физическая подготовка, курсанты, индивидуальный план занятий по физической подготовке.

Annotation. The authors studied the normative documents regulating the physical training of applicants, cadets of departmental universities and employees of the penal correction system. Significant differences in the standards for determining the level of physical preparation of candidates for study in educational organizations of the Federal Penal Correction Service of Russia and cadets of the first year of study have been identified. This situation makes the learning process difficult. To solve this problem, an Individual Physical Training Plan has been developed.

Key words: physical training, cadets, individual physical training plan.

Ведомости уголовно-исполнительной системы № 12/2019

25

Система образования в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации (УИС) имеет долгий период формирования. Накопление и систематизация практического опыта позволили создать отдельный институт педагогической системы, который берет начало с 1897 года в виде курсов для тюремных надзирательниц и продолжается по сегодняшний день. В настоящее время эмпирический опыт и славные традиции подготовки специалистов УИС развиваются на основе Федерального закона от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» [1] с учетом положений Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 14.10.2010 № 1772-р [2].

Меры, направленные на гуманизацию уголовного законодательства, привели к снижению количества подозреваемых, обвиняемых и осужденных, однако при этом в исправительных учреждениях произошло увеличение концентрации лиц, совершивших тяжкие и особо тяжкие преступления. В результате возросли требования к подготовке квалифицированных кадров, способных эффективно применять новейшее техническое оборудование, влиять на стабильную обстановку в учреждениях и органах УИС [3].

Способность сотрудников пресекать противоправные действия со стороны осужденных обеспечивает стабильную обстановку в учреждениях и органах УИС. В качестве интегрального показателя, характеризующего уровень профессиональной готовности личного состава, следует рассматривать сформи-рованность навыков в боевых приемах борьбы [4, 5].

В сложившихся условиях уровень физической подготовленности сотруд-

ников интенсивно входит в сферу интересов Федеральной службы исполнения наказаний. Для образовательных организаций ФСИН России становится чрезвычайно актуальным проведение более глубоких исследований по проблемам организации и проведения практических учебных занятий по физической подготовке.

Возникает проблема, обусловленная потребностью ФСИН России в сотрудниках с высоким уровнем развития физических качеств и низким уровнем физической подготовленности кандидатов на обучение в ведомственные учебные заведения.

Требования к уровню физической подготовленности абитуриентов, курсантов и сотрудников УИС закреплены приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 27.08.2012 № 169 «Об утверждении Наставления по организации профессиональной подготовки сотрудников уголовно-исполнительной системы» [6], приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 12.11.2001 № 301 «Об утверждении Наставления по физической подготовке сотрудников уголовно-исполнительной системы Минюста России» [7] (далее - НФП), а также государственными образовательными стандартами, согласно которым выпускники должны обладать определенными компетенциями (таблица 1).

Можно прийти к выводу, что специалисты УИС в области физической подготовки рассматривают нормативы физической подготовленности как объективные информативные критерии развития физических качеств, необходимых для служебной деятельности (таблица 1).

Необходимо отметить, что нормативы по определению уровня физической подготовленности кандидатов на учебу из числа гражданской молодежи, не служившей в армии, и нормативы для курсантов пер-

26

[email protected] www.or.fsin.su

Таблица 1

Сравнительный анализ нормативов по физической подготовке для абитуриентов и курсантов образовательных организаций УИС (по НФП)

#

Наименование упражнения Оценочные показатели выполнения упражнения

Мужчины Женщины

Отлично Хорошо Удовлетворительно Отлично Хорошо Удовлетворительно

Кандидаты на учебу из числа гражданской молодежи, не служившей в армии

Бег 100 м (с) 14.0 14.5 15.0 17.0 17.5 18.0

Подтягивание на перекладине (кол-во раз) 11 9 7 - - -

Бег 3000 м (мин, с) 12.05 12.45 13.25 - - -

Комплексное силовое упражнение (кол-во раз за 1 мин) — - - 30 26 24

Бег 1000 м (мин, с) - - - 4.35 4.55 5.15

Кандидаты на учебу из числа сотрудников УИС и гражданской молодежи, отслужившей в армии

Бег 100 м (с) 13.1 13.6 14.2 16.0 16.8 17.4

Подтягивание на перекладине (кол-во раз) 14 12 10 - - -

Бег 3000 м (мин, с) 11.40 11.55 12.20 - - -

Комплексное силовое упражнение (кол-во раз за 1 мин) - - - 35 31 27

Бег 1000 м (мин, с) - - - 4.15 4.30 4.45

Курсанты первого года обучения

Бег 100 м (с) 13.1 13.6 14.6 15.0 15.8 16.4

Подтягивание на перекладине (кол-во раз) 15 13 11 - - -

Бег 3000 м (мин, с) 11.40 11.55 12.20 - - -

Комплексное силовое упражнение (кол-во раз за 1 мин) - - - 35 31 27

Бег 1000 м (мин, с) - - - 4.10 4.25 4.50

#

вого года обучения существенно различаются. Вместе с тем нормативы для кандидатов на учебу из числа сотрудников УИС и гражданской молодежи, отслужившей в армии, практически не отличаются от нормативов для курсантов первого года обучения. Надо также сказать, что подавляющее

Ведомости уголовно-исполнительной системы № 12/2019

большинство абитуриентов из числа гражданской молодежи не служили в армии.

Существенное отличие нормативов по определению уровня физической подготовленности абитуриентов, не служивших в армии, от нормативов для курсантов первого года обучения можно объяснить

27

неэффективной системой физического воспитания в общеобразовательных организациях. Более того, отсутствие строевых приемов и групповых перестроений на учебных занятиях по физической культуре в школе ведет к тому, что при обучении в вузе мыслительные процессы занимающихся направлены не на освоение учебного материала, а на запоминание сложных перестроений и выполнение команд преподавателя. Таким образом, на профессорско-преподавательский состав накладывается дополнительная нагрузка,

поскольку процесс формирования профессиональных навыков и физических качеств замедляется и осложняется дефицитом учебного времени.

Осознавая указанную проблему, кафедра огневой и физической подготовки ФКОУ ВО Пермский институт ФСИН России разработала и внедрила в образовательную деятельность экспериментальный индивидуальный план самостоятельных занятий по физической подготовке (рис. 1). Он использовался в 2016-2018 годах для повышения уровня

УТВЕРЖДАЮ Начальник___

«_»__20_год

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ

физической подготовкой курсанта___

на 1 квартал (январь, февраль, март) 20_года

№ Содержание Время (мин) Организационно-методические указания Дата выполнения

№ 1 Задача - развитие скоростных способностей. Средства: 40 мин. Метод. Форма одежды Характер отдыха

№ 2 Задача - развитие общей и специальной выносливости. Средства: 40 мин. Метод. Форма одежды Характер отдыха

№ 3 Задача - развитие силы. Средства: 40 мин. Метод. Форма одежды Характер отдыха

* Занятие № 1 - понедельник, занятие № 2 - среда, занятие № 3 - пятница 1 квартала (январь, февраль, март) 2017 года

Примечание: перед тренировкой проводить подготовительную часть 10-15 минут: общеразвивающие упражнения в ходьбе, беге, специальные беговые упражнения, ускорения на отрезках до 50 метров.

В ходе тренировки контроль самочувствия и регулирование интенсивности нагрузки осуществляется по пульсу занимающихся.

В заключительной части занятия в течение 5-7 минут выполняются упражнения для расслабления мышц и восстановления дыхания.

Место проведения тренировки и форму одежды определяет командир подразделения.

Преподаватель__

«_»__20_год

28

Рис.1. Примерный план индивидуальных занятий по физической подготовке курсантов

[email protected] www.or.fsin.su

Таблица 2

Сравнительный анализ уровня физической подготовленности курсантов-мужчин до и после эксперимента

До эксперимента После эксперимента

№ п/п Ф. И. О. Бег 100 м (с) Подтягивание на перекладине (кол-во раз) Бег 3000 м (мин, с) Бег 100 м (с) Подтягивание на перекладине (кол-во раз) Бег 3000 м (мин, с)

1 КНА 15.0 8 13.12 14.5 12 12.15

2 РВА 14.8 7 12.56 14.2 13 12.13

3 ТТР 14.6 8 13.30 14.3 12 12.27

4 САД 13.23 7 12.42 13.7 14 12.19

5 ДКА 14.7 8 12.43 14.4 11 12.20

6 ШАА 14.9 7 13.23 14.6 9 12.50

7 КАФ 15.03 6 13.20 14.6 12 12.50

8 МАА 14.7 8 13.33 14.4 11 13.10

физических качеств у курсантов первого года обучения. В эксперименте приняли участие обучающиеся, имевшие неудовлетворительные результаты по физической подготовке: восемь человек -в 2016/17 учебном году, шесть человек -в 2017/18 учебном году.

Анализ индивидуального плана самостоятельных занятий по физической подготовке курсантов свидетельствует о приоритетах в развитии скоростных и силовых способностей, общей и специальной выносливости. Для достижения каждой задачи курсанту предлагается набор соответствующих средств. Кроме того, в разделе «Организационно-методические указания» определен метод использования средств, характер отдыха, контроль самочувствия и регулирование интенсивности нагрузки. Индивидуальный план предусматривает три дополнительных занятия в неделю, на каждом из которых происходит воздействие на развитие одного из указанных физических качеств. Преподаватель осуществляет консультационную и контролирующую функции. Целесообразно состав-

лять план на квартал, в конце каждого квартала осуществлять педагогический контроль, используя для этого нормативы, предусмотренные оценочными средствами для сдачи зачета по физической подготовке.

Результаты педагогического эксперимента представлены в таблице 2 и 3.

Анализ полученных в ходе эксперимента данных свидетельствует о положительной тенденции в повышении уровня физической подготовленности курсантов. Испытуемые успешно выполнили практически все контрольные нормативы, предусмотренные НФП. В соответствии с НФП оценка индивидуальной физической подготовленности слагается из оценок, полученных занимающимися за выполнение установленных нормативов, включая боевые приемы борьбы, и выводится по следующим шкалам:

- «отлично»: более половины оценок -«отлично», а остальные - «хорошо»;

- «хорошо»: более половины оценок -не ниже «хорошо», а остальные - «удовлетворительно»;

Ведомости уголовно-исполнительной системы № 12/2019

29

Таблица 3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Сравнительный анализ уровня физической подготовленности курсантов-женщин до и после эксперимента

№ п/п Ф. И. О. До эксперимента После эксперимента

Бег 100 м (с) Комплексное силовое упражнение (кол-во раз за 1 мин) Бег 1000 м (мин, с) Бег 100 м (с) Комплексное силовое упражнение (кол-во раз за 1 мин) Бег 1000 м (мин, с)

1 БАА 17.8 4 5.05 17.2 8 4.55

2 РЮВ 18.0 17 5.30 17.8 22 5.00

3 АЗР 18.6 18 5.06 17.4 25 4.50

4 ЗМР 17.8 30 4.41 16.97 36 4.32

5 СЮА 17.65 21 5.05 17.04 31 4.48

6 НАА 17.5 26 4.58 16.97 28 4.50

- «удовлетворительно»: все оценки -«удовлетворительно» или одна оценка «неудовлетворительно» при выполнении боевых приемов борьбы не ниже оценки «хорошо».

Таким образом, можно сделать вывод, что разработанный индивидуальный план самостоятельных занятий по физической подготовке позволяет:

1. Осуществлять дополнительный текущий и оперативный контроль уровня физической подготовленности занимающихся.

2. Повысить уровень мотивации курсантов к физкультурным занятиям.

3. Повысить методическую грамотность курсантов в области теории и методики физической культуры.

4. Обеспечить соответствие уровня физической подготовки установленным требованиям. ф

1. Об образовании в Российской Федерации : федер. закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 (ред. от 29.07.2017). Доступ из СПС «Консуль-тантПлюс».

2. Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации

до 2020 года : утв. распор. Правительства Рос. Федерации от 14.10.2010 № 1772-р. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

3. Кошкин Е. В., Полушкина Е. А. Развитие физических качеств сотрудников уголовно-исполнительной системы на основе интересов к физкультурной деятельности // Совершенствование системы физического воспитания, спортивной тренировки, туризма и оздоровления различных категорий населения : сб. науч.-практ. конф. / под. ред. С. И. Логинова, Ж. И. Бушевой. Сургут : Сургутский гос. университет, 2017. С. 248.

4. Кошкин Е. В. Модель формирования навыков боевых приемов единоборств у курсантов вузов ФСИН России на основе различий соматотипов : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04. СПб, 2018.

5. Кошкин Е. В., Михайлов А. С. Оздоровительная физическая культура в подразделениях ФСИН России // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2019. № 1. С. 27.

6. Об утверждении Наставления по организации профессиональной подготовки сотрудников уголовно-исполнительной системы : приказ Минюста России от 27.08.2012 № 169. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

7. Об утверждении Наставления по физической подготовке сотрудников уголовно-исполнительной системы Минюста России : приказ Минюста России от 12.11.2001 № 301 (ред. от 19.05.2008). Доступ из СПС «Консуль-тантПлюс».

30

[email protected] www.or.fsin.su

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.