НЕПРЕРЫВНОЕ МЕДИЦИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
внедрение системы дистанционного обучения «Moodle» у интернов в клинике инфекционных болезней
Е.И. Краснова, В.В. Проворова, И.Я. Извекова, Е.Н. Усолкина, Н.И. Хохлова, Ю.Х. Сидорова
ГБОУ ВПО «Новосибирский государственный медицинский университет» Минздрава России
Представлен опыт внедрения и использования в процессе обучения интернов кафедры инфекционных болезней педиатрического факультета системы дистанционного обучения Moodle (Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment - модульная объектно-ориентированная динамическая учебная среда). Цель дистанционного обучения заключается в предоставлении обучающимся возможности получить образование любого уровня на основе исполь-
зования новых информационно-коммуникационных технологий. Ведущий принцип программы основан на личностно-ориентированном обучении. Система позволила повысить интеграцию технических и коммуникационных сетевых средств в процессе обучения, применить новые схемы управления и интеграцию потоков учебной информации, контролировать деятельность обучающихся, вести совместную деятельность, активизировать познавательную деятельность.
Ключевые слова:
Moodle,
дистанционное обучение, инфекционные болезни
Implementation of distance learning «Moodle» do interns clinical infectious diseases
E.I. Krasnova, V.V. Provorova, I.Ya. Izvekova, E.N. Usolkina, N.I. Khokhlova, Yu.Kh. Sidorova
Novosibirsk State Medical University
The experience of the implementation and use in training interns Department of Infectious Diseases, Faculty of Pediatrics distance learning system Moodle. The aim of distance learning is to provide students at all levels of education through the use of new information and communication technologies. The guiding principle of
learning is student-centered learning. The system has improved the integration of technical and communication networking tools in the learning process, to apply the new control scheme and integration flow of educational information, monitor the activities of students, to carry out joint activities to strengthen cognitive activity.
Keywords:
Moodle, distance learning, infectious diseases
Технологии дистанционного обучения интенсивно развиваются в мире с конца XX в. Стратегическая цель дистанционного обучения - предоставить обучающимся возможность получить образование любого уровня на основе использования новых информационно-коммуникационных технологий. Дистанционная форма обучения - одна из ведущих форм образования, она способствует расширению доступа ко всем уровням образования, реализации возможности его получения для большего количества людей. Система дистанционного обучения предназначена для планирования, проведения и управления всеми учебными мероприятиями в организации, включая обучение в очной и в дистанционной формах [7].
Ведущий принцип программы заключается в личностно-ориентированном обучении. Учащиеся отличаются друг от друга по скорости усвоения нового учебного материала, умению оценить собственные достижения, своей познавательной деятельности. Специфика дистанционной формы обучения позволяет реализовать концепции личностно-ориентированного и, одновременно, проблемного подхода в усвоении материала [5]. Обучающиеся могут заниматься по индивидуальному расписанию в удобное для них время, они имеют право выбрать комфортное место для учебы, обеспечиваются комплектом специальных средств обучения, имеют право на согласованную возможность контакта с преподавателем [1].
Е.И. Краснова, В.В. Проворова, И.Я. Извекова, Е.Н. Усолкина, Н.И. Хохлова, Ю.Х. Сидорова
внедрение системы дистанционного обучения «moodle» у интернов в клинике инфекционных болезней
В настоящее время дистанционное обучение стало неотъемлемой частью системы образования во всем мире [16]. Решением коллегии Комитета по высшей школе Министерства науки, высшей школы и технической политики РФ от 09.06.1993 № 9/1 «О создании системы дистанционного образования в Российской Федерации» были сформулированы общая концепция и направленность политики государства на создание такого неотъемлемого элемента системы высшего образования, как дистанционное. После этого было принято значительное число нормативно-правовых актов, конкретизирующих и развивающих указанную проблематику [5].
В настоящее время разработано большое количество технологических платформ - систем управления обучением, предполагающих реализацию дистанционных образовательных технологий. В соответствии с ГОСТ Р 52653-2006, система управления обучением - learning management system (LMS) - это информационная система, предназначенная для обеспечения административной и технической поддержки процессов, связанных с электронным обучением. Таким образом, LMS можно рассматривать как основу системы управления процессом обучения посредством интернет-технологий, начиная от создания и распространения учебных материалов с обеспечением совместного доступа и заканчивая оценкой и анализом результатов итоговой аттестации обучающихся. К таким программным продуктам относятся ATutor, Blackboard, OLAT, STELLUS, Moodle и др.
Согласно анализу Е.В. Дырдиной [3], по функциональным возможностям, поддержке русифицированной версии, а также по наличию бесплатной лицензии лидирует программный продукт LMS Moodle (Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment - модульная объектно-ориентированная динамическая учебная среда). Первая версия Moodle была разработана Martin Dougiamas, преподавателем университета Пэрт из Австралии, и введена в эксплуатацию в августе 2002 г. Система реализует философию педагогики социального конструкционизма, прежде всего она ориентирована на организацию взаимодействия между преподавателем и обучающимися для совместного решения учебных задач и во время аудиторной, и во время внеаудиторной работы [5, 10]. В литературе можно встретить сообщения об успешном применении Moodle в обучении различным медицинским специальностям, например неврологии [14], ревматологии [15], гематологии [11], терапии [12], паллиативной помощи [13] и т.д. По данным J.-F. Bussiyres и соавт., система Moodle может использоваться для итоговой аттестации студентов [9]. Таким образом, Moodle является и центром размещения учебного материала, и используется для обеспечения интерактивного взаимодействия между участниками учебного процесса [2].
По данным 2014 г., сейчас в мире более 54 524 зарегистрированных инсталляций платформы Moodle в 230 странах, она переведена на 120 языков. Посредством этой системы сегодня преподают около 7,4 млн курсов с ис-
пользованием почти 68 млн электронных ресурсов для обучения более 67 млн студентов. Россия входит в первую десятку стран, широко применяющих Moodle [6].
МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ
Сотрудниками кафедры инфекционных болезней педиатрического факультета Новосибирского государственного медицинского университета на базе интернет-сайта университета (http://www.ngmu.ru/) в 2013 г. были организованы курсы дистанционного обучения для интернов (http://www.ngmu.ru/moodle/) с использованием технологии электронной обучающей среды Moodle как одной из наиболее эффективных платформ [4]. Было создано 8 курсов для преподавания дисциплины «Инфекционные болезни» интернам, обучающимся по направлениям педиатрия и неонатология, дерматовенерология, оториноларингология, офтальмология, рентгенология, скорая медицинская помощь, терапия, фтизиатрия. Организационные формы LMS Moodle позволили реализовать различные элементы курса: задание, лекция, опрос, тест. В элементе курса в тесте были предусмотрены вопросы в закрытой форме с одним или несколькими вариантами ответа, вычисляемые, вопросы на соответствие и короткий ответ с использованием банка цветных фотографий и рисунков типичных проявлений инфекционных болезней. Всего создано 1552 тестовых вопроса. Банк вопросов рассмотрен и утвержден на заседании кафедры инфекционных болезней ГБОУ ВПО «Новосибирский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ
В 2013 г. было протестировано 145 интернов различных специальностей. Средний балл колебался от 4,1 до 3,2, успеваемость варьировала от 28 до 72%.
Разработанные курсы использовались как во время очного образования - выполнение отдельных практических заданий и тестов проходило во время учебных занятий в системе электронного обучения Moodle, так и для дистанционной поддержки очного образования - с помощью средств электронного обучения контролировали эффективность учебного процесса.
При обучении интернов на первый план выступают проблемы формирования самостоятельного клинического мышления, умения делать обоснованные умозаключения, правильно и последовательно строить систему обследования и лечения пациента, проводить дифференциальный диагноз. Простого тестирования для этого недостаточно.
Попытки использовать в учебном процессе ситуационные задачи, иллюстрирующие наиболее типичные заболевания, не новы и предпринимаются уже более 100 лет. Выпущено большое количество сборников, учебно-методических рекомендаций, широко применяемых в процессе обучения. Их польза и целесообразность неоспоримы [17]. Однако все они построены примерно по одной схеме и рассчитаны или на индивидуальное решение студентом, например принятие каких-то организационных мер, или на коллективный разбор с препо-
непрерывное медицинское образование
давателем. А как быть с формированием так называемого клинического мышления? Считается, что лучшая форма обучения - практика, или курация реальных больных. Это классическая система, однако в ней слишком много допусков. Как встретит молодого врача больной, как будут строиться взаимоотношения врач-пациент [8]. Поэтому закономерно, что следующий уровень обучения предусматривал создание ситуационных задач в формате «Виртуальный пациент» с использованием элемента курса «Лекция». Использование такого подхода позволяет моделировать лечение больного в безопасной среде, изучать клиническую картину и принципы терапии больного как в типичных случаях, так и при редких, опасных для жизни осложнениях.
На платформе LMS Moodle в 2013 г. нами создана задача «Дифференциальная диагностика ангин». В задаче использованы аудио-, видеоматериалы и фотографии, отражены современные подходы к диагностике и лечению, описаны возможные осложнения. Задача содержит более 150 веб-страниц с результатами инструментальных и лабораторных обследований, рекомендациями по лечению, динамикой заболевания в зависимости от выбранной тактики лечения и позволяет передвигаться по дереву решений дифференциальной диагностики. В настоящее время в разработке находится еще 24 задачи.
выводы
Внедрение платформы LMS Moodle в процесс обучения позволило:
■ активизировать познавательную деятельность за счет самостоятельной работы учащихся с учебным текстом, контрольными и тренировочными тестами;
■ дифференцировать средства и методы обучения в зависимости от уровня подготовленности учащихся. Учебный контент-курс, структурированный с помощью гипертекстовых ссылок, позволил одним интернам изучать базовое содержание, в то время как другие могли получить более глубокую, разностороннюю информацию;
■ сделать курс доступным в любой момент времени -по принципу «24/7/365». Это означает, что обучающийся может работать над курсом 24 ч в сутки 7 дней в неделю 365 дней в году. Обучающиеся в значительной мере самостоятельно решают, в каком темпе им проходить этот курс;
■ упростить учебный процесс, позволив преподавателю сконцентрироваться на более сложных разделах курса, выложив простые фрагменты для самостоятельной проработки;
■ резко повысить общую компьютерную грамотность обучающегося благодаря обучению в формате е-1еагт'пд.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ
Краснова Елена Игоревна - доктор медицинских наук, профессор, заведующая кафедрой детских инфекционных болезней ГБОУ ВПО «Новосибирский государственный медицинский университет» Минздрава России Проворова Вероника Валерьевна - кандидат медицинских наук, ассистент кафедры инфекционных болезней педиатрического факультета ГБОУ ВПО «Новосибирский государственный медицинский университет» Минздрава России E-mail: [email protected]
Извекова Ирина Яковлевна - доктор медицинских наук, профессор кафедры инфекционных болезней педиатрического факультета ГБОУ ВПО «Новосибирский государственный медицинский университет» Минздрава России Усолкина Елена Николаевна - кандидат медицинских наук, ассистент кафедры инфекционных болезней педиатрического факультета ГБОУ ВПО «Новосибирский государственный медицинский университет» Минздрава России Хохлова Наталья Игоревна - кандидат медицинских наук, доцент кафедры инфекционных болезней педиатрического факультета ГБОУ ВПО «Новосибирский государственный медицинский университет» Минздрава России Сидорова Юлия Халиловна - инженер по научно-технической информации Межрегионального образовательного центра высоких медицинских технологий ГБОУ ВПО «Новосибирский государственный медицинский университет» Минздрава России
ЛИТЕРАТУРА_
1. Артемова О.Г., Мальцева Н.А. Проблемы использования дистанционного обучения - современные образовательные технологии и методы их внедрения в систему обучения: Материалы научно-методической конференции. Вязьма : ВФ ГОУ МГИУ, 2011. 282 с.
2. Викторова Т.С., Бармашов К.С., Мушкатова М.С. Организация самостоятельной работы студентов с использованием информационных технологий - современные образовательные технологии и методы их внедрения в систему обучения: Материалы научно-методической конференции. Вязьма : ВФ ГОУ МГИУ, 2011. 282 с.
3. Гильмутдинов А.Х., Ибрагимов А.Х., Цивильский И.В. Электронное образование на платформе Мсюс11е. Казань : КГУ, 2008. 169 с.
4. Дырдина Е.В., Запорожко В.В., Кирьякова А.В. Информационно-коммуникационные технологии в компетентностно-ориентированном образовании: учебно-методическое пособие. Оренбург : ООО ИПК «Университет», 2012. 227 с.
5. Кравченко Г.В., Волженина Н.В. Работа в системе МссС1е: руководство пользователя : учебное пособие. Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2012. 122 с.
6. Официальный сайт системы управления курсами МссС1е [Электронный ресурс]. URL: http://mocCle.net/stats/ (дата обращения: 18.11.2014).
7. Романова С.М. Система дистанционного обучения как средство информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе // Науч.-метод. электронный журнал
Е.И. Краснова, В.В. Проворова, И.Я. Извекова, Е.Н. Усолкина, Н.И. Хохлова, Ю.Х. Сидорова ВНЕДРЕНИЕ СИСТЕМЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ .MOODLE. У ИНТЕРНОВ В КЛИНИКЕ ИНФЕКЦИОННЫХ БОЛЕЗНЕЙ
«Концепт». 2013. Т. 3. № 33. С. 276-280. URL: http://e-koncept. ru/teleconf/64056.html (дата обращения: 24.11.2014).
8. Хамитов Р.Ф., Пальмова Л.Ю., Булатов С.А. «Стандартизированный пациент» в системе подготовки будущих врачей : монография. Saarbrucken : Palmarium Academic Publishing, 2012. 68 с.
9. Bussi^res J.-F., МеЬ-as M.-Е., Leclerc G. Use of Moodle, ExamSoft, and Twitter in a first-year pharmacy course // Am. J. Pharm. Educ. 2012. Vol. 76, N 5. P. 94.
10. Halkoaho A., Matveinen M., Leinonen V., Luoto K. et al. Education of research ethics for clinical investigators with Moodle tool // BMC Med. Ethics. 2013. Vol. 14. P. 53.
11. Krämer D., Reimer S., Hörnlein A., Betz C. et al. Evaluation of a novel case-based Training Program (d3web.Train) in hematology // An. Haematol. 2005. Vol. 84, N 12. P. 823-829.
12. Nubaum C., Fischer M., Lenz C., Waldmann U.-M. et al. Vermittlung von allgemeinmedizinischen Leitlinien im klinischen Studienabschnitt durch einen fallbasierten Online-Kurs: Eine Evaluationsstudie an der LMU München // ZfA. 2009. Vol. 84, N 1. P. 40-45.
REFERENCES_
1. Artemova O.G., Mal'tseva N.A. Problems of distance learning - modern educational technologies and methods of their implementation in the education system: materials of research and methodology conference. Vyaz'ma : VF GOU MGIU, 2011: 282 P. (in Russian)
2. Viktorova T.S., Barmashov K.S., Mushkatova M.S. Organization of students independent work with information technologies usage - modern educational technologies and methods of their implementation in the education system: materials of research and methodology conference. Vyaz'ma : VF GOU MGIU, 2011: 282 р. (in Russian)
3. Gil'mutdinov A.Kh., Ibragimov A.Kh., Tsivil'skiy I.V. Elektronnoe obrazovanie na platforme Moodle [E-learning on Moodle platform]. Kazan' : KGU, 2008: 169 P. (in Russian)
4. Dyrdina E.V., Zaporozhko V.V., Kir'yakova A.V. Informatsion-no-kommunikatsionnye tekhnologii v kompetentnostno-orientiro-vannom obrazovanii: uchebno-metodicheskoe posobie [Information and Communication Technologies in competence-oriented education: study guide]. Orenburg: OOO IPK «Universitet», 2012; 227 P. (in Russian)
5. Kravchenko G.V., Volzhenina N.V. Jobs in the Moodle system: user manual. Barnaul : Izd-vo AltGU, 2012. 122 P. (in Russian)
6. Ofitsial'nyy sayt sistemy upravleniya kursami Moodle [The official website for course management system Moodle] [electronic resource]. URL: http://moodle.net/stats/ (date: 18.11.2014).
7. Romanova S.M. The system of distance learning as a part of information and communication technologies for educational process organisation. Nauchno-metodicheskiy elektronnyy zhurnal «Kontsept» [Scientific-methodological electronic journal "Concept"]. 2013; Vol. 3 (33): 276-80. URL: http://e-koncept.ru/ teleconf/64056.html (date: 24.11.2014). (in Russian)
8. Khamitov R.F., Pal'mova L.Yu., Bulatov S.A. "Standardized patient" in the training of future physicians: a monograph.
13. Pelayo M., Cebrian D., Areosa A., Agra Y. et al. Effects of online palliative care training on knowledge, attitude and satisfaction of primary care physicians // BMC Fam. Pract. 2011. Vol. 12. P. 37.
14. Puppe F., Reinhardt B., Poeck K. Generated Critic in the Knowledge Based Neurology Trainer. Proc. 5th Conference on Artificial Intelligence in Medicine in Europe, AIME'95 // Lect. Not. Com P. Sci. 1995. Vol. 934. P. 427-428.
15. Reimer S., Hörnlein A., Tony H.P., Krämer D. et al. Assessment of a case-based training system (d3web.Train) in rheumatology // Rheumatol. Int. 2006. Vol. 26, N 10. P. 942-948.
16. Schwarz D., Stourac P., Komenda M., Harazim H. et al. Interactive algorithms for teaching and learning acute medicine in the network of medical faculties MEFANET // J. Med. Internet Res. 2013. Vol. 15, N 7. P. 135.
17. Smith M.A., Mohammad R.A. Use of virtual patients in an advanced therapeutics pharmacy course to promote active, patient-centered learning // Am. J. Pharm. Educ. 2014. Vol. 78, N 6. P. 125.
Saarbrucken : Palmarium Academic Publishing, 2012; 68 P. (in Russian)
9. Bussieres J.-F., Metras M.-E., Leclerc G. Use of Moodle, ExamSoft, and Twitter in a first-year pharmacy course. Am J Pharm Educ. 2012; Vol. 76 (5): 94.
10. Halkoaho A., Matveinen M., Leinonen V., Luoto K. et al. Education of research ethics for clinical investigators with Moodle tool. BMC Med Ethics. 2013; Vol. 14: 53.
11. Krämer D., Reimer S., Hörnlein A., Betz C. et al. Evaluation of a novel case-based Training Program (d3web.Train) in hematology. An Haematol. 2005; Vol. 84 (12): 823-9.
12. Nubaum C., Fischer M., Lenz C., Waldmann U.-M. et al. Vermittlung von allgemeinmedizinischen Leitlinien im klinischen Studienabschnitt durch einen fallbasierten Online-Kurs: Eine Evaluationsstudie an der LMU München. ZfA. 2009; Vol. 84 (1): 40-5.
13. Pelayo M., Cebrian D., Areosa A., Agra Y. et al. Effects of online palliative care training on knowledge, attitude and satisfaction of primary care physicians. BMC Fam Pract. 2011; Vol. 12: 37.
14. Puppe F., Reinhardt B., Poeck K. Generated Critic in the Knowledge Based Neurology Trainer. Proc. 5th Conference on Artificial Intelligence in Medicine in Europe, AIME'95. Lect Not Comp Sci. 1995; Vol. 934: 427-8.
15. Reimer S., Hörnlein A., Tony H.P., Krämer D. et al. Assessment of a case-based training system (d3web.Train) in rheumatology. Rheumatol Int. 2006; Vol. 26 (10). P. 942-8.
16. Schwarz D., Stourac P., Komenda M., Harazim H. et al. Interactive algorithms for teaching and learning acute medicine in the network of medical faculties MEFANET. J Med Internet Res. 2013; Vol. 15 (7): 135.
17. Smith M.A., Mohammad R.A. Use of virtual patients in an advanced therapeutics pharmacy course to promote active, patient-centered learning. Am J Pharm Educ. 2014; Vol. 78 (6): 125.