УДК 338.012
С. ТО. Зеленцова
ВНЕДРЕНИЕ ПРОЕКТНОГО УПРАВЛЕНИЯ В ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Аннотация: в статье рассматриваются вопросы о необходимости внедрения проектного управления в исполнительных органах государственной власти субъектов Российской Федерации. Представлен положительный опыт деятельности Проектного комитета Ханты-Мансийского автономного округа — Югра, одного из лидеров по внедрению проектного управления в РФ.
Ключевые слова: проектное управление, проектный офис, регионы, проект.
UDK 338.012
S. Yu. Zelentsova
IMPLEMENTATION OF DESIGN MANAGEMENT IN THE EXECUTIVE BODIES OF STATE AUTHORITY OF SUBJECTS OF THE RUSSIAN
FEDERATION
Abstract: the article discusses the need for the introduction of project management in the executive bodies of state power of the subjects of the Russian Federation . The positive experien ce of the Project Committee of the Khan ty-Mansiysk Autonomous Okrug — llgra, one of the leaders in the implementation of project management in the Russian Federation is presented.
Keywords: project management, project office, regions, project.
Введение
В условиях развития современной кризисной экономики Российской Федерации, крайне остро стоит вопрос о необходимости повышения эффективности деятельности органов власти в части постановки целей и своевременного их выполнения. Для продвижения этого процесса еще в 2013 году при Минэкономразвития России был создан Совет по внедрению проектного управления в федеральных органах исполнительной власти и органах государственной власти субъектов Российской Федерации, сформированный в соответствии с приказом Министра экономического развития Российской Федерации от 5 июня 2013 г. № 304 «О Совете по внедрению проектного управления в федеральных органах исполнительной власти и органах государственной власти субъектов Российской Федерации», в который также вошли представители бизнеса, образования и науки. В связи с отсутствием устоявшихся теоретических и методологических аспектов, отражающих потенциалы проектного управления, методический аппарат, применяемый при раз-
работке и реализации проектов, являлся крайне несовершенным. Соответственно, недостаточное внимание уделялось опыту внедрения проектов в практику деятельности органов исполнительной власти Российской Федерации и конечным результатам данной деятельности. В связи с этим все большее значение приобретала работа по четкому определению целей и задач проектного управления в контексте необходимости дополнительных ресурсов для внедрения проектного управления и приобретения навыков руководства по их реализации. Поэтому в рамках деятельности Совета были разработаны Методические рекомендации по внедрению проектного управления в органах исполнительной власти Российской Федерации, утвержденные Распоряжением Министерства экономического развития РФ от 14 апреля 2014 года № 26Р-АУ, которые определяют подходы, принципы, порядок внедрения проектного управления и формализуют типовые шаблоны нормативных методических документов для их внедрения в органах исполнительной власти [1].
В соответствии с ними основными целями внедрения проектного управления являются:
— обеспечение достижения результатов, запланированных органами исполнительной власти;
— соблюдение и сокращение сроков достижения результатов;
— повышение эффективности использования ресурсов;
— прозрачность, обоснованность и своевременность принимаемых решений в органе исполнительной власти;
— повышение эффективности внутриведомственного, межведомственного и ме-журовневого взаимодействия, а также взаимодействия с подрядными организациями, привлекаемыми органом исполнительной власти, за счет использования единых подходов проектного управления.
Опыт и проблемы внедрения проектного управления в исполнительных органах государственной власти субъектов Российской Федерации
Исходя из вышеизложенного, существенными признаками проектного управления являются: системное понимание объекта; комплексный анализ проблем; обоснованный подход к выбору целей и средств их достижения; направленность на конкретные конечные результаты; увязывание воедино целей и ресурсов; создание для такого увязывания специального документа — проекта; стремление к максимальной эффективности достижения целей при рациональном использовании ресурсов; интеграция усилий субъектов управления и координация их деятельности с помощью специально создаваемых организационных структур управления — проектных офисов.
Таким образом, под проектом, реализуемым федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, понимается комплекс взаимосвязанных мероприятий, направленный на создание уникального результата в условиях временных и ресурсных ограничений. Управление проектом (проектное управление) — особый вид управленческой деятельности, базирующийся на предварительной коллегиальной разработ-
ке системной модели действий по достижению оригинальной цели и направленный на реализацию этой модели. Современное управление проектом — это особый вид управления, который так или иначе может применяться к управлению любыми объектами, а не только объектами, имеющими явные характеристики проекта. Это подтверждается результатами практического использования проектного управления в самых разнообразных областях современного российского менеджмента. При этом проект — это всегда персонализация ответственности. Причем не только для руководителя проекта: тот, кто определяет цели проекта, отвечает за обеспечение проекта ресурсами, в том числе и административными; участники проекта отвечают за свой вклад в результат. В рамках проекта происходит конкретизация и изменение зон полномочий и ответственности для руководителей разного уровня. Именно в этом причины противодействия проектному управлению.
В проектном управлении участники проекта совместно определяют: какие результаты следует получить; в какие сроки; за счет каких ресурсов; какие условия необходимо создать для получения этих результатов. Все договоренности фиксируются в паспорте проекта как комплексное решение: результаты — ресурсы/условия. Если меняются ресурсы, условия или требования к результатам, могут пересматриваться и договорённости.
При этом проектное управление не ограничивается управлением проектами. Есть задачи, которые решаются с помощью инструментов управления программами или управления портфелями проектов и программ. Главная характеристика программы — ориентация на выгоды, которые невозможно достичь в результате выполнения одного проекта. Получение этих выгод часто требует реализации множества связанных проектов и перестройки связанных процессов. Результат проекта является не целью, а промежуточным результатом.
Сегодня регионы сталкиваются с множеством разноплановых задач, требующих реализации большого количества проектов и программ. При этом они должны финансироваться из одного бюджета и выпол-
няться силами ограниченного количества штатных сотрудников, В условиях экономического кризиса необходимо научиться отбирать наиболее эффективные проекты (управление портфелями), успешно выполнять проекты (управление проектами) и последовательно двигаться к реализации запланированных выгод (управление программами). Несмотря на то, что современное управлении государственными проектами основывается преимущественно на функциональном подходе, надежно укоренившемся в практике органов государственной власти, исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации понимают необходимость повышения качества управления в регионах и, в том числе путем внедрения проектного управления. Региональный опыт этого внедрения требует изучения и анализа успешных практик с целью расширения сферы использования проектного управления в деятельности органов государственной власти на территории всей страны [2].
В Российской Федерации есть регионы, в которых уже сейчас реализуется наибольшее количество инициатив по внедрению проектного управления и формируются эффективные предложения по достижению показателей и решению задач, поставленных президентом РФ в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».
Основными участниками в развитии проектного управления в Российской Федерации являются Агентство стратегических инициатив, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, а также пилотные площадки, разделенные решением Совета по внедрению проектного управления Министерства экономического развития Российской Федерации в органах государственной власти на два уровня: первый, на уровне министерства - Министерство экономического развития Российской Федерации, второй, на уровне Субъектов Российской Федерации - Пермский край, Белгородская и Ярославская области, Ханты-Мансийский автономный округ — Югра.
За два с небольшим года Ханты-Мансийский автономный округ — Югра стал одним из регионов-лидеров по внедрению проектного управления. За это время в регионе была сформирована уникальная правовая и методическая база по управлению проектами и портфелями проектов, впоследствии взятая за основу многими регионами, запущена система мотивации участников проектов, разработана модель компетенций, осуществлена автоматизация процессов управления проектами. В 2015 году, в частности, в ХМАО-Югре был создан Департамент проектного управления Ханты-Мансийского автономного округа — Югры, который является исполнительным органом государственной власти округа, осуществляющим функции по реализации единой государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере управления проектной деятельностью исполнительных органов государственной власти автономного округа для повышения эффективности организации их деятельности по достижению целей и решению поставленных задач, в том числе по решению задачи улучшения инвестиционного климата в автономном округе. Департамент проектного управления автономного округа совместно с Фондом развития ХМАО — Югры постоянно оценивает состояние проектного управления в муниципальных образованиях округа в контексте взаимодействия муниципального и регионального уровней управления, решает вопросы участия муниципальных образований в проектной деятельности региона, анализирует лучший опыт применения инструментов проектного управления в муниципалитетах Югры. Важным элементом эффективных коммуникаций является сбор отчетности с использованием специализированной информационной системы. Данная отчетность позволяет создать в регионе полноразмерную «живую» модель управления мероприятиями, имеющими проектный формат, с погружением от показателей федерального уровня до муниципального исполнения.
Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа — Югры от 25 декабря 2015 года N 515-п утвержден Проектный комитет, который является высшим координационно-кон-
трольным органом в сфере управления проектной деятельностью исполнительных органов государственной власти в автономном округе, принимающим ключевые управленческие решения в части планирования и контроля проектной деятельности, выполняющим функции управления портфелем проектов. В координационно-совещательный орган, возглавляемый губернатором, входят все члены Правительства Югры. Заседания комитета проходят ежемесячно, на которых Проектный комитет оценивает ход реализации проектов; рассматриваются вопросы, связанные с развитием проектного управления в регионе, взаимодействия с муниципальными проектными комитетами. Таким образом, комитет являет собой живую площадку, позволяющую участникам проектной деятельности в сжатом виде представлять результаты проделанной за месяц работы, а первым лицам региона принимать согласованные решения, давать свои рекомендации, высказывать мнения относительно внедрения проектного управления в субъекте [3].
За два года в Ханты-Мансийском автономном округе — Югре была выстроена система управления проектами, признанная в 2016 году лучшей в госсекторе России (по итогам Всероссийского конкурса «Проектный Олимп»), Одним из факторов успеха являлось исполнение в регионе поручений Президента РФ по созданию проектных офисов в субъектах РФ. В 2018 году на площадке Красноярского экономического форума Федеральный проектный офис объявил результаты пилотной оценки зрелости организации проектной деятельности в субъектах Российской Федерации по итогам 2017 года. В оценке приняли участие регионы, которые наиболее активно внедряют проектное управление, разрабатывают и реализуют региональные проекты 85 региональных практик. В настоящее время оценка зрелости проектной деятельности полностью завершена в 10 регионах: Ханты-Мансийском автономном округе — Югре, Красноярском крае, Белгородской области, Республике Крым, Ленинградской области, Новосибирской области, Приморском крае, Свердловской области, Тульской области, Ульяновской области.
По итогам проведенной оценки зрелости проектного управления в органах власти субъектов Российской Федерации Ханты-Мансийский автономный округ — Югра занял 2 место и вошел в ТОП-5 регионов лидеров пилотной группы Индекса проектной деятельности. По отдельному критерию «Принятие решений и организационная поддержка» Ханты-Мансийский автономный округ — Югра занял 1 место. Максимальную оценку качества практического применения получили следующие процессы проектной деятельности:
— нормативная база и функционирование координационных органов;
— организация и функционирование проектных офисов;
— организация и функционирование проектных комитетов;
— организация и функционирование внешних экспертных органов.
В 2018 году в ХМАО-Югре запущено сразу четыре новых портфеля проектов, три проекта относятся к сфере здравоохранения.
Проект «Создание новой модели медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь» направлен на повышение удовлетворенности населения качеством оказания медицинской помощи путем создания новой модели медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь на принципах бережливого производства. Благодаря реализации этого проекта к 2023 году в Югре планируется достичь 71 % удовлетворенности пациентов качеством оказания первичной медико-санитарной помощи.
Цель другого проекта «Новые кадры современного здравоохранения Югры» — обеспечение отрасли квалифицированными специалистами за счет реализации эффективной кадровой политики. В его рамках до 2025 года запланировано: обеспечение отрасли квалифицированными специалистами, непрерывное дополнительное повышение квалификации медицинских работников с использованием интерактивных образовательных модулей, увеличение численности врачей «участковой службы» и другое.
Приоритетный проект «Формирование здорового образа жизни» направлен на
увеличение доли граждан, приверженной здоровому образу жизни, путем формирования ответственного отношения к своему здоровью. Так, проектом предусмотрено активное вовлечение социально ориентированных некоммерческих организаций в программу информирования граждан о факторах риска развития заболеваний, мотивация граждан к ведению здорового образа жизни, информационная кампания по пропаганде здорового образа жизни. Запуск этих проектов повысит удовлетворенность населения округа качеством оказания медицинской помощи в амбулаторных условиях, позволит продолжить работу по формированию у граждан ХМАО-Югры ответственного отношения к своему здоровью, обеспечит отрасль квалифицированными специалистами за счет реализации эффективной кадровой политики.
В рамках проекта «Повышение производительности труда и поддержка занятости в Ханты-Мансийском автономном округе — Югре» будет реализован следующий комплекс мероприятий: создание регионального центра компетенций по повышению производительности труда на базе Технопарка, который будет носителем компетенций и лучших практик по повышению производительности труда в автономном округе; проведение комплексного анализа приоритетных отраслей, спроса и предложения на рынке труда, потенциала создания новых рабочих мест, экспортного потенциала, а также выявление основных проблем, препятствующих росту производительности труда; запуск и реализация программ повышения производительности труда и поддержки занятости не менее чем на 60 предприятиях автономного округа к 2025 году; продвижение новых технологий в сфере повышения производительности труда.
Реализация портфеля проектов позволит увеличить прирост производительности труда не менее чем на 30 % по сравнению с базовым значением по итогам 2025 года, а также увеличить долю трудоустроенных работников с уровнем заработной платы не ниже предыдущего среди участвующих в мероприятиях по повышению эффективности занятости и обратившихся в службу занятости до 90 % по итогам 2025 года.
Ханты-Мансийский автономный округ стал одним из первых регионов Российской Федерации, где работа по реализации новых майских указов главы государства в 2018 году ведется в формате Стратегических сессий. Их основная задача — построение командной работы, перезагрузка стратегического мышления, выработка коллективной цели и путей ее достижения. В течение длительного времени в Сессии стартовали три тысячи проектов, в финальный этап вышло несколько десятков. Были задействованы технологии бережливого производства, проектного управления, форсайт-сессии с участием 25 региональных и 17 федеральных экспертов. Участники сессии представили свои проекты в 12 направлениях приоритетных национальных проектов, отмеченных Указом Президента РФ № 204 от 7 мая 2018 года.
По итогам Сессии в 2019 году в ХМАО-Югре будут реализованы следующие перспективные проекты:
— в направлении «Демография» проект, направленный на финансовую поддержку семей при рождении детей, в частности, субсидирование найма жилья для молодых и многодетных семей;
— в направлении «Здравоохранение», в части укрепления общественного здоровья, пропаганды здорового образа жизни внедрят на территории населённых пунктов так называемые тропы здоровья для пеших прогулок, оборудованные информационными стендами о проложенном маршруте, количестве пройденных километров, правилами ведения здорового образа жизни, правильного питания и многим другим;
— в направлении «Образование», проект «Педагог Югры». Он представляет собой новый бренд, повышение не только профессиональных качеств педагога, но и престижа, статуса профессии. В рамках реализации данной инициативы независимую оценку профессиональной квалификации педагогов будет осуществлять профессиональная ассоциация, созданная в формате некоммерческой организации. Итогом такой оценки как раз и станет присвоение звания «Педагог Югры», что повлечёт увеличение заработной платы для его обладателя, например, в рамках повышающего коэффициента;
— в направлении «Международная кооперация и экспорт» проекты, нацеленные на создание конкурентоспособной продукции несырьевого и не энергетического сектора, развитие экспортоориентированных транспортных коридоров. Создание логистического экспортно-импортного центра, интегрированного в Северный широтный ход с полным спектром услуг для участников внешнеэкономической деятельности. Это позволит сформировать в Югре единую технологическую политику направленную на реализацию экспортных возможностей региона.
В результате проделанной работы в проект государственной программы «Социально-экономическое развитие и повышение инвестиционной привлекательности Ханты-Мансийского автономного округа в 2019—2025 годах и на период до 2030 года» включены инициативы «Единая информационная площадка для бизнеса», «Создание ассоциации экспортеров Югры», «Продвижение продукции югорских производителей посредством международных электронных каналов продаж» и другие.
Выводы
Для более успешного внедрения проектного управления в исполнительных органах государственной власти всех субъектов Российской Федерации необходимо, используя положительный опыт передовых субъектов, реализовать следующие предложения, направленные на:
— создание единого «портала» на федеральном уровне по проектному управлению для размещения законов, стандартов, методик, анонсов мероприятий и конференций, ведение общей библиотеки успешных и неуспешных практик по реализации проектов;
— стимулирование и организацию поддержки научных исследований в области проектного управления в Российской Федерации, позволяющих выявить и аккумулировать успешный опыт с учетом национальной и региональной специфики;
— разработку образовательных программ в сфере управления проектами и внедрение их в систему образования с включением в перечень специальностей в сфере управления проектами;
— проведение конференций по развитию и поддержке проектного управления в органах исполнительной власти и государственных организациях с представлением успешного опыта;
— поддержку на государственном уровне необходимости сертификации специалистов по управлению проектами, программами и портфелями проектов в соответствующих международных и российских организациях;
— систему мотивации государственных гражданских служащих с привязкой к эффективной реализации проектов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Об утверждении Методических рекомендаций по внедрению проектного управления в органах исполнительной власти [Электронный ресурс] : распоряжение Министерства экономического развития РФ от 14 апреля 2014 г. № 26Р-АУ // Система «Гарант», правовые базы российского законодательства. — URL: http://www. garant.ru/
2. Зайцев И. В. Российская практика внедрения проектной деятельности в органах государственной власти [Электронный ресурс] / И. В. Зайцев // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. — 2016. — № 6. — URL: http:// uecs.ru/demografiya/item/
3. Единый официальный сайт государственных органов ХМАО-Югры [Электронный ресурс]. — URL: https://admhmao.ru/
БУ ВО ХМАО-Югры «Сургутский государственный университет»
Зеленцова С. Ю., кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры государственного и муниципального управления и управления персоналом
E-mail: [email protected]