Научная статья на тему 'Внедрение непрерывного медицинского образования в Сургутской Окружной клинической больнице - залог развития специализированной и высокотехнологичной медицинской помощи'

Внедрение непрерывного медицинского образования в Сургутской Окружной клинической больнице - залог развития специализированной и высокотехнологичной медицинской помощи Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
127
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕПРЕРЫВНОЕ МЕДИЦИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (НМО) / БУ «СУРГУТСКАЯ ОКРУЖНАЯ КЛИНИЧЕСКАЯ БОЛЬНИЦА» / БУВО «СУРГУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Шестакова Г. Н., Тарасова Л. В., Краснов Е. А., Ильканич А. Я., Костюченко К. В.

Целью статьи является необходимость привлечения внимания к непрерывному медицинскому образованию (НМО), как основополагающей модели повышения квалификации современного врача. В статье отражена работа по внедрению механизмов НМО в БУ «Сургутская окружная клиническая больница» и взаимодействие с последипломной составляющей медицинского института Сургутского государственного университета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Внедрение непрерывного медицинского образования в Сургутской Окружной клинической больнице - залог развития специализированной и высокотехнологичной медицинской помощи»

УДК 614.2

ВНЕДРЕНИЕ НЕПРЕРЫВНОГО МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СУРГУТСКОЙ ОКРУЖНОЙ КЛИНИЧЕСКОЙ БОЛЬНИЦЕ - ЗАЛОГ РАЗВИТИЯ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЙ И ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ

ПОМОЩИ

Шестакова Г.Н.,

к.м.н., главный врач БУ «Сургутская окружная клиническая больница», врач-организатор здравоохранения, заслуженный работник здравоохранения ХМАО-Югры

Тарасова Л.В.,

д. м. н., заместитель главного врача по терапевтической помощи БУ «Сургутская окружная клиническая больница», руководитель Центра ВЗК, профессор кафедры внутренних болезней БУ ВО «Сургутский государственный университет»

Бубович Е.В.,

к.м.н., доцент кафедры патофизиологии и общей патологии БУ ВО «Сургутский государственный университет»

Краснов Е.А.,

к.м.н., заместитель главного врача по хирургической помощи БУ «Сургутская окружная клиническая больница»

Ильканич А.Я.,

д.м.н., руководитель окружного центра колопроктологии БУ «Сургутская окружная клиническая больница», профессор кафедры госпитальной хирургии БУ ВО «Сургутский государственный университет»

Костюченко К.В., заместитель главного врача по ГО и МР БУ «Сургутская окружная клиническая больница»

Татар С.П., начальник отдела подготовки кадров БУ «Сургутская окружная клиническая больница»

Добрынин Ю.В.,

к.м.н., заместитель главного врача по клинико-экспертной работе БУ «Сургутская окружная клиническая больница»

Арямкина О.Л.,

д.м.н., профессор, зав. кафедрой внутренних болезней БУ ВО «Сургутский государственный университет»

Целью статьи является необходимость привлечения внимания к непрерывному медицинскому образованию (НМО), как основополагающей модели повышения квалификации современного врача. В статье отражена работа по внедрению механизмов НМО в БУ «Сургутская окружная клиническая больница» и взаимодействие с последипломной составляющей медицинского института Сургутского государственного университета.

Ключевые слова: непрерывное медицинское образование (НМО), БУ «Сургутская окружная клиническая больница», БУВО «Сургутский государственный университет»

врачебной деятельности является непрерывное профессиональное развитие. Сохранять на должном уровне приобретенные знания, умения и практические навыки, систематически их актуализировать и расширять — основная цель последипломного образования. Медицина требует постоянного образования и обучения через всю жизнь врача.

Качество оказания медицинской помощи, которому уделяется огромное внимание на уровне руководства нашей страны, зависит от

«Качество медицинской помощи напрямую зависит от квалификации медицинских

работников»

В.И. Скворцова, министр здравоохранения Российской Федерации

Медицина — одно из самых динамичных и развивающихся направлений науки. В повседневную практику врача приходят новые высокие технологии, требующие для их эффективного использования новых знаний, навыков и умений. Непременным условием успешной

уровня подготовки кадров. Конечно, важны и состояния помещений, и оборудование, на котором работает врач. Но они являются лишь инструментами, с помощью которых доктор лечит пациентов и спасает их жизни. Если уровень подготовки врача не соответствует современным требованиям, то никакой суперсовременный медицинский аппарат или лекарственное средство не поможет.

Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа — Югры «Сургутская окружная клиническая больница» (далее — БУ «Сургутская окружная клиническая больница») многопрофильный стационар, оказывающий наряду с неотложной медицинской помощью большой спектр специализированной и высокотехнологичной медицинской помощи. На базе БУ «Сургутская окружная клиническая больница» созданы и динамично развиваются 12 специализированных клинико-диагностических центра (КДЦ): гематологии, эндокринологии и эндокринной хирургии, Межрайонный онкологический центр, сурдологии и слухопротезирования, ревматологии и остеопороза, Окружной центр колопроктологии, Окружной эпилептологический центр, Центр лечения хронических вирусных гепатитов, Онкологический центр маммологического профиля; Территориальный нефрологический центр, в состав которого входит Центр диализа, Центр диабетической офтальмопатии и Центр по диагностике и лечению воспалительных заболеваний кишечника, обслуживающие пациентов Ханты-Мансийского автономного округа — Югры. Направлением работы многих КДЦ БУ «Сургутская окружная клиническая больница» является лечение социально-значимых заболеваний.

Высокотехнологичная медицинская помощь является одним из главных направлений работы одного из крупных многопрофильных медицинских учреждений округа. На сегодняшний день в БУ «Сургутская окружная клиническая больница» имеется возможность оказания высокотехнологичной медицинской помощи в 16 отделениях по 11 профилям: «Абдоминальная хирургия», «Акушерство и гинекология», «Гематология», «Оториноларингология, в том числе кохлеарная имплантация», «Урология», «Офтальмология», «Эндокринология», «Гастроэнтерология», «Ревматология», «Онкология»,

_ЗДРАВООХРАНЕНИЕ ЮГРЫ:

опыт и инновации №3 2018

«Челюстно-лицевая хирургия». Ежегодно в медицинской организации растет количество выполняемых высокотехнологичных вмешательств. Так, в 2016 году в БУ «СОКБ» высокотехнологичная медицинская помощь была оказана 608 пациентам, в 2017 году — 988 пациентам, а за 8 месяцев 2018 г. уже 829 пациентам. При этом, процент удовлетворенности качеством и доступностью высокотехнологичной медицинской помощью в БУ «СОКБ» составил в 2017 г. - 99,87% (в 2016 г. - 99,9%).

Ежегодно растет количество новых методик, внедряемых в работу специализированных Центров.

Так, в 2017 году в БУ «Сургутская окружная клиническая больница» начал свою работу Центр по диагностике и лечению воспалительных заболеваний кишечника, организованный во исполнение решения Комитета Совета Федерации по социальной политике от 20 января 2017 года, и на основании приказа Департамента здравоохранения ХМАО-Югры от 06.03.2017 года № 205 «Об организации Центра по диагностике и лечению воспалительных заболеваний кишечника на базе бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Сургутская окружная клиническая больница», с целью совершенствования оказания медицинской помощи больным с воспалительными заболеваниями кишечника. В настоящее время в Центре организована полная доступность медицинской помощи больным воспалительными заболеваниями кишечника, внедрены методики генно-инженерной биологической терапии, ведется региональный сегмент единого Федерального регистра больных с воспалительными заболеваниями кишечника - язвенным колитом и болезнью Крона.

Подобное расширение медицинских компетенций, направленных на внедрение в медицинскую практику новых продуктов и услуг, основанных на технологиях, отвечающих современному развитию медицинской науки требует параллельного развития подготовки высококвалифицированных специалистов-медиков, знания которых со временем не стагнируют, а обновляются. Подобное возможно лишь при активном внедрении и совершенствовании медицинского последипломного образования, которое имеет свои особенности. Цель последипломного образования - дальнейшее освое-

ние и закрепление полученных в вузе знаний и сформированных компетенций, углубление знаний и умений в каждодневной профессиональной деятельности и обмен опытом между коллегами соответствующей специальности. Оно направлено на углубление знаний по избранной специальности, обмен опытом между коллегами соответствующей специальности. Участники образовательного процесса должны обладать высокой степенью ответственности и сильной мотивацией к совершенствованию своих знаний, навыков и умений.

Врач учится постоянно, всю свою жизнь. Больные требуют постоянно обращаться к монографиям, научным статьям, клиническим рекомендациям, включающим в себя новейшие сведения по нозологиям. Сегодня к традиционным формам образования — работе с научной литературой, цикловым формам повышения квалификации специалистов новое время диктует новые требования и новые возможности. В третьем тысячелетии активно внедряются такие методы образования, как отработка практических навыков на манекенах в симуляционных центрах и непрерывное медицинское образование. Непрерывное медицинское образование (НМО) — это новая для России и ХМАО-Югры форма обучения медицинских работников, которую отличает непрерывность, а также использование новейших образовательных технологий.

НМО — это постоянное совершенствование знаний, практически без отрыва от основной деятельности врача, при котором наряду с традиционными формами обучения используются современные дистанционные и электронные формы, являющиеся основными перспективами непрерывного образовательного процесса в медицине.

Сегодня БУ ВО «Сургутский государственный университет» Медицинский институт активно модернизирует существующую систему дополнительного профессионального медицинского образования и повышает квалификацию медицинских кадров округа путем внедрения непрерывного медицинского образования.

Основными принципами НМО является персонифицированный подход в обучении и использования электронных и дистанционных образовательных технологий. Так, в медицинском институте врачи БУ «Сургутская окружная

клиническая больница» ежегодно обучаются на последипломном уровне образования на очных и очно-заочных курсах повышения квалификации врачей по следующим специальностям — хирургия, терапия, акушерство и гинекология, педиатрия, трансфузиология, анестезиология и реанимация, сердечно-сосудистая хирургия, эндокринология, аллергология и иммунология, организация здравоохранения, кардиология, гериатрия, травматология-ортопедия, рентгенология, ультразвуковая диагностика, общая врачебная практика.

Внедрение в образовательный процесс дистанционных и электронных технологий позволяет преподавателям обеспечивать обучающихся различными учебными медицинскими материалами и литературными источниками в неограниченных объемах с возможностями представлять тексты лекций, аудио и видеозаписи, а также распространять знания за территорию округа, проводить процесс обучения в удобное время и без отрыва от практической деятельности. Важным этапом НМО является возможность преподавателям интерактивно взаимодействовать с обучающимися и оценивать все элементы модуля с контролем затраченного времени, эффективности, уровня знаний.

Отработка практических навыков в рамках стажировки проводится на кафедрах клинических баз округа, а внедрение в процесс обучения новых сложных медицинских технологий осуществляется в Симуляционно-тренин-говом аккредитационном центре Медицинского института.

В рамках этого проекта подготовлены специальные учебные материалы — электронные образовательные модули, которые включают в себя видеолекции, вебинары, презентации, электронные 30 атласы, пособия, учебники, контрольно-измерительные материалы и т.д.

В настоящее время деятельность научно-педагогических кадров медицинского института БУ ВО «Сургутский государственный университет» направлена на формирование прочных связей между наукой и практикой. Профессорско-преподавательский состав кинических кафедр, принимая участие в медицинских совещаниях, консилиумах у постели больного, клинико-экспертных комиссиях и патологоана-томических конференций обменивается опытом с практикующими врачами БУ «Сургутская

окружная клиническая больница», реализуя непрерывный образовательный компонент.

Кроме того, участник модели НМО сам выстраивает свою траекторию обучения на ближайшие пять лет, выбирая наиболее важные для него циклы. Это позволяет получать те знания и компетенции, которые необходимы именно ему для каждодневной врачебной деятельности. Врач имеет возможность самостоятельно составлять индивидуальный план собственного развития на предстоящий год, выбирая по своему усмотрению тематику учебных мероприятий и электронных образовательных модулей. В каком порядке их осваивать, чему и в какой момент «пятилетки» уделить первостепенное внимание - решает сам врач, это его добровольный выбор. Для вступления в систему непрерывного медицинского образования врачу любой специальности необходимо зарегистрироваться в личном кабинете Портала непрерывного медицинского и фармацевтического образова-

ЗДРАВООХРАНЕНИЕ ЮГРЫ: опыт и инновации №3 2018

ния, где будет фиксироваться вся информация по программам повышения его квалификации и посещаемым мероприятиям.

Активную позицию во внедрении системы НМО заняла администрация БУ «Сургутская окружная клиническая больница». Действующий еженедельный мониторинг результатов НМО, направлен на обеспечение дальнейшего развития комплексной системы формирования численности и структуры кадров, сроков их аккредитации и повышения профессиональных компетенций. В учреждении организована работа телемедицинского центра, что позволяет в сложных медицинских случаях проводить дистанционные консультации и консилиумы во всех областях медицины с участием ведущих специалистов лучших центров России, а также организовывать обучение своих специалистов в рамках НМО без выезда в другие регионы.

© Шестакова Г.Н., Тарасова Л.В., Бубович Е.В., Краснов Е.А., Ильканич А.Я., Костюченко К.В., Татар С.П., Добрынин Ю.В., Арямкина О.Л., 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.