УДК 614
ВНЕДРЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ СТАНДАРТОВ КАЧЕСТВА: КАК ПЕРСОНАЛ ОТНОСИТСЯ К ИЗМЕНЕНИЯМ?
Реферат: внедрение стандартов качества приводит к улучшению качества медицинской помощи, однако требует изменения привычных для персонала алгоритмов работы, а также введения дополнительных требований и обязанностей. Сохранение и развитие кадрового потенциала является одним из важнейших условий успешной работы лечебно-профилактических учреждений в системе международных стандартов. В клинике ОАО «Медицина» при внедрении стандартов качества в течение 3 лет отмечено повышение удовлетворенности врачей и медицинских сестер.
Ключевые слова: международные стандарты качества, удовлетворенность персонала.
Учреждения здравоохранения внедряют международные стандарты качества в целях повышения качества медицинской помощи и удовлетворенности пациентов, однако врачи и медицинские сестры далеко не всегда положительно относятся к вводимым изменениям. Успешная работа лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ) в системе стандартов невозможна без создания эффективной команды и благоприятных условий для профессионального развития каждого врача и медицинской сестры.
© Ройтберг Г Е., Кондратова Н. В., 2017
Г. Е. Ройтберг, Н. В. Кондратова
Согласно Концепции развития системы здравоохранения в Российской Федерации до 2020 года [1] одним из основных факторов создания системы качественной и доступной медицинской помощи является наличие единых на всей территории Российской Федерации стандартов оказания медицинской помощи при наиболее распространенных и социально значимых заболеваниях и патологических состояниях. В этом документе также большое внимание уделено вопросам кадровой политики: отмечено, что основными критериями эффективности кадровой политики, медицинского образования и системы стимулирования медицинских кадров являются качество оказываемой медицинской помощи и удовлетворенность пациента. Одной из главных проблем кадрового обеспечения в РФ является дефицит медицинских кадров в первичном звене здравоохранения (в 1,6 раза ниже необходимого) [5], а в странах Европы к 2020 г. возникнет нехватка около 2 000 000 квалифицированных работников. Таким образом, задачи внедрения стандартов и эффективная кадровая политика взаимосвязаны.
ОАО «Медицина» - это многопрофильная клиника в г. Москве, которая имеет сертификат качества по ISO 9001 и по международным стан-
дартам JCI, в клинике внедрена система управления качеством EFQM. С 2011 г. клиника аккредитована по системе международных стандартов JCI [3]. Клиника ОАО «Медицина» имеет в своей структуре поликлинику на 1 800 визитов в год, стационар на 50 коек. В клинике ежегодно проводится исследование удовлетворенности персонала по стандартным опросникам, которые включают в себя вопросы с оценкой по 5-балльной шкале по нескольким группам:
- общая оценка сотрудником работы в компании;
- условия труда;
- возможности профессионального роста и развития;
- справедливость оценки труда работника высшим руководством компании.
Изменение функциональных обязанностей работников
Внедрение международных стандартов качества неизбежно приводит
Таблица
Функциональные обязанности медицинской сестры до и после внедрения стандартов по отдельным разделам
Раздел стандарта с1С! До внедрения стандарта После внедрения стандарта -дополнительные обязанности
Обучение пациента и его семьи Медсестры не принимали участие в обучении пациента и членов его семьи Оценка потребности пациента в обучении. Оценка барьеров к обучению. Обучение пациента в пред-и послеоперационный период. Обучение членов семьи пациента (например, профилактика пролежней, профилактика падений)
Лекарственная терапия Выполнение назначений врача Обеспечение безопасного хранения лекарственных препаратов. Обеспечение необходимых мер при обращении с препаратами высокого риска. Обеспечение безопасности разведения и раздачи лекарственных препаратов
Хирургия и анестезиология Выполнение назначений врача Ведение карты постнаркозного периода. Планы сестринского ухода в пред- и послеоперационный период
Управление болью Выполнение назначений врача по обезболиванию Первичная оценка боли. Обучение немедикаментозным методам коррекции боли Мониторинг боли
Оценка состояния пациента Измерениеtтела и АД при поступлении и ежедневно, диурез и гидро-баланс п о назначению врача Первичная медсестринская оценка пациентов стационара - социальный статус, потребность в особом питании, функциональное состояние пациента
Права пациента и его семьи Отсутствие участия Информирование пациента о его правах
Международные цели безопасности Соблюдение правил гигиены рук Правильная идентификация пациента при выполнении сестринских манипуляций и процедур. Правильное обращение с препаратами высокого риска (хранение и введение). Процедура тайм-аута при проведении хирургических и инвазивных процедур. Независимый контроль проведения маркировки операционными медсестрами. Профилактика падений
к изменениям привычных алгоритмов работы каждого сотрудника: появляются новые требования и задачи. Так, международные стандарты JCI большое внимание уделяют роли медицинской сестры в оказании медицинской помощи. Изменения в обязанностях медицинских сестер после внедрения стандартов JCI приведены втаблице.
Похожие процессы происходят в работе всех сотрудников организации -врачей, младшего медицинского персонала, сотрудников вспомогательных служб.
Удовлетворенность персонала при внедрении международных стандартов качества
Как сотрудники относятся к изменениям? Исследование удовлетворенности персонала в клинике «Медицина» показывает, что после внедрения стандартов качества проявилась положительная динамика показателей профессионального роста сотрудников (рис. 1), сотрудники отмечают факт работы в больнице, которая имеет международное признание [4], как социально значимый.
Улучшение этих показателей связано с тем, что международные стандарты качества большое внимание уделяют организации обучения - не только необходимого повышения квалификации каждые 5 лет, но и непрерывного профессионального образования, а также развитию новых методик, вовлечению персонала в процессы управления качеством в клинике.
Один из важных мотивационных факторов, которые влияют на лояльность сотрудника к компании, - это справедливость оценки его работы. Совершенствование механизмов дифференцированной оплатытруда является одной из целей «дорожной кар-
ты» в отраслях социальной сферы [2]. Результаты динамики удовлетворенности персонала оценкой их работы за 2011-2014 гг. представлены на рисунке 2.
Внедрение международных стандартов качества позволяет сформулировать объективные показатели для каждого сотрудника, что улучшает восприятие разной оплаты труда для врачей и медицинских сестер, так как уменьшает возможность субъективной оценки.
Один из разделов стандартов JCI «Безопасность эксплуатации здания и оборудования» посвящен созданию безопасного рабочего места сотрудника, правильному обращению с опасными материалами и медицинскими отходами, управлению рисками и чрезвычайными ситуациями. После внедрения стандартов удовлетворенность сотрудников условиями труда, профессиональным уровнем и атмосферой в коллективе также повышается (рис. 3).
Исследование показывает также улучшение оценки персоналом деятельности высшего руководства компании (рис. 4).
Все эти факторы приводят к улучшению общей оценки удовлетворенности сотрудников работой в компании (рис. 5).
Ключевыми моментами в повышении общей удовлетворенности являются:
- создание возможностей для профессионального роста и развития каждого сотрудника;
- улучшение безопасности профессиональной деятельности и условий труда;
- введение объективных критериев оценки качества работы каждого
104
сотрудника в рамках дифференцированной оплаты труда;
- признание заслуг сотрудников.
Внедрение международных стандартов качества JCI в многопрофильном стационаре положительно влияет на общую удовлетворенность медицинского персонала работой в компании, а также на показатели удовлетворенности врачей и медицинских сестер возможностями профессионального развития, условиями труда и работой высшего руководства клиники.
Список литературы
1. Концепция развития системы здравоохранения в Российской Федерации до 2020 года. URL : http://federalbook.ru/files/FSZ/ soderghanie/Tom%2012/1 -9.pdf.
2. Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») «Изменения
в отраслях социальной сферы,направленные на повышение эффективности здравоохранения» : распоряжение Правительства Рос. Федерации от 28 дек. 2012 г. № 2599-р. URL : http:// legalacts.ru/doc/rasporjazhenie-pravitelstva-rf-ot-2812 2012-n-2599-r/
3. Международные стандарты аккредитации медицинскихорганизаций: пер. с англ. / под ред. А. Ю. Абрамова, Г Э. Улумбековой. М., 2013. 222 с.
4. Hye-Seung LeeYu-Jeong Yang The Effects of the Healthcare Accreditation on Hospital Employees' Satisfaction Level and Hospital Management Performance Journal of digital convergence 2014 Jan; 12 (1), р. 431-443.
5. Улумбекова Г. Э. Здравоохранение России: что надо делать. М., 2015. 699 с.
Рис. 1. Динамика удовлетворенности персонала возможностями роста и развития за 2011-2014 гг.
Рис. 2. Динамика удовлетворенности персонала оценкой качества их работы за 2011-2014 гг.
Рис. 3. Динамика удовлетворенности персонала условиями труда и атмосферой в коллективе
за 2011-2014 гг.
Рис. 4. Динамика удовлетворенности персонала деятельностью высшего руководства компании
за 2011-2014 гг.
Рис. 5. Динамика общей удовлетворенности персонала за 2011-2014 гг. (*р < 0,05)