УДК 62
Черновская Е.В.
Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации им. Главного маршала авиации А.А. Новикова (г. Санкт-Петербург, Россия)
ВНЕДРЕНИЕ МЕР УСТОЙЧИВОГО УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ В РАБОТЕ АЭРОПОРТОВ
Аннотация: в современном мире вопрос об оценке эффективности обучения приобретает особую значимость, ведь от этого зависит качество и результативность работы специалистов. А для авиационного персонала это особенно актуально, так как от уровня и качества их обучения зависит, главным образом, безопасность жизни людей. В данной статье выявлены и проанализированы параметры оценки эффективности обучения авиационного персонала и специалистов авиационной безопасности.
Ключевые слова: авиационная безопасность, летный экипаж, пассажиры, авиакомпания, угрозы.
Многие считают, что обучение летных экипажей оценке угроз безопасности является не достаточным. То, как экипажи реагируют на потенциальные угрозы на борту, могут иметь последствия для жизни и смерти пассажиров и других членов экипажа. По этой причине крайне важно, чтобы экипаж оценивал риск безопасности.
В этом исследовании рассматривается параллель восприятия рисков безопасности между летным экипажем и сотрудниками авиационной безопасности.
Угрозы безопасности на борту вызывают серьезную озабоченность у авиакомпаний и специалистов по авиационной безопасности во всем мире. Несмотря на усиление безопасности с годами нападения на коммерческую авиацию остаются главной целью террористов. Международный характер
авиаперелетов, возможность массовых жертв и зрелищность в средствах массовой информации, которую производит нападение на авиацию, будут по-прежнему делать коммерческую авиацию привлекательной мишенью. [1]
Даже незначительный инцидент с безопасностью может потребовать ценных ресурсов экипажа и значительно увеличить рабочую нагрузку экипажа в критические моменты во время полета. Пилоты, основной задачей которых является безопасная перевозка пассажиров из одной точки в другую, должны постоянно поддерживать ситуационную осведомленность во время полета на самолете и могут отвлекаться по мере увеличения их рабочей нагрузки. Бортпроводники также отмечают, что задачи обеспечения безопасности противоречат требованиям обслуживания пассажиров. [4] Потребность в том, чтобы пилоты и бортпроводники понимали свою растущую роль в обеспечении безопасности, а авиационному сообществу в улучшении оснащения экипажей для борьбы с угрозами безопасности на борту, имеет первостепенное значение для того, чтобы коммерческая авиация оставалась самым безопасным видом транспорта, известным человеку.
Таким образом, летные экипажи сталкиваются с событиями, связанными с безопасностью, на борту самолетов больше, чем когда-либо. Во время пандемии Covid-19 летные экипажи были поставлены перед необходимостью обеспечивать соблюдение новых утвержденных правительством политик, связанных с Covid-19. Летные экипажи все больше беспокоятся о своей безопасности во время этих событий. [7]
Понимание того, оценивают ли летные экипажи эти события безопасности иначе, чем специалисты по безопасности, важно для руководства авиакомпаний при разработке стратегий поддержки своих передовых сотрудников и коллективного реагирования на рост инцидентов, связанных с безопасностью, на борту самолетов. То, как авиакомпании реагируют на эти инциденты, важно, когда речь идет о предоставлении экипажам инструментов, необходимых им для безопасного соблюдения правил безопасности и предотвращения будущих инцидентов безопасности на борту. [5]
Сегодня коммерческой авиации угрожают четыре основные угрозы безопасности. Первый - это преднамеренное уничтожение самолета, например, путем подрыва взрывчатого вещества на борту или сбития самолета ракетой класса "земля-воздух". [3] Второй тип угроз проявляется в виде захвата самолета или нападения на экипаж. Третья угроза связана с атакой «мягких» целей, таких как наземный терминал или гостиница, в которой остановились экипажи. Четвертым типом угроз может быть кибератака на авиационную инфраструктуру или системы управления воздушным движением, что приводит к сбоям или может привести к крушению самолета. На большинстве рейсов борьба с угрозами безопасности на борту все чаще ложится на плечи пилотов и бортпроводников, которые традиционно не имеют опыта работы в сфере безопасности. Экипажи, как правило, не обучены так же, как и эксперты по безопасности, и им часто не хватает знаний и опыта в области безопасности для борьбы с такими угрозами. [8]
В соответствии с законодательством, установленными Федеральными авиационными правилами (ФАП), каждая авиакомпания должна была создать программу безопасности, включающую обучение летного экипажа борьбе с актами незаконного вмешательства. [1] Именно авиакомпании, а не правительство, несли финансовое бремя создания и реализации этих программ безопасности. Интерпретация нового законодательства также была оставлена на усмотрение авиакомпаний в отношении того, какое содержание включать в обучение, а также продолжительность и способ обучения экипажей.
Культура авиационной безопасности предназначена для решения внутренних проблем, таких как технические или механические неисправности, действия человека и надежность их собственных организаций. К характеристикам хорошей культуры безопасности относятся разумность и справедливость. Работники авиации обычно понимают и принимают правила безопасности, потому что правила кажутся им логичными. [2] По большей части летные экипажи считают правила и политику безопасности разумными, поскольку их поощряют учиться на ошибках и справедливо относятся к
нарушениям. Чтобы способствовать обучению, безопасность полетов требует гибкости, доверия и открытости между руководством и работниками.
Безопасность предназначена для борьбы в основном с внешними и зачастую неизвестными угрозами. В отличие от политик безопасности, которые обычно предназначены для предотвращения возникновения известных проблем, политики безопасности предназначены для предотвращения неизвестных проблем, которые могут никогда не возникнуть. Охранные функции выполняются ежедневно без каких-либо подтверждений их эффективности. Есть обычные ложные тревоги, когда дело доходит до безопасности. [6]
Несмотря на то, что многие авиакомпании имеют свои отделы безопасности и охраны, подчиняющиеся единой цепочке подчинения и преследующие одну и ту же цель - обеспечить безопасность пассажиров и экипажа, культурные различия могут быть совершенно разными, вызывая трения и даже изоляцию между двумя сторонами. [9] Сторона безопасности рассматривается как более открытая, и обмен информацией поощряется. Пилоты, бортпроводники и авиатехники обладают властью в своих организациях благодаря своему опыту работы на своих должностях. Когда дело доходит до безопасности, они утверждают, что власть является принудительной в форме введения санкций, а не их роли в авиационной организации. [8]
В то время как летный экипаж можно считать обычными сотрудниками, когда речь идет о вопросах безопасности, они, тем не менее, играют важную роль в обеспечении безопасности при возникновении угрозы на борту. Ни пилоты, ни бортпроводники не считаются экспертами по безопасности, и общее мнение состоит в том, что существует значительная разница в восприятии риска между экспертами и непрофессионалами. Это еще одна динамика, которая влияет на действия летных экипажей в отношении бортовых угроз безопасности. В авиационной безопасности восприятие риска в большей степени, чем реальная опасность, часто побуждает летный экипаж и пассажиров к действиям. [8]
Специалисты по безопасности авиакомпаний не должны предполагать, что экипажи самолетов будут смотреть на события, так сказать, через одну и ту
же линзу. Они должны быть готовы с сочувствием выслушать отчеты летного экипажа об инцидентах, связанных с безопасностью, и понимать, что восприятие может быть разным. Необходимо разработать коммуникационные стратегии, чтобы сообщать о том, как авиакомпания реагирует на эти события, связанные с безопасностью, чтобы экипажи чувствовали поддержку со стороны отдела безопасности, а также укрепляли доверие к их оценкам и рекомендациям. Специалисты по безопасности также должны сообщить экипажу, что им нужно, чтобы «помочь им помочь вам». Некоторые из этих вещей могут показаться второй натурой специалисту по безопасности, но могут быть незнакомы для экипажа, например, какие шаги необходимо предпринять, если экипаж станет жертвой нападения.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Авиационная безопасность: учебник для студентов высших учебных заведений / Б.В. Зубков, С.Е. Прозоров, С.И. Краснов, В.М. Ильин. Ульяновск: ФГБОУ ВПО «Ульяновское высшее авиационное училище гражданской авиации». 2020. 410 с;
2. Золотых В.И. О состоянии безопасности полетов. Электронный сборник «Воздушно-космические силы. Теория и практика». 2017. № 3. С. 59-68;
3. Несоленов Г.Ф. Система авиационной безопасности: Учебник для вузов. Самара: Самарский государственный аэрокосмический университет. 2011. 256 с;
4. Петрова О.С. Современные средства обеспечения авиационной безопасности // Вестник магистратуры. 2019. № 3-2 (90). С. 68-70;
5. Волков С. Г. Административно-правовые средства охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности на объектах гражданской авиации [Электронный ресурс] // Право и политика. 2019. № 8. URL: http://www.center-bereg.ru/k2192.html
Chernovskaya E.V.
St. Petersburg State University of Civil Aviation named after A.A. Novikov (St. Petersburg, Russia)
IMPLEMENTATION OF SUSTAINABLE RISK MANAGEMENT MEASURES IN AIRPORT OPERATIONS
Abstract: in the modern world, the issue of evaluating the effectiveness of training is of particular importance, because the quality and effectiveness of the work of specialists depends on it. And this is especially important for aviation personnel, since the safety of people's lives depends mainly on the level and quality of their training. This article identifies and analyzes the parameters for evaluating the effectiveness of training aviation personnel and aviation security specialists.
Keywords: aviation safety, flight crew, passengers, airline, threats.