Литература
1. Адошев А. И., Аникуев С. В., Гальвас А. В. и другие. Развитие системы образования - обеспечение будущего. Одесса, 2013.
2. Барнаш Л. В., Тимошенко Л. И., Гуц С. И. Последствия неповиновения сотрудникам правоохранительных органов при охране общественного порядка // Юристъ-Правоведъ. 2014. № 1.
3. Борисова И. И., Ливанова Е. Ю. Интерактивные формы и методы обучения в высшей школе: учебное пособие. Н. Новгород, 2011.
4. Краевский В. В., Хуторской А. В. Основы обучения: дидактика и методика: учебное пособие. М., 2007.
5. Краснокутский Д. Н., Тимошенко Л. И. Использование пейнтбольного и страйкбольно-го оборудования в обучении сотрудников спецподразделений МВД России // Научно-методические проблемы подготовки инструкторско-пе-дагогических кадров по боевой и физической подготовке для органов внутренних дел: сборник материалов VI межвузовской научно-практической конференции / под общ. ред. Л. И. Тимошенко, С. Н. Кашина. Ставрополь, 2013.
6. Кудрявцев Р. А., Земцев А. М., Земля-
ной А. И., Тимошенко Л. И. Активные методы обучения в высшей школе // Вестник АПК Ставрополья. 2013. № 4 (12).
7. Кудрявцев Р. А., Тимошенко Л. И., Тарасов В. А. Самосознание студента высшего учебного заведения // Философия права. 2014. № 2 (63).
8. Ляшенко В. Н., Тимошенко Л. И. Защита от оружия массового поражения // Актуальные вопросы совершенствования специальной подготовки курсантов и слушателей образовательных учреждений системы МВД России: сборник. Краснодар, 2014.
9. Тарасов В. А., Тимошенко Л. И. О необходимости проведения совместных практических занятий по тактико-специальной, огневой и специальной физической подготовке: сборник материалов VI межвузовской научно-практической конференции. Ставрополь, 2013.
10. Тимошенко Л. И., Нефедов В. В., Кузь-менко И. П. Безопасность жизнедеятельности: учебное пособие. Ставрополь, 2011.
11. Тимошенко Л. И. Безопасность жизнедеятельности: учебное пособие. Ставрополь, 2014. Ч. 2.
12. Тимошенко Л. И. Информатика: учебное пособие. Ставрополь, 2014. Т. 2.
УДК 378.6 (351.74) : 378.147 ББК 74.58
Т. А. Буткова
ВНЕДРЕНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС ВУЗОВ
МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ЮРИСТОВ
Автор в статье рассматривает особенности внедрения интерактивных технологий в образовательный процесс вузов МВД России, методы интерактивного обучения как инновационные способы реализации профессионального образования. Акцентирует внимание на эффекте комплексного применения интерактивных методов в процессе освоения обучаемыми учебной дисциплины как условии повышения качества подготовки сотрудников полиции.
Ключевые слова: интерактивные формы обучения, профессиональные компетенции, педагогические технологии, профессиональное образование, лекция-дискуссия, кейс-метод, метод модера-ции, микрогрупповая технология.
IMPLEMENTATION OF INTERACTIVE TECHNOLOGIES IN THE EDUCATIONAL PROCESS
OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS HIGH SCHOOLS AS A FACTOR
OF FORMATION OF LAWYERS' PROFESSIONAL COMPETENCE
The author examine the features of the introduction of interactive technologies in the educational process of institutions of the Ministry of Internal Affairs, interactive teaching methods as innovative ways to implement vocational education. The article also focuses on the effect of integrated application
of interactive methods for trainees in the course of mastering of the academic discipline as a condition for increasing the efficiency of training of specialists for organizations of the Ministry of Internal Affairs.
Keywords: interactive technologies of learning, professional competence, educational technology, professional education, lecture-discussion, case-method, method of moderation, microgroup technology.
Практическая деятельность образовательных организаций системы МВД России характеризуется разнообразными попытками создания условий для самореализации и самоопределения курсантов и слушателей на основе инновационного подхода. На современном этапе развития Министерства возникает необходимость реорганизации системы профессионального образования сотрудников правоохранительных органов как важнейшего условия повышения эффективности их профессиональной деятельности. В связи с этим подготовка выпускника считается качественной, если он овладел ключевыми понятиями, основными научными и профессиональными знаниями, выработал такие качества личности, как конкурентоспособность на рынке труда, способность к самообразованию, самосовершенствованию и повышению своего профессионального уровня, умение использовать свои знания и навыки в постоянно изменяющихся условиях.
В настоящее время основополагающие понятия возможностей будущего специалиста в его профессиональной деятельности и личностные качества называют компетенциями. Подготовка полицейских в системе МВД России требует от сотрудников хорошо сформированных профессиональных и профессионально-специализированных компетенций. Поэтому деятельность вузов системы МВД России в данном направлении давно перестала быть данью новым веяниям в образовании, а приобрела конкретный смысл и содержание [1, с. 164]. Очевидно, что все эти компетенции невозможно развить, вырастить у курсантов средствами традиционного обучения, ориентированного на формирование исключительно предметных знаний, умений, навыков. Компетентностный подход нацелен на разработку компетенций, способностей к выполнению определенных функций и поддержание результата прикладных разработок моделей специалистов и операциональных требований на каждом уровне их подготовки. Прикладной характер компетенций предполагает их интеграцию с группой, чем в значительной степени обусловлено появление понятия «компетентность», основной оценкой которого является интегративность и всесторонность знания [2, с. 58].
Новые реалии требуют формирования основных компетенций обучающихся в организациях МВД России, что реализуется посредством применения интерактивных технологий, использование которых позволяет разрешать множество проблем в процессе становления квалифицированного сотрудника органов внутренних дел.
Наиболее часто термин «интерактивное обучение» упоминается в связи с информационными технологиями, дистанционным образованием, использованием ресурсов Интернета, электронных учебников и справочников. Разработка и внедрение дистанционного обучения через локальные и мировые сети - эффективный способ использования инновационных технологий в образовании. Развитие именно этого типа обучения особенно важно для жителей удаленных от крупных городов районов, сел, стремящихся получить основное или дополнительное, высшее или специальное образование. Таким образом, дистанционно можно сдавать вступительные экзамены, получать консультации преподавателей, тестироваться на знание предметов и так далее. Инновационные технологии в обучении позволяют не только повысить качество образования в массах и ускорить процесс получения необходимых знаний, но и сделать образование более доступным в материальном плане, что немаловажно в настоящее время.
Интерактивное обучение предполагает иную логику образовательного процесса: не от теории к практике, а от формирования нового опыта к его теоретическому осмыслению через применение. Опыт и знания участников образовательного процесса служат источником их взаимообучения и взаимообогащения. Делясь своими знаниями и опытом деятельности, участники берут на себя часть обучающих функций преподавателя, что повышает их мотивацию и способствует большей продуктивности обучения [3, с. 17].
Все чаще интерактивные методы и приемы применяются в таких традиционных формах обучения, как лекция, семинар и практические занятия. На занятиях используются следующие технологии: лекция-беседа, лекция-дискуссия, кейс-метод, модерация, микрогрупповая технология.
Лекция-беседа, или диалог, предполагает прямой контакт с обучаемыми, позволяет пробуж-
дать интерес и привлекать внимание студентов к наиболее значимым вопросам темы, определять темп и содержание изложения с учетом специфических особенностей аудитории, использовать коллективный запас знаний и опыт и т. п.
Как правило, диалогическое взаимодействие производит эффект формирования компетенций. Наблюдается выявление многообразия точек зрения участников диалога, осуществляется взаимообогащение опыта: курсанты, обращаясь к практическому опыту преподавателя, личному опыту друг друга, не только слушают, но и обсуждают те или иные проблемы правоохранительной деятельности.
Лекция-дискуссия представляет собой свободный обмен взглядами, мнениями в интервалах между логически оформленными разделами сообщения учебного материала. Она обеспечивает активизацию познавательной деятельности обучаемых, повышение результативности процесса обмена информацией, дает возможность управлять мнением аудитории, использовать его для трансформирования негативных установок и ошибочных представлений некоторых обучающихся. Это лекция с интенсивной обратной связью.
Одной из форм интерактивного обучения является кейс-метод - метод коллективного анализа ситуаций. Он приобретает позитивное отношение со стороны обучающихся, которые видят в нем игру, где они имеют возможность показать и усовершенствовать профессиональные навыки, научиться действовать в команде, отработать теоретический материал, применяя его на практике, находить наиболее рациональные решения неоднозначных проблем реальной жизни.
Ситуация (кейс) представляет собой письменное описание какой-либо конкретной реальной проблемы. Курсантам дают задание проанализировать ее, разобраться в ее сути, предложить допустимые варианты решения и выбрать лучший из них.
Кейсы делятся на обучающие (искусственно организованные, содержащие элемент условности), практические (воспроизводящие реальные жизненные ситуации) и исследовательские (ориентированные на проведение исследовательской деятельности посредством использования метода моделирования).
Внедрение кейс-метода в практику преподавания необходимо. Это обусловлено, во-первых, тем, что образование ориентировано не столько на приобретение конкретных знаний, сколько на формирование навыков и умений мыслительной
деятельности, развитие способности к обучению; во-вторых, повышением требований к личностным и профессиональным качествам сотрудника органов внутренних дел.
Кейс-метод как форма индивидуальной технологии проведения практического занятия призван моделировать индивидуальную деятельность сотрудника и отрабатывать выполнение конкретной функции в реальных условиях. Для примера можно взять действия по составлению курсантом психологического портрета предполагаемого преступника в процессе изучения дисциплины «Юридическая психология». В данном случае моделированию подлежит следующее: место, время, способ преступления, улики, письменные свидетельские показания (они должны быть реальными, относящимися к конкретному делу), информационно-справочные материалы, временные рамки решения задачи, уровень ответственности за результаты деятельности, сре-довые обстоятельства, социальный «шум». Обязанность молодых сотрудников - самостоятельно составлять набросок психологического портрета предполагаемого преступника для последующей конкретизации и обсуждения.
Кейс-технология позволяет формировать навыки выполнения сложных заданий, а в составе небольших групп помогает курсантам успешно овладевать способностями анализа непредвиденных обстоятельств, вырабатывать самостоятельность и инициативность в принятии решений.
Инновационная для российского образования форма обучения - модерация - реализует основные идеи и принципы интерактивного обучения.
Как комплекс взаимосвязанных методов, приемов и условий организации коллективной деятельности учащихся, модерация позволяет вовлечь курсантов в процесс выявления, осознания и анализа проблем, возникающих в профессиональной деятельности, взаимного поиска путей их разрешения, а также совместного обучения, обмена знаниями.
Модератором является более опытный коллега учащихся в их взаимном обучении, педагог-руководитель, предлагающий свои знания, умения и навыки в процессе групповой учебной деятельности.
Деятельность модератора реализуется путем тщательного планирования содержания и организации модерационного семинара или практического занятия. Модератор создает неформальную рабочую обстановку, сочетает формальные
и неформальные подходы, мобилизует знания, интеракцию и креативность курсантов, обеспечивая включение каждого из них в поиск и выбор решения. В ходе занятия он основывается на принципах систематичности, структурированности, прозрачности и наглядности. Соответственно, в процессе модерационного занятия каждое отдельное действие логически следует за другим, чередуются организационные формы (индивидуальная работа - парная работа - групповая работа - коллективная работа (пленум), исключаются манипуляции любого рода. При этом благодаря визуализации учебного материала и активной деятельности самих участников достигается высокая степень запоминаемости.
В основу модерации положены педагогические аспекты, ориентированные на обеспечение комфортности в группе, организацию совместной деятельности курсантов по решению поставленных задач, формирование личной ответственности каждого участника процесса за достижение общего результата. Следовательно, модера-ция требуется там, где люди стремятся добиться общей цели в коллективной работе.
Например, в процессе изучения учебной дисциплины «Педагогические основы воспитательной работы в органах внутренних дел» в качестве предпосылок модерации выступают ситуации, в которых учебной группе предстоит совместное достижение результатов. С помощью модерации удается выяснить различные мнения, социальные установки курсантов, понять, в какой степени они осознают свой выбор профессии, узнать, какие проблемы правоохранительной деятельности их интересуют. Совместно с модератором курсанты осуществляют поиск путей решения этих проблем, коллективно их обсуждают и находят адекватные ответы. И такая работа с молодыми сотрудниками полиции может быть наиболее успешна, если ее цели осмысленны и точны.
Необходимо отметить, что еще больший положительный эффект на семинарских и практических занятиях достигается при совокупном применении различных интерактивных методов, в частности, кейс-метода и модерации. При этом письменное описание какой-либо конкретной реальной ситуации из правоохранительной практики рассматривается курсантом поэтапно, путем чередования модератором организационных форм. В первую очередь, курсант индивидуально осмысливает задание, содержащее, как правило, непредвиденную или еще не пережитую молодым сотрудником ситуацию, самостоятель-
но моделирует варианты своих решений, используя накопленные знания, навыки и умения, примеряя на себя роли и руководителя, и рядового сотрудника. Далее модератор предлагает обсудить проблему в паре с другим курсантом, к примеру, соседом по парте. И, наконец, третий этап представляет собой коллективную работу - обсуждение каждой ситуации из практики уже всей группой.
Такой подход гарантирует создание соревновательной обстановки, новизны в межличностном общении, вырабатывание навыков прогнозирования и моделирования ситуаций, обсуждение возникших трудностей. Немаловажным моментом является внимательное наблюдение, изучение и учет модератором психологических особенностей курсантов.
Семинарские и практические занятия с использованием интерактивных методов проходят в живой и динамичной форме, обеспечивают одновременно высокий научно-практический уровень предлагаемого обучаемым материала и его доступность. В результате наблюдается активная обратная связь, сплочение учебной группы, формирование взаимной поддержки и коллективизма.
Следует подчеркнуть, что одним из перспективных направлений совершенствования форм проведения практических занятий с курсантами в вузах МВД России является микрогрупповая технология.
Данная технология применяется для моделирования различных видов профессиональной деятельности, требующих профессиональных компетенций взаимодействия сотрудников. Моделированию подлежат как условия выполнения непосредственной задачи, так и обстановка профессионального взаимодействия. На практических занятиях преподаватель разбивает учебную группу на подгруппы и ставит перед ними определенные задачи. Обучаемые в составе подгрупп в течение указанного времени пытаются найти решения. Затем преподаватель просит представителя одной из подгрупп озвучить результаты работы. После этого оценивается степень влияния взаимодействия в подгруппах на эффективность выполнения задания. В ходе группового обсуждения вырабатываются принципы и способы эффективного взаимодействия, у молодых сотрудников формируется способность брать ответственность на себя, что, в свою очередь, ведет к развитию у обучаемых таких важных качеств личности сотрудника полиции, как реши-
тельность, оперативность, умение просчитывать степень риска, прогнозировать последствия своих действий.
Таким образом, психолого-педагогические технологии планируются и реализуются так, чтобы за период обучения каждая из них была гарантированно выполнена применительно к каждому выпускнику.
Внедрение интерактивных форм обучения является одной из главных тенденций совершенствования подготовки курсантов в современном вузе МВД России, направленной на формирование ключевых компетенций будущих сотрудников органов внутренних дел. Поэтому основные методические инновации связаны сегодня с применением именно интерактивных методов обучения.
Современное образование без использования интерактивных методов и мультимедийных технологий практически невозможно, так как это позволяет представить учебный материал не только в традиционном, но и в более доступном восприятию курсантов визуально-вербальном виде. Наибольший эффект интерактивные методы при-
носят при их комплексном применении в процессе освоения учебной дисциплины. В сочетании с традиционными видами учебной работы достигается более высокое качество профессиональной подготовки сотрудников полиции.
Литература
1. Душкин А. С. Совершенствование форм проведения практических занятий с курсантами и слушателями в вузах МВД России на основе моделирования ситуаций оперативно-служебной деятельности // Актуальные проблемы преподавания психолого-педагогических дисциплин в современных условиях: материалы Всероссийской научно-практической конференции (г. Москва, 24 апреля 2013 года). М., 2013.
2. Руднева Т. И. Педагогика профессионализма. Самара, 2011.
3. Ступина С. Б. Технологии интерактивного обучения в высшей школе: учебно-методическое пособие. Саратов, 2009.