Однако для экономики первостепенную важность имеет планирование промышленного производства, а следовательно, промышленная политика должна быть
представлена в форме четко сформулированного государственного документа, эффективно внедряемого в действие.
Библиографический список
1. Авдашева С., Шаститко А. Промышленная и конкурентная политика: проблемы взаимодействия и уроки для России // Вопросы экономики. 2003. № 9. С. 22.
2. Алаев Э.Б. Социально-экономическая география. Понятийно-терминологический словарь. М.: Мысль. 1983. С. 191194.
3. Баранский Н.Н. Избранные труды: становление советской экономической географии. М.: Мысль, 1980. С. 204.
4. Кондратьев В. Промышленная политика или политика конкурентоспособности. Структурные и секторальные аспекты. Качество роста. Направления конкурентоспособного роста. М.: Фонд комплексных прикладных исследований, 2003. 120 с.
5. Маергойз И.М. Территориальная структура народного
хозяйства и некоторые подходы к ее исследованию: сб. «Территориальная структура народного хозяйства». М., 1976. С. 8-12.
6. Мау В. Экономико-политические итоги 2002 г. и особенности экономической политики // Вопросы экономики. 2003. № 2. С. 12-15.
7. Норт Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики. М.: Мысль, 1997.
8. Смирнов Е. Инновационный вектор промышленной политики Европейского Союза // Международная экономика. 2007. № 2. С. 58.
9. Татаркин А., Романова О., Филатова М. Структурная перестройка промышленности как элемент длинного нового процесса // Федерализм 2000. № 4. С. 12-15.
УДК 338
ВНЕДРЕНИЕ ИНТЕГРИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА В СТАЦИОНАРНОЙ ТЕПЛОЭНЕРГЕТИКЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КЛЮЧЕВЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ
1 9
© А.А. Еременко1, Т.М. Лескова2
Забайкальский институт железнодорожного транспорта, 672040, Россия, г. Чита, ул. Магистральная, 11.
Рассмотрены проблемы и пути их решения при внедрении систем менеджмента, базирующихся на системе менеджмента качества, применительно к стационарной теплоэнергетике. Обоснован подход к внедрению интегрированной системы менеджмента, включающей систему менеджмента качества, энергетический менеджмент, экологический менеджмент, систему профессионального здоровья и охраны труда. Предложен алгоритм формирования системы ключевых показателей эффективности интегрированной системы менеджмента в стационарной теплоэнергетике. Ил. 3. Библиогр. 9 назв.
Ключевые слова: система менеджмента качества; система энергетического менеджмента; система экологического менеджмента; система менеджмента профессионального здоровья и охраны труда; интегрированная система менеджмента; система ключевых показателей эффективности.
INTRODUCING INTEGRATED MANAGEMENT SYSTEM IN STATIONARY HEAT AND POWER ENGINEERING USING KEY PERFORMANCE INDICATORS A.A. Eremenko, T.M. Leskova
Transbaikal Institute of Railway Engineering, 11 Magistralnaya St., Chita, Russia, 672040.
The article discusses the problems and their solution methods when implementing management systems based on the quality management system as applied to stationary heat and power engineering. It grounds an approach to introducing an integrated management system that includes a quality management system, energy management, environmental management and the system of occupational health and labour protection. An algorithm to form the system of key performance indicators of the integrated management system in stationary heat and power engineering is proposed. 3 figures. 9 sources.
Key words: system of quality management; energy management system; management system of occupational health and labour protection; integrated management system; system of key performance indicators.
Одним из важнейших направлений развития си- ориентация на наиболее полное удовлетворение по-стем менеджмента, начиная с конца XX века, является требностей клиентов, постоянное совершенствование
1 Еременко Александр Алексеевич, старший преподаватель кафедры экономики, тел.: 89144683700, e-mail: [email protected] Eremenko Alexander, Senior Lecturer of the Department of Economics, tel.: 89144683700, e-mail: [email protected]
2Лескова Татьяна Михайловна, доктор экономических наук, профессор, зав. кафедрой экономики, тел.: 89144579832, e-mail: lgvzab(5)mail.ru
Leskova Tatyana, Doctor of Economics, Professor, Head of the Department of Economics, tel.: 89144579832, e-mail: [email protected]
качества продукции и бизнес-процессов, учет интересов общества, построение социально ориентированной модели бизнеса.
Основным инструментом реализации такой модели управления стала разработка и широкое внедрение в практику системы менеджмента качества (СМК), которая эволюционировала от отдельной функциональной системы управления в комплексную систему управления бизнесом, на основе которой появились и активно развиваются другие системы менеджмента, такие как система экологического менеджмента (СЭМ), система профессионального здоровья и охраны труда (СПЗиОТ), система социальной ответственности бизнеса (ССОБ) и другие.
Для каждой системы менеджмента, базирующейся на СМК, были разработаны и приняты соответствующие международные и национальные стандарты, основной целью имеющие обозначить требования, которым должна соответствовать компания, и определить механизмы сертификации предприятий на соответствие стандартам.
Необходимо также отметить появление в 2011 году еще одной важнейшей системы менеджмента, базирующейся на СМК, - системы энергетического менеджмента (СЭнМ). Ее появление стало ответом бизнеса на обострение проблемы постоянного роста потребления топливно-энергетических ресурсов (ТЭР) в условиях их ограниченности и роста цен. Основная цель СЭнМ - удовлетворение потребностей развития производства в ТЭР за счет энергосбережения и повышения энергетической эффективности, то есть за счет перехода на интенсивный характер использования и управления ТЭР.
Таким образом, можно увидеть достаточно большое количество функциональных систем управления, базирующихся на СМК, которые уже более двадцати лет внедряются в экономически развитых странах мира. Внедрение таких систем менеджмента уже стало для большинства потребителей синонимом высокого качества продукции и эффективности бизнеса ее производителей.
В нашей стране активная фаза внедрения систем менеджмента, основанных на СМК, началась в первом десятилетии XXI века, с момента принятия в 2001 году национальных стандартов СМК ИСО 9001, полностью аутентичных международным. Большое количество ведущих российских компаний к настоящему времени успешно провели внедрение СМК в свою деятельность, что отражается не только в повышении эффективности их работы с отечественными потребителями, но и на международных рынках.
Диспропорции развития экономик различных стран мира привели к тому, что если традиционно экономически развитые страны могли постепенно внедрять системы менеджмента, базирующиеся на СМК, то активно развивающимся в последнее десятилетие странам и их компаниям просто нет времени тратить несколько лет на постепенное внедрение систем менеджмента и их адаптацию между собой. В связи с этим появилась потребность в разработке и внедрении интегрированной системы менеджмента
(ИСМ), включающей две и более системы менеджмента, базирующихся на СМК.
Сегодня проблеме внедрения ИСМ на российских предприятиях уделяется больное внимание со стороны ученых и исследователей [6, 9]. При этом практически все авторы соглашаются, что ИСМ не может носить универсальный характер, а в каждом конкретном случае она должна быть разработана и адаптирована применительно к сфере деятельности, имеющимся ресурсам и условиям функционирования предприятия.
Целью настоящего исследования является определение возможной конфигурации ИСМ и системы показателей эффективности ее внедрения применительно к предприятиям стационарной теплоэнергетики компании ОАО «Российские железные дороги».
На первом этапе необходимо было изучить существующую систему управления ТЭР компании, определить в ней роль и место стационарной теплоэнергетики, изучить особенности и жизненный цикл ее продукции.
В структуре компании ОАО «РЖД» функции теплоснабжения осуществляет обособленное структурное подразделение - Центральная дирекция теплово-доснабжения (ЦДТВ) с региональными филиалами на сети железных дорог. В соответствии с текущим этапом структурной реформы компании ОАО «РЖД» ЦДТВ не является центром прибыли и инвестиций: вся выручка компании концентрируется на едином расчетном счете с последующим централизованным финансированием структурных подразделений на условиях бюджетирования. Но в перспективе, после 2015 года, планируется подготовить и выделить ЦДТВ в самостоятельное дочернее или зависимое общество с привлечением частного капитала.
На момент исследования в целом по компании ОАО «РЖД», в том числе и в ЦДТВ, проводится подготовительная работа к внедрению СМК, разработана и действует соответствующая функциональная стратегия [3]. Параллельно проводятся работы по разработке и внедрению элементов системы энергетического менеджмента. Это, в первую очередь, внедрение автоматизированной системы по комплексному учету выработки и потребления ТЭР (АСКУ ТЭР), в которой реализованы блоки по учету выработки ТЭР, контролю над эффективностью использования ТЭР, нормированию ТЭР и другие.
Выбор способа и последовательности внедрения систем менеджмента, базирующихся на СМК, во многом определяется основными свойствами и жизненным циклом единственной продукции (товара) стационарной теплоэнергетики - тепловой энергии.
Тепловая энергия как товар имеет следующие специфические свойства:
- потребитель не может «потрогать ее руками», а может оценивать только по желаемому уровню температуры в помещении;
- поставка товара осуществляется непрерывно (прекращение поставки может привести к непоправимым последствиям для потребителя, поэтому принципиальное значение для него имеет надежность и без-
аварийность работы поставщика тепловой энергии), нельзя создать запасы и резервы такого товара;
- для потребителя важно, по какой цене приобретается тепловая энергия и есть ли возможность снизить ее за счет других поставщиков или самостоятельного отопления помещений;
- потребителю важно, чтобы его отопительные приборы не засорялись и не портились преждевременно из-за несоблюдения поставщиком технологических параметров и химического состава теплоносителя;
- потребителю важно, чтобы в окружающую среду, особенно в атмосферу, попадало как можно меньше вредных веществ, способных оказать влияние на состояние его здоровья.
В связи с ограниченностью мировых запасов ТЭР при постоянно растущих темпах их потребления важнейшей задачей поставщика тепловой энергии является максимально эффективное ТЭР, а также других ресурсов, задействованных в процессе выработки и поставки теплоэнергии (котельное оборудование, тепловые сети, теплоноситель, человеческие ресурсы и др.). В рамках энергосберегающей политики мероприятия по экономии энергии и повышению энергетической эффективности должны проводиться как на федеральном уровне, так и на уровне отдельных хозяйствующих субъектов.
Жизненный цикл тепловой энергии заключается в нагреве теплоносителя до определенных параметров за счет сжигания ТЭР, доставке его до потребителя с минимальными потерями теплоносителя и тепла, потреблении тепловой энергии через отопительные приборы потребителем, в результате чего температура теплоносителя снижается, возврате теплоносителя с минимальными потерями в стационарный теплоисточник. Далее процесс начинается заново в непрерывном режиме.
Если рассматривать особенности технологического процесса в стационарной теплоэнергетике, то можно выделить следующие ключевые моменты:
1. Одним из основных и важнейших ресурсов в стационарной теплоэнергетике являются топливно-энергетические ресурсы. От эффективности их использования во многом зависят конечные результативные показатели деятельности. Для решения этих вопросов используется система энергетического менеджмента, базирующаяся на международном стандарте ISO 50001. В соответствии с действующим в нашей стране законодательством [1] предприятия должны не менее одного раза в пять лет проходить энергетическое обследование (энергоаудит) и по его итогам разрабатывать и реализовывать программу энергосберегающих мероприятий.
2. В зависимости от вида используемого ТЭР в процессе его сгорания образуются вредные вещества, оказывающие влияние на окружающую среду. Значительную долю затрат на выработку тепловой энергии занимает плата за предельно допустимые и сверхнормативные выбросы вредных веществ в окружающую среду. Для угольных котельных, составляющих
большинство в ЦДТВ, большое значение имеют вопросы утилизации отходов, получаемых в результате сжигания твердого топлива. В соответствии с действующими нормативно-правовыми документами в сфере экологии предприятия должны регулярно проходить экологический аудит и иметь экологический паспорт, а также план мероприятий по снижению воздействия вредных факторов на окружающую среду. Вопросами повышения эффективности в этой области призван заниматься экологический менеджмент и система стандартов ИСО серии 14000.
3. Процесс выработки тепловой энергии является непрерывным и сопровождается высокими температурами сжигания ТЭР, высоким давлением, создаваемым в котельном оборудовании и магистральных сетях для подачи тепловой энергии к потребителю и обратно, сложными процессами химической очистки теплоносителя. В соответствии с действующим законодательством для допуска к эксплуатации котельных установок и тепловых сетей требуется прохождение обязательной экспертизы по промышленной безопасности и получения по ее результатам лицензии в органе сертификации и надзора в этой области - Ро-стехрегулирование. Это вызывает повышенные требования в области профессиональной безопасности и охраны труда персонала, обеспечение которых достигается с помощью соответствующей функциональной системы менеджмента по международному стандарту OHSAS 18001.
Еще одним важным моментом является то, что в такой узкоспециализированной дирекции, как ЦДТВ, всеми вопросами повышения эффективности и качества деятельности занимается небольшой круг специалистов, как правило, сконцентрированных в одном производственно-техническом отделе. Параллельное или последовательное внедрение независимых функциональных систем управления, базирующихся на СМК, может привести к обратному эффекту: необходимости создания новых должностей и подразделений, большого объема документации, запутыванию и «торможению» деятельности, увеличению рисков [8]. Как мы видим, все рассмотренные выше процессы направлены на достижение одной цели - постоянное улучшение качественных характеристик тепловой энергии, выражающееся в ее энергоэффективности, экологичности, безопасности, надежности и других свойствах, направленных на удовлетворение потребителей. Предлагаемая модель интегрированной системы менеджмента представлена на рис. 1. При этом подразумевается модель одновременного внедрения всех систем менеджмента в рамках единой ИСМ.
При разработке ИСМ необходимо четко сформулировать миссию или общую стратегию ее внедрения, ориентируясь на функциональные стратегии компании ОАО «РЖД», соответствующие системам менеджмента, входящим в ИСМ, применительно к стационарной теплоэнергетике [2-5]. В общем виде механизм реализации миссии ЦДТВ при внедрении ИСМ можно представить так, как это показано на рис. 2.
Основная система менеджмента
Стандарт ISO 50001
Система энергоменеджмента
Включает все процессы по энергосбережению и повышению
энергетической эффективности выработки тепловой энергии
Дополнительная система
Стандарт OHSAS 18001
Включает процессы, направленные на обеспечение производственной безопасности и охраны труда
Система промышленной безопасности и охраны труда
Рис. 1. Модель интегрированной системы менеджмента в стационарной теплоэнергетике
Для дальнейшего исследования большой интерес, с нашей точки зрения, представляет система формирования ключевых показателей эффективности бизнеса - Key Performance Indicator (KPI), которая является инструментом управления в методологии Balanced Scorecard - BSC (Система сбалансированных показателей - ССП) [7]. Она использует процессный подход и основана на формировании четко сформулированных взаимосвязанных ориентиров для достижения стратегических целей компании.
Концепция KPI исходит из того, что для достижения стратегических целей деятельности компании
должны эффективно решаться задачи по четырем основным направлениям (перспективам):
1. Финансы - достижение максимальных результатов финансовой деятельности. В связи с тем, что важнейшей задачей для ДТВ является реализация отраслевой программы энергосбережения и инвестиционной программы дирекции, то в этой группе должны также рассматриваться инвестиции.
2. Клиенты - достижение максимального уровня удовлетворенности клиентов.
3. Процессы - достижение максимальной эффективности внутренних бизнес-процессов, в том числе в области обеспечения их качества.
Рис. 2. Механизм реализации миссии ЦДТВ при внедрении ИСМ
4. Сотрудники - достижение максимального уровня удовлетворенности сотрудников условиями работы и карьерного роста, личная вовлеченность каждого сотрудника в достижение стратегических результатов.
В соответствии с методологией разработки ССП необходимо построить стратегическую карту ЦДТВ по достижению стратегических целей и миссии компании с учетом каждого из вышеуказанных направлений развития (рис. 3).
Построение стратегической карты развития ЦДТВ при внедрении ИСМ помогает установить взаимосвязи между ключевыми показателями эффективности, выделить те из них, которые являются обобщающими для других, и разработать систему сбалансированных показателей, характеризующих эффективность деятельности ЦДТВ по четырем основным направлениям:
• в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
• в области качества продукции и бизнес-процессов;
• в области снижения влияния вредных веществ на окружающую среду;
• в области промышленной безопасности и охраны
здоровья.
На следующем этапе выбираются конкретные показатели, определяющие эффективность внедрения ИСМ по каждому направлению. Перечень полученных показателей в соответствии с методологией ССП делится на отсроченные и опережающие показатели. Опережающие показатели являются плановыми значениями с перспективой их достижения в течение одного года. Отсроченные показатели определяют стратегические ориентиры развития ЦДТВ в рамках ИСМ с перспективой их достижения от трех до пяти лет. Именно отсроченные показатели и сформируют систему ключевых показателей эффективности Ш, целевые значения которых могут быть приняты в соответствии с функциональными стратегиями развития компании ОАО «РЖД». Как показано на рис. 3, конечной целью формирования ИСМ с использованием ключевых показателей эффективности Ш к моменту обособления ЦДТВ в самостоятельный хозяйствующий субъект является формирование инвестиционной привлекательности ЦДТВ за счет системной работы по постоянному улучшению результатов финансово-хозяйственной деятельности.
Внедрение интегрированной системы менеджмента
Повышение качества теплоснабжения
Усиление контроля за потерями тепловой энергии и соблюдением норм ПДВ
Улучшение условий охраны и безопасности труда
Обучение и повышение квалификации сотрудников
Вовлечение и мотивация сотрудников
Рис. 3. Стратегическая карта целей ЦДТВ
Предлагаемый алгоритм формирования ключевых показателей эффективности ИСМ в ЦДТВ может быть реализован в специализированных автоматизированных системах формирования и управления ССП, таких как Business Studio, «1С: Предприятие», АСКУ R3 и
многих других. Концепция внедрения ИСМ и формирования системы ключевых показателей эффективности может использоваться не только для предприятий стационарной теплоэнергетики, но и для других предприятий топливно-энергетического комплекса.
Библиографический список
1. Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: федер. закон РФ от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ // Российская газета. 2009. № 5050.
2. Отраслевой стандарт СТО РЖД 1.15.002-2008 Система управления охраной труда в ОАО «РЖД». Общие положения: распоряжение ОАО «РЖД» от 30 июня 2008 г. № 1613р.
3. Функциональная стратегия управления качеством в ОАО «рЖд»; утв. распоряжением ОАО «РЖД» от 15 января 2007 г. № 46р.
4. Экологическая стратегия ОАО «РЖД» на период до 2015 года и перспективу до 2030 год; утв. распоряжением ОАО «РЖД» 13.02.2009 г. № 293р
5. Энергетическая стратегия железнодорожного транспорта
на период до 2010 года и на перспективу до 2030 г.; утв. распоряжением ОАО «РЖД» от 11.02.2008 г. № 269р.
6. Егорова Л.А. Проблемы и перспективы интеграции систем менеджмента // Сертификация. 2004. № 2. С. 12-19.
7. Каплан Р., Нортон Д. Организация, ориентированная на стратегию. Как в новой бизнес-среде преуспевают организации, применяющие сбалансированную систему показателей. М.: Олимп-Бизнес, 2009. 416 с.
8. Марцынковский Д.А. Разработка методов интеграции систем менеджмента на основе стандартов ISO, принципов управления качеством и рисками: дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05. Иркутск, 2010. 183.
9. Свиткин М.3. Интегрированные системы менеджмента // Стандарты и качество. 2004. № 2. С. 56-61.
УДК 330.332.214
СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОГО СТРОИТЕЛЬНОГО ЗАКАЗА КАК ОСНОВА ЭФФЕКТИВНОГО РАСХОДОВАНИЯ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ, ДОПОЛНЕНИЯ ИХ ВНЕШНИМИ ИНВЕСТИЦИЯМИ И СТИМУЛИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ
© П.А. Касянчик1, А.В. Пешков2
Иркутский государственный технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.
Проведен анализ системы государственного регулирования в сфере государственных закупок. Дана характеристика особенностей государственного строительного заказа. Определены пути последовательной оптимизации данной сферы; приведенные теоретические положения показывают, что для реализации всех составляющих потенциала, заложенного в системе государственных закупок, необходимо использовать весь арсенал повышения эффективности предпринимательской деятельности государства. Основываясь на результатах исследований, имеющихся в российской науке, предпринимательскую сторону государственного заказа целесообразно исследовать с помощью термина государственный прокьюремент. Определено теоретическое обоснование государственного прокьюремента и механизмы его практического использования. Ил. 2. Библиогр. 11 назв.
Ключевые слова: государственный строительный заказ; экономия бюджетных средств; внешние инвестиции; ресурсный потенциал; принципы процессного управления; инновационные процессы.
PUBLIC BUILDING CONTRACT SYSTEM AS A BASIS FOR EFFICIENT BUDGET SPENDINGS, THEIR SUPPLEMENT WITH FOREIGN INVESTMENTS AND INNOVATION INCENTIVE IN CONSTRUCTION P.A. Kasyanchik, V.V. Peshkov
Irkutsk State Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, Russia, 664074.
The article analyzes the government regulatory system in the field of public procurement. It characterizes the features of the state building contract and identifies the courses of consistent optimization of the sphere. Provided theoretical provisions show that the implementation of all the components of the public procurement system potential is feasible due to the obligatory use of the whole arsenal to increase the entrepreneurial efficiency of the state. Based on the study results, available in Russian science, the business side of the public contract should be examined in terms of state procurement. The theoretical basis of the state procurement and mechanisms of its practical application are defined. 2 figures. 11 sources.
Key words: state building contract; budgetary savings; foreign investment; resource potential; principles of process management; innovation processes.
1 Касянчик Павел Иванович, кандидат экономических наук, доцент кафедры экспертизы и управления недвижимостью, тел.: (Э952) 405412, e-mail: [email protected]
Kasyanchik Pavel, Candidate of Economics, Associate Professor of the Department of Real Estate Expertise and Management, tel.: (Э952) 405412, e-mail: [email protected]
Пешков Артем Витальевич, аспирант кафедры экспертизы и управления недвижимостью, тел.: (3952) 405611, e-mail: [email protected]
Peshkov Artem, Postgraduate of the Department of Real Estate Expertise and Management, tel.: (Э952) 405611, e-mail: [email protected]