УДК 338.46.001.76 ББК: 65.49
Атаева В.Х. - к.э.н., доцент кафедры аудита и финансового контроля ДГТУ
Atayeva W.H. - candidate of economic science, docent, department of audit and financial control of the DSTU
ВНЕДРЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ МЕТОДОВ В УПРАВЛЕНИЕ СФЕРОЙ КУЛЬТУРЫ
INTRODUCTION OF INNOVATIVE METHODS IN THE MANAGEMENT OF THE CULTURAL SPHERE
В статье рассматриваются методы управления сферой культуры, анализируются проектные и программные методы. Раскрываются функции, выполняемые проектами и программами. Исследуются признаки и инструменты, с помощью которых повышается привлекательность проекта в сфере культуры. Рассматриваются информационные инновации в культурной сфере. Ключевые слова: инновации, управление сферой культуры, проектное управление, программное управление, привлекательность проекта, информационные инновации
The article deals with culture sphere management methods, analyzed the design and programming techniques. Disclosed are the functions performed by the projects and programs. We study the signs and instruments by which the increased attractiveness of the project in the field of culture. Considered information innovation in the cultural sphere.
Keywords: innovation, management culture, project management, program management, project attraction, Information Innovation
Постиндустриальное развитие экономики естественным образом формирует новые взаимоотношения человека с обществом, новые стереотипы поведения личности и общностей на культурном поле, которое взаимодействует с государством через сферу культуры. Интеллектуальное развитие человека складывается под воздействием множества факторов, часть которых находится в области информационной, технологической, часть же - в области неовеществленной цивилизованности, в сфере сохранения традиций и путей развития личности. Удовлетворение потребностей человека в невещественных ценностях - задача сферы культуры, управление этой сферой и создание условий для ее эффективной деятельности - задача государства.
В контексте настоящей статьи необходимо рассмотреть взаимодействие ключевых сущностей: управления и инновации, обусловленное постоянными изменениями в среде обитания человека и его цивилизационной деятельности.
Смысл и сущность понятия «инновация» в настоящее время приобретает несколько сложных оттенков. Поскольку повышение эффективности управления сферой культуры по сути является определение наиболее эффективных методов взаимодействия государства с культурной средой, то имеет смысл рассматривать инновации в самой среде и инновации в системе взаимодействия с ней, инновации в сфере управления средой.
Одной из таких инноваций какое-то время была децентрализация управления, но, в полном согласии с закономерностями развития, она стала действующей системой с собственными устоявшимися инструментами. Инновация проявилась в применении проектного метода управления, позволяющего целенаправленно привлекать и использовать
ресурсы. В сфере культуры продуктом является неовеществленный результат, зачастую не имеющий адекватной материальной ценности, поэтому проектный метод установился в культурной среде как наиболее эффективная модель управления процессом дискретного фрагментированного и низкотехнологичного производства. Проектная система управления позволяет установить для процессов временные и ресурсные рамки, ограничивающие использование конкретного объема направленных ресурсов, а это, в свою очередь, создает возможности для оценки эффективности деятельности с точки зрения затрат на нее и полученного в течение определенного времени социального результата.
Проектная деятельность дала возможность обеспечить процессы децентрализации за счет придания управлению гибкости, а управляемым процессам - адекватности для оценок. Управление в проектной системе должно иметь простую структуру, создающую своевременные управленческие импульсы с обратной связью, но не вводящую системных и административных ограничений в творческий процесс. Именно такой подход позволяет делать выводы о результатах деятельности и сравнивать их с привлеченными ресурсами. [3]
Поскольку процесс децентрализации вызвал неизбежные сокращения государственного финансирования в части культурной сферы, проектный подход оказался наиболее эффективным способом компенсации части потерь за счет привлечения сторонних ресурсов. Кроме того, именно в условиях проектного управления может реализовываться модель сотрудничества государства и бизнеса, решающих, каковы доли каждого из участников инвестиций в культурную среду, и не вступающих в конкуренцию при получении результатов. Организационная и управленческая эффективность проекта заключается в возможности ограниченного целеполагания, исключающего разброс ресурсов и нецелевое направление средств в ущерб отдельным видам деятельности. Адаптация культурной сферы и ее взаимоотношений к реалиям рыночной экономики происходит наименее болезненно и с наименьшими потерями за счет реализации проектов - своего рода тоннелей, выводящих в целевые пространства.
Программно-целевой подход, как и проектный, получил широкое распространение благодаря пристальному изучению зарубежного опыта.
В рамках этого подхода удалось адаптировать культурную деятельность к изменениям, начавшимся еще в 1989 году. Благодаря программно-целевому подходу удалось освоить технологии направления бюджетных средств на достижение целей социального заказа. Программа стала документом, благодаря которому на бюджетные средства распространилась система договорных взаимоотношений.
Программа, как метод деятельности, оформленный в соответствии с определенными требованиями, позволяет регулировать систему привлечения средств из внебюджетных источников, рассчитывая на их некоммерческое применение. Именно программа позволяет решить задачу совмещения финансирования или частичного замещения финансирования при дефиците бюджета на условиях соблюдения договорной дисциплины.
Программа является одним из развитых инструментов современного менеджмента, значительно расширяющих возможности деятельности за счет диверсификации финансирования и распределения средств в зависимости от целеуказания. Программа даже в культурной среде рассматривается как экономический инструмент, что немаловажно в условиях рыночной экономики. Программное финансирование предполагает выделение средств на достижение конкретной цели в строго оговоренные сроки, при соблюдении разработанных планов реализации и отчетности. При этом участники финансирования вправе договариваться о
целях программы, сроках и способах ее реализации, но не могут нарушать установленного порядка без общего согласия и соответствующего изменения программных документов.
Можно рассматривать программу как метод хозрасчетного направления бюджетных средств. Следует указать, что программа оставляет меньше свободы в ходе реализации, но не ограничивает творческой свободы в конкретных процессах. Программа может содержать в своей структуре проекты, рамки которых устанавливают компетенции и внутреннюю независимость их участников. Программа, будучи экономическим методом, обеспечивает определенную защиту участникам, исполнителям и инвесторам благодаря наличию договорных обязательств. [1]
Основные функции, выполняемые проектами и программами:
- возможность решения социальных вопросов с помощью действенных финансовых инструментов;
- формирование отношений с обязательствами;
- информирование спонсоров, инвесторов и доноров о необходимости финансирования;
- демонстрация социальной, культурной, художественной значимости продукта;
- формирование представления о продукте, как о имеющем реальную ценность не только культурного характера, но и коммерческую составляющую, вызывающую интерес инвесторов.
Исходя из перечисленных требований к проекту или его признаков, можно перечислить признаки и инструменты, с помощью которых повышается привлекательность проекта:
- демонстрация социальной значимости проекта;
- предоставление аргументов в пользу дальнейшего развития проекта;
- уникальность самой идеи проекта и пути его реализации;
- информационная значимость проекта, перспектива его освещения в средствах массовой информации;
- актуальность с политической точки зрения, политическая и государственная ангажированность;
- корректность, антидискриминационная сущность в отношении отдельных групп потенциальных потребителей;
- потенциал стратегического партнерства;
- финансовый и экономический потенциал проекта для инвесторов;
- финансовая и экономическая эффективность проекта; -некоммерческий характер;
- творческий потенциал проекта и его участников.
Для успешной аккумуляции средств на осуществление проекта, необходимо осознавать новые возможности и существующие объективные ограничения в выборе методов - бюджетное финансирование сферы культуры предполагает использование нескольких источников средств, каждый из которых дополняет бюджетные. Это означает приоритет конкурсного способа, как со стороны потенциальных инвесторов, так и со стороны самих организаторов проекта. Следует отметить, что спонсора тоже выбирают по ряду критериев, причем наибольшее предпочтение отдается тому, кто готов финансировать проект, избегая ограничений свободы творчества и не ставя условий организаторам. Программный подход дает возможность как спонсорам, так и организаторам выставлять встречные условия для изыскания компромисса - наиболее эффективным становится конкурсный отбор.
Не следует забывать, что целью программного подхода является реализация заложенных в программу идей - цели программы должны соответствовать реализуемым идеям, то есть достижение установленных в программе идейных положений проектов должно интересовать
спонсоров не меньше, чем просто факт реализации положений программы. От культурной политики следует ожидать направленности на улучшение общественного состояния, так и программы, сформированные в рамках культурной политики, должны иметь выраженную направленность и социальную значимость, не менее важную, чем творческая составляющая. Государство, как и сторонний спонсор, вправе ожидать от проекта и программы не только возможности творческого самовыражения одного деятеля или коллектива, но и социального резонанса от этого выражения. Причем резонанс этот может увязываться с представлениями государства или спонсора о желаемом для них эффекте от реализации программы.
С системной точки зрения, программа и проект есть инструменты изменения состояния некоей системы для придания ей иного качества или выделения определенных признаков в ее состоянии. В процессе управления и целеполагания можно рассматривать как необходимость создания новой культуры, так и поддержание имеющейся, формирование новых течений, возрождение утраченных направлений. Это формируется через стратегические установки, заложенные в культурной политике. Рассмотрение перспектив и представление о направленном развитии объекта финансирования - необходимое условие с точки зрения следование программы имеющейся политики. Культура есть не вторичный, а образующий фактор развития, поэтому культурная политика должна рассматривать стратегические перспективы и следовать в направлении, установленном стратегическими целями. На региональном уровне необходимо учитывать факторы локального происхождения и дифференцировать цели в зависимости от их соответствия региональным и локальны условиям реализации общей культурной политики. Именно в этом и выражается основной смысл децентрализации, позволяющей дифференцировать цели в зависимости от условий среды.
С учетом перечисленных особенностей, становится понятной важность соотнесения целей культурной политики в целом, региональной политики и целей программ и проектов, реализуемых в рамках этих политик. Программа, как продукт деятельности управленческого характера, должна быть модифицируемой с учетом изменений внешних условий, для чего необходимо создавать инструменты мониторинга и коррекции ее положений. При этом новые управленческие подходы и методики формируются с учетом использования «направляющего и корректирующего» управления, с минимальным командным воздействием. Современное управление основано на достижении баланса целей и средств, привлекаемых к их достижению, для чего и важно привлечение нескольких источников финансирования, придающее управлению должную гибкость в принятии решений и формировании управляющих воздействий. Программы, реализуемые в настоящее время, в большинстве своем носят необратимый, безвозвратный характер по отношению к вложенным в них средствам. Поэтому баланс эффективности и целесообразности должен соблюдаться на основании соотнесения расходов -привлеченных средств - с полученным эффектом в его приближенном к адекватному выражению состоянии. В этом смысле необходимо установить четкие грани для понимания разницы между эффектом и эффективностью, которую можно кратко определить как совокупность эффектов, приводящую к достижению стратегических целей.
Зачастую в системе государственного управления от культурной программы ожидают именно эффекта в предельно коротком временном периоде, не рассматривая культуру в качестве определяющего фактора развития общества и связанного с ним общего прогресса социально-
экономического состояния. В этом случае органы управления начинают пренебрегать долгосрочными перспективами, рассматривать культурные программы как монополизированные для достижения показателей области деятельности, что приводит к ограничениям в поиске альтернативных источников финансирования.
Внутренняя структура программы может представлять собой совокупность связанных по признакам и целям проектов, при этом цели проекта лежат в рамках целей программы, но на определенном этапе могут становиться самостоятельными. Социальный проект и программа характеризуются длительностью периода, необходимого для достижения целей.
На региональном уровне особое значение приобретают программы и проекты, способствующие развитию местных, специфических направлений, характерных только для данного региона или находящихся в его территориальных границах локальных культурных сред национального происхождения. Эти программы реализуются в качестве естественного элемента общей культурной политики, всегда носящей интеграционный и обобщающий характер в рамках многонационального государства с поликультурной средой и несколькими цивилизационными традициями. Социокультурная среда в ее многообразии требует комплексного подхода в формировании культурной политики и дифференцирования конкретных целей и зада на региональном уровне, где лучше просматриваются и учитываются местные, в том числе и локальные специфические потребности населения в культурном продукте. Именно решения локальных задач хорошо реализуются в рамках проектного и программного подходов за счет возможности привлечения к процессам сторонних средств и блокирования возможностей их перераспределения на другие цели.
В этой связи именно регионы чаще всего сталкиваются с проблемой подготовки кадров, поскольку в рамках общей культурной политики в настоящее время не подготовлено решение проблемы обучения с учетом многогранности культур в государстве такого масштаба, как Российская Федерация. На региональном уровне проблема может быть решена с помощью программ финансирования подготовки работников сферы культуры в ВУЗах страны, а на уровне локальных культур регионального значения - с помощью программ изучения особенностей этих культур и дополнительной подготовки кадров для их развития. Сохранение и поддержание самобытных локальных культур -вопрос сохранения общего культурного наследия в рамках многонационального государства, действующего на основе консолидирующей идеологии. Роль же культуры и культурной политики в идеологии государства и общества столь ясна, что не нуждается в дополнительных разъяснениях.
Регулирование социокультурной сферы дает эффект, многократно превосходящий привлеченные средства и усилия, однако, эффект этот имеет отложенный характер, поскольку является цивилизационным воздействием с характерным для этого вида воздействий временным масштабом, соответствующим нескольким поколениям. С государственной точки зрения цивилизационный и социокультурный эффект обобщенно выражается в росте потенциала интеграции в мировые процессы - с одной стороны, и в поддержании самобытности и индивидуальности собственного развития - с другой.
Сфера культуры - специфическая область, в которой было бы разумно требовать от специалистов управления ориентирования в области, которой они берутся управлять. Это вовсе не означает, что от них следует ожидать высокой квалификации именно в культурной специфике, однако, навыки проектного и программного управления должны присутствовать
обязательно. В области бюджетной сферы появилось направление, отражающее смысл изменений деятельности в условиях вызовов рыночной среды - борьба за ресурс. Менеджмент в области культуры требует разрушения сложившихся ранее стереотипов, которые строились на психологии потребления ресурсов «падающих» свыше, и на опасении проявить излишнюю инициативу в привлечении сторонних, нетрадиционных ресурсов. При всех очевидных недостатках рыночной системы взаимоотношений в сфере культуры, именно рынок позволяет избавиться от этих стереотипов и заниматься не только организационной, но финансовой деятельностью. Этим менеджерам предстоит преодоление замкнутости информационного пространства и вывод культурной среды на уровень взаимодействия с бизнесом, который имеет собственную специфику и требует контактов на понятном для него деловом языке. [5]
От управления следует требовать способности воспринимать как одинаково перспективные все направления культурной сферы, что во многом противоречит годами складывавшейся концепции и модели идеологизированного администрирования. В культуре для управленца нет направления «плохого» - невозможно на этапе исследования отсортировать, например, народное творчество и установить ему приоритет без обоснования. Недопустимо также отбрасывать иное, нетрадиционное направление, только потому, что оно не укладывается в рамки понимания и мировоззрения управленца. Широта восприятия и свободное мышление становятся определяющими качествами профессионального управленца, который, не будучи специалистом в области культуры, намеревается обеспечивать работу системы управляющих воздействий в интересах самой этой сферы. Не меньшее заблуждение, пришедшее из недавних времен: «государственность» и официоз в подходах. Изживать из управленческого сознания эти заблуждения необходимо для формирования в сфере культуры эффективного корпуса менеджмента, способного соотносить потребности культуры с государственной необходимостью, социальным развитием и спецификой рыночного взаимодействия.
В управлении культурой необходимо научиться соблюдению баланса инновации и традиции. Традиция сохранения ценностей и некоторых организационных форм необходима для сохранения «лица культуры» - например, традиционная организация имеет огромное значение для классического музыкального коллектива, драматического театра, картинной галереи, коллекционирующей образцы не нового искусства. Вмешательство в такую тонкую организацию, как культурная традиция, может привести к неприятию со стороны людей, представляющих ее своим творчеством. Кроме того, наличие культурной традиции в ее народном, общественном варианте позволяет удерживать общество в состоянии стабильности. Инновация в культурной сфере не может становиться в противоположность цивилизационной сущности культуры.
Подготовка кадров - проблема современной культурной деятельности в Российской Федерации, поскольку в условиях недостатка финансирования руководитель вынужден использовать методы проб и ошибок, не используя всего потенциала хорошо подготовленных менеджеров - они не хотят работать в условиях ограниченности материального вознаграждения. Использование проектного и программного подходов может дать стимулирующий эффект, поскольку привлекает в культуру инвестиции и средства, способные вызвать интерес у профессиональных менеджеров даже с их высокими материальными запросами от такого рода управленцев можно ожидать действий по созданию эффективной инфраструктуры и взаимодействия с другими областями деятельности. Взаимодействие может способствовать формированию условий для подготовки кадров в культурной сфере.
Информационные инновации в культурной сфере - особое направление, которое может быть разделено на условные категории:
- внедрение информационного продукта в функционирование культуры как таковой;
- внедрение информационного продукта и технологий в сферу управления культурой.
Обе категории востребованы во всех отраслях деятельности, и в этом культура испытывает такую же потребность в инновационном развитии, как любая другая область деятельности. Программно-целевой метод позволяет привлечь дополнительные средства в формирование материально-технической и кадровой базы для внедрения и эксплуатации информационных технологий в культурной сфере. На основе применения этих продуктов и технологий формируется системный подход к управлению культурной деятельностью, поскольку применение информационных технологий систематизирует и оптимизирует деятельность.
Программно-целевой метод управления обладает свойством универсальности, заключающимся в возможности применять несколько компонентов и комбинировать их применение в зависимости от потребности.
Принцип кумулятивности - возможность создания проектов методом моделирования с заранее заданными установками на получение результатов с желательными параметрами. Кумулятивность -возможность оптимизации деятельности на основании четко сформулированных целей и просчитанных путей достижения целей с организацией привлечения и использования ресурсов из различных источников. Благодаря перечисленным методам программно-целевой подход обладает устойчивостью и предсказуемостью с точки зрения управления, целеполагания, регулирования внутренних процессов и распределения ресурсов.
Список литературы:
1. Кошкина, М.В. О государственном финансировании некоммерческих организаций в сфере культуры и искусства / М.В. Кошкина // Некоммерческие организации в России - 2006, № 6. - С. 26
2. Луховская, О. К. Управление развитием культурного потенциала регионов России в современной экономике. - М.: МГУКИ, 2008.
3. Менеджмент в сфере культуры: Учеб. пособ. \Под ред. И. М. Болотникова и Г. Л. Тульчинского - СПб.: СПбГУКИ, 2007.
4. Переверзев, М.П. Менеджмент в сфере культуры и искусства / М.П. Переверзев. - М.: Инфра - М, 2010. - 192 с.
5. Тульчинский, Г.Л. Менеджмент специальных событий в сфере культуры / Г.Л. Тульчинский, С.В. Герасимов, Т.Е. Лохина. - М.: Планета музыки, 2010. -384 с.