Педагогика
УДК 37
DOI 10.21661/r-116864
Н.Н. Сидорова, М.А. Упорова, В.И Драчев
Внедрение электронных учебников в педагогическую практику современной школы: проблемы и поиск путей решения
Аннотация
В данной статье рассматриваются проблемы перехода на электронные учебники и предложены пути эффективного применения электронных учебников - педагогической технологии «квантование текста» для организации самостоятельной работы обучающегося и применение технологической карты как формы проектирования занятия согласно требованиям системно-деятельностного подхода.
I Ключевые слова: электронный учебник, квантование текста, технологическая карта урока, системно-деятельностный подход.
N.N. Sidorova, M.A. Uporova, V.I Drachev
Electronic textbooks adoption in modern school teaching practice: difficulties and search for solution
Abstract
This article discusses the problem of transition to electronic textbooks and proposes ways of effectively applying electronic textbooks are pedagogical technology «quantization» text for organization of independent work of learning and applying technological card as a form of design classes according to the requirements of the system-activity approach.
| Keywords: electronic textbook, text quantization, lesson process card, system-activity approach.
Электронные учебники как средство формирования информационной культуры обучающихся, возможности в рамках урока использования электронных образовательных контен-тов различных типов, демонстрирования процессов и проведения контроля с учетом индивидуального темпа обучения каждого ученика приобретают все большую значимость. Старт развития данного направления был дан в 2011 г. проектом «Апробация различных типов интерактивных мультимедийных электронных учебников в общеобразовательных учреждениях ряда субъектов Российской Федерации» Федерального института развития образования. В 2012 г. прошел круглый стол, на котором были подведены итоги внедрения проекта. В своем выступлении А.Г. Асмолов отметил особенность сложившейся ситуации как противоречие между информационно социализированными школьниками и учи-
телями, которым информационная культура зачастую является не естественной средой, а новой технологией, освоение и реализация которой педагогический процесс проходит не так просто и быстро как хотелось [1]. Апробация проекта проводилась в 10 регионах страны и в настоящее время электронными учебники внедряются в образовательный процесс школ по свей стране.
В гимназии «Лаборатория Салахова» г. Сургута Ханты-Мансийского автономного округа-Югры освоение и реализация данной технологии началась с 2014 г., была создана проблемная гимназическая лаборатория по внедрению электронных учебников, прослушаны вебинары издательства «Просвещения», разработаны занятия по английскому языку и истории. В ходе апробации проекта на первом этапе разработчики больше всего ставили задачи технического обеспечения школ для внедрения электронными учебниками. Ин-
Pedagogy
формационная служба гимназии взяла на себя не только техническое обеспечение, договорные обязательства с «Учебник цифрового века» от издательства «Просвещение» и обучение педагогов. Практика показала, что лучше всего использовать планшетные компьютеры под управлением ОС Android или iOS в этом случае используются для навигации и возможности сенсорного экрана. Можно так же использовать компьютеры, ноутбуки и прочее под управлением Windows 7.1 - Windows 10.
Техническое оснащение при работе с электронными учебниками имеет очень большое значение, но и при отличном обеспечении планшетами и программами не гарантирует успешного внедрения электронных учебников. Ведущей проблемой здесь является изменение технологий при работе с новым типом учебных пособий.
В работах В.С. Аванесова, доктора педагогических наук, рассматриваются вопросы использования текстовых материалов не только для измерения уровня подготовленности, но и для проведения рейтинга студентов, мониторинга учебного процесса, для организации адаптивного обучения и адаптивного тестового контроля, дистантного образования: в общем, тесты используются во всех современных образовательных технологиях [2].
В 2012-2014 гг. в педагогической литературе появилось несколько работ, посвященной педагогической технологии «квантование текста». До этого термин «квантование» - термин применялся в различных областях знаний от физики до музыки. В работах В.С. Аванесова, В.В. Рыбанова, А.А. Фурсенко квантование текста определено как «разделение учебного текста на сравнительно короткие части. Помимо разделения (членения), текст заметно сокращается, редактируется так, чтобы стать более понятным большинству, если не всем, учащимся (студентам) так называемой целевой группы. Это означает, что квантование выполняется с учётом уровня подготовленности потенциальных читателей» [3]. Новые, выпущенные в 2014 г. учебные пособия по большинству предметам были выпущены с учетом квантования текста. Сложность в преподавании предметов возникает, т.к. педагоги, работая с данными текстами технологию «квантования текста» не применяют. Технология предусматривает большое количество времени, отведенное на самостоятельную работу школьников. Необходимость понимания текста является проблемой для школьников, что доказывают сложности выполнения метапредметных заданий в заданиях итоговой аттестации. Школьники отвечают на вопросы, отве-
ты на которые можно найти в тексте, однако выполнить задания, ответы на которые неявные, требуют интерпретации, переноса знаний, аргументация спорных позиций вызывают серьезные затруднения технология. В данной ситуации технология «квантования текста» дает преимущества при работе как с электронными, так и с бумажными учебными пособиями. В.С. Аванесов отмечает следующие приемы квантования текстов:
- сокращение (или сжатие) словесного и символического состава текстов;
- членение текстов на части;
- использование эффективных с подзаголовков к каждой части учебного текста. Подзаголовок определяет содержание, субъект, объект или метафору части текста. Эффективными назовём такие подзаголовки, которые хорошо выражают суть содержания соответствующей части текста, легко запоминаются [3].
Работа с использованием электронных учебников предполагает большую долю самостоятельной деятельности обучающегося, учителю при подготовке к учебному занятию лучше обратиться к составлению технологической карте урока. Технологическая карта - форма планирования взаимодействия учителя и ученика во время учебного занятия, которая дает возможность отразить деятельностную составляющую взаимодействия всех участников учебного процесса. Чем технологическая карта отличается от традиционного конспекта будущего урока? Технологическая карта - это графическое отображение сценария будущего занятия, основа его проектирования и форма представления результата учебного занятия как учителя, так и учеников. У учителя при составлении сценария урока в подобной форме появляется возможность на этапе планирования корректировать, варьировать и синхронизировать действия всех субъектов педагогической деятельности; согласовывать действия учителя и ученика; организовать самостоятельную деятельность школьников в процессе обучения. В педагогической литературе после введения ФГОС форма технологической карты стала наиболее рекомендуемая для составления сценария учебного занятия. На наш взгляд форма технологической карты, предлагаемая Ириной Михайловной Логвиновой и Галиной Леонидовной Копотевой, сотрудниками Российской Академии Повышения квалификации. Данная карта представлена в методическом пособии «Конструирование технологической карты урока в соответствии с требованиями ФГОС» [6].
Таблица 1
Ход урока (Этапы) Деятельность учителя Деятельность учащихся (УУД)
Познавательные УУД Коммуникативные УУД Регулятивные УУД Личностные УУД
Interactive science | 12 • 2017 107
Педагогика
Представленная схема отражает основное требование ФГОС - ученик должен быть в постоянной деятельности, и учитель еще на этапе планирования учебного занятия прогнозирует данную деятельность. При работе с электронными учебниками учитель, составляя технологическую карту, будет планировать не только свои действия, но, что важнее, деятельность об-
учающихся. Технологическая карта дает возможность увидеть деятельность и учителя, и учащихся, по возможность скорректировать ее. При таком взаимодействии педагогических технологий и технологического обеспечения использование электронных учебников будет способствовать как развитию информационных компетенций, так и достижению качества образования.
Литература
1. Электронные учебники: проблемы и перспективы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Firo.ru>wp-content/upload/2014/04/Paltievich
2. Аванесов В.С. Композиция тестовых заданий / В.С. Аванесов. - 3-е изд. - М.: Центр тестирования, 2002. - 240 с.
3. Аванесов В. Теория квантования учебных текстов.
4. Родионова О.С. К вопросу о единицах членения текста [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-edinitsah-chleneniya teksta#ixzz2rMWoK4bh
5. Рыбанов А.А. Количественные метрики для оценки качества квантования учебной информации / А.А. Рыба-нов // Педагогические Измерения. - 2013. - №4. - С. 3-12.
6. Конструирование технологической карты урока в соответствии с требованиями ФГОС
7. Ланкин В. Электронный учебник: возможности, проблемы, перспективы / В. Ланкин, О. Григорьева.