2. Алгебра: учеб. для 9 кл. общеобразоват. учреждений / Ш.А. Алимов, Ю.М. Колягин, Ю.В. Сидоров и др. - 10-е изд. - М.: Просвещение, 2004. -255 с.
3. Геометрия 7-9: учеб. для общеобразоват. учреждений / Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др. - 13-е изд. - М.: Просвещение, 2003. -384 с.
4. Капкаева Л. С. Интеграция алгебраического и геометрического методов в среднем математическом образовании / Л.С. Капкаева; Мордов. гос. пед. ин-т. - Саранск, 2004. - 287 с.
5. Ларичев П.А. Сборник задач по алгебре. Ч. 2 / П.А. Ларичев. - М.: Учпедгиз, 1961. - 223 с.
6. Саранцев Г.И. Методика обучения математике в средней школе / Г.И. Саранцев. - М.: Просвещение, 2002. - 224 с.
ВНЕАУДИТОРНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ-МЕДИКОВ ПРИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННОМ ПОДХОДЕ К ПРОЦЕССУ ОБУЧЕНИЯ
© Шмонова М.А.*
Рязанский государственный медицинский университет им. академика И.П. Павлова Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Рязань
В данной статье рассматривается значимость внеаудиторной самостоятельной работы студентов медицинского вуза при профессионально-ориентированном обучении математике. Сформулированы задачи преподавателя при организации СРС. Показана важность подбора профессионально-ориентированных задач при проведении самостоятельных работ. Выделены этапы творческой внеаудиторной самостоятельной работы студентов при подготовке и последующей защите реферата. В качестве примера в статье приведено несколько тем реферативных работ, предлагаемых студентам.
Сегодня в высшей школе большое внимание уделяется профессионально-ориентированной подготовке студентов, обучение направлено на формирование личностно-значимых качеств и навыков, необходимых будущему специалисту для работы в избранной профессиональной сфере деятельности. Критерии оценки качества такого обучения сформулированы в федеральных государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования третьего поколения в виде компетенций.
* Ассистент кафедры Математики, физики и медицинской информатики.
Компетенции, которыми необходимо обладать после окончания вуза работнику здравоохранения, должны позволить ему успешно применять полученные при теоретическом обучении знания и умения на практике, то есть быть конкурентно-способным на современном рынке труда. Очевидно, такой подход к обучению значительно повышает требования в области фундаментальных наук, предъявляемые к выпускникам медицинских вузов. Ведь именно эти науки формируют большинство общекультурных и значительную часть профессиональных компетенций, необходимых медикам. Большое значение в ФГОС ВПО для медицинских специальностей уделяется математическому циклу. Связанно это с проникновением точного знания в медицину и смежные дисциплины. О важности математического описания биологических процессов, протекающих в организме человека и животных, говорил еще И.П. Павлов. Сегодня в биологии, физиологии, медицине, психологии и многих других науках, традиционно относимых к гуманитарным, интенсивно используется математический аппарат для построения и анализа моделей явлений реального мира, а также широко применяются методы математической статистики, используемые для сбора информации, обработки экспериментальных данных, оценки степени надежности полученных результатов и прогнозирования.
Согласно ФГОС ВПО третьего поколения в результате изучения математической части дисциплины «Физика, математика» обучающийся должен знать математические методы решения интеллектуальных задач и их применение в медицине [5]. Сформулированная подобным образом цель обучения определяет достаточно объёмный по содержанию курс. Однако количество аудиторных часов, отводимое под дисциплину, остаётся небольшим (в среднем 10 лекционных и 26 семинарских часов для разных специальностей). Именно поэтому в настоящее время при организации профессионально-ориентированного процесса обучения значительная роль отводится внеаудиторной самостоятельной работе студентов.
В педагогической литературе внеаудиторная самостоятельная работа определяется как работа, которая выполняется студентом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия. При существенном усилении значимости самостоятельной работы студентов выдвигаются новые требования к наполнению содержания деятельности как обучающего, так и обучаемого. Так, роль преподавателя заключается в организации СР с целью приобретения студеном общекультурных и профессиональных компетенций, позволяющих сформировать у студента способности к самостоятельности, саморазвитию, самообразованию, самоуправлению и творческой инновационной деятельности. Роль студента заключается в том, чтобы в процессе СР под руководством преподавателя стать творческой личностью, способной самостоятельно приобретать знания, умения и навыки, формулировать проблему и находить оптимальный путь её решения.
Самостоятельная работа студентов проводится с целью:
- систематизации и закрепления полученных теоретических знаний и практических умений студентов;
- углубления и расширения теоретических знаний;
- формирования умений использовать нормативную, правовую, справочную документацию и специальную литературу;
- развития познавательных способностей и активности студентов (творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности);
- формирования самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;
- развития исследовательских умений [3, с. 4].
В дидактике условно выделяют четыре вида самостоятельной внеаудиторной учебно-познавательной деятельности обучающихся в процессе профессионально-ориентированного обучения. Каждый из видов отличается спецификой целеполагания и планирования.
Первый вид самостоятельной учебно-познавательной деятельности обучающихся - постановка цели и планирование предстоящей самостоятельной деятельности обучающегося осуществляет с помощью преподавателя.
Второй вид самостоятельной учебно-познавательной деятельности обучающихся - только постановка цели осуществляется с помощью преподавателя, а планирование предстоящей работы выполняется обучающимся самостоятельно.
Третий вид самостоятельной учебно-познавательной деятельности обучающихся - постановка цели и планирование предстоящей работы осуществляется обучающимся самостоятельно в рамках данного преподавателем задания по конкретной проблематике.
Четвертый вид самостоятельной учебно-познавательной деятельности обучающихся - работа осуществляется обучающимся по собственной инициативе; он сам, без помощи преподавателя определяет содержание, цель, план работы и самостоятельно ее выполняет [2, с. 53].
При организации самостоятельной работы студентов перед преподавателем возникают следующие задачи:
- разработка профессионально-ориентированных учебно-методических пособий и других учебных материалов, необходимых для помощи обучающимся;
- организация своевременного контроля;
- подготовка домашних заданий и домашних контрольных работ, имеющих прикладную и профессиональную направленность;
- разработка тематик рефератов, проектов и других творческих заданий.
Разрабатывая задания, преподаватель должен учитывать предельный объем заданий, оптимальные затраты времени на их выполнение, профиль-
ную направленность изучения дисциплины, типичные ошибки при выполнении различных видов работ, причины их возникновения и способы устранения, вариативность заданий, уровень остаточных знаний студентов, а также особенности и способности обучающихся.
В начале курса (желательно уже на первом занятии) преподавателю следует познакомить студентов, не только с содержанием дисциплины, но и с количеством и видами самостоятельных работ, которые им предстоит выполнить. Также следует определить сроки сдачи работ и критерии оценок. В таком случае студент уже будет знать какой объём самостоятельных работ ему необходимо выполнить.
При организации самостоятельной работы особенно важен подбор профессионально-ориентированных и личностно-значимых задач, что способствует созданию положительной мотивации при изучении предмета и формированию устойчивых математических знаний и навыков, важных в дальнейшей деятельности (учебно-познавательной при изучении других дисциплин и профессиональной).
На кафедре математики, физики и медицинской информатики РязГМУ разработаны формы самостоятельной работы студентов и методы контроля. Наиболее удобными формами на наш взгляд являются выполнение домашних индивидуальных заданий, коллоквиумы, выполнение домашних контрольных и проектных работ, подготовка рефератов, с их последующей защитой, прохождение тестирования, зачет.
В качестве примера приведем здесь несколько тем рефератов, предлагаемых студентам в качестве творческой самостоятельной работы:
1. Математическое моделирование в биологии и медицине.
2. Применение аппарата дифференциальных уравнений при описании явлений реального мира.
3. Непараметрические критерии проверки статистических гипотез и особенности их применения в медицинских исследованиях.
4. Дисперсионный анализ, его применение в биологии и медицине.
5. Временные ряды в медицине и здравоохранении.
6. Применение факторного анализа в медицинских исследованиях и др.
Подготовка реферата включает следующие этапы:
- изучение рекомендуемой литературы, периодических изданий, интернет-источников;
- подготовка и написание текста реферата;
- продумывание выступления по теме;
- защита работы с использованием технических средств.
В процессе подготовки преподаватель консультирует студентов, помогая им преодолевать возникающие трудности.
Очевидно, что такой вид самостоятельной работы студента формирует и развивает навыки планирования деятельности, самоорганизации и самоуправления.
Подготовка и последующая презентация реферата вызывает у студентов большой интерес, так как тематика связана с применением математических методов в их будущей профессии, кроме того, при таком виде учебной деятельности они могут проявить свою фантазию и творчество. Также немаловажным является и то, что при такой работе студенты могут самостоятельно более глубоко изучить некоторые темы и разделы математики, не представленные на лекциях или рассматриваемые на занятиях обзорно.
Организация профессионально-ориентированной самостоятельной работы призвана мотивировать обучающихся к освоению учебной программы и формировать профессиональные, а также социально-значимые качества личности будущего специалиста.
Список литературы:
1. Боциева Н.И., Боциев И.Ф. Преподавание физико-математических дисциплин в медицинском вузе [Текст] // Известия ВГПУ - 2012. - С. 104-107.
2. Жукова Г.С. Технологии профессионально-ориентированного обучения [Текст]: учеб. пособие / Г.С. Жукова, Н.И. Никитина, Е.В. Комарова. -М.: Издательство РГСУ 2012. - 165 с.
3. Организация и контроль самостоятельной работы студентов [Текст]: методические рекомендации / Сост. Н.В. Соловова; под. ред. В.П. Гарькина. -Самара: Изд-во «Универс-групп», 2006. - 15 с.
4. Технологии профессионально-ориентированного обучения в высшей школе [Текст]: учебное пособие / Под ред. В.А.Сластенина. - М.: Педагогическое общество России, 2004. - 192 с.
5. ФГОС ВПО [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.fgosvpo.ru, свободный (дата обращения: 21.02.2013). - Загл. с экрана. - Яз. рус.