Научная статья
УДК 42/48 (07) : 378.937
ББК 81.2-9 : 74.480.26
DOI 10.25588/CSPU.2022.30.72.002
ж №
i
к
2 " ■ ................ з
ж §
1ORCID № 0000-0001-9289-1573 3
а
о
О. Ю. Афанасьева1, М. Г. Федотова2, А. С. Солоницына3
Доцент, доктор педагогических наук, заведующий кафедрой английской филологии, Южно-Уральский государственный
а §
гуманитарно-педагогическии университет, ^
а §
г. Челябинск, Российская Федерация.
Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический
государственный гуманитарно-педагогический университет,
E-mail: [email protected]
ВНЕАУДИТОРНАЯ РАБОТА КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
Введение. Статья посвящена изучению роли внеаудитор-
о
E-mail: [email protected] 3
в
2ORCID № 0000-0003-2033-1096 |
Доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры §
f
английского языка и методики обучения английскому языку, §
и о а
университет, г. Челябинск, Российская Федерация. §
н
E-m ail: [email protected] § t
3
а
ORCID № 0000-0001-5164-1041
Преподаватель кафедры английской филологии, Южно-Уральский ж
о
г. Челябинск, Российская Федерация. f
дд у
£
о f
л и
за
Аннотация н
ной работы в развитии функциональной грамотности будущего а
© Афанасьева О. Ю., Федотова М. Г., Солоницына А. С., 2022
учителя иностранного языка на примере коммуникативном деятельности в рамках работы разговорного клуба. Эта форма внеаудиторной работы по иностранному языку имеет своей целью развитие иноязычной коммуникативной компетенции, что является одной из составляющих профессиональной подготовки обучающихся и их готовности к будущей профессиональной деятельности. Авторы рассматривают особенности организации данной формы внеаудиторной работы, ее цели и дидактический потенциал.
Материалы и методы. В статье применяются такие методы педагогического исследования, как анализ психолого-педагогической литературы по изучаемой проблеме, а также анализ, обобщение и рефлексия собственного педагогического опыта авторов. Кроме того, с целью получения эмпирических данных используются опрос и анкетирование обучающихся и преподавателей.
Результаты. Уточнены понятия функциональной грамотности будущего учителя иностранного языка, внеаудиторной ра-£ боты по иностранному языку в педагогическом вузе. Выявлена
I связь функциональной грамотности и иноязычной коммуникатив-
§
О ной компетенции будущего учителя иностранного языка. Рас-
и
а
«о
о
а
смотрены специфика, роль и аспекты коммуникативной деятельности обучающихся в рамках разговорного клуба как формы внеаудиторной работы, выявлено влияние регулярных занятий в ^ клубе на развитие функциональной грамотности студентов.
Обсуждение. Функциональная грамотность будущего учителя иностранного языка может эффективно развиваться при условии интеграции аудиторной и внеаудиторной работы студентов. Овладение студентами иноязычной коммуникативной компетенцией как составляющей функциональной грамотности происходит
а
«о
•О
О
а ж а
2> о
более успешно, если они вовлечены во внеаудиторную коммуникативную деятельность в формате разговорного клуба.
Заключение. Внеаудиторная работа в форме разговорного клуба на факультете иностранных языков вносит значительный вклад в развитие функционально грамотной личности будущего учителя иностранного языка, расширяет его коммуникативный потенциал, способствует формированию его профессионально значимых качеств и в целом повышает уровень профессионально-педагогической иноязычной подготовки обучающегося. §
н е
и
и н
§
а ^
о
а
а
3
3
3
№ и
Ключевые слова: внеаудиторная работа; разговорный клуб; иноязычная коммуникативная компетенция; будущий учитель иностранного языка; функциональная грамотность; профес-
и
сиональная педагогическая подготовка. §
Основные положения: к
-к
и3
- одной из целей профессиональной педагогической под- а
л
о* н
3
Й
готовки будущего учителя иностранного языка является развитие о
к
его функциональной грамотности; а
- специфика функциональная грамотности будущего учителя иностранного языка заключается в овладении им иноязычной коммуникативной компетенцией;
- иноязычная коммуникативная компетенция будущего
а
1
У
Р
3
учителя иностранного языка развивается не только в ходе ауди- ч
и
торных занятий, но и в процессе внеаудиторной работы по иностранному языку; Н
о
о
- одной из наиболее эффективных форм внеаудиторной ра- 3
ан
боты по иностранному языку является разговорный клуб. о
г
о &
сг к
а
1 Введение (Introduction)
Проблемы организации и содержания внеаудиторной работы в вузе студентами не раз рассматривались специалистами в области высшего профессионального образования (Е. С. Белокурова, В. И. Казаренков, Т. В. Сарафанова и др.). При этом внеаудиторная работа расценивается как фактор формирования у студентов интереса к самообразованию [1], как средство интенсификации процесса обучения иностранному языку [2], как составная часть их самореализации, как фактор подготовки конкурентоспособных, высококвалифицированных выпускников [3; 4], как способ повышения мотивации студентов к изучению иностранного языка [5] и т. д. Нам близко видение внеаудиторной работы студентов вуза как средства формирования профессиональной компетентности выпускника [6]. Применительно к иноязычному образованию, многие формы внеаудиторной работы в неразрывной связи с аудиторными занятиями способствуют развитию иноязычной комму-£ никативной компетенции, составляющей суть функциональной
| грамотности будущего учителя иностранного языка.
§
О Основной целью внеаудиторной работы по иностранному
U
а
«о
о
а
языку при подготовке квалифицированного учителя является максимально полная и всесторонняя реализация образовательных, воспитательных, развивающих и профессиональных задач. ^ Реализация образовательных задач предполагает расшире-
ние и углубление знаний по предмету, ознакомление студентов с основными тенденциями развития иноязычного образования, закономерностей лингводидактики и методики обучения иностранным языкам. Образовательная задача заключается и в том, чтобы пробудить у студента потребность в самообразовании в области
а
«о
•О
О
а ж а
О
освоения иностранного языка, развития своей коммуникативной компетенции, умений и навыков научно-исследовательской работы, а также в методическом аспекте.
Воспитательные задачи внеаудиторной работы заключаются в формировании общей и профессиональной культуры будущего учителя, системы его морально-нравственных ценностей; в воспитании любознательности, автономности, способности к работе в команде, инициативности, толерантности, патриотизма, устойчивого интереса к будущей профессиональной деятельности. §
н е
ауди и
3
о3 н
§ 3 а о 3 а
а к
Реализация развивающих задач предполагает развитие познавательных, интеллектуальных, творческих и профессиональных способностей, критического мышления, ценностных ориен-таций, чувств и эмоций.
Профессиональные задачи заключаются в формировании
языкового сознания и мышления, профессиональных и личност- на
л
ных качеств, умений и навыков, которыми должен обладать учи- но
унк
к
и
тель иностранного языка для организации образовательного про- г3а
цесса в школе.
Чтобы внеаудиторная работа по иностранному языку в педагогическом вузе была эффективной, необходимо соблюдать ряд у педагогических требований:
у
о
- внеаудиторная работа должна стимулировать и развивать ч
и
у студентов познавательный интерес к изучению иностранного
языка; н
о
с
- в процессе внеаудиторной деятельности следует разви- 3
а
н
вать автономность и инициативность студентов; о
- внеаудиторная работа должна иметь практический харак-
тер, выражающийся в том, что студенты применяют полученные а
знания, умения и навыки в образовательном процессе и в практической жизни;
- внеаудиторная деятельность должна создавать условия для реализации научного и креативного потенциала будущих учителей иностранного языка;
- внеаудиторная деятельность должна мотивировать студентов к получению новых знаний по предмету и самообразованию;
- внеаудиторная работа должна охватывать широкий спектр форм и видов, способствующих развитию профессиональных компетенций будущих учителей иностранного языка;
- внеаудиторная работа должна быть систематичной, усложняясь в содержании и организации от этапа к этапу;
- каждый вид внеаудиторной деятельности должен решать задачу развития профессиональных качеств, умений и навыков студентов - будущих учителей иностранного языка;
- внеаудиторную работу по иностранному языку следует £ направлять на развитие функциональной грамотности будущего
| учителя, т.е. на формирование его способности использовать весь
§ _
и спектр полученных знаний, умений и навыков в практической де
и
^ ятельности, что подразумевает развитие и совершенствование а
«о
о
а
иноязычной коммуникативной компетенции.
Таким образом, внеаудиторная работа по иностранному ^ языку — это вид деятельности, основанный на взаимосвязи разнообразных форм, методов, принципов, целей и задач, способствующих развитию познавательной активности и креативности личности будущего учителя иностранного языка, ее профессиональных качеств, способностей, навыков и умений, которые в конечном итоге формируют функционально грамотного учителя-
а
«о
•О
О
а ж а
2> о
профессионала, что является одной из целей иноязычного педагогического образования [7].
2 Материалы и методы (Materials and methods)
С целью изучения роли внеаудиторной работы по иностранному языку в профессиональной подготовке будущего учителя авторы использовали следующие методы:
1) анализ психолого-педагогической литературы по вопросам профессиональной педагогической подготовки, развитию иноязычной коммуникативной компетенции и функциональной *
грамотности будущего учителя иностранного языка, а также внеаудиторной работы по иностранному языку как неотъемлемой ча-
В
н
е
i
|
оз
н
§ з а о | а
а §|о
оз
з
в
сти педагогического процесса; и
2) анализ, обобщение и рефлексия собственного практического опыта работы в качестве преподавателей иностранного языка на специальном факультете; на
3) анкетирование и опрос обучающихся и студентов с целью о
§
получения данных для последующей обработки и осмысления. а
3 Результаты (Results)
Внеаудиторная работа по иностранному языку как важная подсистема целостного педагогического процесса предоставляет реальные возможности для развития профессионального потенциала будущего учителя иностранного языка, которые необхо- ч димо актуализировать в тех или иных наиболее эффективных формах деятельности в рамках вузовской системы педагогической подготовки.
§
г
и
а
д у
з
ан
Одной из таких форм является разговорный клуб, функци- о
онирующий на факультете иностранных языков, который объединяет студентов старших курсов. С целью стимулирования интереса а
к занятиям и активизации иноязычной коммуникации в клуб приглашаются носители языка, преподаватели, выпускники лингвистических факультетов университетов города, практикующие переводчики, а также лица, владеющие иностранным языком непрофессионально, но использующие его в своей работе.
Цель занятий в клубе — развитие иноязычной коммуникативной компетенции будущих учителей иностранного языка средствами таких форм организации коммуникативной деятельности, как беседа, дискуссия, круглый стол, дебаты и т.п., которые подразумевают развитие умений и навыков иноязычного общения в процессе диалога, полилога, монолога.
Проблематика встреч в клубе прямо или опосредованно связана с разделами, изучаемыми в курсе «Практика устной и письменной речи», и включает в себя темы «Экология», «Здоровый образ жизни» «Здоровье души и тела», «Спорт в нашей жизни», «Безопасность человека в современном мире», «Путь в ан профессию» и т.п., конкретная интерпретация которых определя-
| ется интересами и жизненным опытом участников дискуссий.
ло
О Процесс иноязычного общения в рамках разговорного
клуба носит многоаспектный характер, соответственно, можно выделить несколько его уровней - когнитивный, лингвистический, коммуникативный, эмоциональный, социальный. ^ На когнитивном уровне обучающиеся, ознакомившись с
темой предстоящего заседания клуба, находят в различных источниках необходимую информацию, анализируют и критически оценивают ее; осмысливают в случае необходимости собственный опыт и рефлексируют, делая выводы и находя аргументы для
а в е ь с а н а
2>
^ их обоснования.
Лингвистический уровень заключается в отборе будущими учителями языковых средств, отражающих: а) специфику дискуссионного общения и б) суть предмета обсуждения. На этом уровне студенты оперируют лексическими, морфологическими и структурно-синтаксическими единицами.
Коммуникативный уровень подразумевает определенную а степень владения речевыми умениями и навыками, способность выстраивать различные типы дискурса, а также дополнять вер-
типичными для культуры изучаемого языка.
Социальный уровень требует от студентов умений осуществлять коммуникацию в соответствии с общепринятыми социальными правилами и в русле специфических для данной линг-вокультуры норм поведения. Будущие учителя знакомятся с ком-
в
н
е
ауди и
3 о3
§ 3 а о
а
бальное высказывание адекватными невербальными средствами, к
а к3о
о3 3
№ и
унк
к
ио
муникативными ролями, типичными для коммуникативных ситуа- на
л
О* н
о к
ций, возникающих в процессе работы клуба (участник обсужде- о ния, модератор). Важной составляющей социального взаимодейст- г3а вия также является возможность приобрести опыт работы в команде с целью достижения позитивного результата дискуссии.
На эмоциональном уровне происходит реализация эмоци- у онально-эмпатийного потенциала личности будущего учителя и его
а
у
дальнейшее развитие. Студенты учатся адекватно выражать свои |
эмоции в соответствии с принятыми в данной культуре нормами,
проявлять уважение к оппоненту и толерантность к идейным и н
о
с
культурным расхождениям, отстаивать свое мнение, оставаясь 3
а
н
при этом на позициях эмпатии. о
Коммуникативная деятельность студентов разговорного клуба проходит три этапа. На первом этапе преподаватель использует
режим полного управления: он сам выбирает темы для обсуждения, направляет его в нужно русло, создает условия для формирования и тренировки тех или иных лексических, грамматических, разговорных умений и навыков, т.е. контролирует как содержание, так форму коммуникативной практики обучающихся.
На втором этапе обсуждение приобретает соуправляемый характер, когда преподаватель, соответствующим образом проинструктировав студента, передает ему функции модератора, что подразумевает определенную степень его самостоятельности. Наконец, на третьем этапе коммуникативная деятельность членов клуба характеризуется самоуправлением, при котором студенты максимально независимы от преподавателя, сами выбирают проблемы для дискуссии, ее формы, следят за соблюдением этических норм общения.
По истечении года работы разговорного клуба его участникам была предложена анкета, вопросы которой были нацелены на £ выявление эффективности/неэффективности применения этой
ни формы внеаудиторной работы в процессе развития иноязычной
ло
О коммуникативной компетенции будущих учителей (Таблица 1).
и
,а в о т о д е
О
,а в е ь с а н а
2> о
а
Таблица 1 — Оценка студентами эффективности занятий в разговорном клубе Table 1 — Assessment of the Speaking Club lessons effectiveness by the student participants
Порядковый номер и формулировка вопроса Да, % Нет, % Затрудняюсь ответить, %
1 Регулярно ли Вы принимали участие в работе клуба? 80 20 0
2 Повлияли ли занятия в клубе на развитие Ваших иноязычных речевых умений и навыков? 64 28 8
3 Приобрели ли Вы новые навыки коммуникации (участия в дискуссии, аргументирования своей позиции, сочетания вербальных и невербальных средстваи т. п.)? 60 20 20
4 Считаете ли Вы, что Вам стало легче взаимодействовать с коллегами, обсуждать проблемы и находить пути их решения? 72 16 12
5 Случалось ли Вам выполнять роль организатора или модератора дискуссии? Справились ли Вы с этой ролью? 44 20 36
6 Удавалось ли членам клуба поддерживать позитивный эмоциональный фон и проявлять уважение и эмпатию к оппонентам? 76 4 20
7 Считаете ли Вы, что студенты имели возможность проявлять самостоятельность и автономию в ходе подготовки и проведения обсуждений? 64 12 24
8 Считаете ли Вы, что Ваша речь на иностранном языке стала более грамотной и коммуникативно адекватной? 60 16 24
Продолжение таблицы 1 Continuation of table 1
Порядковый номер и формулировка вопроса Да, % Нет, % Затрудняюсь ответить, %
9 Считаете ли Вы, что участие в разговорном клубе оказывает положительное влияние на Вашу профессиональную подготовку как учителя иностранного языка? 68 12 20
10 Считаете ли Вы, что приобретенные знания, умения и навыки могут быть в дальнейшем использованы в самостоятельной профессиональной деятельности? 72 8 20
Отдельно студентам предлагалось перечислить те характеристики, которые, по их мнению, они развили в себе за время работы в клубе. Среди названных качеств можно отметить следующие: общительность, толерантное отношение к собеседнику, §
и
преодоление застенчивости и боязни сделать ошибки в иностран- |
ном языке, инициативность в беседе, автоматизм в использовании §
з
речевых клише. а
о
Преподаватели, которым было предложено ответить на во-
исходит более успешно, если они вовлечены во внеаудиторную коммуникативную деятельность в рамках разговорного клуба. При
а
прос о том, какие положительные сдвиги они фиксируют в разви- §
а
3
№ S
тии иноязычном коммуникативном компетенции студентов, регулярно участвующих в работе разговорного клуба, назвали:
- приобретение навыков аргументирования и обоснования
S
своего мнения; ^
' f
- расширение словарного запаса; «
3
- развитие навыков диалогической речи; а
- освоение этикетных норм устного общения; 3
Kl
типичных для англоязычной лингвокультуры, овладение а навыками работы в команде и т. д.
4 Обсуждение (Discussion)
Обработка и интерпретация итогов опросов и анкетирова- у ния, а также собственные наблюдения авторов позволяют предположить, что функциональная грамотность будущего учителя иност- ч ранного языка может результативно развиваться при условии интеграции аудиторной и внеаудиторной работы студентов. В частности, овладение обучающимися иноязычной коммуникативной ком-
3 а
петенцией как составляющей функциональной грамотности про- f3
этом представляющее интерес для всех участников раскованное, доброжелательное клубное общение обеспечивает синхронное развитие умений и навыков на всех уровнях, отмеченных выше (когнитивном, лингвистическом, коммуникативном, эмоциональном, социальном), что вносит значительный вклад в формирование функционально грамотной личности будущего учителя иностранного языка, способной находить и обрабатывать информацию, осмысливать и излагать ее в соответствии с нормами изучаемого языка, а также осуществлять процесс иноязычной коммуникации с соблюдением социальных, этических и профессиональных требований.
5 Заключение (Conclusion)
Внеаудиторная работа по иностранному языку в форме разговорного клуба как компонент целостного образовательного процесса на факультете иностранных языков вносит значительный вклад в развитие функционально грамотной личности будущего § учителя иностранного языка: расширяет его коммуникативный g потенциал, способствует формированию его профессионально значимых качеств и в целом повышает уровень профессионально-педагогической иноязычной подготовки обучающегося.
U
§ 6 Благодарности (Acknowledgements )
о
-"О в
а
Статья подготовлена при финансовой поддержке ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический университет им. М. Е. Евсевьева», регистрационный номер заявки № МК-2022/50 от 28.04.2022, тема НИР «Развитие функциональной гра-
«
50 50 Л SJ
§ мотности будущего учителя иностранного языка».
Библиографический список
CÏ 1. Казаренков В. И., Казаренкова Т. Б., Литвинов А. В. Внеаудиторная
работа как фактор формирования у студентов интереса к самообразованию // Акмеология. 2016. № 4 (60). C. 225-231. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/v neauditornaya-rabota-kak-faktor-formirovaniya-u-studentov-interesa-k-samoobrazo vaniyu (дата обращения: 03.08.2022). »
ковом вузе // Современные наукоемкие технологии. 2016. № 5-1. С. 201-205.
2. Костарева Е. А. Внеаудиторная самостоятельная работа как сред- f ство интенсификации процесса обучения студентов профессионально-ориен- О тированному английскому языку на неязыковых факультетах в вузе (специ- 3 альность «Экология») // Развитие образования. 2020. № 1 (7). С. 51-54. DOI 3 10.31483/r-74735. §
3. Белокурова Е. С., Панкина. И. А., Севастьянова А. Д. Значение вне- а
«
аудиторной работы студентов в подготовке конкурентоспособных специали- ^
к
стов // Тенденции развития образования: педагог, образовательная организа- §
ция, общество — 2019 : сборник материалов Всероссийской научно- 3
8
практической конференции с международным участием, 19-20 августа 2019 g
§
года. Чебоксары : Издательский дом «Среда», 2019. С. 223-226. g
4. Храмова Ю. Н., Хайруллин Р. Д. Организация внеаудиторной само- У
Ж
стоятельной работы по иностранному языку для студентов-юристов в неязы- g
о ж
ig С
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=35885 (дата обращения: о
07.09.2022). 3
§
5. Ларионова Е. В. Внеаудиторная деятельность как способ повышения мотивации студентов к изучению английского языка // Организация само- §
о
стоятельной работы студентов по иностранным языкам. 2020. № 3. С. 114-119.
6. Антонова А. В. Методика формирования профессиональных компетенций будущего учителя истории в процессе внеаудиторной работы // Педагогическое образование в России. 2017. № 1. С. 36-43. URL: https://cyber-leninka.ru/article/n/metodika-formirovaniya-professionalnyh-kompetentsiy-budusche go-uchitelya-istorii-v-protsesse-vneauditornoy-raboty (дата обращения: 07.09.2022).
7. Никитина Е. Ю., Афанасьева О. Ю., Федотова М. Г. Целеполагатель-ные ориентиры подготовки будущих учителей иностранного языка в педагоги- к§ ческом вузе // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2022. № 1 (167). С. 150-162. DOI 10.25588/CSPU.2022.167.1.010.
f У
-S
г
о
У ч и
O. Yu. Afanasjeva1, M. G. Fedotova2, A. S. Solonitsyna3
1ORCID No. 0000-0001-9289-1573 Docent, Doctor of Pedagogic Sciences, Head of the Department of English Philology, South-Ural State Humanities-Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia. E-mail: [email protected]
2ORCID No. 0000-0003-2033-1096 Docent, Candidate of Pedagogic Sciences, Assistant Professor at the Department of English and Methods of Teaching English, South-Ural State Humanities-Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia. E-mail: fedotovamg@cspu. ru
3ORCID No. 0000-0001-5164-1041 Lecturer at the Department of English Philology, South-Ural state Humanities-Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia.
E-mail: [email protected]
Q EXTRACURRICULAR WORK AS A FACTOR
Sn
IN THE DEVELOPMENT OF FUNCTIONAL LITERACY
R
| OF A FUTURE FOREIGN LANGUAGE TEACHER
fi
^ Abstract
a
>
0
1
^ role of extracurricular activities in the functional literacy development of a future foreign language teacher. The example of | such extracurricular communicative activity is given within the
s framework of a speaking club. This form of extracurricular ac-
$
. u tivity performed in a foreign language aims at the development
o of foreign language communicative competence. The competence
Introduction. The article is devoted to the study of the
is included in the components of the professional training for students intending to be teachers and their readiness for future professional activities. The authors consider the features of the organization for this extracurricular work variation, its goals and didactic potential. ^
Materials and methods. The following methods of pedagogical research were applied during the research: the analysis of psychological and pedagogical literature on the problem under study, analysis, generalization, and reflection of the authors' own pedagogical experience. In order to obtain empirical data, a survey and questioning of students and professors are used.
Results. We clarify the concepts of functional literacy t
h
necessary for a future foreign language teacher, and extracurric- ^
ev
ular foreign language work in a pedagogical university. The re- o
p
lationship between functional literacy and foreign language n
t
communicative competence of the future foreign language of
u
teacher is revealed. The specificity, role, and aspects of students' t communicative performance within the framework of a speaking | club as a form of extracurricular activity are considered; also, the influence of regular meetings in the club on the development of students' functional literacy is revealed.
Discussion. The functional literacy of a future foreign language teacher can be effectively developed through the integrated classroom and extracurricular activities of students. Mas. . . . a
tering foreign language communicative competence by students §
ua
as a component of functional literacy is more successful if they c| are involved in extracurricular communicative activities such as a
he
a speaking club. r
rac
cy of a
tu re
rei ign
Conclusion. Extracurricular activity represented by a speaking club at a faculty of foreign languages makes a significant contribution to the development of a functionally literate foreign language teacher, expands their communicative potential, contributes to the formation of professionally significant qualities and, in general, increases the quality of professional and pedagogical training offered to future foreign language teachers.
Keywords: Extracurricular activity; Speaking club; Foreign language communicative competence; Future foreign language teacher; Functional literacy; Professional pedagogical training.
Highlights:
One of the goals of professional pedagogical training for a future foreign language teacher is the development of their functional literacy;
The specific feature of the future foreign language teacher functional literacy lies in their own mastery of foreign language communicative competence;
Foreign language communicative competence of a future teacher develops not only in the classroom, but also in the process of extracurricular activities in a foreign language;
One of the most effective forms of extracurricular activity in a foreign language is a speaking club.
References
^ 1. Kazarenkov V.I. & Kazarenkova T.B. & Litvinov A.V. (2016),
Vneauditornaya rabota kak faktor formirovaniya u studentov interesa k sas moobrazovaniyu [Extracurricular activities as a factor of developing inter-O est in self-education in university students], Akmeologiya, 4 (60), 225-231.
a f
S
o
a >
o £
ej
Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/vneauditornaya-rabota-kak-faktor-formirovaniya-u-studentov-interesa-k-samoobrazovaniyu (Accessed: 03.08.2022). (In Russian).
2. Kostareva E.A. (2020), Vneauditornaya samostoyatelnaya rabota kak sredstvo intensifikacii processa obucheniya studentov professionalno-orientirovannomu angliyskomu yazyku na neyazykovyh fakultetah v vuze ^ (specialnost "Ekologiya ") [Extracurricular independent work as a means to intensify the process of learning of professionally-oriented English language at non-linguistic departments in high school (major in ecology)], Razvitie obrazovaniya, 1 (7), 51 -54. DOI 10.31483/r-74735. (In Russian). ^
3. Belokurova E.S., Pankina. I.A. & Sevastyanova A.D. (2019), 0"
Znachenie vneauditornoj raboty studentov v podgotovke konkurentosposob- a
a
nyh specialistov [Importance of extracurricular activity for students when t
training future competitive professionals], Sbornikmaterialov Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii s mezhdunarodnym uchastiyem "Ten- e dentsii razvitiya obrazovaniya: pedagog, obrazovatel'naya organizatsiya,
b
e e
obshchestvo — 2019", 19-20 avgusta 2019 goda [Collection of materials of °
p
C6
n f
n
n
c i
o' n
Ö
the All-Russian scientific and practical conference with international participation "Trends in the development of education: teacher, educational organization, society — 2019"], Izdatel'skiy dom "Sreda", Chebok sary, August 19-20, 2019, 223-226. (In Russian).
4. Hramova Yu.N. & Hayrullin R.D. (2016), Organizatsiya
vneauditornoy samostoyatelnoy rabotypo inostrannomu yazyku dlya studen- ^
a
tov-yuristov v neyazykovom vuze [Organization of extracurricular foreign y language activities for law students in a non-linguistic university], Sovremen- ^ nye naukoyemkie tekhnologiyi, 5-1, 201-205. Available at: https://top-tech- f nologies.ru/ru/article/view?id=35885 (Accessed: 07.09.2022). (In Russian).
5. Larionova E.V. (2020), Vneauditornaya deyatel'nost' kak sposob %
i
povysheniya motivacii studentov k izucheniyu anglijskogo yazyka [Extra- °n
H
curricular activities as a way to increase students' motivation to learn Eng- n
g
lish], Organizaciya samostoyatel'noj raboty studentov po inostrannym §
e
yazykam, 3, 114-119. (In Russian). _
a
6. Antonova A.V. (2017), Metodika formirovaniya professionalnyh h kompetentsiy budushchego uchitelya istorii v processe vneauditornoy raboty r
[Methodology of professional competences development of a future History teacher in the frames of extracurricular activities], Pedagogicheskoe obra-zovaniye v Rossii, 1, 36-43. Available at: https://cyberleninka.ru/arti-cle/n/metodika-formirovaniya-professionalnyh-kompetentsiy-buduschego-uchi telya-istorii-v-protsesse-vneauditornoy-raboty (Accessed: 07.09.2022). (In Russian).
7. Nikitina E.Yu., Afanasyeva O.Yu. & Fedotova M.G. (2022), Tselepolagatelnye orientiry podgotovki budushchih uchiteley inostrannogo yazyka v pedagogicheskom vuze [Aims of future foreign language teachers training in pedagogical universities], Vestnik Chelyabinskogo gosudar-stvennogo pedagogicheskogo universiteta, 1 (167), 150-162, DOI 10.25588/CSPU.2022.167.1.010. (In Russian).
Статья поступила в редакцию 13.06.2022; одобрена после рецензирования 18.06.2022; принята к публикации 28.06.2022.
The article was submitted 13.06.2022; approved after reviewing 18.06.2022; accepted for publication 28.06.2022.
a f
S
о
^
a >
о £
О
a
'S? a к
S £
О