Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2014. Технические науки
Исследования показали, что при активной нагрузке ток якоря создает магнитное поле, действующее в поперечном отношении к полюсам. При этом одну сторону размагничивает, а другую подмагничивает. В итоге магнитная система машины незначительно, но все же размагничивается, поэтому магнитный поток и ЭДС уменьшаются [4-6].
При индуктивной нагрузке в синхронном генераторе вектор I отстает от вектора и на 90° и создает магнитодвижущую силу направленную встречно основному магнитному потоку, который создает обмотка возбуждения расположенная на роторе. Поэтому она размагничивает магнитную систему и уменьшает ЭДС создаваемую генератором.
При емкостной нагрузке ток подмагничивает магнитную систему машины, содействует основному магнитному потоку и увеличивает ЭДС генератора, т. е. напряжение генератора с увеличением нагрузки тока повышается вследствие действия продольно-намагничивающей реакции якоря.
2
ix
Рис. 2. Параллельная работа синхронных генераторов
В параллельной работе ЭДС синхронных генераторов в момент подключения их к сети равна и противоположна по фазе напряжению сети, частота ЭДС равна частоте переменного напряжения в сети, а порядок следования фаз на выводах генераторов такой же как и на зажимах сети. Следует отметить, что если порядок следования фаз генератора отличается от порядка следования фаз сети, то для создания требуемого порядка следования фаз необходимо поменять местами соответствующие фазы генераторов.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что в двух режимах работы синхронных генераторов экспериментальные исследования подтверждают теоретические сведения.
Библиографические ссылки
1. URL: Шр://ги.-тк1реШа.о^/Синхронная_маши-на (дата обращения: 25.03.2014).
2. URL: http://www.favorit-grand.narod.ru/preimu-schestvo.sm.html (дата обращения: 25.03.2014).
3. URL: http://konspektiruem.ru/articles/electrical_ engineering/Harakteristiki_sinhronnogo_generatora/ (дата обращения: 25.03.2014).
4. URL: http://vertol.com.ua/catalog/katalog-ati/ati-dlya-otechestvennyh-vs/sistemy-bortovogo-oborudovaniya/sistema-bortovogo-9 (дата обращения: 25.03.2014).
5. URL: http://rza.org.ua/elteh/read/128--Harakteri-stiki-sinhronnih-generatorov_128.html (дата обращения: 25.03.2014).
6. URL: http://adfos.ru/knigi/oborudovanie/elektri-cheskie-mashiny-48.htm (дата обращения: 25.03.2014).
© Казанцев Д. А., Шнайдер М. А., 2014
УДК 621.396.932.1
В. А. Калинников, А. В. Вишнев Научный руководитель - А. В. Кацура Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск
ВЛИЯНИЯ ЗАТЕНЕНИЯ РЕЛЬЕФОМ МЕСТНОСТИ НА ВЕРОЯТНОСТЬ ОПРЕДЕЛЕНИЯ МЕСТОПОЛОЖЕНИЯ ВОЗДУШНОГО СУДНА
Представлен анализ влияния затенения рельефом местности на вероятность определения местоположения ВС, терпящего бедствия, с использованием средств системы Коспас-Сарсат.
Основными причинами снижения эффективности работы системы, связанными с характером рельефа местности в зоне бедствия, могут быть:
• недостаточное количество сообщений, полученных станциями приема и обработки информации от радиомаяка для осуществления доплеровских измерений, из-за ограниченного времени нахождения в зоне видимости АРМ искусственного спутника Земли (ИСЗ) низкоорбитальной группировки (НГ) системы Коспас-Сарсат (рис. 1) [1; 2].
• недостаточное количество НКА ОР8/ТЛОИЛСС, находящихся в зоне видимости АРМ, для определения местоположения встроенным ПИ СРНС [3-5];
• ухудшение точности определения местоположения объекта, терпящего бедствие, встроенным в АРМ ПИ СРНС из-за плохого взаимного геометрического расположения АРМ и НКА рабочего созвездия;
• невозможность передачи аварийного сообщения на СПОИ через ИСЗ геостационарной группировки (ГГ) системы Коспас-Сарсат из-за его затенения рельефом местности.
Для оценки влияния рельефа местности на работу системы был разработан математический программный комплекс (МПК) в среде прикладного научно технического программирования ЫЛТЬЛБ (рис. 2).
Секция « Техническая эксплуатация электросистем и авионика»
Рис. 1. Концепция системы Коспас-Сарсат
Комплекс позволяет оценивать вероятность определения координат терпящего бедствие с использованием собственных средств системы Коспас-Сарсат (доплеровских измерений) и дополнительного навигационного устройства, работающего по сигналам СРНС GPS/TJЮHACC, а также возможность передачи полученных от навигационного устройства координат через ИСЗ геостационарной и низкоорбитальной группировок системы Коспас-Сарсат в течение заданного интервала времени.
Входными данными для моделирования является:
• набор орбитальных параметров НКА (альманахи GPS и TJIOHACC), позволяющих рассчитать координаты спутников в геоцентрической прямоугольной системе координат х^™3 = [х, у, z];
• координаты геостационарных спутников Хисз3 = [ф, ^ набор орбитальных параметров низкоорбитальной группировки системы Коспас-Сарсат;
• угол раскрыва ущелья а;
• координаты объекта, терпящего бедствие
Хоб = Loб, Ноб].
При моделировании приняты следующие допущения:
• Объект, терпящий бедствие, находится на дне ущелья.
• Значение эксцентриситета орбит спутников созвездия GPS/TJIOHACC и спутников системы Коспас-Сарсат в модели равно нулю (е = 0).
• Период повторения сообщения АРМТповт = 50 с.
• Все передаваемые АРМ сообщения в системе передаются без ошибок.
• Созвездие НКА системы TJIOHACC состоит из спутников серии М (в альманахе передается рассогласование системного времени GPS и TJIOHACC).
Модель СРНС Альмонахи расчет вектора состояния всех рабочих НКА ГЛОНАСС и GPS
Хпсз0 = fx> У >z]
модель ущелья а,
Хоб = 1Воб >L<>6 >Н об ] Х0б=[Воб >Lo6, Ноб]
Хоб°Ц1Хоб >Уоб>£об1
X
СРНС ИСЗ
VCPHC ....„НКАвид
блок решения навигационной задачи Х"яЧ = (НТН Г1 Нт¥
Расчет геометрической дальности до видимых НКА Y = R
Блок принятия решения и вычисления по-
грешности
НПОР < 24
Модель низкоорбитальной группировки Коспас-Сарсат спутников
Модель геостационарной группировки Коспас-Сарсат
,, лнсз
Определение видимых ИСЗ ÖDOB^ODXHK/,
LEO
GEO
Блок определения доплеровских измерений
Блок определения передачи сообщения через низкоорбитальную и геостационарную группировку Коспас-Сарсат
Приемоиндикатор СРНС
Рис. 2. Схема программно-математического комплекса
Библиографические ссылки
1. Федеральные авиационные правила поиска и спасения в государственной авиации.
2. Коспас-Сарсат : офиц. сайт. URL: http://www. cospas-sarsat.org (дата обращения: 18.03.2014).
3. ИКД ГЛОНАСС Редакция 5.0.2002.
4. GPS interface control document ICD-GPS-200,2000.
5. ГЛОНАСС. Принципы построения и функционирования / под ред. А. И. Петрова, В. Н. Харисова. М. : Радиотехника, 2005.
© Калинников В. А., Вишнев А. В., 2014