6. СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ИДЕНТИФИКАЦИЯ ПОДРОСТКОВ КАК
ВАЖНЫЙ фактор становления личности
Жимбаева Ц.Ч.,
доцент Агинского института профессионального образования Бурятского государственного университета, п. Агинское, Российская Федерация, Суборова Х.М.,
главный специалист Министерства образования и науки
Республики Бурятия, г. Улан-Удэ, Российская Федерация, Ринчинова Т.М., учитель Бурятской гимназии № 29, г. Улан-Удэ, Российская Федерация
ВЛИЯНИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ИДЕНТИФИКАЦИИ НА СТАНОВЛЕНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ ПОДРОСТКОВ
Процесс становления у подростков социокультурной идентификации представляет значительный интерес для исследования в связи с важностью развития новообразований индивидуального самосознания, среди которых главными являются идентификационные структуры.
Вопросами развития идентификации у подрастающего поколения занимались различные ученые (М. Кле, Ш. Бюлер, А. Фрейд, Э. Эриксон, Ф. Дольто). Многие авторы - как классические, так и современные - в качестве важнейшего свойства обычного развития личности рассматривают развитие автономии и индивидуации детей подросткового возраста, то есть их независимости от родителей, самостоятельности и ответственности. Значимость данного аспекта личного развития подчеркивали еще классические авторы - Э. Фромм, К. Юнг, А. Адлер, В. Франкл и др. [2].
К примеру, Э. Фромм считал, что любые формы человеческой активности обязаны порождаться самим человеком, его «продуктивные схемы ориентации и поклонения» формируются при активном участии самого человека [8]. По мнению К. Юнга, обычная социализация личности связана с действием индивидуации, или самостановления и самоосуществления человека, когда человек живет сам, свободно, организуя свою жизнь и неся за нее ответственность [10]. А. Адлер подчеркивал значимость активности самого человека в формировании своей личности. Установление
гармоничного сочетания рвения к личному превосходству и чувства общности, по мнению А. Адлера, может быть при активном, сознательном и разумном участии самого человека [1]. В. Франкл считал, что обычное развитие личности предполагает осознание самим человеком ответственности за осмысленность собственного существования; осмысленная позиция по отношению к своей жизни обязана формироваться только без помощи других [7].
Ф. Райс и другие современные авторы разглядывают инди-видуацию и автономию как главные составляющие развития личности в подростковом возрасте. При этом под индивидуацией предполагается процесс, при котором подросток равномерно отдаляется от родителей, становясь самостоятельной личностью. Индивидуация включает в себя процесс самосознания и самоидентификации. При переходе от детства к зрелости подросток нуждается в определенной автономии и самоидентичности, чтоб иметь возможность принять на себя права и обязанности взрослого человека [6].
Процесс индивидуации может протекать в здоровой или болезненной форме. Сравнительное исследование здорового и нездорового процесса индивидуации, проведенное Ф. Райсом, показало, что подростки с обычной индивидуацией обретают самосознание взрослой личности, оставаясь в то же время функциональными членами семьи. Также им свойственно осознание жизненных ценностей и рвение к самостоятельности. Подросткам с нездоровой, нефункциональной индивидуацией свойственны обособленность, уход в себя, импульсивное поведение, отторжение от семьи и публичных норм и возможная склонность к суициду.
Автономия понимается Ф. Райсом как независимость, либо свобода, подростка. Автор выделяет два аспекта автономии: поведенческий (обретение независимости и свободы в той мере, чтоб действовать и воспринимать решения без помощи взрослых, без излишнего управления извне) и эмоциональный (освобождение от эмоциональных уз, связывающих дитя с родителями). Исследования показывают, что в подростковом возрасте резко растет рвение к поведенческой автономии, причем в определенных ситуациях дети упорно добиваются права без помощи других воспринимать решения (к примеру, при выборе стиля одежды или круга общения), но в то же время охотно подчиняются управлению родителей в серьезных вопросах (к примеру, касающихся образования). Как пишет Ф. Райс, подростки нуждаются в таковых родителях, которые предоставляют им свободу не сходу и в полном объеме, а равномерно - по мере того как они обучаются пользоваться ею.
Полная свобода может восприниматься подростком как отторжение от семьи; у него может появиться чувство волнения, так как он не знает, как пользоваться данной свободой [9].
Переход к эмоциональной автономии в подростковом возрасте не столь драматичен, как к поведенческой. Доминирование родителей и культивирование в подростке чувства зависимости от них, вплоть до взрослого возраста, препятствует формированию социальной зрелости у подростка, который вырастает инфантильным, то есть неспособным без помощи других воспринимать решения и принимать себя как взрослого и самостоятельного человека. В противоположной ситуации - при эмоциональном отторжении - подростки не получают никакой эмоциональной поддержки со стороны родителей. По мнению Ф. Райса, в данном вопросе, как и во многих остальных жизненных ситуациях, нужно отыскать «золотую середину» [6].
Важно отметить, что именно в подростковом возрасте происходит определенная консолидация самохарактеристик и усвоенных образцов социального поведения. Расширение социоролевого репертуара, заимствование моделей социального поведения, присущих более старшему поколению, достижение равновесия между зависимостью и независимостью, развитие персональной системы ценностных ориентаций и многие другие социально-психологические «приобретения» подростка впервые становятся для него предметом рефлексии, результатом которой является, по выражению Э. Эриксона, «обретение идентичности» [9].
В данном возрасте особенно ярко выступает стремление к собственной идентификации. В этом случае центральным конфликтом подросткового этапа в формировании идентичности является, по мысли Эриксона, конфликт между становлением индивидуальности и диффузией (размыванием) идентификации. Задача рефлексии себя и своего места в социальном мире, попытки первых ответов на вопросы «Кто я? Зачем я живу?» могут быть разрешены в сторону позитивного полюса (привести к структурно-динамически оформленной Я-концепции), а могут - и в сторону отрицательного: к неуверенности в понимании собственного «Я», к неспособности сформулировать свои цели, ценности, идеалы, к трудностям социального, полоролевого, этнического, возрастного, профессионального и прочих самоопределений, то есть к диффузной идентификации [9].
Неразрешенный кризис подросткового этапа поиска идентификации способен вызвать в дальнейшем регрессивные тенденции: инфантилизм, желание как можно дольше оттянуть обретение
социального статуса взрослого, тревожность и депрессию, трудности межличностной коммуникации (прежде всего в ситуации публичности и в общении с лицами противоположного пола) и т.д. [4].
Сформированная идентификация включает в себя выбор целей, ценностей и убеждений. Она актуализируется в период кризиса идентификации и является основанием для дальнейшего определения смысла жизни. Подход к исследованию особенностей идентификации в подростковом возрасте характеризуется пониманием идентификации как комплексного, конструируемого феномена, включающего самоидентификацию и осознание принадлежности к особой социальной группе, в частности этнической, тендерной, возрастной общности. Причем лояльность по отношению к своей группе проявляется на когнитивном и эмоциональном уровнях.
В целом общая характеристика процесса идентификации в подростковом возрасте включает:
- становление и постоянное соотнесение саморазвития подростка с существующими культурными традициями и реальной мультикультурной средой;
- постоянное социокультурное самоопределение и творческий поиск подростка, активное накопление им разнообразного социального и культурного опыта; это означает, что культурная идентификация не может быть направлена на присвоение ценностей какой-либо одной субкультуры в ущерб другой, хотя здесь могут преобладать традиции и формы его родной культуры.
Изучая особенности становления идентификации в подростковом возрасте, необходимо отметить, что она происходит в большинстве случаев в среде сверстников. Семья, школьный класс, друзья, сверстники и профессиональный коллектив -наиболее значимые для личности социальные среды. Они в силу своей устойчивости оказывают значительное влияние на характер личностного развития и социальную адаптацию субъекта.
Необходимо отметить: характерной особенностью подростков по сравнению с младшими школьниками является усиленное стремление к общению с товарищами, к среде сверстников. И.С. Кон пишет, что общение со сверстниками - это «специфический вид деятельности и межличностных отношений» и «специфический вид эмоционального контакта». Оно обеспечивает подростку чувство эмоционального благополучия и устойчивости, а также облегчает «автономизацию от взрослых» [3, с. 88].
Подростка невозможно удержать в рамках узкого семейного коллектива. Особую роль в его жизни начинают играть складыва-
ющиеся в группе (или коллективе) сверстников взаимоотношения. Подросток хочет заслужить уважение и признание сверстников, пользоваться среди них авторитетом. Коллектив предъявляет ребенку высокие требования, и завоевать авторитет и уважение товарищей он сумеет лишь в том случае, если будет отвечать этим требованиям.
Общение со сверстниками становится чрезвычайно важным фактором развития личности подростка. Оно делает его жизнь эмоциональнее, насыщеннее, богаче и интереснее. Отношения со сверстниками дают подростку эмоциональное тепло, спасение от скуки, признание собственной значительности, незаменимый опыт социального общения, практику жизни в коллективе. В ходе всего этого у подростка формируются коммуникативные умения, очень важные для его будущей жизни.
Именно в подростковом возрасте коллектив сверстников во всей сложности отношений встает перед ребенком, возникает необходимость в них разобраться и возможность ответить их требованиям. Нередко подросток начинает ориентироваться в этих требованиях, подражая товарищам, иногда заимствуя не только хорошее, но и плохое. Он старается чаще бывать с товарищами и все перенимает у них: интересуется тем, чем интересуются они, ходит туда, куда ходят они, читает то, что читают они. Как правило, друзья подростка бывают для него и «самыми умными», и «самыми красивыми», и «самыми веселыми». Словом, у подростка появляется образец, ориентирующий и направляющий его поведение. Каждому подростку важно иметь уважение, признание товарищей, быть «не последним» среди них, знать, что тебя ценят, с тобой считаются.
Исследователи отмечают, что «в группе функционирует компенсаторный механизм: деятельность группы выступает полем самоутверждения, компенсации тех неудач (комплекс неполноценности), которые постигли его в обществе. Ощущение "защищенности", приобретаемое в группе, повышает самооценку подростка и уверенность в себе» [5, с. 105].
Таким образом, понятие «идентификация» фиксирует черты постоянства, тождественности самосознания (самости), главной из которых является социально-культурная идентификация как система свойств, благодаря которым человек становится социально-культурным индивидом, членом определенной культуры и общности. Процесс идентификации в подростковом возрасте включает следующие характеристики. Во-первых, происходит постоянное соотнесение саморазвития ребенка с существующими социокуль-
турными традициями и реальной социальной средой. Во-вторых, происходит социальное самоопределение и творческий поиск подростка, активное накопление им разнообразного социального и культурного опыта, что означает возможность формирования би-культурной идентификации, ориентированной на присвоение ценностей разных культур и субкультур сообщества, и успешной социализации подростка в современном обществе. При этом позитивная, правильная социокультурная идентификация подростков способствует формированию у них необходимых коммуникативных умений.
Подход к исследованию особенностей идентификации в подростковом возрасте характеризуется пониманием идентификации как комплексного, конструируемого феномена, включающего самоидентификацию и осознание принадлежности к особой социальной группе, в частности к возрастной общности.
Список использованной литературы
1. Адлер А. Очерки по индивидуальной психологии. - М.: Когито-Центр, 2002. -220 с.
2. Жимбаева Ц.Ч. Подростковая субкультура: специфика идентичности. - М.: URSS, КРАСАНД, 2010. - 160 с.
3. Кон И.С. Психология старшеклассника. - М.: МОДЭК, 2002. - 352 с.
4. Осинский И.И., Суборова Х.М. Современная бурятская семья: подростки и родители. - Улан-Удэ: Изд-во Бурятского госуниверситета, 2008. - 188 с.
5. Острые проблемы воспитания: поиски решения / под ред. К.Е. Игошева, Г.М. Миньковского. - М.: Новый учебник, 2003. - 204 с.
6. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. - М.: Мастера психологии, 2002. - 624 с.
7. Франкл В. Человек в поисках смысла. - М., 1990. - 368 с.
8. Фромм Э. Бегство от свободы. - М.: АСТ., 2009. - 285 с.
9. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. - М.: Флинта, МПСИ, Прогресс, 2006. - 352 с.
10. Юнг К.Г. Сознание и бессознательное. - М.: Академический проект, 2007. -188 с.
© Жимбаева Ц.Ч., Суборова Х.М., Ринчинова Т.М., 2015