Научная статья на тему 'Влияния психосоциальных установок личностей юных спортсменов на предстартовые состояния'

Влияния психосоциальных установок личностей юных спортсменов на предстартовые состояния Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
777
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДСТАРТОВЫЕ СОСТОЯНИЯ / СОЦИОНИЧЕСКИЙ ТИП / SOCIONIC TYPE / ИНФОРМАЦИОННЫЙ МЕТАБОЛИЗМ / INFORMATION METABOLISM / КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ / ASCERTAINING EXPERIMENT / КОРРЕЛЯЦИОННАЯ ЗАВИСИМОСТЬ / CORRELATION DEPENDENCE / РАЦИОНАЛ И ИРРАЦИОНАЛ / ИНТРОВЕРСИЯ И ЭКСТРАВЕРСИЯ / INTROVERSION AND EXTRAVERSION / НЕВРОТИЗМ / NEUROTICISM / PRE-START CONDITION / RATIONALITY AND IRRATIONALITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Спесивцева Ольга Ивановна

Подготовка юных спортсменов к соревнованиям и сами итоги выступлений спортсменов на соревнованиях разных уровней зависят не только от подготовленности спортсмена, а и от его психологической готовности выступать на соревнованиях, что проявляется в предстартовых состояниях. На предстартовое состояние спортсмена влияют различные психо физиологические и социальные факторы, среди которых можно выделить такие как тип темперамента, вид характера, психофизиологическая направленность личности и иные особенности спортсменов разных квалификаций. В процессе нашего исследования были использованы следующие методики: тест В. В. Гуленко «Идентификатор подтипов соционических типов личности», опросник Д. Кейрси (типология И. Б. Майерс и К. К. Бриггс), методика «Самочувствие, активность, настроение», методика «Градусник» Ю. Я. Киселева. Рассмотрена взаимосвязь предстартовых состояний с классами «рационал и иррационал» и установками «интроверсия и экстраверсия». Выявлено, что для рационала характерна боевая готовность перед соревнованием; иррационалу характерна состояние апатии и предстартовая лихорадка. Для юных спортсменов экстравертов, ближе состояние предстартовой лихорадки, боевой готовности. Для интровертов ближе состояние либо боевой готовности, либо апатии. Определена корреляционная связь, позволившая определить степень зависимости полученных результатов друг от друга. Установлено, что высокую корреляционную взаимосвязь имеют такие показатели, как: настроение и самочувствие по методике «САН», по методике «Градусник» выявлены «желание тренироваться и спортивные перспективы». На предстартовые состояния юных спортсменов разного социотипа влияют особенности обработки и усвоения информации юными спортсменами в тренировочном процессе и сами психосоциальные установки личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Спесивцева Ольга Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFLUENCE OF PSYCHOSOCIAL ATTITUDES OF YOUNG ATHLETES' PERSONALITIES ON THEIR PRE-START MENTAL STATE

Preparedness of young athletes to competitions and results of performances on competitions of different levels depend not only on physical readiness, but also on mental readiness to perform on competitions, and all these factors influence the pre-start mental state of athletes. Various psychological, physiological, and social factors influence the pre-start state of athletes, among which are temperament type, character type, psychophysiological personality orientation and other particularities of athletes of different levels of qualification. The following methods were applied in our research: V. V. Gulenko's test “Identification of subtypes of socionic personality types”, D. Keirsey's questionnaire (I. Myers and K. Briggs typology), “Well-being, activity, mood” method, Y. Y. Kisilev's “Thermometer” method. In the research we considered connection of pre-start condition with rational and irrational types and “introversion and extroversion” attitudes. It was found out that the rational type feel confident readiness before competitions, for the irrational type state of apathy and start fever is more characteristic. Young athletes extraverts more likely to be in the state of pre-start fever, alert readiness. For athletes-introverts either alert readiness or apathy is more common. The research revealed correlation dependence between such factors as mood and well-being according to the method “Well-being, activity, mood”; “Thermometer” method revealed correlation dependence between desire to exercise and prospects in sports. Peculiarities of information processing and understanding in the training process as well as psychosocial attitudes of personalities influence on the pre-start mental state of young athletes of different social types.

Текст научной работы на тему «Влияния психосоциальных установок личностей юных спортсменов на предстартовые состояния»

Спесивцева Ольга Ивановна ВЛИЯНИЯ ПСИХОСОЦИАЛЬНЫХ УСТАНОВОК ...

УДК 159.9.072.42

ВЛИЯНИЯ ПСИХОСОЦИАЛЬНЫХ УСТАНОВОК ЛИЧНОСТЕЙ ЮНЫХ СПОРТСМЕНОВ

НА ПРЕДСТАРТОВЫЕ СОСТОЯНИЯ

© 2016

Спесивцева Ольга Ивановна, кандидат философских наук, доцент кафедры «Безопасность

жизнедеятельности» Уральский государственный университет физической культуры и спорта (445020, Россия, Челябинск, ул. Орджоникидзе, 1, e-mail: spoi@mail.ru)

Аннотация. Подготовка юных спортсменов к соревнованиям и сами итоги выступлений спортсменов на соревнованиях разных уровней зависят не только от подготовленности спортсмена, а и от его психологической готовности выступать на соревнованиях, что проявляется в предстартовых состояниях. На предстартовое состояние спортсмена влияют различные психо - физиологические и социальные факторы, среди которых можно выделить такие как тип темперамента, вид характера, психофизиологическая направленность личности и иные особенности спортсменов разных квалификаций. В процессе нашего исследования были использованы следующие методики: тест В. В. Гуленко «Идентификатор подтипов соционических типов личности», опросник Д. Кейрси (типология И. Б. Майерс и К. К. Бриггс), методика «Самочувствие, активность, настроение», методика «Градусник» Ю. Я. Киселева. Рассмотрена взаимосвязь предстартовых состояний с классами «рационал и иррационал» и установками «интроверсия и экстраверсия». Выявлено, что для рационала характерна боевая готовность перед соревнованием; иррационалу характерна состояние апатии и предстартовая лихорадка. Для юных спортсменов экстравертов, ближе состояние предстартовой лихорадки, боевой готовности. Для интровертов ближе состояние - либо боевой готовности, либо апатии. Определена корреляционная связь, позволившая определить степень зависимости полученных результатов друг от друга. Установлено, что высокую корреляционную взаимосвязь имеют такие показатели, как: настроение и самочувствие по методике «САН», по методике «Градусник» выявлены «желание тренироваться и спортивные перспективы». На предстартовые состояния юных спортсменов разного социотипа влияют особенности обработки и усвоения информации юными спортсменами в тренировочном процессе и сами психосоциальные установки личности.

Ключевые слова: предстартовые состояния, соционический тип, информационный метаболизм, констатирующий эксперимент, корреляционная зависимость, рационал и иррационал, интроверсия и экстраверсия, невротизм.

INFLUENCE OF PSYCHOSOCIAL ATTITUDES OF YOUNG ATHLETES' PERSONALITIES

ON THEIR PRE-START MENTAL STATE

© 2016

Spesivtseva Olga Ivanovna, candidate of philosophical sciences, Docent of Health and Safety Ural State University of Physical Education and Sports (445020, Russia, Chelyabinsk, Ordzhonikidze St. 1, e-mail: spoi@mail.ru)

Abstract. Preparedness of young athletes to competitions and results of performances on competitions of different levels depend not only on physical readiness, but also on mental readiness to perform on competitions, and all these factors influence the pre-start mental state of athletes. Various psychological, physiological, and social factors influence the pre-start state of athletes, among which are temperament type, character type, psychophysiological personality orientation and other particularities of athletes of different levels of qualification. The following methods were applied in our research: V. V. Gulenko's test "Identification of subtypes of socionic personality types", D. Keirsey's questionnaire (I. Myers and K. Briggs typology), "Well-being, activity, mood" method, Y. Y. Kisilev's "Thermometer" method. In the research we considered connection of pre-start condition with rational and irrational types and "introversion and extroversion" attitudes. It was found out that the rational type feel confident readiness before competitions, for the irrational type state of apathy and start fever is more characteristic. Young athletes - extraverts more likely to be in the state of pre-start fever, alert readiness. For athletes-introverts either alert readiness or apathy is more common. The research revealed correlation dependence between such factors as mood and well-being according to the method "Well-being, activity, mood"; "Thermometer" method revealed correlation dependence between desire to exercise and prospects in sports. Peculiarities of information processing and understanding in the training process as well as psychosocial attitudes of personalities influence on the pre-start mental state of young athletes of different social types.

Keywords: pre-start condition, socionic type information metabolism, ascertaining experiment, correlation dependence, rationality and irrationality, introversion and extraversion, neuroticism.

Изучение особенностей предстартовых состояний юных спортсменов разного соционического типа является актуальным, так как в спортивной науке известны виды предстартовых состояний, но не представлена связь предстартовых состояний с типологическими особенностями юных спортсменов. Предстартовое состояние - это состояние спортсмена в ожидании значимых спортивных событий с трудно прогнозируемым исходом. Учет психологических особенностей личностей юных спортсменов, их личностных показателей в предстартовом состоянии открывает возможности активизации участия юного спортсмена в психолого - педагогическом процессе по воспитанию и самовоспитанию его лидерских качеств, осознанию процесса применения той или иной тактики в ходе соревнований позволяет быть более гибкими его тактическим действиям по реализации спортивной задачи.

Теоретической основой по изучению особенностей предстартовых состояний юных спортсменов послужили исследования по изучению психических состояний в спорте ДА. Ганюшкина[4. С. 23-25], А.Ц. Пуни[8], Г.Н.

Цынгаловой[11], О.А. Черниковой[13]. Практика показывает, что психологические методики исследования, развития и совершенствования навыков регуляции предстартового состояния юных спортсменов используются не в полной мере.

Ключевым понятием по раскрытию психологических особенностей личностей спортсменов является понятие «информационного метаболизма». В зависимости от преобладающей психологической установки сознания Юнг выделил восемь психологических типов, которые послужили основой для развернутой типологии[1]. Теория Юнга получила дальнейшее творческое развитие в конце 50-х годов XX века в США в трудах Бриггс и Майерс[6]. Результатом этого стали открытие 16-ти типов личности, теории информационного метаболизма и интертипных отношений [2]. Знание своего «типа информационного метаболизма» способствует тому, что человек осознает свои собственные потенциальные спортивные возможности[3].

В процессе исследования предстартовых состояний были использованы методики: тест В. В. Гуленко

Спесивцева Ольга Ивановна психологические

ВЛИЯНИЯ ПСИХОСОЦИАЛЬНЫХ УСТАНОВОК ... науки

«Идентификатор подтипов соционических типов личности»^], опросник Д. Кейрси (типология И. Б. Майерс и К. К. Бриггс), методика «Самочувствие, активность, настроение», методика «Градусник» Ю. Я. Киселева[7].

В основу исследования положен констатирующий эксперимент, целью которого является изменение независимых переменных, фиксация изменений, происходящих с зависимыми переменными, и определение их влияния на зависимые переменные. Рассмотрим результаты исследования, полученные в ходе констатирующего эксперимента среди юных спортсменов футболистов детско - юношеской спортивной школы. Для анализа и оценки результатов исследования была проведена описательная статистика по методики «САН» для экспресс-оценки самочувствия, активности и настроения юных спортсменов перед соревнованием. Были рассчитаны базовые показатели для каждой шкалы: сумма, среднее значение, мода, медиана, минимальное и максимальное значения, а также стандартное отклонение.

Результаты данной методики распределились по трём уровням: высокий (более 5,5 баллов), средний (от 5-5,5 баллов) и низкий (менее 5 баллов). По результатам исследования, у 96 % спортсменов наблюдается высокий и средний уровень показателей и только у 4 % (что соответствует одному испытуемому) наблюдается низкий уровень показателей самочувствие, активность, настроение, далее САН: С - 4,6; А - 4,6; Н - 4,9, что говорит о неблагоприятном состоянии или неготовности к соревновательной деятельности.

По шкале «самочувствие» низкий уровень (менее 5 баллов) у 4 % юных спортсменов, средний уровень (от 5-5,5 баллов) также у 4 % спортсменов, у 92 % испытуемых наблюдается высокий уровень показателей (более 5,5 баллов), что говорит о хорошем самочувствии спортсменов перед соревнованием.

По шкалы «активность» такие же результаты: 4 %

- низкий уровень (менее 5 баллов); 4 % - средний уровень (от 5-5,5 баллов); 92 % - высокий уровень (более 5,5 баллов), что говорит также нам о подготовленности спортсменов и большой активности.

По шкале «настроение» лишь два уровня: низкий уровень (менее 5 баллов) - 4 %; средний уровень (5-5,5)

- 0 %; высокий уровень (более 5,5 баллов) - 96 %, что говорит о хорошем настроении спортсменов перед соревнованием.

Практически все спортсмены - 96 % готовы к соревнованию и у них преобладает высокая степень уверенности в себе, хорошее настроение, что характеризует в предстартовом состоянии боевую готовность.

Методика «Градусник» Ю. Я. Киселева, необходима была для экспресс-оценки эмоциональных состояний юных спортсменов. Результаты данной методики также распределились по трём уровням: высокий (более 8,9 баллов), средний (от 6,2-8,9 баллов) и низкий (менее 6,2 баллов). Итоги следующие:

По шкале «самочувствие», высокий уровень (более 8,9 баллов) имеют 40 % спортсменов, что соответствует большему количеству испытуемых. Средний уровень (от 6,2-8,9 баллов) имеют 36 % и низкий уровень (менее 6,2 баллов) имеют 24 % спортсменов, что говорит о нормальном самочувствии спортсменов перед соревнованием.

По шкале «настроение», преобладает низкий уровень (менее 6,2 баллов) - 36 % испытуемых, средний (от 6,28,9 баллов) и высокий (более 8,9 баллов) одинаковы -по 32 %, что свидетельствует о недостаточно хорошем настроении спортсменов.

По шкале «желание тренироваться»: высокий (более 8,9 баллов) - 44 %, средний (от 6,2-8,9 баллов) - 32 %, низкий (менее 6,2 баллов) - 24 %, что говорит нам о наличие желания тренироваться у большинства спортсменов.

По шкале «удовлетворенность тренировочным процессом»: высокий (более 8,9 баллов) - 52 %, средний (от 418

6,2-8,9 баллов) и низкий (менее 6,2 баллов) одинаковы

- по 24 % испытуемых, что свидетельствует о том, что половина группы юных спортсменов удовлетворены тренировочным процессом.

По шкале «отношение с товарищами»: высокий (более 8,9 баллов) - 60 %, средний (от 6,2-8,9 баллов) - 24 %, низкий (менее 6,2 баллов) - 16 %, у большинства испытуемых налажено хорошее отношение с товарищами, и лишь у немногих есть проблемы с взаимоотношением.

По шкале «отношение с тренером»: высокий (более 8,9 баллов) - 44 %, средний (от 6,2-8,9 баллов) - 16 %, низкий (менее 6,2 баллов) - 40 %, что свидетельствует о недостаточно хороших взаимоотношениях с тренером почти у половины опрошенных испытуемых, также практически у половины спортсменов налажены благоприятные взаимоотношения с тренером.

По шкале «спортивные перспективы»: высокий (более 8,9 баллов) -48 %, средний (от 6,2-8,9 баллов) - 24 %, низкий (менее 6,2 баллов) - 28 %, мы можем утверждать, что у большинства испытуемых наблюдаются спортивные перспективы.

По шкале «готовность к соревнованиям»: высокий (более 8,9 баллов) - 68 %, средний (от 6,2-8,9 баллов)

- 20 %, низкий (менее 6,2 баллов) - 12 %, что говорит о готовности к соревнованиям у большинства спортсменов и лишь у немногих отсутствует готовность.

Рассчитали коэффициенты корреляции между шкалами: была использована программа STATISTICA версия 6.1. Коэффициент корреляции рангов предложенный, К. Спирменом, относится к непараметрическим показателям связи между переменными, измеренными в ранговой шкале. Величина коэффициента линейной корреляции К. Спирмена лежит в интервале +1 и - 1 [11, с. 212].

Высокий уровень корреляционной зависимости (0,61) наблюдается между шкалами Настроение и Самочувствие. Исходя из характеристик данных шкал, можно сделать вывод о том, что такие показатели влияют друг на друга, т. е. чем выше настроение, тем лучше самочувствие и также наоборот, чем лучше самочувствие, тем выше настроение у юных спортсменов. Наблюдаем средний уровень корреляционной зависимости (0,44) между показателями «активность» и «настроение», что свидетельствует о том, что в некоторых ситуациях настроение спортсмена влияет от его активности.

Низкая корреляционная зависимость (0,3) наблюдается между шкалами «активность» и «самочувствие»: можем справедливо утверждать о том, что между шкалами «активность» и «самочувствие» наблюдается корреляционная взаимосвязь, но незначительная. Итак, на предстартовое состояние юных спортсменов большое значение имеет влияние взаимосвязи «настроения и самочувствия».

Рассчитаны коэффициенты ранговой корреляции К. Спирмена между шкалами по методике «Градусник» Ю: положительную корреляционную зависимость имеют большинство показателей - 75 %, где наиболее высокий уровень корреляционной зависимости наблюдается между шкалами «желание тренироваться» и «спортивные перспективы» (0,55), что свидетельствует о взаимосвязи этих показателей: чем выше спортивные перспективы у юных спортсменов, тем большее желание у них тренироваться, чем выше спортивные перспективы, тем лучше готовность к соревнованиям; показатель «настроение и удовлетворенность тренировочным процессом» (0,45): чем выше настроение, тем больше удовлетворенности тренировочным процессом и наоборот; показатель «отношение с тренером и спортивные перспективы» (0,44): чем лучше отношение с тренером, тем выше спортивные перспективы.

Положительную, но низкую корреляционную зависимость имеют большее количество следующих показателей, их 86 %, это: желание тренироваться и отношение с товарищами (0,4), чем лучше отношения с това-АНИ: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 4(17)

Спесивцева Ольга Ивановна ВЛИЯНИЯ ПСИХОСОЦИАЛЬНЫХ УСТАНОВОК ...

рищами, тем большее желание тренироваться; желание тренироваться и готовность к соревнованиям (0,4), чем лучше готовность к соревнованиям, тем выше желание тренироваться; отношение с товарищами и отношение с тренером (0,37), чем лучше отношение с тренером, тем лучше отношение с товарищами; самочувствие и настроение (0,36), чем лучше самочувствие, тем выше настроение; самочувствие и удовлетворенность тренировочным процессом (0,3), чем лучше самочувствие, тем выше удовлетворенность тренировочным процессом; настроение и отношение с товарищами (0,3), чем лучше отношения с товарищами, тем выше настроение; желание тренироваться и удовлетворенность тренировочным процессом (0,3), чем больше желание тренироваться, тем выше удовлетворенность тренировочным процессом; отношение с тренером и готовность к соревнованиям (0,3), чем лучше отношение с тренером, тем выше готовность к соревнованиям; желание тренироваться и настроение (0,28), чем выше настроение, тем большее желание тренироваться; желание тренироваться и отношение с тренером (0,28), чем лучше отношение с тренером, тем большее желание тренироваться; самочувствие и желание тренироваться (0,24), чем лучше самочувствие, тем большее желание тренироваться; отношение с товарищами и спортивные перспективы (0,21), чем выше спортивные перспективы, тем лучше отношения с товарищами; самочувствие и отношение с товарищами (0,14), чем выше самочувствие, тем лучше отношение с товарищами; настроение и отношение с тренером (0,13), чем выше настроение, тем лучше отношение с тренером; удовлетворительность тренировочным процессом и готовность к соревнованиям (0,07), чем выше удовлетворенность тренировочным процессом, тем лучше готовность к соревнованиям; спортивные перспективы и самочувствие (0,008), чем лучше самочувствие, тем выше спортивные перспективы; готовность к соревнованиям и самочувствие (0,005), чем лучше самочувствие, тем выше готовность к соревнованиям.

Отрицательную корреляционную зависимость имеют 25 % показателей, что говорит об обратно пропорциональной зависимости шкал: при увеличении одного показателя соответствует уменьшение другого, эта связь наблюдается межу шкалами: удовлетворенность тренировочным процессом и отношение с тренером (-0,37); самочувствие и отношение с тренером (-0,12), настроение и спортивные перспективы (-0,17); настроение и готовность к соревнованиям (-0,03); удовлетворенность тренировочным процессом и отношение с товарищами (-0,07); удовлетворенность тренировочным процессом и спортивные перспективы (-0,14); отношение с товарищами и готовность к соревнованиям (-0,1).

Исследуя особенности предстартовых состояний юных спортсменов разного социотипа, выявляя взаимосвязи предстартовых состояний относительно различных социотипов, рассмотрели и описали известные на данный период времени предстартовые состояния: боевую готовность, предстартовую лихорадку и предстартовую апатию. Исходя из особенностей того, что «рационалы» просто определяют решение вместо анализа ситуации и, основываясь на характеристике предстартовых состояний, можем предположить, что для юного спортсмена - «рационала» будет ближе состояние боевой готовности перед соревнованием. В нашем исследовании 68 % юных спортсменов являются раци-оналами и, следовательно, большее количество юных спортсменов предположительно находятся в боевой готовности.

В то же время «иррациональный» тип наоборот накапливает информацию, не принимая самостоятельно решение до определенного момента. Иррациональный тип, если и принимает решение, то оно, в зависимости от обстоятельств, меняется, и для «иррационала», человека спонтанного и стихийного, будет ближе состояние предстартовой лихорадки и апатии: от иррационала

возможно все, если у юного спортсмена перед соревнованиями будет постоянно меняться настроение, то он перегорит и здесь возможно состояние апатии, если же настроение будет изменчивым перед самим соревнование, то это предстартовая лихорадка. Из нашего исследования известно, что 32 % испытуемых являются ир-рационалами и меньшее количество юных спортсменов предположительно будет либо в состоянии лихорадки, либо апатии.

Далее рассмотрим взаимосвязи предстартовых состояний и установок «интроверсия и экстраверсия». Л.Д.Столяренко в своем исследовании описывает взаимосвязь темперамента с «экстраверсией - интровер-сией» таким образом, что экстраверсия в сочетании с повышенным невротизмом обуславливает проявление темперамента холерика; «интроверсия + невротизм» определяет темперамент меланхолика; противоположность невротизма - эмоциональная устойчивость, уравновешенность в сочетании с экстраверсией проявляется как сангвинический темперамент в сочетании с интро-версией как флегматический [10, с. 293].

Если учитывать данное исследование и характеристики предстартовых состояний, можно предположить, что для юных спортсменов экстравертов, а в исследовании их большее количество - 80 %, будет ближе состояние предстартовой лихорадки, либо боевой готовности: для экстравертов характерен интерес к внешнему объекту, отзывчивость и готовность к принятию внешних событий и ситуаций, желание влиять на них и находится под их веянием, потребность присоединяться и быть «в», способность терпеть суматоху и шум любого рода и даже находить в этом радость; постоянное внимание к окружающему миру, стремление иметь друзей и знакомых, не очень тщательно их выбирая, и, в конечном итоге, сильной привязанностью к вылеченной для себя фигуре, и, следовательно, мощной тенденцией демонстрировать самого себя [12, с. 23].

Для интровертов предположительно будет ближе состояние, либо боевая готовности, либо апатии. В нашем исследовании мы выявили 20 % интровертов. Вспомним, что интроверт, склонен быть рефлексивным, глубоко продумывать вещи и все внимательно рассчитать, прежде чем начать действовать. Застенчивость и определенное недоверие к объектам проявляется в нерешительности и некоторой трудности в приспособлении к внешнему миру [12, с. 25].

Рассмотрели взаимосвязь предстартовых состояний юных спортсменов с классами (рационал и иррационал) и установками (интроверсия и экстраверсия). Выявлено, что для рационала (68 % испытуемых) характерно боевая готовность перед соревнованием; иррационалу (32 % испытуемых), если у спортсмена перед соревнованиями (за день-два) меняется настроение, то он «перегорит» и здесь возможно состояние апатии, если же настроение будет изменчивым перед самим соревнование, то это предстартовая лихорадка. Для юных спортсменов экстравертов, а в исследовании их большее количество - 80 %, будет ближе состояние предстартовой лихорадки, либо боевой готовности. Для интровертов выявили ближе состояние - либо боевой готовности, либо апатии, их выявлено 20 %.

Была определена корреляционная связь, она позволил определить степень зависимости полученных результатов друг от друга. Установлено, что высокую корреляционную взаимосвязь имеют показатели «настроение и самочувствие» (0,61) по методики «САН», по методики «Градусник»: «желание тренироваться и спортивные перспективы» (0,55).

Таким образом, материалы исследовательской работы, их количественная и качественная оценка показывают, что на предстартовые состояния спортсменов разного социотипа влияет установка личности юных спортсменов в тренировочном процессе, особенности обработки и усвоения информации юных спортсменов в

Спесивцева Ольга Ивановна

ВЛИЯНИЯ ПСИХОСОЦИАЛЬНЫХ УСТАНОВОК ..

тренировочном процессе.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Аугустинавичюте. А. Модель информационного метаболизма. Соционика, ментология и психология личности, № 1, 1995.

2. Аугустинавичюте. А.Комментарий к типологии Юнга и введение в информационный метаболизм. // Соционика, ментология и психология личности, № 2,

1995.

3. Аугустинавичюте. А. Соционика: кн. 1. Введение. Кн. 2. Психотипы. Тесты. — М.: «ACT», СПб.: «Terra Fantastica», 1998.

4. Ганюшкин А.Д. Идеальное состояние для выступления спортсмена как форма психической готовности // Спортсмен как субъект деятельности: сб. науч. тр. Омск, 1993.

5. Гуленко, В. В. Описание соционических типов и интертипных отношений / В. В. Гуленко. - М., 1991. - 78 с.

6. Изабель Бриггс-Майерс. Введение в типологию®. 6-е изд. © Питер Б. Майерс и Кэтрин Д. Майерс, 1998.

7. Киселев Ю. Я. Методики психодиагностики в спорте. - М,, 1990.: Энциклопедия психологических тестов. - М-, 1999.

8. Пуни А.Ц. К психологической характеристике предстартового состояния спортсменов. //Теория и практика физической культуры, 1949-№7.

9. Родионов, А. В. Практическая психология физической культуры и спорта / А. В. Родионов. - Махачкала : Юпитер, 2002. - 204 с.

10. Столяренко, Л. Д. Основы психологии : учеб. пособие / Л. Д. Столяренко. - Ростов н / Д : Феникс, 2006. - 671 с.

11. Цынгалова Г.Н. Покомпонентный анализ предстартового состояния участников спортивных игр. / Психологические аспекты познания, формирования и мобилизации функциональных резервов спортсмена. Сборник научных трудов. Л., 1985

12. Шарп, Д. Психологические типы. Юнговская типологическая модель / Д. Шарп. перевод с англ. В. Зеленского. - 2-е изд., перераб. и доп. - Спб. : Б.С.К.,

1996. - 216 с.

13. Черникова О.А. К вопросу о значении физических упражнений и спорта в воспитании характера. / Ученые записки ФЦОЛИФК им. И.В. Сталина. Ленинград, 1949.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.