Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЙ ПО СИСТЕМЕ ПИЛАТЕСА НА ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ЖЕНЩИН'

ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЙ ПО СИСТЕМЕ ПИЛАТЕСА НА ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ЖЕНЩИН Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
267
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек. Спорт. Медицина
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
МЕНТАЛЬНЫЙ ФИТНЕС / СИСТЕМА ПИЛАТЕСА / ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ / ЗДОРОВЬЕ / САМООЦЕНКА

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Шиленко Ольга Витальевна, Пьянзина Надежда Николаевна, Петрова Татьяна Николаевна, Таланцева Валентина Кузьминична

Цель: оценить влияние занятий по системе Пилатеса на психоэмоциональное состояние женщин. Материалы и методы. Занятия проводились в течение 8 месяцев с экспериментальной группой женщин 25-30 лет в количестве 20 человек, занимающихся по системе Пилатеса 2 раза в неделю по 45 минут. Эффективность влияния занятий оценивалась с помощью методики «Самооценка эмоциональных состояний» А. Уэссмана и Д. Рикса. Самооценка проводилась трижды: до эксперимента, по окончании 2-го этапа эксперимента и после его завершения. Результаты. Разработанная методика положительно влияет на психоэмоциональное состояние женщин. Результаты педагогического эксперимента на основе их субъективных показателей говорят о том, что женщины стали менее тревожными и подавленными, почувствовали прилив сил, энергии, уверенность. Заключение. Результаты педагогического эксперимента свидетельствуют об улучшении психоэмоционального состояния женщин. На основе их субъективных показателей отмечаются прилив сил, уверенность, энергичность на фоне снижения тревожности и подавленности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Шиленко Ольга Витальевна, Пьянзина Надежда Николаевна, Петрова Татьяна Николаевна, Таланцева Валентина Кузьминична

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE EFFECT OF PILATES EXERCISESON THE PSYCHOEMOTIONAL STATUS OF WOMEN

Aim. The paper aims to identify the effect of Pilates exercises on the psychoemotional status of women. Materials and methods. Our 45-minute training sessions were conducted during 8 months 2 times per week. The experimental group involved 20 women aged 25-30 years. The effect of Pilates exercises was assessed with the Wessman-Ricks Personal Feeling Scales. The assessment was performed before the experiment, by the end of its 2nd phase and after study completion. Results. There were positive changes in the psychoemotional status of female participants. The results obtained show that women felt themselves less anxious and depressed, improved their energy and confidence levels. Conclusion. A significant improvement of the psychoemotional status of women was found, as well as improved levels of energy and confidence and decreased levels of anxiety and depression.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЙ ПО СИСТЕМЕ ПИЛАТЕСА НА ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ЖЕНЩИН»

Научная статья УДК 796.412

DOI: 10.14529/hsm22s112

ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЙ ПО СИСТЕМЕ ПИЛАТЕСА НА ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ЖЕНЩИН

О.В. Шиленко1, [email protected], http://orcid.org/0000-0002-8721-9878 Н.Н. Пьянзина2, [email protected], http://orcid.org/0000-0001-9849-3840 Т.Н. Петрова1, [email protected], http://orcid.org/0000-0001-9039-117X В.К. Таланцева1, [email protected], http://orcid.org/0000-0003-4158-6063 1 Чувашский государственный аграрный университет, Чебоксары, Россия 2Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова, Чебоксары, Россия

Аннотация. Цель: оценить влияние занятий по системе Пилатеса на психоэмоциональное состояние женщин. Материалы и методы. Занятия проводились в течение 8 месяцев с экспериментальной группой женщин 25-30 лет в количестве 20 человек, занимающихся по системе Пилатеса 2 раза в неделю по 45 минут. Эффективность влияния занятий оценивалась с помощью методики «Самооценка эмоциональных состояний» А. Уэссмана и Д. Рикса. Самооценка проводилась трижды: до эксперимента, по окончании 2-го этапа эксперимента и после его завершения. Результаты. Разработанная методика положительно влияет на психоэмоциональное состояние женщин. Результаты педагогического эксперимента на основе их субъективных показателей говорят о том, что женщины стали менее тревожными и подавленными, почувствовали прилив сил, энергии, уверенность. Заключение. Результаты педагогического эксперимента свидетельствуют об улучшении психоэмоционального состояния женщин. На основе их субъективных показателей отмечаются прилив сил, уверенность, энергичность на фоне снижения тревожности и подавленности.

Ключевые слова: ментальный фитнес, система Пилатеса, психоэмоциональное состояние, здоровье, самооценка

Для цитирования: Влияние занятий по системе Пилатеса на психоэмоциональное состояние женщин / О.В. Шиленко, Н.Н. Пьянзина, Т.Н. Петрова, В.К. Таланцева // Человек. Спорт. Медицина. 2022. Т. 22, № S1. С. 67-71. DOI: 10.14529/hsm22s112

Original article

DOI: 10.14529/hsm22s112

THE EFFECT OF PILATES EXERCISES

ON THE PSYCHOEMOTIONAL STATUS OF WOMEN

O.V. Shilenko1, [email protected], http://orcid.org/0000-0002-8721-9878 N.N. Pyanzina2, [email protected], http://orcid.org/0000-0001-9849-3840 T.N. Petrova1, [email protected], http://orcid.org/0000-0001-9039-117X V.K. Talantseva1, [email protected], http://orcid.org/0000-0003-4158-6063

1Chuvash State Agrarian University, Cheboksary, Russia

2Chuvash State University named after I. N. Ulyanov, Cheboksary, Russia

Abstract. Aim. The paper aims to identify the effect of Pilates exercises on the psychoemotional status of women. Materials and methods. Our 45-minute training sessions were conducted during 8 months 2 times per week. The experimental group involved 20 women aged 25-30 years. The effect of Pilates exercises was assessed with the Wessman-Ricks Personal Feeling Scales. The assessment was performed before the experiment, by the end of its 2nd phase and after study completion. Results. There were positive changes in the psychoemotional status of female participants. The results obtained show that women felt

© Шиленко О.В., Пьянзина Н.Н., Петрова Т.Н., Таланцева В.К., 2022

themselves less anxious and depressed, improved their energy and confidence levels. Conclusion. A significant improvement of the psychoemotional status of women was found, as well as improved levels of energy and confidence and decreased levels of anxiety and depression.

Keywords: mental fitness, Pilates exercises, psychoemotional status, health, self-confidence

For citation: Shilenko O.V., Pyanzina N.N., Petrova T.N., Talantseva V.K. The effect of Pilates exercises on the psychoemotional status of women. Human. Sport. Medicine. 2022;22(S1):67-71. (In Russ.) DOI: 10.14529/hsm22s112

Введение. Современные условия жизнедеятельности человека привели к негативным последствиям: гиподинамия, «омоложение» некоторых заболеваний, раннее старение организма человека, невротические и психосоматические расстройства и т. д. Поэтому борьба с нервно-эмоциональными перенапряжениями и с гиподинамией становится актуальной проблемой [1, 4, 6, 8].

Исследования и опыт работы специалистов в области адаптивной физической культуры и спорта доказывают, что в формировании здорового стиля жизни оздоровительные системы занимают одно из ведущих мест [10]. Те методики, которые основаны на неразрывной связи тела и сознания, создают особые условия для формирования четкой мотивации и понимания важности использования этого направления [2, 13, 14].

Среди многообразия видов «ментального фитнеса» можно выделить и систему упражнений Пилатеса [2, 3, 5]. Многогранность использования арсенала упражнений позволяет приспосабливать ее к потребностям широкого круга людей, так как тренировка безопасна и эффективна [7, 9, 11, 12]. Однако воздействие занятий по системе Пилатеса на организм

человека малоизучено и представляет научный интерес.

Объект исследования: психоэмоциональное состояние женщин.

Предмет исследования: влияние занятий по системе Пилатеса на психоэмоциональное состояние женщин 25-30 лет.

Цель исследования: определить влияние занятий системы Пилатеса на психоэмоциональное состояние женщин 25-30 лет.

Методы исследования: анализ научно-методической литературы, педагогическое наблюдение, педагогический эксперимент, методы математической статистики (t-крите-рий Стьюдента).

Педагогический эксперимент проводился с сентября 2019 года по сентябрь 2020 года на базе фитнес-студии «Dance Aerobic» г. Чебоксары Чувашской Республики. Для этого была определена экспериментальная группа (ЭГ), состоящая из женщин 25-30 лет в количестве 20 человек, занимающихся по системе Пила-теса 2 раза в неделю по 45 минут.

Эффективность влияния занятий по системе Пилатеса на психоэмоциональное состояние женщин 25-30 лет оценивалась с помощью методики «Самооценка эмоциональ-

Показатели психоэмоционального состояния ЭГ, баллы (M ± о) Psychoemotional status of women from the experimental group, points (M ± о)

Шкала Scale До эксперимента Before the experiment В середине эксперимента In the middle of the experiment В конце эксперимента After the experiment

Тревожность - спокойствие Anxiety - calmness 5,2 ± 0,89 6,1 ± 0,90 7,2 ± 0,93

Усталость - энергичность Fatigue - energy 4,8 ± 0,77 5,5 ± 0,75 7,1 ± 0,72

Подавленность - приподнятость Depression - elation 5,3 ± 1,08 6,0 ± 1,03 7,9 ± 0,99

Беспомощность - уверенность Helplessness - confidence 5,3 ± 0,64 5,8 ± 0,71 7,0 ± 0,76

Общая General 20,6 ± 2,06 23,4 ± 2,19 29,2 ± 2,31

Примечание: статистическая значимость различий до и после эксперимента Р < 0,05 по всем показателям. Note: statistical significance of differences before and after the experiment Р < 0.05 for all parameters.

Human. Sport. Medicine 2022, vol. 22, no. S1, pp. 67-71

Шиленко О.В., Пьянзина Н.Н., Петрова Т.Н., Таланцева В.К.

ных состояний» А. Уэссмана и Д. Рикса. Измеряемые показатели представлены в таблице.

На первом этапе педагогического эксперимента занимающиеся обучались выполнению упражнений начального уровня, правильному дыханию и концентрации внимания на работающих мышцах, а также учились сосредотачиваться на мышцах «центра силы». Упражнения выполнялись с небольшой амплитудой.

На втором этапе при выполнении упражнений несколько увеличилась скорость движений и амплитуда. В программу добавились упражнения с дополнительным оборудованием.

На заключительном этапе реализовыва-лась программа среднего уровня сложности, использовались упражнения с дополнительным оборудованием.

Самооценка эмоциональных состояний проводилась 3 раза: до эксперимента, по окончании 2-го этапа эксперимента и после его завершения.

Результаты. Исследование показало, что разработанная методика способствовала улучшению психоэмоционального состояния женщин.

По шкале «тревожность - спокойствие» средний показатель за период эксперимента улучшился с 5,2 до 7,2 балла. Если в начале эксперимента представительницы ЭГ чувствовали себя скованно и немного встревожен-но, то в конце эксперимента были в целом уверены и свободны от беспокойства. Различия статистически значимы (p < 0,05).

Влияние занятий по системе Пилатеса на психоэмоциональное состояние женщин

По шкале «усталость - энергичность» средний показатель за период эксперимента улучшился с 4,8 до 7,1 балла. В начале эксперимента он соответствовал определению «Слегка устал. Леность. Энергии не хватает». После эксперимента - «Чувствую себя очень свежим, в запасе значительная энергия». Различия статистически значимы (р < 0,05).

По шкале «подавленность - приподнятость» средний показатель за период эксперимента улучшился с 5,3 до 7,9 балла. В начале эксперимента представительницы ЭГ чувствовали себя чуть-чуть подавленно, а после были в состоянии возбуждения и в хорошем расположении духа. Различия статистически значимы (р < 0,05).

По шкале «беспомощность - уверенность» средний показатель за период эксперимента улучшился с 5,3 до 7,0 балла. До эксперимента женщины чувствовали, что их умения и способности ограниченны. После эксперимента они чувствовали, что способностей достаточно и перспективы хороши. Различия статистически значимы (р < 0,05). По общей шкале средний показатель за период эксперимента улучшился с 20,6 до 29,2 балла.

Заключение. Таким образом, результаты педагогического эксперимента свидетельствуют об улучшении психоэмоционального состояния женщин. На основе их субъективных показателей отмечаются прилив сил, уверенность, энергичность на фоне снижения тревожности и подавленности.

Список литературы

1. Влияние занятий фитнес-аэробикой на показатели психомоторных способностей студенток педвуза / О.В. Шиленко, А.И. Пьянзин, Т.Н. Петрова, В.К. Таланцева // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 2-2. - С. 361.

2. Иваненко, О.А. Оценка влияния занятий по системе Пилатес на психоэмоциональное состояние женщин 45-50 лет / О.А. Иваненко, Т.М. Мелихова // Оздоровительная физическая культура, рекреация и туризм в реализации программы «Здоровье нации»: материалы Всерос. науч.-практ. конф. (Челябинск, 14-15 нояб. 2019 г.). - Челябинск: Урал. гос. ун-т физ. культуры, 2019. - С. 37-39.

3. Игошина, Н.В. Показатели физического развития и силовых способностей у женщин 20-25 лет, занимающихся по системе «Пилатес» /Н.В. Игошина, В.Ю. Игошин, М.Г. Шнайдер // Современные проблемы развития фундаментальных и прикладных наук: материалы II Между-нар. науч.-практ. конф. (Прага, 25 февр. 2016 г.). - Прага: Maestro, 2016. - С. 35-44.

4. Колесникова, О.Б. Влияние занятий фитнесом на функциональное состояние организма женщин / О.Б. Колесникова // Проблемы и инновации спортивного менеджмента, рекреации и спортивно-оздоровительного туризма: сб. ст. VI Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием, посвящ. 100-летию ТАССР (Казань, 2 июня 2020 г.). / под ред. Г.Н. Голубевой. - Казань: Поволж. гос. академия физ. культуры, спорта и туризма, 2020. - С. 255-256.

ее

5. Лисицкая, Т. С. Влияние занятий по системе Пилатеса на физическое развитие и психоэмоциональное состояние женщин среднего возраста / Т. С. Лисицкая, О.В. Буркова // Теория и практика физ. культуры. - 2008. - № 9. - С. 71-77.

6. Пьянзин, А.И. Фитнес-аэробика как средство физического воспитания студенток вуза / А.И. Пьянзин, Н.Н. Пьянзина, В.К. Таланцева //Казан. пед. журнал. - 2012. - № 4 (94). - С. 56-61.

7. Трофимова, О. С. Влияние занятий по системе Пилатес на уровень тревожности женщин второго зрелого возраста / О. С. Трофимова, М.А. Маринович, В.В. Роговая //Материалы науч. и науч.-метод. конф. проф.-преподават. состава Кубан. гос. ун-та физ. культуры, спорта и туризма. - 2019. - № 1. - С. 229-230.

8. Шиленко, О.В. Влияние занятий оздоровительной аэробикой на повышение уровня координационных способностей у женщин среднего возраста / О.В. Шиленко, А.И. Пьянзин, Н.Г. Шаш-кин // Современные наукоемкие технологии. - 2016. - № 3-1. - С. 207-210.

9. Bernardo, L.M. The effectiveness of Pilates training in healthy adults: An appraisal of the research literature / L.M. Bernardo // Journal of Bodywork and Movement Therapies. - 2007. - Vol. 1. -Iss. 2. - P. 106-110.

10. Effect of Pilates and taiji quan training on self-efficacy, sleep quality, mood, and physical performance of college students / K. Caldwell, M. Harrison, M. Adams, N.T. Triplett // Journal of Bodywork and Movement Therapies. - 2009. -Vol. 13. - Iss. 2. - P. 155-163.

11. Effects of Pilates training on sleep quality, anxiety, depression and fatigue in postmenopausal women: A randomized controlled trial / A. Aibar-Almazán, F. Hita-Contreras, D. Cruz-Díaz et al. // Maturitas. - 2019. - Vol. 124. - P. 62-67.

12. Kloubec, J.A. Pilates for Improvement of Muscle Endurance, Flexibility, Balance, and Posture / J.A. Kloubec // Journal of Strength and Conditioning Research. - 2010. - Vol. 24. - Iss. 3. - P. 661-667.

13. Kloubec, J. Pilates: how does it work and who needs it? / J. Kloubec //Muscles, Ligaments and Tendons Journal. - 2011. - No. 1 (2). - P. 61-66.

14. Rogers, K. Eight-Week Traditional Mat Pilates Training-Program Effects on Adult Fitness Characteristics / K. Rogers, A.L. Gibson // Research Quarterly for Exercise and Sport. - 2009. - Vol. 80. -Iss. 3. - P. 569-574.

References

1. Shilenko O.V., Pyanzin A.I., Petrova T.N., Talantseva V.K. [The Influence of Fitness Aerobics Classes on the Indicators of Psychomotor Abilities of Pedagogical University Students]. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya [Modern Problems of Science and Education], 2015, no. 2-2, p. 361.

2. Ivanenko O.A., Melikhova T.M. [Evaluation of the Impact of Training in the Pilates System on the Psychoemotional State of Women 45-50 Years Old]. Ozdorovitel'naya fizicheskaya kul'tura, rekreatsiya i turizm v realizatsii programmy "Zdorov'e natsii": materialy Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii [Health-Improving Physical Culture, Recreation and Tourism in the Implementation of the Health of the Nation Program. Proceedings of the All-Russian Scientific-Practical Conference], 2019, pp. 37-39. (in Russ.)

3. Igoshina N.V., Igoshin V.Yu., Shnayder M.G. [Indicators of Physical Development and Strength Abilities Among Women 20-25 Years Old, Practicing the Pilates System]. Sovremennye problemy raz-vitiya fundamental'nykh i prikladnykh nauk: materialy II mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy kon-ferentsii [Modern Problems of the Development of Fundamental and Applied Sciences. Proceedings of the II International Scientific and Practical Conference], 2016, pp. 35-44. (in Russ.)

4. Kolesnikova O.B. [The Influence of Fitness Classes on the Functional State of the Body of Women]. Problemy i innovatsii sportivnogo menedzhmenta, rekreatsii i sportivno-ozdorovitel'nogo tu-rizma: sbornik statey VI Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii [Problems and Innovations of Sports Management, Recreation and Sports and Health Tourism. Collection of Articles of the VI All-Russian Scientific and Practical Conference], 2020, pp. 255-256. (in Russ.)

5. Lisitskaya T.S., Burkova O.V. [Influence of Training According to the Pilates System on the Physical Development and Psychoemotional State of Middle-Aged Women]. Teoriya i praktika fizi-cheskoy kul'tury [Theory and Practice of Physical Culture], 2008, no. 9, pp. 71-77. (in Russ.)

6. P'yanzin A.I., Pyanzina N.N., Talantseva V.K. [Fitness-Aerobics as a Means of Physical Education of Female University Students]. Kazanskiy pedagogicheskiy zhurnal [Kazan Pedagogical Journal], 2012, no. 4 (94), pp. 56-61. (in Russ.)

Human. Sport. Medicine 2022, vol. 22, no. S1, pp. 67-71

Шиленко О.В., Пьянзина Н.Н., Петрова Т.Н., Таланцева В.К.

Влияние занятий по системе Пилатеса на психоэмоциональное состояние женщин

7. Trofimova O.S., Marinovich M.A., Rogovaya V.V. [Influence of Training According to the Pilates System on the Level of Anxiety in Women of the Second Middle Age]. Materialy nauchnoy i nauchno-metodicheskoy konferentsii professorsko-prepodavatel'skogo sostava Kubanskogo gosu-darstvennogo universiteta fizicheskoy kul'tury, sporta i turizma [Materials of the Scientific and Scientific-Methodical Conference of the Teaching Staff of the Kuban State University of Physical Culture, Sports and Tourism]. 2019, no. 1, pp. 229-230. (in Russ.)

8. Shilenko O.V., P'yanzin A.I., Shashkin N.G. [The Influence of Health-Improving Aerobics Classes on Increasing the Level of Coordination Abilities in Middle-Aged Women]. Sovremennye nau-koemkie tekhnologii [Modern High Technologies], 2016, no. 3-1, pp. 207-210. (in Russ.)

9. Bernardo L.M. The Effectiveness of Pilates Training in Healthy Adults: An Appraisal of the Research Literature. Journal of Bodywork and Movement Therapies, 2007, vol. 1, iss. 2, pp. 106-110. DOI: 10.1016/j.jbmt.2006.08.006

10. Caldwell K., Harrison M., Adams M., Triplett N.T. Effect of Pilates and Taiji Quan Training on Self-Efficacy, Sleep Quality, Mood, and Physical Performance of College Students. Journal of Bodywork and Movement Therapies, 2009, vol. 13, iss. 2, pp. 155-163. DOI: 10.1016/j.jbmt.2007.12.001

11. Aibar-Almazán A., Hita-Contreras F., Cruz-Díaz D. et al. Effects of Pilates Training on Sleep Quality, Anxiety, Depression and Fatigue in Postmenopausal Women: A Randomized Controlled Trial. Maturitas, 2019, vol. 124, pp. 62-67. DOI: 10.1016/j.maturitas.2019.03.019

12. Kloubec J.A. Pilates for Improvement of Muscle Endurance, Flexibility, Balance, and Posture. Journal of Strength and Conditioning Research, 2010, vol. 24, iss. 3, pp. 661-667. DOI: 10.1519/JSC.0b013e3181c277a6

13. Kloubec J. Pilates: How Does It Work and Who Needs It? Muscles, Ligaments and Tendons Journal, 2011, no. 1 (2), pp. 61-66.

14. Rogers K., Gibson A.L. Eight-Week Traditional Mat Pilates Training-Program Effects on Adult Fitness Characteristics. Research Quarterly for Exercise and Sport, 2009, vol. 80, iss. 3, pp. 569-574. DOI: 10.1080/02701367.2009.10599595

Информация об авторах

Шиленко Ольга Витальевна, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры физ-воспитания, Чувашский государственный аграрный университет. Россия, 428903, Чебоксары, ул. К. Маркса, д. 29.

Пьянзина Надежда Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры физической культуры и спорта, Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова. Россия, 428903, Чебоксары, Московский пр-т, д. 15.

Петрова Татьяна Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры физвоспитания, Чувашский государственный аграрный университет. Россия, 428903, Чебоксары, ул. К. Маркса, д. 29.

Таланцева Валентина Кузьминична, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры физвоспитания, Чувашский государственный аграрный университет. Россия, 428903, Чебоксары, ул. К. Маркса, д. 29.

Information about the authors

Olga V. Shilenko, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Physical Education, Chuvash State Agrarian University, Cheboksary, Russia.

Nadezhda N. Pyanzina, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Physical Education and Sport, Chuvash State University named after I.N. Ulyanov, Cheboksary, Russia.

Tatiana N. Petrova, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Physical Education, Chuvash State Agrarian University, Cheboksary, Russia.

Valentina K. Talantseva, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Physical Education, Chuvash State Agrarian University, Cheboksary, Russia.

Статья поступила в редакцию 08.12.2021

The article was submitted 08.12.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.