УДК 611.018
ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКИМ ВОСПИТАНИЕМ И СПОРТОМ НА МОРФОФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ СТУДЕНТОК
М.С. Олимов, И.Р. Солиев, Н.Т. Тухтабаев
Узбекский государственный институт физической культуры, Ташкент, Узбекистан Для связи с авторами: [email protected]
Аннотация:
На основе проведенного формирующего педагогического эксперимента в условиях вуза изучено влияние разных видов физических упражнений на морфофункциональные показатели студенток 1-2-го курсов. Установлено, что занятия в основной медицинской группе в объеме 2 часов в неделю не оказывают положительного влияния на прирост морфофункциональных показателей. Оздоровительные занятия легкой атлетикой в том же объеме ведут к некоторому снижению резервного жира и повышению индекса выносливости. Занятия настольным теннисом в объеме 6 часов в неделю способствуют повышению всех изучаемых морфофункциональных показателей.
Ключевые слова: студентки, физкультурно-спортивная деятельность, антропометрия, функциональные показатели кардиореспираторной системы, физическая работоспособность, аэробная производительность, физическое воспитание, легкая атлетика, настольный теннис.
THE INFLUENCE OF PHYSICAL EDUCATION AND SPORTING ACTIVITIES ON MORPH О FUNCTIONAL INDICATORS OF STUDENTS M.S. Olimov, I.R. Sollev,N.T. Tukhtabaev
Uzbek State Institute of Physical Training,Tashkent, Uzbekistan Abstract:
A forming pedagogical experiment was carried out at the university level to study the influence of various types of physical exercises on morpho-functional indicators of the 1st and 2nd year students. It was revealed that 2 hours per week of physical activities in a basic medical group don't have any positive impact on the growth of morpho-functional indicators. The same periods of recreational athletics cause reduction of reserve fat and increase endurance index. 6 hours per week of table tennis activities contribute to the improvement of all studied morpho-functional indicators.
Key words: students, sporting activities, anthropometry, functional parameters of the cardiorespiratory system, physical performance, aerobic capacity, physical education, athletics, table tennis.
ВВЕДЕНИЕ
Известно, что физическое воспитание и спорт рассматриваются как одно из основных средств сохранения здоровья, адаптации организма человека к различным видам деятельности. всестороннего развития и творческого долголетия На физическое воспитание и спорт возлагается важная социальная задача — удовлетворить потребность в физическом развитии.
Одна из основных задач физического воспитания в вузе — укрепление здоровья студентов, повышение их работоспособности. Вместе с тем организация физического воспитания студентов не отвечает требованиям сегодняшнего дня Далеко не всегда занятияфизически-
ми воспитанием оказываются эффективными и несут полноценный оздоровительный эффект. Так, например, согласно литературным данным, занятия физическим воспитанием по программам средних и высших учебных заведений зачастую оказываются малоэффективными или вовсе не эффективными В связи с этим проблема эффективности физкультур но-спортивной (ф акультативной) деятельности юношей и девушек з условиях вуза является актуальной.
ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ - изучение влияния разных видов физических упражнений на морфофункциональные показатели студенток 1-2-го курсов
МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Для достижения поставленной цели совместно с врачами Ташкентского городского врачебно-физкультурного диспансера было проведено двухлетнее наблюдение за 3 группами девушек (56 чел), занимающихся физическим воспитанием по программе вуза в основной медицинской группе (ОМГ), легкой атлетикой и настольный теннисом Объем учебно-тренировочных нагрузок в группах легкой атлетики и ОМГ составлял 2 часа в неделю, в группе настольного тенниса — 6 часов (факультатив). Изучали антропометрические показатели — массу и длину тела <МТ и ДТ), окружность грудной клетки (ОКГ), компоненты телосложения, силу сжатия мышц кистей рук и разгибателей мышц спины. Рассчитывали индекс Кетле (ШС), процентное содержание резервного жира в организме (% жира), кистевой и становой индексы (КИ и СИ). Для оценки системы внешнего дыхания определяли жизненную емкость легких (ЖЕА), максимальную скорость потока воздуха на вдохе и выдохе (МСПВ вд/выд), рассчитывали жизненный индекс (ЖИ) Исследовали частоту сердечных сокращений (ЧСС) и артериальное давление (АД) в оостоянии относительного покоя, в условиях выполнения стандартной сгепэргоме-трической нагрузки и в период восстановления (3 мин). Определяли показатели физической работоспособности (ФР) по тесту PWCi70 и максимальную аэробную производительность (МПК) Оценивали скорость восстановительного процесса с учетом мощности нагрузки по индексу восстановления (ИВ). Анализ основных антропометрических показателей в динамике наблюдений выявил некото-
рые различия между обследуемыми группами Так, если у студенток ОМГ МТ возросла на 2,9 кг, то у девушек, занимающихся легкой атлетикой и настольным теннисом, она практически не изменилась.
При этом показатели длины тела в об следов энных группах остались на прежнем уровне. Вместе с тем масса-ростовой индекс Кетле (ИК) в группах волейбола и легкой атлетики в динамике наблюдении фактически не изменился, а в ОМГ наблюдалось его увеличение на 1,1 кг/м2 (таблица 1). В то же время процентное содержание жира в ОМГ увеличилось на 1,9%, а в группах настольного тенниса и легкой атлетики этот показатель несколько уменьшился (на 0,9%) и стал достоверно ниже по сравнению с ОМГ (Р<0,05). Что касается глезоморфного компонента телосложения, то величины этого показателя у студенток обследованных групп за период наблюдения практически не изменились. В результате изучения абсолютных показателей кистевой и становой мышечной силы было установлено, что на первом этапе легоатлетки существенно превосходили девушек как ОМГ, так и группы легкой атлетики (таблица 2). В то же время по кистевой силе студентки группы легкой атлетики опережали ОМГ, а по становой уступали им, хота и несущественно.
В динамике наблюдений различия между группами еще более возросли. Так, у группы, занимающейся настольным теннисом, наблюдалось увеличение показателей кистевой и становой силы (на 4,3 и 10,4 кг соответственно), а в ОМГ, напротив, их уменьшение (на 5 и 12,1 кг соответственно) У сгудентък-легкоатлетск величины изученных показателей практически не изменились. Аналогичная ситуация наблюдалась при
Таблица 1 - Показатели физического развития и компонентов телосложения у студенток с различной двигательной активностью (М±1)
Группы по ДА Этап исследования Исходи данные ИК.кг/М'% жира Эндоморфия баллы Мезоморфия. баллы Эктоморфия, баллы
ОМГ Первый 19.9±0.3 24,4±0.3 4.1±0.1 3.5±0.2 3,0±0.2
Легкая атлетика 20.6±0.6 25.1±0.6 4,5*0,2« 3.2±0,2 2,7±0.2
Настольный теннис 19.9±0.4 23.1±0,6 3.7±0,2" 3.4±0,3 3,3±0.3
ОМГ Второй 21,1±0.3 26,3±0,5 4.5±0.1 3.4±0.3 2.5±0.2
Легкая атлетика 20,5±0,4 24,2 ±0,4« 4,1-0.2» 3.1±0.2 2,9±0.2
Настольный теннис 20.0±0.4 22.2±0.6" 3.6±0,2" 3.5-0.3 3.4*0.4"
Примечание: *
-достоверные отличия между основной группой и группой настольного тенниса - между основной группой и другой группой
изучении относительных показателей мышечной силы.
При изучении показателей внешнею дыхания на первом этапе оказалось, что теннисистки существенно превосходили девушек ОМГ по величине ЖЕ А (Таблица 3).
В динамике наблюдений было отмечено увеличение всех изученных показателей у девушек, занимающихся настольным теннисом, тогда как у студенток ОМГ величины ЖЕЛ, ЖИ, МСПВ на вдохе и выдохе значительно уменьшились. В группе легкой атлетики показатели практически не изменились. В связи с этим на втором этапе исследования различия между обследуемыми группами стали достоверны по величинам изученных показателей внешнего дыхания Изучение показателей системы кровообращения в условиях относительного покоя выявило в динамике наблюдений снижение частоты сердечных сокращений и уменьшение хронои-нотропного показателя у теннисисток и в меньшей степени — у девушек-легкоатлеток, тогда как в ОМГ данные показатели возросли. В связи с этим на втором этапе исследования наименее экономичным функционированием в условиях относительного покоя отличались студентки ОМГ. За 2 года обучения в вузе у девушек лишь при занятиях настольным теннисом существенно уменьшились величины вегетативного индекса Кер до в состоянии относительного покоя, что
указывало на усиление ваготоничесьих и ослабление симпатических влияний на сердечный ритм 0?<0,05).
Адаптивная реакция организма на стандартную степ-эргометрическую нагрузку у теннисисток в динамике наблюдений стала экономичнее и эффективнее (Таблица 4), о чем свидетельствовало уменьшение хроноинтропной реакции сердца (на 7,2%) и двойное произведение (ДП) (на 10,0%).
В то же время в группе легкой атлетики данные показатели уменьшились лишь на 1,3 и 2,8% соответственно, а у девушек ОМГ за период наблюдений показатели ЧСС нагрузки стали больше по сравнению с первым обследованием на 8,9%, а ДП-на 14,4%.
Таким образом, на втором этапе исследования величины ЧСС нагрузки и ДП в группе настольного тенниса стали существенно меньше по сравнению не только с таковыми ОМГ, но и группы, занимающейся легкой атлетикой. При этом теннисистки характеризовались более высокими показателями индекса восстановления При исследовании физической работоспособности и аэробной производительно ста было установлено, что на первом этапе некоторым превосходством отличались девушки ОМГ (Таблица 5). Однако в динамике наблюдений у них отмечалось значительное снижение показателей физической работоспособно ста 170/кг (на 1,4
Таблица 2 - Показатели мышечной силы студенток с различной двигательной активностью (М±1)
Группы по ДА Этап исследования Кистевая сила П+Л,кг Кистевой индекс, у.е. Становая сила, кг Стёновой индекс, у.е.
ОМГ Первый 48.4*1.3 0,91*0,03 83.6*2.4 158*0,04
Легкая атлетика 51.2*1.4 092*0,02 79.9*2.7 1,42*0,03«
Настольный теннис 55,8*1,4" 1,01*0,04* 92*3,3" 167*0,08"
ОМГ Второй 43,4*1.2 0 78*0.01 71,5*2.2 128*0.03
Легкая атлетика 51.5+1.2« 0.93*0.01« 80,3±2.4« 1.44*0.03«
Настольный теннис 60,1*1.6" 1.09*0,03" 102,4*2,5" 186*0,07"
Примечание: условные обозначения те же. что в таблице 1
Таблица 3 - Показатели внешнего дыхания студенток с различной двигательной активностью (M±t)
Группы по ДА Этап исследования ЖЕЛ. л ЖИ, мл/кг МСПВ вд.л/с МСПВ выд.л/с
ОМГ Первый 2.95*0,06 55.9*12 3.89*0,10 4,20*0,11
Легкая атлетика 3.19±0,08« 57,3*1,8 3.80*0,12 4.13*0,10
Настольный теннис 3,31*0,10" 59:8*1.5 4,09*0,15 4,25*0,14
ОМГ Второй 2,76*0,05 49.8*10 3.69*0,09 3.96*0.08
Легкая атлетика 3,20*0,05« 58.0*1.5« 3,90*0.06« 4.29*0,04«
Настольный теннис 3.44*0,08" 62.2*1,5" 4.41*0,09" 4 42*0,05"
Примечание условные обозначения те же, что в таблице 1
Таблица 4 - Показатели сердечно-сосудистой системы к стандартной физической нагрузке у девушек с различной двигательной активностью (M±t)
Группы по ДА Этап исследования ЧСС нагр.,уд/мин ДП нагр.,у.е ИВ.у.е.
ОМГ 160.7±2.0 249 4*5,8 8,4±0,2
Легкая атлетика Первый 173,6±3.7 А 270.9±8,3 л 8.1-0.4
Настольный теннис 169.1±3.9 261.1±7,4 8,7±0.5
ОМГ 175,0±2,2 2854±6,2 8.2±0.3
Легкая атлетика Второй 171,4±3,0 263.3±6,5Л 8,2±0.3
Настольный теннис 156,9±2,5"# 235,0±5.0"* 9,6*0.4"*
Примечание: условные обозначения те же. что в таблице 1
Таблица 5 - Динамика показателей физической работоспособности и аэробной производительности студенток с различной двигательной активностью (Mit)
Группы по ДА Этап исследования ФР 17 0/кг кгм/мин/кг МПК/kr ил /мин/кг
ОМГ Первый 11,0±0.3 38,>±0.8
Легкая атлетика 9 7±0,6 35.0±1,8
Настольный теннис 10Д±0.4 34.1±2,1
ОМГ Второй 9.6±0.2 31,ь±0.8
Легкая атлетика 10,0*0,4 35,0±0,9А
Настольный теннис 11,3±0,3** 37.4=0.8
Примечание, условные обозначения те же, что в таблице 1
кгм/мин/кг) и МПК (на 6,7 мл/мин/кг), тогда как у теннисисток наблюдалось их увеличение (на 1,2 кгм/мин/кг и 3,3 мл/мин /кг соответственно), и они стали существенно превосходить по величинам изученных показателей девушек ОМГ и легкоатлеток (Р<0,05). Б то же время в группе студенток, занимающихся легкой атлетикой, положительных сдвигов не наблюдалось, что свидетельствует об отсутствии эффективности зашпий данным видом физвоспитания и спортивной деятельности в объеме 2 часов в неделю для развития функциональных возможностей кислородно-транспортной системы организма
ВЫВОДЫ
1. Заняшя с разной организованной двигательной активностью в условиях вуза неодинаково эффективны при решении проблемы оздоровления студенческой молодежи.
2. У студенток, занимающихся физическим вос-
питанием по программе основной медицинской группы, в процессе обучения наблюдается существенное ухудшение всех изученных морфо-функциональных показателей здоровья
3. Физкультурно-оздоровительная деятельность в группе легкой атлетики по 2 часа в неделю не несет положительного эффекта, что, видимо, связано с недостаточным объемом тренировочной нагрузки
4. Занятия по лепоой атлетике в объеме 6 часов в неделю оказывают положительное влияние на снижение содержания резервного жира, развитие мышечной силы, повышение резервных возможностей кардиореспираторной системы и показателей аэробной производительности студенток.
5. Исходя из результатов проведенною исследования, мы пришли к выводу, что заняшя настольным теннисом и легкой атлетикой необходимо включить в программу учебного процесса вузов.
6ИБЛИ0ГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Агеевец В. У. Физическое воспитание и гармоническое развитие личности / В.У. Агеевец // Роль физической культуры и спорта 8 повышении работоспособности студентов и подготовки их к профессиональной деятельности : Сборник научных статей. -Ташкент, 1980. - С. 29-38.
2. Апанасенко Г Л. Физическое развитие детей и подростков : монография/ГЛ. Апанасенко.-Киев Здоровье. 1985.-79 с
3. Дубровский, В. И. Спортивная медицина: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. - 2-е изд, доп. - М.: Гу-манит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. - 512 с.
4. Ендропов. О В. Валелогические аспекты двигательной активности человека.-Новосибирск: Изд НГПУ, 1996.-230 с.
5. Карпман. В Л.Тестирование в спортивной медицине /В.Л.Карпман.З.Б.Белоцерковский И.А Гудков.-М.: Физическая культура и спорт. 1988.-2Э8 с.
6. Рубенович. В. Б Врачебно-педагогиче<кий контроль
при занятиях физической культурой учебное пособие - 2-е изд.. доп и переработ - Новосибирск. -2003.-262с
7. Руднева: Т. В. Влияние занятий по физическому воспитанию на функциональное состояние организма
BIBLIOGRAPHY
1 Ageevec, V. U. Physical education and harmonical development of personality/V.U. Ageevec //The role of physical education and sport for improvement of student performance and preparation for professional activities Collection of scientific articles. - Tashkent. 1980.-P. 29-38
2. Apanasenko. G. L. Physical development of children and teenagers: monograph / G.L. Apanasenko. - Kiev
Health 1985 -79 p.
3. Dubrovsky, V. I Sports medicine : Manual for students Universities /VI. Dubrovsky. - 2-nd edition augmented - M. Humanities Publishing Center VLADOS. 2002. -512 c.
студенток. - M. Физическая культура и спорт, 2003. -С. 31-35.
8. Руднева,Т. В. Двигательная активность и физическая работоспособность студентов - М. : Физическая культура и спорт,2009.-С 8-10.
4. Endropov, О. V. Valeological motor aspects of human activity. - Novosibirsk NSPU, 1996 -230 p
5. Karpman.V. (..Testing in sports medicine /V.L Karpman, Z.B. Belocerkovsky, I.A. Gudkov. - M : Physical culture and sport. 1988.-208 p.
6. Rubanovich VB Medical and pedagogical control in physical training -2-nd edition augmented. -Novosibirsk: NSPU. 2003 -262 p
8. Rudneva, Т. V. Effect of physical education classes for the functional state of students. - M.: Physical culture and sport,2003.-P.31-35.
9. Rudneva, Т. V. Motor activity and physical performance of students. - M.. Physical culture and sport. 2009. - P 8-10
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ
Олимов Мухсинбек Сотиволдиевич - кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой теории и методики легкой атлетики.тяжёлой атлетики и велоспорта Узбекского государственного института физической культуры. Солиев Икроржон Розикович - старший преподаватель кафедры теории и методики легкой атлетики, тяжёлой атлетики и велоспорта Узбекского государственного института физической культуры.
Тухтэбаев НизомжонТурсиналиевич-кандидат педагогических наук, декан факультета спортивного многоборья Узбекского государственного института физической культуры.