Научная статья на тему 'Влияние занятий фитнес-аэробикой на уровень физической подготовленности студенток'

Влияние занятий фитнес-аэробикой на уровень физической подготовленности студенток Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
378
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / ФИТНЕС-АЭРОБИКА / СКОРОСТНО-СИЛОВЫЕ КАЧЕСТВА / ВЫНОСЛИВОСТЬ / КООРДИНАЦИОННЫЕ СПОСОБНОСТИ / PHYSICAL FITNESS / FITNESS AEROBICS / SPEED AND POWER QUALITIES / ENDURANCE / COORDINATION ABILITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Монахова Елена Геннадьевна

В практике работы по развитию физической подготовленности студенток подчас наблюдается устоявшийся в течение долгого времени подход к применению на практике традиционных средств и методов физического воспитания. Недостатки в содержании шаблонного учебного занятия (неоригинальный набор упражнений, не всегда должный методический уровень организации и проведения занятий, зачастую ограниченное количество спортивного инвентаря) проявляются в неудовлетворенности студенток занятиями, преждевременной усталости и ослаблении внимания, нежелании активно заниматься, а, следовательно, в безуспешности формирования новых двигательных навыков и их закрепления в практике. Все это приводит к падению интереса к занятиям, плохой посещаемости, и как следствие, снижению общего уровня их физической подготовленности. Решение обозначенной проблемы требует поиска, разработки и применения новых, более эффективных средств и методов, позволяющих повысить интерес студенток к занятиям физическими упражнениями, активизировать двигательную деятельность, тем самым способствовать повышению уровня их физической подготовленности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Монахова Елена Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Influence of fitness aerobics occupations on the level of physical fitness of students

In the practice of work to develop the physical fitness of the students there is sometimes a traditional approach to the use of the means and methods of physical education. Deficiencies in the contents of the template training session (non-original set of exercises, not always the proper methodological level of organizing and conducting classes, often a limited number of sports equipment) are manifested in dissatisfaction of the students with classes, premature fatigue and weakening of attention, unwillingness to actively engage, and, consequently, the failure of the formation of new motor skills and their consolidation in practice. All this leads to drop-in interest at studies, poor attendance and as a result, a decrease in the overall level of their physical fitness. The solution of this problem requires the search, development and application of new, more effective means and methods to increase the interest of students to exercise, to activate motor activity, thereby increasing their level of physical fitness.

Текст научной работы на тему «Влияние занятий фитнес-аэробикой на уровень физической подготовленности студенток»

Республике Башкортостан, а также Руководством Учреждений ВУЗ, ССПУЗ Республики Башкортостан о рассмотрении перевода учащихся студентов бюджетной формы обучения на контрактную форму обучения с обязательной отработкой в отрасли образования или физической культуры и спорта Республики Башкортостан в течение 5 лет после получения диплома о профессиональном образовании, об осуществлении целевого набора студентов и слушателей в соответствии с потребностями отрасли Республики Башкортостан.

• Рекомендовать Министерству образования Республики Башкортостан активизировать участие в работе конференции руководителей общего и среднего образования в 2019 году.

• Выразить благодарность ректору Уфимского государственного авиационного технического университета Криони Н.К. и врио ректора Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы Сагитову С.Т. за доброжелательность и поддержку в организации и проведении конференции.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 13.04.2019

УДК 796.012.1

ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЙ ФИТНЕС-АЭРОБИКОЙ НА УРОВЕНЬ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОК

Елена Геннадьевна Монахова, кандидат педагогических наук, доцент, Новокузнецкий институт (филиал) Кемеровского государственного университета

(НФИ КемГУ)

Аннотация

В практике работы по развитию физической подготовленности студенток подчас наблюдается устоявшийся в течение долгого времени подход к применению на практике традиционных средств и методов физического воспитания. Недостатки в содержании шаблонного учебного занятия (неоригинальный набор упражнений, не всегда должный методический уровень организации и проведения занятий, зачастую ограниченное количество спортивного инвентаря) проявляются в неудовлетворенности студенток занятиями, преждевременной усталости и ослаблении внимания, нежелании активно заниматься, а, следовательно, в безуспешности формирования новых двигательных навыков и их закрепления в практике. Все это приводит к падению интереса к занятиям, плохой посещаемости, и как следствие, снижению общего уровня их физической подготовленности. Решение обозначенной проблемы требует поиска, разработки и применения новых, более эффективных средств и методов, позволяющих повысить интерес студенток к занятиям физическими упражнениями, активизировать двигательную деятельность, тем самым способствовать повышению уровня их физической подготовленности.

Ключевые слова: физическая подготовленность, фитнес-аэробика, скоростно-силовые качества, выносливость, координационные способности.

INFLUENCE OF FITNESS AEROBICS OCCUPATIONS ON THE LEVEL OF PHYSICAL FITNESS OF STUDENTS

Elena Gennadyevna Monakhova, the candidate of pedagogic sciences, senior lecturer, Novokuznetsk Institute (branch) of the Kemerovo State University

Annotation

In the practice of work to develop the physical fitness of the students there is sometimes a traditional approach to the use of the means and methods of physical education. Deficiencies in the contents of the template training session (non-original set of exercises, not always the proper methodological level of organizing and conducting classes, often a limited number of sports equipment) are manifested in dissatisfaction of the students with classes, premature fatigue and weakening of attention, unwillingness to actively engage, and, consequently, the failure of the formation of new motor skills and their consolidation in

practice. All this leads to drop-in interest at studies, poor attendance and as a result, a decrease in the overall level of their physical fitness. The solution of this problem requires the search, development and application of new, more effective means and methods to increase the interest of students to exercise, to activate motor activity, thereby increasing their level of physical fitness.

Keywords: physical fitness, fitness aerobics, speed and power qualities, endurance, coordination abilities.

ВВЕДЕНИЕ

В условиях перехода российской системы высшего образования к федеральным стандартам третьего поколения, наиболее существенные изменения произошли в отношении дисциплин «Физическая культура» и «Элективные курсы по физической культуре и спорту»: они были отнесены к обязательному для изучения разделу. Но, несмотря на эти позитивные изменения, у студентов вузов, особенно у девушек, наблюдается необязательное отношение к занятиям физическими упражнениями. Это объясняется тем, что студентки, особенно первокурсницы, нацелены на усвоение знаний по базовым дисциплинам, напрямую связанным с их будущей профессиональной деятельностью [7]. Итогом такой недооценки значения физической культуры стало снижение физической подготовленности студенток в целом.

Решение обозначенной проблемы возможно через использование в учебном процессе нетрадиционных технологий физических упражнений, например, фитнес-аэробики.

Фитнес-аэробика - один из самых молодых видов спорта, своеобразие которого определяется органичным единством движений и музыки. Несмотря на относительную простоту и доступность, фитнес-аэробика - достаточно сложный в координационном и физическом отношении вид спорта: комбинации отличаются быстрым темпом, резкой сменой положения тела, позиций. Во время занятий фитнес-аэробикой задействованы разные мышечные группы, что позволяет говорить о комплексном воздействии фитнесс-упражнений на организм занимающихся [6]. Правильно подобранные музыкальное сопровождение и комплекс упражнений способствуют корректному распределению нагрузки и повышению функциональных возможностей организма. Важным преимуществом этого вида двигательной активности является отсутствие травмоопасных элементов (в отличие, например, от спортивной аэробики).

ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ

Исследование проводилось в Новокузнецком институте (филиале) Кемеровского государственного университета в течение двух лет (2016-2018 гг.). В эксперименте приняли участие студентки I курса различных факультетов вуза в количестве 132 человек.

Гипотеза заключается в том, что применение фитнес-аэробики в учебном процессе вуза повысит интерес студенток к занятиям по физической культуре, создаст положительный эмоциональный настрой, активизирует их двигательную активность, что обеспечит благоприятные условия для повышения уровня физической подготовленности.

Для решения поставленных в исследовании задач были использованы следующие методы: теоретический анализ и обобщение данных научно-методической литературы; педагогические наблюдения; анкетирование; педагогический эксперимент.

Значимыми для нашего исследования явились концепция физической активности [3; 8], теория двигательной активности [1; 4; 9], методология и методы современной теории физической культуры [5].

Педагогические наблюдения проводились в естественных условиях учебного процесса на занятиях по физической культуре с целью получения информации о ходе учебного процесса у первокурсниц, а также для формирования рабочей гипотезы исследования. Педагогические наблюдения позволили получить необходимую информацию о проведении учебного занятия, оценить нагрузку, определить её плотность, что позволило уточнить цель исследования и поставить основные задачи.

Согласно программе исследования было проведено анкетирование студенток-первокурсниц. Оно проводилось до и после эксперимента с целью выявления отношения и интереса к занятиям физической культурой. Были разработана анкета, содержащая 10 вопросов, которые позволили выявить интерес студенток к учебным занятиям по физической культуре и их отношение к экспериментальной методике. Анкетирование показало, что большинство из них безразлично относится к учебным занятиям по физической культуре: на вопрос анкеты «Ваше отношение к учебным занятиям по физической культуре» 60% респондентов ответили «неудовлетворительное». Большинство девушек (65,9%) в качестве причины нежелания посещать занятия по физкультуре указали однообразие занятий и очень высокие учебные нормативы. 73,5% студенток в своих анкетах высказали желание выполнять различные комплексы упражнений под музыкальное сопровождение.

В результате проведённого анкетирования можно определённо сказать, что существующая практика проведения учебных занятий по физической культуре недостаточно использует реальные возможности удовлетворения интересов девушек-студенток.

В комплекс фитнес-аэробики были включены упражнения различных направлений: степ-аэробики, силовой аэробики, танцевальной аэробики, а также упражнения с фитбо-лом.

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ

В основу исследования физической подготовленности студенток были положены апробированные и общепринятые в педагогических исследованиях тесты: на скоростно-силовые качества, силовые качества, выносливость, гибкость, координационные способности [2].

Из студенток, участвующих в эксперименте были сформированы две равноценные группы: экспериментальная и контрольная. В обеих группах было проведено одинаковое количество занятий, соблюдались все организационно-методические требования к проведению занятий по физической культуре в вузе. В контрольной группе подготовительная часть занятия проводилась по общепринятой методике, а в экспериментальной - средствами фитнес-аэробики.

До эксперимента между средними значениями исследуемых показателей физической подготовленности в контрольной группе (КГ) и экспериментальной группе (ЭГ) различий не наблюдалось (таблица 1).

Таблица 1 - Показатели физической подготовленности КГ и ЭГ до начала эксперимента

Контрольные упражнения (тесты) КГ ЭГ

Скоростно-силовые качества

1. Прыжок в длину с места (см) 162 161

2. Прыжок в высоту с места со взмахом рук (см) 19 21

3. Поднимание туловища из положения лежа на спине (кол-во раз за 30 сек.) 21 20

Силовые качества

1. Подтягивание на низкой перекладине (90 см) из виса лежа (кол-во раз) 9 11

2. Сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу (кол-во раз) 8 7

Выносливость

1. Шестиминутный бег (м) 930 945

2. Вис с согнутыми ногами под углом 90° (сек) 6 6

Гибкость

1. Наклон вперед из положения стоя (см) 13 12

2. Наклон вперед из положения сидя (см) 15 13

Координация движений

1. Челночный бег 3x10м (сек) 10,1 9,8

2. Челночный бег 3x10м с ведением мяча (сек) 18,3 18,6

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

После проведения опытно-экспериментальной работы в обеих группах по всем показателям физической подготовленности был получен положительный прирост средних

результатов (таблица 2).

Таблица 2 - Динамика показателей физической подготовленности

Контрольные упражнения (тесты) Контрольная группа Экспериментальная группа

до | после до | после

Скоростно-силовые качества

1. Прыжок в длину с места (см) 162 166 161 174

2. Прыжок в высоту с места со взмахом рук (см) 19 21 21 30

3. Поднимание туловища из положения лежа на спине (кол-во раз за 30 сек.) 21 22 20 25

Силовые качества

1. Подтягивание на низкой перекладине (90 см) из виса лежа (кол-во раз) 9 12 11 16

2. Сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу (кол-во раз) 8 9 7 12

Выносливость

1. Шестиминутный бег (м) 930 985 945 1185

2. Вис с согнутыми ногами под углом 90° (сек) 6 7 6 10

Гибкость

1. Наклон вперед из положения стоя (см) 13 15 12 21

2. Наклон вперед из положения сидя (см) 15 16 13 18

Координация движений

1. Челночный бег 3x10 м (сек) 10,1 9,8 9,8 8,7

2. Челночный бег 3x10 м с ведением мяча (сек) 18,3 17,9 18,6 16,4

У студентов контрольной группы, занимавшихся по общепринятой методике, повышение (хотя и незначительное) результатов объясняется регулярными (в рамках учебного процесса) занятиями физическими упражнениями, совершенствованием техники выполнения упражнений.

Скоростно-силовые способности студенток (прыжок в длину с места) экспериментальной группы более чем в три раза улучшились по сравнению с результатами контрольной группы.

Сила мышц сгибателей-разгибателей рук увеличилась в экспериментальной группе на 71,4%, а в контрольной группе на 12,5%.

Показатели выносливости в экспериментальной группе увеличились на 25,4%, в то время как в контрольной группе - на 5,9%.

Наибольший прирост показателей в экспериментальной группе выявлен в тесте на гибкость - 75% (в контрольной группе - 15,4%). Подобные изменения показатели гибкости объясняются тем, что комплекс фитнес-аэробики включает в себя упражнения из элементов нетрадиционных видов гимнастики (например, стретчинг), где происходит растягивание мышц при удержании статической позы. Это оказалось эффективным средством, способствующим развитию гибкости у студенток.

Координация движений значительно улучшилась в экспериментальной группе по сравнению с контрольной (11,2% и 3% соответственно). Это подтверждает наше предположение о том, что упражнения фитнес-аэробики эффективно влияют на развитие координационных способностей студентов, так как в них входят сложнокоординационные движения, способствующие в первую очередь развитию этой двигательной способности.

Показатели эффективности применения фитнес-аэробики подтверждаются самооценкой удовлетворённости учебным процессом студенток. Результаты анкетирования показали, что 100% респондентов экспериментальной группы высказали своё положительное (с оценкой 5) отношение к проведённым занятиям.

ВЫВОДЫ

На основании педагогических наблюдений, анкетирования девушек-студенток можно сделать вывод, что основными причинами снижения интереса к занятиям по физической культуре являются: шаблонность в проведении занятий, невысокое качество

содержание урока, педагогические штампы.

Разработанные комплексы упражнений фитнес-аэробики не только увеличивают выбор средств и обновляют методические подходы при занятиях физическими упражнениями, но и способствуют развитию основных физических качеств и способностей: силы, выносливости, быстроты, координации движений и т.д.

Результатами эксперимента доказано, что включение упражнений фитнес-аэробики в учебный процесс обогащают и расширяют локомоторный опыт студенток, а использование в учебном процессе упражнений этого направления аэробики не только не снижает темпов физического развития студенток и их физической подготовленности, но и существенно совершенствует их.

Педагогический эксперимент показал, применение упражнений фитнес-аэробики способствует повышению физической подготовленности студенток, пополняет их двигательный фонд.

Следует отметить, что данное исследование не претендует на исчерпывающее решение рассматриваемой проблемы. Накопленный теоретический и эмпирический материал требует развития и уточнения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бернштейн, Н.А. Физиология движений и активность / Н.А. Бернштейн. - Москва : Наука, 1990. - 494 с.

2. Годик, М.А. Система общеевропейских тестов для оценки физического состояния человека / М.А. Годик, В.К. Бальсевич, В.Н. Тимошкин // Теория и практика физической культуры. -1994. - № 5-6. - С. 24-32.

3. Горелов, А.А. Интеллектуальная деятельность, физическая работоспособность, двигательная активность и здоровье студенческой молодежи / А.А. Горелов. - Белгород : ПОЛИТЕРРА, 2011. - 101 с.

4. Козлов, Д.В. Повышение двигательной активности студентов на основе интеграции форм физического воспитания в вузе : дис. ... канд. пед. наук / Козлов Д.В. - Красноярск, 2009. - 154 с.

5. Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры / Л.П. Матвеев. - Москва : Физкультура и спорт, 2008. - 544 с.

6. Монахова, Е.Г. Влияние занятий танцевальной аэробикой на развитие двигательных способностей студенток / Е.Г. Монахова, Н.В. Лукьянец, М.Р. Давыденко // Alma mater (Вестник высшей школы). - 2017. - № 11. - С. 51-55.

7. Монахова, Е.Г. Пути повышения мотивации студентов вузов к учебным занятиям по физической культуре (на примере спортивных танцев) / Е.Г. Монахова // European Social Science Journal. - 2017. - № 2 (2). - С. 108-117.

8. Платонов, К.К. Структура и развитие личности / К.К. Платонов. - Москва : Наука, 1986.

- 256 с.

9. Сгонник, Л.В. Анализ двигательной активности студентов педагогического вуза / Л.В. Сгонник, Н.Н. Иваненко // Таврический научный обозреватель. - 2016. - № 1 (январь). - С. 17-20.

REFERENCES

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Bernshtein, N.A. (1990), Physiology of movement and activity, Science, Moscow.

2. Godik, M.A., Balsevich, V.K. and Timoshkin, V.N. (1994), "The system of European tests to assess the physical condition of a person", Theory and practice ofphysical culture, No. 5-6, pp. 24-32.

3. Gorelov, A.A. (2011), Intellectual activity, physical operability, locomotor activity and health of students, POLITERRA, Belgorod.

4. Kozlov D.V. (2009), Increasing students' locomotor activity based on the integration of forms of physical education in the university, dissertation, Krasnoyarsk

5. Matveev, L.P. (2008), Theory and methods of physical culture, Physical culture and sport, Moscow.

6. Monakhova, E.G. (2017), "Influence of dance aerobics exercises on the development of motor abilities of students", Alma mater, No. 11, pp. 51-55.

7. Monakhova, E.G. (2017), "Ways to increase the motivation of university students to physical culture (on the example of dance sport)", European Social Science Journal, No. 2 (2), pp. 108-117.

8. Platonov, K.K. (1986), Structure and personality development, Science, Moscow.

9. Sgonnik, L.V. and Ivanenko, N.N. (2016), "Analysis of the motor activity of students of a pedagogical university", Taurida scientific observer, No. 1, pp. 17-20.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 15.04.2019

УДК 796.011.3

ФИЗКУЛЬТУРНО-КОНДИЦИОННАЯ ТРЕНИРОВКА СТУДЕНТОВ ВУЗА НА УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЯХ (С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ УПРАЖНЕНИЙ ИЗ БОЕВЫХ

ЕДИНОБОРСТВ)

Фуад Вагифович Мурадов, старший преподаватель, Григорий Георгиевич Машковцев, ассистент,

Московский государственный областной университет (МГОУ), г. Мытищи

Аннотация

В данной статье приводятся результаты использования на учебных занятиях по физической культуре методики с преимущественным использованием упражнений из боевых единоборств, а также статодинамических упражнений. В частности, это элементы из бокса и кикбоксинга. Применение данной методики на учебных занятиях на практике показало оздоровительную эффективность экспериментальной программы, проходящей по типу физкультурно-кондиционной тренировки, а также достоверное улучшение у студентов показателей, характеризующих силовую и скоростно-силовую подготовленность.

Ключевые слова: физическая культура в вузе, физкультурно-кондиционная тренировка студентов, элементы боевых единоборств на занятиях физической культурой, статодинамические упражнения.

PHYSICAL STANDARD TRAINING OF STUDENTS IN THE CLASSROOM (USING EXERCISES FROM MARTIAL ARTS)

Fuad Vagifovich Muradov, the senior teacher, Grigori Georgievich Mashkovtsev, the assistant, Moscow Region State University, Mytischi

Annotation

Results of implementation of the martial-arts technique in the physical education classes, as well as static-dynamic exercises, are given in this article. In particular, these are the elements from boxing and kickboxing. Application of the technique at the lessons shows the healing efficiency of this experimental program. Classes are held in course of sports and standard training and shows power and power-speed improvements of the students.

Keywords: physical education at the University, sports and conditioning training of students, elements of martial arts in physical training, static-dynamic exercises.

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время в системе физического воспитания в вузе наблюдается снижение интереса к регулярным физическим занятиям у молодых людей. Исследования некоторых современных авторов показали, что несмотря в целом положительное восприятие студенческой молодежью популярной на сегодняшний день идеи о здоровом образе жизни, попытках соблюдения основных принципов заботы о собственном физическом состоянии, существует ряд факторов, которые препятствуют нормальному процессу становления общей культуры здоровья. Это, в частности, учебное расписание студентов, не всегда составленное с учетом нормального режима труда и отдыха, а также не всегда благополучные условия жизни некоторых студентов. Помимо всего перечисленного - ощущается и недостаток материальных ресурсов, который мешает студентам выбирать спортивные секции,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.