УДК 338.28:620.9
А.А.ФЕДЧЕНКО, канд. экон. наук, доцент, [email protected]
Национальный минерально-сырьевой университет «Горный», Санкт-Петербург
АА-FEDCHENKO, PhD in ec., associate professor, [email protected] National Mineral Resources University (Mining University), Saint Petersburg
ВЛИЯНИЕ ВСТУПЛЕНИЯ РОССИИ ВО ВСЕМИРНУЮ ТОРГОВУЮ ОРГАНИЗАЦИЮ НА ГЕОЛОГОРАЗВЕДОЧНУЮ ОТРАСЛЬ
Рассмотрено возможное влияние вступления России во Всемирную торговую организацию на привлечение инвестиций в гелогоразведочную отрасль. Отмечена необходимость изменения законодательства о недропользовании для создания условий деятельности юниорных геологических компаний. Установлены отличия российской классификации запасов и ресурсов полезных ископаемых от международных стандартов, указано на необходимость разработки современной классификации и создания независимых организаций по оценке месторождений.
Ключевые слова: полезные ископаемые, ресурсы, отчетность, стандарт, Всемирная торговая организация.
THE IMPACT OF RUSSIA'S ACCESSION TO THE WORLD TRADE ORGANIZATION ON THE EXPLORATION INDUSTRY
It is considered the possible influence of the accession of Russia to the World Trade Organization on attraction of investments in exploration industry, Necessary changes in the legislation on the use of subsoil for the creation and activity of the junior geological companies have to be made It is noted differences between the Russian classification of mineral reserves and resources from the international standards. It is need to develop modern classification of reserves and establishm independent organizations in evaluation of deposits
Key words: minerals, resources, the reporting, the standard, World Trade Organization.
В результате присоединения России к Всемирной торговой организации (ВТО) произойдут изменения в условиях деятельности отечественных предприятий, занятых недропользованием и в том числе геологоразведкой. ВТО регламентирует торговую и промышленную деятельность в едином мировом правовом и экономическом пространстве с целью защиты от любых недобросовестных действий, ухудшающих конкурентоспособность предпринимателей из разных стран. Все действия по государственному регулированию законодательства в странах-членах этой организации, которые ограни-
чивают конкурентоспособность иностранных фирм-производителей продукции на внешних и внутренних рынках мира, должны быть обоснованы в соответствии с принятыми Генеральными соглашениями, договорами и протоколами ВТО.
Средства регулирования конкуренции, используемые этой организацией разнообразны: международные стандарты, сертификаты и регламенты, лицензирование различных видов предпринимательской деятельности. Стандартами устанавливаются требования к производителям товаров и услуг, инвестиционным и производственным процес-
сам, менеджменту персонала. ВТО требует перехода на единые стандарты судебных, административных, налоговых, таможенных и других процедур работы государственных органов с бизнесом.
Все эти изменения в условиях ведения бизнеса несомненно повлияют на деятельность отечественных недропользователей, в том числе занятых воспроизводством и эксплуатацией минерально-сырьевой базы России.
Минерально-сырьевой потенциал России очень велик, но возможности его используется не в полной мере. По многим видам благородных, цветных, редкоземельных металлов и других полезных ископаемых на Государственном балансе числится большое количество разведанных запасов и прогнозных ресурсов [1]. Кроме того, геологами выявлено большое количество слабо-изученных, но перспективных на обнаружение месторождений рудных полей, узлов и других территорий. Объемы добычи и экспорта многих видов сырья после дополнительных геологоразведочных работ могут быть значительно увеличены. Рынок геологоразведочных работ и месторождения полезных ископаемых России привлекают внимание иностранных компаний, и этот интерес связан с быстрым ростом в последние десятилетия потребления минерального сырья в мире, истощением ряда традиционных источников сырья в зарубежных странах и надеждами на облегчение доступа к минеральному сырью России.
В «Докладе о мировой торговле -2010», подготовленном Секретариатом Всемирной торговой организации отмечается бурный рост доли природных ресурсов в мировой торговле. С 1998 по 2008 г. мировой экспорт природных ресурсов увеличился по стоимости более чем в 6 раз и достиг 3,7 трлн долларов. При этом доля топлива в общем экспорте природных ресурсов в 2008 г. составила 77 %, доля продукции горно-добывающей промышленности 17 %, а лесных и рыбных ресурсов примерно по 3 %. Среднегодовые темпы роста мирового экспорта природных ресурсов в 19982008 гг. составили 20 %, т.е. вдвое превыси-
ли аналогичный показатель для готовых изделий. Благодаря опережающим темпам роста удельный вес природных ресурсов в мировом экспорте возрос с 11,5 % в 1998 г. до 23,8 % в 2008 г.
Товарная структура экспорта России основана на использовании ее минерально-сырьевой базы. Согласно годовым отчетам в 2010 г. экспорт топливно-энергетических товаров и минеральных продуктов составил 380,5 млрд долларов (79,8 % от всего экспорта). В подготовленном ВТО в 2012 г. обзоре мировой торговли природными ресурсами Россия занимает первое место в мире среди экспортеров сырья. Доля РФ в мировом экспорте ресурсов 10,5 %, далее следуют Саудовская Аравия (8,7 %), Канада (5,5 %), ЕС (5,4 %). Наличие в России огромных запасов и ресурсов полезных ископаемых является ее конкурентным преимуществом. При осуществлении государственной стратегии развития, рационального и эффективного использования минерально-сырьевой базы страны доходы от экспорта могут быть значительно увеличены и должны стать базой для инновационного развития всех сфер экономики.
Присоединение России к ВТО может вызвать в отношении минерально-сырьевого комплекса, и в том числе геологоразведки следующие изменения.
1. В Россию придут мощные транснациональные компании, контролирующие мировой рынок геологической разведки запасов минерального сырья, которые составят сильную конкуренцию отечественным недропользователям. Положительное воздействие этого процесса заключается в увеличении объемов инвестирования геологоразведочных работ в России, количества разрабатываемых месторождений, в создании новых рабочих мест и росте налоговых поступлений в бюджеты разных уровней.
С другой стороны, иностранные компании, ссылаясь на правила ВТО, могут потребовать права на доступ и пользование недрами, аналогичные тем, которыми пользуются отечественные предприятия. Высказываются опасения, что в таких условиях возможен переход контроля над минераль-
но-сырьевой базой РФ под контроль транснациональных нефтяных компаний. В настоящее время некоторым препятствием такому процессу являются зафиксированные в законе «О недрах» особые условия предоставления прав пользования участками недр федерального значения, содержащих крупные месторождения нефти, газа, золота, урана, стратегических полезных ископаемых, а также территорией континентального шельфа, перспективной на обнаружение месторождений углеводородов.
Необходимо внести в закон «О недрах» и «Положение о лицензировании» дополнительные нормы, которые позволят в условиях значительного увеличения иностранных инвестиций в геологоразведку сохранить контроль и регулирование недропользования за государством. Возможным средством регулирования распределения доходов от эксплуатации сверхприбыльного месторождения с лучшими геологическими, горнотехническими и другими параметрами в пользу собственника недр - государства -является гибкая ставка налога на добычу.
2. В результате вступления России в ВТО может появиться дополнительный источник как отечественных, так иностранных инвестиций в геолого-поисковые работы на твердые полезные ископаемые на ранних, наиболее рискованных стадиях. Привлечение дополнительных инвестиций в поисковые геологические работы особенно актуально в современных условиях, так как фонд ранее открытых перспективных участков почти исчерпан, снижается количество аукционов на право геологоразведочных работ.
Средняя сумма инвестиций в геологоразведку в десяти ведущих по уровню инвестирования в эту сферу странах достигает почти 100 долларов на 1 км2, в России всего 28 долларов. Для увеличения финансирования ГРР необходимы законодательные изменения в условия недропользования в России, открывающие возможности для создания и деятельности юниорных геологических компаний.
Сотни таких компаний, действующие уже несколько десятилетий в Канаде, Австралии и других странах, хорошо себя заре-
комендовали, привлекли большие объемы финансирования в геологоразведку и открыли многие месторождения благородных, цветных и черных металлов, алмазов в удаленных, слабо освоенных районах. Основной источник инвестиций для юниорных геологических компаний - это канадская венчурная фондовая биржа Т8ХУ (Торонто), на которой зарегистрированы 1803 преимущественно высокорисковых юниорных геологоразведочных компаний. В 2009 г. в Канаде геолого-поисковые работы выполняли 542 юниорные компании, затратив на эти цели 1020 млн канадских долларов (55,5 % всех инвестиций в геологоразведку в Канаде в этом году) [3].
На Торонтской венчурной фондовой бирже обязательным условием для финансирования юниорной геологической компании является наличие у нее права недропользования на конкретном участке, составляющее основной «актив» компании. Для создания условий образования и деятельности юниорных геологических компаний в России и привлечения значительных инвестиций в геологоразведку необходимо внести изменения в закон «О недрах», разрешающие юниорной компании реализовать право последующих геологоразведочных работ на открытом ею месторождении на аукционе и получить основную часть доходов от такого открытия.
3. В результате присоединения к ВТО появляются дополнительные возможности привлечения инвестиций в геологоразведочный сектор за счет обращения отечественных компаний на международные финансовые рынки. Необходимым условием является соответствие информации о разведанных запасах и ресурсах в объектах недропользования международным стандартам отчетности. В России информация о запасах не отражается в финансовой отчетности, но для получения кредитов в банке и выпуска акций необходимо составление отчетов о запасах и ресурсах в соответствии с международными стандартами. Среди систем подсчета и классификаций минеральных ресурсов наиболее известны Кодекс ГОЯС (Австралия), стандарт требований С1М
Guidelines (Канада), применяемый на фондовых биржах Торонто (TSX, TSVX).
В России при утверждении запасов и ресурсов по разведанному месторождению в Государственной комиссии по запасам (ГКЗ) используется собственная система классификации запасов (категории А, В, С1 и С2) и ресурсов (Р1, Р2, Р3). Российская классификация и система Кодекса JORC [2] во многом схожи, но есть и отличия. Основным отличием российской классификации является недостаточное разделение запасов по степени экономической эффективности разработки, кроме того, неодинаково оцениваются некоторые категории ресурсов. Система учета запасов в Государственном балансе статична и не позволяет оперативно учесть изменения технических, экономических и других факторов.
Введение новой российской классификации объективно необходимо в связи с развитием рыночных отношений в России, необходимостью иметь объективную, актуальную оценку месторождения при принятии решения об инвестировании, а также изменением нормативно-правовой базы в области недропользования. В новых условиях прежняя система оценки запасов, основанная только на степени геологической изученности, устарела. Современная классификация запасов должна учитывать их рентабельность, позволять оценить риски инвесторов, способствовать эффективному управлению государственным фондом недр. Принятие такой классификации в России создаст серьезные предпосылки для увеличения капитализации недр, повысит капитализацию компаний-недропользователей и повысит их инвестиционную привлекательность.
Еще одна задача, связанная с применением современной классификации, заключается в необходимости подготовки квалифицированных специалистов-оценщиков и создания негосударственных саморегулируемых организаций по оценке месторождений. В странах, применяющих Кодекс JORC, решение об отнесении запасов или ресурсов к той или иной категории прини-
мается компетентным лицом на основании комплексной оценки геологической и экономической информации. Для получения квалификации компетентного лица, отчеты по оценке которого будут признаны биржами и банками, необходимо получить аккредитацию одного из институтов, поддерживающих этот стандарт.
В 2009 г. ГКЗ и Объединенный комитет по международным стандартам отчетности о запасах (СИШБСО) разработали проект Руководства по гармонизации стандартов отчетности России и СИШБСО. На его основе в России разрабатывается Российский кодекс отчетности, и чем скорее он начнет использоваться, тем быстрее российские оценки запасов и ресурсов твердых полезных ископаемых станут совместимыми с международными. Это позволит применять их при международном финансировании геологоразведочных и горно-промышленных проектов в России.
В последние годы многие крупные российские добывающие компании провели переоценку запасов крупных месторождений в соответствии с Кодексом ГОЯС. С 2007 г. в России действует Общество экспертов по недропользованию, объединяющее российских экспертов: геологов, горняков, технологов, экономистов. Для широкого применения на практике современных оценок, основанных на международных стандартах, необходимо значительно увеличить количество негосударственных саморегулирующихся организаций, выполняющих оценки месторождений в соответствии с международными стандартами, организовать подготовку квалифицированных экспертов.
Для реализации возможностей минерально-сырьевого потенциала недр России в условиях вступления в ВТО необходимо:
• изменить законодательство России в части согласования внутренних документов с международными стандартами, сертификатами и регламентами;
• предусмотреть меры государственного контроля над воспроизводством и использованием минерально-сырьевой базы страны в новых условиях;
• создать благоприятные условия для привлечения финансовых средств отечественных и иностранных инвесторов в геологоразведку;
• стимулировать разработку и применение научно-технических и технологических инноваций на этапах геологоразведки, эксплуатации месторождений и переработки минерального сырья;
• добиться глубокой переработки сырьевых ресурсов и экспортировать продукты его переработки и готовые изделия.
ЛИТЕРАТУРА
1. Михайлов Б.К. Значение минерально-сырьевой базы твердых полезных ископаемых в экономике России /
Б.К.Михайлов, Ю.Ю.Воробьев, С.А.Кимельман // Минеральные ресурсы России. Экономика и управление. 2008. № 3.
2. Стандарт JORC и доступ к мировым финансовым рынкам. Краткий обзор и практические аспекты // www. jorc. ru / index. php?
3. Overview of trends in Canadian mineral exploration // www. nrcan. gc.ca / mms / pubs / explor_e. htm
REFERENCES
1. Mikhailov B.K., Vorobyov Iu.Iu., Kimelman S.A. The importance of the solid minerals resource base for Russia's economy // Mineral resources of Russia. Economics and manadgement. 2008. N 3.
2. Standart JORC and access to global financial markets. A brief overview and practical aspects // www. jorc. ru / index. php?
3. Overview of trends in Canadian mineral exploration // www. nrcan. gc. ca / mms / pubs / explor_e. htm