DOI: 10.32417/1997-4868-2020-193-2-94-100 УДК 581.5+631.8+631.4 Код ВАК 08.00.05
ct S
Влияние возраста и уровня образования потребителей на формирование их продовольственных предпочтений
§ Ю. А. Овсянников1
О 1 Уральский государственный аграрный университет, Екатеринбург, Россия
(Т) E-mail: [email protected]
Аннотация. На потребление продуктов питания влияет целый комплекс факторов. Целью исследований стало изучение процесса формирования продовольственных предпочтений у городского населения. Метод исследований -индивидуальное анкетирование. Опрос проводился среди жителей г. Екатеринбурга. В результате исследований было установлено, что возраст и уровень образования существенным образом влияют на формирование пищевых предпочтений. Более 65% опрошенных в возрасте от 36 до 55 лет отметили важность потребления качественных продуктов питания. Потребители других возрастных категорий реже обращали внимание на значение этого вопроса. Для уточнения отношения различных возрастных групп к отдельным характеристикам продуктов питания, были проведены дополнительные исследования. Существенные возрастные изменения были выявлены по отношению к продуктам, содержащим различные добавки. Так, предпочтение опрашиваемых к продуктам питания без добавок увеличивается с 32 % в молодом возрасте до 62 % в старшем. Результаты проведенных исследований было установлено, что, также как и возраст, на пищевые предпочтения большое влияние оказывает уровень образования потребителей. У потребителей, имеющих высшее образование, существенно снижается интерес к продуктам питания, содержащим пищевые добавки, и, наоборот, увеличивается к тем продуктам, в которых они отсутствуют. Преобладающая часть (92 %) респондентов с высшим образованием и 10 % со средним специальным считают, что продукты питания, в которых содержаться пищевые добавки, отрицательно влияют на здоровье человека. Научная новизна исследований состоит в том, что было установлено, как влияют возраст и уровень образования потребителей на формирование их пищевых предпочтений. Ключевые слова: продукты питания, пищевые добавки, продовольственные предпочтения, качество продуктов питания, потребление продуктов питания, спрос на продукты питания, экологически чистые продукты питания, уровень образования, возраст, здоровье человека.
Для цитирования: Овсянников Ю. А. Влияние возраста и уровня образования потребителей на формирование их продовольственных предпочтений // Аграрный вестник Урала. 2020. № 02 (193). С. 94-100. DOI: 10.32417/1997-48682020-193-2-94-100.
Дата поступления статьи: 27.11.2019.
Постановка проблемы (Introduction) несоблюдение приводит к существенному ухудшению
На потребление продуктов питания влияет целый ком- свойств продуктов и даже превращает их в источник опас-
плекс факторов. К ним относятся их доступность и сто- ности. Ю. В. Шуваева [10] приводит данные Роспотреб-
имость, биохимический состав, качественные характе- надзора за 2016 г., в соответствии с которыми более 50 % ристики, размер доходов, традиции и обычаи отдельных продаваемых в России товаров не укладываются в нормы
социальных групп и народов. На важность этих аспектов, по безопасности и качеству.
регулирующих потребление продовольственных товаров, В определенной степени потребление и спрос на про-
обращалось внимание в ряде публикаций [1-5]. дукты питания зависят от их микроэлементной сбалан-
В работе Е. С. Шевкуновой было показано, что потре- сированности. Особое значение этот вопрос приобретает
бление зависит от уровня доходов, который определяет для населения, проживающего в районах с естественными
уровень покупательной способности населения [1]. Я. В. геохимическими отклонениями, способствующими недо-
Макжанова, Е. В. Швед и др. изучали влияние террито- статочному поступлению в организм человека некоторых
риального фактора на изменение уровня потребления ос- элементов (йод, фтор и др.). Изучению этого вопроса, а
g новных продуктов [5-9]. Другим фактором, оказывающим также путям решения этой проблемы посвящена работа
влияние на формирование пищевых предпочтений, явля- Л. Н. Третьяк с соавторами [11]. § ется возраст потребителей. В исследованиях С. В. Фелик Существенными факторами, влияющими на продо-
S с соавторами [6] были определены наиболее востребован- вольственные предпочтения, являются этнические и на-
щ ные продукты питания среди лиц пожилого и преклонно- циональные особенности отдельных социальных групп.
5 го возраста. Очень часто этот вопрос остается вне поля зрения специ-
<5 Качественные характеристики продовольственных то- алистов, изучающих проблемы питания. Очевидно, это
варов являются наиболее значимыми. Они определяются связано с тенденциями стандартизации и унификации
g целым рядом параметров и в т. ч. сроком годности. Его которые наблюдаются в настоящее время во всех сферах
о 94
деятельности человека. Кроме того, специалисты в области питания часто рассматривают продукты питания только как источник веществ и соединений, необходимых для поддерживания физиологических функций человека. При этом они не придают значения тому, что их заготовка, обработка, приготовление и потребление являются национальным элементом культуры отдельных социальных групп. В этом плане интересны работы, выполненные М. Н. Тихомировой и Т. А. Молдановой [12, 13]. В них убедительно показано, как национальные особенности влияют на потребление мяса, мясных субпродуктов, рыбы и т. д.
В ранее проведенных нами исследованиях было установлено, что потребление продуктов питания зависит от их экологической безопасности (таблица 1). На актуальность этого вопроса в наших исследованиях указали более 60 % респондентов как с высокой, так и с низкой долей расходов семейного бюджета на продукты питания. Согласно нашим исследованиям, доля респондентов, которые отметили значимость потребления экологически чистых продуктов питания, представлена в основном возрастной категорией от 36 до 55 лет. Люди меньшего и большего возраста существенно реже обращали внимание на важность этого вопроса. Заслуживает внимания ответ наиболее активной части потребителей - людей в возрасте от 22 до 35 лет. Данная группа респондентов вообще не придает значения экологической чистоте продуктов питания. Это, на наш взгляд, объясняется низким уровнем экологической информированности. Интересно то, что у этой группы наблюдается самый низкий уровень расходов на продукты питания от их ежемесячного дохода.
Необходимость учета экологической составляющей при производстве продуктов питания в современных условиях также анализировали О. А. Рущицкая и Д. О. Гур-циева с соавторами [14, 15].
Методология и методы исследования (Methods)
Принимая во внимание неодинаковое отношение различных возрастных групп к ЭЧПП, мы провели дополни-
тельные исследования, целью которых стало выявление факторов, влияющих на выбор продуктов питания потребителями. Задачи исследований состояли в определении влияния уровней образования и возраста на пищевые предпочтения. Использовался метод индивидуального анкетирования. Фактический размер случайной выборки - 165 респондентов. Рабочая гипотеза состояла в том, что уровень образования и возраст потребителей продуктов питания оказывает существенное влияние на формирование их пищевых предпочтений. Оценочное (пилотное) исследование было проведено в Екатеринбурге в 2018 г.
Нами были проанализированы ответы респондентов различных возрастов и уровня образования на следующие вопросы, имеющие несколько вариантов ответов:
1. Каким продуктам питания вы отдаете предпочтение?
- с пищевыми добавками
- без пищевых добавок
- не обращаю на это внимания
2. Как вы считаете, пищевые добавки:
- повышают качество продуктов питания
- ухудшают качество продуктов питания
- не влияют на качество продуктов питания
3. Как вы считаете, продукты питания, содержащие пищевые добавки:
- полезны для здоровья человека
- отрицательно влияют на здоровье человека
- не влияют на здоровье человека
4. По вашему мнению, использование пищевых добавок направлено на:
- повышение прибыли предприятий, производящих продукты питания
- улучшение качества продуктов питания
- удовлетворение потребностей и запросов потребителей продуктов питания
Результаты (Results)
Результаты опроса приведены в таблице 2. Ее данные показывают, что на варианты ответов по первому вопросу существенное влияние оказывает возраст опрашиваемых.
И о о ¡3
0
1
Таблица 1
Распределение ответов на вопрос «Регулярное употребление в пищу ЭЧПП для вас»
Вариант ответа Доля респондентов, % Возрастная группа, чаще всего предпочитающая данный вариант ответа, лет Группа респондентов по уровню дохода, чаще всего предпочитающая данный вариант ответа, % семейного бюджета, ежемесячно расходуемый на продукты питания
Очень важно 26,4 36-45 21-40
Скорее важно 38,8 46-55 61-70
Скорее не важно 20,8 18-22 41-60
Совершенно не важно 12,6 22-35 10-20
Затрудняюсь ответить 1,4 56-65 41-60
Table 1 ©
Distribution of answers to the question "Regular consumption of organic food for you" Y
Possible answer Share respondent, % Age group, often preferring this option answer, years The group of respondents by income level, most often preferring this answer, % of marital budget spent on food monthly
Very important 26.4 36-45 21-40
Rather important 38.8 46-55 61-70
Rather not important 20.8 18-22 41-60
Not at all important 12.6 22-35 10-20
Difficult to answer 1.4 56-65 41-60
0
95 0
Таблица 2
Влияние возраста потребителей продуктов питания на их пищевые предпочтения, % от опрошенных
Возраст анкетируемых, лет
Вопрос и варианты ответа 18-30 31-50 Более 50
(I группа) (II группа) (III группа)
1. Каким продуктам питания вы отдаете предпочтение:
- с пищевыми добавками 8 6 19
- без пищевых добавок 32 47 62
- не обращаю на это внимания 60 47 19
2. Как вы считаете, пищевые добавки:
- повышают качество продуктов питания 20 18 19
- ухудшают качество продуктов питания 56 68 75
- не влияют на качество продуктов питания 24 18 6
3. Как вы считаете, продукты питания, содержащие пищевые добавки:
- полезны для здоровья человека 12 0 6
- отрицательно влияют на здоровье человека 64 95 88
- не влияют на здоровье человека 24 5 6
4. По вашему мнению, использование пищевых добавок направлено на:
- повышение прибыли предприятий, производящих продукты питания 48 68 88 0
- улучшение качества продуктов питания 16 16
- удовлетворение потребностей и запросов потребителей продуктов питания 36 16 2
Table 2
Impact of food consumer age on their food preferences, % of respondents
Age of surveyed years
Question and answer options 18-30 31-50 More 50
(I group) (II group) (III group)
1. What foods do you prefer:
- with food additives 8 6 19
- without food additives 32 47 62
- do not pay attention to it 60 47 19
2. Do you think food supplements:
- improve the quality of food 20 18 19
- worsen the quality of food 56 68 75
- do not affect the quality of food 24 18 6
3. Do you think that food containing food additives:
- beneficial to human health 12 0 6
- adversely affect human health 64 95 88
- do not affect human health 24 5 6
4. In your opinion, the use of food additives is aimed at:
- increase profits of food producing companies 48 68 88
- improving the quality of food 16 16 0
- satisfying the needs and demands of consumers offood 36 16 2
Доля респондентов в интервале 18-30 лет, не обращающих внимание на содержание в продуктах питания пищевых добавок, достигает 60 %, Но этот показатель снижается до 19 % у опрашиваемых в возрасте более 50 лет.
Существенные возрастные изменения наблюдаются по отношению к характеристикам продуктов. Так, предпочтение опрашиваемых к продуктам питания без добавок увеличивается с 32 % в молодом возрасте до 62 % в старшем. В то же время у возрастной категории респондентов на фоне небольшого спроса в два раза увеличивается (с 8 до 19 %) внимание к продуктам питания, содержащим пищевые добавки. По нашему мнению, в этом нет никакого противоречия, так как с возрастом люди начинают более внимательно относиться к качеству продуктов питания. При этом данный вопрос может иметь два аспекта. Первый состоит в том, что потребители понимают необходимость соблюдения ограничений в потреблении продуктов, содержащих пищевые добавки. Другой аспект состоит в том, что некоторая доля таких продовольственных товаров, их свойства и характеристики будут востребованы и в
том числе в связи с возрастными физиологическими изменениями человеческого организма. В связи с этим производители продуктов должны четко представлять возможный уровень спроса на товары имеющими определенные характеристики.
Интерес представляют ответы на вопрос о влиянии пищевых добавок на качество продуктов питания. Оно улучшается, по мнению 18-20 % респондентов всех возрастов. Большая часть опрошенных по всем группам отметили ухудшение качества продуктов питания содержащих пищевые добавки. Этот показатель по мере увеличения возраста достигал 75 %. В старшей возрастной группе, доля респондентов утвердительно ответивших на вопрос, что пищевые добавки не влияют на качество продуктов питания было в 4 раза меньше чем первой группе и составило только 6 %.
На вопрос о влиянии продуктов питания, содержащих пищевые добавки, на здоровье человека большая часть респондентов по всем группам отметили их отрицательное воздействие. В третьей группе этот показатель был на 24 % выше, чем в первой и составил 88 %.
Таблица 3
Влияние уровня образования потребителей продуктов питания на их пищевые предпочтения,
% от опрошенных
У швень образования
Вопрос и варианты ответа Среднее Незаконченное Высшее
специальное высшее
1. Каким продуктам питания вы отдаете предпочтение:
- с пищевыми добавками 14 19 4
- без пищевых добавок 43 27 54
- не обращаю на это внимания 43 54 42
2. Как вы считаете, пищевые добавки:
- повышают качество продуктов питания 19 27 12
- ухудшают качество продуктов питания 14 64 65
- не влияют на качество продуктов питания 67 9 23
3. Как вы считаете, продукты питания, содержащие пищевые до-
бавки:
- полезны для здоровья человека 14 9 0
- отрицательно влияют на здоровье человека 10 64 92
- не влияют на здоровье человека 76 27 8
4. По вашему мнению, использование пищевых добавок направ-
лено на:
- повышение прибыли предприятий, производящих продукты
питания 76 64 71
- улучшение качества продуктов питания 5 18 9
- удовлетворение потребностей и запросов потребителей продук-
тов питания 19 18 20
И о о ¡3 о
Table 3
The impact of the level of education of consumers on their food preferences, % of respondents
The level of education
Question and answer options The average special Unfinished higher Higher
1. What foods do you prefer:
- with food additives 14 19 4
- without food additives 43 27 54
- do not pay attention to it 43 54 42
2. Do you think food supplements:
- improve the quality of food 19 27 12
- worsen the quality of food 14 64 65
- do not affect the quality of food 67 9 23
3. Do you think that food containing food additives:
- beneficial to human health 14 9 0
- adversely affect human health 10 64 92
- do not affect human health 76 27 8
4. In your opinion, the use of food additives is aimed at:
- increase profits of food producing companies 76 64 71
- improving the quality of food 5 18 9
- satisfying the needs and demands of consumers offood 19 18 20
Существенные различия в ответах между первой и третьей возрастными группами отмечены по четвертому вопросу. Так, 48 % опрашиваемых первой группы считают, что использование пищевых добавок направлено на повышение прибыли предприятий. В третьей группе этот показатель соответствует 88 %. Еще большие различия по этим группам наблюдаются по вопросу, направлено ли использование пищевых добавок на удовлетворение потребностей и запросов потребителей продуктов питания. Положительно ответили на этот вопрос 36 % респондентов первой группы и только 2 % третьей. В целом можно отметить, что большинство опрошенных считает, что использование пищевых добавок направлено на удовлетворение интересов производителей продуктов питания.
Результаты проведенных исследований показали, что на пищевые предпочтения наряду с возрастом большое
влияние оказывает и уровень образования потребителей. Особенное значение широкая информационная осведомленность имеет в настоящее время, когда потребителю предлагается большой набор похожих товаров, но тем не менее имеющих существенные различия по своим характеристикам и биологической полноценности. В этих условиях уровень образования является одним из основных факторов, определяющих отношение потребителей к продуктам питания.
Представленные данные показывают (таблица 3), что у потребителей, имеющих высшее образование, существенно снижается интерес к продуктам питания, содержащим пищевые добавки, и, наоборот, увеличивается к тем продуктам, в которых они отсутствуют. При этом интересно отметить, что доля респондентов, ответивших по варианту первого вопроса «не обращаю на это внимания», с возрас-
et «
S S
О
к
о «
со
том снизилась в три раза - с 60 до 19 %. Уровень образования в меньшей степени влиял на мнение потребителей по этому вопросу
На второй вопрос 67 % опрашиваемых, имеющих среднее специальное образование, ответили, что пищевые добавки не влияют на качество продуктов питания. Этого мнения придерживаются только 23 % опрашиваемых, получивших высшее образование. Они также считают, что пищевые добавки ухудшают качество продуктов питания (65 % от опрошенных).
Доминирующая часть (92 %) респондентов с высшим образованием и только 10 % со средним специальным считают, что продукты питания, содержащие пищевые добавки, отрицательно влияют на здоровье человека. Доля опрошенных, имеющих среднее специальное образование, считающих, что пищевые добавки не влияют на здоровье человека, составляет 76 %. Эти данные хорошо демонстрируют то, как уровень образования влияет на оценку характеристик продуктов питания.
Анализ результатов ответов на четвертый вопрос показывает, что независимо от уровня образования большая часть респондентов (64-76 %) считает, что использование пищевых добавок направлено на повышение прибыли предприятий и только 18-20 % на удовлетворение потребностей и запросов потребителей продуктов питания.
Обсуждение и выводы (Discussion and Conclusion) Таким образом, анализ результатов проведенного опроса показал, что представления респондентов об особенностях продуктов питания в значительной степени зависят от их возраста и образования. Более 65 % респондентов в
возрасте 36-55 лет положительно оценивают важность потребления экологически чистых продуктов питания. Около 62 % потребителей старше 50 лет отдают предпочтение продуктам питания без пищевых добавок. По их мнению, они ухудшают качество продовольственных товаров и отрицательно влияют на здоровье человека. Аналогичным образом оказывает влияние на оценку продуктов питания уровень образования. Более половины (54 %) потребителей, имеющих высшее образование, предпочитают продовольственные товары, не содержащие дополнительных компонентов. Доминирующая часть (92 %) респондентов с высшим образованием считает, что продукты питания, содержащие пищевые добавки, отрицательно влияют на здоровье человека.
Полученные результаты исследований могут использованы при оценке потенциального спроса среди различных возрастных групп населения на продукты питания, произведенные с использованием разного рода пищевых добавок. Они также могут быть учтены при формировании рынков продовольственных товаров в отдельных районах или населенных пунктах, которые характеризуются определенным уровнем образования населения проживающего на этих территориях. Разработчики и производители продуктов питания при определении направлений своего развития должны учитывать, что значительная часть потребителей их продукции настороженно относится к продовольственным товарам содержащим пищевые добавки, а значит расширение их выпуска сопряжено с определенными рисками.
Библиографический список
1. Шевкунова Е. С. Анализ уровня потребления продуктов питания // Научный журнал КубГАУ 2014. № 101 (07). С. 480-495.
2. Батурин А. К., Погожева А. В., Кешабянц Э. Э., Сото С. Х., Кобелькова И. В., Камбаров А. О. Особенности химического состава рациона и пищевого статуса коренного и пришлого населения Арктики // Гигиена и санитария. 2019. Т. 98. № 3. С. 319-323. Б01: 10.18821/0016-9900-2019-98-3-319-323.
3. Истомин А. В., Федина И. Н., Шкурихина С. В., Кутакова Н. С. Питание и север: гигиенические проблемы арктической зоны России (обзор литературы) // Гигиена и санитария. 2018. Т. 97. № 6. С. 557-563. Б01: 10.18821/0016-99002018-97-6-557-563.
4. Турчанинов Д. В., Вильмс Е. А., Глаголева О. Н., Козубенко О. В., Данилова Ю. В., Гогадзе Н. В. ,Турчанинова М. С. Подходы к оценке и ведущие направления профилактики неблагоприятного воздействия комплекса факторов питания и образа жизни на здоровье населения// Гигиена и санитария. 2015. Т. 94. № 6. С. 15-19.
5. Макжанова Я. В., Швед Е. В. Анализ потребления продуктов питания с использованием метода многомерного дисперсионного анализа (manova) // Фундаментальные исследования. 2017. № 3. С. 149-159.
6. Фелик С. В., Антипова Т. А., Симоненко С. В., Сидорова Е. В. Изучение пищевых предпочтений у людей пожилого возраста // Аграрно-пищевые инновации. 2019. № 3 (7). С. 77-85. Б01: 10.31208/2618-7353-2019-7-77-85.
7. Тармаева И. Ю., Ефимова Н. В., Ханхареев С. С., Богданова О. Г. Особенности фактического питания взрослого населения Республики Бурятия в современных условиях // Вопросы питания. 2018. Т. 87. № 3. С. 30-35. Б01: 10.24411/0042-8833-2018-10028.
8. Слободчикова М. Н., Васильева В. Т., Иванов Р. В., Лебедева У М. Новые аспекты безотходного использования вторичного сырья коневодства в Якутии // Вопросы питания. 2018. Т. 87. № 4. С. 87-92. Б01: 10.24411/0042-8833-201810046.
9. Сазонова О. В., Горбачев Д. О., Нурдина М. С., Купаев В. И., Бородина Л. М., Гаврюшин М. Ю., Фролова О. В. Гигиеническая характеристика фактического питания трудоспособного населения Самарской области // Вопросы питания. 2018. Т. 87. № 4. С. 32-38. Б01: 10.24411/0042-8833-2018-10039.
10. Шуваева Ю. В. Проблемы обеспечения качества продуктов питания в условиях импортозамещения // Территория науки. 2016. № 3. С. 150-153.
11. Третьяк Л. Н., Явкина Д. И., Мордвинова А. О. Управление качеством обогащенных пищевых продуктов на основе потребительских предпочтений: региональный аспект // Качество и жизнь. 2018. № 2 (18). С. 45-51.
12. Тихомирова М. Н. Отражение традиционных пищевых предпочтений татар Тарского Прииртышья в мясных блюдах // Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий. 2018. Т. 24. С. 443-445. Б01: 10.17746/2658-6193.2018.24.443-445.
13. Молданова Т. А. Пища как элемент этнической идентичности и межкультурного взаимодействия // Вестник угро-ведения. 2017. Т. 7. № 4 (31). С. 131-143.
14. Рущицкая О. А. [и др.] Актуальные проблемы обеспечения качества и экологической безопасности продуктов питания // Аграрный вестник Урала. 2016. № 2 (144). С. 80-92.
15. Гурциева Д. О. [и др.] Способ повышения качества молока и продуктов его переработки при нарушении экологии питания коров // Актуальные проблемы химии и биотехнологии материалы Х всероссийской научной конференции. Владикавказ, 2016. С. 311-313.
Об авторах:
Юрий Алексеевич Овсянников1, доктор сельскохозяйственных наук, доцент, профессор кафедры растениеводства и селекции, ORCID 0000-0003-4937-4268, АиШогГО 129091; +7 (343) 221-41-16, [email protected] 1 Уральский государственный аграрный университет, Екатеринбург, Россия
Impact of age and consumer education on the formation of their food preferences
Yu. A. Ovsyannikov1
1 Ural State Agrarian University, Ekaterinburg, Russia
E-mail: [email protected]
Abstract. A whole complex of factors affects food intake. The aim of the research was to study the process of forming food preferences among the urban population. Research method is an individual questionnaire. The survey was conducted among residents of Yekaterinburg. As a result of research, it was found that age and educational level significantly affect the formation of food preferences. More than 65% of respondents aged 36 to 55 noted the importance of consuming quality food. Consumers of other age categories were less likely to pay attention to the importance of this issue. To clarify the relationship of different age groups to individual characteristics of food products, additional studies were conducted. Significant age-related changes were identified in relation to products containing various additives. Thus, the preference of respondents to food without additives increases from 32% at a young age to 62% at a senior. The results of the studies it was found that, like age, the level of education of consumers has a great influence on food preferences. Consumers with higher education, significantly reduced interest in foods containing food additives, and, conversely, increases in those products in which they are absent. The overwhelming majority (92%) of respondents with a higher education and 10% with a secondary specialized think that food products containing nutritional supplements adversely affect human health. The scientific novelty of the research is that it has been established how the age and level of education of consumers influence the formation of their food preferences Keywords: food, food additives, food quality, organic food, level of education, age, human health.
For citation: Ovsyannikov Yu. A. Vliyaniye vozrasta i urovnya obrazovaniya potrebiteley na formirovaniye ikh prodovol'stvennykh predpochteniy [Impact of age and consumer education on the formation of their food preferences] // Agrarian Bulletin of the Urals. 2020. No. 02 (193). Pp. 93-100. DOI: 10.32417/1997-4868-2020-193-2-94-100. (In Russian.)
Paper submitted: 27.11.2019.
References
1. Shevkunova E. S. Analiz urovnya potreblenia produktov pitaniya [Analysis of the level of food consumption] // Scientific journal of KubSAU. 2014. No. 101 (07). Pp. 480-495.
2. Baturin A. K., Pogozheva A. V., Keshabyants E. E., Soto S. Kh., Kobel'kova I. V., Kambarov A. O. Osobennosti khimi-cheskogo sostava rathiona i pishchevogo statusa korennogo i prishlogo naseleniia Arktiki [Features of the chemical composition of the diet and nutritional status of the indigenous and alien populations of the Arctic] // Hygiene and Sanitation. 2019. Vol. 98. No. 3. Pp. 319-323. DOI: 10.18821/0016-9900-2019-98-3-319-32.
3. Istomin A. V, Fedina I. N., Shkurikhina S. V., Kutakova N. S. Pitanie i sever: gigienicheskie problemy arkticheskoy zony Rossii (obzor literatury) [Nutrition and the North: Hygiene Problems in the Arctic Zone of Russia (literature review)] // Hygiene and Sanitation. 2018. Vol. 97. No. 6. Pp. 557-563. DOI: 10.18821/0016-9900-2018-97-6-557-563.
4. Turchaninov D. V., Wilms E. A., Glagoleva O. N., Kozubenko O. V., Danilova Yu. V, Gogadze N. V. Turchaninova M. S. Podkhody k otsenke i vedushchie napravleniia profilaktiki neblagopriiatnogo vozdeystviia kompleksa faktorov pitaniia i obraza
ArpapHbiM BecTHMK Ypana № 02 (193), 2020 r.
zhizni na zdorovie naseleniia [Approaches to assessment and leading directions for the prevention of adverse effects of a complex of nutrition factors and lifestyle on public health] // Hygiene and Sanitation. 2015. Vol. 94. No. 6. Pp. 15-19. 5. Makzhanova Ya. V., Shved E. V. Analiz potrebleniya produktov pitaniya s ispolzovaniem metoda mnogomernogo disper-sionnogo analiza (manova) [Analysis of food consumption using the method of multivariate analysis of variance (manova)] // Fundamental Research. 2017. No. 3. Pp. 149-159. ^ 6. Felik S. V, Antipova T. A., Simonenko S. V, Sidorova E. V. Izuchenie pishchevykh predpochteniy u lyudey pozhilo-^ go vozrasta [The study of food preferences in the elderly] // Agrarian-food innovation. 2019. No. 3 (7). Pp. 77-85. DOI: | 10.31208/2618-7353-2019-7-77-85.
O 7. Tarmaeva I. Yu., Efimova N. V., Khankhareev S. S., Bogdanova O. G. Osobennosti fakticheskogo pitaniya vzroslogo naseleO niya Respubliki Buryatiya v sovremennykh usloviiakh [Features of the actual nutrition of the adult population of the Republic Jj^ of Buryatia in modern conditions] // Problems of nutrition. 2018. Vol. 87. No. 3. Pp. 30-35. DOI: 10.24411 / 0042-8833-201810028.
8. Slobodchikova M. N., Vasilyeva V. T., Ivanov R. V., Lebedeva U. M. Novyye aspekty bezotkhodnogo ispol'zovaniya vtorichnogo syr'ya konevodstva v YAkutii [New aspects of non-waste use of horse breeding secondary raw materials in Yakutia] // Problems of nutrition. 2018. Vol. 87. No. 4. Pp. 87-92. DOI: 10.24411/0042-8833-2018-10046.
9. Sazonova O. V, Gorbachev D. O., Nurdina M. S., Kupayev V. I., Borodina L. M., Gavryushin M. Yu., Frolova O. V. Gigiy-enicheskaya kharakteristika fakticheskogo pitaniya trudosposobnogo naseleniya Samarskoy oblasti [Hygienic characteristics of the actual nutrition of the able-bodied population of the Samara region] // Problems of nutrition. 2018. Vol. 87. No. 4. Pp. 32-38. DOI: 10.24411 / 0042-8833-2018-10039.
10. Shuvayev Yu. V. Problemy obespecheniya kachestva produktov pitaniya v usloviyakh importozameshcheniya [Problems of ensuring the quality of food in the context of import substitution] // Territory of Science. 2016. No. 3. Pp. 150-153.
11. Tretyak L. N., Yavkina D. I., Mordvinova A. O. Upravleniye kachectvom obogashchennykh pishchevykh prodyktov na osnove potrebitelskikh predpochteniy: regionalnyy aspekt [Quality management of fortified foods based on consumer preferences: regional aspect] // Quality and life. 2018. No. 2 (18). Pp. 45-51.
12. Tikhomirova M. N. Otragzheniye traditsionnykh pishchevykh predpotsteniy tatar Tarskogo Priirtyshya v myasnykh blyudakh [Reflection of the traditional food preferences of the Tatars of the Tara Irtysh region in meat dishes] // Problems of archeology, ethnography, anthropology of Siberia and adjacent territories. 2018. Vol. 24. Pp. 443-445. DOI: 10.17746/26586193.2018.24.443-445.
13. Moldanova T. A. Pishcha kak element etnisheskoi identichnosti i megkulturnogo vsaimodeystviya [Food as an element of ethnic identity and intercultural interaction] // Bulletin of Ugric Studies. 2017. Vol. 7. No. 4 (31). Pp. 131-143.
14. Ruschitskaya O. A. [et al.] Aktual'nyye problemy obespecheniya kachestva i ekologicheskoy bezopasnosti produktov pitaniya [Actual problems of ensuring the quality and environmental safety of food products] // Agrarian Bulletin of the Urals. 2016. No. 2 (144). Pp. 80-92.
15. Gurtsieva D. O. [et al.] Sposob povysheniya kashestva moloka i produktov yego pererabotki pri narushenii ekologii pitaniya korov [A way to improve the quality of milk and its products in violation of the ecology of the nutrition of cows] // Aktual'nyye problemy khimii i biotekhnologii materialy KH vserossiyskoy nauchnoy konferentsii. Vladikavkaz, 2016. S. 311-313.
Authors' information:
Yuriy A. Ovsyannikov1, doctor of agricultural sciences, associate professor, professor of department of plant production and selection, ORCID 0000-0003-4937-4268, AuthorID 129091; +7 (343) 221-41-16, [email protected] 1 Ural State Agrarian University, Ekaterinburg, Russia