УДК 629.113
Верховодов А.А.
ООО «ТД Лузар», г Санкт-Петербург E-mail: [email protected]
ВЛИЯНИЕ ВНЕШНЕГО ЗАГРЯЗНЕНИЯ РАДИАТОРА В ПРОЦЕССЕ ЭКСПЛУАТАЦИИ НА АЭРОДИНАМИЧЕСКОЕ СОПРОТИВЛЕНИЕ БЛОКА «РАДИАТОР-ВЕНТИЛЯТОР» СИСТЕМЫ ОХЛАЖДЕНИЯ ДВИГАТЕЛЯ АВТОМОБИЛЯ
В данной статье проведены теоретические и экспериментальные исследования по определению влияния внешнего загрязнения алюминиевых радиаторов сборной конструкции систем охлаждения двигателей автомобилей в процессе эксплуатации на аэродинамическое сопротивление как радиатора, так и блока «радиатор-вентилятор» в целом.
Теоретически получено выражение для коэффициента аэродинамического сопротивления радиатора системы охлаждения двигателя автомобиля с учетом влияния параметров его конструкции, а также образовавшихся загрязнений на поверхности в процессе эксплуатации. Экспериментальным путем исследовано влияние внешних загрязнений радиатора на его аэродинамическое сопротивление ДР2.
Результаты исследований показали, что аэродинамическое сопротивление в процессе эксплуатации вследствие загрязнения радиатора увеличивается на 70...80%. В параметрической и критериальной формах получены зависимости для аэродинамического сопротивления алюминиевых радиаторов сборной конструкции трубчато-пластинчатого типа с учетом влияния срока эксплуатации, а именно пробега радиатора на автомобиле. Экспериментально получены аэродинамические характеристики блоков «радиатор-вентилятор» автомобилей ЗАЗ («Таврия» и «Славута»), которые эксплуатировались на протяжении 220 тыс. км.
Полученные зависимости и характеристики позволяют дополнить математическую модель энергетического расчета системы охлаждения двигателя автомобиля и учесть влияние внешнего загрязнения радиатора на работу как радиатора, так и блока «радиатор-вентилятор» в целом, что позволит получить наиболее правильные значения расхода воздуха, который должен обеспечить вентилятор, и затрат мощности на его привод, а также прогнозировать периодичность обслуживания радиатора, не давая уменьшаться эффективности работы всей системы, в том числе с учетом работы вентиляторной установки.
Ключевые слова: автомобиль, система охлаждения двигателя, эксплуатация, загрязнение, радиатор, вентилятор, аэродинамическое сопротивление.
С целью определения влияния загрязнения радиатора в процессе эксплуатации на аэродинамическое сопротивление воздушного тракта автомобиля необходимо исследовать влияние изменения сопротивления всего аэродинамического тракта на характеристики вентилятора, в том числе на его производительность.
Определение сопротивления воздушного тракта (рисунок 1) системы охлаждения является довольно сложной задачей в связи с тем, что он не имеет четко обозначенных стенок, ограничивающих воздушный поток, который, в свою очередь, не всегда имеет явно выраженное направленное течение [1]. Аэродинамическое сопротивление воздушного тракта определяет рабочую точку на характеристике вентилятора, что позволяет установить расход воздуха, проходящего через радиатор. Образование загрязнений на поверхности радиатора увеличивает не только аэродинамическое сопротивление радиатора, но и всего воздушного тракта системы охлаждения [2]. Внешнее загрязнение радиа-
тора уменьшает площадь воздушных каналов, что влияет на количество воздуха, проходящего через них, а также на работу вентилятора, вследствие чего расположение рабочей точки
Рисунок 1. Схема воздушного тракта системы охлаждения двигателя автомобиля: 1 - облицовочная решетка радиатора; 2 - бампер; 3 - радиатор; 4 - диффузор; 5 - кожух вентилятора; 6 - крыльчатка вентилятора
0002020100020002010002000201010053
на характеристике вентилятора будет изменять свое положение.
Аэродинамическое (сопротивление воздушного тракта системы охлаждения автомобиля определяется как сумма потерь энергии на каждом из его элементов (рис. 1) [3], [4]:
Р V
ДР I
+ а„
Р 2 ■ V а
2 2 ,(1) где у2 - скорость воздуха в сечении, обметаемого лопастями вентилятора, м/с;
аом - коэффициент Кориолиса воздушного потока, отнесенный к скорости воздуха в сечении, обметаемого лопастями вентилятора; Уа - скорость движения автомобиля, м/с; р'2 - плотность воздуха на выходе из радиатора, кг/м3;
р' - плотность воздуха на входе в радиатор, кг/м3.
Потери на каждом элементе воздушного тракта описываются выражением [5]:
С| ■ Р| ■ V'2
Др, =■
2
(2)
где ^ - коэффициент аэродинамического сопротивления ¡-того элемента воздушного тракта;
р, - плотность воздуха в ¡-том сечении, кг/м3;
V, - скорость воздуха в ¡-том сечении, м/с.
Исходя из уравнения (2) аэродинамическое сопротивление радиатора можно представить в виде:
Др^ =
^рад. ■ Р2
• V,,
2
(3)
где ^рад - коэффициент аэродинамического сопротивления радиатора;
Р2 - средняя плотность воздуха в радиаторе, кг/м3;
v 2фр - скорость воздуха перед фронтом радиатора, м/с.
Условно приняв поверхность радиатора за решетку из утолщенных реек (ребер) (рисунок 2) коэффициент аэродинамического сопротивления радиатора можно представить в виде [5]:
_ 2 ■ Д р 2рад.
С рад. _
Р2
(0,5 + тл/Т-7 )■( - f )+( - f )2
+X ■
1
(Т
(
Со + X ■ -
(4)
где - коэффициент сопротивления живого сечения радиатора;
X - коэффициент сопротивления трения; 1 - глубина радиатора, м; 4 ■ /о
Пп
эквивалентный диаметр канала
для прохода воздуха, м;
f - площадь одного отверстия (см. рис. 2),
м
П0 - смачиваемый периметр отверстия, м;
/ _ ^
X /о
- коэффициент живого се-
чения радиатора (см. рис. 2);
Б0 - площадь живого сечения радиатора, м2; Б, - площадь радиатора, м2; т - коэффициент, учитывающий влияние формы входной кромки отверстия и условия протекания потока через отверстие.
Таким образом, внешнее загрязнение радиатора в процессе эксплуатации приводит к уменьшению площади живого сечения F что, согласно уравнению (4), приводит к значительному росту коэффициента аэродинамического сопротивления всего радиатора. Следовательно, коэффициент аэродинамического загрязнения можно представить в виде отношения площади живого сечения загрязненного в процессе экс-
Рисунок 2. Расчетная схема течения воздуха через радиатор
2
Р 2 ^ 2
ом
фр
2
а
э
плуатации радиатора (К ) к площади живо-
0загр.
го сечения нового незагрязненного радиатора
аэр.загр.
(5)
Подставив (5) в уравнение (4) получим выражение для коэффициента аэродинамического сопротивления загрязненного радиатора:
1,5 + тл 1 - с V '
• Г + я •
I
С
( У
2,5 + тл 1 - с
Ф
• /
• /
+1
(6)
В связи с тем, что теоретически определить значение коэффициента аэродинамического сопротивления радиатора достаточно сложно, он определяется экспериментальным путем. Значение коэффициента аэродинамического загрязнения и коэффициента аэродинамического сопротивления радиатора будет увеличиваться с увеличением срока эксплуатации радиатора, т. е. пробега автомобиля.
Коэффициент аэродинамического сопротивления радиатора ^рад обычно определяется экспериментальным путем и для каждого типа радиатора устанавливается зависимость в критериальной форме:
Еи2 = ■
&Р2
С
рад. 2
= С • Яе"2', (7)
Р2 • у2
Г 2ср 2фр
в том числе с учетом влияния пробега автомобиля L
АР?
Еи2 = ■
С рад. 2
= С2 • Яе"22 • П"2, (8)
где Еи2 - критерий Эйлера по воздуху;
Re2 - критерий Рейнольдса по воздуху;
L - пробег радиатора на автомобиле, км;
С1, С2, п1, п2, т2 - коэффициенты, определяемые экспериментально.
Для удобства проведения расчетов используются уравнения в параметрической форме для аэродинамического сопротивления радиатора ^р2рад . С учетом влияния срока эксплуатации радиатора, а именно пробега автомобиля L, уравнение можно представить в виде:
Ар^ = С3
и
^фр
Ь
V ЬТО-2 J
(9)
где и
2ф
массовая скорость воздуха перед 2фр Кг
фронтом радиатора, —2— .
м • с
Lто_2 - периодичность проведения работ
по ТО-2, км;
С5, п5, т5 - коэффициенты, определяемые экспериментально.
Таким образом, в результате проведения экс периментальных исследований необходимо по лучить уравнения в параметрической и критериальной формах для аэродинамического сопротивления радиатора Ар2 и коэффициента
2рад.
аэродинамического сопротивления радиатора ^рад с учетом влияния пробега автомобиля L для исследуемых типов радиаторов.
Целью стендовых испытаний являлось исследование срока эксплуатации, а именно пробега на автомобиле и режимов работы на аэродинамическое сопротивление радиатора АР2. Исследования натурных образцов радиаторов проводились на специализированном стенде [4] в лаборатории «Системы теплоэнергетических установок транспортных машин» кафедры «Автомобили» Восточноукраинского национального университета имени Владимира Даля. Стенд имитирует температурные и массово-скоростные режимы течения теплоносителей в радиаторе системы охлаждения, как при работе на автомобиле.
Для определения влияния на аэродинамическое сопротивление автомобильных радиаторов срока их эксплуатации на автомобиле на стенде для теплотехнических испытаний моделей и натурных образцов радиаторов было экспериментально исследовано по три радиатора с различным пробегом (новый; 60 тыс. км; 100 тыс. км; 160 тыс. км; 200 тыс. км). Это позволило определить аэродинамическое сопротивление для данных радиаторов как в параметрической, так и в критериальной формах (рисунки 3 и 4).
Как видно из рисунков 3 и 4 срок эксплуатации радиатора (его пробег на автомобиле) оказывает значительное влияние на его энергетические характеристики, в том числе и на аэродинамическое сопротивление. После пробега радиатора L=60 тыс. км аэродинамическое сопротивление возрастает в среднем на 28%.
т
3
Т
2
с
с
2
Р2_ ^
фр
При дальнейшей эксплуатации радиатора до L=100 тыс. км аэродинамическое сопротивление увеличивается незначительно, в среднем на 8%. При пробеге от 100 до 200 тыс. км аэродинамическое сопротивление начинает резко возрастать, увеличиваясь в среднем на 34%.
Таким образом, аэродинамическое сопротивление увеличивается равномерно на протяжении всего срока эксплуатации радиатора и к 200 тыс. км пробега на автомобиле увеличивается на 70...80% (рис. 3).
При обработке результатов экспериментальных исследований получены зависимости в параметрической и критериальной форме аэродина-
мического сопротивления от массовой скорости воздуха перед фронтом радиатора для радиаторов с различными пробегами на автомобиле:
- для нового (не бывшего в эксплуатации) радиатора:
АР, = 9,1565 • и!'6163;
2 7 2фр 7
ЕЫ2 = 45,951 • Re
-0,3357 .
2 ' 2 ' (10)
- для радиатора с пробегом 60 тыс. км:
АР = 12,623 • и2'5343 ;
2 2фр
Ей2 = 106,08 • Re
-0,4212 . 2 ;
(11)
- для радиатора с пробегом 100 тыс. км:
1000
рр2,
100
д новь I й радиат ы с км гы с .км ор
□ 60 т
о 100
Ж 160 О 200 гы с км ты с .км
Рисунок 3. Зависимость аэродинамического сопротивления Р2 от массовой скорости воздуха перед фронтом
радиатора ^^^ для различных пробегов L
10 -,
Еи2
1 -
д Новый радиатор □ 60 ты скм ф 100 ты с .км X 160 ты с км О 2 00 ты с км
Ке2
Рисунок 4. Зависимость критерия Эйлера Еu2 от критерия Рейнольдса Re2 для различных пробегов L
10 и2фр'КГА2с
1
100
1000
10000
АР2 = 11,023 • и?
2 7 2ф
-0,3237 ; (12) - для радиатора с пробегом 160 тыс. км:
Еи2 = 56,43 • Яе-
АР2 = 13,882 • и;
2 2фр
Еи2 = 80,227 • Яе2
0,361 .
(13)
- для радиатора с пробегом 200 тыс. км: АР2 = 14,195 • и2'6068 ;
2 2фр
Еи2 = 92,367 • Яе-0,363. (14) Уравнения (10).. .(14) справедливы при значениях массовой скорости воздуха перед фронтом
радиатора и2 = 4.. .11
кг
м2 • с
, значениях крите-
рия Рейнольдса Яе2 = 600. 1800 и постоянном расходе горячего теплоносителя У1 = 5,5 м3/ч.
Экспериментальные исследования радиаторов с различным пробегом на автомобиле позволили получить комплексные уравнения в параметрической и критериальной формах для аэродинамического сопротивления, учитывающие режим течения холодного теплоносителя (воздуха) и срок эксплуатации радиатора (пробег на автомобиле): ^ ^0,0256
АР = 12,2346 • и
1,5925
V ЬТО-2 У
(15)
о
с ) "Г )
0,01 0,1 1 |_,|_то.2 10
Рисунок 5. Зависимость аэродинамического сопротивления Р2 холодного теплоносителя от отношения пробега радиатора на автомобиле L к периодичности проведения работ по ТО-2 ЬТО-2
<
■
>
0,01 0,1 1 ы.,0-, ю
Рисунок 6. Зависимость критерия Эйлера Еи2 холодного теплоносителя от отношения пробега радиатора на автомобиле Ь к периодичности проведения работ по ТО-2 ЬТО 2
Еи2 = 75,0469 • Re-
Ь
V ЬТО-2 у
(16)
На рисунках 5 и 6 в графической форме представлены результаты экспериментальных исследований в соответствии с уравнениями
(15) и (16).
Уравнения (15) и (16) справедливы при значениях критерия Рейнольдса Яе2 = 600...1800, массовой скорости воздуха перед фронтом ра-
кг
диатора и2 = 4.11
Ь
Лфр
м2 • с
значениях сим-
плекса
Ь
= 0,01.10 и постоянном расходе
ТО -2
горячего теплоносителя У1 = 5,5 м3/ч.
Близкое расположение радиатора оказывает значительное влияние на работу вентилятора, в результате чего ухудшаются его аэродинамические характеристики, а при внешнем загрязнении сердцевины радиатора в процессе эксплуатации, характеристики ухудшаются значительнее. Для определения этого влияния на стенде «Аэродинамическая камера» [4] экспериментально были исследованы вентиляторные установки автомобилей ЗАЗ («Таврия» и «Славута») в блоке с радиаторами, которые находились в эксплуатации 60, 100 и 220 тыс. км. Вентиляторная установка включает в себя кожух вместе с элементами крепления электропривода, крыльчатку и электродвигатель вентилятора. Испытания проводились по методике ЦАГИ [4], [6], [7].
Как видно из рисунков 7-10, загрязнение сердцевины радиатора в процессе эксплуатации оказывает значительное влияние на работу вентилятора, что, в свою очередь, негативно отражается не только на работе блока «радиатор-вентилятор», но и системы охлаждения в целом. При использовании радиатора, пробег которого составляет до 100 тыс. км, аэродинамические характеристики практически не изменяются. Заметное ухудшение как напорно-расходной характеристики, так и КПД вентиляторной установки наблюдается при пробеге 220 тыс. км.
Результаты аэродинамических испытаний данных установок представлены на рисунках 7-10.
Сравнив аэродинамические характеристики вентиляторной установки автомобиля «Таврия», испытанного с новым радиатором и радиатором, эксплуатировавшимся на протяжении 220 тыс. км, можно сказать, что напор вентилятора снижается в среднем на 20.25 %, обеспечиваемый расход воздуха - на 10.15 %, а максимальный КПД - в 1,22 раза.
Практически такое же ухудшение аэродинамических характеристик можно наблюдать и у вентиляторной установки автомобиля «Славута» (рисунки 9 и 10): напор вентилятора снижается в среднем на 20.25 %, обеспечиваемый расход воздуха - на 15.17 %, а максимальный КПД - в 1,25 раз.
^ Новый _■_60 ты с. км а 100 ты с км
— 220 т ю. км
0 ,3 0 ,2 0 ,1
-0 2, -0 3 -0 А -о ,5
0 05
0 15
0 ,2
] 0 25
Рисунок 7. Аэродинамические характеристики вентиляторной установки автомобиля «Таврия», испытанной в блоке с радиатором при различных сроках его эксплуатации
0,0321
0,3609
У
0
0
Зная аэродинамические характеристики блока «радиатор-вентилятор» и аэродинамическое сопротивление остальных элементов воздушного тракта системы охлаждения автомобиля с помощью уравнения (1) можно получить рабочие точки на характеристике для различных скоростей движения автомобиля. Это позволит определить действительные значения КПД, расхода и напора вентиляторной установки, а также затрат мощности на привод вентилятора. В связи с тем, что загрязнение сердцевины радиатора приводит к ухудшению данных характеристик, соответственно по ней
будет перемещаться и рабочая точка, определяемая как точка пересечения сети воздушного тракта с аэродинамической характеристикой вентиляторной установки, т. е. это приведет к повышению затрат мощности и снижению расхода воздуха через радиатор.
Поэтому, как показали проведенные экспериментальные исследования, с целью недопущения значительного ухудшения аэродинамических характеристик блока «радиатор-вентилятор», очистку поверхности радиатора необходимо проводить уже при достижении пробега 100.150 тыс. км.
Рисунок 9. Аэродинамические характеристики вентиляторной установки автомобиля «Славута», испытанной в блоке с радиатором при различных сроках его эксплуатации
h 02
0,15
0,1
0,05
0
е—н ■— 60 •—1С 4—22 !)ВЫй тыс 0 ты 0 ты
\
0,02
0,04
006
008
0,1
0,12
0 ,14
0 ,16
0 ,18 J
0 2
Рисунок 10. КПД вентиляторной установки автомобиля «Славута», испытанной в блоке с радиатором при
различных сроках его эксплуатации
0
Выводы
Теоретически получено выражение для коэффициента аэродинамического сопротивления радиатора системы охлаждения двигателя автомобиля с учетом влияния параметров его конструкции, а также образовавшихся загрязнений на поверхности в процессе эксплуатации. Экспериментально исследовано влияние внешних и внутренних загрязнений радиатора на его аэродинамическое сопротивление ДР2. Результаты исследований показали, что аэродинамическое сопротивление радиатора в процессе эксплуатации вследствие его загрязнения увеличивается на 70.80 %. Полученные урав-
нения (10)...(16) в параметрической и критериальной формах алюминиевых радиаторов сборной конструкции трубчато-пластинчатого типа позволяют дополнить математическую модель энергетического расчета системы охлаждения двигателя автомобиля и учесть влияние на эффективность работы системы такого эксплуатационного фактора, как загрязнение внешней поверхности радиатора, а также прогнозировать периодичность обслуживания радиатора, не давая уменьшаться эффективности работы всей системы, в том числе с учетом работы вентиляторной установки.
11.03.2015
Список литературы:
1. Кригер, А. М. Жидкостное охлаждение автомобильных двигателей / А. М. Кригер, М. Е. Дискин, А. Л. Новенников, В. И. Пикус. - М.: Машиностроение, 1985. - 173 с.
2. Бурков, В. В. Эксплуатация автомобильных радиаторов / В. В. Бурков. - М.: Транспорт, 1975. - 80 с.
3. Куликов, Ю. А. Системы охлаждения, вентиляции и отопления автомобилей: монография / Ю. А. Куликов, М. В. Грибини-ченко, А. В. Гончаров. - Луганск: Изд-во ВНУ им. В. Даля, 2006. - 248 с.
4. Куликов, Ю. А. Теплоэнергетические системы транспортных машин / Ю. А. Куликов, В. В. Быкадоров, А. С. Котнов и др.; под ред. Ю. А. Куликова. - Луганск: «Елтон-2», 2009. - 365 с.
5. Идельчик, И. Е. Справочник по гидравлическим сопротивлениям / Идельчик И. Е. - М.: Машиностроение, 1976. - 559 с.
6. Вентиляторы радиальные и осевые. Методы аэродинамических испытаний: ГОСТ 10921-90. - Введ. 1992-01-01. - М.: Гос. комитет СССР по управлению качеством продукции и стандартам, 1991. - 36 с. - (Государственный стандарт Союза ССР).
7. Куликов, Ю. А. Системы охлаждения силовых установок тепловозов / Куликов Ю. А. - М.: Машиностроение, 1988. - 280 с.
Сведения об авторе:
Верховодов Антон Анатольевич, инженер по испытаниям и наладке оборудования ООО «ТД Лузар» 192102, г. Санкт-Петербург, ул. Фучика, 8, тел. (812) 3806480, e-mail: [email protected]