ВЛИЯНИЕ ВИРТУАЛЬНОЙ СРЕДЫ НА АГРЕССИВНОСТЬ НОРМОТИПИЧНЫХ ПОДРОСТКОВ И ПОДРОСТКОВ С ЗПР: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ
М.М. Глебова, бакалавр
Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена (Россия, г. Санкт-Петербург)
DOI:10.24412/2500-1000-2021-7-185-189
Аннотация. В статье рассматривается виртуальная среда как социально-психологический фактор, воздействующий на агрессивность подростков, при этом проводится сравнительный анализ особенностей проявления агрессии у нормотипичных подростков и подростков с ЗПР с помощью эмпирического исследования на основе разработанного авторского инструментария. Агрессивное поведение детей в подростковом возрасте является серьезной психологической, социальной и педагогической проблемой на сегодняшний день. Помимо педагогов, родителей и одноклассников, от агрессии в первую очередь страдает сам ребенок, поскольку подобная черта характера, приобретая устойчивость, негативно сказывается на процессах личностного развития и социализации учащегося в последующих возрастных периодах.
Ключевые слова: агрессивность, подростковый возраст, задержка психоречевого развития, социально-психологический фактор, интернет-среда.
На ранних стадиях онтогенеза агрессия понимается как реакция
на неблагоприятные условия среды в сочетании с нарушениями формирования эмоционально-волевой сферы. Вопрос агрессивного поведения изучали такие ученые как З.Фрейд, К.Г.Юнг, К.Лоренц, А.Басс, Д.Ричардсон, Д.Доллард, Э.Фромм, Р.Бэрон, Л.Берковиц, среди отечественных исследователей - это Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, Н.Д. Левитова, А.К. Ос-ницкого, Т.Г. Румянцева, О.Ю. Михайлову, В.В. Бойко, Л.М. Семенюк, С.Л. Соловьева, А.А. Ратинов, О.Д. Ситковская, И.А. Фурманов и др.
Именно период подросткового возраста связан с многочисленными стрессами в связи с трудностями становления личности, своего самоосознания, а также в связи с гормональной перестройкой организма, эти проблемы могут спровоцировать возбудимость, раздражительность, обидчивость, упрямость и враждебность к окружающим [2]. Изучением данного феномена занималась большая группа ученых: К. Бютнер, Л.В. Зубова, М.А. Исаева, О.В. Кобзева, Ю.Б. Можгинский, А. Нал-чаджян, А.А. Реан, Т.Г. Румянцева, Ф.С.
Сафуанов, Л.М. Семенюк, Е.В. Тарасова, А.А. Ушанова, И.А. Фурманов и другие.
Однако дети с ЗПР особенно подвержены подобным рискам. Несформирован-ность учебной мотивации и сложности социализации зачастую являются причиной нежелательного поведения, а незрелость эмоционально-волевой сферы не позволяет в должной мере контролировать возникающие реактивные реакции, к числу которых принято относить агрессию. Если ситуация образовательной дезадаптации будет продолжаться длительное время, она может создать угрозу деформации личности из-за закрепления нарушений эмоционально-волевой регуляции поведения, что, в свою очередь, несомненно, крайне отрицательно может сказаться на социализации. Этим и обусловлена актуальность данной статьи.
В различных направлениях причины проявления агрессии разнятся, однако большинство авторов сходятся во мнении: агрессия не является сугубо негативным явлением, поскольку выполняет также защитную функцию для нашего психофизического здоровья. Однако агрессия все же является деструктивным поведением, противоречащим нормам и правилам сосуще-
ствования людей в обществе и наносящее вред объектам нападения [4].
Существуют факторы, влияющие на проявления агрессивности школьников в подростковом возрасте. Среди них есть индивидуальный, психолого-
педагогический, личностный, социальный, социально-психологический. Последний фактор включает в себя внутрисемейные отношения, среду сверстников, СМИ и интернет-среду, наличие посылов агрессии во внешней обстановке и физические факторы. Все вышеупомянутые внешние условия при неблагоприятных обстоятельствах оказывают более острое влияние на подростка, если у него присутствует интеллектуальная недостаточность.
Подростки с ЗПР имеют слабо развитый навык контроля собственных эмоций, рефлексии; при повышенной возбудимости ЦНС наблюдается агрессивность и раздражительность; плохо сформированы нравственные установки; из-за нарушений в познавательной сфере не всегда могут предсказать причинно-следственные связи своих поступков [3]. Все эти психофизические особенности осложняют процесс контроля агрессивного поведения.
Был проведен анкетный опрос, цель которого была выявить степень агрессивности и формы проявления агрессии подростков с ЗПР подросткового возраста в интернет-среде.
Были выдвинуты следующие гипотезы:
Агрессивность детей в интернет-среде будет выше при длительном времяпрепровождении в интернете в сочетании с предпочтениями кино и игр агрессивного характера; при неблагоприятной обстановке в семье (неполная семья, сложные отношения); если уровень агрессии детей с ЗПР будет выше, чем уровень агрессии нормо-типичных школьников.
В опросе приняли участие 24 подростка в возрасте от 14-17 лет. Первая группа «А» состояла из 14-ти школьников МБОУ СОШ № 12 г. Казани с нормотипичным развитием. Вторая группа «В» состояла из 10-ти подростков с ЗПР, воспитанников казанской школы-интерната №11 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Поскольку у подростков
второй группы нет семьи, мы скорректировали анкету и убрали оттуда вопросы, касающиеся родителей.
Сравнивая показатели вопросов, можно увидеть, что просмотр фильмов с агрессивным подтекстом в большей мере характерен для группы «В»: сцены насилия наиболее выражены в фильмах жанра «ужасы» и «боевик». Однако мы видим, что просмотр фильмов - это не просто развлечение, он также влияет на ценностные установки ребенка. Подростки запоминают модели поведения персонажей, хотят быть похожими на них и воспроизводят увиденное в жизни. Поэтому очень наглядным оказался открытый вопрос про любимых персонажей. Группа «А» в своих ответах в большей мере ориентирована на интеллект героев, целеустремленность и нравственные ценности. В группе «В» преобладает ценность физической силы героев. И уже на данном этапе можно предположить, что агрессивное поведение в стрессовых ситуациях на вербальном и физическом уровне будет проявлено сильнее в группе «В».
На вопрос «Играть в компьютерные игры, где можно ударить, убить человека -это...» подростки в двух группах ответили примерно одинаково. И в группе «А» и в группе «В» 50 % школьников выбрали вариант «нормально, потому что не по-настоящему». «Не очень хорошо, но мне нравится» в группе «А» выбрали 35,7%, а в группе «В» - 20%. Данные результаты говорят об общей ценностной тенденции восприятия онлайн-насилия в подростковой среде. Многократно повторяющиеся сценарии, пусть даже в виртуальном пространстве, легче повторить в действительности.
Один из вопросов был направлен на изучение мотивации детей в участии в он-лайн-играх с агрессивным подтекстом. Половина подростков и в группе «А», и в группе «В» ответили, что нравится работать в команде, продумывать план захвата, выигрывать. Ответ «нравится оружие, нравится стрелять, чувствовать себя военным или бандитом» в группе «А» выбрали 21,4%, в группе «В» - 30%. Несмотря на то, что в большинстве своем мотивация
участия в онлайн-играх вызвана интересом в разработке стратегии и командной работой, необходимо помнить о теории агрессивных посылов [1], поэтому общество нуждается в активном информировании влияния агрессивных игр на поведение игроков. Принципиальных различий между двумя группами выявлено не было. Далее в анкете были сформулированы три вопроса, касающиеся проявления агрессии подростков в разных предложенных ситуациях во время интернет-общения.
На вопрос «Представь, что во время интернет-общения тебя кто-то сильно обозвал. Что ты ответишь человеку, если он никогда не узнает, кто ты?» около половины школьников обеих групп выбрали ответ игнорирования вербальной агрессии. Интересно, что у нормотипичных школьников почти в три раза выше процент ответной агрессивной вербальной реакции, чем у группы В. И эта тенденция будет прослеживаться и в других ответах.
Следующий вопрос «Представь, ты играешь в онлайн-игру. Твоя команда вдруг исключила тебя из игры, как ты поступишь?», наоборот продемонстрировал большую ориенированность группы «В» на агрессивное поведение: на исключение из игры вербальную и физическую агрессию в сумме предпочли 40% человек, в отличие от группы «А» (14,3%).
Таким образом, можно отметить, что подростки группы «А» больше склонны к вербальной агрессии, но при этом общий уровень агрессивности в ситуативных вопросах все равно выше у группы «В».
В данном опросе подтвердилась мысль, что игнорирование, пренебрежение вызывает больший гнев, нежели чем оскорбительное отношение, и эта особенность по-разному проявилась в двух группах. В группе «В» максимальное количество голосов получил пункт «не обращают на меня внимание», при этом пункт «не слушают мои предложения» не получил ни одного голоса. В то время как в группе «А» пункт «не слушают мои предложения» получил максимальное количество ответов. Эти пункты отчасти похожи, однако первый пункт имеет более пассивный характер и не подразумевает активной мысли-
тельной работы, нежели чем второй. Выдвигать предложения по стратегии игры -это ярко выраженная интеллектуальная деятельность.
Из опроса по любимым персонажам было выявлено, что у группы «А» интеллект является ценностью. Можно сделать вывод, что раздражают особенно те действия со стороны онлайн-игроков, которые задевают глубинные ценностные убеждения подростков, если же для школьника интеллект не является ценностью, то и раздражать вышеупомянутая ситуация его не будет. Интересно, что в группе «А» следующим по популярности пунктом стал пункт - «плохо говорят о моих родителях» (для группы «В» мы убрали данный пункт). Это еще раз подтверждает соотношение ценностей подростков и ситуаций, которые у них вызываю агрессивную реакцию.
Опрос показал, что среднее время препровождения в интернете у группы «А» -4,5 часов, у группы «В» - 4,8 часов. Различия суммарных показателей незначительны. Однако необходимо помнить, что дети с ЗПР могут не совсем адекватно оценивают время. Перед исследованием педагог детского дома сказала, что в детском доме техники не так много и дети пользуются ей ограниченное количество времени, поэтому данные эксперимента были бы наиболее полными, если бы можно было задать дополнительные вопросы педагогам и родителям.
На вопрос про реакцию детей на отбирание гаджетов, были получены следующие ответы. Примечательно, что в группе «В» 70% детей ответили «молча соглашаюсь», а в группе «А» - 50%. Подростки из общеобразовательной школы в 42,9% вер-бально выражают свое несогласие, школьники с ЗПР - только в 20%. Процент реакции в виде физической агрессии и в той, и в другой группе составляет около 10 %. Из чего мы опять делаем вывод, что дети группы «А» более склонны к вербальной агрессии. Учитывая высокие показатели агрессивности в предыдущих вопросах группы «В», вербальная агрессия подавляется из-за специфики отношений с педагогами и воспитателями в детских домах.
Скрытую агрессию позволил бы выявить рисуночный тест «Кактус» Панфилова М.А. Однако из-за условий в общеобразовательных учреждениях в связи с ковид-19 - это невозможно.
Подводя итоги сравнения двух групп подростков, можно сказать, что агрессивность в интересах и проявлениях больше выражается в группе «В», однако именно вербальное выражение агрессии больше выражено в группе «А». Можно предположить, что такое сдерживание обусловлено именно фактором проживания в детском доме, а не ЗПР, но для прояснения этого момента необходима еще одна группа подростков с ЗПР, имеющих родителей, и возможность вживую проводить исследования.
Сравнивая корреляцию ответов каждой анкеты в группах «А» и «В», можно прийти к следующим заключениям. Частые выборы ответов агрессивного характера в большей мере наблюдались у детей, которые много проводят времени в интернете и которые предпочитают фильмы с агрессивным подтекстом. Также в группе «А» большинство детей, у которых было много ответов с агрессивным посылом, живут в неполных семьях или имеют проблемы во взаимоотношениях с родителями.
Библиографический список
1. Берковиц Л. Агрессия. Причины, последствия и контроль. - СПБ: Прайм - Еврознак, 2001. - 512 с.
2. Иванюшина В.А., Титкова В.В., Александров Д.А. Подростковая агрессия: групповые нормы и социальный статус среди сверстников // Социологический журнал. - 2016. -Т. 22. - №1. - С. 54-71.
3. Марковская И.Ф. Задержка психического развития. - М.: Компенс-центр, 2008. -235 с.
4. Смирнова Т.П. Психологическая коррекция агрессивного поведения детей. Серия «Психологический практикум». - Ростов: «Феникс», 2004. - 160 с.
При анализе результатов теста были изучены особенности личности указанных школьниками персонажей. У большинства детей с высоким уровнем агрессии любимые персонажи также обладают склонностью к разным видам насилия. Обсуждение любимых героев детей может быть эффективным методом анализа личности, эмоционального состояния ребенка, поэтому в наших будущих работах мы непременно еще будем использовать этот инструмент для диагностики.
Первая гипотеза о том, что агрессивность детей в интернет-среде выше при неблагоприятной обстановке в семье (неполная семья, сложные отношения) подтвердилась. По процентным соотношениям уровень агрессии детей с ЗПР оказался выше, чем уровень агрессии нормотипич-ных школьников, однако мы не можем упускать из виду тот факт, что обследуемые нами подростки с ЗПР были из детского дома, поэтому вторая гипотеза требует дополнительных исследований. Третья гипотеза о длительном времяпрепровождении в интернете в сочетании с предпочтениями кино и игр агрессивного характера подтвердилась в обеих группах.
INFLUENCE OF THE VIRTUAL ENVIRONMENT ON THE AGGRESSIVENESS OF NORMO-TYPICAL ADOLESCENTS AND ADOLESCENTS WITH MENTAL RETARDATION: THE COMPARATIVE ANALYSIS
M.M. Glebova, bachelor Herzen University (Russia, St. Petersburg)
Abstract. The article examines the virtual environment as a socio-psychological factor affecting the aggressiveness of adolescents. At the same time, a comparative analysis of the features of the manifestation of aggression in normo-typical adolescents and adolescents with mental retardation with the help is carried out. empirical research based on the developed author's tools. Aggressive behavior of children in adolescence is a serious psychological, social and pedagogical problem today. In addition to teachers, parents and classmates, the child himself first of all suffers from aggression, since such a character trait, acquiring stability, negatively affects the processes of personal development and socialization of the student in subsequent age periods.
Keywords: aggressiveness, adolescence, mental retardation, socio-psychological factor, internet.