Научная статья на тему 'Влияние вахтового метода работы на принимающие города Российского Севера (на примере города Воркуты)'

Влияние вахтового метода работы на принимающие города Российского Севера (на примере города Воркуты) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2125
250
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВАХТОВЫЙ МЕТОД РАБОТЫ / МОНОГОРОД / СЕВЕР РОССИИ / ВОРКУТА / LONG-DISTANCE COMMUTE WORK / MONOTOWN / RUSSIAN NORTH / VORKUTA

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Нуйкина Е. В.

Влияние вахтового метода на социально-экономическое благополучие северных городов в условиях рыночной экономики практически не изучено. Начиная с середины 2000-х гг. Воркута столкнулась с новым социально-экономическим явлением притоком мобильной рабочей силы со всей России и ближнего зарубежья для участия в строительстве системы магистральных газотрубопроводов «Бованенково-Ухта» и работы на нефте-газоконденсатных месторождениях полуострова Ямал. Постепенно из города с моноэкономикой Воркута превращается в принимающий центр для межрегиональных вахтовых потоков, сохраняя и развивая при этом угольную направленность в экономике. Особенности такого перехода, его возможные краткосрочные и долгосрочные последствия, потенциальные возможности и проблемные явления являются темой данной статьи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFLUENCE OF LONG-DISTANCE COMMUTE WORK (LDC) ON RECEIVING TOWNS IN THE RUSSIAN NORTH: CASE STUDY OF VORKUTA

The impact of the long-distance commute work (LDC) on socio-economic wellbeing and community life of the northern cities in Russia is very little studied.In order to fill the gap in research, the paper at hand particularly aims to analyze social and economic effects of LDC in the Russian far northern settlements on the example of the town of Vorkuta located in the north-west part of the Republic of Komi. Since the beginning of 2000-s Vorkuta experiences new phenomena related to the inflow of mobile labour force coming to the place from all over Russia and the neighbouring countries for constructing gas export pipeline Bovanenkovo-Ukhta and working on the oil-gas fields in Yamal peninsula. Gradually Vorkuta transforms from the mono industrial mining settlement into a receiving center for LDC flows, while keeping and further developing its coal sector. Characteristics of this transition, its possible short and long-term outcomes, the potentials and problematic phenomena are the subject of this work.

Текст научной работы на тему «Влияние вахтового метода работы на принимающие города Российского Севера (на примере города Воркуты)»

УДК 332.1:331.55(470.13)

ВЛИЯНИЕ ВАХТОВОГО МЕТОДА РАБОТЫ НА ПРИНИМАЮЩИЕ ГОРОДА РОССИЙСКОГО СЕВЕРА (НА ПРИМЕРЕ ГОРОДА ВОРКУТЫ)

Е.В. НУЙКИНА

Институт географии и региональных исследований, Университет Вены, г. Вена

[email protected]

Влияние вахтового метода на социально-экономическое благополучие северных городов в условиях рыночной экономики практически не изучено. Начиная с середины 2000-х гг. Воркута столкнулась с новым социально-экономическим явлением - притоком мобильной рабочей силы со всей России и ближнего зарубежья для участия в строительстве системы магистральных газотру-бопроводов «Бованенково-Ухта» и работы на нефте-газоконденсатных месторождениях полуострова Ямал. Постепенно из города с моноэкономикой Воркута превращается в принимающий центр для межрегиональных вахтовых потоков, сохраняя и развивая при этом угольную направленность в экономике. Особенности такого перехода, его возможные краткосрочные и долгосрочные последствия, потенциальные возможности и проблемные явления являются темой данной статьи.

Ключевые слова: вахтовый метод работы, моногород, Север России, Воркута

E.V. NUYKINA. INFLUENCE OF LONG-DISTANCE COMMUTE WORK (LDC) ON RECEIVING TOWNS IN THE RUSSIAN NORTH: CASE STUDY OF VORKUTA

The impact of the long-distance commute work (LDC) on socio-economic wellbeing and community life of the northern cities in Russia is very little studied.In order to fill the gap in research, the paper at hand particularly aims to analyze social and economic effects of LDC in the Russian far northern settlements on the example of the town of Vorkuta located in the north-west part of the Republic of Komi. Since the beginning of 2000-s Vorkuta experiences new phenomena related to the inflow of mobile labour force coming to the place from all over Russia and the neighbouring countries for constructing gas export pipeline “Bovanenkovo-Ukhta” and working on the oil-gas fields in Yamal peninsula. Gradually Vorkuta transforms from the mono industrial mining settlement into a receiving center for LDC flows, while keeping and further developing its coal sector. Characteristics of this transition, its possible short and long-term outcomes, the potentials and problematic phenomena are the subject of this work.

Key words: long-distance commute work, monotown, Russian North, Vorkuta

Введение

В 70-80-е гг. прошлого столетия перед Советским государством стояла масштабная задача промышленного освоения месторождений севера Западной Сибири, которые были и до сих пор являются основным источником пополнения национальной казны. Так как месторождения большей частью располагались на необжитых территориях, находящихся в значительном отдалении от старых промысловых центров и не обладающие необходимым для добывающей промышленности кадровым потенциалом, в качестве метода освоения, особенно на первом его этапе, был выбран вахтовый метод работы. Такой метод отличается от традиционных форм организации производства тем, что выполнение работ осуществляется силами мобильных подразделений с регулярным выездом работников на объекты, удаленные от места их постоян-

ного жительства [1]. При этом методе рабочие и специалисты из разных союзных республик направлялись в районы, в которых на тот момент рабочая сила была наиболее востребованной. Со временем на месте пионерных рабочих поселков выросли полноценные города с современной социальной инфраструктурой и многотысячным населением, которые впоследствии стали кадровой кузницей для региональной промышленности. Тем не менее,и на сегодняшний день вахтовый метод продолжает использоваться и оценивается как наиболее экономичный и рациональный метод организации производства по сравнению с традиционной «оседлой» моделью [2]. Именно с этим методом связывается дальнейшее продвижение добывающих предприятий в субарктическую зону и освоение ресурсов арктического шельфа.

Вместе с тем, влияние такого метода хозяйствования на жизнь и развитие базовых северных

городов практически не затронуто современными исследованиями, которые по большей части сфокусированы на количественных оценках и анализе отношений между компаниями и персоналом [3, 4]. Недостаток научных работ, проведенных с помощью качественных методов исследований, и конкретных примеров, рассматривающих взаимосвязь «вахтовый метод - город», обусловил выбор темы для данной статьи и методов исследования. Настоящее исследование ставит целью: показать как жители воспринимают вахтовый метод и связанные с ним трансформации в социальной и экономической сферах жизни города, а также отношение бизнеса и власти к вахтовому методу организации трудовой деятельности и его практическому использованию в Воркуте. Освещение спорных вопросов, связанных с вахтовым методом, вносит вклад в междисциплинарный диалог о перспективах и проблемах дальнейшего развития периферийных территорий, а также промышленного развития Российского севера и циркумполярного региона в целом.

В процессе сбора эмпирического материала применялись качественные методы исследования, такие как глубинное семиструктурированное интервью четырех групп респондентов - самих рабочих-вахтовиков, крупных работодателей, представителей экспертного сообщества, а также местных жителей на предмет их отношения к вахтовому методу и его использования. Отбор респондентов для интервью включал в себя детермированный выборочный метод, когда встречи с экспертами были организованы по телефону, и выборку по методу «снежного кома», когда новые участники интервью были набраны на основе рекомендаций от других респондентов, в частности это касается приезжих вахтовиков. Кроме того, использованы также методы включенного наблюдения, анализ городской газеты «Заполярье», релевантных нормативноправовых документов и сбор существующих статистических данных. Эмпирический материал для данной статьи собирался автором в течение трех месяцев в 2012 г. путем проведения полевых исследований в городах Сыктывкар и Воркута.

Использование вахтового метода работы на Крайнем Севере

Российскими исследователями вахтовый метод работы начал изучаться в конце 1970-х гг. в связи с его использованием при разработке нефтяных и газовых месторождений севера Западной Сибири. Существующие российские исследования затрагивают широкий круг вопросов, начиная с социально-правовых, заканчивая медицинскими и экономическими вопросами [2, 4-16]. Среди работ, посвященных рассматриваемой тематике, стоит отметить исследования зарубежных авторов по вахтовому методу и о его значении для устойчивого функционирования сообществ, например, в Канаде и Австралии [17-19].

Сфера использования вахтового метода широка. Она включает в себя нефтегазовую и лесную промышленность, строительство, геологоразведку и др. Он также применяется для сокращения сроков

строительства, ремонта и реконструкции объектов в отдаленных необитаемых районах или районах с особыми климатическими условиями. С точки зрения современного Российского законодательства вахтовый метод регулируется Трудовым кодексом [20], который определяет продолжительность вахты и график работы, систему оплаты и надбавок, стаж работы вахтовиков, общие ограничения к выполнению работ вахтовым методом. Вместе с тем, закон не устанавливает стандартов к организации вахтового поселка, промышленной санитарии, питанию работников, отсутствуют нормативы для медицинских учреждений, что не раз подчеркивалось исследователями [4]. Трудовой кодекс содержит лишь общие принципы применения вахтового метода работы, предоставляя право субъектам РФ самим определять критерии целесообразности и процедуру его использования на конкретной территории, что ведет к самым разным практикам. Использование вахтового метода организации труда может также регламентироваться соглашениями о сотрудничестве между компаниями и администрациями северных территорий, в которых предусматривается возможность применения данного метода в новых проектах. Такие соглашения призваны закрепить интересы и обязательства заинтересованных сторон, в частности по использованию местных трудовых ресурсов и эколого-социальной ответственности бизнеса.

Межрегиональный вахтовый метод впервые в стране был внедрен в 1974 г. в Карской нефтегазоразведочной экспедиции Главтюменьгеологии с базовым г. Тюмень и вахтовым поселком Хараса-вэй [21]. Использование межрегионального вахтового метода обусловила совокупность следующих географических, экономических и социальных факторов: развитие добывающих производств в малозаселенных и удаленных районах; неопределенность прогнозов промышленных запасов месторождений; отсутствие квалифицированных специалистов на этих территориях и наличие «свободных рук» в старопромышленных районах СССР; возможность мобильности рабочей силы и интенсивности труда, которые в относительно короткие сроки позволят осуществлять строительство и добычу полезных ископаемых; возможность непрерывности и ритмичности производственного цикла; быстрые темпы наращивания и свертывания объемов производства [13, с. 7]; незначительная или полная непригодность северных территорий для постоянного проживания человека [22, с. 6].

В советское время вахтовый метод оценивался как дорогой и вынужденный метод организации производства, главным образом из-за транспортных расходов: вахтовики добирались до места работы преимущественно воздушным транспортом и имели особые условия оплаты труда. «Экономическая газета» так комментирует использование вахтового метода:«Нужно стремиться к максимальной отдаче от столь дорогого вахтово-экспедиционного метода. <...> С другой стороны, видимо, пришло уже время подумать не об увеличении числа летающих вахт, а об их ежегодном сокращении.

Подчас еще кое-где бытует мнение: не найти для Севера рабочих в необходимом количестве. Сама жизнь, и прежде всего бурный рост молодых городов, убедительно опровергает это мнение. Предоставьте нефтянику жилье - и он приедет сюда надолго, а может быть, и навсегда» [22, с.6].

При этом советскими экономистами не учитывались затраты на строительство и жизнеобеспечение городов, а также создание необходимого качества жизни для его жителей. Концепция индустриального развития Севера сочеталась с политикой расселения новых необжитых территорий страны, поэтому параллельно с использованием вахтового метода на Севере строились новые города, которые обслуживали добывающие отрасли. Благодаря такому комплексному подходу Российский Север остается самым заселенным по сравнению с другими странами приполярной и арктической зоны [23, с.7].

С распадом Советского Союза и переходом к рыночной экономике подход к развитию Севера был существенно пересмотрен от индустриального к промышленному: для оптимизации бюджетных затрат предлагалось переселить северян в места с более благоприятными климатическими условиями и осваивать Север вахтовым способом. Согласно оценкам В.Н. Лаженцева [24], начиная с 1990-х гг. в федеральном правительстве России активно поддерживается позиция сужения экономической окуймены Севера [25] и её перевода, главным образом, на вахтовый метод освоения. Данная позиция нашла отражение и в некоторых законодательных актах. Например, Федеральным законом от 19 июня 1996 г. №78-ФЗ «Об основах государственного регулирования социально-экономического развития Севера Российской Федерации» предусмотрено, что «государство в целях оптимизации численности населения на Севере, снижения нагрузки на инфраструктуру использует вахтовый метод».

Идея уменьшения численности населения на Севере объясняется тем, что обеспечение удаленных северных территорий стоит в четыре раза дороже с точки зрения выделения различных государственных субсидий, чем расходы на граждан, проживающих в европейской части страны [26, с. 125]. Более того, «разбросанность» населения по территории страны значительно осложняет ее социально-экономическое развитие. Поэтому центр жизнедеятельности и экономической активности предлагается перенести в старопромышленные районы, используя Север лишь как ресурсную базу [25]. Стоит отметить, однако, что предложения осваивать Север путем «no town model» - термин, предложенный канадским исследователем Кейт Сторей [17], преимущественно основываются на экономических расчетах и практически не учитывают социальные факторы и частные интересы северян, которые, как показывают качественные исследования, играют не последнюю роль [27]. Вместе с тем, существует и другая точка зрения, которая предлагает объединить вахтовый метод со «стационарной моделью развития», при этом «вахтовый метод не исключается, но он должен быть ис-

пользован как дополнительный и преимущественно по линии «Ближний Север - Дальний Север - Арктика» [24, с. 3].

На сегодняшний день высказывания о закрытии дорогостоящих северных городов воспринимаются скорее как агитационные лозунги и не находят отражения в реальных практиках. Несмотря на перипетии переходного периода, северные города продолжают свое существование и ищут пути устойчивого развития. В то же время, использование межрегионального вахтового метода получает все большее распространение как наиболее дешевый метод освоения, в частности в секторе строительства и нефтегазовой промышленности. По данным Е.В.Черепанова [2], экономический эффект при реализации вахтового метода в 1,8 раза выше, чем при традиционном варианте освоения и эксплуатации месторождения.

Использование вахтового метода в циркумполярной зоне рассматривается в связке с уже существующими северными городами и реализуется через систему «базовый город - вахта». Предполагается, что северные города с развитой инфраструктурой должны стать базовыми центрами для дальнейшего освоения периферийных территорий, добычи природных ресурсов или возведения стратегических инфраструктурных объектов с помощью вахтового метода. Такие города также могут являться материально-технической базой для осваиваемых территорий и быть источником необходимых трудовых ресурсов. Для городов с высоким уровнем безработицы вахтовые поездки жителей к месторождениям, расположенным в необжитых районах Севера, являются дополнительным источником трудовой занятости, а также влияют на диверсификацию доходов населения в целом. Северные города могут использовать существующую инфраструктуру и квалифицированные трудовые ресурсы и становиться базовыми местами проживания внутрирегиональных вахтовиков с семьями или межвахтовыми пунктами, размещающих приезжих рабочих на время [30]. При выборе базового города должны учитываться следующие социальноэкономические условия: «наличие свободной рабочей силы, профессиональная подготовка персонала, удобная транспортная схема сбора вахты, а также развитая социальная инфраструктура, в том числе наличие медицинских учреждений с современным оборудованием, объем жилого фонда, уже построенного в данном регионе и другие»[28].

В настоящее время не существует официально принятого на федеральном уровне списка базовых городов Российского Севера. Тем не менее, разработанная ОАО «Газпром» программа комплексного промышленного освоения месторождений углеводородов п-ова Ямал в качестве базовых выделяет следующие северные города: Ухта, Воркута, Надым, Новый Уренгой, Тюмень. Предполагается, что транспортировка вахтовых рабочих из базовых городов будет производиться воздушными перевозками и по железной дороге [28]. По другой оценке, г. Воркута с прилегающими к нему рабочими поселками также классифицируется как базовый

центр для освоения природных ресурсов прилегающих территорий. Воркутинский городской округ входит в региональную систему Республики Коми, и все его экономические связи ориентированы на центральные районы страны - юго-западное направление, по Северной железной дороге (Ярославль - Воркута). При этом инфраструктурный и социально-культурный потенциал Воркуты практически не используется для развития прилегающих территорий, в частности для освоения рудного потенциала Полярного Урала [29].

Таким образом, несмотря на то, что на сегодняшний день не существует четкой концепции, регулирующей применение вахтового метода в России и его связи с уже существующими поселениями, Воркута среди других городов Севера расценивается как стратегический базовый город для вахтовых операций, главным образом на п-ове Ямал и Полярном Урале. Городской округ Воркута является одним из ключевых игроков в предложенной модели «базовый город - вахтовый поселок». Практическое применение вахтового метода в Воркуте и его влияние на город подробно рассматривается в последующих частях этой работы.

Влияние вахтового метода работы на Воркуту

Использование вахтового метода не является новым явлением для Республики Коми, где мобильная рабочая сила давно и успешно используется на предприятиях нефтегазовой отрасли, а также при добыче баритов и в лесной промышленности. Однако для города Воркуты - это новый этап. Несмотря на то, что исторически, и по сей день Воркута связана с добычей угля, часть его жителей работает внутрирегиональным вахтовым методом на месторождениях п-ова Ямал, в районах добычи нефти в Республике Коми (вблизи Усинска и Ухты), а также на строительстве магистрального экспортного газопровода «Бованенково - Ухта». Кроме того, Воркута принимает значительные потоки межрегиональных вахтовиков, занятых в прокладке газопроводов, а также на месторождениях и строительстве промышленных объектов на п-ове Ямал. Применение вахтового метода в регионе значительно усилилось за последние несколько лет. При этом ввиду отсутствия систематического учета вахтовых передвижений сложно сказать, какое количество вахтовиков проезжают через Воркуту и сколько жителей городского округа работают вахтовым методом. По внутренним данным «Ко-миавиатранс», за 2011 г. из г. Воркуты на п-ов Ямал было выполнено 1052 рейса вертолетами и доставлено в одну сторону 23500 чел. Вместе с тем, согласно внутренней информации авиакомпании «Комиавиатранс», компании предпочитают не использовать затратные воздушные перевозки, когда есть возможность добираться до места работ на вахтовках по зимнику. И это количество вахтовиков, в том числе проходящих через Воркуту, остается не учтенным. Известно, однако, что большинство строительных работ проводятся сезонно, в зимний период, чтобы не повредить уязвимый тундровый

покров, летом же и объем работ, и поток рабочих сокращается (Эксперт, Сыктывкар, 6 февраля 2012). По другим данным, на строительстве секции газопровода «Бованенково-Воркута» занято порядка 6500 чел., а на строительстве ветки газопровода от Воркуты до Ухты - еще порядка 4 тыс. человек (Работодатель, Воркута, 21 марта 2012). При общей численности постоянного населения городского округа Воркута, составляющей 98500 чел., присутствие приезжающих вахтовиков в городе весьма ощутимо и оказывает влияние на социальноэкономическое благосостояние и жизнь местного сообщества.

Говоря о вахтовом методе в Воркуте, нельзя обойти вопрос о возможностях его использования в угольной промышленности. В силу сложности вопроса, экспертные оценки на этот счет не однозначны. Отмечается, что вахтовый метод не способен учесть специфику и проблематичность подземных работ по ряду причин. Во-первых, постоянно меняющийся состав вахтовых бригад и отсутствие преемственности препятствуют накоплению необходимого опыта и знаний специфики шахт, на которых вахтовикам предстоит работать. А без знания местных условий и обладания «локальным знанием» невозможно эффективно и безопасно организовать процесс добычи угля.Во-вторых, те, кто выступают против использования вахтового метода в угольной промышленности, подчеркивают важность доверия и сплоченность внутри коллектива, обусловленные опасностью подземных работ. Часто от одного человека зависит жизнь всей бригады. В-третьих, при вахтовой организации труда не может быть достигнуто выполнение комплекса мер по обеспечению безопасности. Респонденты подчеркивают «временщицкое» отношение вахтовиков к тому месту, куда они приезжают:«Вахта - это практически Мамай. Проходит он, не замечая города, он тут временно, он тут без традиции, он пришел, отстроил, забыл все это. Размял все это, и ему не нужна никакая история, поэтому я, честно говоря, считаю, что вахта - это предельно временный вариант для освоения, пионерного освоения новых территорий на начальном этапе. Но вахта не может заменить все, и она может где-то органически вписаться, на какие-то модели развития» (Эксперт, Сыктывкар, 22 апреля 2011).Г.Баранский [31, с.69] к названным причинам добавляет: «Тяжелый шахтерский труд в специфических подземных условиях требует от шахтера достаточно продолжительного периода адаптации; длительные перерывы в работе ведут к потере трудовых навыков, резкому снижению производительности труда, выработке негативного отношения к собственной профессии и развитию примитивно-потребительских инстинктов со всеми отрицательными последствиями для судеб своего предприятия».

Однако есть и те, кто рассматривает вахтовый метод в угольной отрасли и пригодным. Именно он предлагается в качестве основного для использования на двух строящихся шахтах Усинского месторождения. Сторонники такого подхода пола-

гают, что при строгой регламентации и дисциплине труда на производстве вахтовый метод может быть эффективно использован и в угольной промышленности, особенно если объекты производства расположены на значительном расстоянии от города и добыча угля ведется открытым карьерным способом. Вопрос заключается не в периодичной смене специалистов, а в четком выполнении на производстве техники безопасности. Более того, работа вахтовым методом может быть организована по принципу приема на работу не отдельных специалистов, а сработавшихся устойчивых бригад, что может решить проблему сплоченности и взаимоконтроля внутри коллектива. Насколько этот метод будет эффективным в реальных условиях и на реальном производстве, покажет практика и время. В настоящий момент на угольных предприятиях городского округа Воркута вахтовый метод в классическом его понимании не применяется (Эксперт, Воркута, 19 апреля 2012).

В мировой практике вахтовый метод достаточно широко используется в тех случаях, когда производству необходимы кадры определенного профиля и в тех местностях, где работников аналогичной специализации найти трудно или они представлены в недостаточном количестве. В силу особенностей заполярной Воркуты ведущая рабочая специализация связана в городе с угольной промышленностью. В то время как использующие труд вахтовиков крупные компании заинтересованы в кадрах для работы в строительной и нефтегазовой отраслях. Одним из центральных вопросов для компаний является спрос на квалифицированную рабочую силу независимо от области работы, и более важным фактором нередко становятся профессиональные знания сотрудников, чем место его проживания. По словам работодателей, принимающих на работу вахтовиков, рабочие приезжают в Воркутинский район из самых разных регионов: «Здесь работает Башкирия, практически вся Башкирия, потом очень много с Армении, тоже весь юг России» (Работодатель, Воркута, 9 апреля 2012). Кроме названных регионов, вахтовики приезжают из Украины, Белоруссии и даже из дальнего зарубежья, таких стран, как Турция.

Ведущей мотивацией, но далеко не единственной, заставляющей людей переходить на вахтовый метод работы, - это более высокая заработная плата по сравнению с той, которую они могли бы получать в месте постоянного проживания. Для примера, водитель легкового транспорта в Астраханской области за месяц получает порядка 10 тыс. руб., в Республике Башкортостан - 20 тыс. (Вахтовик, Воркута, 3 апреля 2012). За подобную работу-приезжий вахтовик получает 50 тыс. руб. в месяц, трудясь в Воркуте в режиме 12 часов в день в течение полутора месяцев. Как и при оседлом методе работы, зарплата вахтовика растет с квалификацией. Так, среднемесячная зарплата вахтового рабо-чего-экскаваторщика или бульдозериста составляет 60 тыс., средние доходы сварщика - 80 тыс. руб. -(Вахтовик, Воркута, 31 марта 2012). Зарплата инженерно-технических работников в такой компании,

как, например, «Стойгазконсалтинг», составляет от 80 тыс. до 200 тыс. руб. в месяц (Вахтовик, Воркута, 6 апреля 2012).

Опрошенные респонденты работают вахтовым методом по схеме 45 дней на вахте - 45 дней дома. Поэтому общая зарплата 75 тыс. руб., которую они получают за 45 дней вахты, необходимо распределить на весь период - три месяца. Таким образом, реальный доход вахтовика-водителя равен 25 тыс. руб. в месяц, что существенно превышает доход в регионе его постоянного проживания, но незначительно отличается от среднемесячной зарплаты местного специалиста, которая составляет порядка 24 тыс. руб. [39]. Кроме того, находясь «на отдыхе», многие вахтовики подрабатывают, например, таксистами. На настоящий момент доходы приезжих рабочих не существенно влияют на показатели уровня жизни жителей Воркуты. Однако для многих горожан с доходом ниже среднего внутрирегиональный вахтовый метод становится привлекательной возможностью трудоустройства и заработка. Как следствие, от утечки кадров страдают те сферы и предприятия, которые не могут обеспечить своих сотрудников заработанной платой на уровне среднего показателя, в первую очередь это бюджетная сфера, мелкий бизнес.

Изучение медико-биологических проблем вахтовой организации труда в районах нового промышленного освоения страны выявило, что «главным препятствием применения межрегионального вахтового экспедиционного метода является потеря здоровья у работников, в значительной степени обусловленная климатическими и геофизическими нагрузками Заполярья» [12, 13]. Исследователи отмечают, что адаптационные изменения вахтовиков не в меньшей степени зависят от социальных и психологических факторов, чем от климатических и географических. При этом определяющую роль во влиянии на биосистемы человеческого организма, работающего вахтовым методом на Севере, играют не абсолютное воздействие самих факторов, а резкая смена одних условий на другие, изменчивость внешних воздействий [13, с.11]. Как следствие, чем ближе геоклиматическая зона мигрантов к климатическим условиям Севера, тем выше адаптивная способность организма работников. Поэтому комплектование вахтовых бригад в первую очередь должно осуществляться путем привлечения специалистов, длительное время проживающих на Севере и приравненных к нему местностях [12].

Об этом же говорят представители компаний, которые также указывают на важность состояния здоровья и адаптивных качеств у персонала: «Первое - состояние здоровья, соответственно, это возрастной ценз. И второе - где человек провел свою жизнь, в общем и в целом. Поэтому, как бы ни звучали слова о Севере, да, Крайний Север, тут коэффициент районный неспроста. И мы уже сегодня видим, что люди умирают на работе, вот у подрядчика был смертельный случай, умер работник - 35 лет, остановилось сердце, и такие случаи не редки. То есть, Север - есть Север, поэтому здоровье раз, квалификация два. <...>

Человек, который здесь вырос, для него пурги, морозы - для него это адаптивно». (Работодатель, Воркута, 21 марта 2012).

Таким образом, когда речь заходит о приеме на работу «дешевой» рабочей силы из регионов или местных жителей, все чаще отмечается необходимость перехода к внутрирегиональной модели вахтовой работы как наиболее адаптированной для работы в суровых климатических условиях Севера, исходя из социальных и медицинских причин. Однако данные рекомендации исходят от крупных компаний. Субподрядные организации, приходящие в регион под конкретные проекты и не заинтересованные в инвестировании в социальную сферу, следуют принципу быстрой экономической отдачи. Как показывает практика, использование нерегла-ментированной вахты, скупые условия труда, нарушение трудовой безопасности и экологической дисциплины в гораздо большей мере свойственны таким суб- и субподрядным фирмам. Следование экономической рациональности и отсутствие местных специалистов подходящего профиля являются главным барьером, мешающим компаниям принимать на работу местное население, в том числе из Воркуты.

В Австралии, Канаде, так и в России, одной из деклараций компании, желающей работать в регионе, а также одним из ожиданий местных сообществ, является создание новых рабочих мест для трудоустройства местного населения. За рубежом этот пункт переговоров является обязательным и включен в договорные обязательства компаний, и, тем не менее, на практике вместо местных жителей предпочтение отдается приезжающим из других местностей вахтовиков. Существуют ли рычаги контроля у местных администраций и региональной государственной власти за исполнением обязательств компаниями-работодателями? Один из столичных экспертов по вахтовому методу комментирует этот вопрос следующим образом:«Такие рычаги всегда можно найти, если у региональных властей, действительно, есть интерес в этом. Регион выдает лицензии, он может присылать каждый день проверки: экономические, экологические, пожарные и т.д. В конечном итоге компания сама спросит: что нужно сделать? Таким образом, власти сами должны контролировать принимают ли на работу их граждан или нет. Ведь межрегиональная вахта может быть временным решением, пока местные проходят обучение, получают необходимую переквалификацию. Когда кадры созрели, можно переходить на внутрирегиональную вахту» (Эксперт, Москва, 25 мая 2011).

Так как соглашения и выдача лицензий оформляются на региональном уровне, то города и районы, на территории которых осуществляется непосредственная деятельность компаний, должны быть более активны в представлении и лоббировании своих интересов в региональном правительстве. Это касается как трансфертов, так и политики в области занятости местного населения.

Массовый приток вахтовиков в город при условии, что часть рабочих располагается на его тер-

ритории, а часть расселяется в специально предусмотренные для этого вагончики, рождает спрос на помещения промышленного и бытового назначения, а также стимулирует рост стоимости недвижимости. В Воркуте, где вследствие миграционного оттока в 90-х гг. прошлого столетия многие квартиры оказались пустующими, для их собственников появилась возможность заработать на продаже или сдаче жилья в аренду частным лицам и компаниям, размещающим в них своих сотрудников. Рост стоимости жилья и постепенное его приближение к ценам на квартиры в регионах средней полосы положительно влияет не только на поднятие доходов собственников, но также дает им возможность выехать из города за свой счет без обращения за государственной поддержкой. Удачно продав квартиру в Воркуте, у людей появилась возможность купить на эти деньги квартиру в небольшом городе или поселке «на Земле», что еще несколько лет назад было сделать практически невозможно. Для сравнения, в 2000 г. трехкомнатная квартира в Воркуте в районе Тимана стоила 3 тыс. дол., сейчас в среднем - 50 тыс. дол.

С появлением вахтовиков в Воркуте новый толчок получило развитие и сферы бытовых услуг и общественного питания. Несмотря на то, что в большинстве случаев компании берут на себя обеспечение рабочих питанием и проживанием, вахтовики оставляют деньги в местных магазинах, покупая продукты питания, оплачивая сотовую связь, пользуясь услугами прачечных, парикмахерских, кафе и такси. Как показывают интервью с вахтовиками, основные затраты во время вахты - это мобильная связь, продукты питания и средства гигиены. Вахтовик, работающий на удаленном участке в районе Байдарацкой губы, рассказывает: «На выезде из Воркуты к участкам останавливаемся в супермаркете, затариваемся продуктами питания, кофе, сигареты и т.д. В среднем получается по 3 тыс. руб. на человека. На обратном пути перед поездом заезжаем в кафешку» (Вахтовик, поезд Воркута - Москва, 27-28 мая 2012).

Вопрос, однако, заключается в том, насколько долгосрочна тенденция роста в секторе недвижимости и городской экономике в целом. Отличительной чертой вахтового метода организации производства является его мобильность и гибкость в реагировании на вызовы внешней экономической среды. На данном этапе компаниям выгодно работать в районе Воркуты. Сюда поставляются материальные и трудовые ресурсы, вовлекаются субподрядные организации, которые, так или иначе, создают импульсную среду для местной экономики. Через несколько лет строительство ниток газопровода будет завершено, и компании, так же как и вахтовики, оставят город. Это повлечет за собой падение цен на недвижимость вследствие снижения потребительского спроса. Данные процессы характерны для территорий как в России, так и за ее пределами, на которые «приходит» вахтовый метод. И это необходимо учитывать при долгосрочном планировании развития городов, инвестируя

капитал, получаемый от вахтового метода в диверсификацию экономики города.

Известно, что основной заработок вахтовые рабочие тратят в месте постоянного жительства и лишь небольшая часть расходов остается там, где вахтовики работают. Вместе с тем, в принимающем городе, при условии, что компания-работодатель зарегистрирована по месту своей прямой деятельности, остается часть подоходного налога, отчисляемого из зарплат вахтовиков. Поэтому для городов Севера принципиальное значение имеет как стимулировать регистрацию приходящих на их территории инвесторов в целях пополнения местных бюджетов. Поскольку в собственных доходах местных бюджетов доля налога на доходы физических лиц составляет более 50 %, являясь одним из основных по объему поступлений в бюджет муниципальных образований. Существующая система налогообложения вызывает критику со стороны региональных и местных властей тех территорий, где вахтовики проживают на постоянной основе и получают социальное обслуживание. В июле 2011 г. парламентарии Республики Башкортостан выступили с инициативой пересмотреть налоговое законодательство с целью оставить налог на доходы физических лиц в месте жительства работника, мотивируя данное предложение следующим образом: «Работая в другом регионе, гражданин пополняет налогами со своих доходов бюджет этого же субъекта Российской Федерации. Но при этом он имеет право на получение льгот, а также социальных и имущественных вычетов по месту жительства. Получается, что налог на доходы физических лиц перечисляется в бюджет одного субъекта Федерации, а возмещение, например, излишне уплаченного налога в связи с налоговыми вычетами производится по месту регистрации налогоплательщика за счет бюджета другого, родного ему, субъекта»[32].

Таким образом, как отмечают исследователи вахтового метода работы [33, 34], использование труда вахтовиков способствует перераспределению денежных потоков между более и менее богатыми регионами, между местами постоянного жительства вахтовиков в центральных и южных районах России и северными городами. Однако данный макроэкономический эффект от использования вахтового метода местными администрациями при планировании бюджетов практически не учитывается.

В большинстве случаев территориальными органами при планировании количества больничных коек, объема медицинской помощи и общего финансирования учреждений здравоохранения необходимость оказания лечения работникам вахтового труда не принимается во внимание. Вместе с этим, использование вахтового метода в регионе приводит к нагрузке на сферу здравоохранения в базовых городах, к которым относится Воркута. По данным 1990-х гг., которые в современных условиях устарели, но, тем не менее, отражают тенденцию, именно Воркута является здравпунктом, в который доставляют 47,5% больных и пострадавших, вывезенных с Бованенковского газоконденсатного

месторождения [13, с. 89]. Остальные пациенты распределяются между Салехардом (13%), Надымом (4%), Яр-Сале (1,5%), Ухтой (8%) и прочими городами. Таким образом, вахтовики - это потребители социальных услуг, в том числе, медицинских, создающие нагрузку на социальную инфраструктуру города, которая ни городской, ни региональной администрациями на данном этапе не учитывается. С другой стороны, наличие в городе спроса на медицинские услуги может стимулировать появление в Воркуте частных медицинских услуг, и, как следствие - новых рабочих мест.

Необходимо выделить еще один фактор, который непосредственно влияет на социальное положение Воркуты. Нахождение в городе вахтовиков нередко приводит к нарушению общественного порядка как в самой Воркуте, так и в поездах, следующих в воркутинском направлении. По данным местных средств массовой информации, за первые три месяца 2012 г. на вахтовиков в Воркуте составлено 154 административных протокола, 125 чел. привлечено к административной ответственности, восемь вахтовиков стали участниками преступлений [35]. Что касается инцидентов в поездах, по официальным данным «Северной железной дороги», в первом квартале 2012 г. за неподобающее поведение с поездов было снято 384 пассажира-вахтовика, 66 из них - с поездов, следовавших по направлению Воркута-Москва [36]. Основная причина многочисленных проблем и недовольства местного населения мигрирующими рабочими - это злоупотребление алкоголем. Употребление алкогольных напитков во время вахты в большинстве компаний запрещено. Это контролируется и наказывается немедленным увольнением. Но дорога на работу и домой остается тем пространством, где вахтовик предоставлен сам себе. Именно по тому, как вахтовики ведут себя в поезде, складывается общее впечатление о них как о единой социальной группе. Так как прямого взаимодействия с местными жителями на месте работы у рабочих не происходит, поезд - это пространство, где жители принимающих сообществ наиболее близко пересекаются с вахтовиками. Те неприятные инциденты, которые случаются в поездах, потом передаются «оседлыми» жителями из уст в уста, а сами поезда в Воркуту местные жители называют «пьяными».

Органы власти используют различные механизмы влияния на поведение вахтовиков, одним из которых является изоляция вахтовиков от обычных пассажиров путем размещения вахтовых бригад в специальных вагонах. Такое решение - результат трехстороннего взаимодействия между региональными и местными властями, крупным бизнесом и «Российской железной дорогой». Это только подчеркивает важность такого рода многостороннего сотрудничества различных заинтересованных сил. Как заявил заместитель начальника «Северной железной дороги» по пассажирским перевозкам С. Пастернак: «С работодателями вахтовиков договорились, что будем специально прицеплять вагоны для перевозки таких групп людей, которые будут сопровождаться представителями компании-работода-

теля. Таким образом, они будут отделены от основной массы пассажиров, чтобы не доставлять им неудобств» [36]. Другой механизм регулирования -интеграция вахтовиков в городскую жизнь путем привлечения работников к участию в жизни города, спортивным и культурным мероприятиям. В качестве одного из мероприятий для сближения приезжих рабочих с местными жителями местная администрация города предложила провести большой праздничный концерт в Воркуте, посвященный Дню работников нефтяной и газовой промышленности [35].

Образ вахтовиков как нарушителей сложившихся норм и правил в принимающем сообществе формируется не только на основе реальных случаев, но также через предубеждения со стороны горожан. Поведение работников, занятых на вахтовой форме работы, нередко рассматривается как девиантное, отличное от общепринятых стандартов. Вместе с тем, известны случаи, когда вахтовики сами попадают в неприятные ситуации. «Вахтовики часто становятся жертвами преступлений. В частности, грабежей, краж, нанесения им тяжких телесных повреждений разной степени тяжести. Они подают заявление и на следующий день уезжают из нашего города, что крайне затрудняет работу по данным фактам» [37].

Со слов респондентов, а также по данным местных СМИ, с появлением вахтовиков в Воркуте значительно увеличился уровень венерических заболеваний и рост проституции [38]. Ввиду того, что данная тема является табуированной и неохотно обсуждается как самими вахтовиками, так и их работодателями, сложно сказать о масштабе проблемы и о тех последствиях, которые она представляет для города.

Заключение

Вахтовый метод работы широко используется и будет использоваться в России и за рубежом для освоения районов с неблагоприятными для проживания природно-климатическими условиями, а также мест, удаленных от промышленно развитых территорий, в том числе районов Заполярья и Арктики. В связи с перемещением центров добычи все более в северные широты, появляется необходимость выбора опорных городов - мест для постоянного проживания вахтовиков и непродолжительного межвахтового отдыха приезжающих бригад [30]. Такие базовые города должны обладать регулярными транспортными коммуникациями с вахтовыми поселками, а также объектами производственной инфраструктуры для материально-технического обеспечения осваиваемых территорий и социальной инфраструктурой для полноценного обслуживания трудящихся и их семей [29].

Именно таким базовым центром, по мнению автора, является г. Воркута, расположенный в непосредственной близости от центров добычи и транспортировки, а также связанный железной дорогой с центральной частью России, что значительно облегчает транспортировку грузов и трудовых ресурсов. С развитием на востоке европейской части Российского Севера и на п-ове Ямал газо-

вой промышленности, и, как следствие, с приходом в город вахтовиков, Воркута приобретает роль базовой площадки для осуществления вахтовых перемещений. При реализации в перспективе новых индустриальных и транспортных проектов, например, в случае включения Воркуты в мега-проект «Урал промышленный - Урал полярный», город будет приобретать все более ярко выраженные черты транзитного узла.

Несмотря на присутствие в городе значительного количества вахтовых рабочих и вахтового трафика, проходящего через город к местам работы и в обратном направлении (с севера на юг), вахтовый метод является для «угольной» Воркуты довольно новым явлением. В силу этого ни региональные, ни местные власти не рассматривают вахтовый метод с позиции экономической и социальной стратегии и не учитывают его влияние в долгосрочном планировании города. На сегодняшний день до конца не ясно, присутствие вахтовиков в городе - это всплеск, за которым последует естественный отток, а, следовательно, уменьшение объема деятельности и услуг, которые развиваются благодаря приезжающим работникам, либо вахтовая составляющая будет идти с городом «рука об руку» на многие годы вперед как следствие интереса федеральных властей к месторождениям полезных ископаемых Арктического шельфа и Полярного Урала.

Говоря о будущем Воркуты, можно также предположить дальнейшее изменение демографического состава и численности ее населения. Население Воркуты все больше будет состоять из постоянно проживающих граждан, а также из тех, кто приезжает в город на короткий период работы -преимущественно мужчин среднего возраста рабочих специальностей. Численность последних на данный момент не учитывается местными органами статистики, и, тем не менее, вахтовики становятся постоянной составляющей жизни города, которая непосредственно влияет на благополучие жителей.

Для планирования своего развития Воркуте необходимо учитывать тот факт, что, по замечанию Маккензи [18], ввиду своего интенсивного графика работы и ограниченных контактов с местными жителями, многие вахтовики не развивают «чувство места» и относятся к городу с позиции временщика, не задумываясь о его благополучии. Об этом же говорят жители Воркуты: «В основном приезжают люди из деревень, им не интересен наш город, они приехали только заработать (Местный житель, Воркута, 20 февраля 2012)». Следствием такого отношения становятся различные нарушения общественного порядка, конфликты с местными жителями. Изоляция вахтовиков, часто предлагаемая в качестве панацеи от такого рода социальных проблем, только усугубляет выявленные проблемы.

Отвечая на исследовательский вопрос, обозначенный в начале статьи, влияние вахтового метода на принимающие северные города, нельзя оценивать как однозначно негативное или выгодное. Использование вахтового метода требует систематического мониторинга для осмысления тех

краткосрочных и долгосрочных последствий, которые он с собой несет. Необходимо вести статистику численности приезжающих в город рабочих, чтобы конкретнее понимать масштаб данного явления для Воркуты. Среди отрицательных явлений можно выделить ухудшение социальной обстановки в городе. Вахтовики нередко воспринимаются местным сообществом как угроза существующей социальной стабильности и возможностям трудоустройства для местных специалистов. Вместе с тем, вахтовый метод имеет потенциальные возможности для всех заинтересованных сторон: для регионов-доноров рабочей силы, для северных принимающих городов, для работодателей и вахтовиков, которые необходимо видеть и учитывать.

Во-первых, такая форма организации производства является более гибкой и дешевой по сравнению со строительством новых городов, как это было принято в советское время. Благодаря использованию вахтового метода компания может своевременно реагировать на изменяющуюся рыночную ситуацию, приспосабливаясь к растущему или уменьшающемуся спросу. Во-вторых, вахтовый метод дает возможность трудоустройства независимо от места постоянного проживания, а также стимулирует социальную мобильность самих рабочих и их семей, повышение их уровня жизни. В-третьих, для отправляющих регионов вахтовый метод является возможностью для уменьшения безработицы и связанного с ней социального напряжения. В большинстве случаев вахтовики оставляют свои доходы в том месте, где проживают, инвестируя их в строительство домов или покупку квартиры, в образование детей и внуков, в улучшение условий быта. Поэтому, даже если не через налоговые поступления, но опосредованным путем вахтовая работа влияет на повышение уровня жизни всего сообщества. В-четвертых, базовые города Севера, на территории которых зарегистрировано предприятие, пополняют свои бюджеты через налоги на доходы физических лиц, за счет появления в городе вахтовиков дополнительно развивается сектор торговли, сервиса и услуг, который в свою очередь обеспечивает доходом и рабочими местами местное население. Выражаясь языком экономики, вахтовики - это потребители, обладающие покупательской способностью и потребностями, которые отражают специфику их образа жизни. Это новая целевая группа для того бизнеса, который уже есть в принимающем городе или который планирует открываться, поэтому изучение нужд вахтовиков могло бы принести дополнительный доход местным предприятиям и коммьюнити в целом [33, 34].

Таким образом, вахтовый метод, наряду с проблемными сторонами, обладает пока еще мало изученным и используемым потенциалом. Вахтовики - это не только рабочая сила, обеспечивающая работу предприятий, строительство дорог и газопровода, добычу природных ресурсов. Это - прежде всего, социальные субъекты, связывающие своей миграцией два социально-экономических пространства - пространство Севера и «большой земли», охватывающей центральные и южные районы

[33, 34]. Вахтовики непосредственным образом влияют на развитие экономики как на Севере, так и за его пределами. Однако приезжие рабочие практически не учитываются при планировании развития территорий, что в долгосрочной перспективе может привести к «неожиданным» или нежелательным социальным и экономическим последствиям. На сегодняшний день вахтовый метод в Воркуте не рассматривается стратегически, однако он влияет на город «здесь и сейчас», постепенно преобразуя Воркуту из шахтерского форпоста в пропускные ворота для мобильного освоения Арктики и Полярного Урала. Останутся ли вахтовики нежелательными гостями или будут естественно интегрированы в жизнь Воркуты наряду с местным населением, напрямую зависит о тех решений, которые власти, бизнес и сами воркутинцы принимают сегодня.

Литература

1. Силин АН. Межрегиональное использование человеческих ресурсов на Крайнем Севере // Социс. 2011.№9. С. 41-47.

2. Черепанов Е.В. Особенности использования вахтового метода освоения и эксплуатации газовых месторождений: На примере Ямало-Ненец. авт. окр. М.: Академия народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации,1998.186 с.

3. Боровиков ВА. Вахтовый метод как инструмент регулирования процессов на рынке труда Крайнего Севера // Кадры газовой промышленности. 2005. №5. С.14-27.

4. Быков В.М. Формирование конкурентоспособного персонала в условиях вахтового метода работы (на примере нефтегазовой отрасли). Ярославль: Аверс Плюс, 2011. 243 с.

5. Хайтун АД. Экспедиционно-вахтовое строительство в Западной Сибири. Ленинград: Стройиздат, Ленинградское отделение, 1982. 176 с.

6. Силин АН. Организация производства вахтовым и вахтово-экспедиционным способом при формировании Западно-Сибирского нефтегазового комплекса. Тюмень: ВСНТО, 1982.

7. Кривой В.И. Вахтовый метод: правовые

вопросы [Практ. пособие]. М.: Юридическая литература, 1989.174 с.

8. Сапожников П.С., Чудновский А.Д. Вахтовый метод освоения природных ресурсов Севера. М.: Недра, 1988. 155 с.

9. Мартынов В.Г., Москаленко АА. Кадровая политика как инструмент в системе социальной ответственности бизнеса. М.: Макс Пресс, 2008.196 с.

10. Харитонов АН. Социальные проблемы экспедиционно-вахтовой системы деятельности предприятий топливно-энергетического комплекса Севера. Уфа, 2001. 208 с.

11. Маслаков НА. Социальные механизмы управления вахтовыми предприятиями на Севере. Тюмень: ТГНУ, 2004. 165 с.

12. Матюхин ВА., Кривощеков С.Г. Физиология перемещений человека и вахтовый труд. Новосибирск: Наука, 1986. 198 с.

13. Квашнина С.И., Кривощеков С.Г. Охрана здоровья работников вахтового труда на Крайнем Севере: монография. Ухта: УИИ, 1998. 115 с.

14. Борисов Д.В. Вахтовый метод как особая форма организации трудового процесса: на примере предприятий нефтегазовой промышленности. М.: МГУ, 2004. 143 с.

15. Ананенков А.Г., Ставкин Г.П. Социальные аспекты технического регулирования вахтового метода работы в условиях Крайнего Севера: монография. М.: Недра,2005. 256 с.

16. Андреев О.П. Система менеджмента вахтового метода работы в условиях Крайнего Севера. М.: Недра- Бизнесцентр,2009.175 с.

17. StoreyK.Fly-in/Fly-out: Implications for Community Sustainability // Sustainability, 2010. №2. Р. 1161-1181.

18. McKenzie F. H. Fly-In Fly-Out: The Challenges of Transient Populations in Rural Landscapes// Demographic Change in Australia's Rural Landscapes: Implications for Society and the Environment, 2011 №12. Р. 353-374.

19. ACIL Tasman Pty Ltd. Fly-in Fly-out and regional impact assessments. A regional development impact assessment framework for fly-in fly-out projects //Melbourne: ACIL Tasman Pty Ltd, 2009. 47 р.

20. Трудовой Кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 № 197-ФЗ (ред. от 29 декабря 2012), принят ГД ФС РФ 21 декабря 2001.

21. Алешкевич Е.С. Реализация политических решений освоения Крайнего Севера: к истории развития вахтового метода // Ф. Штам-млер, Г. Эйльмштейнер-Саксингер (ред.). Крайний Север: особенности труда и социализации человека. Биография, вахтовый труд и социализация человека в северном индустриальном городе: Материалы научнопрактической конференции (4-6 декабря 2008 г.). Рованиеми:Арктический Центр Университета Лапландии, 2009. С. 77-84.

22. Сидоренко Б. Проблемы тюменской нефти // Экономическая газета. 1986. 8(6).

23. Nordregio Population. Change in the Arctic Settlements in 1990-2010// Nordregio, 2011. 11(2). Р.7.

24. Север как объект комплексных региональных исследований / В.Н. Лаженцев (отв. ред.). Сыктывкар: Коми научный центр УрО РАН, 2005. 512 с.

25. Пивоваров Ю. Сжатие экономической ойкумены России // Мировая экономика и международные отношения. 2002.№ 4. С. 63-69.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

26. Hill F, Gaddy C. The Siberian Curse: How communist planners left Russia out in the cold // Washington DC: Brookings Institution Press, 2003.

27. Нуйкина Е. (Nuykina E.) Resettlement from

the Russian North: an analysis of state-

induced relocation policy. Edited and with a preface by Florian Stammler // Arctic Centre Report №55. Rovaniemi: Arctic Centre,

University of Lapland. 2011. 78 р.

28. Группа ЭРТА Вахтовый метод ведения работ. Серия "ПростоТЭК" // 22 сентября 2004, http: //gasforum.ru /obzory-i-issledova-niya/747/

29. НИИП Градостроительства. Неопубликованный отчет для министерства регионального развития. Система "Базовый город-вахта". Санкт-Петербург: НИИП Градостроительства, 2011.

30. Хайтун АД. Вахтовые моногорода // Экспертный портал Высшей школы экономики, 5 июня 2010, http://opec.ru/1249856.html

31. Баранский Г. Губительный путь ликвидационной реструктуризации // Народное хозяйство Республики Коми. 1995. 4(1-2). С. 66-72.

32. ИА Regnum Башкирия намерена привлечь в республиканский бюджет налоги "вахто-виков"//ИА Regnum, 3 марта 2011, www.re-gnum.ru /news /1380267. html

33. Eilmsteiner-Saxinger G., Nuykina E. (Нуйкина Е.), Oefner E. The Role of Long-Distance Commute Work in Connecting the Northern with Central Russian Regions: Influences on the host (Vorkuta, Novy Urengoy) and the home communities (in the Republic of Bashkortostan) //R. Ortung (edc.)Russia’s Arctic Cities: State Policies, Resource Development, and Climate Change,expected 2013.

34. Eilmsteiner-Saxinger G.'We Feed the Nation’: Benefits and Challenges of Simultaneous Use of Resident and Long-distance Commuting Labour in Russia’s Northern Hydrocarbon Industry //Journal of Contemporary Issues in Business & Government,2011. 17(1). P. 5367.

35. Заполярка-онлайн.ру //11 апреля 2012, http: //заполярка-онлайн.рф /vorkuta/anato-lij-puro-ustroil-gazovikam-razbor-poletov-raz-dav-i-knuty-i-pryaniki .html

36. Заполярка-онлайн.ру Вахтовиков изолируют от обычных пассажиров // 4 апреля 2012, http://vorkuta-online.ru/index.php/2010-12-14-18-50-34/2458-2012-04-18-06-01-16.html# comment-242.

37. Независимая Воркута. Об ОГП и не только // Независимая Воркута.15 сентября 2011 г.

38. Заполярка-онлайн.ру Администрация Воркуты призвала молодежные, общественные и религиозные организации на борьбу с проституцией // 17 августа 2011, http^/за-полярка-онлайн.рф/rule-Qf-law/administrat-siya-vorkutyi-prizvala-molo. html.

39. Комистат. Города и районы Республики

Коми. Социально-экономические показатели: Статистический сборник. Сыктывкар:

Комистат, 2010. 275 с.

Статья поступила в редакцию 30.04.2013.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.