ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. 2011. № 2
ВЛИЯНИЕ УВЛЕЧЕНИЯ ШКОЛЬНЫМИ ПРЕДМЕТАМИ НА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ПЛАНЫ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
Н.М. Щедухина
Цель исследования состояла в выявлении взаимовлияния увлечения учебными предметами и профессиональных планов. Мы предполагали, что существует взаимосвязь планирования профессиональных перспектив и увлечения школьными предметами, а также что увлечение учебными предметами, связанными с соответствующими профессиональными планами, положительно влияет на успеваемость. Предположение о том, что существует взаимосвязь планирования профессиональных перспектив и увлечение школьными предметами подтвердилось частично. Существенная связь была обнаружена по следующим предметам: математика, биология, физика, химия, история, обществознание, физическая культура, мировая художественная культура. Предположение о том, что увлечение учебными предметами, связанными с соответствующими профессиональными планами, положительно влияет на успеваемость, полностью подтвердилось.
Ключевые слова: профессиональное самоопределение, интересы, склонности, призвание.
Переход от подросткового возраста к юношескому связан с резкой сменой внутренней позиции, когда обращенность в будущее становится основной направленностью личности и проблемы выбора профессии, дальнейшего жизненного пути, самоопределения, обретения своей идентичности. Выбор профессии превращается в "аффективный центр" жизненной ситуации, вокруг которого начинают вращаться вся деятельность, все интересы подростка [1]. Дети в данном возрасте уже достаточно заметно отличаются друг от друга по интересу к учению, по уровню интеллектуального развития и кругозору, по объему и прочности знаний, уровню личностного развития. Этими различиями определяется их дифференцированное отношение к учебе, в частности к школьным предметам. Одни из них становятся более нужными и потому любимыми подростками, интерес к другим снижается. Нередко отношение подростка к тому или иному учебному предмету определяется отношением к учителю, преподающему данный предмет. Подросткам обычно нравятся те предметы, которые преподают их любимые учителя.
В психологии доказано, что именно возраст ранней юности (15— 17 лет) является периодом жизни, когда личностно значимой деятельностью становится учебно-профессиональная, благодаря которой у
юношей и девушек развивается потребность в труде, профессиональные интересы, формируются элементы исследовательских умений, способность строить жизненные планы. Центральным компонентом социальной ситуации развития на этом этапе является профессиональное самоопределение (Д.Б. Эльконин, Д.И. Фельдштейн, Л.И. Божович, И.С. Кон, Е.А. Климов). Юношеский возраст выступает как период самоопределения в мире, проектирования саморазвития, выявления жизненных перспектив. Именно здесь предпринимается выбор профессии, во многом определяющий в дальнейшем характер взаимоотношений в системе Человек — Мир. В зарубежной и отечественной психологии успешность профессионального самоопределения связывается прежде всего с содержанием мотивационных образований, лежащих в его основе. В профессиональном выборе находят отражение как смыслы, ценностные ориентации, обобщенные жизненные планы, так и мотивы, потребности и неосознаваемые побуждения субъекта. Известно, что содержание мотивационной основы выбора профессии существенно изменяется от поколения к поколению. Поэтому целесообразно исследовать трансформацию мотивов выбора профессии в юношеском возрасте. Изменяется и характер познавательных интересов — возникает интерес по отношению к определенному предмету [1].
В старшем школьном возрасте связь между познавательными и учебными интересами становится постоянной и прочной. Проявляется большая избирательность к учебным предметам и одновременно — интерес к решению самых общих познавательных проблем и к выяснению их мировоззренческой и моральной ценности [2].
Изменяется отношение и к отметке. Отметка как основной побуждающий мотив учения, имеющий решающее значение вплоть до подросткового возраста, теперь утрачивает свою побудительную силу — старший школьник перестает учиться "за отметку", ему важны сами по себе знания, в значительной степени обеспечивающие будущее. Поэтому начинает проявляться избирательность по отношению к учебным предметам: какие-то из них начинают изучаться тщательно и с азартом, другие вызывают раздражение.
Учебная деятельность старшеклассников определяется сложным комплексом мотивов:
— мотивы широкого общественного плана (завоевать себе место в жизни, получить одобрение окружающих, подготовиться к будущей профессии);
— мотивы, идущие от самой учебной деятельности (интерес к знаниям, удовольствие от сделанной работы, интеллектуального труда);
— мотивы, прямо не связанные с учением, но имеющие к нему некоторое отношение (награда, наказание, конкурирующие потребности и желания);
9 ВМУ, педагогическое образование, № 2
— мотивы отрицательного порядка (утомление, скука, трудность материала, отсутствие комфорта в отношениях с учителем или учениками).
В старшем школьном возрасте ведущей вновь становится учебная деятельность, но с профессиональным уклоном, позволяющим старшеклассникам осуществлять профессиональную ориентацию и намечать свой жизненный путь [3]. Многие подростки испытывают потребность в профессиональном самоопределении, что связано с общей тенденцией этого возраста найти свое место в жизни. Поэтому стимулом к учению у них может выступать и истинный интерес к предмету, и прагматическая цель — необходимость знания определенных предметов для поступления в другие учебные заведения [4].
Каждый учебный предмет в школе фактически как бы окружен некоторым незримым (умопостигаемым) профессионально-трудовым ореолом. Но набор школьных учебных предметов не является очевидным для детей отображением мира профессий. Но все же соотношения содержания школьного образования и мира разнообразных профессий, трудовых занятий сложны, многосвязно опосредованы [5].
Профессиональное самоопределение стимулирует развитие новых интересов к учебным дисциплинам. Нередко родители прививают интерес к определенным дисциплинам и видам деятельности. Например, родители внушают детям, что для успеха в любой профессиональной деятельности необходимо овладеть иностранным языком. У подростка появляется дифференцированное отношение к школьным предметам: интересующим его он может отдавать все свое свободное время. Но интересы подростка могут быть и неустойчивыми, часто меняться, что не следует рассматривать как отрицательное явление.
Исследователи выделяют у подростков разные виды интересов: изменчивые, ситуативные (так называемые аморфные); захватывающие широкий круг учебных предметов (широкие); стержневые. Характер интересов подростков тесно связан с их учением. С течением времени происходит становление именно стержневых, избирательных интересов. Косвенным следствием этого является вполне отрицательное отношение старших подростков к некоторым учебным предметам ("Неинтересно"; "Зачем это нужно?"; "Надо много зубрить"). Стержневые интересы лежат в основе склонностей, способностей школьника, влияют на выбор профессии, представляют большую ценность для личности. Интерес становится относительно устойчивым, если связан с определенным кругом предметов, заданий [3].
Конечно, желательно, чтобы у подростка складывались избирательные интересы, которые могли бы лечь в основу профессиональной ориентации, но важно поощрять в известной степени и широту интересов школьника, которая необходима для пробы сил в разных ситуа-
циях. Интерес — мотив или мотивационное состояние, побуждающее к познавательной деятельности. Интерес занимает промежуточное положение в усложняющемся ряду потребностных отношений человека к миру: он возникает на основе познавательного влечения (желания) к той или иной области действительности и в процессе своего развития может перерасти в устойчивую личностную потребность в активном, деятельном отношении к своему предмету, в склонность. Развитая склонность характеризуется также длительным, ненасыщаемым стремлением к деятельности и творческим отношением к ее изменению, развитию, к постоянному накоплению знаний и совершенствованию умений и навыков, соответствующих данной деятельности. Склонность, которой присущи все эти характеристики, называют призванием.
Знание себя, своих интересов, способностей и желаний — условие психологической готовности к выбору профессии.
Мы предположили, что существует взаимосвязь планирования профессиональных перспектив и увлечение школьными предметами, а также что увлечение учебными предметами, связанными с соответствующими профессиональными планами, положительно влияет на успеваемость. Цель исследования состояла в выявлении взаимовлияния увлечения учебными предметами и профессиональных планов. В исследовании участвовали 235 человек (из 11 классов ГОУ СОШ № 622 с углубленным изучением предметов области знания "Искусство" ЦАО г. Москвы, психологом которой является автор: 7 девятых классов и 4 одиннадцатых класса).
На первом этапе исследования нами была проведена диагностика в 9-х и 11-х классах по четырем методикам для того, чтобы получить представление о профессиональной направленности, профессиональной цели, наличии увлечений учебными предметами, мотивах выбора профессии. Для тех профессий, которые дети указали как основной вариант на данный момент, были выделены доминирующие и сопутствующие интересы на основе материалов, приведенных Л.А. Головей в книге "Психология популярных профессий" [6].
Следующим нашим шагом было изучение школьного журнала для выявления школьной успеваемости. Исходя из нашей классификации типов и уровней увлечения школьными предметами, мы смогли проанализировать только интересы детей, поскольку самым популярным ответом на вопрос "Почему ты любишь этот предмет?" был ответ "Данный предмет интересен" (143 человека — 73% выборки).
При проведении исследования для выявления зависимости профессиональных планов учащихся 9-11-го классов от увлечения школьными предметами нами использовались следующие методы: диагностика, анализ школьной документации, анализ профессиограмм, методы статистической обработки данных.
Проверка связи доминирующих и сопутствующих выбранной профессии интересов с любимыми предметами детей в целом по выборке шла с помощью таблиц сопряженности по критерию Хи-квадрат и критерию Крамера. На основании анализа можно сделать вывод, что гипотеза подтвердилась частично. Существенная связь (значение критерия меньше 0,05) была обнаружена по следующим предметам: математика, биология, физика, химия, история, обществознание, физическая культура, мировая художественная культура (МХК).
Проанализировав взаимосвязи в выборках по возрасту, полу и уровню успеваемости и типу класса с помощью расщепления данных, мы выявили следующие особенности. У учащихся 9-х классов существенная связь была установлена по биологии, физкультуре и МХК. У учащихся 11-х классов — по биологии и обществознанию. У мальчиков существенные связи были найдены по биологии, физике, общество-знанию и физкультуре; у девочек — по биологии, химии и МХК. У учащихся, которые являются слабоуспевающими, связь обнаружена по географии, истории и обществознанию; у среднеуспевающих — по биологии, физике, обществознанию, физкультуре и МХК; у хорошо успевающих — по русскому языку, биологии, химии, МХК и иностранному языку. На основе этих данных можно сделать вывод, что наибольшее количество связей обнаружено у средне- и хорошо успевающих учащихся; у девочек их меньше, чем у мальчиков, что говорит о целенаправленности; у девятиклассников больше, чем у одиннадцатиклассников. Также у хорошо успевающих учащихся обнаружена существенная связь по языку и иностранному языкам, что не свойственно для остальных групп детей и говорит об ориентации на более сложные предметы. А у слабоуспевающих учащихся была обнаружена существенная связь по географии, что можно объяснить тем, что дети считают этот предмет более легким. Практически во всех выборках просматривается связь по биологии, обществознанию и МХК.
Таким образом, нами были исследованы представления подростков о своем будущем в связи с социально-психологическими особенностями их личностного развития. Эти представления выявлены в ходе изучения влияния увлеченности учебными предметами на профессиональные планы и сопоставления его с реалиями жизни. При этом раскрыты содержание и характер выраженности влияния увлеченности учебными предметами на профессиональные планы как психологического феномена у детей на разных стадиях подросткового возраста, выявлены индивидуальные особенности отношения подростков к своему прошлому, настоящему и будущему, позволившие рассмотреть развитие нравственно-психологического аспекта их готовности к будущей жизни.
Полученные в исследовании данные углубляют имеющееся понимание проблемы профессиональных планов, условий и механизмов их
развития в подростковом возрасте, дополняя знания об общих закономерностях становления подростка как личности.
Список литературы
1. Божович Л.И. Личность и учение подростка // Психологическая наука и образование. 1997. №1. С. 5 — 10.
2. Психологический словарь / Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. М.: Педагогика-Пресс, 2001. 440 с.
3. Резапкина Г.В. Я и моя профессия. М.: Генезис, 2000. 128 с.
4. Истратова О.И., Эксакусто Т.В. Справочник психолога средней школы. Ростов н/Д.: Феникс, 2006. 511 с.
5. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. Ростов н/Д.: Феникс, 1996. 512 с.
6. Психология популярных профессий / Под ред. Л.А. Головей. СПб.: Речь, 2003. 256 с.
HOBBY INFLUENCE BY SCHOOL SUBJECTS ON PROFESSIONAL PLANS OF SENIOR PUPILS
N.M. Scheduhina
The research objective consisted in revealing of interference of hobby by subjects and professional plans. We assumed that there is an interrelation of planning of professional prospects and hobby for school subjects, and also that the hobby for the subjects connected with corresponding professional plans, positively influences progress. The assumption that there is an interrelation of planning of professional prospects and hobby for school subjects — has proved to be true partially. Essential communication has been found out in following subjects: mathematics, biology, physics, chemistry, history, social science, physical training, world art culture. The assumption that the hobby for the subjects connected with corresponding professional plans, positively influences progress — has completely proved to be true.
Key words: professional self-determination, interests, propensities, calling.
Сведения об авторе
Щедухина Наталья Михайловна — аспирантка Московского городского психолого-педагогического университета (МГППУ), специальность "Педагогическая психология"; педагог-психолог ГОУ СОШ № 622 г. Москвы. Научный руководитель: доктор педагогических наук, профессор МГУ Николай Сергеевич Пряжников. E-mail: [email protected]