Черкасов С.Н., Киртадзе И.Д.
ВЛИЯНИЕ УРОВНЯ ОБРАЗОВАНИЯ НА САМООЦЕНКУ ЗДОРОВЬЯ В РАЗЛИЧНЫХ ВОЗРАСТНО-ПОЛОВЫХ ГРУППАХ
ФГБНУ «Национальный НИИ общественного здоровья имени Н.А.Семашко» (Москва, Россия)
Cherkasov S.N., Kirtadze I.D.
INFLUENCE OF LEVEL OF EDUCATION ON THE SELF-ASSESSMENT OF HEALTH IN DIFFERENT AGE GROUPS
National Research institute for Public Health (Moscow, Russia)
Резюме. На основании опроса 967 человек в возрасте 60 лет и старше изучена влияние уровня образования на показатели самооценки здоровья. Показано, что более высокий уровень образования у мужчин и у женщин не только определяет более высокие показатели самооценки здоровья, но и определяет стабильность показателей самооценки на протяжении длительного периода жизни как мужчины, так и женщины. Анализ гендерных особенностей показал, что если в более молодых возрастных группах показатели самооценки были сравнимы, то в более старших возрастных группах показатели самооценки здоровья были более низкими у женщин.
Ключевые слова: пожилой возраст, детерминанты здоровья, здоровье пожилых.
Abstract. Based on a survey of 967 people aged 60 years and over, the influence of the level of education on the self-assessment of health was studied. It is shown that a higher level of education in men and women not only determines higher indicators of self-assessment of health, but also determines the stability of self-esteem indicators over a long period of life for both men and women. An analysis of gender characteristics showed that if in younger age groups self-esteem indicators were comparable, then in older age groups, self-assessment of health was lower in women.
Key words: old age, determinants of health, health of the elderly.
Образование рассматривается как одна из базовых социальных детерминант здоровья населения [1.2]. По ранее полученным данным, человек, имеющий более высокий уровень
образования, меньше болеет и его самооценка здоровья выше, чем у человека имеющий более низкий образовательный уровень [3.4.5]. Это было описано на примере беременных, детей, воспитывающихся в семьях с различным уровнем образования. Механизмы такого взаимовлияния четко не описаны, хотя можно предположить, что уровень образования влияет на поведение, что в конечном итоге посредством более здоровье сохраняющих моделей поведения способствует более высокому уровню здоровья.
В настоящем исследовании была предпринята попытка изучить влияние уровня образования на самооценку здоровья человека в возрасте 60 лет и старше. Данные о самооценке здоровья были получены посредством анкетирования 967 человек в возрасте 60 лет и старше, проживающих в мегаполисе (г.Москва). При выполнении анализа общая группа была разделена по возрастно-половому признаку: мужчины и женщины рассматривались отдельно, кроме того были выделены пятилетние возрастные подгруппы: 60-65 лет, 66-70 лет, 71 год и старше. Следовательно, оценка зависимости проводилась в 6 возрастно-половых подгруппах. Согласно данным об уровне образования выделялась подгруппа с высоким уровнем образования (высшее и незаконченное высшее) и подгруппа с более низким уровнем образования (среднее и незаконченное среднее). Самооценка здоровья проводилась по пятибалльной шкале, где 5 баллов - наивысший уровень здоровья, 1 балл - наименьший показатель здоровья, согласно данным самооценки. Достоверность отрицания «нулевой» гипотезы принималась на уровне 95%.
В результате исследования получены следующие результаты. Среднее значение самооценки здоровья мужчин в возрасте 60-65 лет с высоким уровнем образования составило 4,08±0,06 балла, тогда как у мужчин с более низким уровнем образования - 3,76±0,13 балла (различия достоверны, р<0,05). Следует также отметить более высокий уровень вариации признака «самооценка здоровья» в группе мужчин с более низким образовательным статусом (42% против 20%), что свидетельствует о большем разнообразии оценок здоровья в данной группе.
С возрастом средние значения самооценки здоровья снижались. Так, у мужчин в возрасте 66-70 лет с высоким уровнем образования уровень самооценки составил 4,07±0,1 балла, а в подгруппе с более низким уровнем образования 3,68±0,07 балла (различия достоверны, р<0,05). С увеличением возраста обозначенная тенденция продолжается. В возрасте 71 год и старше уровень самооценки существенно снижается у мужчин с более низким уровнем образования до 3,45±0,11 балла, тогда как у мужчин с более высоким уровнем образования падение уровня самооценки намного
ниже 4,00±0,1 балла. Выявленные закономерности представлены на рисунке 1.
Рис.1. Возрастная динамика уровня самооценки здоровья у мужчин в зависимости от уровня образования (в баллах).
Следует отметить, что динамика снижения уровня самооценки с возрастом может быть моделирована линейной функцией с достаточно высоким коэффициентом аппроксимации (Р2= 0.92 для функции описывающей динамику для мужчин с низким уровнем образования и Р2=0,84 для функции описывающей динамику для мужчин с высоким уровнем образования). Анализ динамики показал, что коэффициент линейной функции, демонстрирующий снижение самооценки здоровья значительно больше для лиц, имеющих более низкий уровень образования (0,155 против 0,04). Следовательно, для лиц с высоким уровнем образования снижение показателя самооценки здоровья происходит более медленными темпами. Более того, анализ достоверности различий не позволил выявить разницу между показателями самооценки в возрастных группах 60-65 лет и 71 год и старше, что позволяет сделать вывод о стабильности показателей самооценки здоровья независимо от возраста (возрастная группа 60 лет и старше) для мужчин с высоким уровнем образования (р<0,05). Для мужчин с низким уровнем образования, напротив, выявляется достоверная разница между показателями самооценки здоровья в
возрастной группе 60-65 лет и в возрастной группе 71 год и старше ф<0,05).
Таким образом, более высокий уровень образования у мужчин не только определяет более высокие показатели самооценки здоровья, но и определяет стабильность показателей самооценки на протяжении длительного периода жизни мужчины.
Рис.2. Возрастная динамика уровня самооценки здоровья у женщин в зависимости от уровня образования (в баллах).
У женщин в возрасте 60-65 лет различий в уровне самооценки здоровья не выявлено. Так, женщины с низким уровнем образования оценили свое здоровье на 4,1±0,09 балла, тогда как в подгруппе с высоким уровнем образования значение самооценки составило 4,09±0,1 балла (различия недостоверны, p>0,05).
В более старших возрастных группах у женщин достоверность различий между показателями самооценки не выявлялась. В возрастной группе 66-70 лет показатели самооценки были только незначительно выше (3,54±0,1 балла против 3,47±0,11 балла), также как и в возрастной группе 71 год и старше (3,52±0,11 балла против 3,22±0,09 балла). Возрастная динамика представлена на рисунке 2.
Несмотря на отсутствие достоверных различий математическое моделирование динамики позволило описать наблюдаемые изменения линейными функциями с достаточно высоким коэффициентом аппроксимации ^2= 0.93 для функции описывающей динамику для женщин с низким уровнем образования и
Р2=0,77 для функции описывающей динамику для женщин с высоким уровнем образования).
Также как и у мужчин, для женщин с высоким уровнем образования был характерен более низкий темп снижения показателей самооценки здоровья, чем у женщин с низким уровнем образования (линейные коэффициенты 0,285 против 0,44).
Таким образом, более высокий уровень образования у женщин, также как и у мужчин, не только определяет более высокие показатели самооценки здоровья, но и определяет стабильность показателей самооценки на протяжении длительного периода жизни женщины.
Анализ гендерных особенностей показал, что в более молодых возрастных группах показатели самооценки были сравнимы, то в более старших возрастных группах показатели самооценки здоровья были более низкими у женщин. Особенно большая разница наблюдалась в подгруппе женщин с высоким уровнем образования.
Таким образом, уровень образования можно рассматривать как социальную детерминанту здоровья, имеющую более высокую значимость у мужчин. Уровень образования не только определяет более высокие показатели самооценки здоровья, но и уменьшает темп снижения показателя с увеличением возраста.
Литература
1. Бойко Ю.П., Добридень О.В., Бойко А.Ю. Образ жизни и здоровье пожилых людей // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2005. № 6. С. 18-19.
2. Арстангалиева З.Ж. Детерминанты здорового образа жизни людей пожилого возраста // Бюллетень медицинских интернет-конференций. 2013. Т. 3. № 11. С. 1309.
3. Черкасов С.Н., Курносиков М.С. Влияние медико-социальных факторов и особенностей поведения пациенток на уровень потребности в стационарной помощи при внематочной беременности // Российский медико-биологический вестник им. академика И.П. Павлова. 2015. № 3. С. 66-70.
4. Черкасов С.Н., Камаев Ю.О., Черкасова С.В. Анализ заболеваемости детей первого года жизни в Российской Федерации // Журнал научных статей Здоровье и образование в XXI веке. 2017. Т. 19. № 10. С. 198-200.
5. Черкасова С.В., Камаев Ю.О., Черкасов С.Н. Факторы риска, определяющие состояние здоровья недоношенных новорожденных в течение первых трех лет жизни // Журнал научных статей Здоровье и образование в XXI веке. 2017. Т. 19. № 10. С. 201 -204.