2. Баранов А. А. Стресс-толерантность педагога: теория и практика. М.: АСТ; Ижевск: Изд-во Удмурт. ун-та, 2002. 132 с.
3. Благинин А. А. Надежность профессиональной деятельности операторов сложных эргатических систем: моногр. / Ленингр. гос. ун-т им. А. С. Пушкина. СПб.: Изд-во ЛГУ, 2006. 144 с.
4. Зеер Э. Ф. Психология профессионального образования: учеб. пособие для студентов вузов. М.: Моск. психол.-социал. ин-т; Воронеж: МОДЭК, 2003. 480 с.
5. Кузьмина Н. В., Реан А. А. Профессионализм педагогической деятельности. СПб.: МААН, 1993. 216 с.
6. Личность и профессия: психологическая поддержка и сопровождение: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / Л. М. Митина [и др.]; под ред. Л. М. Митиной. М.: Академия, 2005. 336 с.
7. Маркова А. К. Психология труда учителя: кн. для учителей. М.: Просвещение, 1993. 192 с.
8. Психологический словарь / под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Педагогика-Пресс, 1996. 440 с.
9. Сидоренко Е. В. Методы математической обработки в психологии. СПб.: Речь, 2007. 350 с.
10. Сыманюк Э. Э. Психологические барьеры профессионального развития личности: учеб.-метод. пособие / под ред. Э. Ф. Зеера. М.: Моск. психол.-социал. ин-т, 2005. 252 с.
УДК 371
Э. Ф. Зеер, Л. С. Попова
ВЛИЯНИЕ УРОВНЯ КРЕАТИВНОСТИ НА ПРЕОДОЛЕНИЕ БАРЬЕРОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГОВ1
Аннотация. В статье обобщены результаты изучения влияния креативности на преодоление барьеров профессионального развития педагогов. Предметом исследования было определение взаимосвязи креативности и профессионального выгорания педагогов. Целью работы стало установление закономерностей воздей-
1 Работа выполнена при финансовой поддержке гранта РГНФ № 11-06-01030а. 94 Образование и наука. 2012. № 1 (90)
ствия различных аспектов креативности на устранение деструктивных тенденций профессиональной педагогической деятельности.
Методологической основой исследования послужила концепция Э. Э. Сыма-нюк о деструктивных тенденциях профессионального становления педагогов и конструктивных стратегиях их преодоления.
Исследование проводилось на курсах повышения квалификации Института развития регионального образования Свердловской области. Диагностика психологических конструктов рассматриваемых феноменов осуществлялась посредством тестов, характеризующихся высокой надежностью и валидностью. Экспериментальные данные были обработаны с помощью современных методов математической статистики.
Результаты исследования имеют важное практическое значение для проектирования содержания повышения квалификации педагогов и подготовки их к образовательным инновациям. Выводы свидетельствуют о возможности преодоления психологических барьеров, возникающих в процессе выполнения педагогической деятельности, путем развития креативности.
Ключевые слова: профессиональное развитие, креативность, барьеры профессионального развития педагогов, профессиональное выгорание учителей.
Abstract. The paper summarizes the research findings concerning the influence of creativity on overcoming the barriers of teachers' professional development. The research subject includes defining the interrelations between the creativity and professional burn-out. The aim of the studies is to find out the influencing factors of creativity eliminating the destructive trends of professional pedagogic activity.
The methodology is based on the E. E. Simanyuk's concept describing the destructive tendencies of teachers' professional formation and the constructive overcoming strategies.
The teachers' refresher course at Sverdlovsk Regional Institute of Education Development was taken as the experimental ground for the research. The diagnostics of the psychological constructs relating to the discussed phenomena was carried out by using tests of high validity and reliability. The modern methods of mathematical statistics were applied.
The research outputs are of high practical importance both for designing the content of teachers' professional development and upgrading their readiness for educational innovations.
Index terms: professional development, creativity, barriers of teachers' professional development, teachers' professional burn-out.
Проблема преодоления барьеров профессионального развития педагогов в наше время не теряет своей актуальности. Ряд особенностей педагогической деятельности (наличие большого числа стрессовых факторов, высокий динамизм, сложность педагогических ситуаций и др.) в сочетании с по-
вышенной психологической напряженностью в условиях реформирования системы образования определяют высокую степень подверженности учителей переживанию кризисных ситуаций и состояний. Это оказывает негативное воздействие на здоровье и эффективность деятельности специалистов данной профессиональной группы. В связи с этим возрастает потребность изучения факторов, способствующих конструктивному преодолению барьеров профессионального развития учителей, помогающих сохранить их психологическое здоровье и профессиональную активность.
Э. Э. Сыманюк отмечает, что психологические барьеры как внутренние, субъективные препятствия являются важными факторами профессионального развития. Преодоление этих барьеров открывает перед человеком вариативные траектории профессионального развития. Профессиональная стагнация обусловлена реализацией защитных и пассивных стратегий. Профессиональное развитие и самосохранение обеспечиваются активной стратегией преодоления, которая способствует обнаружению новых смыслов в выполняемой деятельности, дальнейшему росту профессионализма, самоактуализации личности [4].
Н. А. Подымов приводит экспериментальные подтверждения того, что эффективное выполнение профессиональной деятельности связано с применением конструктивных способов преодоления психологических барьеров, способствующих поиску новых, нестандартных решений и переходу на творческий, инновационный уровень выполнения этой деятельности. В качестве психологических механизмов преодоления деструктивных тенденций профессиональной педагогической деятельности автор среди прочих рассматривает:
• преодоление личного сопротивления сложившимся стереотипам, предполагающее отказ от традиционных способов поведения;
• разработку альтернативных вариантов поведения;
• освоение новых образцов деятельности и их интеграцию в сложившиеся личностные и организационные структуры [3].
Согласно научным данным, конструктивное преодоление барьеров профессионального развития требует от педагогов проявления активного, творческого поведения. Однако до сих пор нет исследований, непосредственно раскрывающих проблему взаимосвязи таких феноменов, как психологические барьеры и креативность учителя, которая является мощным фактором развития личности, определяющим ее готовность изменяться и отказываться от стереотипных способов поведения и мышления.
В данной статье приводятся результаты эмпирического исследования одного из аспектов обозначенной проблемы, а именно влияния уровня креативности учителей на степень их профессионального выгорания. Синдром выгорания, как показано Э. Э. Сыманюк, является одним из феноменов личностной деформации и относится к внутренним, психологическим барьерам профессионального развития, наряду с профессионально обусловленными кризисами, профессиональной дезадаптацией и стагнацией.
Теоретической основой нашего исследования стала модель выгорания C. Maslach, S. Jackson, согласно которой синдром выгорания представляет собой трехмерный конструкт, включающий в себя эмоциональное истощение, деперсонализацию и редукцию личных достижений. Выгорание понимается как профессиональный кризис, связанный с работой в целом, представляющий собой комплекс негативных психических переживаний и деза-даптивного поведения, которые сказываются на работоспособности, физическом и психологическом самочувствии, а также на интерперсональных отношениях работника и его восприятии своей работы [1].
Креативность рассматривается нами как потенциал, внутренний ресурс человека, проявляющийся в способности к конструктивному, нестандартному мышлению и поведению, а также осознанию и развитию своего опыта [6]. Такое понимание наиболее близко нам в связи с тем, что оно охватывает как когнитивные, так и личностно-поведенческие параметры креативности, и отражает сущность креативности как ресурса личностного развития, что дает возможность рассматривать этот феномен в контексте профессиональной деятельности и профессионального развития личности.
Творческий характер профессии педагога отмечали многие ученые, представляющие творчество как сущность педагогической деятельности и изучающие роль креативности в данной профессиональной сфере (табл. 1).
Таблица 1
Роль творчества и креативности в педагогической деятельности
Авторы Основные положения
1 2
Ю. Н. Кулюткин (1986), В. И. Загвязинский (1988), Н. Д. Никандров, В. А. Кан-Калик (1990) Творчество является наиболее существенной характеристикой педагогического труда, так как воспитание и обучение всегда связаны с необходимостью действовать в нестандартных ситуациях и потому не могут быть сведены к типовым, алгоритмическим действиям
Окончание табл. 1
1 2
А. К. Маркова (1993) Креативный (творческий) потенциал рассматривается как одна из интегральных характеристик личности учителя. Стимулом к творчеству служит многообразие педагогических ситуаций, делающих неадекватным применение типовых приемов педагогической деятельности
Е. А. Климов (1974), Н. Ю. Хрящева, С. И. Макшанов (2001) Креативность во многом определяет успешность деятельности представителей профессий социономической группы, что связано с уникальностью и неповторимостью каждого человека как «объекта» их деятельности. Профессиональная работа с людьми будет эффективна только если в ней будут учитываться нюансы психической организации конкретного человека, поэтому она исключает стандартные действия и непременно носит творческий характер
Обсуждая вопрос о роли креативности в преодолении профессионального выгорания, следует обратиться к двум важным аспектам включения этого качества в жизнедеятельность человека: коммуникативному и адаптационному.
Коммуникативный аспект касается роли креативности в процессе общения. Известно, что общение является основным средством труда педагога, как и представителей других коммуникативных профессий. Данный аспект был выделен нами на основании работ ряда авторов (табл. 2).
Таблица 2
Коммуникативный аспект креативности профессиональной деятельности педагога
Авторы Общие положения
1 2
М. Каган, А. М. Эткинд (1988) Субъект-субъектное общение обладает такими параметрами, как восприятие уникальности партнера, переживание его ценности и предоставление свободы. В результате такого взаимодействия происходит формирование новой общности, совокупного субъекта - «Мы», и таким образом общение по своей природе оказывается творческой деятельностью. Эффективное обучение и воспитание предполагает, что в процессе педагогического общения учитель признает ученика принципиально равным себе, свободным
Окончание табл. 2
1 2
в выборе ценностей и психологически уникальным субъектом. Поэтому воспитание предстает и как общение, и как творчество, проявляющееся в готовности отказаться от стереотипов мышления, признать и объективно оценить представления учеников и при необходимости изменить собственные неадекватные установки
А. А. Бодалев (1983) Одним из качеств личности, необходимых для успешного делового общения, является воображение как неотъемлемая характеристика творческой личности. В общении воображение проявляется в умении ставить себя на место другого человека и видеть мир его глазами. Такое социальное воображение позволяет учитывать индивидуальное своеобразие каждого, что является главным принципом организации конструктивного воздействия на людей в профессиональном общении
Н. А. Тюрьмина (2004) «Коммуникативная креативность» - умение личности нестандартно и эффективно создавать новые возможности для решения проблем за счет активизации коммуникативного фактора, способность к открытию принципиально нового или усовершенствованного выполнения той или иной коммуникативной задачи. К наиболее выраженным когнитивно-поведенческим показателям коммуникативной креативности относятся: легкость в создании большого количества вариантов поведения, гибкость в изменении субъектом тактик реагирования, оригинальность в создании нестандартных способов разрешения коммуникативных ситуаций. Коммуникативная креативность учителя открывает широкие возможности по управлению коммуникативными ситуациями в профессиональной деятельности
Таким образом, коммуникативный аспект креативности состоит в том, что креативное общение делает межличностное взаимодействие более эффективным, позволяет конструктивно преодолевать барьеры общения, конфликтные и проблемные ситуации. Указанные факторы, несомненно, имеют большую значимость для успешной реализации профессиональной деятельности педагогов и преодоления ими стрессов общения, которые являются основной причиной возникновения профессионального выгорания.
Адаптационный аспект креативности представляет особый интерес, поскольку раскрывает данный феномен как фактор активной адаптации к изменяющимся условиям среды. В рамках данного аспекта нас в первую очередь интересуют психофизиологические и генетические корни креативности как творческого состояния человеческой психики, определяющего готовность и способность личности к решению творческих задач [2, 5]. Точки зрения разных авторов, рассматривающих роль креативности в данном аспекте, представлены в табл. 3.
Таблица 3
Адаптационный аспект креативности профессиональной деятельности педагога
Авторы Основные положения
1 2
С. А. Новоселов (2003), A. И. Половинкин, B. В. Попов (1995) Креативность обусловлена тем, что человеческий мозг - это динамически сложная, открытая, неустойчивая синергетическая система. Неравновесность мозговой системы становится источником ее новой пространственно-временной организации, новой упорядоченности более высокого уровня, соответствующей ин-тегративным изменениям внешнего и внутреннего мира конкретного человека. Генетически это связано с тем, что сама биологическая эволюция является историей динамической неустойчивости. Нейродинамическая неустойчивость мозга приводит к усилению поступающих от сенсорной системы сигналов, к появлению внутренней и внешней связанности, когерентности нейронных процессов и структур и тем самым к более эффективной адаптации к внешним и внутренним изменениям
В. Ф. Луговая (2005) Творческая активность личности является прогрессивным адаптационным механизмом и особым средством активной адаптации при недостатке у человека реального опыта, так как творческое воображение позволяет решать проблемы, находящиеся за пределами собственного опыта. Творческое воображение как компонент креативности выполняет адаптационную функцию, заключающуюся в «опережающей» интеграции действительности. Творчество в целом является одной из выработанных
Окончание табл. 3
1 2
человеком в процессе эволюции программ взаимодействия со средой, обеспечивающей оптимальную адаптацию к многообразным внешним воздействиям. Основу этой программы составляет механизм опережения, включающий эмоциональные преднастроечные реакции и прогнозирование
В. Ротенберг(2000) Поисковая активность, направленная на изменение ситуации в условиях неопределенности и лежащая в основе творчества, играет решающую роль в адаптации и сохранении здоровья, а также повышает стрессоустойчивость
М. Рунко и Р. Ричардс (M. Runco, R. Richards) (l999) Понятие «повседневное творчество» («Everyday creativity») касается творческих людей и проявлений (продуктов, идей, поведения) и означает повседневную творческую активность как во время работы, так и в свободное время. Такая активность характеризуется двумя наиболее общими критериями творчества - оригинальностью (предполагает новые или редко применяемые аспекты) и значимостью для других. «Повседневное творчество» рассматривается авторами двояко. Во-первых, это способность «выживать», отражающая «фенотипическую гибкость» человека, которая позволяет ему активно адаптироваться к изменяющимся условиям окружающей действительности. Во-вторых, это «гуманистическая сила, мотив непрерывного роста и личностного развития»
Учитывая стрессогенный характер профессионального выгорания, в рамках адаптационного аспекта креативности можно предполагать, что креативность как фактор, способствующий более высокой адаптивности и стрессоустойчивости человека, позволяет противостоять профессиональным стрессам, снижая уровень профессионального выгорания.
Существуют и эмпирические данные, свидетельствующие в пользу этого предположения. Так, исследование медицинских работников, проведенное Н. Е. Водопьяновой, показало, что высокий креативный потенциал отрицательно коррелирует с уровнем выгорания. В соответствии с этим исследователь предполагает, что риск выгорания уменьшается, если на рабочем месте создана творческая обстановка, а работник обладает силь-
ным творческим потенциалом и использует креативные способы решения жизненных и производственных вопросов [1].
Таким образом, феномен профессионального выгорания учителей (среди которых, по мнению психологов, это явление встречается особенно часто) достаточно широко изучен в психологической науке,. В то же время существуют теоретические и эмпирические основания, указывающие на важность творческого подхода учителя к профессиональной деятельности и свидетельствующие в пользу того, что креативность личности выступает фактором преодоления выгорания представителей профессий социономи-ческой группы. Однако непосредственного изучения влияния уровня креативности на профессиональное выгорание учителей не проводилось, и именно эта задача стала целью нашего исследования.
В исследовании, проводившемся с сентября 2008 г. по февраль 2009 г., приняли участие педагоги школ и профессиональных училищ г. Екатеринбурга. Все они в этот период проходили обучение по программе дополнительного профессионального образования «Повышение квалификации педагогов дополнительного образования», реализовавшейся в Институте развития регионального образования (ИРРО) Министерства общего и профессионального образования Свердловской области.
Выборка составила 60 чел. (женщины от 22 до 60 лет, средний возраст 40,1 лет, стандартное отклонение 10,5; стаж от 3 до 45 лет, средний стаж 20,6 лет, стандартное отклонение 12,0).
Для диагностики когнитивных факторов креативности применялась первая часть набора креативных тестов Вильямса, адаптированная на русскоязычной выборке Е. Туник, - Тест дивергентного мышления. Для измерения креативности как характеристики личности применялся опросник «Каков ваш креативный потенциал?» С. И. Макшанова. Оценка уровня профессионального выгорания осуществлялась с помощью опросника «Профессиональное выгорание» (вариант для учителей) Н. Е. Водопьяновой. Выбор перечисленных методик был обусловлен их высокой ва-лидностью и надежностью, а также тем, что они базируются на концепциях креативности и профессионального выгорания, которые служат теоретическими основаниями данного исследования, что позволяет получить наиболее достоверные и соответствующие цели данные.
Для определения эффектов креативности на показатели профессионального выгорания применялся однофакторный дисперсионный анализ ANOVA. Показатели каждой из шкал методик для оценки креативности
включались в дисперсионный анализ по отдельности как независимый (межгрупповой) фактор (качественная переменная) с тремя градациями значений: высоким, средним и низким уровнями. Зависимую количественную переменную составили показатели профессионального выгорания и фаза выгорания в целом (в соответствии с фазовой моделью выгорания.
Ex post facto применялся экспериментальный план, в рамках которого сравнивались участники с различными уровнями креативности по отдельным показателям профессионального выгорания и фазе выгорания в целом. Данные обрабатывались с помощью однофакторного дисперсионного анализа (ANOVA) в пакете статистических программ SPSS, версия 13.0.
Результаты изучения влияния эффектов креативности на компоненты профессионального выгорания приведены в табл. 4.
Таблица 4
Воздействие эффектов креативности на профессиональное выгорание
учителей
Компоненты профессионального выгорания Факторы креативности, снижающие уровень профессионального выгорания и его компонентов
Эмоциональное истощение 1. Дивергентное мышление: (¿(2, 57) = 4,711; р = 0,013). 2. Разработанность мышления: (¿(2, 57) = 3,454; p = 0,038)
Деперсонализация Дивергентное мышление: (¿(2, 57) = 4,231; p = 0,019)
Редукция личных достижений 1. Общий креативный потенциал: (¿(2, 57) = 3,135; р = 0,05). 2. Креативность личности: (¿(2, 57) = 4,608; р = 0,014). 3. Креативность в решении проблем: (¿(2, 57) = 3,855; р = 0,027)
Уровень (фаза) профессионального выгорания 1. Дивергентное мышление: (¿(2, 57) = 4,015; р = 0,023) 2. Общий креативный потенциал: (¿(2, 57) = 3,536; р = 0,036) 3. Разработанность мышления: (¿(2, 57) = 4,390; р = 0,017) 4. Креативность в решении проблем: (¿(2, 57) = 3,855; р = 0,027)
Примечание. F - значение критерия Фишера (¿-критерия) - статистика однофакторного дисперсионного анализа (ANOVA);
p - уровень статистической значимости результатов (р ^ 0,05 - высокий уровень значимости).
Данные таблицы показывают, что такие компоненты выгорания, как эмоциональное истощение и деперсонализация, в большей степени подвержены влиянию когнитивных факторов креативности (дивергентное мышление, разработанность мышления). Редукция личных достижений, предполагающая включение механизмов самооценки и самосознания педагогов, зависит, главным образом, от уровня выраженности креативности как характеристики личности, от степени проявления личностного креативного потенциала.
Полученные результаты мы интерпретировали согласно нашим представлениям о том, что снижающее воздействие креативности на профессиональное выгорание осуществляется опосредованно, путем ее проявления в процессах коммуникации и адаптации. Креативность делает личность более эффективной и гибкой в профессиональном общении, повышая степень удовлетворенности учителя от своей деятельности, а также увеличивает возможности адаптации к быстро меняющимся условиям профессиональной среды, минимизируя психоэмоциональные затраты в стрессовых ситуациях. Конкретизируя данные представления, можно сделать следующие выводы:
1. Учителя с высокой степенью развитости дивергентного мышления и его компонентов (когнитивные факторы креативности) наиболее гибко и эффективно осуществляют педагогическое общение. Это помогает им избежать обезличивания субъектов профессионального взаимодействия и предупреждает возникновение деперсонализации как бесчувственного и негуманного отношения учителей к ученикам и коллегам.
2. Высокий уровень развитости дивергентного мышления делает учителей менее подверженными деперсонализации и уменьшает риск развития у них эмоционального истощения и выгорания в целом. Вероятно, это обусловлено тем, что поддержание психологического контакта с субъектами труда позволяет творческим учителям получать конструктивную обратную связь, социальное признание и психологическое вознаграждение в виде морального удовлетворения от работы, дающие возможность подпитывать эмоциональные ресурсы для преодоления неизбежных профессиональных стрессов.
3. Учителя с высоким уровнем развития личностных факторов креативности более сензитивны к изменениям ситуации, способны осознать новизну сложившейся ситуации и сформулировать актуальную проблему, а также направляют свою активность на поиск всех возможных конструк-
тивных способов решения проблемы, в том числе выходящих за пределы их прошлого опыта. Таким образом, в проблемных и потому потенциально или актуально стрессовых ситуациях творческие учителя реализуют конструктивные копинг-стратегии [1], эффективно выходя из стрессовых ситуаций, рационально расходуя эмоциональные ресурсы, что значительно снижает риск возникновения у них профессионального выгорания.
4. Учителя с высоким уровнем развития личностных факторов креативности также менее подвержены редукции личных достижений (обесцениванию своей работы и своих профессиональных заслуг). Именно творческие учителя, способные быстро осознать необходимость изменений и применяющие для решения проблемных ситуаций активные конструктивные стратегии, достигают максимальных профессиональных результатов и потому видят значимость их личного вклада в решение возникающих проблем. Они воспринимают свою работу как социально значимую и высоко оценивают свои персональные достижения.
Таким образом, в результате нашего исследования теоретически и экспериментально обоснована возможность рассмотрения креативности как фактора преодоления профессионального выгорания педагогов, получены эмпирические факты, свидетельствующие в пользу того, что некоторые факторы креативности оказывают эффекты на профессиональное выгорание, снижая его уровень.
Результаты нашего исследования явились предпосылкой для разработки нами специализированного тренинга креативности для учителей, направленного на развитие у педагогов способности актуализировать свой творческий потенциал в профессиональной деятельности, и выступающего в качестве альтернативной и дополняющей технологии профилактики профессионального выгорания по отношению к существующим программам и тренингам антивыгорания, которые главным образом предполагают развитие навыков психической саморегуляции и применения конструктивных копинг-стратегий [1].
Анализ результатов нашего исследования позволяет нам предположить, что полученные данные являются лишь частным проявлением более глубоких взаимосвязей между креативностью личности и ее профессиональным развитием. Дальнейшее изучение данной проблемы, на наш взгляд, должно состоять в обосновании и проверке гипотезы о том, что креативность выступает важным фактором профессионального развития личности в целом, обусловливающим ее способность осознавать и преодо-
левать барьеры профессионального развития, находить конструктивные выходы из профессиональных кризисов, способствуя тем самым переходу на более высокие уровни профессионализма.
Полученные данные обосновывают также перспективность дальнейшего исследования глубинных механизмов влияния уровня креативности на успешность преодоления внешних и внутренних барьеров профессионального развития педагогов, результаты которого могут быть использованы для разработки соответствующих специализированных технологий, основанных на применении техник стимуляции творческой активности в контексте профессионального развития.
Литература
1. Водопьянова Н. Е. Профессиональное выгорание и ресурсы его преодоления. СПб.: Питер, 2003. 264 с.
2. Новоселов С. А. Дизайн искусственных стихов. Проект Сергея Новоселова. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2003. С. 283-323.
3. Подымов Н. А. Психологические барьеры в профессиональной деятельности учителя: дис. ... д-ра психол. наук. М., 1999. 390 с.
4. Сыманюк Э. Э. Психологические барьеры профессионального развития личности. М.: Изд-во МПСИ, 2005. 248 с.
5. Техническое творчество: теория, методология, практика: энцикл. слов.-справ. / под ред. А. И. Половинкина, В. В. Попова. М.: НПО «Ин-форм-система», 1995. 408 с.
6. Хрящева Н. Ю., Макшанов С. И. Тренинг креативности / / Психогимнастика в тренинге / под ред. Н. Ю. Хрящевой. СПб.: Речь; Ин-т тренинга, 2004. 256 с.
УДК 37.062(045)
Л. А. Лукинская, В. А. Чупина
ПРЕОДОЛЕНИЕ ГЕНДЕРНЫХ ПРОТИВОРЕЧИЙ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация. В статье представлены результаты изучения особенностей тендерного взаимодействия в высшем профессиональном образовании, которые сегодня носят противоречивый характер. Методологической основой работы послужи-