Научная статья на тему 'Влияние университетов на инновационное развитие региона (на примере Новгородской области)'

Влияние университетов на инновационное развитие региона (на примере Новгородской области) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
942
233
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОНОВ / УНИВЕРСИТЕТ / АГЕНТЫ ИННОВАЦИЙ / INNOVATIVE DEVELOPMENT OF THE REGIONS / THE UNIVERSITY / THE AGENTS OF INNOVATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Федотова Наталья Геннадьевна

Поиск эффективных механизмов, способствующих инновационному развитию российских регионов, становится сегодня актуальной проблемой. Одним из ключевых агентов инновационной деятельности является университет, роль которого в данном процессе не всегда объективно оценивается в регионах. В статье освещаются результаты прикладного исследования, в котором рассмотрены аспекты влияния университета на инновационное развитие региона, практики его взаимодействия с местным сообществом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The impact of universities on the innovative development of the region (on the example of the Novgorod region)

Innovative development is currently being used as an effective means of overcoming the crisis in the regions. World experience shows, that an important role in innovation development of the region occupies University as a generator of innovations. The article presents the results of applied research, which was held in Veliky Novgorod. Were studied the events, trends and problems of interaction of Novgorod state University Yaroslav-the-Wise (NovSU) with the local community. On the basis of the system analysis and interdisciplinary methodology (content-analysis, case-study, SWOT-analysis, expert poll) there were analyzed the characteristics and trends of influence of activity of the NovSU on the opportunities and prospects of innovative development of the Novgorod region. In General, on an example of the Russian region had been received confirmation of the fact that the universities and the local community is not enough interact with each other. Confirmed and the poor use of the scientific potential of universities in regional industries, and lack of sustainable institutional practices of interaction of innovative potential of the higher school with the local community. In the formation of the innovative environment of the region is crucial position of regional authorities. As the survey shows, the regional authorities are implementing a number of measures on transition to the intensive type of development of economy. The regional government gives preference to high-tech industries, carries out effective investment policies and поддреживает the development of small business. However, in the region there is a need for integrated and comprehensive support in the region of innovative projects, innovative environment, innovative enterprises. The author stresses that in the region are slowly developing industrial clusters, in spite of the fact, that the cluster is the most optimal form for innovative development of any scope of activity. In the NovSU there are institutions and the conditions for innovations (centers for support and maintenance of the innovation, Technopark), soon to be completed the construction of a business-incubator, which will help the development of innovations. The University actively influences the formation of innovative enterprises, among which a special role has branch IT-technologies, carries out scientific-research work for the enterprises of city and region, carries out expert activities. But in the local community University is considered, first of all, in the form of a structure of higher professional education. The author noted the negative impact of the lack of research funding from the state, as well as the existing gap between research and practice. The article also analyzes the problems, which inhibits the innovative development of the Novgorod region. Among them the most important is the problem of inconsistency of actions of the power, science, business in respect of the innovative development of the region.

Текст научной работы на тему «Влияние университетов на инновационное развитие региона (на примере Новгородской области)»

Вестник Томского государственного университета Философия. Социология. Политология. 2013. №1 (21)

УДК 316.33, 340.341, 304.4

Н.Г. Федотова

ВЛИЯНИЕ УНИВЕРСИТЕТОВ НА ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОНА (НА ПРИМЕРЕ НОВГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ)

Поиск эффективных механизмов, способствующих инновационному развитию российских регионов, становится сегодня актуальной проблемой. Одним из ключевых агентов инновационной деятельности является университет, роль которого в данном процессе не всегда объективно оценивается в регионах. В статье освещаются результаты прикладного исследования, в котором рассмотрены аспекты влияния университета на инновационное развитие региона, практики его взаимодействия с местным сообществом.

Ключевые слова: инновационное развитие регионов, университет, агенты инноваций.

Постиндустриальная эпоха актуализирует появление новых социокультурных и экономических приоритетов, которые способны обеспечить динамичное развитие российских регионов. Характерные черты постиндустриального, или информационного, общества еще несколько десятилетий назад изучали такие мыслители, как Дэниел Белл, Элвин Тоффлер, Мануэль Кас-тельс и многие другие. Ученые единодушно констатировали, что на новой ступени развития человечества, которое идет на смену индустриальной, существенно повышается значимость теоретических знаний, творческих идей, коммуникативных сетей и деятельности, связанной с обработкой информации.

В частности, американский футуролог Элвин Тоффлер назвал новое состояние общества «третьей волной», а его приход описал как свертывание таких характерных для общества «второй волны» факторов, как стандартизация, синхронизация, концентрация, максимизация и централизация [1. С. 92116]. Автор предложил фиксировать наступление новой волны, связав этот процесс с численным перевесом работников в «белых воротничках» над работниками в «синих воротничках».

Так или иначе, но речь идет о наращивании процесса интеллектуализации труда и о ресурсной интерпретации понятий «знания» и «информация», а также о появлении социального (человеческого) капитала, являющегося источником креативных идей и новаций. Основным ресурсом роста производства и развития экономики является деятельность талантливых, креативных людей, способных генерировать идеи, создавать прибавочный продукт за счет интеллектуальной деятельности или, проще говоря, создавать инновации.

Между тем подобные концептуальные размышления как нельзя лучше демонстрируют способы решения стратегических проблем инновационного развития российских регионов. Инновационное развитие сегодня рассматривается как эффективное средство преодоления кризиса, реструктуризации экономики, формирования рынка высоких технологий. В связи с этим оче-

видно, что вложения в человеческие ресурсы, в НИОКР, создание благоприятной к инновациям инфраструктуры становятся сегодня долгосрочным фактором выживания региона в современных условиях рынка.

Концептуальный анализ понятия «инновация» свидетельствует, как минимум, о трех основных смысловых компонентах данного явления. Во-первых, любая инновация - это следствие творческого, креативного процесса, которое приводит к новым идеям, открытиям, знаниям. Во-вторых, инновация является результатом «научных исследований и разработок, направленных на совершенствование процесса деятельности производства» [2. С. 12], на создание нового продукта, новшества в финансовой, организационной, образовательной и иной сфере, ведущих в итоге к экономии затрат или повышению эффективности производства. В-третьих, важным свойством инновации является элемент практического освоения того или иного новшества, вовлечение в экономический оборот результатов интеллектуальной деятельности, что в целом связано с коммерциализацией знаний, открытий, идей.

Таким образом, в инновационном процессе большое значение имеет не только элемент открытия и творчества, но и факт внедренности новации в производство, что обеспечивает качественный рост эффективности процессов или продукции. Генерация новых знаний предполагает процесс перехода от стадии интеллектуального продукта в производство (трансфер технологий).

Следовательно, процесс инновационного развития регионов неотделим от решения многочисленных вопросов, которые возникают на этом пути. Действительно, вложения в социальные ресурсы, в науку, в НИОКР, в агентов инноваций становятся долгосрочным фактором выживания российского региона. Однако здесь важно учитывать возникающие проблемы формирования благоприятной к инновациям среды, создания необходимой и доступной для инноваций инфраструктуры и, в целом, организации устойчивой институциональной платформы, которая бы могла обеспечить эффективность трансфера технологий.

Не менее серьезным является и вопрос об акторах инновационных локу-сов, которые способны взять на себя роль ключевых агентов процесса генерации интеллектуальных, технических и социальных инноваций. Учитывая мировой опыт следует заметить, что стратегически ключевую роль здесь играет университет как мощный генератор инноваций, а также «производитель» социальных, творческих ресурсов. Именно на базе университетов во многих странах мира были созданы различные инновационные структуры, деятельность которых затем способствовала инновационному развитию территорий.

Именно университет в нынешних условиях, когда данный процесс в России слабо координируется государством, а финансирование НИОРК на региональном уровне осуществляется не на должном уровне, может занять ключевые позиции в развитии инновационной деятельности.

Существует предположение, что университеты и местные сообщества в регионах России недостаточно взаимодействуют друг с другом в контексте развития инновационной деятельности. В связи с этим назрела потребность в оптимизации механизмов этого взаимодействия, комплексного обеспечения использования научного потенциала университетов в региональных производ-

ствах, формирования устойчивых институциональных практик взаимодействия инновационного потенциала высшей школы с местным сообществом.

Для того, чтобы объективно оценить опыт взаимодействия между университетом и местным сообществом, а также выявить особенности влияния университета на инновационное развитие регионов, в 2012 г. Томским МИОН был инициирован сетевой исследовательский проект общероссийского масштаба. В данной работе освещается часть результатов данного проекта, которые были получены в Великом Новгороде.

В рамках указанного проекта новгородскими учеными были проанализированы различные аспекты влияния Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого (НовГУ) на инновационное развитие Новгородского региона. Предметом изучения явились каналы, практики и проблемы институциональных и неформальных взаимодействий НовГУ с местным сообществом, инновационный потенциал университета и региона, формы и способы инновационный активности НовГУ, направленность и результаты влияния университета на формирование «точек роста» инновационного развития Новгородской области.

На основе принципов структурного и системного анализа, современной междисциплинарной методологии (са8е^^у, SWOT-анализ, контент-анализ официальных и отчетных документов) с использованием методов качественного среза первичной информации (экспертные интервью с представителями власти, бизнеса, университета, общественности) были проанализированы характер и тенденции влияния деятельности НовГУ на возможности и перспективы инновационного развития Новгородского региона. Рассмотрим основные результаты данного исследования.

1. Общие характеристики региона. Новгородская область входит в состав Северо-Западного федерального округа, имеет выгодное географическое положение, так как располагается между двумя российскими столицами -Москвой и Санкт-Петербургом. Численность населения, по данным Госкомстата России, на 1 января 2012 г. составляла 629 748 жителей [3].

Структура сферы производства в регионе во многом сложилась в перестроечное время, когда начался процесс капитализации промышленных и сельскохозяйственных ресурсов. Стоит отметить, что начиная с 90-х гг. в регионе был начат интенсивный процесс привлечения иностранных инвестиций. Их объем оказался больше, чем в большинстве регионов России. Наиболее крупные иностранные инвестиции были вложены в пищевую, лесную, деревообрабатывающую и целлюлозно-бумажную промышленность.

В регионе действуют восприимчивые к инновациям производства (машиностроение, энергетика, обрабатывающие производства, сфера информационно-телекоммуникационного производства). Одним из приоритетных направлений развития Новгородского региона может стать культурнотуристическая деятельность, которая, однако, еще не получила своего полного развития. В Новгородском регионе сохранилась уникальная культурноисторическая среда, аутентичность которой обусловлена историческими памятниками древнерусской архитектуры, активизацией элементов традиционной культуры области, наличием богатого артефактами и смыслами символического потенциала области. В частности, на территории области располо-

жено более 4 тыс. памятников федерального, регионального и муниципального значения, 37 из которых включены в список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.

В Новгородской области присутствует некоторый задел для формирования инновационной инфраструктуры, регион располагает научными и предпринимательскими ресурсами, имеет выгодное географическое положение, в региональной экономике присутствуют восприимчивые к инновациям производства.

2. Отношение региональных властей к инновационному развитию региона. В формировании инновационной среды региона решающее значение приобретает региональная политика в области инноваций. Как следует из официальных документов, в регионе озвучен переход на интенсивный тип развития экономики, в условиях которого высокотехнологичные производства должны составить основу роста экономического потенциала области [4].

Региональной властью осознается важность поддержки инноваций. В Новгородской области проводится ряд мероприятий по переходу на интенсивный тип развития экономики, проводится грамотная инвестиционная политика, осуществляется многосторонняя деятельность по стимулированию развития малого бизнеса. Вместе с тем проведенный экспертный опрос представителей наукоемких производств, университета, общественности и власти показал, что в области отсутствует унифицированная и комплексная поддержка инновационных проектов, инновационной среды, инновационных предприятий.

Представители областной и городской власти рассматривают сам факт внедрения инноваций применительно лишь к процессу технической модернизации промышленности. В результате инновационный потенциал области не реализуется в части использования ресурсов университета, способного осуществлять НИОКР для потребностей региона. От властных элит требуется стимулирование восприимчивости региональной промышленной среды к инновациям, особенно в период только формирующегося рынка, при низком уровне конкуренции продукции, что в итоге является одной из важнейших задач как государственных, так и региональных органов власти.

Кроме того, у представителей региональной власти существует весьма размытое представление как об агентах инновационной деятельности, так и о стратегическом планировании развития инноваций в Новгородской области. Контент-анализ официальных документов областной власти и экспертный опрос показали, что региональная власть высоко оценивает потенциал Нов-ГУ, однако не принимает во внимание инновационную активность университета. Для того чтобы взаимодействие между университетом и властью не ограничивалось формальным уровнем, требуется создать устойчивые коммуникативные практики между представителями власти и НовГУ в контексте инновационного развития региона.

3. Инновационные ресурсы региона. Инновационное развитие региона во многом зависит от наличия и эффективной деятельности региональных инновационных ресурсов. Речь в данном случае идет об инновационных структурах, институтах, а также агентах, внедряющих инновации. К инновационным институтам нередко относят не только научные и исследователь-

ские учреждения или бизнес, реализующий инновации, но и промышленные предприятия, ведущие НИР и работающие с высокотехнологичной продукцией, малые инновационные предприятия, а также посредников, координаторов между инновацией и производством.

В Новгородском регионе действуют научно-координационный совет при администрации Новгородской области, Новгородский научно-координационный центр, который является региональным представителем Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере (ФСР МП НТС), Новгородский центр научно-технической информации, инновационно-технологический центр «Трансвит» (созданный для развития инфраструктуры инновационной деятельности Новгородской области) и прочие структуры.

Среди научно-образовательных учреждений особое место занимает Новгородский государственный университет им. Ярослава Мудрого, и это единственный научно-инновационный комплекс такого масштаба. Кроме того, высшее профессиональное образование представлено и 10 филиалами иногородних вузов.

Наконец, в Новгородской области функционируют, по разным данным, 50-60 организаций и предприятий, которые, так или иначе, занимаются вопросами наукоемких производств, инновационной деятельностью, венчурными проектами.

Между тем мировой опыт показывает, что инновационное производство, а также сам процесс внедрения инноваций является весьма сложным и для него необходимы особые институциональные формы. Для полноценной инновационной деятельности требуется наличие регионального инновационнотехнологического механизма с максимальным использованием потенциала университета как генератора инноваций. Данный шаг предоставит возможность интеграции различных наукоемких производств, технологий и поисковых прикладных научно-исследовательских работ на единой территории или совокупности специализированных территорий, где будут созданы особые условия благоприятствования для всех правовых форм организации инновационных сообществ. В мировой практике такой механизм носит название кластера.

Кластер является наиболее оптимальной формой для инновационного развития любого вида деятельности (от индустрии культур до нанотехнологий). Эффект и преимущество кластера кроются в синергийной деятельности его участников, которые имеют возможность осуществлять свою деятельность при межотраслевом взаимодействии. Впервые обосновал концепт кластера Майкл Портер [5], который понимал его как группу географически соседствующих взаимосвязанных компаний и связанных с ними организаций, действующих в определенной сфере и дополняющих друг друга.

По мнению российских ученых, в настоящее время «кластеры должны быть главным объектом государственной политики стимулирования инноваций: от поддержки отдельных предприятий, удовлетворяющих определенному перечню критериев как инновационные, необходимо переходить к поддержке не просто групп предприятий, но эффективных взаимосвязей между участниками инновационной системы» [6. С. 174]. В кластере могут сосущест-

вовать не только предприятия-производители, но и обслуживающие их компании, образовательные учреждения, финансовые институты развития, технопарки. Развитие кластеров становится неотъемлемым элементом инновационной политики государства. Наиболее впечатляющим примером здесь является Финляндия, государственное управление которой перешло от отраслевой модели к кластерной. При этом сама инновационная система Финляндии основана на взаимодействии государства, предприятий и университетов [7].

В Новгородской области процесс создания и развития кластеров находится лишь в зачаточном состоянии. По инициативе Новгородского государственного университета планируется создать первый отраслевой 1Т-кластер. На базе того же НовГУ в 2013 г. планируется открыть бизнес-инкубатор, который создаст благоприятные условия для открывающихся инновационных предприятий.

4. Инновационный потенциал университета. Развитие инновационных процессов во многом зависит от инновационного потенциала региональных вузов. Среди признаков инновационной деятельности вуза чаще всего отмечаются наличие институциональной структуры, способной обеспечить поддержку инновационной деятельности (центры консалтинга, технопарки, предприятия информационных, консультационных услуг и пр.), а также научно-исследовательские ресурсы.

Новгородской государственный университет им. Ярослава Мудрого является одним из ключевых агентов инновационного развития Новгородского региона. В НовГУ имеются инновационные комплексы и инфраструктура, способствующие развитию науки, образования и обслуживания наукоемкого бизнеса: Управление инновациями НовГУ, Технопарк, Инновационнотехнологический центр, Центр патентования НовГУ, Центр маркетинга, Научно-исследовательский центр, Университетский центр качества, Центр новых информационных технологий и другие подразделения.

Университет активно влияет на формирование «точек роста» инновационных производств, среди которых особое место занимает отрасль 1Т-техно-логий, привлекает инвестиции в научно-исследовательскую деятельность. По инициативе НовГУ создано 18 инновационных предприятий [8], ведется работа по созданию отраслевого 1Т-кластера, который будет функционировать при использовании инновационного потенциала вуза. Подходят к завершению и ремонтные работы для открытия бизнес-инкубатора, который предоставит студентам и учёным университета физическое пространство для работы, оснащённые на основе совместного пользования помещения, доступ к большому набору услуг и хорошо подобранный комплекс программ деловой поддержки.

Важным показателем инновационного потенциала университета является наличие и функционирование научно-исследовательских и учебных платформ, где присутствует возможность создания и апробации новых знаний, идей, изобретений. В НовГУ к 2012 г. создано более 50 научных центров, научно-исследовательских и учебно-исследовательских лабораторий. При этом НовГУ учитывает тенденции развития региона путем подготовки специалистов в сфере наукоемких производств (в частности, готовится к открытию направление «мехатроника»).

Университет нередко выполняет НИОКР для предприятий города и области, осуществляет экспертную деятельность. Следует отметить, что основным каналом взаимодействия научно-исследовательского потенциала НовГУ с региональными предприятиями остаются неформальные связи и личные контакты.

Между тем негативным является тот факт, что в местном сообществе НовГУ рассматривается, в первую очередь, как структура высшего профессионального образования. Представители бизнеса, власти, общественности слабо информированы о научно-исследовательских возможностях НовГУ, направлениях его деятельности, лабораториях, научных школах, инновационных структурах. Поэтому для НовГУ важно осуществлять позиционирование университета как генератора инноваций, регулярно информировать региональное сообщество о направлениях, проектах, программах инновационной деятельности в НовГУ.

Экспертный опрос показал, что в университете нередко научные работы дистанцированы от практики (что обусловлено излишним академизмом), негативно сказывается и недостаточное финансирование деятельности университетов со стороны государства, что влечет отсутствие мотивации у представителей науки и старение кадров.

5. Особенности практик взаимодействия университета с местным сообществом. Непосредственное влияние НовГУ на инновационное развитие региона осуществляется через различные практики: выполнение заказов на НИОКР, экспертную деятельность представителей университета, целевую подготовку специалистов, реализацию совместных проектов и пр.

Как показывают результаты исследования, ряд представителей местного сообщества воспринимают НовГУ основным генератором инноваций. На экспертный вопрос (какие структуры в регионе выступают основными генераторами, агентами инновационного развития?) нередко были получены следующие ответы: «Основным генератором идей ... в нашем регионе является НовГУ, который объединяет ученых, изобретателей, разработчиков, носителей креативных идей» (представитель инновационного предприятия).

Вместе с тем представители промышленного производства, восприимчивого к инновации, отметили отсутствие плодотворного сотрудничества с НовГУ ввиду неэффективной системы поддержки практик взаимодействия со стороны университета. Было выявлено, что именно неформальные связи и личные контакты часто становятся основным каналом взаимодействия научно-исследовательского потенциала НовГУ с региональными предприятиями.

Использование метода саяе^І^у как развернутого примера показательных форм взаимодействия НовГУ с местным сообществом подтвердило тот факт, что самые успешные практики такого сотрудничества в области инноваций состоялись благодаря личному участию заинтересованных лиц, инициаторов этого процесса. В целом выявлена тенденция, что сам процесс установления связей с предприятиями региона в НовГУ не носит системного или универсального характера.

Между тем представители многих региональных структур (власть, бизнес, институты гражданского общества, СМИ) выразили заинтересованность во взаимодействии с университетом. Некоторые эксперты отметили, что пло-

дотворного сотрудничества между НовГУ и местным сообществом не сложилось ввиду отсутствия системы поддержки практик взаимодействия со стороны университета. Представитель промышленного производства ответил на вопрос о сотрудничестве так: «К сожалению, нет ... в первую очередь из-за отсутствия достаточной информации, что может НовГУ» (представитель бизнеса).

Для того чтобы расширить направления инновационной деятельности, найти новые приоритетные для региона ниши внедрения инноваций, университету следует более чутко реагировать на потребности региональной среды, периодически анализировать рыночную ситуацию самыми разными методами (маркетинговые срезы, мозговой штурм и др.).

В НовГУ существуют вполне благоприятные условия для реализации научно-исследовательского и инновационного потенциала в области энергосбережения, строительства, биотехнологий, информационно-телекоммуникационных технологий и прочих сферах, восприимчивых к инновации.

Развитие инновационного потенциала НовГУ, с точки зрения представителей инновационных предприятий, лежит в расширении масштабов действующей в университете инновационной инфраструктуры для создания новых наукоемких производств.

Большинство экспертов также отметили, что влияние НовГУ на инновационное развитие области было бы более существенным, если бы для инноваторов были созданы благоприятные условия, способные остановить отток талантливой молодежи в столицу и в иностранные фирмы.

6. Социокультурная среда. В формировании среды, восприимчивой для инноваций, весьма существенную роль играет не только обеспечение институциональных форм, аккумулирующих процесс создания новшеств, но и наличие определенных социокультурных условий, в которых могли бы осуществлять свою творческую деятельность инноваторы.

В конце XX столетия в науке популярными стали суждения о том, что средством повышения конкурентоспособности региона являются социокультурные механизмы, которые опосредованно оказывают влияние на динамику экономики. Постепенно культура, социальные ресурсы и факторы, создающие атмосферу творчества, стали рассматриваться как часть символического капитала, способного дать новый импульс для развития провинциальных российских регионов [9. С. 59]. Появились концепты «культурный капитал», «креативная экономика», «социальный капитал», «креативный класс».

Профессор Ричард Флорида в своих работах обратился к особенностям функционирования креативной экономики, основанной на генерации новых знаний, проектном мышлении, творческом воображении, способности генерировать доход и создавать рабочие места благодаря использованию интеллектуальной собственности. При этом он убедительно показал, что именно креативность, как «способность создавать значимые новые формы» [10. С. 19], становится движущей силой современной экономики. В связи с этим, Р. Флорида особое внимание уделяет тем, кто способен производить и внедрять в производство элементы интеллектуальной собственности, умеет генерировать изменения. Он называет их «креативным классом».

Согласно исследованиям британских и американских ученых, чтобы привлечь креативных людей (homo creativus), помимо высокой зарплаты, требуется создать конкурентоспособную городскую инфраструктуру, благоприятные инновационные и креативные условия. Креативный класс предпочитает жить там, где существует возможность для творческого развития, где есть условия для релаксации, постоянного доступа к качественному досугу. Поэтому, чтобы обеспечить в регионе процесс генерации инноваций, необходима соответствующая социокультурная, творческая среда, которая является важнейшим условием для жизни и творчества инноваторов.

О важности сказанного говорит и общероссийская статистика. Согласно результатам опроса 1150 инноваторов из 52 регионов России, которым был задан вопрос о том, что более всего способствует процессу развития инноваций в России, каждый третий (33,1 %) ответил, что это уникальная творческая атмосфера [11].

В постиндустриальном мире главным инновационным ресурсом становятся люди с их знаниями, талантами, способностями и желаниями. Для того чтобы потенциальные инноваторы оставались в регионе, необходимо создать условия для их творческой реализации.

Проведенный в рамках данного исследования экспертный опрос показал, что некоторые эксперты осознают важность борьбы за молодых, креативных и талантливых людей в регионе, а также создания для них соответствующей креативной социокультурной среды. Так, представитель университета отметил, что приоритетом в регионе должно являться формирование и «развитие человеческого потенциала и создание благоприятных условий для жизни».

7. Проблемы развития инновационной деятельности в регионе. В Новгородском регионе развитие инноваций сдерживается рядом проблем, которые следует учитывать при анализе взаимодействий университета с местным сообществом, а также при разработке стратегий и программ поддержки инновационного развития в регионе.

Общероссийские опросы показывают, что инноваторы постоянно сталкиваются с барьерами, которые тормозят их деятельность. Так, серьезным препятствием процесса создания инновационных проектов в России являются бытовые и социальные проблемы. Агенты инноваций нередко вынуждены решать первоочередные личные проблемы, связанные с оплатой квартиры, образования, приобретения необходимых товаров и т.п. Кроме того, четверть респондентов отметила и препятствия со стороны действующей власти, которые выражаются, например, в высоком уровне коррупции [12] .

Вместе с тем общероссийскими следует назвать и такие проблемы в развитии инновационной деятельности, как низкий спрос на инновационную продукцию вследствие низкого уровня жизни населения в большинстве российских регионов, слабость институциональной среды, нехватка кадров, проблемы в области правовой защиты интеллектуальной собственности. В частности, по Глобальному индексу конкурентоспособности Россия занимает 119-е место по силе защиты прав на интеллектуальную собственность [13], что негативно сказывается и на развитии рынка интеллектуальной собственности, и на формировании инновационной экономики.

Данный спектр проблем напрямую касается многих российских регионов, в том числе и Новгородской области. При этом, согласно результатам экспертного опроса, основным барьером для внедрения инноваций в регионе респонденты нередко называли низкий уровень самых разных ресурсов, необходимых для развития инновационной деятельности.

Так, многие эксперты отметили отсутствие финансовых ресурсов или отсутствие достойного финансирования. Отсюда препятствием для генерации инноваций в регионе признается нехватка у промышленности и многих предприятий собственных средств на динамичное развитие, обновление основных фондов, реструктуризацию производства. Также экспертами отмечается и отсутствие централизованных источников финансирования, заемных и привлеченных средств: «Барьером является дефицит доступных финансов, например, беззалоговые, беспоручительские кредиты, т.е. «длинные деньги» (представитель инновационного предприятия). Спад производства в отраслях экономики и постоянный дефицит денежных средств у предприятий не оставляют ресурсов для инновационной деятельности.

Вместе с тем в регионе ощущается и слабое развитие инновационной инфраструктуры (прежде всего, межотраслевых кластеров, бизнес-инкубаторов, технопарков и пр.). «Инновационные предприятия - это достаточно рисковое предпринимательство, поэтому необходима соответствующая инфраструктура, генерирующие эти ресурсы. Заинтересованные специалисты должны знать, куда им пойти, где получить деньги, консультационную помощь ... эти структуры сфокусированы в основном в университете, но они пока еще находятся в зачаточном состоянии» (представитель инновационного предприятия).

Так или иначе, но отсутствие кластеров и крупных бизнес-инкубаторов -это тоже своеобразный барьер для инноваторов, которые осуществляют свою деятельность в сложных институциональных и правовых условиях.

Также экспертами нередко отмечалась и проблема социальных ресурсов, пополнения кадрового резерва, особенно на стадии создания инноваций. В инновационной деятельности необходимы молодые и мотивированные кадры, которые способны не только изобретать новые знания, но и видеть перспективу инновационного предпринимательства, возможности для коммерциализации идей. В связи с этим возникает потребность стимулирования и поддержки со стороны региона таких молодых людей, и формы этого могут быть самыми разными: от конкурсов до льгот или целевого финансирования.

Глубокий срез экспертного мнения позволил выявить весьма серьезную проблему, которой не всегда уделяется внимание специалистами при анализе регионального развития инноваций. В Новгородском регионе наблюдается несогласованность действий власти, науки, бизнеса в отношении инновационного развития области. В связи с этим актуализируется вопрос создания налаженной системы взаимодействия всех структур и участников инновационного процесса, который нередко находит свое решение в создании продуманной институциональной структуры инновационной деятельности. Агенты инновационной деятельности, представители власти и прочие структуры функционируют чаще всего разобщенно, поэтому работа некоторых институтов слабо интегрирована в общее инновационное пространство региона.

Перспектива инновационного развития Новгородского региона должна быть подкреплена наличием грамотно разработанной стратегии инновационного развития региона, созданием регионального инновационно-технологического механизма с активизацией всех инновационных ресурсов и максимальным использованием потенциала университета как генератора инноваций.

8. Предложения по оптимизации процесса взаимодействия университета и местного сообщества. В рамках проведенного исследования влияния университета на инновационное развитие региона был разработан перечень рекомендаций, направленных на оптимизацию процесса взаимодействия НовГУ и местного сообщества. Рекомендации были разработаны на основе полученных в исследовании данных, а также с учетом общероссийских и мировых практик инновационного развития регионов.

Инновационная деятельность в российских регионах может выйти на новый уровень благодаря использованию следующих проверенных временем механизмов: увеличение государственного финансирования сферы НИОКР, концентрация внимания на конкретных областях науки, формирование благоприятной для инноваций среды, создание продуманной инновационной инфраструктуры.

В связи с этим для Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого, как ключевого актора инновационного процесса, было рекомендовано осуществить ряд мер для повышения эффективности использования научно-исследовательского потенциала вуза в инновационном развитии региона. В частности, рекомендовалось:

• разработать целостную концепцию развития инновационной деятельности университета, которая стала бы частью программы стратегического развития НовГУ;

• способствовать созданию специализированных научных центров, поощрению инновационных проектов в университете по приоритетным направлениям экономического развития региона;

• создать центр экспертизы инновационных проектов как связующего звена в рамках сотрудничества нескольких исследовательских групп из университета и партнеров из сферы промышленности;

• стимулировать процесс интеграции между фундаментальным и прикладным уровнями научного знания, актуализации проблематики проводимых в университете научно-исследовательских работ в соответствии с социально-экономическими потребностями региона;

• периодически анализировать потребности региональной среды с использованием потенциала кафедр и современных методик (маркетинговые среды, мозговой штурм, SWOT-анализ, са8е^^у) для определения перспективных исследовательских ниш и региональных потребностей в генерировании инноваций.

Кроме того, в целях увеличения эффективности функционирования организационной структуры и структуры управления инновационными процессами в НовГУ было предложено проводить целенаправленную политику по инициированию и поддержке появления различного рода кластеров как «точек роста» инновационной и креативной экономики (кластеров 1Т, творческого, автомобильных компонентов, лесопромышленного, энерготехнологий,

электротехники, медицинской техники и пр.). Также отмечены и потребность в дальнейшей поддержке процесса формирования инновационного ядра в университете, интеграция образовательной, научной и предпринимательской деятельности, дальнейшее развитие научно-исследовательской базы для проведения инновационных исследований и внедрения современных технологий в производство. Наконец, помимо прочего, было рекомендовано уделять особое внимание проведению и организации на базе университета региональных и общероссийских инновационных форумов, конференций, семинаров.

Обязанность поддержать инновационное развитие региона должны взять на себя региональные и муниципальные органы власти. Рекомендации, которые были разработаны для властных элит, носят комплексный характер, сочетая в себе меры административного характера с предложениями по нормативно-творческой деятельности, применением финансовых стимулов развития инновационной деятельности и пр.

В частности, в целях обеспечения благоприятной среды для инновационного развития Новгородского региона органам областной и муниципальной власти была рекомендована разработка целостной концепции инновационного развития региона, а также региональной стратегии координации инновационной деятельности, в которых бы учитывались экономические приоритеты области и все компоненты структуры инновационного процесса. Реализация грамотной инновационной политики, направленной на интеграцию научного потенциала с возможностями производства для решения проблем общеэкономического характера в регионе, также явилась бы действенной мерой в этом направлении.

Среди рекомендаций по реализации взвешенной инновационной политики на региональном уровне были сформулированы следующие предложения:

• стимулирование процесса создания и развития в регионе кластеров, бизнес-инкубаторов, малых инновационных предприятий, что могло бы существенно способствовать интенсификации инновационного развития региона за счет повышения эффективности производства, интеграции и тесного взаимодействия образования, науки и производства в единой системе;

• поддержка и создание специализированных научных центров в области инноваций, инновационных проектов с учетом приоритетных направлений экономического развития региона;

• устранение правовых барьеров в сфере интеллектуальной собственности;

• многосторонняя поддержка малого бизнеса и особенно в сфере инновационной деятельности (что в итоге может стать одним из приоритетных направлений региона);

• популяризация среди представителей регионального бизнеса необходимости инновационного пути развития современного производства, преимуществ наукоемких и высокотехнологических производств (путем проведения семинаров, форумов, конференций с участием науки и бизнеса);

• проведение мониторинга регионального рынка для определения потребностей региона в инновационных продуктах, в инновационном производстве, в инноваторах, в агентах и участниках инновационного процесса.

Кроме того, в предложениях для власти было акцентировано внимание на использовании финансово-экономических стимулов активизации инновационной деятельности в регионе, которые являются актуальными вследствие слабого финансирования процесса освоения новых технологий и наукоемкой продукции (создание инновационного фонда, финансирование на безвозвратной основе инновационных проектов, конкурсное размещения бюджетных средств для реализации инновационных проектов и пр.).

В перечне рекомендаций, которые были разработаны для университета, власти и местного сообщества, отмечалось, что процесс формирования инновационного ядра сконцентрирован в основном в НовГУ. В связи с этим для роста инновационного потенциала региона необходимы различные практики с максимальным использованием потенциала университета и созданием условий для всех правовых форм организации инновационных сообществ.

Для обеспечения плодотворного сотрудничества в области инноваций было рекомендовано разработать соглашение между НовГУ и органами областной и муниципальной власти, в котором бы определялись механизмы исследования кадровых потребностей региона, способы информирования представителей местного сообщества о возможностях и инновационных ресурсах университета, обозначались институциональные формы по осуществлению заказов на выполнение НИОКР со стороны наукоемких производств, по осуществлению процесса привлечения экспертного сообщества университета для решения задач региона и т.д.

В целом же для Новгородского региона было предложено сформировать единое инновационное пространство с благоприятными инфраструктурными условиями и максимально эффективным использованием всех имеющихся ресурсов со стороны научно-образовательного комплекса, бизнеса и власти. Такие меры могут способствовать устранению несогласованности и раздробленности инновационного потенциала области и тем самым улучшить перспективы инновационного развития региона.

В заключение отметим, что инновационная деятельность и в Новгородском регионе, как и в других российских регионах, могла бы стать стратегическим фактором дальнейшего развития. Экстенсивные факторы роста (увеличение масштабов добычи и освоения невозобновляемых ресурсов и др.) рано или поздно приблизятся к уровню своего максимального использования. Именно в связи с этим необходим коренной пересмотр сложившейся в регионах ситуации слабой оценки роли науки и инноваций.

В ходе исследования на примере конкретного российского региона было получено подтверждение того, что университеты и местное сообщество недостаточно взаимодействуют друг с другом. Подтвердилось неполное использование научного потенциала университетов в региональных производствах, отсутствие устойчивых институциональных практик взаимодействия инновационного потенциала высшей школы с местным сообществом. Как показывают результаты исследования, в регионе сложилась ситуация несогласованности действий власти, науки, бизнеса в отношении инновационного развития области. Для того, чтобы оптимизировать процесс взаимодействия между университетом и региональным сообществом в контексте инновационного развития регионов требуется (помимо решения стратегических, ком-

муникативных, финансовых и координационных задач) создать устойчивую и дееспособную институциональную структуру, которая бы интегрировала интересы и деятельность всех участников инновационного процесса и ключевых агентов, генерирующих инновации.

Литература

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Тоффлер Э. Третья волна. М., 2002.

2. СувороваА.Л. Инновационный менеджмент. М., 1999.

3. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. - URL: http://www.gks.ru

4. Как инвестировать в Новгородской области / Экономический комитет Новгородской области. Великий Новгород, 2012.

5. Портер М. Международная конкуренция. М., 1993.

6. Буренина И.В., Овчинникова А.А. Проблемы формирования кластеров // Альманах современной науки и образования. Тамбов: Грамота, 2010. № 12 (43).

7. Инновационное развитие регионов - зарубежный опыт (организационные и экономические механизмы) / Под ред. А. П. Лунева, И.Ю. Петровой. Астрахань, 2009.

8. Официальный сайт Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого. - URL: http://www.novsu.ru

9. Федотова Н.Г. Сфера культуры как стратегический ресурс региона // Вестник НовГУ. Серия: «Гуманитарные науки». № 63. 2011. С. 58-65.

10. Флорида Р. Креативный класс: люди, которые меняют будущее. М., 2005.

11. НАИРИТ подытожила работу инновационного сектора России в первом полугодии // http://unova.ru/2012/08/23/24069.html.

12. НАИРИТ подытожила работу инновационного сектора России в первом полугодии // http://unova.ru/2012/08/23/24069.html.

13. Хватова Т.Ю. Методология формирования адаптивной национальной инновационной системы во взаимодействии с институциональной средой: автореф. дис. ... д-ра экон. наук. СПб., 2012.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.