Scientific Journal Impact Factor
ВЛИЯНИЕ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ К МЫСЛИТЕЛЬНЫМ ДЕЙСТВИЯМ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УЧЕБНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Т. Б. Норимбетов канд. психол. наук. доц. каф.
«Социально - гуманитарных дисциплин» Алмалыкского филиала ТГТУим. И.А.Каримова. Н.Т.Норимбетова методист начального образовании ГУНО. Ташкентской области.
Аннотация: В данной статье рассматривается взаимосвязь процесса мышление с учебной деятельности. Это взаимосвязь формирует у младших школьников определенных знаний, умений и навыков. Мышление в учебной деятельности реализуются в основном посредством системы заданий, направленных на выполнение различных практических и исполнительских и действий, направленных на актуализацию и закрепление знании воспроизводящих. Эти виды действии в учебной деятельности совокупности составляют группу репродуктивных действий, так как их осуществление основано на заданной цели от учащихся. Кроме этого мыслительные действия, определяемые по следующим заданиям установить причинно следственную связь выделить в объекте его составляющие аналитические найти отличие и сходство сравнительные сделать вывод выделить общее и существенное. А также образуют действия контролирующие и оценочные и продуктивных действия требующие формирования какого либо новообразования. Соотношение всех видов действии в учебной деятельности младших школьников практически одинаково.
Ключевые слова; Младший школьный возраст, процесс мышления, учебной деятельность, учебные действий, мыслительные действия, знаний, умений и навыки, репродуктивные действий, обобщающие, действия контролирующие и оценочные, продуктивные действие, воссоздающие действия, проблемное обучение, умственой деятельность, творческой деятельность.
Abstract: This article examines the relationship between the thinking process and learning activities. This relationship forms certain knowledge, abilities and skills in younger schoolchildren. Thinking in educational activities is realized mainly through a system of tasks aimed at performing various practical and performing actions and actions aimed at updating and consolidating the knowledge of reproducing ones. These types of actions in the educational activity of the aggregate constitute a group of reproductive actions, since their implementation is based on a
Scientific Journal Impact Factor
given goal from the students. In addition, mental actions, determined by the following tasks, establish a causal relationship, highlight its analytical components in an object, find a difference and comparative similarity, draw a conclusion to highlight the general and the essential. And also form the actions of controlling and evaluative and productive actions that require the formation of any neoplasm. The ratio of all types of action in the learning activity of younger schoolchildren is practically the same.
Keywords: Younger school age, the process of thinking, learning activities, learning actions, mental actions, knowledge, skills and abilities, reproductive actions, generalizing, controlling and evaluating actions, productive action, recreating actions, problem learning, mental activity, creative activity.
Annotatsiya: Ushbu maqola fikrlash jarayoni va o'quv faoliyati o'rtasidagi bog'liqlikni o'rganadi. Ushbu munosabatlar kichik maktab o'quvchilarida ma'lum bilim, qobiliyat va ko'nikmalarni shakllantiradi. Ta'lim faoliyatida fikrlash, asosan, takrorlanadigan bilimlarni yangilash va mustahkamlashga qaratilgan turli xil amaliy va bajaruvchi harakatlar va harakatlarni bajarishga qaratilgan vazifalar tizimi orqali amalga oshiriladi. Yig'indagi o'quv faoliyatidagi ushbu harakatlar turlari reproduktiv harakatlar guruhini tashkil qiladi, chunki ularni amalga oshirish talabalar tomonidan berilgan maqsadga asoslanadi. Bundan tashqari, quyidagi vazifalar bilan belgilanadigan aqliy harakatlar sabab-oqibat munosabatini o'rnatadi, ob'ektdagi analitik tarkibiy qismlarini ajratib turadi, farq va qiyosiy o'xshashlikni topadi, umumiy va muhimni ajratib ko'rsatish uchun xulosa chiqaradi. Va har qanday neoplazmaning shakllanishini talab qiladigan nazorat qiluvchi va baholovchi va samarali harakatlarni shakllantiring. Kichik maktab o'quvchilarining o'quv faoliyatidagi barcha harakatlar turlarining nisbati deyarli bir xil.
Kalit so'zlar: Kichik maktab yoshi, fikrlash jarayoni, o'quv faoliyati, o'quv harakatlari, aqliy harakatlar, bilim, ko'nikma va malakalar, reproduktiv harakatlar, harakatlarni umumlashtirish, boshqarish va baholash, samarali harakatlar, harakatlarni qaytayaratish, muammoli o'rganish, aqliy faoliyat, ijodiy faoliyat.
Процесс мышления всегда тесно переплетены в учебной деятельности процессы актуализации знаний, с одной стороны, и преобразования и продуцирования нового знания - с другой. Процессы первого рода составляют в процессе учебной деятельности репродуктивную основу мышления, а процессы второго - продуктивную. Программы для начальной школы предъявляют чрезвычайно обширные и жесткие требования к формированию у младших школьников определенных знаний, умений и навыков. Эти требования
ВСТУПЛЕНИЕ
Oriental Renaissance: Innovative, R VOLUME 1 | ISSUE 3
educational, natural and social sciences О ISSN 2181-1784
Scientific Journal Impact Factor SJIF 2021: 5.423
реализуются в основном посредством системы заданий, направленных на выполнение различных практических действий (прочитать, переписать), -исполнительских и действий, направленных на актуализацию и закрепление знании - воспроизводящих. Эти виды действии в учебной деятельности совокупности составляют группу репродуктивных действий, так как их осуществление основано на жестко заданной цели от учащихся они требуют достижения результата максимально приближенного к образцу.
Во вторую группу входят мыслительные действия, определяемые по следующим заданиям установить причинно следственную связь выделить в объекте его составляющие аналитические найти отличие и сходство сравнительные сделать вывод выделить общее и существенное - обобщающие.
Третью группу образуют действия контролирующие и оценочные. Влияние этих действии на развитие психических процессов и свойств личности почти универсально.
Четвертую группу действии - продуктивных - составили действия требующие формирования какого либо новообразования.
Соотношение всех видов действии по заданиям учителя и по заданиям учебника в учебной деятельности младших школьников практически одинаково. Это свидетельствует о том, что учителя в своей работе ориентируются в основном на задания учебников.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И МЕТОДЫ В процессе написания статьи были использованы методы логики, анализа, синтеза и объективности научного знания. Выявлено влияние учебных действий к мыслительным действиям младших школьников в учебной деятельности. Особое место отводится изучению структуры науки психологии, определению порядка познания, их классификации.
ОБСУЖДЕНИЕ И РЕЗУЛЬТАТЫ Анализ полученных результатов показывает также что различные виды действии представлены в учебном процессе неодинаково. Явно заметно преобладание одних и дефицит других, что объясняется недостатками в планировании некоторых видов учебных действий в учебной деятельности. Так, большое место занимают репродуктивные действия — от 32,3 до 48,1 % при работе на уроках по заданиям учителя и от 20,6 до 46,4 % — по заданиям учебников (суммарно для исполнительских и воспроизводящих действий).
умственный репродуктивные мыслительные
действия действия. действия.
Scientific Journal Impact Factor SJIF 2021: 5.423
учебный-действия_____
Работе на уроках по заданиям учителя(практические действие). - от 32,3 до 48,1 % - от 33,1 до 49,1 %
По заданиям учебников (исполнительские действие) . - от 20,6 до 46,4 % - от 38,7 до 70,8 %
Преобладание репродуктивных действий отчасти закономерно, если учесть требования программы по формированию у младших школьников конкретных знаний, умений и навыков. Количество мыслительных действий также достаточно велико — от 33,1 до 49,1 % и от 38,7 до 70,8 % (суммарно для аналитических, сравнительных и обобщающих действии).
Соотношения умственный и учебный действий (1-3 класс)
0,8 0,7 0,6 0,5 0,4 0,3 0,2 0,1 0
70,80%
48,10% 49,10% 4640%
учебный действия
Работе на уроках по заданиям учителя(практические действие).
По зада-ниям учебников (исполнительские действие) .
□ репродуктивные действия. □ мыслительные действия. (
Однако именно виды этих действий крайне неравномерно включены в учебный процесс. Так, во всех классах и по всем предметам явно преобладают аналитические действия. Значительно меньшее место занимают сравнительные и обобщающие действия.
другие действия учебный действия——— контролирующие действия оценочные действия
работе на уроках по заданиям учителя(практические действие). - от 0 до 12,2 % - 0 до 4,9 %
по заданиям учебников (исполнительские действие) - 0 до 2,2 % - 0 до 3,7 %
Scientific Journal Impact Factor SJIF 2021: 5.423
Соотношения умственный с другими действий (1-3 класс)
0,14 0,12 0,1 0,08 0,06 0,04 0,02 0
12,20%
4,90% 4,90% 3,70%
2,20% С
учебный действия работе на уроках по по зада-ниям учебников (исполнительские
заданиям действие) .
учителя(практические действие).
□ контролирующие действия □ оценочные действия
Недостаточное место занимают контролирующие действия (от 0 до 12,2 % и от 0 до 2,2 %) и особенно оценочные (от 0 до 4,9 % и от 0 до 3,7 %).
умственный действия учебный действия продуктивные действия воссоздающих действия
работе на уроках по заданиям учителя(практические действие). - от 0 до 1,9 % - 3,8 до 7 %
по заданиям учебников (исполнительские действие) - 0 до 1,7 %) - 5,1 до 10,8 %
Мало и крайне неравномерно представлены продуктивные действия(от 0 до 1,9 % и от 0 до 1,7 % ). Отмечаются довольно высокие показатели включения в структуру учебной деятельности воссоздающих действий (от 3,8 до 7 % и от 5,1 до 10,8 %). Особенно это характерно для уроков чтения, где учителя применяют разнообразные и интересные задания побуждающие учеников к творческой деятельности.
Scientific Journal Impact Factor SJIF 2021: 5.423
Соотношения умственный и учебный действий (1-3 класс)
0,12 0,1 0,08 0,06 0,04 0,02 0
10,80%
7%
1,90%
§ I S #
ер S a s
Ï I I S3
□ продуктивные действия □ воссоздающих действия
0
Различные виды действий по разному влияют на развитие мышления школьников Исполнительские и воспроизводящие действия абсолютно необходимы для приобретения и закрепления знании в мыслительной деятельности эти знания будут составлять ее репродуктивную основу — актуализацию знаний их применение к решению некоторого класса задач.
В мыслительной деятельности человека выделяются два вида анализа по заданным критериям по формирующимся и только второй : вид характеризует мыслительную деятельность как творческую Изучение мыслительных учебных действий — аналитических сравнительных и обобщающих — показал что задания которые их организуют (цели) и условия в которых они осуществляются преимущественно строятся таким образом что учащимся нет необходимости формировать критерии анализа этих задании поскольку в большинстве случаев они им сообщаются. Например аналитические действия побуждаются следующего типа заданиями решить задачу определить вид задачи провести звуковой анализ слова разобрать слово по составу ответить на вопросы по только что прочитанному тексту. Аналогично построена большая часть сравнительных и обобщающих действии. Так выполнение заданий из учебников «Прочитай текст и ответь чем отличается грибной дождь от спорого и слепого» или «Прочитайте глаголы в настоящем будущем и прошедшем времени. Сделайте вывод, на какой вопрос отвечают глаголы в настоящем, будущем и прошедшем времени» — требуют сравнения, обобщения, но необходимые для этого знания (и критерии анализа задания) уже сформированы у учащихся раньше и выступают как заданные.
Scientific Journal Impact Factor
Значительно реже действия этого вида организуются таким образом, что побуждают к формированию собственных критериев анализа, сравнения и обобщения. Например, вопрос учителя «Почему травка названа диковинкой?» побуждает к видению таких свойств травки, которые не лежат на поверхности, а являются скрытыми или латентными. А именно умение находить, выделять в объектах латентные свойства часто лежит в основе творческих решений. Однако действия, требующие самостоятельного, нетривиального анализа, сравнения, обобщения — явление весьма редкое в учебной деятельности. Значительно чаще аналитические, сравнительные и обобщающие действия строятся по типу заданности и однозначности ответов. Явно не соответствует идее гармоничного развития мышления учащихся начальных классов недостаток заданий, требующих сравнительных и обобщающих действий. Сведение до минимума контрольно-оценочных действий также весьма неблагоприятно сказывается на формировании общих регулирующих механизмов деятельности, связанных с развитием аппарата сличения, сопоставления результата с целью, выявления расхождений. Поскольку эти механизмы широко включены в мыслительную деятельность, а специальные задания, направленные на их формирование, занимают чрезвычайно малое место в учебной деятельности младших школьников, неизбежны дефекты и в развитии их мышления. Учащиеся младших классов практически не умеют анализировать правильность полученного результата. Об этом свидетельствуют ошибки, некоторых учеников уже после осуществления контролирующего действия. Опытные учителя применяют определенные способы организации контролирующих действий
Оценочные действия лежат в основе формирования уровня на котором выполняется учебная деятельность решаются учебные задачи Вместе с тем оценки всегда включены в состав мыслительной деятельности выступая в ней как механизм регулирующий принятие или непринятие гипотезы окончания или продолжения деятельности. Недостаточная представленность контролирующих и оценочных действий в структуре учебной деятельности и дефекты в их организации тормозят развитие механизмов сличения отбора обратной связи играющих столь большую роль в функционировании мышления. Наконец то явно малое место которое занимают в учебной деятельности продуктивные действия безусловно не способствует развитию творческого мышления у младших школьников Действия этого вида в наибольшей степени стимулируют учащихся к самостоятельности — и в постановке целей и в составлении плана и в достижении нового результата.
Scientific Journal Impact Factor
Так в преобразующих действиях цели задаются учителем в общем виде. Например при выполнении задания превратить простую задачу в составную, ученик сам должен решить какой тип задачи избрать. Следователь но для достижения цели в состав пре образующего действия должны включаться процессы промежуточного целеобразования Причем это целеобразование ученик должен осуществить самостоятельно так как промежуточные цели в задании не выделяются а это является одной из важных предпосылок развития творческого мышления.
Развитию творческой направленности мышления способствуют также воссоздающие действия. Эти действия предъявляют большие требования к воображению, развитие которого весьма способствует формированию творческого мышления. В значительной степени недостатки творческого мышления не только учащихся, но и взрослых людей обусловлены неумением формулировать сами проблемы, ставить новые задачи. Это связывается обычно с недостаточным уровнем развития процессов целеобразования. Истоки этого следует искать в какой-то степени и в организации учебной деятельности — практическом отсутствии целеобразующих и планирующих видов действий.
Таким образом, исследование представленности и соотношения в учебном процессе различных видов учебных действий, формирующих мышление учащихся, выявило значительный дефицит в действиях, развивающих их творческие возможности, постановку новых целей, планирование способности к нешаблонному анализу, к преобразующей и воссоздающей деятельности. Это положение усугубляется тем, что при столь низких общих показателях для контрольно-оценочных и продуктивных действий фиксируется также их крайняя неравномерность в организации на уроках в разных классах.
Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:
Соотношение различных видов действий не соответствует оптимальным условиям развития у младших школьников процессов творческого мышления — целеобразования, нешаблонного анализа, так как в учебной деятельности недостаточно представлены действия по целеобразованию, воссоздающие, преобразующие, планирующие, а также действия, требующие формирования критериев анализа, сравнения, оценок, а не использования данных.
Соотношение различных видов действий, осуществляемых учащимися на уроках, определяется, главным образом, учителем и может сильно варьировать даже по одной теме. Отсутствие специальных установок и требований к развитию творческого мышления в программах и методических
Scientific Journal Impact Factor
разработках, а также критериев оценки его развития тормозит в деятельности многих учителей применение специальных заданий, развивающих творческое мышление.
Проблемное обучение в учебной деятельности младших школьников имеет сравнительно ограниченные возможности применения, так как в этом возрасте нехарактерны самостоятельное решение проблем, высокий уровень познавательных потребностей. Вследствие этого планирование соотношения различных видов учебных действий, отвечающее задаче развития творческого мышления, разработка и включение в учебники и методические пособия специальных заданий, развивающих креативность, является реальным путем для решения задачи повышения уровня развития творческого мышления в младшем школьном возрасте.
Содержательная информация в учебной деятельности младших школьников об уровне умственного развития школьника, его индивидуальных особенностей познавательной деятельности, качествах ума необходима учителей и родителей для следующих целей;
- подбора заданий, наиболее эффективно влияющих на умственную деятельность,
- воздействия на личность ученика через индивидуализированную оценочную деятельность,
- организации совместной с родителями деятельности по совершенствованию качеств ума школьников,
- выявления наиболее умственно одаренных детей,
- развития творческой деятельности учащихся.
1. Акимова М.К., Козлова В.Т. Психологическая коррекция умственного
развития школьников. - М.: АКАДЕМИЯ, 2000. - С.35-43.
2. Выготский Л.С. Мышление и речь. - 5-е изд., исп.-М.: Лабиринт, 1999.-351
3. Венгер А.Л, Цукерман Г.А. Психологическое обследование младших школьников. М., 2001.
4. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. СПб. 1997
5.Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка / Сост., нов. ред. пер. с фр.,Коммент. В.А. Лукова, В,А. Лукова. - СПб.: Педагогика-Пресс, 1999. -527 с. 6..Холодная М.А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования. - 2-е изд., перераб.и доп. - СПб.: Питер, 2002. - 264 с.
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ
ЛИТЕРАТУРА (REFERENCES)