Влияние тяговых и эксплуатационных показателей работы машинно-тракторных агрегатов на их производительность и экономичность
ММ Константинов, д.т.н., С.В. Попов, к.т.н., А.И. Бежин, к.т.н., ОренбургскийГАУ
На производительность и экономичность машинно-тракторных агрегатов (МТА) оказывает влияние множество факторов. Среди них такие факторы, как размер, рельеф и конфигурация обрабатываемых участков, физико-механические свойства почвы, особенности выполнения технологического процесса сельскохозяйственных операций, а также техническое состояние трактора, сельскохозяйственной машины и сцепки, их загрузки и т. п.
Одним из факторов, существенно влияющим на производительность МТА, является оптимальная загрузка трактора, которая определяется Л = Я / Р
I опт Кр’
где Я - тяговое сопротивление МТА, Н;
Ркр - усилие на крюке трактора, Н.
Различные свойства почв, рельеф во время движения агрегата приводят к изменению тягового сопротивления МТА Я, что сказывается на загрузке трактора. Очевидно, что чем меньше будет диапазон изменения тягового усилия, тем выше будет степень использования тяговой мощности трактора и соответственно производительность агрегата.
Степень использования мощности трактора определяют по следующему выражению:
Nк
ЯУ,
Чим -
Nк
Р У
кр. макс т
-Чи
(1)
N
Чт -
кр
:ЧмЧ/Ч5,
(2)
где N - эффективная мощность, Вт;
Чм - коэффициент полезного действия трансмиссии трактора;
Ч/ - коэффициент, учитывающий потери на самопередвижение трактора;
Ч5 - коэффициент, учитывающий потери на буксование трактора.
Для определения часовой производительности МТА используют формулу:
Wч - 0,36ВрУрх,
где В, - рабочая ширина захвата МТА, м;
х - коэффициент использования времени смены.
Или определяют через крюковую мощность трактора:
кр.макс а
-ЧимР^
Wч -■
к
(3)
где к - удельное сопротивление машины на единицу ширины захвата, Н/м;
Р - коэффициент использования ширины захвата рабочей машины.
Выразив крюковую мощность трактора через эффективную мощность двигателя по выражению (2) и подставив его в выражение (4), полу-
чим:
кр.макс
где Nкр - используемая мощность на крюке, Вт; N,^1: - максимальная тяговая мощность, Вт; Ркр.макс - максимальное тяговое усилие трактора на выбранной передаче, Н;
У, - рабочая скорость движения МТА, м/с; Ут - расчетная скорость движения трактора на выбранной передаче, м/с;
Ч„ - степень использования тягового усилия трактора;
а - коэффициент снижения скорости. Тяговые свойства трактора оценивают по отношению:
0,36^« ЧимЧ мЧ / Ч5 „
Wч ----------- ----- ---хр.
к
(5)
Представляя коэффициент использования мощности по выражению (1) из выражения (5) исключим тяговое сопротивление. Окончательный вид после подстановки будет:
0,36N В аЧ Ч tЧ5
ттг ’ ен р їм I / 15
W -------------------------------- -----х.
ч Рк
(6)
кр.макс
Данное выражение позволяет определять часовую производительность в зависимости от ширины захвата МТА, как видно, скорость в данной зависимости отсутствует, а значения номиналь-
НАУКАИТЕХНИКА
ной эффективной мощности и максимального крюкового усилия на данной передаче являются заданным значением. То же следует сказать и о коэффициенте полезного действия трансмиссии трактора. Остальные коэффициенты определяются экспериментальным путем.
Выражение (5) можно представить и в другом виде, с использованием тягового сопротивления рабочей машины. Здесь необходимо отметить, что удельное сопротивление к изменяется в зависимости от скорости движения МТА по закону
к = к0[1 + Дку(гр - V)|, (7)
где к0 - удельное сопротивление при начальной скорости У0, Н/м;
Дку - интенсивность нарастания удельного сопротивления в функции скорости, с/м;
Ур - скорость движения МТА, для которой определяют удельное сопротивление, м/с.
Тогда выражение (5) для определения производительности агрегата можно записать:
0,36N л Л Л tЛх
тт/ ? ен I UM ' М ' f ' X D
W =-------г--------г-----^
ч k0 (i + MV ( - Vo))
(8)
Для определения максимальной часовой производительности необходимо решить функцию, зависящую от многих факторов
W = f (N ен, РК„ ,УР, Вр, а, Ли
(9)
кости и горизонталью для прицепных машин или величины подпора в гидроцилиндре для навесных машин. Следует отметить, что по выражению (8) при прочих равных условиях более производительными будут агрегаты с тракторами большей мощности. Также необходимо уделять внимание соотношению тягового сопротивления к максимальному крюковому усилию, как известно, оно не может быть равным единице, но следует стремиться к оптимальной загрузке агрегата.
Определение режимов работы агрегатов при постоянной ширине их захвата в заданных условиях эксплуатации будет сводиться к двум случаям: имеется ряд однотипных машин, отличающихся шириной захвата, и имеется одна машина, позволяющая изменять ширину захвата. Результаты оптимизации WЧммакс за счет силового и скоростного режимов работы в заданных условиях позволят выявить резервы увеличения производительности МТА и, соответственно, рекомендации по достижению такого результата.
Определение коэффициентов выражений (6) и (8) экспериментальным путем позволит найти практическое применение этих формул для определения производительности машинно-тракторных агрегатов.
Экономичность МТА определяют отношением
Лм,Л f,Л5,^P,k) ^ max-
Пути решения данной функции будут зависеть от того, какие задачи требуется выполнить по оптимизации параметров МТА. Например, при выполнении решения в заданных условиях использования сельскохозяйственных агрегатов требуется оптимизация их скоростных и силовых режимов. Под оптимизацией скоростного режима работы агрегата подразумевается определение и использование такой скорости движения МТА УоПт, при которой соблюдаются все ограничения накладываемые на выполнение данной операции (агротехнические), а критерий оптимизации (9) принимает экстремальное значение - максимум.
При определении Уопт необходимо учесть снижение тягового сопротивления сельскохозяйственной машины до минимально возможных величин, в этом случае решение задачи сводится к оптимизации (максимально возможное значение) угла между направлением линии сопротивления машины в продольно-вертикальной плос-
(i0)
где Q - часовой расход топлива, кг/ч.
Если часовая производительность агрегата достигает максимального значения, то экономичность, соответственно, стремится к минимальному значению. Тогда функцию для часовой производительности МТА можно представить и для экономичности:
© = /(&, Нен , Ркр.макс , Ур , Вр ,а,Лим ,
Лм,Л/,Л5,?,Р,к) ^ шт. (11)
Анализ зависимостей для определения показателей эксплуатационных свойств МТА (9) и
(11) показывает, что решение задач фактически сводится к определению скорости движения Уопт, ширины захвата Вр, тягового сопротивления Я и расходу топлива Q, а все остальные параметры являются заданными (внешними или организационными).